Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

Оценка образовательного потенциала является актуальной задачей для большинства стран мира в виду отсутствия единого четкого определения данной категории, четко разработанных организационно-экономических механизмов взаимосвязи с тенденциями развития экономической системы в целом, отраслями экономики и/или отдельными предприятиями. Образовательный потенциал анализируется современными экономистами с точки зрения систематизации терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL: CONCEPT, CONTENT, ASSESSMENT METHODOLOGY

The assessment of educational potential is an urgent task for most countries of the world due to the lack of a single developed clear definition of this category, clearly developed organizational and economic mechanisms for interconnection with the development trends of the economic system as a whole, sectors of the economy and / or individual enterprises. The educational potential is analyzed by modern economists in terms of terminology systematization.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24412/2412-2025-2021-4-69-73

Хаджалова Хадижат Магомедовна - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Khadzhalova Khadizhat Magomedovna - Doctor of Economics, Lead Researcher Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

EDUCATIONAL POTENTIAL: CONCEPT, CONTENT, ASSESSMENT METHODOLOGY

Оценка образовательного потенциала является актуальной задачей для большинства стран мира в виду отсутствия единого четкого определения данной категории, четко разработанных организационно-экономических механизмов взаимосвязи с тенденциями развития экономической системы в целом, отраслями экономики и/или отдельными предприятиями. Образовательный потенциал анализируется современными экономистами с точки зрения систематизации терминологии.

Ключевые слова: образование, образовательный потенциал, человеческий потенциал.

The assessment of educational potential is an urgent task for most countries of the world due to the lack of a single developed clear definition of this category, clearly developed organizational and economic mechanisms for interconnection with the development trends of the economic system as a whole, sectors of the economy and / or individual enterprises. The educational potential is analyzed by modern economists in terms of terminology systematization.

Keywords: education, educational potential, human potential.

Введение. В последние десятилетия существенно изменилось влияние ряда факторов на социально-экономическое развитие России. На смену категории «человеческий капитал» приходит категория «человеческий потенциал», отражающая новые ценности развития общества с упором на качество человеческих ресурсов, возможность их взаимодействия, влияния на экономические показатели инновационного развития страны.

Важное значение приобретает выбор показателей социально-экономического развития, связанных с определением образовательного потенциала, лежащего в основе формирования конкурентных преимуществ регионов и отражающего уровень накопленных знаний рабочей силы на региональном рынке труда, а также эффективность региональной системы образования. С этой точки зрения оценка образовательного

потенциала населения выступает актуальной задачей обеспечения экономики регионов необходимыми специалистами в процессе достижения целей стратегического социально-экономического развития.

Актуальность темы исследования определена также трансформациями, происходящими в России, продвижением страны к «обществу знания», увеличивающейся популярностью разных форм образования, а также повышением требований работодателей к уровню подготовки работников.

Основное содержание. В последние годы все чаще говорят об инновационном развитии страны и все более активнее в данном развитии признается роль образовательной составляющей. Именно с наличием качественного человеческого потенциала была сопряжена приоритетная цель России по выходу страны на мировой уровень исследований и разработок и освоение шестого технологического уклада. Однако для современной России (конца ХХ - начала XI вв.) характерно ухудшение качества населения, связанное со снижением образовательного потенциала. Об этом свидетельствует серьезное научно-технологическое отставание российской экономики: на мировых рынках высоких технологий РФ занимает 0,3%, чему способствовало существенное снижение в 90-е годы XX в. ресурсной базы научных исследований, приведшая к существенному сокращению числа исследователей и интеллектуальной миграции, что значительно ослабило научно-техническую составляющую страны [4].

Определяемый по международным меркам достаточно высокий уровень образования населения России является одним из главных конкурентных преимуществ экономики страны.

В мировом сообществе развитие образовательного потенциала является актуальной задачей для большинства стран мира в виду отсутствия единого четко разработанного определения категории, разработанных организационно-экономических механизмов взаимосвязи с тенденциями развития экономической системы в целом, отраслями экономики и/или отдельными предприятиями. Современными исследователями образовательный потенциал определяется и анализируется с точки зрения систематизации терминологии. При этом акцент делается на таких составляющих элементах как «образование» и «потенциал».

Использование слова «потенциал» связано с его значением, что в переводе с латинского «potentia» означает сила, мощь, и определяется как «совокупность всех имеющихся возможностей, средств для достижения целей и решения задач в какой-либо сфере, отрасли» [1].

В работе «Инновационное образование в формирующемся обществе знаний» автором «потенциал» определяется как «...внутренний источник, духовный запас, который может быть использован для достижения какой-либо цели, принятия соответствующего решения» [7, С. 1340].

Во взаимосвязи со словом «образование», «потенциал» рассматривается в различных смысловых контекстах. С одной стороны, образовательный потенциал может представлять собой условия успешности образовательного процесса, когда он гарантирует формирование личности, способной непрерывно развивать свои способности и творческие силы, стремящиеся к самореализации на основе личностных ориентаций в общественной системе. С другой стороны, это совокупность личност-

но-профессиональных качеств личности, необходимых для трудовой деятельности в рамках избранной профессии [5, С.40].

В Терминологическом ювенологическом словаре «образовательный потенциал» определяется как «совокупность знаний, умений, навыков в областях общего и специального характера, в значительной мере определяющий уровень развития страны, отчасти ее позиции в современном, но в большей степени - в перспективном мирохозяйственном разделении труда» [6].

Таким образом, образовательный потенциал во многом и определяет характер социально-экономического развития территории.

Результаты исследования. В современных экономических системах человеческий капитал рассматривается как важнейший фактор экономического и инновационного развития. При этом инновационная экономика трактуется как экономика, основанная на новых знаниях и интеллектуальном потенциале.

На современном этапе в системе функционирования стран с развивающейся экономикой в качестве агрегированных показателей эффективности, характеризующих уровень развития образовательного потенциала, следует обозначить [7]:

- индекс человеческого развития;

- индекс глобальной конкурентоспособности.

По индексу человеческого развития Россия находится на 49-м месте в общемировом рейтинге, уступая таким ведущим странам как Норвегия, Швейцария, Германия, США и др. (см. рис. 1).

По индексу глобальной конкурентоспособности по состоянию на 2019 г. Россия занимает 43-ю позицию (см. рис. 2).

Сравнивая индексы человеческого развития и глобальной конкурентоспособности России и других стран следует отметить, что высокий индекс человеческого развития не определяет идентичный индекс конкурентоспособности. Таким образом, в 2019 году Россия занимала 49-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала и 43-е место по уровню глобальной конкурентоспособности. В ряде стран ситуация была противоположной. Так, Норвегия, являющаяся лидером по человеческому развитию, по уровню конкурентоспособности в том же году заняла лишь 17-е место. Данная тенденция объясняется тем, что уровень человеческого развития не всегда определяется непосредственным ростом человеческого капитала и, как следствие, ростом конкурентоспособности.

Вывод: Рассматривая агрегированные сводные индикативные показатели динамики образовательного потенциала Российской Федерации, можно сделать вывод, что имеются существенные резервы в области совершенствования и развития, прежде всего, в области человеческого капитала. Для выявления причинно-следственных факторов нынешнего состояния важно изучение тенденций в области демографии и экономической активности населения, уровня образования населения, системы обучения и его финансирования, а также инфраструктурная поддержка инновационного делового предпринимательства.

0,954

0,95 0,9 0,85 0,8 0,75 0,7

0,9 2 0,9 15 15 0,9 A QQ1

0,8 24 0,8 17 0,8 17

J* е/ J* ^ ^ ei^ J* ¿P

£ jy л^ ¿с J* С? С? ^ Ф £ &

Рис. 1. Индекс человеческого развития, 2019 г. [2]

90 84,8 83,7 83,1 82,4 82,3 82,3 81,8 ,„ ,

81,8 78,7 78,1 80 75,1

80 70 60 50 40 30 20 10 0

73,9

71,5

66,7

62,9 62,1

5ч ON о\ .ОЧ .оЧ .ОЧ ЛЧ ^ ¿О^ ¿О^

<£> & .ес кес кес

* .¿Г л* л* а* с? л* л,*

\У ч$- <2 лГ Л? л4" v>* yfo

/ ^У н/ ^ > ^ # #

Рис. 2. Индекс глобальной конкурентоспособности, 2019 г. [3]

Список литературы:

1. Potential. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Potential.

2. Human Development Report 2019 - Beyond income, beyond averages, beyond today: Inequalities in human development in the 21st century. - URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf.

3. The Global Competitiveness Report 2019. - URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019 .pdf.

4. Леонидова, Г. В. Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - №1 (31). - С. 52-71. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-potentsial-naseleniya-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya.

5. Поташева, О.В., Морошкина, М.В. Статистическая оценка региональных различий субъектов РФ по уровню образовательного потенциала молодых поколений населения // Статистика и экономика. - 2018. - №2. -Т.15. - С. 38-48. - URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/statisticheskaya-otsenka-regionalnyh-razHchiy-subektov-rf-po-urovnyu-obrazovatelnogo-potentsiala-molodyh-pokoleniy-naseleniya.

6. Терминологический ювенологический словарь. - URL: https://yuvenologichesky.academic.ru.

7. Шитов, С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 2009. - №4. - С. 35-41. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-obrazovanie-v-formiruyuschemsya-obschestve-znaniy.

8. Хисамов, А.Р. Личностный потенциал современной молодежи: основные понятия и компоненты структуры // Фундаментальные исследования. - 2014. - №5. - С. 1339-1342.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.