ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ подготовки СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
Т.М. Мелихова УралГАФК, г. Челябинск
Рассмотрены факторы и принципы успешного функционирования системы подготовки спортивного резерва. Выделены системообразующие факторы и взаимосвязь между ними.
В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области спорта. В сложившейся ситуации естественно возникает необходимость в тщательном изучении всех составляющих системы многолетней подготовки спортсменов.
Известно, что первое и чрезвычайно важное звено в этой цепи - система подготовки спортивного резерва (СПСР), от степени целесообразности построения которой во многом зависит весь последующий ход спортивного совершенствования.
Процесс становления СПСР в нашей стране прошел ряд этапов, каждый из которых характеризовался новыми, более высокими, количественнокачественными показателями.
Методика и организация исследования
В ходе развития физкультурно-спортивного движения в основном сформировалась целостная система подготовки спортивных резервов в стране, основу которой составляют спортивные школы. По данным В.Г. Бауэра [1], доля воспитанников спортивных школ в составах сборных команд составляет примерно 96-98 %.
Подготовка спортивного резерва определяется спецификой сферы спортивной деятельности в целом, спецификой избранного вида спорта, особенностями биологической и социальнопсихологической природы человека, закономерностями развития личности человека в онтогенезе, законами развития определенных двигательных способностей в различные возрастные периоды и еще целым рядом факторов [2-4, 8].
К числу основных факторов, обусловливающих эффективность функционирования системы подготовки спортивного резерва, относятся [3];
- оптимальное соотношение контингента занимающихся на этапах многолетней подготовки, способного обеспечить полноценное пополнение сборных команд России;
- нормативные основы деятельности спортивных школ;
- рациональное построение спортивного календаря соревнований;
- принципы формирования Единой всероссийской спортивной классификации.
На наш взгляд, разработка научнопедагогической концепции совершенствования системы подготовки спортивного резерва должна пред-
полагать формирование таких принципов, которые детализируют ее теоретико-методологическую направленность и технологические условия обеспечения успешности данного процесса [6,7].
При изучении основных направлений совершенствования концепции подготовки спортивного резерва в беге на средние и длинные дистанции С.А. Локтевым [5] было убедительно показано несоответствие практической деятельности ДЮСШ научным положениям и установкам. Это несоответствие теории и практики наиболее полно выражено в расхождении с ключевыми принципами либерализации, т. е. свободного выбора средств, форм и методов физического совершенствования; гармонизации, предполагающей всестороннее физическое и духовное развитие личности, гуманизации, обеспечивающей учет физической и психологической индивидуальности, характеризующейся ранним выбором. Кроме того, свою негативную долю вносят преждевременная специализация и единая для всех система соревнований.
В настоящее время, когда достижение в спорте неизмеримо выросли и процесс воспитания спортсменов носит комплексный характер, подготовка резервов может успешно осуществляться только при решении неразрывно связанных между собой задач и учете всех системообразующих факторов: кадров, организационной структуры, управления, планирования, информационного, научного и медицинского обеспечения, материальной базы, финансирования, восстановления, отбора и ориентации. Обязателен учет факторов внешней среды при ведущей роли тренировочного и соревновательного процессов. На современном этапе развития спорта повышается не столько значение отдельных компонентов, сколько их взаимосвязь, подчинение достижению основной цели - обеспечению полноценного пополнения состава национальных сборных команд, способных на равных конкурировать с сильнейшими спортсменами мира.
Рассмотрение обозначенной нами проблемы с позиций системного подхода, в соответствии с которым цель, конечный результат, благодаря действию принципа обратной связи, играют важную системообразующую роль, определяет методы и средства ее достижения, позволяет выявить их взаимосвязь и взаимообусловленность. Постоянного совершенствования требует методика тренировки,
224
Вестник ЮУрГУ, № 4, 2005
Мелихова Т.М.
Эффективность функционирования системы подготовки спортивного резерва
которая является основой для разработки процесса подготовки спортсменов, определяет направленность и содержание организационной деятельности.
Основополагающим принципом функционирования системы подготовки спортивного резерва должен быть принцип единства теоретического, организационного и технологического компонентов многолетнею спортивного совершенствования, реализация которого сможет обеспечить разрешение основного противоречия, присущего современной отечественной системе подготовки резерва, - почти полного несоответствия содержания практической деятельности теоретическим установкам, а организационных условий - технологическим требованиям.
Известно, что структура контингента занимающихся в спортивных школах и квалифицированных спортсменов является важнейшей интегральной характеристикой качества функционирования системы подготовки спортивного резерва.
Выводы.
Таким образом, в условиях непрерывного усложнения технологических процессов системы спортивной тренировки возрастает необходимость повышения уровня и взаимодействия различных компонентов подготовки спортивных резервов. Обозначим взаимосвязь некоторых из них:
- создание организационных форм, ориентированных на использование интенсивных факторов, позволяющих создать комплекс условий, необходимых для воплощения в практику передовых технологий подготовки спортивных резервов;
- согласованность действий всех организаций, принимающих участие в подготовке спортивных резервов по видам спорта, и их дальнейшая специализация;
- концентрация ресурсов и их целенаправленное использование на основных направлениях;
- комплексность решения организационных, материально-технических, информационных, на-учно-методических и других задач;
- эффективная система управления и рациональная организационная структура всей системы подготовки спортивного резерва,
Литература:
1. Бауэр В.Г. Научно-организационные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 25 с.
2. Булгакова Н.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней тренировки (на материале плавания): Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1977. - 64 с.
3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986. -192 с.
4. Гужаловскай А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов // Теор. и практ. физ. культ. - 1979, №9,-С. 28-31.
5. Локтев С.А. Организационно-педагоги-ческая концепция преобразования системы подготовки спортивного резерва в беге на средние и длинные дистанции: Дисс. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 1994. - 402 с.
6. Мелихова Т.М. Совершенствование организации и планирования подготовки конькобежцев в ДЮСШ: Метод, пос. - Челябинск, 1989. - 32 с.
7. Мелихова Т.М. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии и перспективы // Тез. докл. Междунар. конгр. Москва, 24-28мая 1998г. -Т. 1.-С. 294-295.
8. Филин В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов. - М.: ФиС, 1974. - 232 с.
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 2
225