Научная статья на тему 'О геноциде армянского населения в первую мировую войну'

О геноциде армянского населения в первую мировую войну Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1539
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНОЦИД / АРМЕНИЯ / ТУРЦИЯ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кибальник Алексей Григорьевич, Мартиросян Александра Сергеевна

В статье приведены свидетельства геноцида армянского населения в годы Первой Мировой войны. Подчеркивается, что истребление армян в 1915-1918 гг. стало первым в истории фактом юридического признания преступления геноцида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О геноциде армянского населения в первую мировую войну»

Кибальник Алексей Григорьевич

доктор юридических наук, профессор заведующий кафедрой уголовного права Ставропольского государственного университета

Мартиросян Александра Сергеевна

соискатель кафедры уголовного права Ставропольского государственного университета

(тел.: 88652354446)

О геноциде армянского населения

в Первую мировую войну

Аннотация

В статье приведены свидетельства геноцида армянского населения в годы Первой Мировой войны. Подчеркивается, что истребление армян в 1915-1918 гг. стало первым в истории фактом юридического признания преступления геноцида.

Annotation

Evidences of Armenian population's genocide in World War I are shown in this article. It's underlined that the annihilation of Armenians in 1915-1918 became the first official recognition of genocide crime in history.

Ключевые слова: геноцид, Армения, Турция, Первая Мировая война. Key words: genocide, Armenia, Turkey, World War I.

в обиходе, и в литературе

И (как научной, так и популярной) понятие "геноцид" зачастую употребляется применительно к самым разным отрицательным, а нередко и просто чудовищным проявлениям человеческой деятельности. К сожалению, понимание того, что геноцид является одним из наиболее ужасных и преступных проявлений человеческой деятельности, сложилось в результате всей человеческой истории, особенно истории нового и новейшего времени.

Как это ни прискорбно, но мировая цивилизация практически во все эпохи своего развития - как на Востоке, так и на Западе - знает примеры, когда представители одной расовой, национальной либо религиозной группы стремились к уничтожению представителей другой такой группы. Достаточно вспомнить о библейских историях гонений на евреев, о массовом уничтожении христианского населения во время турецкой экспансии в Европу на протяжении XIV-XVШ вв., о трагических страницах собственно европейской истории, связанных с избиением католиками протестантов и протестантами католиков во время религиозных войн XVI-XVII вв.и многие другие факты.

Юридического термина "геноцид" не существовало очень долго - его предложил юрист Лемкин (Lemcine) между двумя мировыми войнами применительно к фактам массового уничтожения армянского населения по указанию властей Османской Турции в 1914-1918 гг. [6, а 14].

Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую с середины XIX в. исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов Империи. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана" (присоединение к империи Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии). На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом - и планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны.

В решениях съезда партии "Единение и

131

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА прогресс", состоявшегося в октябре 1911 г. в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. В начале 1914 г. местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, свидетельствует о том, что физическое уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией.

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей - и главной из них была ликвидация так называемого "Армянского Вопроса". Турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армянского народа. С другой стороны, устранение армянского народа как национальности помогло бы проложить путь к захвату Кавказа, к достижению "великого идеала туранизма" [4, с. 244].

С первых же дней войны в Турции развернулась антиармянская пропаганда. В феврале 1915 г. военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью. С мая-июня 1915 г. началась массовая депортация и резня армянского населения турецких провинций (Западной Армении, Киликии, Западной Анатолии и других). Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Посол США в Турции Г. Моргентау отмечал: "Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации".

Такая же оценка депортации содержалась в сообщениях германских консулов из вилайетов (провинций) Турции. В июле 1915 г. германский вице-консул в Самсуне сообщал, что проводимая в вилайетах Анатолии депортация имеет целью или же уничтожить, или же обратить в ислам весь армянский народ. Примечательно, что в этом послании де-факто признавалась цель турецких властей не только физического уничтожения армянского населения, но и устранения его культуры посредством принудительного обращения в иную религию.

Очевидцы событий оставили многочисленные описания страданий, выпавших на долю армянского населения. Корреспондент английской газеты "Таймс" сообщал в сентябре

1915 г.: "Из Сасуна и Трапезунда, из Орду и Айн-таба, из Мараша и Эрзрума поступают одни и те же сообщения о зверствах: о мужчинах, безжалостно расстрелянных, распятых, изувеченных или уведенных в трудовые батальоны, о детях, похищенных и насильно обращенных в магометанскую веру, о женщинах, изнасилованных и проданных в рабство в глубокий тыл, расстрелянных на месте или высланных вместе с детьми в пустыню на запад от Мосула, где нет ни пищи, ни воды... Многие из этих несчастных жертв не дошли до места назначения..., и их трупы точно указывали путь, по которому они следовали" [3, с. 13].

В результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915-1918 гг., погибло от 1,5 до 2 млн. человек. Около 800 тыс. армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины [2, с. 59].

Не вызывает сомнений, что осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб духовной и материальной культуре армянского народа. Турецкие историки и политики, не признавая факта геноцида, связывают процесс депортации армян во время Первой мировой войны с их стремлением ос-вободиться от турецкого господства с помощью западных держав и России. Но это в корне неверно. Обращение армян к великим державам (а к ним обращались и болгары, и румыны, и сербы) стало лишь поводом для осуществления геноцида.

Показательно, что, появившись по сути дела в юридической науке, термин "геноцид" уже сразу после Первой Мировой войны вошел в юридическую практику. Так, турецкий Военный трибунал 22 апреля 1919 г. (уже после поражения Турции в войне) обвинил руководителей младотурецкого правительства именно в геноциде армян, отметив в своем приговоре что "решение об истреблении армян было принято в ЦК партии Иттихад (т.е. правящая партия младотурок - авт.), а депортация и резня являлись чем-то вроде "чистки", ибо они должны были радикально решить армянский вопрос" [5].

В качестве жуткой иллюстрации можно также привести слова командующего группой войск Турции в Закавказье генерала Халила, заявившего в 1918 г.: "Я старался уничтожить армянскую нацию до последнего человека" [2, с. 220]. По утверждению главы полицейской оккупационной администрации Б. Бея, турецкое правительство "...официально отдало приказ об уничтожении армян... Мы решили уничтожить всех армян" [1, с. 424].

Для нас особенно важным представляется тот

132

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 5 (37)

факт, что подобные действия турецких властей и турецкой армии впервые в мировой истории были названы преступлением против человечества - и это произошло в совместной Декларации стран-союзниц (Англии, Франции и России) от 24 мая 1915 г.

Юридическое признание армянских погромов как первого в истории факта, получившего юридическую оценку именно как геноцида в отношении целой нации, подтверждено в Заявлении Государственной Думы Российской Федерации от 14 апреля 1995 г. "Об осуждении геноцида армянского народа 1915-1922 гг." В этом документе отмечается, что "по инициативе России европейские великие державы еще в 1915 г. квалифицировали действия Турецкой империи в отношении армянского народа как "преступление против человечества", не обусловленное военной необходимостью, основным проявлением которого стало физическое уничтожение армянского народа".

Однако геноцид как преступление против мира и безопасности не был юридически закреплен, не смотря на столь чудовищные проявления

национально-религиозных чисток армянского населения во время Первой Мировой войны. Понадобилось еще одна Мировая война для того, чтобы мир осознал не просто ужас и бесчеловечность подобного деяния, но и было выработано понимание его преступности и наказуемости как одного из тягчайших преступлений против человечества.

1.Balakian G. Armenian Golgotha. New York, 2010.

2.Барсегов Ю.Г. Геноцид армян - преступление по международному праву. М., 2000.

3.Геноцид армян 1915-1916 гг. // Армянский вопрос. Ереван, 1991.

4.Новейшая история Востока. М., 1988.

5. Ованесян В. Геноцид - преступление против человечества // Независимая газета. 2000, 2 сентября.

6.Сартр Ж.П. О геноциде // Материалы Расселовского трибунала по военным преступлениям. М., 1990.

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.