РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 5 • май 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
методика оценки инновационного потенциала предприятия на основе интегрированного показателя
Долинская А.Ю. 1
1 Южно-Уральский государственный университет (Научно-исследовательский университет), Челябинск, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Современный мир характеризуется появлением постоянных изменений в технике, технологиях, результаты которых помогают человеку выполнять поставленные перед собой задачи быстро и эффективно. Активное внедрение инновационных проектов позволяет предприятиям не только стабильно существовать на рынке, но и предполагает их дальнейшее развитие. Автором статьи были определены факторы, формирующие инновационный потенциал предприятия. В статье представлен алгоритм оценки инновационного потенциала, разработанный на базе методики, в основе которой лежит комплексная оценка интегрального показателя.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационный потенциал предприятия, оценка потенциала предприятия, инновационное развитие, факторы инновационного развития, инновации.
Methodology of the estimation of the innovative potential of the enterprise based on the integrated indicator
Dolinskaya A.Yu. 1
1 South Ural State University (national research university), Russia
введение
Состояние современной экономики показывает, что в настоящее время требуются системные трансформации, которые должны происходить с беспрецедентной скоростью и в больших масштабах. На сегодняшний день большое внимание завоевывают прорывные технологические инновации, которые могут быть применены во многих сферах деятельности человека и влияют не только на деятельность отдельного предприятия, но и на экономики отдельных стран.
Целью данной статьи является выявление возможного алгоритма анализа инновационного потенциала предприятия, который позволит добиться ускорения прогресса при реализации инноваций на предприятии, повысить их эффективность, достичь целей устойчивого экономического развития предприятия.
Вопросами изучения инновационного потенциала предприятия занимались зарубежные ученые: Ансофф И., Водачек Л., Водачек О.,
Дойль П., Друкер П., Мэнсфилд Э., Санто Б., Твисс Б., Шумпетер Й. и российские ученые: Валдайцев С.В., Завлин П.Н., Казанцев А.К., Яковец Ю.В. Каждый из вышеуказанных авторов рассматривал инновационный потенциал предприятия с разных точек зрения, поэтому сегодня отсутствует единое общепризнанное определение данного термина. Многообразие точек зрения ученых повлияло на создание методики оценки инновационного потенциала предприятия.
Автор данной статьи пытается проанализировать существующие методы оценки инновационного потенциала и разработать новую методику, позволяющую оценить состояние отдельных факторов в комплексе.
Этапы оценки инновационного потенциала предприятия
На данный момент инновации играют решающую роль в прогнозировании позиции организации в долгосрочной перспективе, кроме того, они определяют успех организации и поддерживают уровень конкурентоспособности. Лидерами на рынке становятся те организации, которые способны быстро подстраиваться под требования потребителей, непрерывно заниматься улучшением технологических, производственных, а также бизнес-процессов [1] (Arenkov, Baum, Tomilov, 2001). С одной стороны, это может быть достигнуто путем широкого применения современных инновационных технологий, стимулирующих действий, методик, которые появляются на рынке, а с другой стороны, ресурсы и неиспользуемые возможности предприятия являются главными конкурентными преимуществами [9] (Zakharova, 2013).
На сегодняшний день представлено большое количество подходов к определению инновационного потенциала предприятия. Это влечет за собой большое количество
ABSTRACT:_
The modern world is characterized by the emergence of constant changes in technologies; the results of using them will help employees to perform their tasks quickly and efficiently. Active implementation of innovative projects allows enterprises not only to remain stable on the market, but also suggests further development. The author of the article determined the factors, which form the innovative potential of the enterprise. This article presents an algorithm for estimating the innovation potential, which is developed on the methodology, based on a comprehensive assessment of the integral indicator
KEYWORDS: innovative potential of the enterprise, estimation of the enterprise potential, innovative development, factors of innovative development
JEL Classification: M19, M21, 021, 032. Received: 26.03.2018 / Published: 31.05.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dolinskaya A.Yu. (anya.2OO60inbox.ru)
CITATION:_
Dolinskaya A.Yu. (2018) Metodika otsenki innovatsionnogo potentsiala predpriyatiya na osnove integrirovannogo pokazatelya [Methodology of the estimation of the innovative potential of the enterprise based on the integrated indicator]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (5). - 1723-1738. doi: 10.18334/rp.19.5.39061
существующих методик для его оценки. Среди существующих методов наибольшее распространение получили следующие:
• анализ внешнего окружения предприятия;
• анализ внутреннего окружения предприятия;
• анализ ресурсных составляющих предприятия.
Изучением ресурсных составляющих предприятия занимались многие ученые, и было предложено несколько методов, каким образом может быть оценен инновационный потенциал предприятия [17] (Ботвпкоуа, 2011):
• экспертный метод - категории общего потенциала предприятия оцениваются экспертами;
• количественный метод - рассчитываются и оцениваются финансовые показатели предприятия, на основе которых делается заключение по имеющемуся потенциалу;
• анализ ресурсной составляющей - оцениваются по отдельности финансовый, материально-технический, производственный потенциалы предприятия;
• интегрированная оценка потенциала - оценивается общий потенциал предприятия на основе обобщенного показателя.
Проанализировав существующие методики оценки инновационного потенциала, можно сделать вывод, что чаще предпочтение отдается экспертным оценкам. Экспертная оценка является в большей мере субъективной формой оценки, кроме того, не всегда результаты в форме балльных ответов могут быть использованы для дальнейшего внутреннего использования.
По мнению автора, измерение инновационного потенциала предприятия должно включать как объективные, так и субъективные факторы оценки. Кроме того, стоит задача наглядного представления результатов проведенной оценки инновационного потенциала, позволяющего отразить текущую ситуацию в организации и по необходимости планируемую [7] (ВоНткауа, БаЬапоуа, 2014).
Проведение оценки инновационного потенциала предприятия позволяет:
• оценить текущее состояние предприятия;
• оценить готовность предприятия к инновационным преобразованиям, реализации инновационных проектов;
• выявить основные «слабые» и «сильные» стороны предприятия, имеющиеся скрытые, неиспользуемые ресурсы и возможности, скоординировать их использование на долгосрочную перспективу;
ОБ АВТОРЕ:_
Долинская Анна Юрьевна, младший научный сотрудник Научно-образовательного центра «Управление инновациями», соискатель кафедры «Управление инновациями в бизнесе» (anya.2OO60inbox.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Долинская А.Ю. Методика оценки инновационного потенциала предприятия на основе интегрированного показателя // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 5. - С. 1723-1738. сЫ: 10.18334/гр.19.5.39061
• разработать рекомендации и мероприятия по усовершенствованию системы управления инновационным потенциалом предприятия.
Автором статьи была предложена методика оценки инновационного потенциала, в основе которой лежит интегрированная оценка показателей предприятия. Данная методика предполагает экспертную оценку потенциала, в ходе которой проводятся качественный и количественный анализы имеющихся ресурсов и возможностей предприятия [7] (Dolinskaya, Babanova, 2014)
Этапы проведения оценки инновационного потенциала представлены в виде алгоритма на рисунке 1.
Первый этап включает формирование цели проведения анализа руководством предприятия - оценка инновационного потенциала предприятия. Инициатива проведения оценки инновационного потенциала должна исходить со стороны руководства предприятия для дальнейшего успешного решения организационных и финансовых проблем.
Второй этап - формирование рабочей группы для проведения оценки инновационного потенциала. На данном этапе формируется основной состав рабочей группы, решаются организационные вопросы.
Третий этап - отбор показателей, на основе которых будет проводиться оценка. Объективность оценки инновационного потенциала отдельного предприятия зависит от правильного и подходящего набора показателей, рекомендованных для данной отрасли, в которой функционирует предприятие.
Сформированная система показателей должна позволить в комплексе рассмотреть все элементы организации и гарантировать получение всей необходимой информации о состоянии предприятия на текущий момент. Это позволит не только оценить сложившуюся ситуацию на текущий момент, но и разработать мероприятия по развитию предприятия в будущем, а также позволит принимать своевременные решения по поводу совершенствования элементов структуры инновационного потенциала.
Показатели сформированы на основе разработок, представленных Е.Б. Каганом в диссертационной работе «Исследование и оценка инновационной позиции промышленного предприятия как фактора его конкурентоспособности» [11] (Kagan, 2012), и Ю.В. Бабановой в диссертационной работе «Управление инновационным развитием предприятия на основе интеграционно-векторной концепции» [2] (Babanova, 2013), а также с использованием разработок и научных исследований автора данной статьи.
Структура показателей и индикаторов, характеризующих инновационный потенциал предприятия, представлена в таблице 1.
Следует отметить, что окончательный выбор и формирование показателей, которые будут использованы для оценки, зависят от выбора исследуемого объекта (размер, специфика деятельности, отрасль). От выбора показателей зависит степень точности и достоверности результатов проведенной оценки.
Рисунок 1. Алгоритм оценки инновационного потенциала предприятия Источник: составлено автором.
Таблица 1
Структура показателей и индикаторов, характеризующих инновационный
потенциал предприятия
Группа показателей Показатели
Инновационный потенциал 1. Показатели организационной структуры Качество процесса организации работы предприятия
Качество управленческих связей
2. Показатели организационной культуры Готовность персонала / организации к изменениям
Корпоративная культура
Система коммуникации и общения в организации
3. Система мотивации персонала Комплексная оценка системы мотивации
Мобильность персонала
Поддержка инициативных сотрудников, инноваторов
4. Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами Система обучения персонала, переобучение, переквалификация
Уровень квалификации сотрудников - образование, стаж работы
Численность персонала с высшим образованием, задействованного в инновационной деятельности
5. Показатели инновационной деятельности организации Прогрессивность используемых технологий
Уровень автоматизации производства и управления
Количество человек, задействованных в реализации инновационных проектов внутри организации
6. Показатели, связанные с НИОКР Количество человек, задействованных в НИОКР
Эффективность НИОКР
7. Показатели обеспеченности материально-техническими ресурсами Обеспеченность материальными ресурсами
Обеспеченность площадями (производственными, складскими, офисными)
8. Показатели обеспеченности финансовыми ресурсами Наличие возможности привлечения средств на развитие
Финансовая независимость предприятия
9. Показатели обеспеченности информационными ресурсами Наличие перспективных патентов, ноу-хау
Наличие коммерческой информации
Наличие перспективных наработок, разработок
Источник: составлено автором по данным [2, 11] (ЕаЬапоуа, 2013; Kagan, 2012).
Стоит обратить внимание на важные характеристики показателей:
• должны однозначно трактоваться;
• должны обеспечивать достоверность и верифицируемость полученных данных на основе финансовой, бухгалтерской, управленческой, технологической отчетности.
Четвертый этап - определение критериев для оценки выбранных показателей. Выбор шкалы оценки показателей является важным этапом. Анкетируемым сотрудникам предлагается оценить вопросы по 10-ти балльной шкале:
10 - отлично (самый высокий показатель);
5 - среднее значение;
1 - низкий показатель или невозможно оценить.
Пятый этап - подготовка анкеты-опросника. Оценка инновационного потенциала предприятия проводится на основе анкетирования, где анкета должна быть универсальной и простой в использовании. По результатам проведенной оценки руководство предприятия должно получать адекватную и объективную информацию, которая будет использоваться в дальнейшей работе. Анкета должна быть разработана с использованием современных электронных программных приложений, которые позволяют существенно сократить время на проведение самого исследования, время заполнения анкеты, получения и анализа данных исследования.
Преимуществом использования электронного варианта является возможность работы с показателями, по которым проводится оценка, они могут быть изменены в короткие сроки без привлечения дополнительных специалистов и денежных средств. А также использование электронной версии позволяет оперативно рассылать ссылку на анкету через корпоративную почту организации, что существенно сокращает время получения доступа к анкете. В случае необходимости электронный вариант анкеты может быть представлен сотрудникам в виде бумажных копий.
Один из вариантов оформления анкеты представлен на рисунке 2.
Атнетирутмым предлом«то1 оиеяит» вопроси по 10<пи больно] имел*. 'О - етлпма домыи вше опии лояшотгль.' Л сэгдмге мочгяиг
I - штий пояшотгл» или ямилохю оигатл»
' 06ваа*«л»мо
1. Авчйспо пронесгв оргвммзацмм рвбош прфдпрмлмя 1
Рисунок 2. Пример оформления анкеты-опросника для оценки инновационного потенциала предприятия Источник: составлено автором.
Шестой этап - формирование экспертной группы. Исходя из поставленной цели (этап 1) формируется экспертная группа. На данном этапе обсуждаются вопросы относительно структуры, количества экспертов, определяются требования к специализации, квалификации и индивидуальным качествам экспертов [16] (Ре^епко, 2009).
В состав экспертных комиссий включаются наиболее компетентные и авторитетные специалисты, имеющие опыт работы в качестве экспертов. Можно привлекать как сторонних специалистов (аутсорсинг), так и создавать экспертную комиссию из сотрудников предприятия.
Седьмой этап - проведение анализа инновационного потенциала на основе анкетирования. Включает количественный и качественный анализ.
Проведение количественного анализа. Количественный анализ, который проводится на базе математических расчетов относительных показателей, позволит оценить финансовое состояние предприятия на определенный момент времени. Полученная информация позволит составить общее понимание, какими ресурсами обладает предприятие, есть ли возможность привлечения дополнительного финансирования. Информация для анализа может быть получена из внутренних источников информации организации: бухгалтерская отчетность, управленческие документы внутреннего пользования.
В результате оценки инновационного потенциала были выделены основные финансовые показатели, которые были оценены и проанализированы с точки зрения универсальности и применимости на разных предприятиях, они представлены в таблице 2.
Проведение качественного анализа. В экспертной оценке можно применять так называемый социологический метод оценки качества инновационной системы. Этот метод, как и экспертный, основан на опросах и мнениях, но не специальных экспертов, а различных пользовательских групп (менеджеров организации, начальников подразделений, участков, ведущих специалистов). Этот социологический метод считается модификацией экспертного. Сбор мнений производится устным опросом сотрудников или с помощью распространения и заполнения специальных анкет-вопросников [14].
Электронная версия анкеты значительно упрощает необходимость распространения анкеты, т.к. позволяет заполнить ее сотрудникам без привязки к своему рабочему месту (нет необходимости заполнять анкету с рабочего компьютера).
Восьмой этап - анализ и обработка полученных результатов.
Анализ и обработка полученных результатов в результате анкетирования.
Обобщенный показатель качества Кэкс, определяемый экспертным методом по балльной системе исчислений, находится как среднее арифметическое значение оценок, поставленных всеми экспертами, и вычисляется по формуле:
1а
К =——, (1)
экс
а
где а - количество экспертов; Q - оценки в баллах, поставленные экспертами.
Таблица 2
Основные финансовые показатели для количественного анализа
Финансовый показатель Характеристика финансового показателя Формула расчета
Выручка Количество денежных средств или иных благ, получаемых предприятием за определённый период по основным видам деятельности. Отчет о финансовых результатах (Ф.2 бухгалтерской отчетности)
Прибыль Положительная разница между доходами и затратами Отчет о финансовых результатах (Ф.2 бухгалтерской отчетности)
Обеспеченность собственными оборотными активами Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости Ксос = Собственные оборотные средства / Оборотные активы
Финансовая независимость Показывает долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств. Чем выше значение коэффициента, тем с большей вероятностью организация может погасить долги за счет собственных средств и более независимо предприятие. Кфз = Собственный капитал / Итог баланса
Фондоотдача Фондоотдача показывает, какая выручка приходится на 1 рубль основных средств. Фондоотдача - это показатель, отражающий эффективность эксплуатации основных средств. ФО = Выручка от реализации / среднегодовая стоимость основных средств
Оборачиваемость оборотных средств Оборачиваемость оборотных средств характеризует число оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период (год). Чем больше скорость обращения оборотных средств, тем лучше они используются. Ко6 = Выручка от реализации за период / Средний остаток оборотных средств за период
Производи- тель-ность труда Это объем продукции, произведенный за определенный период в расчете на одного работника. ПТ = Объем выпуска продукции / Количество работников
Источник: составлено автором.
Если при экспертизе качества оценку (опрос) проводят в несколько туров, то в этом случае значение показателя качества определяют как среднеарифметическое значение оценок, полученных в каждом туре опроса экспертов по выражению:
т
У к
^ ЭКС, I
К' -, (2)
экс
т
где К. -- значение показателя качества, полученное в каждом туре; т - число туров опроса.
2) Последовательность проведения анкетирования.
Каждый член экспертной группы получает ссылку на электронную форму анкеты, которую необходимо заполнить. Все полученные результаты собираются в единой базе данных в виде, представленном в таблице 3.
Таблица 3
Форма сбора результатов анкетирования в электронном формате
Анкетируе- Качество Качество Готов- корпо- Сущест- Ком- Мобиль- Под-
мым сотруд- процес- управ- ность ративная вующая плексная ность держка
ник са орга- лен- персо- культура система система персо- инициа-
низации ческих нала коммуни- мотива- нала тивных
работы связей органи- кации и ции идей,
предпри- зации к общения иннова-
ятия инновациям, изменениям торов
Начальник 6 2 3 8 9 2 6
цеха 5
Менеджер 5 5 5 5 9 5 4 8
отдела
продаж
Руково- 5 9 10 5 9 10 6 2
дитель
проектного
отдела
Источник: составлено автором.
Рассчитывается среднее значение экспертной оценки по каждому показателю с помощью формулы: я
I а
к =М_, (3)
Э КС
а
где а - количество экспертов; Q - оценки в баллах, поставленные экспертами.
Следующий шаг - это расчет среднего значения объединенного показателя всей группы.
Для упрощения работы с расчетами и ускорения анализа полученных данных была создана модель на основе программы Excel, которая позволяет ускорить обработку данных. Кроме того, данная модель проста в использовании, что позволяет любому руководителю организации работать с ней без каких-либо специальных знаний или навыков.
Девятый этап - графическое представление результатов оценки «текущего уровня» инновационного потенциала предприятия. После обработки полученных результатов и анализа показателей определяются варианты обобщения и представления результатов. На данном этапе важно выбрать то представление, которое может быть использовано в дальнейшем для внутренних нужд организации. В ходе научного
исследования были рассмотрены несколько вариантов представления результатов проведенного анкетирования: в табличном виде (фактические и плановые показатели) и в графическом (лепестковая, поверхностная диаграмма).
Табличный вариант представления не является репрезентативным и не подходит для презентаций на совещаниях внутри организации, т.к. сложно моментально оценить необходимые изменения и обратить внимание на нужные показатели, которые должны быть проанализированы в первую очередь, что может непосредственно повлиять на результаты оценки и дальнейшего обсуждения.
В случае если на данный момент времени руководителя предприятия интересует только текущее состояние, то разработанная модель предполагает возможность опустить 10 и 11 этапы, перейдя после графической интерпретации полученных результатов к последнему 12 этапу - создания программы мероприятий.
Десятый этап - оценка «желаемого уровня» инновационного потенциала предприятия. С целью получения оценки «желаемого уровня» потенциала предприятия в будущем проводится отдельное анкетирование управляющего организацией (исполнительного, управляющего директора) или генерального директора, главных акционеров организации. Результаты опроса будут использованы для графического представления и сравнения текущего уровня инновационного потенциала предприятия и желаемого в долгосрочной перспективе. Для реализации данного этапа повторяются этапы с 7 по 9.
Выделение анкетирования генерального директора в отдельный этап позволяет снизить влияние его ответов на общую картину представления предприятия со стороны сотрудников.
Одиннадцатый этап - графическое представление полученных результатов. После проведения оценки инновационного потенциала необходимо все данные, полученные в ходе количественного и качественного анализа, обработать в зависимости от поставленной цели и установленных требований и представить окончательный вариант оценки.
Одними из популярных способов представления данных являются табличная и графическая форма (рис. 3). В виде графиков чаще всего показывают зависимости между исследуемыми показателями или наблюдаемые изменения показателей.
Одним из предложений, сделанных в ходе исследования инновационного потенциала, является презентация результатов в форме девятиконечной звезды, где каждая вершина является группой показателей (рис. 4).
Преимуществами представления результатов в виде девятиконечной звезды являются:
• возможность наглядно представить полученные результаты для слушателей;
• возможность быстро сделать логические выводы из представленных данных;
• возможность проконтролировать достоверность полученных данных, т.к. на графике ярко выражаются все неточности, которые могут быть связаны с ошибками в расчетах;
• возможность настроить сотрудников на креативный настрой, что позволяет повысить мотивацию, а окружающим становится легче воспринимать идеи проекта.
Р исунок 3. Сравнительная диаграмма результате в Источник: составлено автором.
Рисунок 4. Представление результатов анкетирования в форме девятиконечной звезды Источник: составлено автором.
Двенадцатый этап - формирование программы мероприятий. На основе полученных результатов можно будет сформировать мероприятия, позволяющие усилить сильные стороны предприятия (потенциал отдельных направлений деятельности), нейтрализовать и полностью избавиться от слабых сторон. Одним из предложений может быть создание стратегии инновационного развития, которая задает цели инновационной деятельности предприятия, средства, способы и методы достижения поставленных целей, а также необходимость привлечения дополнительных источников финансирования.
«Инновационная стратегия развития предприятия - это комплекс целей и установок, правил принятия решений и способов перевода предприятия (фирмы) из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние на основе внедрения инноваций - технологических, продуктовых, организационных, управленческих, экономических, социальных - и позиционирования предприятия на конкурентных рынках
товаров и услуг. То есть инновационная стратегия всегда выражается в определении типа целевого поведения предприятия на конкурентных рынках» [6] (Ваттйоуа, 2013). Для максимально эффективного функционирования следует разрабатывать стратегию и план мероприятий на конкретный временной промежуток, по истечении которого следует проводить повторную оценку инновационного потенциала.
Апробация представленной методики оценки инновационного потенциала предприятия позволила выделить следующие преимущества:
• дает возможность оперировать как качественными, так и количественными показателями;
• не требует больших денежных затрат на составление или редактирование анкеты в случае использования предложенного варианта;
• дает возможность осуществить прогнозный анализ за счет использования анкеты генерального директора, управляющей команды или акционеров в качестве эталона для получения «желаемого состояния» предприятия;
• наглядность представления полученных результатов;
• универсальность методики, т.к. анализируются все аспекты деятельности предприятия;
• использование достоверных источников информации;
• возможность наладить инновационный процесс на предприятии, позволяющий повысить конкурентоспособность за счет наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей на основе регулярных, внедренных инноваций в процессе производства и реализации внедряемых товаров и услуг;
• использование сильных и укрепление слабых сторон предприятия позволит активно создавать конкурентные преимущества, которые помогают не только выживать в условиях современной рыночной экономики, но и конкурировать с иностранными организациями.
Результаты проведенной оценки могут быть использованы руководством организации для оценки имеющихся ресурсов предприятия, насколько они используются, а также для оценки целесообразности внедрения инновационных изменений. Помимо внутреннего использования полученной информации, отчет будет интересен акционерам и инвесторам.
Заключение
В современных условиях развивающейся экономики российские предприятия становятся все менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными. Поэтому отечественные предприятия все чаще стали обращаться к инновациям и внедрять инновационные проекты, увеличивая имеющиеся ресурсы и возможности, т.е. потенциал предприятия. Инновационная деятельность и работа с инновационным потенциалом могут обеспечить устойчивое развитие предприятия и задать необходимое направление для него.
Подводя итог, можно сделать следующее заключение, что представленная модель оценки инновационного потенциала была успешно смоделирована на основе наработанных экономистами знаний и практического опыта. Предложенная модель оценки подкреплена прописанным алгоритмом, позволяющим оценить текущее и планируемое состояние инновационного потенциала предприятия. При оценке потенциала используются качественный и количественный анализы, позволяющие интегрировать оценку не только реально имеющихся ресурсов предприятия, но и проанализировать возможности и неиспользуемые ресурсы, которыми обладает предприятие на текущий момент времени. Как видно из алгоритма (рис.1), модель может быть трансформирована под нужды отдельных предприятий. Есть возможность провести как полную оценку текущего и желаемого состояния, так и оценку текущего уровня инновационного потенциала. Использование предложенной анкеты в электронном формате позволяет изменять внешний вид анкеты и при необходимости заменять анализируемые факторы без больших денежных и временных затрат.
В статье были рассмотрены два варианта представления полученных результатов оценки инновационного потенциала: табличный вид и в форме девятиконечной диаграммы.
Среди отмеченных преимуществ можно выделить возможность использования полученных результатов как в качестве внутренней отчетности предприятия, так и для внешнего использования: представление инвесторам, дополнение к бизнес-плану.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аренков И.А., Баум П.Ф., Томилов В.В. Инновационный потенциал фирмы: Стратегия развития. / Монография. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 122 с.
2. Бабанова Ю.В. Управление инновационным развитием предприятия на основе ин-
теграционно-векторной концепции. / Дис. канд. экон. наук. -Челябинск, 2013.
3. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управления стоимостью предприятия. / Учеб. по-
собие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2005. - 292 с.
5. Горшенин В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации. /
автореф. дис. д-ра экон. наук. - Челябинск: ГОУ ВПО Южно-Уральский государственный университет, 2006. - 42 с.
6. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент:. / пособие для бакалавров. - М.:
Издательско-торговая корпорация, 2013. - 168 с.
7. Долинская А.Ю., Бабанова Ю.В. Оценка инновационного потенциала предприятия
на основе анализа инновационного состояния // Международный форум: конкурс молодых ученых. - СПб., 2014. - с. 191.
8. Долинская А.Ю., Степичева А.Б., Бабанова Ю.В. Успех компании: эффективный
лидер или умение управлять эмоциями сотрудников // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - с. 299-306.
9. Захарова К.Н. Проблемы инновационного развития предприятий. Молодежь и нау-
ка. [Электронный ресурс]. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s021/s021-037.pdf ( дата обращения: 15.03.2018 ).
10. Бора М.З., Денисов А.Ю. Инвестиции и инновации. / Словарь-справочник от А до Я. - М.: ДИС, 2008. - 208 с.
11. Каган Е.Б. Исследование и оценка инновационной позиции промышленного предприятия как фактора его конкурентоспособности. / Дис. канд. экон. наук. -Челябинск, 2012.
12. . Каган Е.Б. Разработка методики оценки инновационной позиции предприятия с учетом различной значимости инновационного потенциала и климата. Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.science-education.ru/103-6180 ( дата обращения: 10.03.2018 ).
13. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. (одобрена Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832) / Российская газета. 1998, 19 августа.
14. Кулаков К.В. Экспертная оценка качества функционирования информационных систем в образовательном сервисе. Old.rguts. [Электронный ресурс]. URL: http:// old.rguts.ru/files/electronic_journal/number20/15.doc ( дата обращения: 10.03.2018 ).
15. Курышова В.Г. Методы формирования и эффективного использования инновационного потенциала предприятия. / Дис. канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 159 c.
16. Петренко Ю.В. Методы управления производственными рисками на предприятиях легкой промышленности. / Дис. канд. экон. наук. - СПб., 2009.
17. Соменкова Н.С. Инновационным потенциалом промышленного предприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 3-1. -c. 243-245.
18. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70006124/#72 ( дата обращения: 01.03.2018 ).
19. Фатхудинов Р. А. Инновационный менеджмент. / учеб. для вузов. - СПб.: Питер,
2010. - 448 c.
20. Mikolas Z. et al. Competitive Potential of the Industrial Enterprise. C.H. Beck, Praha,
2011.
REFERENCES:
Arenkov I.A., Baum P.F., Tomilov V.V. (2001). Innovatsionnyy potentsial firmy: Strategiya razvitiya [Innovative potential of the company: development Strategy] SPb.: Izd-vo SPbGUEF. (in Russian).
Babanova Yu.V. (2013). Upravlenie innovatsionnym razvitiem predpriyatiya na osnove integratsionno-vektornoy kontseptsii [Management of innovative development of the enterprise on the basis of integration-vector concept] Chelyabinsk. (in Russian).
Bora M.Z., Denisov A.Yu. (2008). Investitsii i innovatsii [Investment and innovation] M.: DIS. (in Russian).
Darmilova Zh.D. (2013). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] M.: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya. (in Russian).
Dolinskaya A.Yu., Babanova Yu.V. (2014). Otsenka innovatsionnogo potentsiala predpriyatiya na osnove analiza innovatsionnogo sostoyaniya [Evaluation of the innovative potential of the enterprise on the basis of the analysis of the innovative state] [International forum] . 191. (in Russian).
Dolinskaya A.Yu., Stepicheva A.B., Babanova Yu.V. (2016). Uspekh kompanii: effektivnyy lider ili umenie upravlyat emotsiyami sotrudnikov [The company's success: effective leader or skill to manage the emotions of employees]. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. 299-306. (in Russian).
Fatkhudinov R. A. (2010). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] SPb.: Piter. (in Russian).
Gorshenin V.P. (2006). Upravlenie innovatsionnym potentsialom personala korporatsii [Management of innovative potential of the Corporation personnel] Chelyabinsk: GOU VPO Yuzhno-Uralskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).
Kagan E.B. (2012). Issledovanie i otsenka innovatsionnoy pozitsii promyshlennogo predpriyatiya kak faktora ego konkurentosposobnosti [Research and evaluation of innovative position of industrial enterprise as a factor of its competitiveness] Chelyabinsk. (in Russian).
Kuryshova V.G. (2007). Metody formirovaniya i effektivnogo ispolzovaniya innovatsionnogo potentsiala predpriyatiya [Methods of formation and effective use of innovative potential of the enterprise] Nizhny Novgorod. (in Russian).
Petrenko Yu.V. (2009). Metody upravleniya proizvodstvennymi riskami na predpriyatiyakh legkoy promyshlennosti [Methods of management of production risks at the enterprises of light industry] SPb.. (in Russian).
Somenkova N.S. (2011). Innovatsionnym potentsialom promyshlennogo predpriyatiya [Innovation potential management in an industrial enterprise]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. (3-1). 243-245. (in Russian).
Valdaytsev S.V. (2001). Otsenka biznesa i upravleniya stoimostyu predpriyatiya [Business valuation and enterprise value management] M.: YuNITI-DANA. (in Russian).
Vikhanskiy O.S. (2005). Strategicheskoe upravlenie [Strategic management] M.: Ekonomist. (in Russian).