УДК 122/129
Крылова Ирина Вячеславовна
заместитель директора.
Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков [email protected]
Черникова Анна Дмитриевна
аспирант кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирской государственной педагогической академии [email protected]
Теоретико-концептуальная
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Irina V. Krylova
deputy director. Boarding school of complex formation of the personality of children and adolescents [email protected]
Anna D. Chernikova
graduate student.
Department of philosophy,
law and humanities and social Sciences,
Armavir State Pedagogical Academy.
Theoretical and conceptual
BASE OF THE INVESTIGATION ON THE ISSUE OF SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN
INFORMATION-ORIENTED SOCIETY
Аннотация. Освещаются различные подходы к анализу процесса социализации личности. Материал систематизируется в соответствии с различными аспектами рассмотрения на основе собственного, социально-философского подхода к рассмотрению проблемы социализации личности. Подчеркивается, что ввиду сверхдинамичного развития современного общества существует острая необходимость анализировать новые трансформации социальной среды с точки зрения их влияния на личность, а также рассматривать взаимодействие личности и информационного общества в процессе конструирования социальной реальности. Авторы делают вывод о недостаточной изученности данного вопроса в трансдисциплинарном аспекте.
Ключевые слова: социализация, информационное общество, виртуальная реальность, социальная реальность, общество, личность, индивид, игра.
Annotation. The article highlights the different approaches to the analysis of the process of socialization. The material is systematized in accordance with various aspects of the consideration on the basis of their own socio-philosophical approach to the problem of socialization. It is emphasized that due to the quieter development of modern society, there is an urgent need to analyze the new transformation of the social environment in terms of their impact on the individual, as well as to consider the interaction of the individual and the information society in the process of construction of social reality. The authors conclude that lack of knowledge of the issue in transdisciplinary perspective.
Keywords: socialization, information society, virtual reality, social reality, society, identity, individual, game.
Основным теоретическим базисом исследования вопроса социализации современной личности являются известные работы классиков постиндустриального этапа развития общества: Д. Белла, Э. Гидденса, Дж. Гэлбрейта, М. Ка-стельса, М. Макпюэна, Й. Масуды, Дж. Нейсбита, С. Нора, М. Пайора, Ч. Сейбла, Т. Стоуньера, Э. Тоффлера, А. Турена, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы, JI. Хиршхорна, а также отечественных исследователей Р.Ф. Абдеева, Н.В. Ершова, Д.В. Иванова, B.JI. Иноземцева, A.C. Киселева, A.M. Кулькина, ИЮ. Мелюхина, H.H. Моисеева, А .И. Ракитова, В. В. Ратиева, A.B. Рунова, ИЮ. Соколова и др. В их трудах впервые зазвучал вопрос значимости роли информации в из-
менениях социальной реальности, становлении новых форм различных социальных институтов и сообществ (М.Кастельс), трансформации личности. Информационное общество, отождествленное Ж. Бодрийяром, Ж. Лиотаром, Д. Ваттимо, М. Фуко, Ф. Фукуямой, У. Эко и других современных философов с постмодерном также является важным углом зрения на вопрос социализации личности в информационном обществе.
Особое внимание при исследовании вопроса интеграции личности в информационное общество занимает вопрос воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и информационной защи-
52
те личности. Данная тема является центральной в трудах Дж. Брайанта, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Макпюэна, С. Томпсона, Д. Ваттимо, Н.В. Данилова, А.А. Мухина, А.В. Манойло, М.Ю. Захарова, С. Г. Кара-Мурзы, Г И. Колесниковой, Н.А. Костина, Н. Лумана, А.И. Левина, ГГ. По-чепцова, С. Томпсона, Э. Тоффлера, ИТН. Панарина, М.Г. Абрамова, Г. Грачева, ЕЛ. Доценко, ЕБ. Поликарповой, Е.А. Цымбал и других исследователей.
В целом же, исторический контекст влияния информационно-коммуникационных технологий на развитие человечества рассматривается, например, в работе С.Н. Гринченко и ЮЛ. Шаповой «Информационные технологии в истории человечества», где человечество, будучи самоуправляемой иерархической системой, эволюционирует, в том числе и в результате системно-информационных переворотов и технологических революций.
Исследованию социализации личности в современном обществе в рамках актуальной синергетической методологии, где нелинейность социальной среды информационного общества предстает как в значительной степени темпоральное явление, имеющее мозаичную структуру и характеризующееся отсутствием долгосрочных связей и устойчивых взаимодействий, посвящены труды С.П. Капицы, С.П. Курдюмова, ГГ. Малинецкого, Е.Н. Князевой, В.Г. Буданова, В.С. Степина, Н.Н. Моисеева, Е.А. Седова, АЛ. Назаретяна, ВЛ. Шалаева, Н.М. Мухамеджановой, АЛ. Тесленко, Е.М. Николаевой, ДБ. Ковтуновой.
Существует немало работ, анализирующих феномен социализации личности в информационном обществе через выявление трансформации ее наиважнейшего института первичной социализации - семьи. В частности, Э. Тоффлер констатирует: «Мы являемся свидетелями не смерти семьи, как таковой, а разрушения семейной системы «второй волны» и возникновения множества новых форм семьи. Демассификация средств информации и производства сопровождается демассифи-кацией семьи. Какие формы семьи исчезнут, а какие получат широкое распространение, будет зависеть не столько от проповедей о «святости семьи», сколько от того, по какому руслу мы направим развитие техники и организацию труда». Проблеме современной семьи, выявлению ее особенностей посвящены работы Э. Тоффлера, Д. Олсона, А. Фернхема, П. Хейвена, П. Штомпки, а также отечественных исследователей АЛ. Харчева, М.С. Мацковского, А.И. Антонова, В.М. Медкова, АЛ. Шевченко, МЛ. Билаловой, ЕБ. Ясеновской.
Роль и особенности функций системы образования, как института вторичной социализации личности в условиях трансформации российского общества, рассматриваются в работах отечественных исследователей Д.И. Фельдштейна, ВЛ. Турченко, АБ. Непомнящего, О.А Донских, С.М. Юрьевой, ИЮ. Якиманской, ТБ. Темирова ТБ. Якушенок, ГА. Довженко, МЛ. Катилиной, Ю.А. Сизинцева, ОБ. Жоголевой [1, 2, 3].
Анализ социально-гуманитарных диссертационных работ за последние пять лет позволяет к
приоритетным направлениям исследованиям вопроса социализации личности в России начала XXI века отнести проблематику духовнонравственного развития личности в условиях и н формационизма. В частности этому посвящены диссертационные исследования ЗБ. Абубо-карова, Р.Х. Апь-Хуссаини, ОБ. Василенко, ОБ. Жуликовой, Н.А. Каратеевой, МБ. Козловой АЛ. Матвеевой, ГМ. Мелюхина, НЮ. Николаева, Ю.А. Сизинцева, АБ. Хохловой [6, 7, 9].
Появлению принципиально нового типа личности, вследствие ее интеграции в информационное общество, посвящено диссертационное исследование по социологии культуры АБ. Бабошина. Он утверждает, что современный этап развития человечества и информационных технологий привел к становлению типа личности «киберфил», «интер-нет-аддикт». Бабошин АБ. указывает, что данный тип непозволительно обозначать только как «отрицательное», индивиды с данным типом личности выступают «строителями» данного типа общества, они всегда хорошо образованы, грамотны в работе с информацией и возникающими на ее основе новыми технологиями, иными словами, они порождены именно современным миром, а не вечными законами общественной жизни [10, с. 12-19].
Интересным является исследование НБ. Помо-галовой сложного социально-куль^рного явления фэнтези, ставшего неотъемлемой частью социальной жизни современного человека. В частности, в работе показаны перспективы влияния фэнтези на социализацию личности: затруднение самодетерминации личности и актуализацию ресоциализации человека посредством виртуальной реальности [11, с. 5].
Проблеме влияния виртуальной реальности на целостность личности посвящена работа С.А. Бочан Автор делает вывод, что, с одной стороны, наряду с положительными факторами влияния информатизации на целостность личности: увеличение знаний, расширение возможности общения, развитие склонности к интеллектуальному труду, воспитание точности и аккуратности мышления, возникают и негативные последствия информатизации. Актуализируется проблема информационной безопасности личности и общества, компьютерофобия, повышение утомляемости людей при работе на компьютере, электромагнитное облучение, дегуманизация и милитаризация процесса информатизации, компьютерное одиночество, психические расстройства, попытка заменить реальный мир виртуальной реальностью [12, с. 26-28].
В диссертационном исследовании по социальной философии П.А. Степаненко «Виртуальная реальность в структуре отношений человека и мира» анализируется роль виртуальной реальности в бытии современного человека и общества. Работа интересна тем, что глубоко исследуется природа и структура виртуальной реальности. Последняя рассматривается не просто как единая виртуальная реальность вообще - в его работе речь идет о множестве виртуальных реальностей [13, с. 15-16].
53
Отечественный исследователь Чистяков А.В., рассматривая вопрос третичной социализации, определяет ее как интериоризацию норм, ценностей, паттернов поведения, принятых в конкретном сетевом сообществе, членом которого является индивид, и являющихся общепринятыми в социальной общности киберпространства в целом. Он приходит к выводу, что третичная социализация, в случае интериоризации ценностей и паттернов некоторых сетевых сообществ, может перерождаться в «опрокинутую» социализацию, т.е. обеспечивать приобщение к нормам и ценностям, не отвечающим ни историческому прошлому, ни целям общества, ни накопленному культурному потенциалу [14, с. 20-23].
Социализация современного человека в работе Николаева М.С. рассматривается через потребительскую культуру (практики сиюминутных радостей и удовольствий). Это характеризуется гедонистическим отношением к действительности, без-усильственностью и, как следствие, бессубъектно-стью, в то время как социализация по определению призвана взращивать в человеке субъект-ность. Исследователь указывает, что это приводит к становлению нового исторического типа социализации, характерного для общества массового потребления: «По существу это партикулярная социализация, сводящая многообразие эффектов социализации к одному - способности проявлять потребительскую, а, следовательно, социальную активность». В этой ситуации Николаев М.С. со всей остротой ставит вопрос идентичности человека, ведь, как известно, идентичность возникает на границе между индивидом и социальностью, поскольку она производна от субъектности индивида, но возможна лишь в социально-куль^рном контексте [15, с. 25].
Вопрос конструирования новой социальной реальности посредством информационно-коммуникационных технологий и электронной культуры как технологии деятельности рассматривается в статье Л. В. Баевой «Электронная культура: опыт философского анализа». В ней автор указывает и обосновывает следующие положения: во-первых, человеком наряду со «второй природой» (миром искусственных вещей) создана «третья природа» - мир виртуальных феноменов, интегрирующий в себе сферу сознания и высоких информационных технологий; во-вторых, индивид существует одновременно в двух измерениях - виртуальном и физическом; в-третьих, в
Литература:
1. Фельдштейн Д.И. Человек в со временном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М., 2008; Образовательная система «Школа 2100» Федеральный образовательный стандарт; Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2011.
2. Непомнящий АД. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление / Таганрог, 2010; Турченко В.Н. Образование в глобализирующемся мире: пара-дигмальный анализ. Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2012.
сфере электронной культуры находятся межчеловеческие коммуникации, образование, творчество, искусство и развлечения; в-четвертых, виртуальная культура является не только посредником между человеком и миром, но и самой реальностью, трансформирующей сущность и сознание человека [16, с. 75]. Другими словами, электронная культура, постоянно порождаемая развивающимися информационно-коммуника-
ционными технологиями, лежит в основе формирования новой социальной реальности.
Несмотря на большой объем теоретического материала по вопросу социализации личности в информационном обществе, следует обратить внимание на то, что существуют определенные лакуны в исследовании этого феномена. В частности, к ним можно отнести следующие:
- во-первых, ввиду сверхдинамичного развития событий в современном обществе существует острая необходимость «держать руку на пульсе» и анализировать новые трансформации социальной среды с точки зрения их влияния на личность,
- во-вторых, фактически не разработан вопрос влияния на процесс социализации личности представлений человека об информации,
- в-третьих, актуализируется трансдисциплинарная стратегия исследования вопроса взаимодействия личности и информационного общества (например, конструирования социальной реальности). Несмотря на множество взглядов на понятие трансдисциплинарности, очевидным является то, что данная методология способствует не только и не столько более глубокому изучению объекта, а позволяет по-новому формулировать проблемы, открывать перспективы исследования, казалось бы, уже давно изученного, к чему часто относят вопрос социализации [17, с. 134-137];
- в-четвертых, достаточно фрагментарны и мало изучены исследования соотношения реальной и виртуальной личности. Все это подчеркивает актуальность и недостаточную изученность вопроса социализации личности в информационном обществе;
- наконец, в-пятых, интерес представляет игровой момент в процессах социализации, который в информационном обществе противоречиво воздействует на личность.
Literature:
1. Fel'dshtein D.I. Chelovek v sovremennom mire: tendentsii i potentsial'nye vozmozhnosti razvitiya. M., 2008; Obrazovatel'naja sistema «Shkola 2100». Fed-eral'nyi obrazovatel'nyi standart; red. D.I. Fel'dshtejn. M., 2011.
2. Nepomnyashchii A.V. Gumanitarnoe obra-zovanie v vysshei tekhnicheskoi shkole: Psikholog-icheskoe napravlenie / Taganrog, 2010; Turchenko V.N. Obrazovanie v globaliziruyushchemsya mire: paradigmal'nyi analiz // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. Novosibirsk, 2012.
54
3. Донских ОА. Школа - университет - бизнес -проблемы социального управления // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2013.
4. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. Оренбург, 2000.
5. Темиров ТВ. Традиции отечественной духовной культуры в современном образовании. Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2009. № 4.
6. Хохлова АД. Духовное отчуждение как социальный феномен современной России. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.к.ф.н. М., 2013.
7. Аль-Хуссаини Р.Х. Кризис личности на рубеже XX-XXI веков : автореф. дисс. на соиск. уч. степ.к.ф.н. Краснодар, 2012.
8. Матвеева AM Духовная социализация личности как проблема социальной философии : автореф. дисс. на соиск. уч. степ.к.ф.н. Челябинск, 2012.
9. Козлова МД. Духовность общества в условиях глобализации. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.к.ф.н. Красноярск, 2012.
10. Бабошин АХ. Социальные трансформации личности в условиях информатизации. Социальноэкономические процессы и явления. № 5-6. 2011.
11. Помогалова Н.В. Фэнтези и социализация личности: социально-философский анализ : автореф. дисс. на соиск. уч. степ.к.ф.н. Омск, 2006.
12. Бочан С.А. Ориентиры целостной личности в информационном обществе // Первые Велихов-ские научные чтения: Сб. науч. от. (15 марта 2009 г., г. Новочеркасск). Новочерк. гос. мелиор. акад. Под ред. ЛЮ. Николаевой. Новочеркасск, 2009. С. 26-28.
13. Степаненко ПА. Виртуальная реальность в структуре отношений человека и мира : дис. на соиск. уч. степ. к. философ. н. Омск, 2006.
14. Чистяков АД. Теоретико-методологические проблемы изучения процессов социализации в информационном обществе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.д.с.н. Ростов-на-Дону, 2005.
15. Николаев МД. Социализация личности в обществе потребления : автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. Казань, 2012.
16. Баева ЛД. Электронная культура: опыт философского анализа. Вопросы философии. 2013. № 5. С. 75.
17. Лысак ИД. Междисциплинарность и транс-дисциплинарность как подходы к исследованию человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6. Ч. II. C. 134-137.
3. Donskikh O.A. Shkola - universitet - biznes -problemy social'nogo upravleniya // Profession-al'noe obrazovanie v sovremennom mire. Novosibirsk, 2013.
4. Yakimanskaya I.S. Metodologiya i diagnostika v psikhologicheskom issledovanii. Orenburg, 2000.
5. Temirov T.V. Traditsii otechestvennoi dukhovnoi kul'tury v sovremennom obrazovanii. Pedagogika iskusstva: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2009. № 4.
6. Khokhlova A.V. Dukhovnoe otchuzhdenie kak social'nyi fenomen sovremennoi Rossii. Avtoref. diss. na soisk. uch. step.k.f.n. M., 2013.
7. Al-Hussaini R.Kh. Krizis lichnosti na rubezhe XX-XXI vekov : Avtoref. diss. na soisk. uch. step.k.f.n. Krasnodar, 2012.
8. Matveeva A.I. Dukhovnaya socializaciya lichnosti kak problema social'noi filosofii : avtoref. diss. na soisk. uch. step.k.f.n. Cheljabinsk, 2012.
9. Kozlova M.V. Dukhovnost' obshhestva v uslovi-yakh globalizatsii. Avtoref. diss. na soisk. uch. step.k.f.n. Krasnoyarsk, 2012.
10. Baboshin A.K. Social'nye transformatsii lichnosti v usloviyah informatizatsii. Social'no-ekonomicheskie protsessy i yavleniya. № -6. 2011.
11. Pomogalova N.V. Fentezi i sotsializatsiya lich-nosti:social'no-filosofskii analiz : avtoref. diss. na soisk. uch. step.k.f.n. Omsk, 2006.
12. Bochan S.A. Orientiry tselostnoi lichnosti v in-formacionnom obshchestve // Pervye Velikhovskie nauchnye chteniya: Sb. nauch. st. (15 marta 2009 g., Novocherkassk) / Novocherk. gos. melior. akad./ Pod red. L.S. Nikolaevoi. Novocherkassk, 2009. S. 26-28.
13. Stepanenko P.A. Virtual'naya real'nost' v strukture otnoshenii cheloveka i mira : dis. na soisk. uch. step.k. filosof. n. Omsk, 2006.
14. Chistyakov A.V. Teoretiko-metodologicheskie problemy izucheniya processov socializatsii v infor-matsionnom obshhestve. Avtoref. diss. na soisk. uch. step.d.s.n. Rostov-na-Donu, 2005.
15. Nikolaev M.S. Socializatsija lichnosti v obshchestve potrebleniya : avtoref. diss. na soisk. uch. step. k.f.n. Kazan', 2012.
16. Baeva L.V. Elektronnaya kul'tura: opyt filosof-skogo analiza // Voprosy filosofii. 2013. № 5. S. 75.
17. Lysak I.V. Mezhdistsiplinarnost' i transdistsipli-narnost' kak podkhody k issledovaniyu cheloveka // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 6. Ch. II. S. 134-137.
55