Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И МЕТОДЫ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ'

ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И МЕТОДЫ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репешко Ю.А.

В жестких и постоянно меняющихся условиях рынка каждому предприятию важно поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, и одним из определяющих факторов в данном вопросе является инновационный потенциал предприятия. Инновационным потенциалом можно считать все те возможности и ресурсы, которые может использовать промышленное предприятие для создания и внедрения инноваций. Чтобы предприятие оставалось на плаву, ему необходимо понимать, как управлять своим инновационным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF INNOVATION POTENTIAL AND METHODS OF ITS MANAGEMENT

In the harsh and constantly changing market conditions, it is important for each enterprise to maintain a high level of competitiveness, and one of the determining factors in this matter is the innovative potential of the enterprise. Innovative potential can be considered all those opportunities and resources that an industrial enterprise can use to create and implement innovations. In order for an enterprise to “stay afloat”, it needs to understand how to manage its innovation potential.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И МЕТОДЫ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Понятие инновационного потенциала и методы его управления / The concept of innovation potential and methods of its management Ю.А. Репешко / Yu. A. Repeshko

Том 10, № 2(2022) Business Strategies

DOI: 10.17747/2311-7184-2022-2-47-49

стр 47

Понятие инновационного потенциала и методы его управления

Ю.А. Репешко, студент,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Санкт-Петербург, Россия)

julyvern@inbox.ru

Аннотация. В жестких и постоянно меняющихся условиях рынка каждому предприятию важно поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, и одним из определяющих факторов в данном вопросе является инновационный потенциал предприятия. Инновационным потенциалом можно считать все те возможности и ресурсы, которые может использовать промышленное предприятие для создания и внедрения инноваций. Чтобы предприятие оставалось на плаву, ему необходимо понимать, как управлять своим инновационным потенциалом.

Ключевые слова: инновационный потенциал предприятия, конкурентоспособность, методы управления инновациями.

The concept of innovation potential and methods of its management

Yu. A. Repeshko, student,

St. Petersburg State University of Economics

(St. Petersburg, Russia)

julyvern@inbox.ru

Abstract. In the harsh and constantly changing market conditions, it is important for each enterprise to maintain a high level of competitiveness, and one of the determining factors in this matter is the innovative potential of the enterprise. Innovative potential can be considered all those opportunities and resources that an industrial enterprise can use to create and implement innovations. In order for an enterprise to "stay afloat", it needs to understand how to manage its innovation potential. Keywords: innovative potential of the enterprise, competitiveness, methods of innovation potential management.

Сейчас слово «инновация» является привычным и обыденным. Инновациями теперь являются не только отдельные продукты - это целые системы, которые внедряются во всех сферах жизни общества. В том числе они касаются и промышленных предприятий.

Для российской экономики, которая в настоящий момент имеет тенденцию к спаду, особую роль играет развитие именно промышленных предприятий. Обеспечить рост эффективности и улучшить структуру российской промышленности, повысив уровень конкурентоспособности предприятий, можно благодаря организации и ведению инновационной деятельности.

В жестких и постоянно меняющихся условиях рынка каждому предприятию важно поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, и одним из определяющих факторов в данном вопросе является инновационный потенциал предприятия.

Рассмотрим сущность данного понятия. Ряд авторов считает, что инновационный потенциал представляет собой систему из капитала, собственных и заемных инновационных решений, которые в совокупности способствуют эффективному развитию производственной техники и технологий. В более широком смысле это понятие рассматривается как общее количество экономических ресурсов, которыми общество может воспользоваться для развития в каждый момент времени. Также инновационный потенциал трактуется как совокупность различных возможностей, к которым можно отнести научно-технические, финансовые, инфраструктурные, социокультурные и др. С помощью этих возможностей можно разработать и реализовать новые идеи, то есть получить инновации [3].

Таким образом, инновационным потенциалом можно считать все те возможности и ресурсы, которые может использовать промышленное предприятие для создания и внедрения инноваций.

Чтобы лучше понять проблемы развития инновационного потенциала, рассматривают разного рода факторы, влияющие на него. Выделяют внешние и внутренние факторы влияния на инновационный потенциал предприятия. Первая группа факторов представляет собой государственную политику в области регулирования инновационной деятельности, общий уровень технологического развития отрасли, рынок инновационных проектов и другие условия. Вторая группа факторов связана непосредственно с условиями организации инновационной

БИЗНЕСА Том 10, № 2(2022)

Business Strategies

электронный научно-экономический журнал стр 48

Понятие инновационного потенциала и методы его управления / The concept of innovation potential and methods of its management Ю.А. Репешко / Yu. A. Repeshko

деятельности на предприятии, особенностями стратегии, формированием команд для реализации инновационных проектов, оценкой эффективности инновационной деятельности [2].

Основными составляющими инновационного потенциала предприятия являются:

• обеспечение материально-техническими, трудовыми, информационными и финансовыми ресурсами;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

• уровень технологического развития;

• эффективность маркетинговых мероприятий;

• организационная структура;

• система управления [4].

Оценку инновационного потенциала можно проводить двумя способами: диагностическим, который представляет собой методику экспертных оценок, и детальным, при котором последовательно численно исчисляется потенциал каждого параметра [4].

В современных нестабильных условиях наиболее важно уметь прогнозировать и быстро реагировать на новые требования внешней среды. Чтобы предприятие не теряло своих позиций на рынке, оно должно быть готово к внедрению новых производственных и организационных технологий и созданию новых продуктов. Поэтому инновационный потенциал становится одним из основных факторов поддержания конкурентоспособности предприятия и обеспечения его устойчивого развития. Чтобы предприятие оставалось на плаву, ему необходимо понимать, как управлять своим инновационным потенциалом.

Чтобы эффективно управлять инновационным потенциалом предприятия, необходимо решить ряд задач:

• оценить инновационный потенциал с помощью одного из двух подходов (диагностического или детального);

• выявить наиболее слабые стороны;

• выявить наиболее сильные стороны;

• провести анализ выявленных сильных и слабых факторов предприятия;

• разработать и реализовать мероприятия по нейтрализации негативных факторов;

• заново провести оценку инновационного потенциала;

• принять управленческое решение о целесообразности внедрения инноваций [4].

После выявления сильных сторон предприятия важно суметь превратить их в эффективные конкурентные преимущества, поэтому предприятию необходимо не только уметь оценивать свой инновационный потенциал, но и уметь им управлять.

В настоящий момент нет единого сценария управления инновационным потенциалом предприятия. Процесс управления им представляет собой совокупность различных методов и средств, которые влияют на повышение готовности предприятия к внедрению инноваций [6].

Существует три основных подхода к управлению инновационным потенциалом.

1. Ресурсный. В рамках данного подхода используются классические методы планирования использования ресурсов, такие как нормативный, балансовый, бюджетный, программно-целевой и др. Данный метод позволяет определить необходимый объем ресурсов предприятия и избрать направления для их использования. Однако ресурсный метод ограничивает предприятие в своевременном реагировании на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды.

2. Управление НИОКР Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки являются двигателем создания инноваций, поэтому данный метод однозначно целесообразен, но проведения НИОКР бывает недостаточно для успешного ведения инновационной деятельности. Помимо получения инновационных разработок необходимо уметь их применять, поэтому данный метод следует использовать совместно с другими подходами. Планирование при данном подходе происходит с помощью классических методов, а также с помощью моделирования конкурентных преимуществ, метода ранжирования и т.д.

3. Инвестиционный. Безусловно, внедрение инноваций требует финансирования, и поэтому управление инвестициями является таким же важным процессом, как и проведение исследований и разработок. Данный подход также не может существовать самостоятельно, поэтому он применяется совместно с методом управления НИОКР. Планирование инвестициями происходит с помощью создания бизнес-плана, расчета периода окупаемости, чистой приведенной стоимости, внутренней ставки доходности и других показателей для оценки эффективности инвестиционного проекта [6].

Подводя итог, можно сказать о том, что инновационный потенциал является важной составляющей, определяющей эффективность деятельности промышленного предприятия. Для развития своего инновационного потенциала предприятие должно использовать совокупность всех имеющихся ресурсов. Методы управления инновационным потенциалом для каждого предприятия могут быть свои, но в определенный момент каждый из них может быть необходим предприятию для планирования инновационный деятельности.

Использованные источники

1. Бурланков С.П., Кузьмин С.А., Володин В.М., Скворцова В.А. Факторы, влияющие на систему управления инновационным потенциалом промышленного предприятия // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 4(52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-sistemu-upravleniya-innovatsionnym-potentsialom-promyshlennogo-predpriyatiya.

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Понятие инновационного потенциала и методы его управления / The concept of innovation potential and methods of its management Ю.А. Репешко / Yu. A. Repeshko

Том 10, № 2(2022) Business Strategies

стр 49

2. Довтаев С.-А.Ш. К вопросу о развитии инновационного потенциала промышленных предприятий // Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 1(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-innovatsionnogo-potentsiala-promyshlennyh-predpriyatiy.

3. Израилова Х.С., Хациева Л.У. Инновационный потенциал промышленной организации как основа стратегии ее развития // Евразийский союз ученых. 2020. № 1-4(70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsionnyy-potentsial-promyshlennoy-organizatsii-kak-osnova-strategii-ee-razvitiya.

4. Разуваева ТА. Управление инновационным потенциалом производственного предприятия // Научный журнал. 2019. № 6(40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-innovatsionnym-potentsialom-proizvodstvennogo-predpriyatiya.

5. Саркисян А.Ф., Саркисян А.Ф. Роль инновационного потенциала в инновационном развитии предприятия // Вопросы науки и образования. 2017. № 6(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-innovatsionnogo-potentsiala-v-innovatsionnom-razvitii-predpriyatiya.

6. Шамгулова Л.И. Методы управления инновационным потенциалом // Молодой ученый. 2019. № 4(242). С. 274-277. URL: https://moluch.ru/archive/242/55979.

7. Эльгукаева Л.А. Экономическая сущность инновационного потенциала // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-innovatsionnogo-potentsiala-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.