Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА '

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теоретико-методические аспекты / образование / образовательный потенциал / регион / Северо-Кавказский федеральный округ / theoretical and methodological aspects / education / educa-tional potential / region / North Caucasian Federal District

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна, Савзиханова Сабина Эминовна

В данной статье проведен теоретико-методологический анализ образовательного потенциала. Сделан вывод о том, что имеющийся уровень образовательного потенциала населения есть результат его развития, то есть определенных усилий государственных социальных институтов, способствующих как формированию образовательного потенциала, так и реализации его возможностей в производственной, управленческой, общественной, культурной и иной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS ASSESSMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL

This article provides a theoretical and methodological analysis of the educa-tional potential. It is concluded that the current level of educational potential of the population is the result of its development, that is, certain efforts of state social institutions that contribute both to the formation of educational potential and the realization of its capabilities in production, management, social, cul-tural and other activities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА »

2. Зарецкий, Е.Н. Проблемы повышения уровня конкурентоспособности отечественного ресторанного бизнеса // Основы ЭУП. - 2023. - №2 (37). -С. 89-94.

3. Имс, Э., Белл, Б. Окно в мир. Париж. - М.: Издательство «ЭКОМ-ПРЕСС», 1996. - 269 с.

4. Котляров, И.Д. Управление монетизацией в ресторанном бизнесе // Техника и технология пищевых производств. - 2021. - №1. - С. 146-158.

5. Куликова, В.В., Константинов, И.И. Ресторанный комплекс под куполом // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №6-2 (100). - С. 24-29.

6. Мукожев, А.М. Некоторые особенности управления инвестиционными проектами в ресторанном бизнесе // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. - 2021. - №1 (31). - С. 144-148.

7. Нефедов, А.Н., Чаусов, Н.Ю. Совершенствование деятельности организации общественного питания // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №5-2. - С. 215-219.

8. Фокина, О.В. Реализация концепции устойчивого маркетинга в ресторанном бизнесе // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2022. - №2. - С. 236-247.

УДК ЗЗ1 ББК 65.497

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-66-70

Хаджалова Хадижат Магомедовна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Савзиханова Сабина Эминовна - доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и информационной безопасности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Khadzhalova Khadizhat Magomedovna - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management, Dagestan State University of National Economy

Savzikhanova Sabina Eminovna - Doctor of Economics, Professor of the Department of Information Technologies and Information Security, Dagestan State University of National Economy

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS ASSESSMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL

В данной статье проведен теоретико-методологический анализ образовательного потенциала. Сделан вывод о том, что имеющийся уровень образовательного потенциала населения есть результат его развития, то есть определенных усилий государственных социальных институтов, способствующих как формированию образовательного потенциала, так и реализации его возможностей в производственной, управленческой, общественной, культурной и иной деятельности.

Ключевые слова: теоретико-методические аспекты, образование, образовательный потенциал, регион, Северо-Кавказский федеральный округ.

This article provides a theoretical and methodological analysis of the educational potential. It is concluded that the current level of educational potential of the population is the result of its development, that is, certain efforts of state social institutions that contribute both to the formation of educational potential and the realization of its capabilities in production, management, social, cultural and other activities.

Keywords: theoretical and methodological aspects, education, educational potential, region, North Caucasian Federal District.

Вопрос изучения образовательного потенциала не нов для отечественной науки в виду того, что отечественной наукой проводятся определенные, сопряженные с данной работой, исследования. Так, российскими учеными проводятся исследования человеческого потенциала, трудового потенциала, образовательного потенциала, культурного потенциала и т.д., как системообразующего феномена. Очевидно, что дать определение интеллектуальному потенциалу не так-то просто. Причина состоит в отсутствии каких-либо четких и однозначных толкований данной категории в экономической, социальной, философской и других науках.

Теоретическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам формирования и оценки образовательного потенциала населения. В методологическом плане работа строилась в соответствии с ведущими тенденциями современной науки, связанными с углублением междисциплинарного и комплексного подходов. В ходе исследования активно использовались общенаучные методы сравнения, аналогии, социологического, сравнительного и системного анализа.

Инновационное развитие страны в большей степени определяется наличием национального человеческого капитала, основным компонентом которого является образовательный потенциал.

В работе «Инновационное образование в формирующемся обществе знаний» автором «потенциал» определяется как «внутренний источник, духовный запас, который может быть использован для достижения какой-либо цели, принятия соответствующего решения» [4]. А связи со словом «образование», «потенциал» рассматривается в различных смысловых контекстах [3]. «С одной стороны, образовательный потенциал

может представлять собой условия успешности образовательного процесса, когда он гарантирует формирование личности, способной непрерывно развивать свои способности и творческие силы, стремящейся к самореализации на основе личностных ориентаций в общественной системе. С другой стороны, - это совокупность личностно-профессиональных качеств личности, необходимых для трудовой деятельности в рамках избранной профессии» [2].

Отмеченное выше позволяет говорить об трехуровневой структуре образовательного потенциала: микроуровень (индивид/личность), ме-зоуровень (предприятие/организация) и макроуровень (общество/население) (см. рис. 1).

Регион,страна (макро\ровень)

> оощеи ооразованностн всего занятого населения (среднее число накопленных лет оббеган). Удельный вес студенчества в населении. Доля расходов на образовании в ВПР. Количество люден, имеющих ученую степенью. Удельных вес занятых в сфере науки 1: научного обслуживания. Доля затрат на ШЮКР.

Численность аспирантов на !0 тыс. чел. населения.

Количество патентных заявок на тобретения.

Доля расходов на 1ПСТ в ВВП (ВПР).

Удельный вес организаций, нсполыунтшх ПКТ.

Удельный вес органнзащш, имеющих web-сайт в Интернете.

Публикации результатов исследования. Индекс шгтнруемосш работ.

Коллектив, оргаю[заш1я, предприятие (мезоуровень)

Уровень образования профессиональной подготовки н переподготовки. Уровень заработной платы работников.

Совокупность имеющихся интехлектуальных активов (интеллектуальная собственность, база знаний).

Управленческий потенциал (формальные п неформальные отношения внутри компании н с внешним окружением).

Уровень организационного развития (носители информации, методы ее распространения). Элементы информационного (наличие 1шформашюнной системы и отлаженных информационных потоков) н инновационного потенциалов компании.

Индивидуальный (микроуровень)

Уровень образования человека. Источники пополнения знании. Отношение к образованию. к знаниям. Отношение к творяеской деятельности человека. Отношенне к творческой деятельности (изобретательству).

V_/

Рис.1. Уровни исследования образовательного потенциала [1]

В настоящее время не существует единой методики оценки образовательного потенциала, но вместе с тем анализ исследования теоретико-методических вопросов изучения данного вопроса выявил возможность применения различных подходов для решения различных задач социально-экономической оценки состояния разноплановых объектов.

Для оценки образовательного потенциала применяются различные методики оценки:

1) ИРЧП - традиционный метод оценки человеческого потенциала, применяемый ПРООН для оценки уровня развития той или иной территории;

2) индекс экономики знаний, показывающий эффективность использования знания для обеспечения экономического развития;

3) индекс глобальной конкурентоспособности;

4) на уровне определенных профессиональных коллективов (компания, фирма, предприятие) используются различные методики (тесты,

Щ) измерения интеллектуального потенциала на уровне отдельной организации или на уровне отдельного трудового коллектива.

Широко применяемым способом оценки является рейтинговый подход, суть которого состоит в выборе ключевых рейтинговых позиций, их ранжировании. Далее итоговый показатель вычисляется путем нахождения среднего значения.

Для измерения образовательного потенциала предлагаем использовать следующую формулу:

ОП = оп1 + оп2 + оп3 (1)

где: оп1 - результаты школьного обучения; оп2 - удельный вес студенчества; оп3 - расходы на образование.

Таким образом, образовательный потенциал рассчитывается как среднее арифметическое от суммы индекса качества школьного образования, индекса студенчества и индекса доли затрат на образование. Результаты оценки образовательного потенциала регионов СКФО представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки образовательного потенциала в 2021 г.

Индекс школьного обучения Индекс студенчества Индекс финансирования образования Индекс образовательного потенциала Ранг региона

Республика Дагестан 0,109 0,242 0,270 0,207 75

Республика Ингушетия 0,048 0,228 0,045 0,107 85

Кабардино-Балкарская Республика 0,240 0,268 0,038 0,182 79

Карачаево-Черкесская Республика 0,178 0,388 0,027 0,198 77

Республика Северная Осетия -Алания 0,327 0,495 0,050 0,291 63

Чеченская Республика 0,092 0,362 0,177 0,210 74

Ставропольский край 0,473 0,383 0,204 0,353 40

Источник: расчеты автора

Анализ полученных данных, представленных в таблице 4, показал, что индекс образовательного потенциала регионов Северо-Кавказского федерального округа имеет далеко не самые лучшие показатели. Из 85 субъектов СКФО за 2021 год наилучший результат у Ставропольского края (40-е место в рейтинге). Хорошие показатели в рейтинге среди регионов России отмечены в г. Москва (1 место), в г. Санкт-Петербург (2 место), в Республике Татарстан (3 место), в Томской области (4 место).

Таким образом, в рамках данной статьи рассмотрена методика оценки уровня образовательного развития регионов, выявлены современные проблемы современного состояния и обозначены дальнейшие направления его развития.

Список литературы:

1. Леонидова, Г.В. Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (31). - С. 61.

2. Поташева, О.В., Морошкина, М.В. Статистическая оценка региональных различий субъектов РФ по уровню образовательного потенциала молодых поколений населения // Статистика и экономика. - 2018. - №2. Т. 15. - С. 38-48.

3. Хаджалова, Х.М. Образовательный потенциал: понятие, содержание, методика оценки // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2021.- № 4.- С. 69-73.

4. Шитов, С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - №4. - С. 35-41.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2021. - URL: http://Region_Pokaz_2021.pdf (rosstat.gov.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.