Научная статья на тему 'Эволюция уголовной ответственности за геноцид в ХХ веке'

Эволюция уголовной ответственности за геноцид в ХХ веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1928
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНОЦИД / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / I МИРОВАЯ ВОЙНА / II МИРОВАЯ ВОЙНА / НЮРНБЕРГСКИЙ ТРИБУНАЛ / КОНВЕНЦИЯ О ГЕНОЦИДЕ / GENOCIDE / CRIMINAL RESPONSIBILITY / WORLD WAR I / WORLD WAR II / NUREMBERG TRIBUNAL / CONVENTION ON GENOCIDE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кибальник Алексей Григорьевич, Мартиросян Александра Сергеевна

В статье приведен обзор исторической эволюции уголовной ответственности за геноцид в течение ХХ в. Особое внимание уделено значению решений военных трибуналов (после II Мировой войны) для юридической оценки актов геноцида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of criminal responsibility for genocide during XX century

This article contains the review of historical evolution of criminal responsibility for genocide during XX century. The main attention is paid to importance of military tribunal’s decisions (after World War II) for juridical estimation of genocide’s acts.

Текст научной работы на тему «Эволюция уголовной ответственности за геноцид в ХХ веке»

Кибальник Алексей Григорьевич

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета

Мартиросян Александра Сергеевна

соискатель кафедры уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета (тел.: 88652354446)______________________________

Эволюция уголовной ответственности за геноцид в ХХ веке

В статье приведен обзор исторической эволюции уголовной ответственности за геноцид в течение ХХ в. Особое внимание уделено значению решений военных трибуналов (после II Мировой войны) для юридической оценки актов геноцида.

Ключевые слова: геноцид, уголовная ответственность, I Мировая война, II Мировая война, Нюрнбергский трибунал, Конвенция о геноциде (1948).

A.G. Kibalnik, Doctor of law, professor, head of the chair of criminal law and procedure law of North Caucasian Federal University;

A.S. Martirosyan, post-graduate of the chair of criminal law and procedure law of North Caucasian Federal University; tel.: 88652354446.

Еvolution of criminal responsibility for genocide during XX century

This article contains the review of historical evolution of criminal responsibility for genocide during XX century. The main attention is paid to importance of military tribunal’s decisions (after World War II) for juridical estimation of genocide’s acts.

Key words: genocide, criminal responsibility, World War I, World War II, Nuremberg Tribunal, Convention on Genocide (1948).

В обиходе и в литературе (как научной, так и популярной) зачастую употребляется понятие «геноцид» применительно к самым разным отрицательным, а нередко и просто чудовищным проявлениям человеческой деятельности. Сам термин «геноцид» происходит от греческого «уеуод» («племя», «род») и латинского «caedo» («уничтожаю», «убиваю»). В русском языке

С.И. Ожегов впервые определил геноцид, как «истребление отдельных групп населения, целых народов по расовым, религиозным или национальным мотивам» [1].

Понимание того, что геноцид является одним из наиболее ужасных и преступных проявлений человеческой деятельности сложилось далеко не сразу, а в результате всей человеческой истории, особенно истории нового и новейшего времени. Как это ни прискорбно, но мировая цивилизация практически во все эпохи своего развития - как на Востоке, так и на Западе - знает примеры, когда представители одной расовой, национальной либо религиозной группы стремились к уничтожению представителей другой

такой группы. Достаточно вспомнить о библейских историях гонений на евреев, о массовом уничтожении христианского населения во время турецкой экспансии в Европу на протяжении Х^-ХУШ вв., о трагических страницах собственно европейской истории, связанных с избиением католиками протестантов и протестантами католиков во время религиозных войн ХУ!-ХУИ вв. и многие другие факты.

Юридического термина «геноцид» не существовало очень долго - его ввел юрист Лемкин (Ьетсте) между двумя мировыми войнами применительно к фактам массового уничтожения армянского населения по указанию властей Османской Турции в 19141918 гг. [2].

Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую с середины XIX в. исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откро-

118

венный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана» (присоединение к империи Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии). На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом - планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала I Мировой войны.

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей - и главной из них была ликвидация так называемого «Армянского Вопроса». Турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армянского народа. С другой стороны, устранение армянского народа как национальности помогло бы проложить путь к захвату Кавказа, к достижению «великого идеала туранизма» [3].

С первых же дней I Мировой войны в Турции развернулась антиармянская пропаганда. В феврале 1915 г. военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.

В мае-июне 1915 г. началась массовая депортация и резня армянского населения турецких провинций (Западной Армении, Киликии, Западной Анатолии и других). Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Очевидцы событий оставили многочисленные описания страданий, выпавших на долю армянского населения. Корреспондент английской газеты «Таймс» сообщал в сентябре 1915 г.: «Из Сасуна и Трапезунда, из Орду и Айнтаба, из Мараша и Эрзрума поступают одни и те же сообщения о зверствах: о мужчинах, безжалостно расстрелянных, распятых, изувеченных или уведенных в трудовые батальоны, о детях, похищенных и насильно обращенных в магометанскую веру, о женщинах, изнасилованных и проданных в рабство в глубокий тыл, расстрелянных на месте или высланных вместе с детьми в пустыню на запад от Мосула, где нет ни пищи, ни воды... Многие из этих несчастных жертв не дошли до места назначения..., и их трупы точно указывали путь, по которому они следовали» [4].

В результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915-1918 гг., погибло 1,5 млн человек. Около 600 тыс. армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины [там же]. Подобные действия турецких вла-

стей и турецкой армии впервые в мировой истории были названы преступлением против человечества - и это произошло в совместной Декларации стран-союзниц (Англии, Франции и России) от 24 мая 1915 г.

Военный трибунал 22 апреля 1919 г. (после поражения Турции в войне) обвинил руководителей младотурецкого правительства именно в геноциде армян, отметив в своем приговоре что «решение об истреблении армян было принято в ЦК партии Иттихад (правящая партия младотурок - авт.), а депортация и резня являлись чем-то вроде "чистки", ибо они должны были радикально решить армянский вопрос» [5].

Однако геноцид как преступление против мира и безопасности не был юридически закреплен, не смотря на столь чудовищные проявления национально-религиозных чисток армянского населения во время I Мировой войны.

Понадобилось еще одна мировая война для того, чтобы мир осознал не просто ужас и бесчеловечность подобного деяния, но и было выработано понимание его преступности и наказуемости как одного из тягчайших преступлений. Политика уничтожения групп людей в зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности получила теоретическое обоснование и была возведена в ранг государственной политики в нацисткой Германии.

Идеологическое обоснование расового геноцида содержалось в программной книге третьего рейха - «Mein Kampf» («Моя борьба»). Основной темой книги была расовая доктрина Гитлера: «Немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг - увеличить численность нации, с тем чтобы исполнить свое предназначение - достичь мирового господства». Национальность и раса, продолжал Гитлер, «заключена в крови, а не в языке. Смешение крови в Германском государстве можно остановить, лишь удалив из него все неполноценное» [6].

Первейшая обязанность государства, с точки зрения идеологии нацизма, - сохранять и поддерживать свои расовые основы. Гитлер сформулировал семь пунктов «обязанностей государства», среди которых в плоскости интересующей нас проблемы надо отметить следующие: 1) понятие «раса» необходимо поставить в центре внимания; 2) необходимо сохранять расовую чистоту; 3) в качестве первоочередной задачи ввести практику контроля за рождаемостью.

Расовые представления Гитлера нашли воплощение в Нюрнбергских законах о гражданстве и расе, принятых в 1935 г., которые

119

предоставляли гражданство «всем носителям германской или схожей крови» и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам расизм получил юридическое обоснование в Третьем рейхе и со временем воплотился в «окончательном решении еврейского вопроса» [4]. В конечном итоге государственная национальная политика нацистской Германии вылилась в осуществлении «холокоста» (Holocaust) -физического уничтожения еврейского населения Европы.

23 июля 1938 г. вышел указ, по которому каждый еврей был обязан зарегистрироваться в полиции и получить специальное удостоверение с отметкой «J» («еврей») и предъявлять его по первому требованию властей. Распоряжение от 17 августа 1938 г. обязывало мужчин еврейской национальности добавлять имя «Израэль», а женщин - «Сара» к своему настоящему, нееврейскому имени [7]. Апогея антиеврейская кампания достигла в ноябре 1938 г., когда в ответ на убийство в Париже польским евреем Г. Грюншпаном германского посла Э. фон Рата по всей Германии прокатилась волна организованных еврейских погромов («Хрустальная ночь»). Геринг заявил об «окончательном расчете с евреями».

30 января 1939 г., в шестую годовщину прихода к власти, Гитлер выступил в рейхстаге с первой публичной угрозой физического истребления евреев: «Если при международной финансовой поддержке евреям в Европе и за ее пределами снова удастся ввергнуть народы в новую мировую войну, то результатом этого будет не установление большевистского мирового правления и еврейского триумфа, а уничтожение евреев в Европе» [7].

Маховик гитлеровских планов физического истребления евреев начал раскручиваться в полную силу с первых дней II Мировой войны. В мае 1940 г. на территории оккупированной Польши был создан концлагерь Аушвиц (Освенцим), превратившийся вскоре в огромную фабрику по уничтожению людей. 20 января 1942 г. был утвержден план так называемого «Окончательного решения», ответственность за исполнение которого возлагалась на А. Эйхмана: «Европа будет прочесана с запада на восток... Несомненно, огромное число евреев исчезнет за счет естественной убыли. С остальными, которым удастся выжить, следует обращаться соответствующим образом, потому что. они могут стать зародышем нового еврейского развития. Не забывайте опыт истории» [4].

Гестапо и СД тут же принялись за работу, постоянно наращивая темпы отправки мил-

лионов евреев в «лагеря смерти». Помимо «лагерей смерти» насчитывалось свыше 400 перевалочных и транзитных лагерных центров, осуществлявших отправку рабочей силы на запад. Но Аушвиц оставался главным центром холокоста. В период наивысшей активности он вмещал до 100 тыс. человек, а через его газовые камеры ежедневно проходило до 12 тыс. узников.

На Нюрнбергском процессе Р. Хесс говорил: «В помещениях для уничтожения мы использовали "циклон Б", кристаллизованную синильную кислоту, которую засыпали через специальное небольшое отверстие. Требовалось от 3 до 15 минут, чтобы умертвить людей в камере, в зависимости от климатических условий. Мы узнавали о том, что люди мертвы, когда прекращались их крики. Обычно мы ждали полчаса, прежде чем открыть двери, и вытаскивали тела. После этого специальная команда («зондеркоммандос», состояла из числа заключенных - авт.) изымала кольца и золотые зубы из трупов» [там же, с. 344].

Холокост явился самым чудовищным проявлением варварства за все время существования цивилизации. Попытки историков, психологов, социологов и психиатров найти рациональное объяснение этому трагическому историческому феномену до сих пор не увенчались успехом.

Только после окончания II Мировой войны геноцид был официально квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии.

Судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников состоялся в Нюрнберге с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Для расследования и поддержания обвинения был образован Комитет из главных обвинителей: от Великобритании -

Х. Шоукросс, от СССР - Р.А. Руденко, от США - Р.Х. Джексон, от Франции - Ф. де Ментон, а затем Ш. де Риб. Суду были преданы высшие государственные и военные деятели третьего рейха.

Всем им было предъявлено обвинение в составлении и осуществлении заговора против мира и человечности, а именно: убийство военнопленных и жестокое обращение с ними, убийство гражданского населения и жестокое обращение с ним, разграбление общественной и частной собственности, установление системы рабского труда и др. Был также поставлен вопрос о признании преступными таких организаций, как руководящий со-

120

став НСДАП, штурмовые (СА) и охранные отряды нацистской партии (СС), служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо), правительственный кабинет и генштаб.

На Нюрнбергском процессе геноцид был описан как «преднамеренное и систематическое истребление расовых или национальных групп гражданского населения на определенных оккупированных территориях с целью уничтожить определенные расы и слои наций и народностей, расовых и религиозных групп» (п. «с» ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала от 8 августа 1945 г.). Таким образом, было выработано понимание того, что геноцид -это одностороннее массовое убийство, в котором государство, или другая преобладающая сила, намеренно уничтожает значительную часть национального, этнического или религиозного сообщества или группу, в то время как принадлежность к ней иногда произвольно определяется самим исполнителем.

В то же время в решениях Нюрнбергского трибунала отмечено, что не могут считаться потерпевшими от геноцида «жертвы войны» -т.е. военные и гражданское население, кроме группы пострадавших (жертв), которые сдались и (или) не обладают организованной военной силой, способной противостоять военной силе нападающего. Определение геноцида, выработанное в документах Нюрнбергского процесса, не включило в себя жертв воздушных бомбардировок противника среди гражданского населения.

На 3-й сессии генеральной Ассамблеи ООН была принята и открыта для подписания Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г. (далее - Конвенция о геноциде). Именно в этом документе, вступившем в силу в 1951 г., геноцид был определен как «любое из следующих действий, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую».

Статья I Конвенции о геноциде допускает, что любое государство-участник может обратиться к ООН с просьбой о вмешательстве как в случае совершения этого преступления как в мирное, так и в военное время. При этом ст. IV Конвенции о геноциде прямо указывает, что ответственности за это преступление подлежат все лица, вне зависимости от того, «являются ли они по Конституции ответственными правителями, должностными или частными лицами».

В соответствии со ст. 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против че-

ловечества от 26 ноября 1968 г., геноцид относится к перечню преступлений, к которым «никакие сроки давности не применяются». Так, например, недавно в Хорватии судили Д. Шакича, одного из командиров «усташей» (профашистски настроенных националистов-партизан), коменданта концлагеря Ясеновац, виновника зверских расправ над сербами, цыганами и евреями во время Второй мировой войны. Количество погибших узников Ясеноваца исчислялось сотнями тысяч.

В мировой юридической практике после II Мировой войны обвинение в осуществлении геноцида как преступления против мира и безопасности человечества официально выдвигалось только дважды - при расследовании военных преступлений, совершенных во время войн в бывшей Югославии и в Руанде.

Уголовная ответственность за геноцид, впервые установленная в международном праве послевоенного периода, была определена в национальном законодательстве многих государств. Произошло это в силу прямого указания ст. V Конвенции о геноциде: «Договаривающиеся стороны обязуются провести необходимое законодательство, каждая в соответствии со своей конституционной процедурой». В нашей стране уголовная ответственность за геноцид была установлена только в ст. 357 УК РФ 1996 г., несмотря на то, что Конвенцию Советский Союз ратифицировал еще в 1954 г.

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 4-е изд. М., 1960. С. 98.

2. Сартр Ж. П. О геноциде // Материалы Расселовского трибунала по военным преступлениям (1968 г.). М., 1990. С. 14.

3. Новейшая история Востока. М., 1988. С. 244.

4. Вторая Мировая война в цифрах и фактах. М., 1985. С. 13-18.

5. Ованесян В. Геноцид - преступление против человечества // Независимая газета. 2000. 2 сентября.

6. Гитлер А. Mein Kampf. Рига, 1990. С. 24.

7. Neier A. War Crimes: Brutality, Genocide, Terror and the Struggle for Justice. London, 1974. С. 62-68.

1. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian Language. 4th edition. M., 1960. Р. 98.

2. Sartre J.P. On Genocide // Materials of Russell’s Tribunal for War Crimes (1968). M., 1990. Р. 14.

3. The Newest History of East. M., 1988. Р. 244.

4. World War II in digits and facts. M., 1985. Р. 13-18.

5. Ovanesyan V. Genocide - crime against

mankind // Nezavisimaya Gazeta. 2000. 2 September.

6. Hitler A. Mein Kampf. Riga, 1990. Р. 24.

7. Neier A. War Crimes: Brutality, Genocide, Terror and the Struggle for Justice. London, 1974. Р. 62-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.