Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГ'

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / образовательный потенциал / регион / Северо-Кавказский федеральный округ / education / educational potential / region / North Caucasian Federal District

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна, Савзиханова Сабина Эминовна

В данной статье, на основе предложенной авторами комплексной оценки уровня развития образовательного потенциала, определяемой группой факторов, проведена сравнительная межрегиональная оценка человеческого потенциала, позволившая выявить современные проблемы в его состоянии и определить направления развития с учетом социально-экономического состояния территории. Сделан вывод о том, что имеющийся уровень образовательного потенциала населения есть результат его развития, то есть определенных усилий государственных социальных институтов, способствующих как формированию образовательного потенциала, так и реализации его возможностей в производственной, управленческой, общественной, культурной и иной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна, Савзиханова Сабина Эминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE REGIONS NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

In this article, based on the comprehensive assessment of the level of development of educational potential proposed by the author, determined by a group of factors, a comparative interregional assessment of human potential was carried out, which made it possible to identify current problems in its state and determine the direction of development, taking into account the socio-economic state of the territory. It is concluded that the current level of educational potential of the population is the result of its development, that is, certain efforts of state social institutions that contribute both to the formation of educational potential and the realization of its capabilities in production, management, social, cultural and other activities

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГ»

7. Закон Республики Дагестан от 5 декабря 2016 года №72 «О стратегическом планировании в Республике Дагестан». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0500201612070013.

8. Материалы Интернет-сайта Общественного совета по вопросам качества жизни граждан РФ - - URL: http://www.roscom.ru/conf/.

9. Пивень, И.Г. Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием региона // Новые технологии. - 2014. - № 3. - С. 58-64. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye -osnovy-strategiche skogo -upravleniya-ustoychivym-razvitiem-regiona.

10. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гринберга, А.П. Егоршина. - М., 2004. - С.137-142.

11. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 года №633 «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202111080023

12. Федеральный закон от 28 июля 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.

13. Шеховцева, Л.С. Концептуальные основы стратегического управления развитием региона // Вестник МГТУ, Том 9. - 2006. - №4. - С. 692.

УДК 37 ББК 65.497

DOI 10.24412/2412-2025-2022-3-50-56

Хаджалова Хадижат Магомедовна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Савзиханова Сабина Эминовна - доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и информационной безопасности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Khadzhalova Khadizhat Magomedovna - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management, Dagestan State University of National Economy

Savzikhanova Sabina Eminovna - Doctor of Economics, Professor of the Department of Information Technologies and Information Security, Dagestan State University of National Economy

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE REGIONS NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

В данной статье, на основе предложенной авторами комплексной оценки уровня развития образовательного потенциала, определяемой группой

факторов, проведена сравнительная межрегиональная оценка человеческого потенциала, позволившая выявить современные проблемы в его состоянии и определить направления развития с учетом социально-экономического состояния территории. Сделан вывод о том, что имеющийся уровень образовательного потенциала населения есть результат его развития, то есть определенных усилий государственных социальных институтов, способствующих как формированию образовательного потенциала, так и реализации его возможностей в производственной, управленческой, общественной, культурной и иной деятельности.

Ключевые слова: образование, образовательный потенциал, регион, Северо-Кавказский федеральный округ.

In this article, based on the comprehensive assessment of the level of development of educational potential proposed by the author, determined by a group of factors, a comparative interregional assessment of human potential was carried out, which made it possible to identify current problems in its state and determine the direction of development, taking into account the socio-economic state of the territory. It is concluded that the current level of educational potential of the population is the result of its development, that is, certain efforts of state social institutions that contribute both to the formation of educational potential and the realization of its capabilities in production, management, social, cultural and other activities.

Keywords: education, educational potential, region, North Caucasian Federal District.

Актуальность темы исследования. Сегодня внимание многих ученых, социологов, политиков, а также средств массовой информации направлено на вопрос перехода страны на новый тип инновационного развития. «Современное общество вступило на новый этап развития экономики, в котором информация и знания играют одну из главных ролей. В России одним из приоритетных направлений развития является формирование инновационного характера национальной экономики» [7]. В сложившейся ситуации возникает объективная потребность глубокого анализа современного состояния образовательного потенциала страны с позиции поиска путей эффективной реализации последнего. Отмеченное обстоятельство и предопределило актуальность данного исследования.

Вопрос изучения интеллектуального потенциала не нов для отечественной науки, ввиду того, что отечественной наукой проводятся определенные, сопряженные с данной темой, исследования. Так, российскими учеными проводятся исследования человеческого потенциала, трудового потенциала, образовательного потенциала, культурного потенциала и т.д., как системообразующего феномена. Очевидно, что дать определение интеллектуальному потенциалу не так-то просто. Причина состоит в отсутствии каких-либо четких и однозначных толкований данной категории в экономической, социальной, философской и других науках.

Объект исследования - образовательный потенциал как составная компонента человеческого потенциала. Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе формирования и развития образовательного потенциала в современном обществе.

Теоретическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам формирования и оценки образовательного потенциала населения. В методологическом плане работа строилась в соответствии с ведущими тенденциями современной науки, связанными с углублением междисциплинарного и комплексного подходов. В ходе исследования активно использовались общенаучные методы сравнения, аналогии, социологического, сравнительного и системного анализа.

Основное содержание работы. Инновационное развитие страны в большей степени определяется наличием национального человеческого капитала, основным компонентом которого является образовательный потенциал. «Создание и эффективная реализация образовательного потенциала формируют инновации на мировом уровне, что, в свою очередь, является основой экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Определение подходов к управлению и развитию образовательного потенциала возможно только на основе его системной оценки» [6].

Для измерения образовательного потенциала предлагаем использовать следующую формулу, представленную схематично на рис. 1, представляющую собой общую структуру компонентов, участвующих в формировании образовательного потенциала.

Рис.1. Структура образовательного потенциала территории

Федеральной службой по надзору в сфере образования в марте 2021 года опубликованы результаты проводимой ведомством оценки регионов России по качеству школьного образования в регионах России на основе расчета 13 качественных показателей по уровню результативности обучения в школах, практик ориентированности школьного образования и управления системой образования [3].

Таблица 1

Рейтинги некоторых показателей регионов СКФО, представленных Рособр-

надзором по качеству школьного образования 2021 года

РД РИ КБР КЧР РСО-А ЧР СК

Результаты обучения

Достижение минимального уровня 82 83 70 74 71 84 54

подготовки

Достижение высокого уровня под- 84 83 80 81 74 85 44

готовки

Образовательное равенство 38 18 49 44 29 30 36

Функциональная грамотность 83 85 82 84 80 81 73

Практикоориентированность школьного образования

Использование компьютеров 85 84 82 83 55 78 51

Поступление в образовательные ор- 82 74 76 27 66 84 56

ганизации СПО

Поступление в вузы своего региона 38 67 53 77 34 14 45

Источник: Составлено авторами по данным Оценки регионов России по качеству школьного образования в регионах России [3]

Согласно представленным в таблице 1 данным, можно говорить о низком качестве получаемого школьниками образования. Практически все субъекты, за исключением Ставропольского края, занимают низкие позиции по показателям достижения минимального и высокого уровней подготовки. Особенно критическое положение в Дагестане, Ингушетии и Чечне. Выпускники не имеют возможности выбора при поступлении в высшие учебные заведения и, как правило, остаются в регионах. Так, среди субъектов СКФО наибольший процент поступления выпускников школ в региональные вузы отмечается в Чеченской Республике (14 позиция в рейтинге) и Республике Дагестан (38 позиция).

В таблице 2 представлен результат сравнения двух субъектов СКФО: Республики Дагестан и Ставропольского края по всем 13 показателям. Из 13-ти показателей оценки качества школьного образования в 2021 году по 7-ми Республика Дагестан занимала крайне низкие позиции, что очень тревожно. Ставропольский край - единственный регион СевероКавказского федерального округа, в котором показатели качества школьного образования близки к среднероссийским значениям.

Таблица 2

Сравнительные результаты Рособрнадзора по качеству школьного

образования Республики Дагестан и Ставропольского края 2021 года [3]

№ Республика Дагестан Ставропольский край

1. Результаты обучения:

1.1. Достижение минимального уровня подготовки 72,9 78,7

1.2. Достижение высокого уровня подготовки 0,7 6,0

1.3. Образовательное равенство 55,5 64,5

1.4. Функциональная грамотность 32,7 47,7

2. Практикоориентированность школьного образования:

2.1. Использование компьютеров 23,5 51,8

2.2. Поступление в образовательные организации СПО своего региона 37,5 60,7

2.3. Поступление в вузы своего региона 62,0 56,5

3. Управление системой образования:

3.1. Объективность оценочных процедур 61,1 79,8

3.2. Эффективность механизмов управления качеством образования 9,0 66,0

3.3. Эффективность организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ-2021 83,0

3.4. Аналитика и интерпретация результатов ГИА 76,5 82,7

3.5. Участие в ВПР СПО 87,0 95,2

Для нашего анализа выбраны показатели результатов обучения. Из 13 покателей выделены только те, которые, на наш взгляд, лучше всего отражают ситуацию в среднеобщеобразовательной сфере, которая, по сути, является базовым уровнем при формировании качества образовательного потенциала регионов. Исключением является лишь критерий «Образовательное равенство» (рассчитывается по результатам ВПР как отношение доли учеников, преодолевших минимальную границу, обучающихся в 25% «худших» школ в регионе, к доле учеников, преодолевших минимальную границу, обучающихся в 25% «лучших» школ), по которому республики СКФО занимают лидирующие позиции [1].

В рамках данного исследования определен показатель «качества школьного образования» и рассчитан как среднее арифметическое по-

казателей «Достижение минимального уровня подготовки», «Достижение высокого уровня подготовки» и показателя функциональной грамотности.

Таблица 3

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 тыс. человек ЭАН

2005/ 2010/ 2015/ 2018/ 2019/ 2020/

2006 2011 2016 2019 2020 2021

Российская Федерация 493 497 325 284 277 277

Северо-Кавказский федеральный округ 400 396 264 217 210 207

Республика Дагестан 416 395 235 171 166 161

Республика Ингушетия 245 231 187 151 145 153

Кабардино-Балкарская Республика 333 314 198 169 176 175

Карачаево-Черкесская Республика 358 397 281 239 241 241

Республика Северная Осетия - Алания 495 483 371 303 300 300

Чеченская Республика 220 263 238 241 227 227

Ставропольский край 485 496 313 257 245 238

Республика Дагестан 416 395 235 171 166 161

Источник: Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [5]

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10 тыс. человек населения в 2020 г. в среднем по России сократилась на 43% с 493 человек в 2005 г. до 277 человек в 2020 г. Такая же динамика наблюдается и в СКФО: сокращение численности обучающихся в вузах с 400 человек в 2005 г. до 207 человек в 2020 г. Самая высокая доля сокращения численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 тыс. человек экономически активного населения наблюдается в Ставропольском крае (в 2 раза) и в Кабардино-Балкарской Республике (в 1,9 раза).

Следующим компонентом образовательного потенциала является доля расходов на образование (показатель скорректирован с учетом ПМ регионов).

Таблица 4

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на образование, млн. руб.

2005 2010 2015 2018 2019 2020

Республика Дагестан 6596,2 18771,9 31827,8 40999,5 45789 59842

Республика Ингушетия 870,5 3257,2 6011,7 8553,1 8804,8 12209,2

Кабардино-Балкарская Республика 2612,9 5637,4 9403,7 10694,2 12241,1 11893,2

Карачаево-Черкесская Республика 1154,5 2993,4 6908,1 7457,5 8477,5 8479,5

Республика Северная Осетия - Алания 2523,2 4663,8 8126,5 11306,1 11174 12779,2

Чеченская Республика 2380,4 11797,4 28043,7 30230,6 37045,7 43152,2

Ставропольский край 7076 18351,9 31029 34937,5 39383 42926,6

Источник: Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [5]

Результаты исследования. Таким образом, образовательный потенциал рассчитывается как среднее арифметическое от суммы индекса качества школьного образования, индекса студенчества и индекса доли затрат на образование. Показатели образовательного потенциала и расчет индекса потенциала образования регионов СКФО представлен в таблице 5.

Таблица 5

Показатели образовательного потенциала в 2021 г.

Индекс Индекс Индекс Индекс Ранг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школьного студен- финансирования образователь- реги-

обучения чества образования ного потенциала она

Республика 0,109 0,242 0,270 0,207 75

Дагестан

Республика 0,048 0,228 0,045 0,107 85

Ингушетия

Кабардино- 0,240 0,268 0,038 0,182 79

Балкарская

Республика

Карачаево- 0,178 0,388 0,027 0,198 77

Черкесская

Республика

Республика 0,327 0,495 0,050 0,291 63

Северная Осетия -

Алания

Чеченская 0,092 0,362 0,177 0,210 74

Республика

Ставрополь- 0,473 0,383 0,204 0,353 40

скин край

Источник: Составлено по расчётам авторов

Анализ полученных данных, представленных в таблице 4, показал, что индекс образовательного потенциала регионов Северо-Кавказского федерального округа продемонстрировал далеко не самые лучшие показатели. Из 85 субъектов по СКФО за 2021 год наилучший результат у Ставропольского края (40-е место в рейтинге). Наилучшие показатели в рейтинге среди регионов России отмечены в г. Москве (1 место), г. Санкт-Петербург (2 место), Республике Татарстан (3 место), Томская область (4 место).

Таким образом, в рамках данной статьи рассмотрена методика оценки уровня образовательного развития регионов, выявлены проблемы современного состояния и обозначены дальнейшие направления его развития.

Список литературы:

1. Гимбатов, Ш.М. Проблемы формирования трудового и демографического потенциала Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2022. - № 5 (139). - С. 66-72.

2. Леонидова, Г.В. Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (31). - С. 61.

3. Оценки регионов России по качеству школьного образования в регионах России, проводимой Федеральной службой по надзору в сфере образования (Электронный ресурс). - URL: https://maps-oko.fioco.ru/.

4. Поташева, О.В., Морошкина, М.В. Статистическая оценка региональных различий субъектов РФ по уровню образовательного потенциала молодых поколений населения // Статистика и экономика. - 2018. - №2. - Т. 15.- С. 38-48.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2021. - URL: http://Region_Pokaz_2021.pdf (rosstat.gov.ru)

6. Суворова, В.В., Андросова, Е.В. Теоретико-методологические аспекты оценки структурных элементов интеллектуального потенциала на основе модели результатов научной деятельности // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 3. - С.39-44.

7. Третьякова, Т.И. Индекс интеллектуального развития как интегрированный показатель оценки интеллектуального потенциала в современной рыночной экономике // Вестник СамГУ. - 2014. - № 8 (119). -С.228-234.

8. Хаджалова, Х.М. Образовательный потенциал: понятие, содержание, методика оценки // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2021. - № 4. С. - 69-73.

9. Шитов, С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - №4. - С. 35-41.

УДК 339.138 ББК 65.291.3

DOI 10.24412/2412-2025-2022-3-56-60

Мурадова Зарема Рамазановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Muradova Zarema Ramazanovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Marketing and Commerce, Dagestan State University of National Economy

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В РОССИИ

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL MARKETING IN RUSSIA

В статье рассмотрены основные предпосылки и причины развития цифрового маркетинга и современные тенденции его развития в России. Отдельно проведен анализ основных инструментов цифрового маркетинга: поисковая оптимизация, поисковый маркетинг, контент-маркетинг, маркетинг в социальных сетях, PPC-реклама, партнерский маркетинг и E-mail-маркетинг.

Ключевые слова: цифровой маркетинг, поисковая оптимизация, поисковый маркетинг, контент-маркетинг, маркетинг в социальных сетях, PPC-реклама, партнерский маркетинг, E-mail-маркетинг.

The article considers the main prerequisites and reasons for the development of digital marketing and current trends in its development in Russia. The main tools of digital marketing are analyzed separately: search engine optimization, search engine marketing, content marketing, marketing in social networks, PPC advertising, affiliate marketing and E-mail marketing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.