Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ГЕНОЦИД"'

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ГЕНОЦИД" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ГЕНОЦИД / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ցեղասպանություն / մարդկության դեմ հանցագործություններ / մարդու իրավունքներ ազատություններ / միջազգային իրավունք / GENOCIDE / CRIMES AGAINST HUMANITY / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бегларян К.С.

This article explores the history of the concept of "genocide" and its fixation in law. It also discusses historical events later recognized as genocide. Genocide in its content is largely an international phenomenon, therefore, its consolidation should be characterized by uniformity in the legislation of various states. In addition, the lack of proper scientific substantiation of the new forms of genocides may cause lead to such consequences as the substitution of concepts or arbitrary interpretation of the legal regulations. The article is intended to addressing these issues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND HISTORICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "GENOCIDE"

This article explores the history of the concept of "genocide" and its fixation in law. It also discusses historical events later recognized as genocide. Genocide in its content is largely an international phenomenon, therefore, its consolidation should be characterized by uniformity in the legislation of various states. In addition, the lack of proper scientific substantiation of the new forms of genocides may cause lead to such consequences as the substitution of concepts or arbitrary interpretation of the legal regulations. The article is intended to addressing these issues.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ГЕНОЦИД"»

ПРАВО

Теоретико-исторический анализ понятия «геноцид»

Бегларян К. С.

РАУ, кафедра теории права и конституционного права, научный сотрудник (Армения, Ереван) kristi0510@rambler.ru

Ключевые слова: геноцид, преступления против человечества, права и свободы человека, международное право

«Shqmu^mbnLpjntU» hmu^mgnLpjmU mturn^rnU U ^mmUm^mh

Phqimpjiuh U.

rtniu-hiujljiuljiuh (Uiiuilnhiuljiuh) hiuifiuiuiupiuh, Ppiuilnilipp inhump-jiuh li Uiuhifiuhiuijpiuljiuh

ppiuilrnhpp iuifppnh (Ziujiuuiniuh, bpliiuh) kristi0510@rambler.ru

UnrjU nmnLtfUmu^pnrtf t «3hqmu^mUnLp]nrU» hmu^mgnrpjmU ^mmJnLpjnrUp U

mJpmqpnrJp ^pmlnrUgnLl: U]U UiU nLunLJUmu^pnLl t ^rnmlm^mU ^pmimpAnLpjnrUUhpp, npnUp hhmmqmjnrJ ¿iUn^h^ hU np^hu ghqmu^mUnrpjnrU: Shqmu^mUnLpjnrUp ^p tnrpjmlp qi^mlnpm^hu l^qqij^U hpUnrjp t, np^ hilip U mdpmqpnLdp ^hmp t bpi^iUigl^ qprn mipphp ^hmnrpjnrUUhp^ ophUuipnLpjnLUUhpnrJ d^iUliU ^ipqilnptfrnU d^ngnl U^h^U, ghqmuцmUnLp]nLUUhp^ Unp mhurn^-Uhp^ q^rnrn^rnU nmnLdUmu^plm&nLp]mU pmgm^m]nLp]nLUp ^ipnq t hiUi^uiUiL

rnjU^^u^ hpUnrjpUhp^, ^U^^u^p hU hmu^mgnLp]nLUUhp^ ^n^rnp^Unrlp U ^pi^i^iU Unpdhp^ ^iJi-jrn^rnU Jh^UmpmUnLp]nLUp: Uni.]U hnili&U Uqrnrnrn^ nrU^ mUIpmImnUmlml. U2li& ^Uq^pUhp^U: ^^nnpn2 prnntp ghqmuцmUnLp]nLU, Jipi^nrpjiU qhl hmUgmqnp&nLp]nLUUhp, tfrnpinr ^pilnrUpUhp U mqmmnLp]nLUUhp, d^2mqqm]^U ^pilnrUp

Theoretical and historical analysis of the concept of "genocide"

Beglaryan K.S.

RAU, Department of Theory of Law and Constitutional Law (Armenia, Yerevan)

kristi0510@rambler.ru

Abstract: This article explores the history of the concept of "genocide" and its fixation in law. It also discusses historical events later recognized as genocide. Genocide in its content is largely an international phenomenon, therefore, its consolidation should be characterized by uniformity in the legislation of various states. In addition, the lack of proper scientific substantiation of the new forms of genocides may cause lead to such consequences as the substitution of concepts or arbitrary interpretation of the legal regulations. The article is intended to addressing these issues. Key words: genocide, crimes against humanity, human rights and freedoms, international law

Термин «геноцид» на международном уровне закреплен Конвенцией ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (далее - Конвенция 1948 года). Он происходит от греческого слова «genos», означающее происхождение, применительно к семье, роду, расе и суффикса «cide» от латинского «caedere» - «убивать».

Современное понимание геноцида в международном праве основано на взглядах Р. Лемки-на. Он определял геноцид как «скоординированный план различных действий, направленных на ликвидацию фундаментальных основ националь-

ных групп, с целью уничтожения таких групп», кроме того, геноцид, по мнению ученого, не означает немедленного уничтожения определенный нации, за исключением случаев массового убийства.

В Конвенции 1948 года под геноцидом понимаются действия по полному или частичному уничтожению национальной, этнической, расовой или религиозной группы, а именно:

- убийство членов группы;

- причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам группы;

- предумышленное создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение;

- меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в такой группе;

- насильственная передача детей из одной группы в другую.

Необходимо отметить, что социально-историческим основанием доктринальной разработки и нормативного закрепления понятия геноцида являются исторические события, имевшие место до принятия Конвенции 1948 года, которые до настоящего времени не получили однозначной доктринальной и международной политической оценки. К таким событиям можно отнести, например:

- этно-религиозные войны в Европе 16-17

вв.;

- истребление европейцами коренных народов Американского континента и Австралии;

- уничтожение армянского населения в Османской империи в 1915-1918 гг.;

- истребление этнических элит, зажиточного крестьянства, коллективизации в ходе классовой борьбы в СССР после 1917 года;

- преступления нацистского режима в Германии и на оккупированных территориях в ходе II Мировой Войны, которые впервые в качестве геноцида признала мировая юридическая практика.

На Нюрнбергском процессе геноцид был описан как «преднамеренное и систематическое истребление расовых или национальных групп гражданского населения на определенных оккупированных территориях с целью уничтожить определенные расы и слои наций и народностей, расовых и религиозных групп» (п. «с» ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала от 8 августа 1945 г.). Таким образом было выработано понимание того, что геноцид - это одностороннее массовое убийство, в котором государство или другая преобладающая сила намеренно уничтожает значительную часть национального, этнического или религиозного сообщества или группу, в то время как принадлежность к ней иногда произвольно определяется самим исполнителем

[5].

Политика уничтожения групп людей в зависимости от расовой, национальной или религиозной принадлежности получила теоретическое обоснование в нацистской Германии. Расовая доктрина заключалась в следующем: «Немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг - увеличить численность нации с тем, чтобы исполнить свое предназначение - достичь мирового господства... Смешение крови в Гер-

манском государстве можно остановить, лишь удалив из него все неполноценное» [2, стр. 24]. Позже эти идеи были юридически закреплены в нюрнбергских законах о гражданстве и расе, которые предоставляли гражданство «всем носителям германской или схожей крови» и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы [5].

Вместе с тем, не все подобные трагические события, схожие по своей сути, признаются мировым сообществом и юридической практикой геноцидом. Среди признанных геноцидом событий можно назвать факты уничтожения армянского населения в Османской империи в 19151918 гг.

Исследования историков показывают, что события, произошедшие чуть более ста лет назад в Османской империи - не первая и не единичная попытка уничтожения армян как самостоятельной этнокультурной общности [1, стр. 166185; 3, стр. 41-60; 7]. Причиной массовых убийств армянского народа в 2015-2018 гг. стала идеология пантюркизма - учения о необходимости объединения тюркских народов с целью совместного отстаивания своих интересов для сплочения разваливающейся Турецкой империи, принятой младотурками, пришедшими к власти в Турции в начале ХХ века. Идеологи младотурок превратили эту идею в воинствующее шовинистическое учение о «Великом Туране», которое призывало к объединению тюркских этносов в единое государство; а нетюркские и неисламские народы, проживавшие на этой территории, должны были либо принять турецкую культуру и язык, а также ислам, либо исчезнуть [4]. Помимо этого, среди причин трагических событий выделяют участие Турции в Первой мировой войне на стороне Германии и Австро-Венгрии и успехи русской армии против турок на Кавказском фронте, в составе которой воевали тысячи армян [6].

Впервые на международном уровне, в связи с беспрецедентным масштабом и жестокостью, в качестве преступления против человечности указанные трагические события были признаны и нашли свое отражение в совместной Декларации России, Франции и Великобритании от 24 мая 1915 года, в которой говорится следующее: «В течение всего последнего месяца в Армении происходит резня армян курдами и турками при явном попустительстве, а иногда и при прямом содействии османских властей. В половине апреля 1915 г. резня армян имела место в Эрзе-руме, Дергане, Эгине, Битлисе, Муше, Сасуне, Зейтуне и во всей Киликии; поголовно вырезаны жители сотен деревень в окрестностях Вана; в самом Ване армянский квартал осаждался кур-

дами. В то же время константинопольское Турецкое правительство подвергает арестам и небывалым притеснениям мирное армянское население.

Ввиду этих новых преступлений, совершаемых Турцией против человечества и цивилизации, союзные правительства России, Франции и Англии сим публично объявляют Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступления на всех членов Турецкого правительства, а также на тех его местных представителей, которые окажутся причастными к подобной резне»1.

Выступая на памятных мероприятиях, посвя-щённых 100-летию геноцида армян, Президент Российской Федерации напомнил о том, что «Более полутора миллионов мирных людей были убиты, искалечены, а свыше шестисот тысяч -изгнаны из родных домов, подверглись массовым репрессиям. Были разрушены многие бесценные памятники архитектуры и духовные святыни, сожжены древние книги и бесценные рукописи.

Сотни тысяч беззащитных и потерявших кров армян, миллионы получили убежище на территории России и были спасены. Именно российская дипломатия добилась международного осуждения насилия над армянским народом. По инициативе Министра иностранных дел Сергея Дмитриевича Сазонова Россия, Франция и Великобритания. в совместном заявлении прямо назвали происшедшее преступлением против человечества и цивилизации. Позиция России была и остаётся последовательной: мы считаем, что массовому убийству людей нет и не может быть никаких оправданий»2.

Папа римский Франциск 12.04.2015 г. обратился к армянскому народу, выразив свое отношение к произошедшей трагедии, отметив, что человечество пережило в прошлом веке три неслыханные трагедии: первая, которая считается первым геноцидом ХХ века, ударила по армянскому народу. были убиты епископы, священники, верующие, женщины, мужчины, старики и даже дети и беспомощные больные. Две другие

1 Декларация России, Франции и Великобритании от 24 мая 1915 года «О квалификации действий турецкого правительства в отношении армян как «преступления против человечества» и уголовной ответственности его организаторов и исполнителе / электронный ресурс: http://www. genocide-museum. am/rus/F rance. php (дата обращения: 04.02.2018)

2 Президент принял участие в памятных мероприятиях, посвященных 100-летию геноцида армян // http://www.kremlin.ru/events/president/news/49332 (дата обращения 04.02.2018)

трагедии были те, что совершили нацизм и ста-линизм»3.

Однако Турция на сегодняшний день официально геноцид армян не признает, что подтверждает заявление президента Эрдогана в ответ на обращение Папы римского: «Всякий раз, когда политики и религиозные функционеры берут на себя обязанности историков, то получается бред вместо фактов. Я осуждаю это высказывание папы и призываю его не повторять эту ошибку»4.

События, произошедшие после 1917 года в СССР (истребление этнических элит, зажиточного крестьянства) ряд ученых также предлагают рассматривать как акт геноцида, преступления против человечества. Так, профессор П. Вереш рассматривает «период 1914-1953 годов в России как самый крупный геноцид мировой истории, указывая, что формальное противопоставление социального и этнического явления непростительная методологическая ошибка, поскольку любой человек независимо от его социальной принадлежности одновременно всегда является и членом определенной этнической общности5.

Примером геноцида являются также события в Южной Осетии в период с 8 по 10 августа 2008 года, когда в результате обстрела населенных пунктов военнослужащими грузинских вооруженных формирований погибли и получили телесные повреждения более полутора тысяч мирных жителей, более 20 тысяч вынуждены были покинуть места своего постоянного проживания. По данным фактам Следственным комитетом Российской Федерации были возбуждены уголовные дела, в том числе по ст. 357 УК РФ -геноцид.

События на юго-востоке Украины Следственным комитетом РФ также квалифицированы как геноцид русскоязычного населения - этнической группы, проживающей компактно на территории Донецкой и Луганской республик6.

Папа Франциск назвал геноцид армян первым в ХХ веке преступлением против человечества / электронный ресурс:

http://tass.ru/obschestvo/1896613

http://tass.ru/obschestvo/1896613 (дата обращения 04.02.1018)

4 См.: Эрдоган назвал бредом высказывание папы римского о геноциде армян. РИА Новости / электронный ресурс: https://ria.ru/world/20150414/1058560708.html (дата обращения 04.02.2018)

5 П. Вереш. Спорные вопросы вокруг определения понятия «Преступление против человечества» (геноцид) глазами историка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета 2015, №1. С. 67-69.

6 Ответят за геноцид//Российская газета: режим доступа: http://sledcom.ru/press/smi/item/509222 (дата обращения 01.02.2018).

Вместе с тем, слишком широкое понимание и трактовка термина «геноцид» может оправдывать существование так называемых групп людей, менталитет, идеология и «культура» которых основаны на отрицании базовых ценностей, признанных мировым сообществом. Очевидно, что подобное положение вещей недопустимо.

Кроме того, современное многочисленное нововведение смежных терминов, не имеющих научного обоснования, таких как этноцид, политцид, территориальный геноцид и других, может привести к подмене понятий, произвольной трактовке и ошибочной квалификации фактов в юридической правоприменительной практике. Вместе с тем, преступление геноцида по содержанию представляет собой в большей степени международное правовое явление, поэтому закрепление юридического состава данного преступления, в особенности его объективной и субъективной сторон, должно характеризоваться единообразием в законодательстве различных государств.

Научная разработка такого социального явления, как геноцид, с учётом современного представления о закономерностях социального развития, достигнутого человеческой цивилизацией уровня коммуникации, закреплённых международным сообществом правовых представлений о неотчуждаемых правах и свободах человека является велением времени, поскольку без теоретически выверенной концепции геноцида и без четкого закрепления на международно-правовом, а вслед за ним и на уровне на-

ционального права признаков данного преступления, крайне сложно добиться единообразия в вопросах борьбы с геноцидом и недопущения трагедий, подобных тем, которые неоднократно в своей истории переживало человечество.

Список использованной литературы:

1. Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сб. статей. М., 1977. С. 166-185

2. Гитлер А. Mein Kampf. Рига, 1990. С. 24

3. Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг. // ВДИ. 1951. №4. С. 41-60

4. Зейтуньян Л. С. Армянское население в Османской империи накануне геноцида 1915 г. //Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Религиоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 4. С. 88-96.

5. Кибальник А. Г., Мартиросян А. С. Эволюция уголовной ответственности за геноцид в ХХ веке // Общество и право. 2012. №4(41). С. 118-121.

6. Кибальник А. Г., Мартиросян А. С. О геноциде армянского населения в Первую мировую войну // Общество и право. 2011. № 5 (37). С. 132.

7. Шагинян А. К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб., 2011.

Сдана/^шМЩЩ 112.07.2019 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 22.07.2019 Принята/£йщьйф1124.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.