Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАТЕГОРИЙ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» И «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАТЕГОРИЙ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» И «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

В статье анализируются образовательный и интеллектуальный потенциал с точки зрения систематизации терминологии. При этом акцент делается на таких составляющих элементах, как понятие и сущность категорий «интеллект» и «образование», а также общего элемента «потенциал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE CATEGORIES OF “EDUCATIONAL POTENTIAL” AND “INTELLECTUAL POTENTIAL”

The article analyzes educational and intellectual potential in terms of systematization of terminology. At the same time, the emphasis is on such constituent elements as the concept and essence of the categories “intelligence” and “education”, as well as the general element “potential”.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАТЕГОРИЙ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» И «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_6_517 УДК 378

Хаджалова Хадижат Магомедовна,

доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических исследований, Дагестанский федеральный научный центр Российской академии наук (ИСЭИ ДФИЦ РАН), г. Махачкала, Россия, е-mail:chaha@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАТЕГОРИЙ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» И «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

В статье анализируются образовательный и интеллектуальный потенциал с точки зрения систематизации терминологии. При этом акцент делается на таких составляющих элементах, как понятие и сущность категорий «интеллект» и «образование», а также общего элемента «потенциал».

Ключевые слова: образовательный потенциал; интеллектуальный потенциал; человеческий потенциал.

UDC 378

Khadzhalova Khadizhat Magomedovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Leading Researcher, Institute for Social and Economic Research, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (ISEIDFRC RAS), Makhachkala, Russia, е-mail: chaha@mail.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE CATEGORIES OF "EDUCATIONAL POTENTIAL" AND "INTELLECTUAL POTENTIAL"

The article analyzes educational and intellectual potential in terms of systematization of terminology. At the same time, the emphasis is on such constituent elements as the concept and essence of the categories "intelligence" and "education", as well as the general element "potential". Keywords: educational potential; intellectual potential; human potential.

Вопрос оценки образовательного потенциала представляется значимым как в международных научных исследованиях человеческого потенциала (программа ЮНЕСКО, Индекс человеческого развития), так и при изучении факторов социально-экономического развития регионов. В последние десятилетия существенно изменилось влияние ряда факторов на социально-экономическое развитие России. На смену категории «человеческий капитал» приходит понятие «человеческий потенциал», отражающее новые ценности развития общества с упором на качество человеческих ресурсов, возможность их взаимодействия, влияния на экономиче-

ские показатели инновационного развития страны.

Важное значение приобретает выбор показателей социально-экономического развития, связанных с определением образовательного потенциала, лежащего в основе формирования конкурентных преимуществ регионов и отражающего уровень накопленных знаний рабочей силы на региональном рынке труда, а также эффективность региональной системы образования. С этой точки зрения оценка образовательного потенциала населения выступает актуальной задачей обеспечения экономики регионов необходимыми специалистами в процессе достиже-

ния целей стратегического социально-экономического развития.

Актуальность темы исследования определена также трансформациями, происходящими в России, продвижением страны к «обществу знания», увеличивающейся популярностью разных форм образования, а также повышением требований работодателей к уровню подготовки работников.

Определяемый по международным меркам достаточно высокий уровень образования населения России является одним из главных конкурентных преимуществ экономики страны.

В современной науке, в мировом сообществе развитие образовательного и интеллектуального потенциала остается актуальной задачей для большинства стран ввиду отсутствия единого определения данных понятий, четких организационно-экономических механизмов их взаимосвязи с тенденциями развития экономической системы в целом, отраслями экономики и/или отдельными предприятиями. Образовательный и интеллектуальный потенциал исследуются современными экономистами с точки зрения систематизации терминологии. При этом акцент делается на таких составляющих элементах, как «интеллект» и «образование», а также «потенциал».

Слово «потенциал» (с латинского «potentia» - сила, мощь) определяется как «совокупность всех имеющихся возможностей, средств для достижения целей и решения задач в какой-либо сфере, отрасли» [1].

С. Б. Шитов в работе «Инновационное образование в формирующемся обществе знаний» определяет потенциал как «...внутренний источник, духовный запас, который может быть использован для достижения какой-либо цели, принятия соответствующего решения» [15, с. 1340].

Образование и потенциал рассматриваются в различных смысловых контекстах. С одной стороны, образовательный потенциал может представлять собой условия успешности образовательного процесса, когда он гарантирует формирование личности, способной непрерывно развивать свои способности и творческие силы, стремящейся к самореализации на основе личностных ори-ентаций в общественной системе. С другой стороны, это совокупность личностно-про-

фессиональных качеств личности, необходимых для трудовой деятельности в рамках избранной профессии [8, с. 40].

В Терминологическом ювенологическом словаре «образовательный потенциал» определяется как «совокупность знаний, умений, навыков в областях общего и специального характера, в значительной мере определяющий уровень развития страны, отчасти ее позиции в современном, но в большей степени - в перспективном мирохозяйственном разделении труда» [10-12].

Интеллект определяется как способность познавать окружающую среду, накапливать знания и применять их для решения проблем, задач и достижения целей [13, с. 95].

Согласно фундаментальной теории интеллект, присущий человеку и обществу, систематизируется на два укрупненных типа: статический и динамический. Статистический инеллект - это совокупность знаний, навыков и компетенций, четко ориентированных на достижение конкретных целей и задач. Динамический интеллект предполагает поиск логических способов решения проблем и достижения целей, которые в совокупности выходят за рамки имеющегося багажа знаний. Ключевая роль в этом отводится логике [2; 5; 6].

Под интеллектуальным потенциалом следует понимать совокупность всех ресурсных возможностей для познания окружающей среды, накопления знаний и применения их для решения проблем, задач и достижения целей [13, С. 9б].

Таким образом, образовательный и интеллектуальный потенциал во многом определяют характер социально-экономического развития территории.

В современных экономических системах человеческий капитал рассматривается как важнейший фактор экономического и инновационного развития. При этом инновационная экономика трактуется как экономика, основанная на новых знаниях и интеллектуальном потенциале.

На современном этапе в системе функционирования стран с развивающейся экономикой в качестве агрегированных показателей эффективности, характеризующих уровень развития образовательного и интеллектуального потенциала, следует обозначить [14]:

- индекс человеческого развития; предприятий и инновационности производи- индекс глобальной конкурентоспособно- мой продукции.

сти; По индексу человеческого развития Рос- уровень вовлеченности предприятий в сия находится на 49-м месте в общемировом научно-исследовательский процесс; рейтинге, уступая таким ведущим странам,

- уровень инновационной активности как Норвегия, Швейцария, Германия, США и

др. (рис. 1).

0,95 0,9 0,В5 О, В 0,75 0.7

О 554

0-939 193 5 "539 О,

93В

Э,52

0.515

3,506

0,817 0.В17

О4 ^р^ ^сЛ ^о4

У У У ^ У <г # # ^ # ^ У .У У У ^ У У ^ /

^ о*

Рисунок 1 - Индекс человеческого развития, 2019 г. [3]

Рисунок 2 - Индекс глобальной конкурентоспособности, 2019 г. [4]

По индексу глобальной конкурентоспособности по состоянию на 2019 г. Россия занимает 43-ю позицию (рис. 2).

Сравнивая индексы человеческого развития и глобальной конкурентоспособности России и других стран, следует отметить, что высокий индекс человеческого развития не определяет идентичный индекс конкурентоспособности. Таким образом, в 2019 г. Россия занимала 49-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала и 43-е место по уровню глобальной конкурентоспособности. В ряде стран ситуация была противоположной. Так, Норвегия, являющая-

Динамика научной активности России представлена в табл. 1, согласно которой в 2010-2020 гг. удельный вес внутренних затрат на НИОКР в структуре ВРП в стране не превышал 2,9 %, при более чем двукратном увеличении финансирования внутренних затрат на НИОКР. Отмечается также снижение организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, и, соответственно, снижение персонала, занятого научными исследованиями и разработками.

Значительно увеличились темпы роста предприятий, внедряющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций. В 2020 г. по сравнению с 2010 г. - рост в три раза. Показатели инновационной активности предприятий и доля инновационных товаров (работ/услуг) в общем

ся лидером по человеческому развитию, по уровню конкурентоспособности заняла лишь 17-е место. Данная тенденция объясняется тем, что уровень человеческого развития не всегда определяется непосредственным ростом человеческого капитала и, как следствие, ростом конкурентоспособности.

Конкурентоспособность Российской Федерации как государства с развивающейся экономикой сдерживается следующими факторами: уровнем вовлеченности предприятий в исследовательский процесс, уровнем инновационной активности предприятий и инновационностью выпускаемой продукции.

объеме отгруженных товаров (работ/услуг) достаточно стабильны.

Рассматривая агрегированные сводные индикативные показатели динамики интеллектуального и образовательного потенциала Российской Федерации, можно сделать вывод, что имеются существенные резервы в области совершенствования и развития, прежде всего в области человеческого капитала. Для выявления причинно-следственных факторов нынешнего состояния важны изучение тенденций в области демографии и экономической активности населения, уровня образования населения, системы обучения и его финансирования, а также инфраструктурная поддержка инновационного делового предпринимательства.

Таблица 1 - Динамика научной и инновационной активности в Российской Федерации [9]

2010 2015 2018 2019 2020

Финансирование внутренних затрат на НИОКР, млн руб. 523377,2 914669,1 1028247,6 1134786,7 1174534,3

Удельный вес внутренних затрат на НИОКР в ВРП, % 2,9 2,4 1,6 1,4 1,2

Количество организаций, осуществляющих НИОКР, количество 3492 4175 3950 4051 4175

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, тыс. чел 736,5 738,9 682,6 682,5 679,3

Удельный вес предприятий, осуществляющие технологические инновации в общем числе обследуемых организаций в отчетном году, % 7,9 8,3 19,8 21,6 23,0

Уровень инновационной активности предприятий, % 9,5 9,3 12,8 9,1 10,8

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 4,8 8,4 6,5 5,3 5,7

Список литературы

1. Potential. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Potential (дата обращения: 01.04.2022).

2. Cattell R. B. Abilities: Their structure, growth, and action. N. Y., 1971.

3.Human Development Report 2019 - Beyond income, beyond averages, beyond today: Inequalities in human development in the 21st century. URL: http://hdr.undp. org/sites/default/files/hdr2019.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

4. The Global Competitiveness Report 2019. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompet itivenessReport2019.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

5.Макарова М. Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом: стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М. : ЛКИ, 2007.

6.Наука, инновации и технологии. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/154849 (дата обращения: 01.04.2022).

7. Набиев В. Ш. Образовательный потенциал: дефиниции понятия, структура и значение в компетент-ностном подходе // Крымский научный вестник. 2015. №5-2. С. 3-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obraz ovatelnyy-potentsial-definitsii-ponyatiya-struktura-i-znachenie-v-kompetentnostnom-podhode (дата обращения: 10.04.2022).

8.Поташева О. В., Морошкина М. В. Статистическая оценка региональных различий субъектов РФ по уровню образовательного потенциала молодых поколений населения // Статистика и экономика. 2018. № 2. Т. 15. С. 38-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ statisticheskaya-otsenka-regionalnyh-razlichiy-subektov-rf-po-urovnyu-obrazovatelnogo-potentsiala-molodyh-pokoleniy-naseleniya (дата обращения: 02.04.2022).

9.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с. URL: http://Region_Pokaz_2021.pdf (rosstat.gov.ru) (дата обращения: 01.04.2022).

10. Сёмкин Б. В., Синицын В. А., Шевелева Л. В., Щербаков Н. П. Разработка программы развития региональной системы профессионального образования. URL: edu.secna.ru/media/f/razrabprogr.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

11. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Русский язык, 1989. С. 624.

12. Терминологический ювенологический словарь. URL : https://yuvenologichesky.academic.ru (дата обращения: 01.04.2022).

13. Титков А. А., Ибраимова С. Ж., Кожевина О. В., Юдинцев А. Ю. Стратегические приоритеты интеграции интеллектуального потенциала Республики Казахстан и Российской Федерации в контексте формирования компетенций инновационной экономики и партнерства в интересах устойчивого развития // Экономика Профессия Бизнес, 2021. № 1. С. 95-107. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/strategicheskie-prioritety-integratsii-intellektualnogo-potentsiala-respubliki-kazahstan-i-rossiyskoy-federatsii-v-kontekste (дата обращения: 10.04.2022).

14. Ушакова С. Е., Жарова Е. Н., Фетисов Ю. В. Анализ зарубежного и отечественного опыта государственного регулирования использования национального интеллектуального капитала

страны // Наука. Инновации. Образование. 2016. Т. 11. № 3. С. 78-103. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-zarubezhnogo-i-otechestvennogo-opyta-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ispolzovaniya-natsionalnogo-intellektualnogo-kapitala (дата обращения: 10.04.2022).

15. Хисамов А. Р. Личностный потенциал современной молодежи: основные понятия и компоненты структуры // Фундаментальные исследования, 2014. № 5. С. 1339-1342.

References

1. Potential. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Potential (accessed: 04/01/2022).

2. Cattell R. B. Abilities: Their structure, growth, and action. N.Y., 1971.

3. Human Development Report 2019 - Beyond income, beyond averages, beyond today: Deficiencies in human development in the 21st century. URL: http://hdr.undp.org/ sites/default/files/hdr2019.pdf (accessed: 01.04.2022).

4. The Global Competitiveness Report 2019. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetit ivenessReport2019.pdf (date of formation: 01.04.2022).

5. Makarova M. N. Labor in the knowledge society. Education in question: strategies for the reproduction of educational potential in modern society. M. : LKI, 2007.

6. Science, innovation and technology. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/154849 (date of reference: 01.04.2022).

7. Nabiev V. Sh. Educational potential: definitions of the concept, structure and meaning in the competence approach. Crimean Scientific Bulletin. 2015. No. 5-2. pp. 3-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-definitsii-ponyatiya-struktura-i-znachenie-v-kompetentnostnom-podhode (accessed: 04/10/2022).

8. Potasheva O. V., Moroshkina M. V. Statistical assessment of regional differences of the subjects of the Russian Federation by the level of educational potential of young generations of the population. Statistics and economics. 2018. No. 2. VOL. 15. pp. 38-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskaya-otsenka-regionalnyh-razlichiy-subektov-rf-po-urovnyu-obrazovatelnogo-potentsiala-molodyh-pokoleniy-naseleniya (date of reference: 02.04.2022).

9. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021: P32 Stat. sat. / Rosstat. M., 2021. 1112 p. URL: http://Region_Pokaz_2021.pdf (rosstat.gov.ru ) (date of application: 01.04.2022).

10. Semkin B. V., Sinitsyn V. A., Sheveleva L. V., Shcherbakov N. P. Development of a program for the development of the regional system of vocational education. URL: edu.secna.ru/media/f/razrabprogr.pdf (date of reference: 01.04.2022).

11. Dictionary of foreign words. 18th ed., ster. M.: Russian language, 1989. p. 624.

12. Terminological Juvenile dictionary. URL : https:// yuvenologichesky.academic.ru (accessed: 01.04.2022).

13. Titkov A. A., Ibraimova S. Zh., Kozhevina O. V., Yudintsev A. Yu. Strategic priorities for the integration of the intellectual potential of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation in the context of the formation of competencies of innovative economics and partnership for sustainable development. Economics Profession Business, 2021. No. 1. pp. 95-107. URL:

https://cyberleninka. ru/article/n/strategicheskie-prioritety-integratsii-intellektualnogo-potentsiala-respubliki-kazahstan-i-rossiyskoy-federatsii-v-kontekste (date of formation: 10.04.2022).

14. Ushakova S. E., Zharova E. N., Fetisov Yu. V. Analysis of foreign and domestic experience of state regulation of the use of national intellectual capital of the country. Nauka. Innovation. Education. 2016.

VOL. 11. No. 3. pp. 78-103. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/analiz-zarubezhnogo-i-otechestvennogo-opyta-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ispolzovaniya-natsionalnogo-intellektualnogo-kapitala (accessed:

04/10/2022).

15. Khisamov A. R. Personal potential of modern youth: basic concepts and components of the structure. Fundamental Research, 2014. No. 5. pp. 1339-1342.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.