Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
толерантность / терпимость / терпеливость / психическая устойчивость / регуляция деятельности / tolerance / forbearance / patience / mental stability / regulation of activity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Геннадьевна Светличная, Елена Алексеевна Смирнова

Для эпохи постмодерна характерно размытие нравственных и культурных ценностей и формирование толерантного отношения к тому, что ранее определялось как девиантность. Необходимо отметить, что в современном обществе все чаще феномен толерантности воспринимается как свобода от предубеждений, нередко с целью оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Считается, что толерантная личность должна быть способна всецело принять другого. Такая ситуация все чаще встречается в современном обществе. В сложившейся ситуации человек должен быть лишен таких личностных качеств, как воля, критическое мышление, нравственное осмысление происходящего. Иными словами, личность должна утратить собственную личность. Целью настоящего исследования стало осмысление феномена толерантности с позиций теоретико-концептуальных подходов к его изучению для применения в медико-социологических исследованиях здоровья и здравоохранения. В ходе проведения исследования был использован аналитический метод в сочетании с научно-теоретическим подходом, проанализированы материалы 63 источников литературы. В статье предпринята попытка анализа изменения понятия толерантности – от терпимости, характерной для русского православия, до оправдания девиаций в эпоху постмодерна. Мы пришли к выводу, что толерантная личность справляется с возникающей стрессовой ситуацией, для нее характерны такие качества личности, как терпеливость, выносливость, психическая устойчивость. Такие люди отличаются дружелюбием, спокойствием, умением слушать, анализировать и вести диалог. Совсем другие характеристики относятся для интолерантной личности. Такие люди, напротив, тревожны и ощущают чувство исходящей извне угрозы, уверены в собственной исключительности, не готовы брать на себя ответственность, а стремятся переложить ее на окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Геннадьевна Светличная, Елена Алексеевна Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND CONCEPTUAL APPROACHES AND RESULTS OF EMPIRICAL STUDY OF THE PHENOMENON OF TOLERANCE (LITERATURE REVIEW)

In modern conditions of postmodernity, which is characterized on the one hand by the blurring of moral and cultural values of a person, and on the other hand, by an orientation towards tolerance in various areas of his life. It should be noted that in modern society, the phenomenon of tolerance is increasingly perceived as freedom from prejudice, often in order to justify deviations and impose a minority position on the majority. It is believed that a tolerant person should be able to fully accept the other. This situation is increasingly common in modern society. On the one hand, in the current situation, a person should be deprived of such personal qualities as will, critical thinking, moral understanding of what is happening. In other words, the personality must lose its own identity. The purpose of this study was to comprehend the phenomenon of tolerance from the standpoint of theoretical and conceptual approaches to its study for use in medical and sociological research of health and healthcare. In the course of the study, an analytical method was used in combination with a scientific and theoretical approach, materials from 63 literature sources were analyzed. The article attempts an etymological analysis of the problems of tolerance formation, changes in the meaning of the word in the historical aspect, presents various classifications of the concept. We came to the conclusion that a tolerant personality copes with the emerging stressful situation, it is characterized by such personality qualities as patience, endurance, mental stability. Such people are distinguished by friendliness, calmness, the ability to listen, analyze and conduct a dialogue. Quite different characteristics apply to an intolerant personality. On the contrary, they are anxious and feel a sense of threat coming from outside. They are confident in their own exclusivity, they are not ready to take responsibility, but seek to shift it to others.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.org/10.15 68 8/lp .jvolsu.2023.2.10

UDC 316.61 Submitted: 09.06.2023

LBC 60.52 Accepted: 03.07.2023

THEORETICAL AND CONCEPTUAL APPROACHES AND RESULTS OF EMPIRICAL STUDY OF THE PHENOMENON OF TOLERANCE

(LITERATURE REVIEW)

Tatyana G. Svetlichnaya

Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russian Federation

Elena A. Smirnova

Cherepovets State University, Cherepovets, Russian Federation

Abstract. In modern conditions of postmodernity, which is characterized on the one hand by the blurring of moral and cultural values of a person, and on the other hand, by an orientation towards tolerance in various areas of his life. It should be noted that in modern society, the phenomenon of tolerance is increasingly perceived as freedom from prejudice, often in order to justify deviations and impose a minority position on the majority. It is believed that a tolerant person should be able to fully accept the other. This situation is increasingly common in modern society. On the one hand, in the current situation, a person should be deprived of such personal qualities as will, critical thinking, moral understanding of what is happening. In other words, the personality must lose its own identity. The purpose of this study was to comprehend the phenomenon of tolerance from the standpoint of theoretical and conceptual approaches to its study for use in medical and sociological research of health and healthcare. In the course of the study, an analytical method was used in combination with a scientific and theoretical approach, materials from 63 literature sources were analyzed. The article attempts an etymological analysis of the problems of tolerance formation, changes in the meaning of the word in the historical aspect, presents various classifications of the concept. We came to the conclusion that a tolerant personality copes with the emerging stressful situation, it is characterized by such personality qualities as patience, endurance, mental stability. Such people are distinguished by friendliness, calmness, the ability to listen, analyze and conduct a dialogue. Quite different characteristics apply to an intolerant personality. On the contrary, they are anxious and feel a sense of threat coming from outside. They are confident in their own exclusivity, they are not ready to take responsibility, but seek to shift it to others. Key words: tolerance, forbearance, patience, mental stability, regulation of activity.

Citation. Svetlichnaya T.G., Smirnova E.A. Theoretical and Conceptual Approaches and Results of Empirical Study of the Phenomenon of Tolerance (Literature Review). Logos et Praxis, 2023, vol. 22, no. 2, pp. 94-108. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.2.10

УДК 316.61 Дата поступления статьи: 09.06.2023

ББК 60.52 Дата принятия статьи: 03.07.2023

о

(N

<4 ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

а ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ феномена толерантности

g

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Ч Татьяна Геннадьевна Светличная

§ Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Российская Федерация

[3 Елена Алексеевна Смирнова

Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Российская Федерация

Аннотация. Для эпохи постмодерна характерно размытие нравственных и культурных ценностей и формирование толерантного отношения к тому, что ранее определялось как девиантность. Необходимо отметить, что в современном обществе все чаще феномен толерантности воспринимается как свобода от предубеждений, нередко с целью оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Считается, что толерантная личность должна быть способна всецело принять другого. Такая ситуация все чаще встречается в современном обществе. В сложившейся ситуации человек должен быть лишен таких личностных качеств, как воля, критическое мышление, нравственное осмысление происходящего. Иными словами, личность должна утратить собственную личность. Целью настоящего исследования стало осмысление феномена толерантности с позиций теоретико-концептуальных подходов к его изучению для применения в медико-социологических исследованиях здоровья и здравоохранения. В ходе проведения исследования был использован аналитический метод в сочетании с научно-теоретическим подходом, проанализированы материалы 63 источников литературы. В статье предпринята попытка анализа изменения понятия толерантности -от терпимости, характерной для русского православия, до оправдания девиаций в эпоху постмодерна. Мы пришли к выводу, что толерантная личность справляется с возникающей стрессовой ситуацией, для нее характерны такие качества личности, как терпеливость, выносливость, психическая устойчивость. Такие люди отличаются дружелюбием, спокойствием, умением слушать, анализировать и вести диалог. Совсем другие характеристики относятся для интолерантной личности. Такие люди, напротив, тревожны и ощущают чувство исходящей извне угрозы, уверены в собственной исключительности, не готовы брать на себя ответственность, а стремятся переложить ее на окружающих.

Ключевые слова: толерантность, терпимость, терпеливость, психическая устойчивость, регуляция деятельности.

Цитирование. Светличная Т.Г., Смирнова Е.А. Теоретико-концептуальные подходы и результаты эмпирического изучения феномена толерантности (обзор литературы) // Logos et Praxis. - 2023. - Т. 22, № 2. -С. 94-108. - DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.2.10

Понятие «толерантность» произошло от латинского слова Ш1егапйа, что означает терпение. Понятие имеет различную интерпретацию у разных народов. В переводе с английского языка «толерантность» - это готовность воспринимать другую личность во всем ее многообразии, не замечать ее недостатков, позволять существовать различным точкам зрения, то есть англичане проявляют свою снисходительность. В отличие от них французы толерантность понимают как уважение свободы, поведения, взглядов другого человека. Для испанцев толерантность - это уже принятие мнения, которое большинство общества не разделяет. В русском языке понятие «толерантность» эквивалентно понятию «терпимость», умению терпеть. Русский народ готов мириться, принимать чужие мнения и поведение.

Постановка проблемы

ти к другим антигенам» [Прохоров 1985, 1332]. Аналогичное определение представлено и в словаре иностранных слов: «полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности...» [Современный словарь... 1992, 610].

Впервые термин «толерантность» можно встретить в медицинской литературе, применительно к такому «состоянию организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивнос-

В других словарях толерантность равнозначна снисходительности [Александрова 2001, 499], или «терпимости к иного рода взглядам», являющаяся «признаком уверенности в себе и. признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции» [Большая российская энциклопедия 2016, 236-237]. С.И. Ожегов, предлагая определение понятию «толерантность», приводит синонимы, очень близкие по значению - «терпение», «терпеть», «терпимость». Под «терпением» автор подразумевает способность личности терпеть, при этом она должна обладать такими качествами, как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть, по мнению автора, это «безропотно и стойко переносить что-нибудь, мириться с наличием чего-либо, испытывать что-то неприятное и откладывать какие-либо дела» [Ожегов, Шведова 1994, 502]. Наконец, под понятием «тер-

пимость» подразумевается терпимое отношение к другому мнению и поведению.

Осмысление феномена толерантности с позиций западных и отечественных теоретико-концептуальных подходов к его изучению для применения в медико-социологических исследованиях здоровья и здравоохранения стало целью настоящего исследования. В ходе его проведения был использован аналитический метод в сочетании с научно-теоретическим подходом, проанализированы материалы 63 источников литературы.

Результаты

Впервые интерес к изучению феномена толерантности возник в XVII в. Джон Локк (1632-1704), изучавший проблему взаимоотношений государства и церкви, толерантность рассматривает как принцип разума и проявления религиозной терпимости [Локк 1988, 91-34]. Человек, созданный по образу и подобию Божию, вне зависимости от индивидуальных особенностей воспринимался абсолютной ценностью, делался акцент только на разумность и волю. Эта идеология способствовала отмене рабства, освобождению от государственного экономического принуждения, распространению частной собственности и идей либерализма. Главными идеями последнего стали: свобода ничем не ограниченного, кроме закона выбора, будь то политического, нравственного или религиозного, равенство всех перед законом и толерантность и др.

Позднее Вольтер (1694-1778) предложил «Трактат о толерантности» (1763), согласно которому атеизм, как и любая религия, может достичь крайней степени приверженности, то есть превратиться в фанатизм, и, как следствие, не может быть синонимом толерантности, которая есть добродетель и общечеловеческая ценность. Л.Н. Толстой (18281910) дополнил существующие положение о терпимости концепцией «Непротивления злу насилием», под которым понимал нравственное начало, воспитание в себе терпимости, что равно смирению, упорству в преодолении трудностей, мудрости [Евлампиев, Матвеева 2020], умение сдерживать раздражительность, агрессию и воспитание в себе чувства любви к ближнему [Рерих 1994, 3-450]. С.Н. Трубец-

кой полагал, что основу терпимости составляет совесть, которая помогает человеку «понимать, что добро и терпение есть всеобщая обязанность по отношению ко всем... что оно только тогда истинно и дорого, когда вполне бескорыстно, когда человек не преследует свои цели и с пониманием относится к ближним» [Трубецкой 1994, 512]. При этом П.А. Сорокин (1889-1968) говорит, что не надо терпимость путать с воздержанием от действий. Нередко последнее требует больших усилий личности, чем требуется для открытых действий [Сорокин 1992, 98].

Иммануил Кант (1724-1804) рассматривает действие человека с позиции рационального поведения. По мнению автора, индивид должен «руководствоваться в поступках теми мотивами, которые устроят всех, а это может произойти только в том случае, если станут общими» [Кант 1995, 72], то есть толерантность, становясь всеобщим моральным принципом поведения, становится и некой социальной нормой.

Уже в XX в. толерантность стали рассматривать, с одной стороны, как нравственный принцип, регулирующий деятельность и взаимоотношения людей, в результате которой формируется особый тип мировоззрения, с другой - как «практический инструмент, позволяющий эффективно решать противоречия и конфликты» [Золотухин 1999, 59], которые могут проявляться в действии (в диалоге) и в сострадании (молчаливо) [Ищенко 1990]. Иными словами, под толерантностью стали понимать воспитание личности, требующее самоограничений, которое может быть выражено действием, мыслью, словом [Арипова 2018, 14]. Другие авторы, Д.В. Зиновьев [Зиновьев 1998, 58] и М.С. Мацковский [Мацков-ский и др. 2004, 145], толерантность определяют как взаимодействие между субъектом и объектом толерантности, при этом субъект должен проявлять терпимое отношению к объекту независимо от его индивидуальных качеств, будь то национальность, какие-либо внешние признаки или особенности поведения.

Гордон Олпорт (1897-1967), рассматривая феномен толерантности с психологической точки зрения, под толерантностью понимал дружелюбный настрой и любовь ко всем людям без исключения, которые определяются уровнем развития личности, что соотносится со

степенью ее социализации. К критериям зрелой личности автор отнес такие качества индивида, как терпимость, умение справляться с собственным эмоциональным состоянием, реалистичное восприятие, опыт, притязания, ответственность, чувство юмора, автономность [Олпорт 2011], ценностное отношение человека к другому, человечность и альтруизм [Бондырева, Колесов 2003]. В теории «Здоровой личности» Абрахама Маслоу (1908-1970) под терпимостью понимается: 1) установление доброжелательных взаимоотношений между людьми; 2) одно из важных качеств самоактуализирующейся личности [Маслоу 1999].

Другой известный психолог Карл Роджерс (1902-1987) в концепции «Полноценно функционирующей личности» [Роджерс 1994], опираясь на принцип терпимости, призывает, оказывая помощь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, руководствоваться принципами эмпатии и конгруэнтности.

Одни представители психологической науки, рассматривающие толерантность с позиции способности человека справляться с эмоциональным стрессом, определяют этот феномен как «отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [Гаюрова 2002, 135]. Другими словами, у человека формируются такие качества, как терпеливость, выносливость, психическая устойчивость [Липман 1995, 116].

И.Б. Гриншпун (1953-2013) под толерантностью понимает способность: 1) к сохранению психической саморегуляции в ситуации фрустрирующих воздействии; 2) демонстрации моделей неагрессивного поведения к другому человеку, независимо от предпринимаемых им действий [Гриншпун 2002, 34]. С.К. Бондырева (род. 1943) также считает, что «в основе толерантности лежит или отсутствие оснований для негативной реакции, или сдерживание себя индивидом (торможение им своих побуждений)» [Бондырева, Колесов 2003, 7]. Толерантность, возникающая при отсутствии объективных причин для негативной реакции человека, называют естественной толерантностью, и, наоборот, при наличии таких причин возникающая толерантность будет называться проблемной толеран-

тностью. Таким образом, толерантность, являясь признаком высокой культуры ума, может выступать и как способность к самосохранению, и как готовность к взаимодействию. Она способствует успешной адаптации ко всему новому и неожиданному и является противоположным качеством стереотипности и авторитаризму [Бондырева, Колесов 2003, 3237]. В словаре Брокгауза и Ефрона терпимость является «направлением ума, равно отличное от равнодушия (индифферентизма) и упорного признания истинности лишь своих мнений (фанатизма)» [Брокгауз, Эфрон 1901, 61].

В.А. Тишков (род. 1941) выделяет два уровня толерантности [Тишков 1997, 198-205]. Во-первых, психологический уровень, который проявляется на уровне сознания как внутренняя установка личности или группы. Здесь она добровольна и достигается через воспитание и жизненный опыт. Во-вторых, политический уровень. Это уже сознательный уровень и проявляется как сознательное действие или норма. Здесь мы говорим об осознанном самоограничении и добровольном согласии на терпимость противодействующих в несогласии субъектов.

Другие представители психологической школы рассматривают толерантность как готовность и способность человека устанавливать и поддерживать конструктивные отношения с людьми, отличающимися от большинства или игнорирующими мнение этого большинства [Орлов, Шапиро 2017; Братченко 2003, 104]. Г.В. Безюлева [Безюлева 2009, 155] выделила основные составляющие толерантности. Во-первых, это возможность взаимодействия в условиях противоречия и приятие отличающихся целей и интересов; во-вторых, дружелюбие, спокойствие, умение слушать, анализировать и вести диалог. Важным здесь признается способность человека или группы отстаивать свою точку зрения ненасильственными способами. И напротив, ситуация, когда человек или группа отстаивает свою позицию и нередко негативно относится к чужому мнению, исследователи называют коммуникативной интолерантностью [Николаева 2007, 148; Вульфов 2002].

Г.У. Солдатова (род. 1956) говорит о необходимости признания равенства, многообразия и отказа от насилия. Под толерантностью автор понимает «интегральную характе-

ристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [Солдатова 2007, 198]. Толерантная личность обладает такими морально-нравственными качествами, как «способность признавать «инакость» независимо от «физического состояния, национальности, вероисповедания, пола, возраста, социального статуса, сексуальной ориентации» [Жмырова 2006, 1267]. При этом автор обращает внимание на то, что толерантность не является синонимом терпимого отношения к социальной несправедливости или отказа от собственных убеждений, а становится активной позицией индивида по предотвращению дискриминации [Жмырова 2006, 1267].

А.Г. Асмолов, понимая толерантность как «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и иные особенности других индивидов» [Асмолов 2000, 173; 2001, 152], выделяет три составляющие этого понятия: 1) устойчивость и выносливость; 2) терпимость; 3) допустимое отклонение. В большей мере склонялся к объяснению феномена толерантности устойчивостью к конфликтам.

А.А. Машанов [Машанов 2021, 141], выделяя структуру толерантности, определяет три взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы, описывающие социально-психо-логичекие характеристики личности:

1. Когнитивная - знание (когнитивно-эмоциональное образование). Это информационное пространство, откуда люди получают необходимые знания, определенные эмоции или «эмоциональное окрашивание знания для формирования поведенческой готовности».

2. Эмоциональная - эмоциональная оценка (эмоционально-ценностное отношение). Установки личности, подразумевающие под собой эмоциональные реакции, состояния и отношение, регулирующие деятельность индивида.

3. Деятельностная - предрасположенность к определенному типу социального поведения. В основе выбора стратегии поведе-

ния лежит понимание, сотрудничество, направленность деятельности по достижению планов. Только в деятельности формируется жизненная концепция.

Ю.И. Грачева [Грачева 2008, 111] дополнительно вводит личностный компонент толерантности (ценностно-смысловая система), в основе которой лежит ценность человека, ценности его прав и свобод, свободно всем без исключения самостоятельно выбирать свои жизненные позиции и ценности, нести ответственность за свой выбор и собственную жизнь.

В.А. Лекторский (род. 1932) предложил классификацию толерантности, основываясь на ее видах [Лекторский 1997, 52]:

1) безразличие (к существованию многообразия взглядов);

2) невозможность взаимопонимания (отсутствие понимания взглядов другого);

3) снисхождение (к отличиям других в сочетании с презрением к ним);

4) расширение опыта и критический диалог. Личность стремиться сопоставить свою позицию с позицией другого, понять основания каждой из них и при необходимости в процессе диалога провести коррекцию убеждений.

А.А. Машанов представил другую классификацию видов толерантности: этническая, коммуникативная, гендерная, политическая [Машанов 2021, 141]:

1. Под этнической толерантностью понимается формирование позитивного образа иной этнической культуры при позитивном восприятии своей собственной [Декларация... 2011, 133]. Глобализация, военные конфликты способствуют перемещению рабочей силы из бедных стран в финансово более успешные. В свою очередь экономически развитые страны начиная с середины прошлого века заинтересованы в решении вопроса нехватки трудовых ресурсов, привлечении более дешевой рабочей силы. Свидетельством тому становится поток беженцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Средней Азии в страны Евросоюза. Так, Макс Фриш, анализируя итоги миграционной политики, пишет: «Мы хотели рабочих, а получили людей» [Вар-дазарян web].

2. Политическая толерантность подразумевает терпимое отношение ко всем видам политических взглядов.

3. Коммуникативная толерантность подразумевает степень переносимости личностью неприемлемых качеств и поступков другого.

4. Гендерная толерантность - это «готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразных проявлений гендерного поведения, гендерное равноправие в социуме, на основе активной нравственной позиции личности» [Машанов 2021, 154]. Нам обнаружено и другое определение гендерной толерантности: это «непредвзятое отношение к представителям другого пола или другого отношения к полу, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, следования стереотипным мнениям, выражения превосходства, проявления дискриминации по признаку как биологического (мужчина - женщина) пола, так и социально-культурного (сконструированного и/или с которым происходит идентификация) пола и т. д.» [Пьяных 2016, 148]. Эмансипация женщины, смешение гендерных ролей, когда женщина перестает выполнять исторически принятые женские роли жены, матери, хозяйки приводит к кризису семьи. Теперь женщина обеспечивает себя и нередко свою семью средствами к существованию, строит карьеру, имеет сексуальную свободу. Пропорционально меняются и роли мужчины в современном обществе. В некоторых странах Западной Европы легализуются однополые браки, а гомосексуальные пары даже имеют законное право на усыновление детей [Комиссаренко 2018, 500]. И уже папа Франциск становится человеком года (2013) и появляется на обложке ЛГБТ-журнала «The Advocate», призывая к толерантному отношению к однополым парам. Постепенно человека формируют бесполым существом, способным «сконструировать» собственную половую принадлежность.

Другие авторы дополняют существующую классификацию видов толерантности. Так, выделяется религиозная толерантность [Абуов web], когда адепты одной религиозной конфессии терпимо относятся к адептам других религиозных конфессий, не изменяя своим религиозным убеждениям и не притесняя право других.

Межклассовая толерантность [Лебедева, Татарко 2005, 118] - терпимое отношение

представителей разных слоев (богатые и бедные, городские и сельские и др.) друг к другу. Однако М. Уолцер (род. 1935) говорит о целесообразности и корректности сравнения только равных по статусу субъектов (национальность, вероисповедание, политические взгляды, сексуальная ориентация). Напротив, нельзя сравнивать группы, находящиеся в соподчи-ненности (средний и высший класс, законопослушные граждане и преступники) [Уолцер 2000, 25].

Интеллектуальная толерантность - это терпимое отношение к другим взглядам, мнениям, идеям [Жмырова 2006, 1267]. Здесь образующим будет общая культура и духовность человека, отсутствие эгоцентрических претензий, склонности к агрессивному поведению.

Медицинская толерантность - это терпимое отношение к другому состоянию здоровья, к людям, имеющим физические недостатки или отклонения в психическом здоровье. Эта социальная группа часто сталкиваются с таким социальным явлением, как стигматизация и социальная изоляция. Так, только чуть менее половины населения нашей страны считают, что людей с психическими нарушениями следует изолировать (44 %), игнорировать (2 %) и даже ликвидировать (2 %), тогда как, по данным иностранных исследователей, практически все (98 %) опрошенные готовы оказывать поддержку людям с психическими нарушениями [Абыева 2018, 106].

Возрастная толерантность - это терпимое отношение к другому возрасту [Жмыро-ва 2006, 1268]. Научная толерантность - это терпимое отношение к другим точкам зрения в науке [Машанов 2021, 144]. Педагогическая толерантность - терпимое отношение к учащимся независимо от их способностей. Административная толерантность - это терпимое отношение к подчиненным и умение руководить без давления.

Ю.А. Клейберг выделяет деструктивную толерантность (гендерно-сексологичес-кую, возрастную, образовательную, национально-этническую, религиозную, классово-социальную, маргинальную и др.) [Клейберг 2012, 333]. Автор представила свою типологию толерантности:

1) в основу мифологического или скрытого типа толерантности легли различия в

системе нравственных и этических норм. На этом этапе толерантность индивидом еще не осмыслена и носит скрытый характер;

2) в основу античного монотеистического типа толерантности лег новый тип сознания, внедряющий в общественное сознание два христианских постулата духовной жизни. Во-первых, это понятие высшего и совершенного Бытия; а во-вторых, о том, что философия со временем становится служанкой религии, утверждая единственную абсолютную истину, что делает толерантность невозможной;

3) в основе религиозного «парадоксального» типа лежит мировоззренческий конфликт, являющийся причиной религиозных войн, которые провоцировались людьми, убежденными в обладании абсолютной истиной;

4) реформаторский «просвещенский» тип (в основу легло понимание толерантности Дж. Локка) подразумевает, что формирование толерантности возможно только в отношениях между людьми различных религиозных конфессий. Нарушая «общий закон», человек проявляет свою неуверенность и становится жертвой общественного презрения;

5) в основе философского «классического» типа лежит философски осмысленный скептицизм, основой толерантности становится отделение церкви от государства. Синонимами толерантности становятся такие понятия, как абсолютная истина и абсолютная свобода;

6) секулярный или «культурологический» тип основывается на всеобщем признании нравственных ценностей с одновременным формированием секулярного сознания, порождающего нетерпимость;

7) научно-общественный, «научный» тип предполагает терпимость в научной и общественной сфере. Человек с догматическим мышлением не подвергает свои убеждения сомнению, что недопустимо при решении национальных, социальных, политических и других проблем;

8) социально-психологический (девианто-логический) тип можно разделить на две группы: конструктивную, направленную на совершенствование общества, и деструктивную, направленную на создание условий для разрушения общественных отношений, распространения тревожных настроений, недоверия,

ненависти как между отдельными людьми, так и между социальными группами и слоями.

А.А. Машанов выделил критерии толерантности [Машанов 2021, 159]: равный и справедливый доступ всех народов к социальным благам; развитие национально-культурной самобытности национальных меньшинств и терпимое отношение в области межэтнических и межрасовых отношений; равенство всех членов общества в политических правах; свобода вероисповедания.

Изучение феномена толерантности сопровождалось изучением фактов, влияющих на его формирование. К таким факторам ученые отнесли: воспитание, обучение и культурные особенности общества, в котором происходит социализация и идентификация личности, сформировавшиеся стереотипы и религиозные взгляды [Монтессори 2000, 150; Выготский 2008, 355; Самохвалова и др. 2018, 132]. Для этого индивид должен быть внутренне готов принять чужое, не поступаясь своей идентичностью. Кроме того, С.К. Бондырева [Бондырева, Колесов 2003, 142] выделяет врожденную толерантность, когда индивид изначально расположен к терпимости, и приобретенную благодаря воспитанию толерантность.

Результаты эмпирического исследования психологических механизмов формирования толерантности изложены в работе Е.Ю. Клеп-цовой [Клепцова 2004, 122]. Изначально у человека должно быть сформировано терпение, под которым понимаются выдержка, самообладание и самоконтроль, позволяющие переносить напряжение, контролировать импульсивные реакции, осуществлять самоконтроль. Со временем такое психологическое состояние укрепляется, и формируется терпеливость, помогающая понизить порог чувствительности к негативным факторам, затем формируется эмоциональная уступчивость и в дальнейшем - толерантность. На основании механизмов формирования толерантности можно выделить этапы ее развития: 1) терпение; 2) терпеливость; 3) толерантность.

Похожие идеи мы находим в работах А.Б. Орлова и А.З. Шапиро [Орлов, Шапиро 2017] и А.В. Петровского [Петровский 2008]. Авторы выделяют следующие типы толерантности:

1. Естественный (натуральный) [Орлов, Шапиро 2017] тип толерантности, или толерантность типа «А» [Петровский 2008], - это безусловное принятие другого человека как самодостаточной личности. Такое поведение свойственно младенцам, у которых в процессе социализации пока не произошло разделение индивидуального и социального опыта и не сформирован двойной стандарт. Маленький человек нетерпим к своим нуждам и готов добиваться удовлетворения базовых потребностей единственно доступным ему инструментом - плачем, а родители в свою очередь учат его терпению. По мнению А.В. Петровского, толерантность типа «А» позволяет принять маленьким детям своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, обеспечивая им субъективную психологическую защищенность. В то же время это не позволяет им принять себя, собственный опыт, собственные чувства, что приводит к их невротизации.

2. Для морального (неконгруэнтного) [Орлов, Шапиро 2017] типа толерантности, или толерантности типа «Б» [Петровский 2008], ее пассивной формы свойственно терпение, терпимость, безразличие. Терпимость в словаре В.И. Даля определяется, как «способность кого-либо терпеть "только по милосердию, снисхожденью"» [Даль 1994, 775]. Психологическая основа такого типа толерантности идентична формам враждебного поведения, признается авторами скрытой, отсроченной внутренней агрессией, имеющей единую психологическую основу, и предполагает насилие, манипулирование и игнорирование субъектных характеристик человека. Различия между моральной толерантностью и скрытой агрессией носят не качественную, а количественную характеристику. При этом некоторые авторы [Хеффе 1991, 20] считают пассивную толерантность несовершенной формой толерантности, когда личность понимает необходимость терпимого отношения для возможности цивилизованного общения.

3. Нравственный (конгруэнтный) [Орлов, Шапиро 2017] тип толерантности, или толерантность типа «В» [Петровский 2008], - это принятие человеком окружающих и самого себя. Предполагает уважение ценностей как другого человека или группы, так и сохранение своих собственных. В данном случае воз-

никновение конфликтных ситуаций не исключается, здесь даже характерны ситуации напряженного существования, которые они принимают и достойно выдерживают. По мнению авторов, этот тип является зрелым, позитивным видом толерантности. Такая личность обладает высоким чувством собственного достоинства, навыками независимого мышления и системой нравственных норм, для самоутверждения не требуется унижение другого. В своих проявлениях нравственный тип толерантности соотносится с триадой К. Роджерса - безоценочностью, безусловным принятием и конгруэнтностью.

Е.С. Шалюгина под толерантными чувствами предлагает понимать «внутреннее принятие человеком как равноправной, равнокаче-ственной некой общности независимо от количественного состава, исторической культуры, экономических успехов» [Шалюгина 2021, 343].

Итак, толерантная личность гуманна, для нее недопустимо применение никаких методов физического или психического воздействия на другую личность [Машанов 2021, 151]. Она гибкая и склонная к рефлексии, то есть сознательно анализирует свои мысли, эмоции и поступки. При принятии решений использует разнообразие подходов к оценке ситуации и принимает решение, адекватное сложившимся обстоятельствам (вариативность). При этом автор отмечает, что на принятие решений не способны оказать влияния никакие обстоятельства и события. Такая личность способна к сохранению эмоциональной стабильности (самообладание) и адекватной оценке собственных сил и возможностей (уверенность в себе). Она осознанно воспринимает, принимает и адекватно оценивает как собственную личность, так и личность других людей (перцепция), способна себя поставить на место другого и разделить с ним все переживания (эмпатия), способна к ироническому отношению к нелепым ситуациям. По мнению ученых, толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития отдельного человека, группы и даже общества в целом.

Е.Ю. Клепцова [Клепцова 2004, 152] выделяет функции толерантности:

1) коммуникативная функция, которая заключается в более глубоком понимании

партнера по общению и, как следствие, оптимизации самого процесса общения;

2) активная функция или конформность;

3) трансляционная функция, необходимая для совместной деятельности людей;

4) конгруэнтно-эмпатическая функция, которая характеризуется способностью понимания и принятия себя и партнера по общению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) адаптивная функция, которая характеризуется приспособлением к неблагоприятной окружающей среде.

Противоположным по смыслу и проявлению толерантности выступает принцип ин-толерантности, подразумевающий готовность субъекта к полному непринятию людей других культур и убеждений. Воспринимаемый жизненный уклад группы, с которой индивид себе идентифицирует, выше остальных, он не просто не принимает другого, того, кто выглядит, думает или поступает иначе, он отказывает ему в праве на существование. Со временем склонность поступать таким образом может стать сильной чертой характера человека [Асмолов 2001, 310]. Учитывая, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» [Ленин 1968, 100], социально незащищенные группы населения нередко подвергаются исключению их из общественной жизни, дискриминации и стигматизации со стороны социума [Улюкин, Березовский, Орлова 2019, 42]. При этом нетерпимость рождает ответную нетерпимость [Сыдыкова 2019, 5]. А.А. Маша-нов выделил основные формы проявления нетерпимости [Машанов 2021, 159]:

1) распространение в обществе негативных стереотипов, оскорблений, пренебрежение, преследование, угрозы, изгнание, репрессии;

2) этноцентризм, расизм, национализм, фашизм, этнофобии;

3) поиск врага, когда происходит перенос вины за собственные проблемы на других людей или социальные группы;

4) осквернение религиозных и культурных памятников, религиозное преследование.

Обсуждение и выводы

Можно сказать, что толерантность призвана поддерживать социальный баланс в обществе. С одной стороны, люди склонны

объединяться с теми, с кем разделяют общие убеждения и культурные ценности, с другой - с предубеждением относятся к тем, кто отличается от них на биологическом, психологическом или культурном уровне [Улюкин, Березовский, Орлова 2019]. Однако в информационном обществе границы толерантности смещаются от рационально обоснованного отсутствия запрета и нейтральной терпимости к носителям других норм и ценностей, к толерантности, основанной на рефлексивном отношении к собственной позиции [Лебедева 2009, 15]. Наблюдается ослабление социальных требований во всех сферах жизнедеятельности людей [Тарновский 2016, 109]. Во-первых, человек получает возможность менять свою идентичность и набор значимых характеристик. Постепенно входит в норму изменения в сфере внешнего облика и дополнений собственного тела (татуировки, необычный цвет волос, пирсинг). Во-вторых, отмечается мобильность в профессиональной деятельности. Становятся неактуальными профессиональные династии, а выбираемый род деятельности возможен без привязки к географическому положению или профессии. В-третьих, более толерантно воспринимаются изменения в сфере образа жизни (создание или несоздание семьи, рождение или осознанный отказ от рождения детей, миграция, вегетарианство). В-четвертых, отмечается неустойчивость гендерных ролей в сексуальной сфере (нетрадиционные отношения попадают в пределы правового поля). И вот в западноевропейском обществе наряду с традиционной христианской и исламской традициями и либеральной и консервативной идеологиями традиционные формы семьи и брака подменяются однополыми парами, а национализм и нацизм становятся обыденным явлением. Толерантность преподносится как необходимость легализации девиаций [Летуновский, Лукьянов 2014, 137]. По мнению Е.П. Пьяных, этому способствовала культура постмодернизма, когда произошло отрицание и переоценка традиционных идей и ценностей [Пьяных 2016, 147]. Истина и добро отныне не воспринимаются как безусловные, а разум и здравый смысл становится средством объяснения реальности. Находят объяснения самые абсурдные социальные явления, вседозволен-

ность подменяет собой свободу, а попустительство - ограничения. Постмодернизм становится образом мышления современного человека, для которого характерно разрушение прежней духовной культуры.

Вместе с тем меняется и сам смысл понятия «толерантность». Теперь в общественном сознании быть терпимым, толерантным означает принять все, даже чуждые ценности и идеи [Шалюгина 2021, 343]. Такая позиция нашла свое отражение и в принятой в 1995 г. «Декларации принципов толерантности», которая определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [Декларация... 2011]. Это значит, что «понимание, уважение и принятие основаны исключительно на положительных отношениях к другому, которые не надо терпеть» [Батурина, Корниенко 2007, 85], а необходимо признать и принять [Панищев 2017, 286]. Такой подход не допускает осуждения идей меньшинства, пусть даже самых абсурдных, и дает возможность манипулировать, воздействовать на большинство, неспособное эти идеи критиковать или игнорировать. Личность вынуждена выбирать между выбором своей жизненной позиции, основанной на здравом смысле, и теми нормами и ценностями, которые навязывает ему толерантность постмодерна. Выбор последнего способствуют нивелированию личности, девальвации ее качеств и способностей. Большинство вынуждено демонстрировать терпимость из-за страха нарушить закон [Шалюгина 2021, 342], что исключает возможность предупреждения губительных для общества отклонений. Игнорируются витальные потребности общества. В такой ситуации и источниками толерантности, и одновременно ее ограничителями становятся права на жизнь, свободу и безопасность [Пьяных 2016, 146]. Толерантность, внедряемая в общество, становится причиной возникновения не только социальных конфликтов в этом обществе, но и психических расстройств и даже антропологической катастрофы [Панищев 2017, 285].

Также происходит манипулирование идеями толерантности в спекулятивных интересах. Технологии, использующие толерантность для навязывания власти меньшинства, полу-

чили название «окна Овертона» (1900), по фамилии автора, предложившего механизм изменения культурных институтов, - американского политолога Джозефа Овертона. Весь процесс преобразования неприемлемого в легальное и законное состоит из пяти действий: немыслимо, радикально, приемлемо, разумно, популярно. Когда меньшинство начинает вброс своей идеи в общественное сознание, постепенно происходит обесценивание накопленного опыта и то, что ранее было неприемлемым и аморальным, становится обсуждаемым в СМИ, акцентируется негативное внимание на тех, кто по-прежнему считает идею абсурдной. Вместе с тем идея подкрепляется научными мнениями, становится научной гипотезой, требующей доказательства. Далее происходит стигматизация личностей, которые не поддаются несостоятельности идеи. Затем название идеи заменяется на более приемлемое, акцентируется внимание на историческом периоде, где данная идея была нормой, происходит проникновение идеи в СМИ (ток-шоу, кино, реклама). Это вызывает интерес общественности к проблеме, проводятся социологические исследования с выявлением большого количества сторонников этой идеи, и она приобретает легальность и закрепляется на законодательном уровне (позиция «актуальной политики»). На сегодняшний день толерантность становится угрозой социальной безопасности [Пустовалова 2014, 207-210].

Заключение

Таким образом, в современном обществе, с одной стороны, феномен толерантности воспринимается как идеология миролюбия и свободы от предубеждений, тогда как, с другой стороны, все чаще под толерантностью общество пытается оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Последняя позиция все больше доминирует в современном обществе. Но, на наш взгляд, в таком случае у человека должны отсутствовать такие качества, как воля, критическое мышление, нравственное осмысление происходящего и реакции на чтобы то ни было, тем самым человеку было бы отказано в осознанном выборе. Для этого личность должна перестать быть личностью, полностью утратив религиозное сознание.

На наш взгляд, толерантная личность способна справляться со стрессовой ситуацией, она обладает такими качествами, как терпеливость, выносливость, психическая устойчивость. Такие люди отличаются дружелюбием, спокойствием, умением слушать, анализировать и вести диалог.

Напротив, интолерантная личность уверена в собственной исключительности, такие люди не стремятся брать ответственность на себя, а стремятся перенести ее на окружающих. Они тревожны и испытывают ощущение угрозы извне, стремятся все контролировать и обладать властью.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Абуов web - Абуов А.П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия // http:// www.ashgabat.kz/article/142 Абыева 2018 -Абыева С.М. Проблема инвалидности в контексте толерантности // Научный альманах. 2018. №> 5-3 (43). С. 105-107. Александрова 2001 - Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Рус. яз., 2001. Арипова 2018 - Арипова М.Л. Современный мир и проблема толерантности // Проблемы педагогики. 2018. №№ 1. С. 13-15. Асмолов 2000 - Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. Асмолов 2001 - Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. Батурина, Корниенко 2007 - Батурина О.С., Корниенко А. Ф. Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость» // Психология - будущему России. Т. 1: материалы IV Всерос. съезда РПО (18-21 сент. 2007 г). М.; Ростов н/Д: Кредо, 2007. С. 84-85. Безюлева 2009 - Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2009.

Большая российская энциклопедия 2016 - Большая российская энциклопедия. В 35 т. Т. 32. М.: Большая рос. энцикл., 2016. Бондырева, Колесов 2003 - Бондырева С.К., Коле-сов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М.: МОДЭК, 2003. Братченко 2003 - Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003. С. 104-117.

Брокгауз, Эфрон 1901 - Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 33. СПб.: Тип. Акционер. о-ва Брокгауз-Ефрон, 1901.

Вардазарян web - Вардазарян С. Политика муль-тикультурализма: на примере стран Западной Европы: конструктивизм и деструктивизм // https://rauresearch.wordpress.com/2012/02/13/ политика-мультикультурализма-на-при

Вульфов 2002 - Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. №> 6. С. 12-16.

Выготский 2008 - Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008.

Гаюрова 2002 - Гаюрова Ю.А. Социально-психологические исследования этнической толерантности. Этническая толерантность в полиэтнических регионах России. М.: РУДН, 2002.

Грачева 2008 - Грачева Ю.И. Толерантность как личностное качество студента // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. №> 2. С. 109-113.

Гришпун 2002 - Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении). Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002.

Даль 1994 - Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. М.: Прогресс, 1994.

Декларация... 2011 - Декларация принципов толерантности // Национальный психологический журнал. 2011. №№2 (6). С. 132-135.

Евлампиев, Матвеева, 2020 - Евлампиев И.И., Матвеева И.Ю. Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 24, №> 2. С. 165-180.

Жмырова 2006 - Жмырова Е.Ю. О понятии «толерантность» и ее видах // Вестник ТГТУ 2006. Т. 12, №> 4Б. С. 1265-1269.

Зиновьев 1998 - ЗиновьевД.В. Социокультурная толерантность - ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. №> 1. С. 51-60.

Золотухин 1999 - Золотухин В.М. Две концепции толерантности. М.: Смысл, 1999.

Ищенко 1990 - Ищенко Ю.А. Толерантность как философская и мировоззренческая проблема //Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. №№4. С. 48-60.

Кант 1995 - Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1995.

Клейберг 2012 - Клейберг Ю.А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристики // Общество и право. 2012. № 4 (41). С. 329-334.

Клепцова 2004 - Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Акад. проект, 2004.

Комиссаренко 2018 - Комиссаренко Т. И. Изучение причин, которые влияют на нетрадиционную сексуальную ориентацию // Humanity space International almanac. 2018. № 3 (7). С. 495-503.

Лебедева, Татарко 2005 - ЛебедеваА.Н., ТатаркоА.Н. Толерантность в межкультурном диалоге. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2005.

Лебедева 2009 - Лебедева О.В. Толерантность в модернистских и постмодернистских социологических теориях: ее преломление в практике дипломатических отношений: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009.

Лекторский 1997 - Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 49-54.

Ленин 1968 - Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 12. М.: Изд-во полит. лит., 1968. С. 99-105.

Летуновский, Лукьянов 2014 - Летуновский В.В., Лукьянов О.В. Фундаментальная ошибка дискуссий о толерантности // Сибирский психологический журнал. 2014. № 53. С. 132-147.

Липман 1995 - Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 110-121.

Локк 1988 - ЛоккДж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988.

Маслоу 1999 - Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

Мацковский и др. 2004 - Мацковский М.С., Солда-товаГ.У., Прокофьева Т.Ю., Лютая Т.А. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. С. 143-147.

Машанов 2021 - Машанов А.А. Толерантность и межэтническая толерантность // Современные вызовы и психологические ресурсы. Ульяновск: Зебра, 2021. С. 132-161.

Монтессори 2000 - Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка // История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия. М.: Академия, 2000.

Николаева 2007 - Николаева Л.А. Формирование коммуникативной толерантности студентов

будущих юристов: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2007.

Ожегов, Шведова 1994 - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994.

Олпорт 2011 - Олпорт Г. Толерантность // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 155-159.

Орлов, Шапиро 2017 - ОрловА.Б., Шапиро А.З. Толерантность // Ежегодник по консультативной психологии, коучингу и консалтингу. 2017. № 4. С. 37-44.

Панищев 2017 - Панищев А.Л. Толерантность в ракурсе соборности русской культуры // Единая российская нация: проблемы формирования ее идентичности: сб. ст. участников Все-российс. науч.-практ. конф. (25-27 окт. 2017 г.). Саров: Интерконтакт, 2017.

Петровский 2008 - Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 2008.

Прохоров 1985 - Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1985.

Пустовалова 2017 - Пустовалова Е.В. Толерантность как угроза социальной безопасности в современном полиэтническом пространстве: к постановке проблемы // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2017. № 5 (1). С. 207-210.

Пьяных 2016 - ПьяныхЕ.П. Толерантность: от классического либерализма к постмодернизму // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (1). С. 145-150.

Рерих 1994 - Рерих Н.К. О вечном. М.: Республика, 1994.

Роджерс 1994 - Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

Самохвалова и др. 2018 - СамохваловаА.Г., Скрябина О.Б., МетцМ.В., Иванова Н.М. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2018.

Современный словарь... 1992 - Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992.

Солдатова 2007 - Солдатова Г. У. Толерантность и согласие. М.: Владис, 2007.

Сорокин 1992 - Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

Сыдыкова 2019 - Сыдыкова Г.М. Исследование толерантности у киргизских студентов // Пензенский психологический вестник. 2019. № 1 (12). С. 1-8.

Тарновский 2016 - Тарновский К.Ю. Особенности самоидентификации личности в обществе постмодерна // Ценности и смыслы. 2016. №3 (43). С. 101-111.

Тишков 1997 - Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997.

Трубецкой 1994 - Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. М.: Республика, 1994.

Улюкин, Березовский, Орлова 2019 - Улюкин И.М., БерезовскийА.В., ОрловаЕ.С. Стигматизация и толерантность при поражении лиц молодого возраста социально значимыми заболеваниями // Известия Российской военно-медицинской академии. 2019. №2 1. С. 39-49.

Уолцер 2000 - Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-Пресс : Дом интеллект. кн., 2000.

Хеффе 1991 -Хеффе О. Плюрализм и толерантность: к лигитимации в современной мире // Философские науки. 1991. №12. С. 16-28.

Шалюгина 2021 - ШалюгинаЕ.С. Толерантность как рычаг воздействия на общество // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. №> 1 (53). С. 342-343.

REFERENCES

Abuov A.P Interfaith Dialogue as the Basis of Social Harmony. URL: http://www.ashgabat.kz/article/142

Abyeva S.M., 2018. The Problem of Disability in the Context of Tolerance. Nauchnyj al 'manah, no. 5-3 (43), pp. 105-107.

Alexandrova Z.E., 2001. Dictionary of Synonyms of the Russian Language. Moscow, Russkiy yazyk Publ.

Aripova M.L., 2018. The Modern World and the Problem of Tolerance. Problemy pedagogiki, no. 1, pp. 13-15.

Asmolov A.G., 2000. On the Way to a Tolerant Consciousness. Moscow, Smysl Publ.

Asmolov A.G., 2021. Personality Psychology: Principles of General Psychological Analysis. Moscow, Smysl Publ.

Baturina O.S., Kornienko A.F. Correlation of the Concepts of "Tolerance" and "Toleration". Psihologiya -budushchemu Rossii. Vol. 1: materialy IV Vseros. syezda RPO (18-21 sent. 2007 g.). Moscow, Rostov-on-Don, Kredo Publ., pp. 84-85.

Bezyuleva G.V., 2009. Tolerance: View, Search, Solution. Moscow, Verbum-M Publ.

The Great Russian Encyclopedia. In 35 Vols. Vol. 32. Moscow, Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya Publ., 2016.

Bondyreva S.K., Kolesov D.V., 2003. Tolerance (Introduction to the Problem). Moscow, MODEK Publ.

Bratchenko S.L., 2003. Psychological Foundations of Tolerance Research in Education. Pedagogika razvitiya: klyuchevye kompetentnosti i ikh

stanovlenie. Krasnoyarsk, Krasnoyar. gos. un-t, pp. 104-117.

Brockhaus F.A., Efron I.A., 1901. Encyclopedic Dictionary. Vol. 33. Saint Petersburg, Tipografiya Aktsionernogo obshchestva Brokgauz-Efron.

Vardazaryan S. Multiculturalism Policy: on the example of Western European Countries: Constructivism and Destructivism. URL: https:// rauresearch.wordpress.com/2012/02/13/nojHTH-Ka-MyjibTHKyjibTypa^H3Ma-Ha-npH

Wolfov B.Z., 2002. Education ofTolerance: The Essence and Means. Vneshkol'nik, no. 6, pp. 12-16.

Vygotsky L.S., 2008. Pedagogical Psychology. Moscow, AST Publ.

Gayurova Yu.A., 2002. Socio-Psychological Studies of Ethnic Tolerance. Ethnic Tolerance in Multiethnic Regions of Russia. Moscow, RUDN.

Gracheva Yu.I., 2008. Tolerance as a Student's Personal Quality. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, no. 2, pp. 109-113.

Grinshpun I.B., 2002. The Concept and Content Characteristics of Tolerance (On the question of Tolerance as a Mental Phenomenon). Tolerant Consciousness and the Formation of Tolerant Relations (Theory and Practice). Sat. sci.-method. art. Moscow, Izd. MPSI; Voronezh, MODEK Publ.

Dal V.I., 1994. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language. In 4 Vols. Vol. 4. Moscow, Progress Publ.

Declaration of Principles of Tolerance, 2011. Nacional 'nyjpsihologicheskij zhurnal, no. 2 (6), pp. 132-135.

Evlampiev I.I., Matveeva I.Y, 2020. The Principle of"Non-Resistance to Evil by Violence" by L.N. Tolstoy in the Context of Russian Religious Philosophy of the Late XIX - Early XX Century. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Filosofiya, no. 2 (24), pp. 165-180.

Zhmyrova E.Yu., 2006. About the Concept of "Tolerance" and Its Types. Vestnik TGTU, vol. 12, no. 4B, pp. 1265-1269.

Zinoviev D.V, 1998. Sociocultural Tolerance - Its Essential Characteristics. Paradigma, no. 1, pp. 51-60.

Zolotukhin V.M., 1999. Two Concepts ofTolerance. Moscow, Smysl Publ.

Ishchenko Yu.A., 1990. Tolerance as a Philosophical and Ideological Problem. Filosofskaya i sociologicheskaya mysl'. Kiev, no. 4, pp. 48-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kant I., 1995. Fundamentals of the Metaphysics of Morality. Criticism of Practical Reason. Saint Petersburg, Nauka Publ., S.-Peterb. izd. firma.

Kleiberg Yu.A., 2012. Tolerance and Destructive Tolerance: Concept, Approaches, Typology, Characteristics. Obshchestvo ipravo, no. 4 (41), pp. 329-334.

Kleptsova E.Y., 2004. Psychology and Pedagogy of Tolerance. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ.

Komissarenko T.I., 2018. The Study of the Causes That Affect Non-Traditional Sexual Orientation.

Humanity Space International Almanac, no. 3 (7), pp. 495-503.

Lebedeva A.N., Tatarko A.N., 2005. Tolerance in Intercultural Dialogue. Moscow, In-t etnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya RAN.

Lebedeva O.V., 2009. Tolerance in Modernist and Postmodern Sociological Theories: Its Refraction in the Practice of Diplomatic Relations. Cand. sociol. sci. abs. diss. Moscow.

Lectorsky V.A., 1997. About Tolerance, Pluralism and Criticism. Voprosy filosofii, no. 11, pp. 49-54.

Lenin VI., 1968. Party Organization and Party Literature. Polnoe sobranie sochineniy. In 55 Vols. Vol. 12. Moscow, Izd-vo polit. lit., pp. 99-105.

Letunovsky V.V., Lukyanov O.V., 2014. The Fundamental Mistake of Discussions About Tolerance. Sibirskij psihologicheskij zhurnal, no. 53, pp. 132-147.

Lipman M., 1995. Training to Reduce Violence and Develop Peacefulness. Voprosy filosofii, no. 2. pp. 110-121.

Locke J., 1988. Essays. In 3 Vols. Vol. 3. Moscow, Smysl Publ.

Maslow A., 1999. New Frontiers of Human Nature. Moscow, Smysl Publ.

Matskovsky M.S., Soldatova G.U., Prokofieva T.Yu., Lyutaya T.A., 2004. Tolerance as an Object of Sociological Research. Intercultural Dialogue: Research and Practice. Moscow, Tsentr SMI MGU im. M.V Lomonosova, pp. 143-147.

Mashanov A.A., 2021. Tolerance and Interethnic Tolerance. Modern Challenges and Psychological Resources. Ulyanovsk, Zebra Publ., pp. 132-161.

Montessori M., 2000. The Method of Scientific Pedagogy Applied to Children's Education in Children's Homes. Istoriya doshkol'noy zarubezhnoy pedagogiki: khrestomatiya. Moscow, Akademiya Publ.

Nikolaeva L.A., 2007. Formation of Communicative Tolerance of Students of Future Lawyers. Cand. pedagogical sci. abs. diss. Kemerovo.

Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu., 1994. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Moscow, Az Publ.

Allport G., 2011. Tolerance. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, no. 2 (6), pp. 155-159.

Orlov A.B., Shapiro A.Z., 2017. Tolerance. Ezhegodnik po konsul 'tativnoj psihologii, kouchingu i konsaltingu, no. 4, pp. 37-44.

Panishchev A.L., 2017. Tolerance in the Perspective of the Unity of Russian Culture. Edinaya rossiyskaya natsiya: problemy formirovaniya

ee identichnosti: sb. st. uchastnikov Vserossiys. nauch.-prakt. konf. (25-27 okt. 2017g.). Sarov, Interkontakt Publ.

Petrovsky A.V., 2008. Psychology of a Developing Personality. Moscow, Pedagogika Publ.

Prokhorov A.M., 1985. Soviet Encyclopedic Dictionary. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ.

Pustovalova E.V., 2017. Tolerance as a Threat to Social Security in the Modern Multiethnic Space: Towards the Formulation of the Problem. Social 'naya integraciya i razvitie etnokul 'tur v evrazijskomprostranstve, no. 5 (1), pp. 207-210.

Pyanykh E.P., 2016. Tolerance: From Classical Liberalism to Postmodernism. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 4 (1), pp. 145-150.

Roerich N.K., 1994. About the Eternal. Moscow, Respublika Publ.

Rogers K., 1994. A Look at Psychotherapy. The Formation of a Person. Moscow, Progress Publ.

Samokhvalova A.G., Scriabina O.B., Metz M.V., Ivanova N.M., 2018. Development of Intercultural Communicative Competence of Children and A dolescents. Kostroma, Kostromskoy gosudarstvennyy universitet.

Modern Dictionary of Foreign Words, 1992. Moscow, Russkiy yazyk Publ.

Soldatova G.U., 2007. Tolerance and Consent. Moscow, Vladis Publ.

Sorokin P.A., 1992. Man. Civilization. Society. Moscow, Politizdat.

Sydykova G.M., 2019. The Study of Tolerance Among Kyrgyz Students. Penzenskij psihologicheskij vestnik, no. 1 (12), pp. 1-8.

Tarnovsky K.Yu., 2016. Features of Self-Identification of Personality in Postmodern Society. Cennosti i smysly, no. 3 (43), pp. 101-111.

Tishkov V A., 1997. Essays on the Theory and Politics of Ethnicity in Russia. Moscow, Institut etnologii and antropologii RAN.

Trubetskoy S.N.,1994. On the Nature of Human Consciousness. Moscow, Respublika Publ.

Ulyukin I.M., Berezovsky A.V., Orlova E.S., 2019. Stigmatization and Tolerance in Young People Affected by Socially Significant Diseases. Izvestiya Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii, no. 1, pp. 39-49.

Walzer M., 2000. About Tolerance. Moscow, Idea-Press Publ, Dom intellekt. kn. Publ.

Heffe O., 1991. Pluralism and Tolerance: Towards Legitimation in the Modern World. Filosofskie nauki, no. 12, pp. 16-28.

Shalyugina E.S., 2021. Tolerance as a Lever of Influence on Society. Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVDRossii, no. 1 (53), pp. 342-343.

Information About the Authors

Tatyana G. Svetlichnaya, Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Public Health and Social Work, Northern State Medical University, Prosp. Troitsky, 51, 163000 Arkhangelsk, Russian Federation, statiana64@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6563-9604

Elena A. Smirnova, Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology and Social Technologies, Cherepovets State University, Prosp. Sovetskiy, 8, 162600 Cherepovets, Russian Federation, Smirnova56@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9383-0649

Информация об авторах

Татьяна Геннадьевна Светличная, доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, Северный государственный медицинский университет, просп. Троицкий, 51, 163000 г. Архангельск, Российская Федерация, statiana64@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6563-9604

Елена Алексеевна Смирнова, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий, Череповецкий государственный университет, просп. Советский, 8, 162600 г. Череповец, Российская Федерация, Smirnova56@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9383-0649

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.