Научная статья на тему 'Подготовка юных спортсменов в училищах олимпийского резерва и физкультурно-спортивных обществах России'

Подготовка юных спортсменов в училищах олимпийского резерва и физкультурно-спортивных обществах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ / ПУТИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ СПОРТА / SPORTS RESERVE / EFFICIENCY OF PREPARATION / WAYS OF DEVELOPMENT OF SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Грачев Николай Павлович, Маслова Ирина Николаевна

Проведен анализ показателей подготовки резерва олимпийских сборных команд России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Грачев Николай Павлович, Маслова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of young athletes at schools of the Olympic reserve and physical culture and sports societies of Russia1The All-Russia scientific research institute of physical training

The analysis of indicators of preparation of the reserve for the Olympic teams of Russia has been carried out.

Текст научной работы на тему «Подготовка юных спортсменов в училищах олимпийского резерва и физкультурно-спортивных обществах России»

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова, А.Н. Дифференцированный подход в совершенствовании двигательных качеств у школьниц с различным соматотипом : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Аксенова А.Н. - Омск, 2006. - 24 с.

2. Ахметов, С.М. Методика физической подготовленности школьников в зависимости от уровня их физического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ахметов С.М. - Краснодар, 1996. - 21 с.

3. Бальсевич, В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 56.

4. Березина, Л. А. Оптимизация двигательного режима учащихся младшего школьного возраста в учебных заведениях нового типа : дис. ... канд. пед. наук / Березина Л. А. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2003. - 148 с.

5. Комлев, И.О. Организация физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ с учетом климатических сезонов календарного года : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Комлев И.О. - Краснодар, 2008. - 24 с.

6. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в школе : учебное пособие / В.Г. Никитуш-кин ; Воронежский гос. ин-т физ. культуры. - Воронеж : [б.и.], 2007. - 603 с.

7. Прогонюк, Л.М. Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 4. - С. 12-15.

8. Тиюнайтис, М.Н. Физическое воспитание учащихся младших классов на основе дифференцированного подхода : дис. ... канд. пед. наук / Тиюнайтис М.Н. - Волгоград, 2010. - 207 с.

Контактная информация: giichka06@mail.ru

УДК 796/799

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В УЧИЛИЩАХ ОЛИМПИЙСКОГО

РЕЗЕРВА И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВАХ РОССИИ

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),

Москва,

Николай Павлович Грачев, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

Проведен анализ показателей подготовки резерва олимпийских сборных команд России.

Ключевые слова: спортивный резерв, эффективность подготовки, пути развития видов

спорта.

PREPARATION OF YOUNG ATHLETES AT SCHOOLS OF THE OLYMPIC RESERVE AND PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SOCIETIES OF RUSSIA

Pavel Valentinovich Kvashuk, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The All-Russia scientific research institute of physical training, Moscow,

Nikolay Pavlovich Grachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education

Annotation

The analysis of indicators of preparation of the reserve for the Olympic teams of Russia has been carried out.

Keywords: sports reserve, efficiency of preparation, ways of development of sports.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время объемы физических нагрузок учащихся спортивных школ, необходимые для обеспечения дальнейшего роста их спортивных результатов на этапе совершенствования спортивного мастерства, доходят до 1200 ч и более в год. Очевидно, что с учетом загруженности юных квалифицированных спортсменов в образовательных учреждениях не представляется возможным освоить необходимый объем тренировочной работы. Как правило, именно в этот период происходят наибольшие потери талантливых молодых спортсменов.

В связи с этим целью исследования является проведение анализа подготовки юных спортсменов России на современном этапе.

Задача исследования: оценка деятельности училищ олимпийского резерва (УОР) и спортивных обществ, существующих в форме общественных и общественногосударственных объединений, а так же ведомственных физкультурно-спортивных организаций.

В процессе исследования был изучен совместный приказ Государственного комитета СССР по народному образованию и Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 27 января 1989 г. № 48/36, федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Также изучены результаты подготовки резерва сборных команд России в УОР и спортивных обществах.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Наиболее эффективным направлением повышения качества подготовки спортивного резерва для сборных команд страны является развитие предложенной в советское время системы училищ олимпийского резерва (совместный приказ Государственного комитета СССР по народному образованию и Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 27 января 1989 г. № 48/36) [2].

На современном этапе в нашей стране, не имеющей развитой клубной системы и системы негосударственного финансирования детско-юношеского спорта, система училищ олимпийского резерва (УОР) может позволить осуществлять качественную подготовку квалифицированных юных спортсменов для сборных команд страны.

Результативность такой организационной системы подготовки доказана достижениями спортсменов Китайской народной республики, где она была организована и реализована в полном объеме при содействии специалистов из России и Германии [3,5].

Целенаправленное решение комплекса задач по созданию условий для эффективной подготовки ближайшего резерва спортивных сборных команд страны возможно при развитии системы федеральных училищ олимпийского резерва, призванных обеспечить оптимальные условия роста спортивного мастерства без отрыва от учебы спортсменам юношеских и молодежных сборных команд России.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 4731 спортивных школ, 44 училища олимпийского резерва, 9 из которых федеральных, созданных около 10 лет назад (табл. 1). Выпускники 118 спортивных школ имеют возможность поступления в УОР.

В период до 2006 года УОР не получали необходимого финансирования и должной поддержки для развития.

Тем не менее, несмотря на короткий период работы в условиях отсутствия четко поставленных задач, необходимой материально-технической базы и недостаточного финансирования, их значение в подготовке резерва сборных команд страны постоянно возрастает (табл. 2).

Таблица 1

Количество спортивных школ, федеральных и региональных УОР в Федеральных _________________________округах Российской Федерации___________________________

Федеральный округ Количество спортивных школ Количество училищ олимпийского резерва Количество спортивных школ на одно УОР

всего Из них, федеральные %

Центральный 1043 12 4 33% 65

Северо-Западный 399 2 Нет 200

Южный 904 6 2 33% 113

Приволжский 1011 9 1 11% 101

Уральский 427 2 Нет 214

Сибирский 708 11 1 9% 59

Дальневосточный 239 2 1 50% 80

Всего по России 4731 44 9 20% 118

Таблица 2

Показатели подготовки резерва сборных олимпийских команд России ___________________ в федеральных УОР____________________________________

Годы Членов основного состава сборных команд России Кандидатов в олимпийскую сборную Учащиеся УОР Выпускники УОР

Участников олимпийских игр Участников олимпийских игр

2002 82 19 12 4

2006 78 21 11 8

2010 131 56 11 22

Показатели подготовки резерва олимпийских сборных команд страны, представленные в таблице 2, свидетельствуют о возрастающей роли федеральных училищ олимпийского резерва и постепенном переходе ряда всероссийских спортивных федераций к применению такой формы организации работы по подготовке резерва.

В настоящее время в федеральных УОР за счет средств федерального бюджета обучаются 806 спортсменов, в числе которых: 9 спортсменов имеют звание Заслуженного мастера спорта, 98 мастеров международного класса, 291 мастер спорта и 408 кандидатов в мастера спорта. 480 спортсменов входят в составы сборных команд России (177 -основной состав, 106 - стажеры и 197 - резерв).

Большую роль в подготовке спортивного резерва также играют УОР субъектов Российской Федерации, имеющие хорошую материальную базу и использующие развитую спортивную инфраструктуру своих регионов.

Вместе с тем, реализуемые ими задачи нередко входят в противоречие с интересами подготовки сборных команд России и развития спорта в стране. Так, региональные УОР, как правило, обеспечивают подготовку резерва в традиционных для данного региона видах спорта, в том числе не относящихся к медалеёмким видам олимпийской программы.

Нередко встречаются случаи форсирования роста результатов молодых спортсменов вследствие сиюминутного стремления обеспечить достижение максимальных показателей для увеличения материального поощрения и обеспечения их деятельности. В связи с отсутствием достаточных рычагов управления возникают проблемы взаимодействия тренеров сборных команд России и тренеров региональных УОР, согласования задач и планов подготовки ведущих спортсменов, а также ряд других проблем.

Другой формой организации работы по подготовке спортивного резерва, обладающей значительным потенциалом, являются спортивные общества, существующие в форме общественных и общественно-государственных объединений, а так же ведомственных физкультурно-спортивных организаций [4].

Спортивные общества ОГО ВФСО «Динамо», ОГФСО «Юность России», РФСО «Локомотив», РФСО «Спартак» и другие, располагая как существенной материальной базой и высококвалифицированными кадрами, опытом работы, так и структурой управления, способны обеспечивать более высокую мотивацию многолетней подготовки спортсменов высокого класса.

В ОГФСО «Юность России», имеющем 17 ДЮСШ, 4 СДЮСШОР, количество культивируемых видов спорта возросло с 36 до 60. На Олимпийских играх в Пекине приняли участие 12 воспитанников общества, завоевавших 2 золотые, 1 серебряную и 3 бронзовые медали [1]. В 2008 году тренерами ОГФСО «Юность России» было подготовлено 18 мастеров спорта международного класса и 260 мастеров спорта, 450 спортсменов входили в составы сборных команд России.

В РФСО «Локомотив», развивающем 115 видов спорта, имеется 24 ДЮСШ и клуба, осуществляют подготовку 3771 спортсмена. На Олимпийских играх в Пекине приняли участие 14 спортсменов, завоевавших 1 золотую и 2 бронзовые награды [1]. 65 спортсменов РФСО «Локомотив» имеют звания мастер спорта, мастер спорта международного класса и заслуженный мастер спорта.

В РФСО «Спартак» культивируются 48 видов спорта, в чемпионатах и первенствах России участвуют 16 команд мастеров, имеется 10 ДЮСШ и клубов по видам спорта, в том числе комплексных. На Олимпийских играх в Пекине приняли участие 14 воспитанников РФСО «Спартак», завоевавших 2 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую (женский баскетбол) медали [1].

В ОГО ВФСО «Динамо» развивается 97 видов спорта, заключены договоры о совместной работе в области развития физической культуры и спорта с Минобрнауки России, Минспорттуризмом России. Подготовка спортивного резерва осуществляется в 112 ДЮСШ, 150 СДЮШОР, 145 спортивных клубах и 507 спортивных секциях общества и других организаций, имеющих договоры о совместной работе.

На прошедших Играх Олимпиады в Пекине 141 спортсмен «Динамо» принял участие в 28 видах программы. Они принесли в копилку российской сборной 6 золотых (14 спортсменов), 7 серебряных (12 спортсменов) и 10 бронзовых медалей (18 спортсменов).

В 2010 г. 631 спортсмен ОГО ВФСО «Динамо» имел звание мастер спорта, 122 человека - мастер спорта международного класса, 20 человек - заслуженный мастер спорта. В состав сборных команд России входят 1202 человек, из них в основной состав - 524 спортсмена [1].

В ОГО ВФСО «Динамо» сложилась гибкая система работы, позволяющая осуществлять подготовку спортсменов высокого класса за счет объединения усилий и кооперации средств с другими региональными спортивными организациями.

ОГО ВФСО «Динамо» располагает разветвленной системой спортивных объектов и сооружений, которые традиционно использовались для проведения спортивных соревнований самого высокого уровня, а также для подготовки сборных команд и их резерва.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с этим, в целях повышения эффективности подготовки спортивного резерва для сборных команд России необходимо:

- увеличить количество и численность контингента федеральных УОР, с обязательной разработкой программы их развития и разработкой современной нормативноправовой базы их деятельности;

- разработать систему отбора для комплектации федеральных УОР наиболее одаренными юными спортсменами.

В целях обеспечения ускоренного развития в нашей стране ряда видов спорта, подготовки резерва спортивных сборных команд целесообразно рассмотреть вопросы:

- о более эффективном использовании потенциала всероссийских общественно-

государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций (спортивных обществ), использования их спортивной базы и ведущих специалистов;

- сформировать государственный заказ на подготовку спортивного резерва сборных команд России, обеспечив необходимое государственное финансирование;

- привлечь спортивные общества к созданию системы соревнований (региональных, межрегиональных и зональных), обеспечивающей необходимый рост мастерства спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Косихин, В. П. Сравнительный анализ выступлений легкоатлетов-прыгунов на Олимпиаде в Пекине // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 3. - С. 7881.

2. Совместный приказ Государственного комитета СССР по народному образованию и Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 27 января 1989 г. № 48/36 // infopravo.by.ru>fed2004/ch06/akt20835.shtm. - Дата обращения 20.10.2011.

3. Суслов, Ф. П. О тенденциях выступления Российских спортсменов на Играх олимпиад в неофициальном командном зачете // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 56-59.

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // www.st-standart.ru/laws/union/chapter_1.htm. - Дата обращения 20.10.2011.

5. Черкашин, А. В. Сравнительная продуктивность современных национальных систем олимпийской подготовки применительно к летним видам спорта / А.В. Черкашин, А.И. Шамардин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 8. - С. 17-22.

Контактная информация: gra4ev_n@mail.ru

УДК 796.413/.418

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ ПО СПОРТИВНОЙ

ГИМНАСТИКЕ

Нелли Владимировна Ким, заслуженный мастер спорта, пятикратная Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, Президент женского технического комитета

ФИЖ, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проведено системное исследование подготовки судьи по спортивной гимнастике. Автором рассмотрены вопросы направлений профессиональной подготовки судьи, его теоретической, методической и практической подготовки. Обосновано время, необходимое для освоения каждого из компонентов, профессиональной компетентности судьи по спортивной гимнастике. Предложена структурно-функциональная модель процесса профессиональной подготовки судьи по спортивной гимнастике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: судья по спортивной гимнастике, профессиональная подготовка, компоненты теоретической, методической и практической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.