Научная статья на тему 'Армянская община Иерусалима и Палестины в период Первой мировой войны и Геноцида'

Армянская община Иерусалима и Палестины в период Первой мировой войны и Геноцида Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
992
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий Саноян

Геноцид армян в Османской империи в 1915 году положил начало длинной вере-нице геноцидальных преступлений и «этнических чисток» в мире, которые омра-чили ХХ век. Армяне в начале 1910-х гг. жили на своей родине – в Армении(Армянское нагорье и Армянская Киликия), a также на других пространствах – отзападного малоазиатского и ближневосточного побережья Средиземного моря доТифлиса и Северного Кавказа, от побережья Черного моря до Баку. До Первоймировой войны большинство армян (более 4 млн человек [1, с. 37]) жили ком-пактно на территории Армении, из них в Восточной Армении (в Российской им-перии) – около 1,5 миллиона человек, остальные – в Западной Армении, Армян-ской Киликии, а также в других регионах (в Османской империи).Геноцид (физическое уничтожение и депортация армян в 1878-1923гг. былиначаты в Османской империи, продолжены младотурками и завершены кемали-стами)1, достигший катастрофической кульминации в 1915г. (были лишены жиз-ни 1,5 млн aрмян) привел к нарушению естественного хода целостного историче-ского процесса жизни армянского народа. На Армянстве (на Родине и в диаспо-ре) продолжают сказываться трагические последствия Геноцида, который про-изошел в Западной Армении, Армянской Киликии и в других местах проживанияармян (в малоазиатском и ближневосточном регионах) в последние десятилетияпадения Османской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Armenian Community Of Jerusalem And Palestine In The Period Of World War I And Of The Genocide

The Armenian Genocide, which reached its catastrophic culmination in 1915, troubledthe natural course of an overall historical process of the life of the Armenianpeople. The article touches upon some aspects of the history of the Armenian communityof Jerusalem and Palestine in the period of World War I and of the Genocide,and also upon the role of Armenian Legion in the liberation of all-Christianshrines.

Текст научной работы на тему «Армянская община Иерусалима и Палестины в период Первой мировой войны и Геноцида»

АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА ИЕРУСАЛИМА И ПАЛЕСТИНЫ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ГЕНОЦИДА

Дмитрий Саноян

Геноцид армян в Османской империи в 1915 году положил начало длинной веренице геноцидальных преступлений и «этнических чисток» в мире, которые омрачили ХХ век. Армяне в начале 1910-х гг. жили на своей родине - в Армении (Армянское нагорье и Армянская Киликия), а также на других пространствах - от западного малоазиатского и ближневосточного побережья Средиземного моря до Тифлиса и Северного Кавказа, от побережья Черного моря до Баку. До Первой мировой войны большинство армян (более 4 млн человек [1, с. 37]) жили компактно на территории Армении, из них в Восточной Армении (в Российской империи) - около 1,5 миллиона человек, остальные - в Западной Армении, Армянской Киликии, а также в других регионах (в Османской империи).

Геноцид (физическое уничтожение и депортация армян в 1878-1923гг. были начаты в Османской империи, продолжены младотурками и завершены кемали-стами)1, достигший катастрофической кульминации в 1915г. (были лишены жизни 1,5 млн армян) привел к нарушению естественного хода целостного исторического процесса жизни армянского народа. На Армянстве (на Родине и в диаспоре) продолжают сказываться трагические последствия Геноцида, который произошел в Западной Армении, Армянской Киликии и в других местах проживания армян (в малоазиатском и ближневосточном регионах) в последние десятилетия падения Османской империи.

В период Геноцида армян в Османской империи в Иерусалиме располагалась штаб-квартира восьмого корпуса турецкой Седьмой армии под командованием губернатора Палестины, одного из преступных лидеров младотурок Ахмеда Джемаля-паши, который еще в ноябре 1914г. был назначен командующим 4-й армией, действовавшей на Сирийско-Палестинском фронте. В период его военного и административного правления в Сирии, в пустыне близ города Дейр-эль-Зор, в 1915г. по приказу младотурецких лидеров убивали армян, депортированных из Западной Армении и других мест Османской империи.

1 Были лишены жизни 2 млн армян; около 800 тысяч человек были депортированы [2, сс. 4-5, 24; 3, с. 11].

65

Д Саноян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Телеграмма (27 августа 1915г.) посла Германии Гогендоэ главному консулу в Иерусалиме и ответ последнего также свидетельствуют о геноцидальной политике младотурок. Из телеграммы посла и ответа консула следовало, что Джемаль-паша с ведома Талаат-бея дал для Алеппского вилайета приказ о депортации армян-протестантов [4, s. 143, 150].

Это одно из многих преступлений совершенных лидерами младотурок. Джемаль-паша был убит в Тбилиси в 1922г. армянскими мстителями Петросом Тер-Погосяном и Арташесем Геворгяном в рамках операции «Немезис» по уничтожению преступных виновников Геноцида армян.

Джемаль-паша был враждебен по отношению к любым проявлениям свободолюбивых чаяний коренных народов стран, находившихся под игом Османской империи. В Сирии и Палестине у него особые опасения вызывал бурный рост арабского национального движения, который пришелся на 1910-е годы. Одним из лидеров арабского национального движения в Палестине стал муфтий Газы, выступавший с речами и воззваниями по всей стране. В конце 1916г. муфтий был приговорен турками к смертной казни через повешение. Это был далеко не единственный случай расправы над «потенциальными» политическими противниками, инициированный лидерами младотурок и, в частности, А.Джемалем-пашой. В этот период жертвами младотурецких властей оказались также некоторые другие активисты арабского национального движения.

Политические репрессии младотурок отразились на демографической ситуации в стране. Уже в 1915г. начинается массовый отток арабского населения из приморских городов (Хайфа, Яффа, Газа и т.д.) и Иерусалима. Многие арабы стали мигрировать из Палестины в приграничные районы. Почти все они переходили на английскую сторону, под знамена Томаса Эдуарда Лоуренса (Лоуренса Аравийского, 1888-1935), который к январю 1916г. собрал под своим командованием более пятнадцати тысяч арабских партизан и повел их против турецкой армии.

Первая мировая война негативно отразилась и на жизни еврейского сектора Иерусалима и Палестины. В этот период значительную часть еврейской общины страны составляли граждане и подданные государств, с которыми Османская империя формально (и фактически) находилась в состоянии войны. Это не могло не сказаться на отношении османских властей к еврейской общине Палестины. Ухудшались и социально-экономические условия. Жизнь евреев в Иерусалиме и Палестине с каждым днем становилась все страшнее и нестерпимей. Заграничные пожертвования закончились. В 1915г. началась эпидемия холеры и голод. Более десяти тысяч евреев Палестины попали в египетские лагеря беженцев. Другим бедствием, обрушившимся на ишув (ивр. букв. «засе-

66

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Д Саноян

лённое место», «население», также «заселение» — собирательное название еврейского населения Палестины) в этот период стал голод, вследствие которого многие умерли. Представители некоторых политических групп и организаций ишува были подвержены репрессиям со стороны османских властей

В 1918г. в Нью-Йорке вышла на языке идиш книга будущего первого премьер-министра государства Израиль Давида Бен-Гуриона (1886-1973) и будущего второго президента этой страны Ицхака Бен-Цви (1884-1963) «Земля Израиля в прошлом и настоящем». По данным, приводимым авторами, в 1915г. общее количество жителей Палестины составляло 1.079.204 человека, из них 759.659 - в западной ее части и 319.545 - в восточной. Однако в переработанном издании этой книги, опубликованном после смерти авторов, в 1980г., редакторы указали другое количество жителей западной части Палестины (в границах британского мандата) в канун Первой мировой войны - 650 тысяч человек [см. 5, с. 146].

В середине 1914г. в Палестине находилось около восьмидесяти пяти тысяч евреев, более половины из которых (около сорока пяти тысяч) жили в Иерусалиме. Абсолютное большинство евреев проживало в городах, и лишь около двенадцати тысяч - в сельскохозяйственных поселениях. Первая мировая война прервала рост и развитие ишува. К концу войны количество евреев в стране сократилось почти на тридцать тысяч человек.

Что же привело к столь резкому падению численности евреев Палестины во время Первой мировой войны? Во-первых, многие оставили страну в годы войны. Подданные тех стран, которые вели военные действия против Турции, были либо изгнаны властями, либо уехали по собственному желанию, а подданные Османской империи оставляли страну, чтобы уклониться от службы в турецкой армии. Во-вторых, уровень смертности в те годы был достаточно высок. Природные бедствия, эпидемии, болезни, голод, а также боевые действия уносили множество жизней.

В годы войны еврейская часть населения страны перенесла большие страдания, так как последствия войны в городе были заметнее, чем в деревне. Как уже отмечалось выше, большинство евреев (85%) проживало в городах, и лишь малая их часть жила в сельскохозяйственных поселениях [5, с. 147]. При этом среди нееврейских жителей страны это соотношение было обратным: большинство из них жило в деревнях, и лишь небольшая часть - в городах. Более того, еврейское население экономически зависело от других стран, где находились источники финансовой поддержки и рынки экспорта продукции. С началом войны связи между Палестиной и европейскими странами были прерваны, тем самым источники финансовой поддержки и пути внешней торговли оказались заблокированными.

67

Д Саноян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Чем дольше шла война, тем тяжелее становилось положение еврейской общины. Помощь от американского еврейства сократилась уже в начале 1916г., а с вступлением США в войну весной 1917г. прекратилась полностью. Из-за опасности завоевания страны британцами, которые в начале 1917г. захватили Рафиах, османские власти изгнали жителей Тель-Авива и Яффо в северную часть страны; лишь небольшая группа молодежи осталась следить за домами и имуществом, защищая их от грабителей и мародеров. Часть жителей вернулась непосредственно после вступления в Палестину войск генерала Э.Алленби в конце 1917г., но большинство возвратилось лишь в 1918г. В конце 1917г. османские власти начали новую волну преследований евреев, пытаясь изловить членов организации НИЛИ.

В рассматриваемый период армянская община Иерусалима, которая была сосредоточена в основном в районе Старого Иерусалима, как и другие этнические группы Палестины, подверглась репрессиям и гонениям со стороны турецких властей. Армяне, работавшие в городской администрации Иерусалима, были сняты со своих постов. В связи с британской угрозой, исходившей из Египта, турки подозревали в коллаборационизме представителей всех национальных меньшинств: евреев, арабов, греков, армян. Началось насильственное выселение молодых призывников нетурецкого происхождения за пределы Иерусалима и отправка их в разные районы Османской империи для выполнения тяжелых работ. Чем это в действительности кончалось, известно из многих свидетельств и фотографий о массовой резне на участках каторжных работ. Некоторым из бежавших от службы в турецкой армии удалось скрыться.

В период Первой мировой войны власти младотурок попытались нейтрализовать влияние Католикоса Всех Армян (резиденция в г.Эчмиадзин, в Восточной Армении в составе Российской империи) на западных армян и создать один католикосат-патриархат Армянской Апостольской Церкви с центром в Иерусалиме. Новый католикос-патриарх должен был представлять еще оставшееся в период Геноцида армянское население (уничтожение армян в Киликии было продолжено турками в 1920г., а в западных регионах Турции - в 1919-1922гг.) в некоторых частях Османской империи. С этой целью младотурки попытались ликвидировать находившиеся на территории империи патриаршие престолы (Киликийский католикосат, патриархаты Иерусалима и Константинополя, к которому в 1895г. перешли епархии бывшего Ахтамарского католикосата) Армянской Апостольской Церкви, объединив их под своей властью. Высшее духовенство западных армян в период Геноцида полностью разделяло трагическую судьбу своего народа. Среди жертв Геноцида были 4 тысяч представителей армянского духовенства. Турецкие власти отправили в ссылку (в Багдад, затем в

68

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Д Саноян

Мосул) армянского патриарха Константинополя Завена архиепископа Тер-Егиаяна. Так же поступили с армянским католикосом Киликии: Саак II Хапаян вначале был сослан в Баб (близ Алеппо), затем в Иерусалим.

В 1916г. правительство младотурок основало один католикосат-патриар-хат с престолом в Иерусалиме [6, էջ 338]. Должность католикоса-патриарха была поручена католикосу Киликийского престола Сааку Хапаяну [7]. Следует отметить, что объединение армянских патриархатов не было признано ни Като-ликосатом Эчмиадзина, ни большинством епархий Северной и Южной Америки и Европы. Саак Хапаян был в преклонном возрасте и считал себя неспособным исполнять возложенные на него обязанности. В своих действиях он опирался на совет епископов братства монастыря Святого Иакова.

Армяне укрывали своих соотечественников, избегавших службы в османской армии в пределах монастыря Святого Иакова [8, p. 201]1, также предоставляли приют и пищу бежавшим от турецкой резни. Более четырех тысяч беженцев из районов Западной Армении нашли приют в стенах монастыря Святого Иакова [9, pp. 19-20]. Американский Красный Крест переселил еще несколько тысяч армянских беженцев в одну из наиболее запущенных и неблагоустроенных частей Старого города – так называемый «Хлопковый Рынок». Улица Армянского Патриархата и Араратская в Армянском квартале Старого города фактически превратились в огромный лагерь беженцев и перемещенных лиц.

Важным фактором выживания армянской общины была также позиция арабского руководства Иерусалима. Хотя формально правителем Палестины являлся турецкий чиновник, чья резиденция находилась в Дамаске, фактически город управлялся представителями арабской аристократии, включая мэра и его заместителей. С 1909 по 1917гг. мэром Иерусалима был Селим аль-Хусейни, представитель одной из трех важнейших арабских семей (Хусейни, Нашашиби, аль-Халиди), которые на протяжении всего XIXв. держали под своим контролем внешние связи города и его основные институты. Местные армяне, общающиеся на арабском, поддерживали тесные связи с представителями арабской аристократии, которые по возможности отстраняли угрозу от своих соседей.

После того как армия союзников под командованием генерала Эдмунда Алленби (1861—1936) заняла позиции в окрестностях Иерусалима, представители турецкой администрации стали подозревать лидеров всех христианских общин, а также еврейской общины в предательстве и сотрудничестве с англичанами. Вечером 24 ноября 1917г. турки собрали лидеров всех конфессиональных общин Иерусалима (за исключением мусульманской), арестовали их, посадили в грузовики и увезли в Дамаск в качестве заложников. Среди арестованных был

1 Евреи прятали своих соотечественников в синагогах еврейского квартала, арабы — в мечети Омара.

69

Д Саноян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

и католикос-патриатх Саак Хапаян. Так завершился короткий срок его пребывания (пятнадцать месяцев) на этом посту. После окончания войны в 1918г. и освобождения заложников Саак Хапаян поселился в городе Адана в Армянской Киликии, затем некоторое время жил в Алеппо (Сирия).

Будучи одним из основных театров боевых действий Первой мировой войны на Ближнем Востоке, Палестина понесла серьезные потери в период с 1914-1918гг. Почти все армянские учреждения в Иерусалиме пришли в упадок. Отмечено, что все армянские структуры Иерусалима, включая Патриархат, братство Святого Иакова, армянские школы и т.д., были разрушены или подорваны войной на Ближнем Востоке и Геноцидом армян в Западной Армении и других частях Османской империи [10]. Лишь немногие армянские организации сохранили свои представительства в Иерусалиме и Палестине. После Геноцида 1915 года армянская община Иерусалима претерпела значительные изменения как в качественном, так и в количественном отношениях. Более ста пятидесяти тысяч депортированных из Западной Армении армян бежали в Сирию [11, р. 18]. Согласно некоторым данным, около сорока тысяч армян добрались до Палестины. Большая часть армянских беженцев осела в Иерусалиме, Аммане, Кераке и Маане. По некоторым данным, к 1917г. армянское население Иерусалима составляло около двадцати тысяч человек. Заботу о беженцах из Западной Армении и других районов взял на себя Армянский патриархат. Впоследствии многие армянские иммигранты переселились в другие страны региона: Ливан, Трансиорданию, Египет и т.д.

К 1918г., несмотря на тяжелый урон, нанесенный армянской общине Палестины в период Первой мировой войны и Геноцида, Армянский патриархат сохранил свои позиции в Иерусалиме. Армянская Апостольская Церковь по-прежнему рассматривалась в качестве третьей по важности из всех христианских церквей, имеющих право на владение святыми местами (после Греческой Православной и Римско-Католической церквей). Известно, что большая часть законов, регулирующих положение Армянского патриархата Иерусалима и армянской общины в целом в Иерусалиме и Палестине была установлена в 1852-1853гг. османским указом, закрепляющим «статус-кво» в Святых местах [12, էջ 4510, 4515] и регулирующим в Святых местах право на обладание (храм Св. Воскресения в Иерусалиме, храм Рождества в Вифлееме, могила девы Марии в Гефсиманском саду и т.д.), предоставленное трем главным христианским церквам — Армянской, Греческой и Латинской [13, р. 3]. Вместе с тем, Армянская Апостольская Церковь сохраняла за собой все земельные владения, а также имущество на Святой земле, так как вся территория монастыря Святого Иакова, в пределах которого в рассматриваемый период времени проживало более восьмидесяти процентов всех

70

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Д Саноян

армян Иерусалима, считалась собственностью Армянского Патриархата с 638г. — со времен армянского Патриарха Абраама (ум. в 669г.).

После поражения Турции в Первой мировой войне Киликийский католи-косат, Константинопольский и Иерусалимский армянские патриархаты продолжили свое существование.

Последствия Геноцида армян тяжело отразились на церковной жизни армянских общин Ближнего Востока. Армянские духовные семинарии на территории Турции были разгромлены. Роль Константинополя как своеобразного источника новых кадров для армянского духовенства Египта, Сирии, Палестины и других стран региона была практически сведена на нет.

В то же время, события в России (участие в Первой мировой войне на стороне Антанты, всеобъемлющий экономический кризис, революционные события февраля 1917г. и последующий распад Российской империи) повлияли на ситуацию в Восточной Армении.

До Геноцида армян в Османской империи большинство армян (более 2,5 миллионов человек) жило в Западной Армении, Армянской Киликии и в городах Малой Азии, Ближнего Востока, Северной Месопотамии, а духовный центр Армянства — город Эчмиадзин (где по сей день расположена резиденция Католикоса Всех Армян — главы Армянской Апостольской Церкви) находился в Восточной Армении (в составе Российской империи). Эчмиадзинский кафедральный собор, построенный в 301г., в год принятия Арменией христианства, является одним из древнейших христианских храмов в мире. Собор имеет сакральное значение для всех армян, принадлежащих к Армянской Апостольской Церкви. На протяжении столетий Эчмиадзин являлся и важным образовательным центром. Здесь располагалась одна из крупнейших армянских семинарий в мире. События 1917г. и, в особенности, 1920-х годов уменьшили приток учащихся в Эчмиадзин и значительно ухудшили условия преподавания в семинарии. Это негативно сказалось на количестве священнослужителей, подготовляемых для службы в других странах, а Св. Эчмиадзин сам оказался в крайней опасности вследствие атеистической атмосферы, царившей с установлением советской власти в Восточной Армении. Таким образом, Иерусалим становился важным центром церковного образования армянской диаспоры. Большинство представителей клира армянских приходов США и стран Западной Европы начала 1920-х годов проходили обучение в Иерусалиме.

В рассматриваемый период Иерусалим оставался также одним из немногих городов мира, в которых продолжала издаваться армянская историческая и церковная литература. После Геноцида армян 1915 года все печатные типографии, принадлежавшие Армянской Апостольской Церкви, на территории быв-

71

Д Саноян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

шей Османской империи были закрыты. В то же время, социально-политические потрясения, охватившие Российскую империю в 1917г., отразились и на этой сфере жизни Восточной Армении (напомним, что типографии, выпускающие армянскую, церковную литературу, были одними из первых в Закавказье в целом). Образовавшийся вакуум заполнил Армянский патриархат Иерусалима. При этом был использован как потенциал самой патриархии и братства Святого Иакова, так и средства многих светских армян, проживавших в Иерусалиме. Уже к концу описываемого периода Иерусалим стал крупным (если не крупнейшим в мире) центром издания армянской церковной литературы. Большинство армянских молитвенников и литургических книг, использовавшихся в конце 1910-х - начале 1920-х годов в США и Канаде, были напечатаны в Иерусалиме или являлись оттисками с изданий, первоначально вышедших там.

В период Геноцида 1915 года турки арестовали в Константинополе и убили около 800 представителей армянской интеллигенции. Спасшиеся от зверств младотурок армяне пытались вернуть утраченное, воссоздать западноармянскую культурную базу в Иерусалиме. Была предпринята попытка собрать в Иерусалиме армянских интеллектуалов, переживших Геноцид.

С 1914-1918гг. Армянский патриархат Иерусалима переживал тяжелые времена. В этот период епископ Бабкен Гулесерян и архиепископ Егише Дурян, известный педагог, декан духовной семинарии Армаша (в одноименном селе, на северо-западе Малой Азии, в округе Никомедия), ставший впоследствии армянским патриархом (1921-1930) Иерусалима, взяли на себя задачу создания нового образовательного духовного учреждения, которое получило название «Класс Гюльбекяна» [ 10] (в честь знаменитого армянского миллионера, нефтяного магната Галуста Гюльбекяна, занимавшегося меценатской деятельностью и взявшего на себя расходы по созданию этого учреждения). Основной целью «Класса Гюльбекяна» стала подготовка священников для службы в странах диаспоры. Среди первых выпускников «Класса» были Сион Манукян, позже ставший архиепископом и служивший в США, странах Южной Америки, на Ближнем Востоке и в Эчмиадзине; Сероб Манукян, возглавивший впоследствии Западноевропейскую епархию Армянской Апостольской Церкви, центр которой располагался в Париже; Айказун Апрахамян, также ставший впоследствии архиепископом и проведший свои последние годы в Эчмиадзине, занимая должность великого ризничего при Католикосе Всех Армян; Паргев Вартанесян, ставший епископом и посвятивший всю свою жизнь Армянской церкви Иерусалима; Згон Тер-Акопян, внесший значительный вклад в строительство новых армянских церквей и школ в США; Арис Ширванян, возглавивший Калифорнийскую епархию Армянской Апостольской Церкви, а также Шаварш Куюмд-

72

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Д Саноян

жян, служивший впоследствии в Дамаске [10]. Приведенный выше список имен является очевидным свидетельством возросшей роли Иерусалима в церковной жизни армянской диаспоры.

Необходимо сказать несколько слов об Армянском легионе и его участии в боевых действиях на Палестинском фронте. В период Первой мировой войны из армян были укомплектованы батальоны французского Иностранного легиона, которые сражались в Палестине. Мужество и героизм армянских воинов Иностранного легиона и других военных частей армии союзников, проявленные в ходе боевых действий на Ближнем Востоке, повлияли как на политику британских военных властей в Палестине по отношению к местной армянской общине, так и на последующие взаимоотношения армянской общины Иерусалима и британских мандатных властей.

История начала активного сотрудничества европейцев и армян на Ближнем Востоке восходит корнями к событиям средних веков, в частности, к истории крестовых походов.

27 октября 1916г. в Лондоне на основе трехстороннего соглашения было принято решение о создании Армянского и Арабского (Восточного) легионов в составе Французской армии для участия в боевых действиях на сирийскопалестинском фронте против Османской империи. Инициатором создания Армянского легиона для борьбы с турками был Погос Нубар-паша (1846-1930), египетский изобретатель, благотворитель, и политический деятель армянского происхождения. <<По соглашению, заключенному с французским правительством Армянский легион (Восточный легион) должен был сражаться против Турции только в Киликии, и после победного завершения войны стать ядром армии будущей Киликийской автономной республики»1.

15 ноября 1916г. в силу вступает приказ о приеме армянских добровольцев под знамена союзников, и первые крупные партии солдат собрались в местах сбора и указанных гарнизонах. Среди добровольцев были как армяне, бежавшие из Западной Армении, спасаясь от Геноцида, так и палестинские армяне, бежавшие как от набора в турецкую армию, так и вследствие политических гонений и репрессий со стороны младотурок. Организации и клубы, находившиеся под патронажем армянских политических партий «Дашнакцутюн» и <<Гнчак», филиалы которых находились в Иерусалиме, были закрыты.

Запись добровольцев велась не только в Европе, но и в США (Нью-Йорк, Вашингтон, Ватертаун) и Египте (Каир, Александрия). В Египте и на Кипре уже к концу ноября 1916г. были сформированы первые три батальона, а в октябре 1917г. в Бейруте - четвертый батальон. К этому времени Армянский легион на-

1 См. статью Киликия в интернет-сайте: www.genocide.ru

73

Д Саноян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

считывал уже более пяти тысяч человек и действовал на различных участках и направлениях Ближневосточного фронта. В Армянском легионе к армянским батальонам были приданы формирования, состоявшие из греков, ассирийцев и арабов-христиан. Для бойцов Армянского легиона освобождение Палестины и, в особенности, Иерусалима являлось важным морально-психологическим стимулом в войне против Османской империи. Стремление к освобождению своих соотечественников, фактически находившихся в состоянии «заложников» в Иерусалиме, оказало огромное воздействие на боевой дух бойцов легиона.

В 1917г. турецкая армия терпела поражения на фронтах Первой мировой войны. Войска, расквартированные в Палестине под командованием немецких офицеров и генералов, попытались форсировать Суэцкий канал. Однако после непродолжительных боев британцам удалось вытеснить части турецкой Седьмой армии с Синайского полуострова. Поражение турецкого экспедиционного корпуса на Синае стало переломным моментом в ходе борьбы на этом фронте Первой мировой войны.

В начале лета 1917г. британский генерал Э.Алленби был переведен из Франции в Египет и назначен командующим Египетскими экспедиционными силами. Началась перегруппировка сил союзников в Египте. В июле 1917г. британцы начали наступление в Палестине с территории Синайского полуострова. Ожесточенные бои между британскими и турецкими войсками на юге Палестины продолжались на протяжении двух месяцев. В октябре 1917г. войска генерала Э.Алленби взяли Беэр-Шеву, а в начале ноября вошли в Газу; после этого были взяты Яффо и Тель-Авив.

28 октября 1917г. подразделения Армянского легиона, находящиеся на полуострове Синай, участвовали в контрнаступлении на позиции турецких и немецких войск по линии Газа — Беэр-Шева, после чего противник был вынужден отступить и, понеся большие потери, оставил ряд населенных пунктов. В ходе контрнаступления бойцами Армянского легиона были взяты в плен многие германские и турецкие офицеры. 31 октября 1917г. в ходе ранее начатого наступления батальоны Армянского, а также Арабского легионов вошли в город Беэр-Шева.

К середине ноября 1917г. турки потеряли большую часть Палестины. С 17 ноября 1917г. легионеры начали продвижение в направлении Иерусалима с целью занять город. В первых числах декабря был взят Вифлеем. Создавалась угроза взятия турецкой группировки в Иерусалиме в окружение. В этой ситуации турецкие войска во главе с немецким генералом фон Фалькенхаймом бежали из Иерусалима. К 9 декабря 1917г. подразделения Армянского легиона в составе англо-французских войск выбили с боем последнюю турецкую группи-

74

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

Д Саноян

ровку из кварталов Старого города Иерусалима, по случаю чего наиболее отличившиеся легионеры были награждены, а в армянской церкви Армянского квартала состоялась служба в память погибших бойцов.

Так окончилось продолжавшееся четыре столетия правление Османской империи в Иерусалиме и в Палестине в целом. Окончательный удар был нанесен 18 сентября 1918г. В этот день у высоты Арарай (Рафат-Арара) произошло сражение, которое решило исход всей операции на Палестинском фронте. Без артиллерийской подготовки батальону Армянского легиона с минимальными потерями удалось сломить упорное сопротивление частей турецкой армии и овладеть высотой, обеспечив положительный результат контрнаступлению англо-французских войск на этом стратегически важном участке фронта. На месте сражения был воздвигнут памятник — обелиск павшим легионерам. 17-19 декабря 1918г. Армянский легион вступил в Киликию [14, с. 83-84].

С началом Британского мандата на Иерусалим, а затем и Палестину три хранителя (Армянская, Греческая и Латинская церкви) общехристианских главных Святых мест (храм Воскресения Господня в Иерусалиме, могила девы Марии в Гефсиманском саду, храм Рождества в Вифлееме) были утверждены как имеющие право обладания ими.

Январь, 2009г.

Источники и литература

1. С.С.Мамулов, Армения и армяне — уникальный феномен цивилизованного мира. М., 2005, книга 4.

2. Ю.Барсегов, Геноцид армян — преступление против человечества (о правомерности термина и юридической квалификации), Ереван, 1990.

3. Ю.Барсегов, Геноцид армян: ответственность Турции и обязательства мирового сообщества, Документы и комментарии, т.1, М., 2002.

4. Lepsius J. Deutschland und Armenien 1914-1918. Sammlung diplomatischer Akten-stucke.

5. Авива Халамиш, От «национального очага» — к государству. Раанана: Открытый университет Израиля, 2006, том 1.

6. Քրիստոնյա Հայաստան, հանրագիտարան, Երևան, 2002, էջ 338:

7. А.Хачатрян, Идеология и деятельность зарубежных армянских церквей (дис. канд. исторических наук). МГУ им. М.В. Ломоносова, 1986.

8. Kevork Hintlian, History of Armenians in the Holy Land. Jerusalem: St. James Press, 1976.

75

Д Саноян

<21-й ВЕК», № 2 (10), 2009г.

9. Hovannisian R., Armenia on the Road to Independence. Berkley: University of California Press, 1967.

10. Papazian Dennis R., The Contribution of Armenian Jerusalem to Armenians in America. A paper presented at the 30th Anniversary of Armenian Studies at the Hebrew University of Jerusalem in 1999.

11. Aram Terzian, An Armenian Miscellany. Paris: Samuelian, 1969.

12. Մաղաքիա արք. Օրմաեան, Ազգապատում, հ. Գ, Մայր Աթոռ Ս.Էջմիածին, 2001:

13. Hagopian A. Armenians in Israel. Jerusalem Center of Public Affairs, July 2, 1986.

14. Р.Г.Саакян, Франко-турецкие отношения и Киликия в 1918-1923гг. Ереван, 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ARMENIAN COMMUNITY OF JERUSALEM AND PALESTINE IN THE PERIOD OF WORLD WAR I AND OF THE GENOCIDE

Dmitry Sanoyan

Resume

The Armenian Genocide, which reached its catastrophic culmination in 1915, troubled the natural course of an overall historical process of the life of the Armenian people. The article touches upon some aspects of the history of the Armenian community of Jerusalem and Palestine in the period of World War I and of the Genocide, and also upon the role of Armenian Legion in the liberation of all-Christian shrines.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.