МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СДЮСШОР С ПОЗИЦИИ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА
А. В. ПОЧИНКИН, Н. К. САБИРЗЬЯНОВ
На примере одной из московских СДЮСШОР с позиции качества менеджмента анализируется состояние подготовки спортивного резерва для спорта высших достижений в системе СДЮСШОР в медалеемком виде спорта. Проведенное исследование позволило вскрыть и конкретизировать существующие управленческие проблемы, а также наметить пути их решения. Исследовано и показано реальное состояние дел в подготовке спортивного резерва, сложившееся в Российской Федерации.
Анализ нормативно-правовой базы деятельности СДЮСШОР выявил правовой пробел в определении статуса спортивных организаций, занимающихся подготовкой резерва для сборных команд, а также тренеров и спортсменов этих организаций.
Авторами установлено снижение числа занимающихся в СДЮСШОР за 7 лет наблюдений. По всем этапам подготовки, кроме начального этапа, отмечено уменьшение числа спортсменов, улучшивших свои спортивные показателей в течение одного года занятий. За период наблюдений число тренеров сократилось более чем на 25 %, но при этом наблюдается рост средней заработной платы.
Материалы исследования доказывают необходимость принятия комплексного решения назревших нормативно-правовых, организационных, научно-методических, материально-технических, информационных проблем, направленных на модернизацию организационной структуры системы подготовки спортивного резерва в масштабах страны.
Ключевые слова: подготовка спортивного резерва, менеджмент СДЮСШОР, мониторинг деятельности СДЮСШОР.
Введение. Уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене напрямую связан с качеством подготовки спортивного резерва, которое во многом зависит от эффективности деятельности СДЮСШОР. Ведь СДЮСШОР - это основной вид спортивного учреждения для узкой специализации обучающихся в избранном виде спорта с целевой установкой на попадание в резерв спортивных сборных команд страны по различным видам спорта.
Тот факт, что управление системой подготовки спортивного резерва имеет проблемы социального и научного плана отмечают как руководители российского спорта, так и представители науки [1; 2; 4; 6; 8; 9; 12; 13; 14; 15]. Косвенно о наличии проблем в подготовке спортивного резерва говорит тот факт, что среди источников, используемых при подготовке данной статьи, слово «проблема» встречает 5 раз в трудах представителей отечественной спортивной науки [6; 9; 12; 14; 15]. Работы, к которым относятся труды В. К. Бальсевича, В. В. Балахничева,
В. Г. Бауэра, П. В. Квашука, Л. Б. Кофмана, М. Я. Набатниковой, В. Г. Никитушкина, И. И. Столова, Т. С. Тимаковой, Л. М. Куликова, В. П. Филина и др. во многом решили задачи построения тренировки, отбора одаренных детей, профилактико-
реабилитационной деятельности, планирования, анализа и контроля подготовки юных спортсменов. В конечном итоге способствовали повышению результативности детско-юношеского спорта, а значит и деятельности СДЮСШОР. Но проблемы совершенствования менеджмента во многом оказались вне исследовательского поля.
Объект исследования - управленческий процесс в подготовке спортивного резерва в СДЮСШОР.
Предмет исследования - управленческие проблемы подготовки спортивного резерва в СДЮСШОР и перспективы их решения.
Цель исследования - совершенствование менеджмента СДЮСШОР России.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативно-правовую базу деятельности СДЮСШОР.
2. Провести мониторинг общей численности занимающихся, количества юных спортсменов различной спортивной квалификации и динамики их подготовки.
3. Проанализировать кадровое и финансовое обеспечение деятельности СДЮСШОР.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию менеджмента СДЮСШОР.
Рабочая гипотеза - эффективность деятельности СДЮСШОР связана с качеством менеджмента, улучшение которого позволит повысить уровень подготовки спортивного резерва.
Методы исследования.
1. Изучение и анализ научных, документальных, статистических и архивных документов и материалов.
2. Включенное педагогическое наблюдение;
3. Опрос (беседы и интервью).
4. Методы математической статистики.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе СДЮСШОР ГБОУ ДОДСН МГФСО по велоспорту (Москва, ул. Крылатская, дом 10, велотрек) в 2012-2013 гг. На основе статистических материалов авторами был проведен мониторинг деятельности этой СДЮС-ШОР за семилетний период работы. Причины выбора данной СДЮСШОР заключались в следующем: во-первых, велоспорт один из немногих видов спорта, в котором разыгрывается столь большое количество медалей, а во-вторых, на Играх ХХХ Олимпиады (Лондон, 2012 г.) российские спортсмены выступили неудачно и остались за чертой призеров.
Анализ и обсуждение результатов исследования
1. Нормативно-правовая база
Проведенный анализ нормативно-правовой базы показал, что в законодательстве Российской Федерации существует правовой пробел, выражающийся в неопределенности статуса организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, а также лиц, работающих в этих организациях, и спортсменов [3; 8; 9; 13].
Для эффективной организации деятельности СДЮСШОР необходимо разработать современные нормативно-правовые документы, такие как: типовое положение и типовые учебнотренировочные программы, регламентирующие деятельность этих организаций. В вопросе материального обеспечения СДЮСШОР необходима разработка и введение научно-обоснованных нормативов финансирования, которые могли бы способствовать решению вопросов их материального обеспечения вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Следует также рассмотреть вопрос о введении прогрессивного увеличения нормативов заработной платы тренеров по этапам подготовки учащихся СДЮСШОР.
2. Общая динамика численности занимающихся
Общее число учащихся за 7 лет сократилось на 33 %. И хотя причины уменьшения континген-
та СДЮСШОР могут быть разными (демографический спад, снижение популярности вида спорта, понижение уровня здоровья детей, изменение их образа жизни, влекущего за собой фокусировку интересов на сферы, не способствующие активным занятиям спортом и др.), они требуют специального глубокого анализа. Значительно уменьшилось количество юных спортсменов в тренировочных группах (на 75,8 %), в группах спортивного совершенствования (на 63,8 %), в группах высшего спортивного мастерства - на 13,6 %. За исследуемый период СДЮСШОР сфокусировала основные усилия на детях групп начальной подготовки.
3. Динамика численности спортсменов
различной спортивной квалификации
За период наблюдений многие показатели работы СДЮСШОР претерпели изменения. Так, например, за период с 2009 по 2011 гг. количество спортсменов, имеющих второй разряд и выше, уменьшилось на 48 %, а число спортсменов, имеющих массовые разряды, сократилось на 59 %.
Число спортсменов 1 разряда с 2008 по 2011 гг. убавилось на 95 %, а спортсменов квалификации КМС, МС, МСМК за 7 лет стало меньше на 22 %, 33 % и 16,7 % соответственно. СДЮСШОР ухудшила и количественные, и качественные показатели работы. После 2007 г. не было подготовлено ни одного мастера спорта международного класса. Звание мастера спорта в 2011 г. получили два спортсмена, тогда как в 2005 г. его завоевали 15 человек. Количество кандидатов в мастера спорта за год с 2005 по 2011 гг. уменьшилось почти в 4 раза. По всем этапам спортивной подготовки, исключая начальный этап, наблюдается уменьшение спортсменов активного резерва, к которому мы отнесли спортсменов, улучшивших свои спортивные показатели в течение одного года.
4. Динамика подготовки спортивного резерва
Мониторинг динамики подготовки спортивного резерва проводился по трем показателям:
- количество спортсменов - разрядников с учетом их квалификации;
- число спортсменов-разрядников, подготовленных в период с 2005 по 2011 год (активный резерв);
- количеств разрядников, спортивные достижения которых не улучшались за год (пассивный резерв).
На фоне роста общего количества спортсме-нов-разрядников на 35,7 % (хотя и уменьшения их числа в период с 2009 по 2011 гг. на 48,4 %), число юных спортсменов активного резерва достиг-
ло максимума в 2009 г., а количество разрядников, отнесенных к пассивному резерву - в 2008 г. В 2011 г. число спортсменов активного резерва превысило количество спортсменов пассивного резерва на 26,7 %. Несмотря на тенденцию к уменьшению общего числа юных спортсменов, количество спортсменов активного резерва в процентном отношении к числу спортсменов пассивного резерва, выросло.
С 2008 г. наблюдается уменьшение спортсменов, выполнивших нормативы как кандидатов в мастера спорта, так мастеров спорта. Аналогичная ситуация была обнаружена и с подготовкой мастеров спорта международного класса. На всех этапах спортивной подготовки, исключая начальный этап, прослеживается снижение числа спортсменов активного резерва при сохраненном или увеличивающемся числе спортсменов пассивного резерва. С 2008 г. число разрядников пассивного резерва начинает почти в 9 раз превалировать над спортсменами, которые повысили свои результаты в течение календарного года.
Материалы исследования показали, что большая часть спортивного резерва не является продуктивной, так как результаты спортсменов на определенном этапе стабилизируются и не растут. Только благодаря подготовке спортсменов массовых разрядов на этапе начальной подготовки деятельность СДЮСШОР внешне выглядит эффективной.
5. Кадровое обеспечение деятельности СДЮСШОР
С 2005 по 2011 гг. количество тренеров уменьшилось почти на четверть. При этом с 2005 по 2008 гг. их стало больше на 13 %, а 2009 по 2011 гг. произошло сокращение числа тренеров на 34 %. Что касается квалификации тренеров, то в 2005 г. 55 % из них имели высшее образование, в том числе высшее физкультурное - 51 %. К 2011 г. доля тренеров с высшим физкультурным образованием составила 87 %. В период с 2007 по 2011 гг. в СДЮСШОР работали тренеры высшей категории (64 %,) заслуженные тренеры России (21 %), тренеры первой категории (10 %), тренеры второй категории (5 %).
Общая численность работников СДЮСШОР за 7 лет сократилась на 8 %, при этом работников администрации стало больше на 83 %, тогда как тренерско-преподавательский состав сократился на 25,8 %.
6. Финансирование деятельности СДЮСШОР
Деятельность СДЮСШОР финансируется из бюджета города Москвы на основе бюджетной сметы. С 2005 по 2009 гг. наблюдался рост затрат на содержание СДЮСШОР. За этот период они
выросли более чем в 3 раза. Но в 2010 г. финансирование сократилось на 34 % относительно значений 2009 г.
За семилетний период средняя зарплата тренера увеличилась почти в 3 раза. Это повышение отчасти носит искусственный характер, поскольку во многом связано с уходом молодых специалистов, получавших низкую зарплату. К 2011 г. в СДЮСШОР остались работать в основном возрастные тренеры, имеющие высшую категорию и звание заслуженный тренер России, уровень зарплаты которых намного выше заработной платы выпускников физкультурных вузов. Однако в ближайшей перспективе СДЮСШОР ожидает серьезная кадровая проблема.
Выводы
1. В условиях постоянного роста конкурентной борьбы на мировой спортивной арене, непрерывного усложнения технологических процессов подготовки спортсменов возрастает необходимость повышения эффективности менеджмента СДЮСШОР, в конечном итоге направленного на улучшение взаимодействия различных компонентов системы подготовки спортивного резерва.
2. Материалы исследования на примере одной конкретной спортивной школы показали наличие управленческих проблем в подготовке спортивного резерва в системе СДЮСШОР. Полученные данные требуют не только обсуждения, но и принятия административных мер (создание организационных условий, необходимых для внедрения передовых технологий в подготовку юных спортсменов; согласованность действий организаций, участвующих в подготовке спортивного резерва; введение учета спортивно-одаренных детей на всех этапах подготовки спортивного резерва в СДЮСШОР; комплексность решения организационных, материально-технических, информационных, научно-методических задач; создание рациональной организационной структуры системы подготовки спортивного резерва в масштабах страны и др.).
3. Определяющими критериями деятельности специализированных спортивных учреждений должно быть не число обучающихся, а количество спортсменов-членов сборных страны и добившихся высоких результатов на международных соревнованиях.
Литература
1. Губа В. П. Теория и методика успешной подготовки спортивного резерва // Теория и методика физической культуры и спорта: Наследие основоположников и перспективы развития: мат-лы Междунар. на-учн. конф., посвященной 85-летию со дня рождения
Л. П. Матвеева, РГУФКСиТ, 26-28 мая 2010 г. М., 2011. С. 124-126.
2. Золотарев А. П., Лексаков А. В., Российский С. А. Методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва М., 2009.
3. Карякин В. В. Совершенствование законодательства в сфере развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва: проблемы и пути решения // Актуальные вопросы спортивного права. 2011. № 3. С. 8-10.
4. Квашук П. В. К проблеме управления системой подготовки спортивного резерва // Ученые записки университета имени Лесгафта П. Ф. 2011. № 2 (72).
С. 109-112.
5. Куликов Л. М. [и др.] Подходы к обновлению научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 3. С. 34-39.
6. Мелихова Т. М. Проблемы подготовки спортивного резерва и меры государственной поддержки // Теория и методика физической культуры и спорта: Наследие основоположников и перспективы развития: мат-лы Междунар. науч. конф., посвященной 85-летию со дня рождения Л. П. Матвеева, РГУФКСиТ, 26-28 мая 2010 г., М., 2011. С. 179-181.
7. Никитушкин В. Г., Бауэр В. Г., Квашук П. В. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография. М., 2005.
8. Паршиков А. Т. Актуальные аспекты состояния и развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Федеральный справочник. Специальный выпуск «Спорт России». М., 2010. С. 383-388.
9. Попов Ю. А. Проблемы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации // Вестник спортивной науки. 2010. № 1. С. 15-18.
10. Починкин А. В., Сабирзьянов Н. К. Системный подход к подготовке спортивного резерва в СДЮСШОР // Дифференцированный подход в системе многолетней подготовки спортсменов различной квалификации, специализирующихся в игровых видах спорта: мат-лы Всеросс. с междунар. участием очнозаочной науч. конф. Малаховка, 2012. С. 86-91.
11. Сабирзьянов Н. К. Подготовка резерва для спорта высших достижений в системе СДЮСШОР // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 6. С. 2-5.
12. Свищев Д. А. Детско-юношеский спорт - проблемы роста // Федеральный справочник. Специальный выпуск «Спорт России». М., 2010. С. 99-102.
13. Сердюков А. В. Об актуальности законопроекта «О спортивной подготовке» и его месте в системе законодательства о физической культуре и спорте // Спорт, экономика, право, управление. 2010. № 1. С. 19-21.
14. Столов И. И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения (организационный компонент): монография. М., 2008.
15. Тимакова Т. С. Ключевые проблемы подготовки резерва в спорте // Теория и методика физической культуры и спорта: Наследие основоположников и перспективы развития: мат-лы Межд. науч. конф., посвященной 85-летию со дня рождения Л. П. Матвеева, РГУФКСиТ, 26-28 мая 2010 г., М., 2011. С. 217-219.
* * *
MONITORING OF SPORTS SCHOOL ACTIVITY FROM THE POSITION OF MANAGEMENT QUALITY
A. V. Pochinkin, N. K. Sabirzyanov
On the example of one of Moscow Sports School from a position of management quality a condition of preparation of a sports reserve for an elite sport in Sports School system in a medal volume sport is analyzed. The conducted research allowed to open and concretize existing administrative problems, and also to plan ways of their decision. The real situation in preparation of the sports reserve, developed in the Russian Federation is investigated and shown. The analysis of standard and legal base of activity of Sports School revealed a legal gap in definition of the status of the sports organizations which are engaged in preparation of a reserve for national teams, and also trainers and athletes of these organizations. Authors established decrease in number engaged in Sports School in 7 years of supervision. On all stages of preparation, except the initial stage, reduction of number of the athletes who have improved sports of indicators within one year of occupations is noted. During supervision period the number of trainers was reduced more than for 25%, but growth of an average salary is observed. Materials of research prove need of adoption of the complex solution of the ripened standard and legal, organizational, scientific and methodical, material, information problems directed on modernization of organizational structure of system of preparation of a sports reserve in scales of the country.
Key words: preparation of sports reserve, Sports School management, monitoring of activity of Sports School.