Научная статья на тему 'Историческая хроника геноцида на примере Республики Армения'

Историческая хроника геноцида на примере Республики Армения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНОЦИД / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / АРМЕНИЯ / ООН / НАКАЗАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / GENOCIDE / INTERNATIONAL LAW / CRIMINAL LAW / ARMENIA / UN PUNISHMENT LEGISLATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агаджанян Манвэл Арсенович, Саакян Лилит Корюновна

Раскрывается сущность геноцида на примере исторических событий в Республике Армения. Рассматриваются теоретические проблемы, связанные с определением понятия геноцида. Проводится анализ научных позиций по предмету исследования. Анализируется историческая хроника преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL CHRONICLE OF GENOCIDE BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF ARMENIA

The article reveals the essence of genocide, on a bright example of the history of the Republic of Armenia. Examines the theoretical problems associated with the definition of genocide. The analysis of the scientific point of view on the subject of the study. Analyzes the historical chronicle of crime.

Текст научной работы на тему «Историческая хроника геноцида на примере Республики Армения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.412

I ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА ГЕНОЦИДА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

М.А. Агаджанян*, Л.К. Саакян**

Аннотация. Раскрывается сущность геноцида на примере исторических событий в Республике Армения. Рассматриваются теоретические проблемы, связанные с определением понятия геноцида. Проводится анализ научных позиций по предмету исследования. Анализируется историческая хроника преступления.

Ключевые слова: геноцид, международное право, уголовное право, Армения, ООН, наказание, законодательство.

HISTORICAL CHRONICLE OF GENOCIDE BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF ARMENIA

M.A. Agadzhanyan, L.K. Saakyan

Abstract. The article reveals the essence of genocide, on a bright example of the history of the Republic of Armenia. Examines the theoretical problems associated with the definition of genocide. The analysis of the scientific point of view on the subject of the study. Analyzes the historical chronicle of crime.

Keywords: genocide, international law, criminal law, Armenia, UN punishment legislation.

Научная специальность 12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ГЕНОЦИД АРМЯН: Я ПОМНЮ. Я БОРЮСЬ

«.. .резня армян — величайшее преступление этой войны, и, если нам не удастся выступить против Турции, значит, мы потворствуем им. Неудача радикальной борьбы с турецким ужасом означает, что все разговоры о будущем мире во всем свете — чепуха»1. Теодор Рузвельт (26-йПрезидент США, 1918)

Согласно «Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» от 9 декабря 1948 г., геноцид — международное

преступление. Действия, осуществляемые с целью частичного или полного уничтожения каких-либо национальных, этнических, расовых или религиозных групп. Страны, подписавшие конвенцию, обязывались предотвращать геноцид, а также карать за его совершение.

Геноцид армян османами (24 апреля 1915 г.) — первое в новой истории широкомасштабное международное преступление, совершенное с целью уничтожения целого народа. Одна из причин — Армения и армянский народ исповедовали христианство. Единственный

1 Из письма Кливленду Гудли Доджу 11 мая 1918 г.

© Агаджанян М.А., Саакян Л.К., 2013

* АГАДЖАНЯН МАНВЭЛ АРСЕНОВИЧ,

аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин, заместитель руководителя юридической клиники

Московский институт экономики, политики и права

Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: 6967146@mail.ru

** СААКЯН ЛИЛИТ КОРЮНОВНА,

Президент сообщества армян

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина Контакты: ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Москва, Россия, 123995 E-mail: lil-msal1@yandex.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

народ, не считая соседствующих грузин, который сохранил свою религию и самобытность, живя на территории исламского государства. Армяне составляли сильнейший этнический барьер для осуществления турецких идей «пантюркизма» и имели на то время русскую ориентацию. Эти обстоятельства явились одной из основных причин осуществления геноцида армян 1915 г. Так же присутствовали экономические, политические и идеологические факторы.

В соответствии с заранее разработанным планом все армянское население, без различия возраста и пола, было преднамеренно уничтожено на 9/10 территории его исторической родины. С беспримерной жестокостью, по сравнению с которой меркнут все известные в истории человеческой патологии случаи массовых убийств, были лишены жизни 1,5 млн армян; около 800 тысяч человек бежало из страны, которую их предки населяли на протяжении тысячелетий. Сегодня потомки этих беженцев — 2 млн 225 тыс. зарубежных армян, рассеянные в 84 странах мира, — находятся на положении «народа-изгнанника» и до сих пор испытывают последствия этого чудовищного преступления.

Но идеология правящей верхушки нынешней Турции спустя 100 лет не сильно отличается от своих предков. Так на вопрос: «Что мешает Турции признать геноцид армян и при каких обстоятельствах это могло бы произойти?» — экс-премьер Турции Тансу Чиллер ответил: «Вы не устали вспоминать об этом? Учтите, постоянно апеллируя к прошлому, далеко не уедете. Наоборот, всегда будете в проигрыше, поскольку вас всего 3 млн и окружены вы 60 млн турок и 7 млн азербайджанцев. Всегда помните об этом...» [4].

Пьер Видаль-Наке говорит, что официальное «государственное мнение» Турции по этому вопросу выражается следующим алогизмом: «Геноцида армян не было; этот геноцид был полностью обоснован; армяне сами себя вырезали; это армяне вырезали турок» [4].

Правительство Турции и те страны, которые, не признавая факта геноцида армян, поддерживают политику фальсификации, попросту закрывают глаза на многочисленные факты как исторического, так юридического характера.

Комитет по борьбе с геноцидом при правительстве Республики Армении собрал более чем 8 тыс. документов-обвинений, которые оголяют турецкое варварство.

Обратимся к некоторым из них.

Одним из первых документов является «Обращение армянского населения Османской империи к католикосу всех армян Геворку IV, датированный 1876 г. Задолго до событий в апреле 1915 г. армянское население уже было обеспокоено притеснениями на религиозной почве.

«Ныне нам, отчаявшимся, остается обратиться к Западу (прим. 1), быть может, христианские государства и народы посочувствуют армянам и ту защиту, которую намерены оказать болгарам, соизволят пожаловать и нам» — писали они2.

В 1914 г. русский генеральный консул, выступая очевидцем событий, рассказывает послу в Константинополе:

«Здешние армяне пережили в пятницу настоящую панику. Утром большинство лавок было закрыто, и армяне с минуты на минуту ждали нападения. Несмотря на возбужденное состояние мусульман, подстрекаемых иттихадистами под руководством столичного эмиссара Хильми-бея, иттихадский клуб, по инициативе германского консула, устроил на окраине города призовую стрельбу из револьверов. Собралось большинство местных хулиганов, или дадашей, со своим оружием, и сам консул принимал участие в стрельбе, на которую были приглашены лишь мусульмане, даже из ближайших к городу селений. Подобная несвоевременная и дотоле неизвестная забава породила среди армян уверенность в наступлении момента резни и вызвала опасение среди русских подданных, почему я протестовал перед вали через драгомана против забавы, сеющей панику. Армяне уверены, а дадаши открыто говорят, что резня лишь отложена» [2].

Из телеграммы немецкого консула Шойбнера в посольство в Константинополе от 2 июня 1915 г., мы узнаем:

«Мои переговоры с главнокомандующим относительно выселения армян не привели к положительным результатам. Армянское население из всех долин, по-видимому, и из Эрзрума, должно быть выслано в сторону Дейр эл-Зора. Эта депортация большого масштаба равносильна массовому уничтожению, так как из-за отсутствия каких-либо транспортных средств даже половина депортируемых едва ли достигнет живыми места назначения и, видимо, депортация эта повлечет за собой не только разорение армян, но и всей страны. Основания военного характера не могут быть подведены под эти акции, потому что возможность восстания местных армян исключена, ибо депортируемые — это старики, женщины и дети. Армяне, которые переходят в ислам, не высылаются. Осмотренные мной покинутые армянские деревни были разграблены; разграблен также и монастырь Кизилванк, церковь которого опустошена»3.

2 Обращение армянского населения Османской империи к католикосу всех армян Геворку IV 1876 г.

3 Телеграмма немецкого консула Шойбнера в посольство в Константинополе от 2 июня 1915 г.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

И вот уже 100 лет прошло с тех зверских событий, но армяне всего мира вели и ведут все эти годы борьбу с исторической несправедливостью, требуя признания всей мировой общественности факта геноцида, в частности, признания Турцией.

Результатами «борьбы» стали международные до-кум енты-доказ атель ств а.

Одним из первых является Декларация от 24 мая 1915 г. по вопросу о геноциде армян. В совместной Декларации стран-союзниц — Великобритания, Франция и Российская империя — убийства армян стали первым признанным преступлением против человечества. В документе говорилось: «Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации, правительства Союзных государств публично заявляют о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню» [5].

Следующий документ — Конвенция ООН о предотвращении преступления геноцида и наказание за него. Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г.

Так 26 июля 1950 г. в письме Р. Лемке говорится: «Эта Конвенция — вопрос совести и испытание нашего личного отношения ко злу. Я знаю, что в июле и августе слишком жарко, чтобы работать, но, не желая быть сентиментальным или прибегать к цветистым фразам, все же скажу: давайте не будем забывать, что жара этого месяца не так тяжела для нас, как жара печей Аушвица и Дахау или убийственная жара пустыни Алеппо, которая испепелила тела сотен тысяч армян-христиан — жертв геноцида 1915 г.» [1].

А так же к ним относятся:

• принципы международного права, признанные уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала 1950 г.;

• женевские конвенции 1949 г.;

• международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

• конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.;

• проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1954 г.;

• международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и др.

На данный момент геноцид армян признали 20 государств, одним из которых является Российская Федерация (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ 1995 г.).

Такого рода примеры можно было бы продолжать без конца, но и этого достаточно, чтобы убедиться, что в этих общепринятых оценках в конкретной форме присутствовали элементы определения: «убийство целой национальной группы». Геноцид XX в. стал непосредственной реальной основой для появления и утверждения этого термина и определения состава самого преступления. Но, не смотря на это, виновники зверств не готовы признать очевидных фактов, которые у адекватного человека вызвать сомнений не могут. Самым новым документом является «Всеармянская декларация к 100-летней годовщине Геноцида армян». Декларация была единогласно принята на заседании комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян. Президент Армении отметил, что один экземпляр декларации будет направлен генсеку ООН, один экземпляр будет передан в Национальный архив Армении. Это яркое и четкое заявление Армении того, что у таких преступлений нет срока годности, что мы помним, мы боремся. И будем бороться до тех пор, пока правосудие не восторжествует.

Литература

1. Барсегов Ю. Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации). Ереван, 1990.

2. БроунлиЯ. Международное право. Кн. II. М., 1977.

3. Нерсисян М.Г., СаакянР.Г. Геноцид армян в османской империи: Сб. док. и мат. // Под ред. М.Г. Нер-сисяна; 2-е изд., доп. Ереван, 1983.

4. Армения & Мир. 1997. № 2 (3).

5. Вестник общественных наук. 1985. № 9 (513).

6. URL://http://www.armeniangenocide100.org/ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.