Научная статья на тему 'Личность в поисках смысла: между реальностью и виртуальностью'

Личность в поисках смысла: между реальностью и виртуальностью Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЭСКАПИЗМ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / КОНСЮМЕРИЗМ / ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максютова Зульфия Гильмановна

В статье анализируется смысложизненная проблематика в контексте кризиса современной личности, связанного с трансформацией культуры вследствие расширения информационно-коммуникационных технологий и становления общества потребления. Вопрос утраты смысла жизни рассматривается на социокультурном и индивидуально-личностном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность в поисках смысла: между реальностью и виртуальностью»

УДК: 821

Максютова Зульфия Гильмановна

кандидат философских наук [email protected] Zulfia G. Maksyutova candidate of philosophical sciences [email protected]

ЛИЧНОСТЬ В ПОИСКАХ СМЫСЛА: МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ

THE PERSON IN SEARCH OF MEANING: BETWEEN REALITY AND VIRTUALITY

Аннотация. В статье анализируется смысложизненная проблематика в контексте кризиса современной личности, связанного с трансформацией культуры вследствие расширения информационно-коммуникационных технологий и становления общества потребления. Вопрос утраты смысла жизни рассматривается на социокультурном и индивидуально-личностном уровнях.

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальная личность, информационно-коммуникационные технологии, смысл жизни, эскапизм, общество потребления, консюмеризм, целостная личность.

Annotation. The article examines life issues in the context of the crisis of the modern personality, associated with the transformation of culture due to the expansion of information and communication technologies and the emergence of the consumer society. The question of loss of meaning of life is considered social, cultural, and individual-personal levels.

Keywords: virtual reality, virtual identity, information and communication technologies, the meaning of life, the escapism, the society of consumption, consumerism, whole person.

Современную эпоху можно охарактеризовать известной фразой В. Франкла,: «утверждение бессмысленности жизни, или экзистенциальный вакуум» [12, с. 119]. Причину такой ситуации некоторые современные авторы рассматривают как результат взаимодействия трех систем: культурной, социальной и личностной [1]. Автор рассматривает проблему утраты смысла жизни современной личности на двух взаимосвязанных уровнях: 1) макроуровень (социально-культурные смыслы) и 2) микроуровень (индивидуально-личностный смысл) [8, с.76].

Существование современной личности протекает в уникальных условиях, связанных с разворачиванием информационной, телекоммуникационной технологий, виртуальной реальности, когда происходит переход от локальных культурных сообществ к единому глобальному миру. В условиях глобализации

возрастает рискогенность, нестабильность и неопределенность как общества («общества риска»), социальных групп, так и конкретной личности [11].

Следовательно, XXI век характеризуется, с одной стороны, стремительным усложнением экономических, социальных и технологических процессов, а с другой - фрагментированностью человеческого существования [9, с.17]. Налицо факт виртуализации современного общества и личности, когда смысл жизни люди ищут в виртуальном мире, вытеснившем реальность, что приводит к вопросам об основаниях личностного жизненного мира, способов социального самопрезентирования. Можно согласиться с автором, что современное общество ставит перед человеком особые условия его существования, вызвавшие кризис личностной идентификации [4]. В связи с этим актуализируется проблема социально-философского анализа современного пространства культуры и смысла жизни личности.

Философская традиция рассматривает жизнь в триаде со смертью и бессмертием, справедливо приписывая смерть к ценностям такого же ранга, как и жизнь, поскольку она несет в себе мировоззренческий смысл, задающий масштаб подлинных ценностей. С разворачиванием виртуального пространства появляется необходимость осознания такого понятия, как «киберсуицид» в связи с тем, что сеть выступает посредником для человека в его играх с виртуальной смертью [2]. Актуальность распознавания социальных практик адаптации к изменяющемуся локусу жизни и смерти еще более углубляется с развитием генной инженерии, искусственного интеллекта, размыванием границ личностного и социального под влиянием компьютерных сетей, что, в свою очередь, заставляет кардинально переосмысливать мировоззренческие категории жизни, смерти, бессмертия. В связи с этим закономерно появление междисциплинарных исследований, опирающихся на научные методы наук о человеке и обществе, призванных осмыслить смысл жизни, человеческую сущность в новых условиях.

В свете трансформации системы ценностей актуально исследование кризиса личности в российском обществе, в котором деформация гуманизма изменила морально-этический, психологический облик общества, привела к развитию консюмеризма, как ценностно-целевой системы личности, ставшей определяющей моделью ее функционирования. Процесс социализации современной личности происходит в технологически опосредованной форме под воздействием информационно-коммуникационных технологий, масштабно транслирующих образцы поведения, характерные обществу потребления. В современном информационном обществе сложилась система духовного производства, формирующая картину мира, жизненные смыслы и модели поведения «человека потребляющего», переход к воспроизводству которого не оставляет России возможности реализовать в экономике, сфере производства даже «догоняющего» развития, не говоря уже о развитии инновационном [5, с.167].

Бегство из реального мира в виртуальный мир становится для современного человека не просто отдушиной, а по существу образом жизни [7, с.96]. Между тем, современное динамичное общество выдвигает специфические требования к человеческой личности, в связи с чем исследователями развиваются

представления об идеале цельности личности, выработанном в русской религиозной философии. Понятие «целостность личности» представляет собой единство мировоззренческих ориентаций, проявляющееся в автономности личности, рефлексивности, способности к самооценке, саморазвитию и самореализации. Справедливо отмечается, что целостность является необходимой характеристикой личности для адаптации к трансформирующимся условиям современного общества. В научной литературе предлагается «аналитическая модель современной личности», главным качеством которой является открытость экспериментам, инновациям и изменениям [10]. Именно целостность может способствовать личности максимально успешно адаптироваться к условиям современного общества, не теряя смысла жизни.

Выводом из всего сказанного может быть утверждение о том, что предельная динамичность, высокая степень сложности, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делают задачу выбора смысла жизни, встающую перед каждой личностью, особенно сложной. Следует также подчеркнуть, что обрести смысл жизни в таких условиях удается не всем, а только тем, кто достиг определенной стадии развития как субъект своей жизненной активности. Наличие смысла жизни как раз и является критерием достижения этой стадии.

Таким образом, развитие массовых электронных коммуникаций сложно рассматривать в ракурсе однозначно положительного явления (при этом не отрицая их прогрессивности в целом) технологического прогресса без учета негативных его последствий для личности (подмена виртуальной реальностью реального мира, интернет-зависимость, эскапизм и др.). В таком аспекте новой и важной областью исследования становится изучение особенностей развития личности и процесса коммуникаций в условиях опосредования основных видов деятельности человека через новые информационные технологии, формирующие новый тип личности («виртуальной личности») [9, с.19].

У пользователей информационных сетей, проводящих значительную часть жизненного времени в виртуальном пространстве, возникают новые интересы, мотивы, цели, установки, а также формы психологической и социальной активности, напрямую связанные с виртуальным пространством [3, с.84-90]. Основной результат внедрения современных информационных технологий - радикальное изменение духовно-практической деятельности и культурного творчества. Современные информационные технологии способны проникать, прежде всего, в сферу духовных повседневных практик личности, тем самым выполняя культурогенную функцию, проникая во все механизмы социального познания, массовой коммуникации, образование, воспитание. Они оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения. Кроме того, они выполняют гносеогенную функцию, которая заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту знаний. Расширяя возможности, технические средства одновременно подчиняют человека, вызывая различный спектр отношений - от глубокой зависимости и неприязни до востор-

женного восхищения или иррационального страха [6, с.73], фактически сделав человека своим придатком.

Стремительность перемен в современном мире влечёт за собой нарастающее ощущение утраты человеком контроля над собственной субъективностью, когда использование категории безопасности жизнедеятельности человека становится иллюзорным, подрываются жизненные основы развития личности. С другой стороны, глобализация может рассматриваться как процесс, направленный на расширение возможностей самореализации личности. Учитывая, что модернизация - это всегда многообразие возможностей, а глобализация - это единство многообразия, которое является основанием развития человеческих сущностных сил, - можно сказать, что единство и многообразие как философский принцип определяют самореализацию личности, ее миропонимание, идентификацию и коммуникацию.

Литература:

1. Алъ-Хуссаини, Р.Х. Кризис личности на рубеже XX-XXI веков: социально-философский анализ: дисс ... к. филос. н. Краснодар, 2012 /Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/krizis-lichnosti-na-rubezhe-xx-xxi-vekov-socialno-filosofskij-analiz.html.

2. Башилова, С.М. Танатологический дискурс и социальные практики адаптации: дисс. к. филос. н. Тверь, 2011 / Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/tanatologicheskij-diskurs-i-socialnye-praktiki-adaptacii.html.

3. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека // Вопросы философии, 2010. № 5. С. 84-90.

4. Ерохин, В.С. Риски личностной идентификации: социально-философский анализ: дисс. к.. филос. н. Саратов, 2012 / Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/riski-lichnostnoj-identifikacii-socialno-filosofskij-analiz.html.

5. Запесоцкий А.С. Трансформация культуры: производство смыслов и управление информационными потоками // Вопросы философии. 2011. №5. С. 166-171.

6. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 70-80.

7. Лейбин В.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в изменении отношений между воображаемым, символическим и реальным // Вопросы философии. 2011. №6. С. 93-102.

8. Максютова З.Г. Роль смысла жизни в развитии личности // дисс. к. филос. н., Уфа, 2009.

9. Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 17-21.

10. Романова, Е.А. Целостность личности в современном обществе: социально-философский анализ: дисс. к. филос. н. Уфа, 2011 / Режим доступа:

http://www.dslib.net/soc-filosofia/celostnost-lichnosti-v-sovremennom-obwestve-socialno-filosofskij-analiz.html.

11. Толчинский М.В. Риски глобализации: социально-философский аспект: автореферат дисс. к. филос. н. Пятигорск, 2012 / Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-filosofia/riski-globalizacii-socialno-filosofskij-aspekt.html.

12. Франкл В. Воля к смыслу. М., 2000.

Literature:

1. Al-Hussaini, BC Identity crisis at the turn of XX-XXI centuries: the social-philosophical analysis: to diss .... Philosophy. n. Krasnodar, 2012 / Ac-cess:http://www.dslib.net/soc-filosofia/krizis-lichnosti-na-rubezhe-xx-xxi-vekov-socialno-filosofskij-analiz.html.

2. Bashilova, SM Thanatological discourse and social practices of adaptation: diss. to. Philosophy. n. Tver, 2011 / Access: http://www.dslib.net/soc-flosofa/tanatologicheskij-diskurs-i-socialnye-praktiki-adaptacii.html.

3. Emelin VA, Tkhostov A.§. Technological temptations of the Information Society: the limit of external extensions human // Problems of Philosophy, 2010. № 5. Р. 84-90.

4. Erohin, VS Risks of personal identification: socio-philosophical analysis: diss. to .. Philosophy. n. Saratov, 2012 / Access: http://www.dslib.net/soc-filosofia/riski-lichnostnoj-identifikacii-socialno-filosofskij-analiz.html.

5. Zapesotsky AS The transformation of culture: the production of meanings and information management // Problems of Philosophy. 2011. №5. Р. 166-171.

6. Korytnikova NV Internet addiction and deprivation as a result of virtual interactions // Sociological studies. 2010. № 6. Р. 70-80.

7. Leybin VM The role of information and communication technologies to change the relationship between the imaginary, the symbolic and the real // Problems of Philosophy. 2011. №6. Р. 93-102.

8. Maksyutova ZG The role of the meaning of life in the development of personality // diss. to. Philosophy. n., Ufa, 2009.

9. AS Narinyani Between evolution and ultra-high technology: a new man near future // Problems of Philosophy. 2008. № 4. Р. 17-21.

10. Romanova, EA Integrity of the individual in modern society: social-philosophical analysis: diss. to. Philosophy. n. Ufa, 2011 / Ac-cess:http://www.dslib.net/soc-filosofia/celostnost-lichnosti-v-sovremennom-obwestve-socialno-filosofskij-analiz.html.

11. MV Tolchinskiy Risks of globalization: the social-philosophical aspect: abstract diss. to. Philosophy. n. Pyatigorsk, 2012 / Access: http://www.dslib.net/soc-filosofia/riski-globalizacii-socialno-filosofskij-aspekt.html.

12. Frankl V. The will to meaning. M., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.