УДК 371
ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА (СДЮСШОР) С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
© Наиль Каримович САБИРЗЬЯНОВ
Московская государственная академия физической культуры, г. Москва, Российская Федерация, соискатель кафедры управления, экономики и истории физической культуры и спорта; специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва № 94 «Крылатское» департамента физической культуры и спорта г. Москвы, г. Москва, Российская Федерация, директор, e-mail: [email protected]
Статья посвящена методическому подходу к изучению проблемы подготовки спортивного резерва для спорта высших достижений в системе СДЮСШОР. Цель исследования - на основе системного анализа определить основные подсистемы подготовки спортивного резерва в системе СДЮСШОР. Автором сформулированы основные подсистемы подготовки спортивного резерва в системе СДЮСШОР, которые обусловливают эффективность работы СДЮСШОР и требуют дальнейшего научного анализа с позиций их совершенствования. Новизна статьи - впервые в отечественной спортивной науке четко определены основные факторы, влияющие на процесс подготовки спортивного резерва в системе СДЮСШОР.
Ключевые слова: подготовка спортивного резерва; системный подход; подсистемы подготовки спортивного резерва.
В мае 2011 г. в Краснодаре состоялось заседание президиума Совета при президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани, чемпионата мира по футболу 2018 г., главным вопросом которого стала система профессионального спортивного образования. В рамках этого вопроса была затронута тема подготовки спортивного резерва для сборных команд страны. По оценке руководства страны ситуация в этом вопросе весьма не простая, а ведь в ближайшие годы Россия готовится принять крупнейшие международные соревнования, где наши спортсмены должны выступить достойно.
За последние годы система подготовки спортивного резерва понесла серьезные потери. Хотя еще несколько десятков лет назад в стране действовала эффективная система отбора и подготовки талантливых детей, основу которой составляли около 300 спортивных школ-интернатов, тысячи спортивных школ. К настоящему времени спортивных школ-интернатов осталось не более десяти.
То, что успешное выступление отечественных спортсменов на крупных международных соревнованиях во многом зависит от эффективной подготовки спортивного резерва, является аксиомой. Поэтому не случайно, что многие специалисты главной причиной неудач российских атлетов объясняют сбоями в системе подготовки резерва для сборных команд страны [1-5].
В настоящее время организационную структуру системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации составляют:
- учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР);
- средние профессиональные образовательные учреждения - училища олимпийского резерва (УОР);
- школы высшего спортивного мастерства (ТТТВСМ);
- спортивные школы-интернаты.
Фундамент всей системы подготовки
спортивного резерва сборных команд России закладывают именно СДЮСШОР. Но эф-
фективность работы СДЮСШОР зависит не только от качественного отбора перспективных для занятий спортом детей, но и от многих других факторов [2, 3, 6, 7].
Внимание к проблеме подготовки спортивного резерва уделено во многих нормативных документах последних лет. В Стратегии развития отрасли на период до 2020 г. и Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период 2006-2015 гг.» определены основные направления развития физической культуры и спорта, одно из которых направлено на создание необходимых условий для подготовки спортсменов высокого класса [7].
Для решения этой задачи в рамках другого направления (развитие спорта высших достижений) большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы спорта высших достижений. Решено построить и модернизировать 7 федеральных спортивных центров, 20 спортивных центров, реконструировать и модернизировать спортивную базу образовательных учреждений (в т. ч. и СДЮСШОР) для подготовки олимпийского резерва, а также оборудовать антидопинговый центр. Программой предусмотрено строительство спортивной инфраструктуры государственной и муниципальной собственности. В целях реализации принципов государственно-частного партнерства при строительстве спортивных объектов в 2010 г. в Программу было внесено изменение, предусматривающее, что собственник спортивного объекта, построенного в рамках Программы, может сдать его в долгосрочную аренду без права перепрофилирования. Тем самым стимулируется привлечение спонсорских средств на строительство спортивных сооружений с условием последующей сдачи этих объектов в долгосрочную аренду спонсорам.
Важным звеном в решении этой задачи должны стать СДЮСШОР, которые закладывают фундамент подготовки спортивного резерва для сборных команд страны. По данным государственных статистических наблюдений в 2010 г. в Российской Федерации функционировало 5062 детско-юношеских спортивных учреждений, четвертую часть которых (1201 или 24,9 %) составляли СДЮСШОР, организационно принадлежав-
шие разным ведомствам. В них занималось 3,3 млн детей, с которыми работали 103 тыс. тренеров.
В теории современного спортивного менеджмента специалисты выделяют несколько подходов к управлению спортивными организациями [4, 6]. Рассмотрим некоторые из них. Процессный подход рассматривает управление как процесс, состоящий из серии взаимосвязанных непрерывных действий, каждое из которых также является процессом. Эти управленческие действия называются функциями. Ученые рассматривают обширный перечень функций, однако, объединив их по существенным видам управленческой деятельности, можно выделить четыре взаимосвязанных функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Ситуационный подход представляет собой способ мышления об организационных проблемах спортивной организации и путях их решений. В нем сохраняется концепция процесса управления, которая применима ко всем организациям. Эффективность этого подхода в значительной степени определяется правильностью оценки переменных факторов и их влиянием. Наиболее значимых переменных насчитывается не более десятка, они сгруппированы по группам внутренних и внешних переменных.
Системный подход рассматривает спортивные организации как открытые системы со сложными взаимоотношениями между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми. Система представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство [6]. Так как в организации все ее элементы взаимозависимы, то происходящие изменения в каком-то одном элементе вызывают изменения во всех других.
Системный подход указывает на то, что организация состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой, и предполагает, что руководство должно знать, каковы переменные параметры организации, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияние на эффективность является сутью этого подхода.
Системный подход как способ мышления и метод научного исследования указывает на то, что система подготовки спортивного резерва в рамках деятельности СДЮСШОР состоит из взаимосвязанных подсистем, является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой. Взаимодействие элементов системы обеспечивает ее органическую структурность, динамизм функционирования и развития. Системообразующим фактором для этой системы является юный спортсмен.
Согласно исследованиям отечественных ученых, подготовка спортивного резерва -сложный как педагогический, так управленческий процесс. В.Г. Оленик выделяет следующие типы деятельности работников СДЮСШОР: спортивно-педагогическая деятельность, научно-исследовательская деятельность и административно-управленческая деятельность [8]. Цель административноуправленческой деятельности - обеспечение непрерывности и эффективности учебнотренировочного процесса и его соответствия избранной стратегии подготовки; содержанием этой деятельности является организация и всестороннее обеспечение спортивной подготовки.
О применении системного подхода в решении задач, стоящих перед СДЮСШОР, говорят многие авторы. Так, в частности в трудах Т.М. Мелиховой отмечается, что в подготовке спортивного резерва в системе СДЮСШОР необходим учет факторов внешней среды при ведущей роли тренировочного и соревновательного процессов, а на современном этапе развития спорта повышается не столько значение отдельных компонентов, сколько их взаимосвязь [2].
Подготовка спортивного резерва СДЮСШОР как системы происходит в процессе диалектической взаимосвязи всех составных частей (подсистем), отличающихся достаточной сложностью. Функционирование каждой подсистемы - условие и основа для развития как других подсистем, так и всей сферы отрасли.
В настоящее время, когда спортивные результаты значительно выросли и процесс воспитания спортсменов носит комплексный характер, подготовка спортивного резерва может успешно осуществляться только при решении неразрывно связанных между собой
задач и учете всех системообразующих факторов, каждый из которых вносит свой вклад в работу спортивной организации. Так, например, одной из проблем функционирования СДЮСШОР является их правовое положение: на сегодняшний день в стране не существует единой нормативной базы, регламентирующей деятельность СДЮСШОР, поскольку отсутствует Типовое положение о СДЮСШОР.
Анализ научной литературы, беседы со специалистами, собственный многолетний опыт управленческой деятельности в сфере подготовки спортивного резерва в системе СДЮСШОР позволили выявить основные подсистемы подготовки спортивного резерва в системе СДЮСШОР. Ими являются:
- кадровое обеспечение;
- программно-нормативные основы;
- организационные основы;
- медицинские основы;
- материально-техническая база;
- правовые основы;
- информационное обеспечение;
- научно-методические основы;
- экономические основы.
Таким образом, подготовка спортивного резерва в рамках деятельности СДЮСШОР является весьма сложным образованием, которое требует специального научного анализа с позиций системного подхода.
Подводя итог нашему исследованию, мы пришли к следующим выводам.
1. В условиях постоянного роста конкурентной борьбы на мировой спортивной арене, непрерывного усложнения технологических процессов подготовки спортсменов возрастает необходимость повышения эффективности менеджмента СДЮСШОР, в конечном итоге направленного на улучшение взаимодействия различных компонентов системы подготовки спортивных резервов. Такими направлениями менеджмента являются:
- создание организационных и педагогических условий, необходимых для воплощения в практику передовых технологий подготовки спортивных резервов;
- согласованность действий всех организаций, принимающих участие в подготовке спортивных резервов по видам спорта;
- концентрация ресурсов и их целенаправленное использование на основных направлениях;
- комплексность решения организационных, материально-технических, информационных, научно-методических и других задач;
- эффективная система менеджмента и рациональная организационная структура всей системы подготовки спортивного резерва.
2. Подготовка спортивного резерва СДЮСШОР как системы происходит в процессе диалектической взаимосвязи всех составных частей (подсистем), отличающихся достаточной сложностью. Ими являются:
- кадровое обеспечение
- программно-нормативные основы;
- организационные основы;
- медицинские основы;
- материально-техническая база;
- правовые основы;
- информационное обеспечение;
- научно-методические основы;
- экономические основы.
1. Евтух А.В., Квашук П.В., Шустин Б.Н. Научно-методические основы многолетней подго-
товки спортсменов // Вестник спортивной науки. 2008. № 4. С. 16-19.
2. Мелихова Т.М. Проблема подготовки спортивного резерва // Теория и практика физической культуры. 2000. № 4. С. 51-53.
3. Никитушкин В.Г., Бауэр В.Г., Квашук П.В. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография. М., 2005.
4. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. М., 2010.
5. Свищев Д.А. Детско-юношеский спорт - проблемы роста // Федеральный справочник. Специальный выпуск «Спорт России». М., 2010. С. 99-102.
6. Жолдак В.И., Сейранов С.Г. Менеджмент. М., 2006.
7. Попов Ю.А. Проблемы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. 2010. №1. С. 15-18.
8. Оленик В.Г., Моченов В.П. О создании концептуальных основ построения автоматизированных систем подготовки высококвалифицированных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1984. № 5. С. 49-52.
Поступила в редакции 14.10.2011 г.
UDC 371
PREPARATION OF SPORTS RESERVE FOR ELITE SPORTS IN SYSTEM OF SPECIALIZED CHILDREN-YOUTH SPORTS SCHOOLS OF OLYMPIC RESERVE FROM POSITION OF THE SYSTEM ANALYSIS
Nail Karimovich SABIRZYANOV, Moscow State Academy of Physical Education, Moscow, Russian Federation, Competitor of Management, Economy and History of Physical Education and Sports Department; Specialized Children-Youth Sports School of Olympic Reserve № 94 “Krylatskoye” of Physical Education and Sports Department of Moscow, Director, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the methodical approach for studying problem of preparation of sports reserve for sports of the elite achievements. The aim of research is to define the basic subsystems of preparation of a sports reserve. On the basis of the system analysis the author formulates the basic subsystems of preparation of sports reserve which cause overall performance of specialized children-youth sports schools and demands the further scientific analysis from positions of their perfection. Novelty of article - for the first time in sports science of our country are accurately defined the major factors influencing process of preparation of sports reserve in specialized children-youth sports schools system.
Key words: preparation of sports reserve; system approach; subsystems of preparation of sports reserve.