Научная статья на тему 'Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России'

Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2519
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / РЕЗЕРВ / ПОДГОТОВКА / SPORT / RESERVE / PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бауэр В.Г.

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие подготовки спортивного резерва сборных команд России: состояние здоровья будущих спортсменов, организация и финансирование подготовки, политика государства в отношении физической культуры и спорта, направление научных исследований по спортивной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main problems of sport reserve preparation in Russia

In article the factors influencing development of preparation of a sports reserve of national teams of Russia are considered: state of health of future athletes, organization and financing of preparation, policy of the state for physical culture and sport, direction of scientific researches on sports subject.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В РОССИИ

В.Г. БАУЭР, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие подготовки спортивного резерва сборных команд России: состояние здоровья будущих спортсменов, организация и финансирование подготовки, политика государства в отношении физической культуры и спорта, направление научных исследований по спортивной тематике.

Ключевые слова: спорт, резерв, подготовка.

Abstract

In article the factors influencing development of preparation of a sports reserve of national teams of Russia are considered: state of health of future athletes, organization and financing of preparation, policy of the state for physical culture and sport, direction of scientific researches on sports subject.

Key words: sport, reserve, preparation.

Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который является эффективным, когда на этапах многолетней подготовки спортсмена используются достоверные оценки свойств и характеристик. Такой

Распределение физических

подход к отбору предполагает медико-биологические, физиологические, функциональные, психологические методы исследования (табл. 1-3).

Таблица 1

качеств по уровням значимости

Группа видов спорта Уровень значимости*

1 2 3

Скоростно-силовые 1, 2, 4, 7 5, 3 8, 9, 10, 6

Циклические 7, 8, 5 6, 1, 2 3, 4, 9, 10

Сложнокоординационные 9, 10, 5 7, 4, 1, 2 3, 8, 6

Спортивные единоборства 4, 3, 7 5, 1, 2 6, 9, 10, 8

Спортивные игры 10, 4, 5 7, 3, 1, 2 8, 9, 6

* Значимость: 1 - скоростные; 2 - скоростно-силовые; 3 - максимальная сила; 4 - взрывная сила; 5 - относительная сила; 6 - силовая выносливость; 7 - специальная выносливость; 8 - общая выносливость; 9 - гибкость; 10 - ловкость (координация).

Таблица 2

Значимость показателей функциональной подготовленности

Группа видов спорта Уровень значимости

1 2 3 4 5-6

Скоростно-силовые 1, 2 6 5 3, 4 7, 8, 9, 10

Циклические 1, 5, 7, 8, 9 2, 3, 6, 10 4 - -

Сложнокоординационные 1, 2, 3, 6 4, 5, 7, 8, 9 10 - -

Спортивные игры 1, 2, 3, 4 5, 6, 7, 8, 9 10 - -

Спортивные единоборства 1, 2, 3, 4 5, 6, 7, 8, 9 10 - -

* Значимость: 1 - двигательный; 2 - вестибулярный; 3 - зрительный; 4 - слуховой; 5 - эндокринная система; 6 - периферический нервно-мышечный аппарат; 7 - сердечно-сосудистая система; 8 - дыхательная; 9 - обмен веществ; 10 - терморегуляция.

Таблица 3

Значимость морфофункциональных показателей

Группа видов спорта Уровень значимости показателей

1 2 3 4

Скоростно-силовые 1 2,4,7 3 5,6

Циклические 1, 3, 4 2, 5, 7 6 -

Сложнокоординационные 1, 3, 6, 7 2, 4 5 -

Спортивные игры 1, 2, 4 3, 5, 7 6 -

Единоборства 1, 4, 7 2, 3, 5 6 -

Значимость: 1 - тотальные размеры тела; 2 - пропорции тела; 3 - конституция тела; 4 - состав тела; 5 - удельный вес тела; 6 - осанка; 7 - состояние сводов стопы.

О здоровье спортсменов

По данным доктора медицинских наук проф. Б.А. Поляева, 30% успехов спортсменов определяется медицинской составляющей. На совещании ООО «Лига здоровья нации» сообщалось, что углубленное медицинское обследование прошли 4,2 млн чел. Нуждались в лечении 13,2%: среди спортсменов сборных команд -12,5%; среди учащихся спортивных школ -13,5%; среди лиц, занимающихся в спортивных секциях, - 9,6%. Выявленная тенденция, особенно среди кандидатов в сборные команды и учащихся спортивных школ, требует более серьезного анализа качественных показателей, которые в течение ряда лет остаются прежними.

Показатели уровня здоровья школьников России

Обобщенный анализ мониторинга физического здоровья более 47 тыс. россиян показал: 0,6% - отличное; 11,4% - достаточно хорошее; 27% - удовлетворительное. Иными словами: 39% могут заниматься спортом. Среди занимающихся в спортивных школах России 35,6% лиц, имеющих высокий уровень физической подготовленности; 31,4% - средний; 15,6% - низкий (табл. 4). Высоким уровнем физической подготовленности обладают чуть более 30% числа протестированных школьников; среди них в три раза меньше - учащиеся спортивных школ.

Таблица 4

Уровень физической подготовленности учащихся 1-10 классов отдельных регионов России, %

Технология спортивной подготовки

Основанием оценки технологии спортивной подготовки послужили многолетние исследования и анализ 283 учебно-тренировочных занятий на всех этапах становления спортивного мастерства по группам видов спорта:

циклические, скоростно-силовые, игровые, спортивные единоборства, сложнокоординационные (табл. 5).

Таблица 5

Объем тренировочных специализированных нагрузок на этапах подготовки, %

Уд./мин НП УТГ СС ВСМ

План 34 47 60 74

Факт 73 69 75 79

Реализация 214 146 125 106

План специализированной подготовки усредненно - 54%; факт - 74%; реализация - 137%.

Анализ специализированной интенсивной подготовки показывает явные тенденции к ранней специализации. В то же время спортивные успехи в детском и юношеском возрасте - не всегда залог высоких достижений в зрелые годы. Как считают некоторые специалисты, ранняя спортивная специализация не является необходимой хотя бы потому, что моторика ребенка созревает лишь к 12-13 годам.

Анализ результатов Олимпийских игр показал, что среди призеров олимпийских игр 1952-1996 гг. приступили к тренировкам в возрасте: 5-9 лет -15%; 10-14 лет - 45%; старше 14 лет - 40%. Наилучших результатов, как правило, добивались те олимпийцы, которые начали заниматься спортом в возрасте 14-15 лет. Для них же характерен и наибольший стаж пребывания в спорте высших достижений.

Обобщенные данные свидетельствуют о том, что доля специализированных высокоинтенсивных нагрузок превышает объемы, предусмотренные учебными программами по видам спорта. Заинтересованность тренеров в форсированной нагрузке очевидна, - норматив оплаты труда за одного занимающегося в разы больше, чем в массовом спорте (табл. 6).

Фактический реализуемый учебно-тренировочный процесс позволяет сделать вывод о несоразмерности ответственности и полномочий персонала программно-нормативным требованиям и законодательным актам.

Уровень подготовленности Школьники Из них учащиеся спорт. школ

Высокий 32,3 11,5

Средний 54,9 17,2

Ниже среднего, низкий 12,8 2,0

готовки, ответственности, полномочий и обмена информацией.

Настало время отказаться от представления о тренировке только как о процессе обретения специальных технико-тактических навыков, развития физических качеств. Необходимо обратить внимание на образовательную сторону и вооружение юных спортсменов теоретическими знаниями ЗОЖ.

По калькуляциям расходов на подготовку резерва (табл. 7), один учащийся в УОР обходится в 390 874 руб.; СДЮШОР - 41 953 руб.; ДЮСШ - 19 128 руб.; ЦСП - 2901 руб. В среднем один занимающийся обходится в 29 702 руб. (от 2900 до 390 874), разница - 134 раза. Это результат некачественного отбора и ориентации на этапах многолетней подготовки, что подтверждается данными табл. 8, 9. Так, КПД ДЮСШ в 7,5 раз ниже, чем СДЮШОР.

Как показало изучение на протяжении многолетней работы тренировочных занятий по различным видам спорта на этапах подготовки, основная проблема тренировочного процесса заключается в технологии подготовки, точнее, в недостаточном или полном отсутствии анализа процесса подготовки. Статистические данные системы подготовки спортивного резерва (СПСР) России свидетельствует об избытке во всех типах спортивных школ административных работников (табл. 10).

Таблица 7

Фактические расходы системы подготовки спортивного резерва России в 2013 г.

Тип учреждения ДЮСШ СДЮШОР УОР ЦСП Итого

Контингент, % 2 339 057 73,2 802 849 25,1 12 977 0,4 38 411 1,2 3 193 294 99,9

Расходы (тыс. руб.), % 44 741 924 47,2 33 892 276 35,7 5 071 086 5,3 11 145 138 11,7 94 850 424 99,9

Постатейно (от расходов) - на 1 занимающегося (руб.):

Всего, руб., % 19 128 4,2 41 953 9,2 390 874 85,9 2901 0,6 454 856 99,9

Зарплата, % 11 990 30,5 24 163 61,5 1869 4,7 1243 3,2 39 265 99,9

С/сооружен., % 2519 4,3 6597 11,3 28 242 48,6 20 716 35,7 58 074 99,9

Уч.-трен. процесс - - 23 284 34 859

Соревновательный учебно-тренировочный сбор, % 683 1,6 1620 3,8 8597 20,1 31 821 74,5 42 721 100

Мат.-техн. обеспечение, % 2714 6597 - -

Другие, % 2714 1,2 6016 2,6 142 928 62,1 78 445 34,1 230 103 100

Доход от платных услуг, % 1130 2702 - -

* В статистических отчетах статьи не предусмотрены.

Таблица 6

Тренировочные нагрузки 1У-У зоны интенсивности (ЧСС 171-186 уд./мин), %

Сравнение Этапы многолетней подготовки

НП УТ СС ВСМ

План 24 37 51 65

Факт 36 35 37 34

Реализация 150 95 72 52

Управление подготовкой спортивного резерва

В системе подготовки спортивного резерва России задействовано 38 378 административных работников и специалистов. Непосредственную подготовку осуществляют 67 490 штатных тренеров-преподавателей.

В учебном году 46 недель. Если по разу в неделю административным работником будет изучено по одному учебно-тренировочному занятию, то в течение учебного года практическая деятельность каждого штатного тренера может быть изучена и проанализирована 26 раз.

Для реализации функциональных обязанностей работников физкультурно-спортивного образования необходима организация открытого урока с последующим анализом на тренерском совете технологии спортивной подготовки - лучшая форма самооценки процесса под-

Таблица 10

Фактический контингент занимающихся, штатных тренеров-преподавателей, административных работников на 2013 г.

Таблица 8

Сравнительная (за 25-летней период) структура контингента занимающихся на этапах многолетней подготовки ГДР, СССР, РСФСР, России (на одного, задействованного в спорте высших достижений, приходится на этапе углубленной тренировки и в массовом спорте, чел.)

Этап подготовки 1988 г. 2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГДР СССР РСФСР Россия

СВД 1 1 1 1

Углубленная тр-ка 4 16 20 20

Массовый спорт 6 18 24 38

От массовости к мастерству (%) 16,6 5,5 4,2 2,6

Таблица 9 КПД спортивных школ от массовости к мастерству

Показатель деятельности Всего Структура В ее числе

ДЮСШ СДЮШОР

Массовый спорт 2 965 553 43 84 11

Углубленная тренировка 917 402 13 27 18

СВД 67 911 1 1 1

КПД отбора 1,5 1,2 9,1

Наличие ДЮСШ СДЮШОР УОР ЦСП Всего

Администрация 32 631 21 899 3484 4037 62 051

Штат. тренеры 58 930 2544 1272 451 73 197

Занимающихся 2 339 057 802 849 2 580 38 411 3 182 897

На одного административного работника приходится:

Учащихся 71 36 0,7 9,5 51

Тренеров 1,8 0,1 0,6 0,1 1,2

Основные направления спортивной политики России

Высшей ценностью и целью государственной спортивной политики России должен стать человек, а не спортивное достижение.

Сегодня основными параметрами социального государства любого типа принято считать:

- развитую систему страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу;

- развитую систему услуг и социальных служб всех групп населения;

- развитую правовую систему, где осуществлено разделение властей, четкую реализацию функций каждой ветви власти;

- отработанную нормативно-правовую базу социальной работы;

- взаимодействие государственных организаций, гражданского общества и частных инициатив.

Стремительный обвал уровня жизни, массовое обнищание коренным образом изменили спортивное движение, которое характеризуется преимущественно негативными тенденциями, ухудшением физического, психического, нравственного здоровья личности, моральным кризисом олимпийского движения России.

В 90-е годы XX в., на фоне распада системы научно-методического обеспечения спортивного движения, Олимпийский комитет России развернул полномасштабную компрадорскую деятельность в интересах международных околоолимпийских финансово-промышленных структур. Спортивная политика России, таким образом, была официально подчинена амбициозным коммерческим целям МОК. Российский спорт под давлением МОК ориентирован, главным образом, на развитие элитного спорта, международные спортивные достижения.

Принципиальное значение имеет четкая дифференциация спортивной и социальной политики на основе

разделения общесоциальных и специфических проблем спортивного движения.

В целом проводимые исследования не дают достаточной научной информации для принятия обоснованных государственных решений, создания современных стратегий и технологий социальной политики в области спорта.

Спорт как социальный институт государства

Ученые многих стран констатируют, что при сложившемся положении вещей спорт высших достижений уже перестает служить личности. С 80-х гг. утилитаризация целей спорта, ориентированного на рекордные показатели, вызвала контрдвижение, которое оформилось и набрало силу при поддержке Совета Европы под названием «Спорт для всех».

Многих молодых людей в современной спорт привлекает не эстетика, нравственность, культура, средство гармоничного развития, а прежде всего возможность зарабатывать большие деньги, проявлять жестокость, агрессивность, грубую физическую силу. Уже среди самых юных наблюдается стремление добиться победы любой ценой.

Необходимость эффективного решения проблем полноценной социализации и индивидуализации средствами спорта, гуманизации спортивного движения страны требует серьезного переосмысления спортивной политики на основе данных педагогических, социологических, психологических и других методов исследования.

Полной и эффективной реализации социального потенциала спорта в России препятствует следующее:

1. Спорт не был и не стал еще составной частью образа жизни.

2. Низкий уровень жизни населения не позволяет ему выделить достаточно средств на занятия спортом.

3. Отсутствие политической воли руководителей страны для преодоления противоречий элитного и массового спорта.

Параметры развития спорта на всех уровнях должны сочетаться с данными государственной статистики по критериям уровня здоровья населения и уровня правонарушений, в первую очередь среди детей, подростков, молодежи.

Спортивный результат (выигрыш, рекорд, «медальная бухгалтерия») не должен быть самоцелью. Первичная цель и ценность спорта - достижение социально значимых результатов в развитии гражданского общества.

Компетенция социального моделирования спорта

Необходима научная разработка принципов перехода спорта к функционированию на основе саморазвития и самообеспечения принципов использования патерналистского подхода и государственной поддержки спортивным объединениям, созданию системы популяризации занятий спортом в новых условиях жизнедеятельности. Необходимо использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта.

Общеобразовательной школе при технической поддержке спортивных организаций в рамках новой системы соревнований для детей и юношества предоставляется возможность решить жизненно важную задачу - на современной технологической базе заложить базу здорового баланса между физической и умственной деятельностью школьников.

Оценивая тенденции, связанные с жизнедеятельностью спорта и спортивной политикой как платформой для проведения социальной и спортивной экспертизы, сделаем следующие выводы.

Во-первых, спорт оказался неподготовленным к переходу на новые экономические условия. Проблема социальной адаптации, как правило, решается односторонне, как проблема самостоятельно спорта, его происхождения.

Во-вторых, в процессе проведения реформ коренные интересы спорта для всех как социального института целенаправленно не учитываются. Спорт для всех не является полноценным объектом государственной политики, принимаемых федеральных программ. В качестве такого объекта, как правило, выступает спорт высших достижений. Спортивная политика как самостоятельное направление деятельности. даже как термин в документах Минспорта отсутствует.

В-третьих, система государственной спортивной экспертизы принимаемых в стране решений, прежде всего федеральных и региональных программ, находится на начальной стадии разработки. Такая экспертиза должна стать эффективным инструментом прогнозирования социальных последствий реализации решений, стратегической и тактической корректировки государственной спортивной политики России.

Анализ диссертационных работ по проблемам спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва за 1940-2007 гг.

Таблица 11

Количество диссертаций по группам видов спорта

Группа видов спорта Работ Процент Рейтинг

Общие вопросы 2145 29,6 1

Спортивные единоборства 1100 15,2 2

Игровые виды 948 13,0 3

Водные виды 592 8,1 7

Сложнокоординационные 635 8,7 5

Зимние виды 600 8,3 6

Легкая атлетика 938 12,9 4

Технические виды 257 3,5 8

Альпинизм, туризм 40 0,5 9

Всего 7255 99,8

По олимпийским видам спорта всего диссертаций 4548, из них докторских - 171 = 3,7%, или одна докторская из 26 диссертаций, а по 13 олимпийским видам спорта докторских диссертаций нет.

Если рассматривать докторские работы по группам видов спорта, то более половины защищено по общим вопросам. Наибольшее число докторских диссертаций защищено в спортивных единоборствах - 6,0%, игровых видах спорта - 5,1%, технических видах спорта - 3,9%, легкой атлетике - 3,7%. В 23,7% диссертаций рассматривались вопросы медико-биологического обеспечения, средства повышения работоспособности и восстановления, в 14,4% - вопросы отбора, в 7,1% -вопросы развития физических качеств. Особый интерес представляют отечественные диссертации, изучающие распределение по уровням значимости: физических качеств, функциональных возможностей, морфологических показателей факторов, определяющих спортивную пригодность в процессе отбора.

Выводы

Анализ потенциальных возможностей в подготовке спортивного резерва России предполагает, что лозунг «от массовости к мастерству» предполагает формирование мышления прикладного характера - «количество лиц,

специализирующихся в виде спорта, качества подготовки не гарантирует и зависит от технологии спортивной подготовки».

Наиболее оптимальный и оправданный баланс соотношения детей, подростков и молодежи в системе подготовки спортивного резерва России (СПСР) - наличие максимального числа лиц, задействованных в оздоровительном и массовом спорте, оптимального числа лиц, вовлеченных в углубленную тренировку, минимального - в спорт высших достижений, соответствующих целям и задачам подготовки резерва сборной команды страны.

От управленцев требуется более широкий взгляд на условия физического воспитания образовательных учреждений, организаций по месту жительства; от руководителей школ, учителей физкультуры, тренеров-преподавателей - понимание главных целей физического воспитания, а не многочисленных показателей охвата детей различными мероприятиями. Научные работники должны обращать большее внимание на разработку научно обоснованных методов отбора и подготовку резерва в спорте.

Литература

1. Исаев А.А. Спортивная политика России. - М.: Советский спорт, 2002. - 511 с.

2. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований и тематика диссертационных работ

в сфере физической культуры и спорта. Научные основы СВД и подготовки спортивного резерва / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин. - М.: Советский спорт, 2008. - 540 с.

References

1. Isaev A.A. Sports policy of Russia. - M.: Soviet sport, 2002. - 511 p.

2. Baranov V.N. The main directions of scientific researches and scope of dissertation works in the sphere

of physical culture and sport. Scientific bases of elite sports and preparation of a sports reserve / V.N. Baranov, B.N. Shustin. - M.: Soviet sport, 2008. - 540 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.