Научная статья на тему 'Теоретико-институциональный анализ института защиты прав потребителей'

Теоретико-институциональный анализ института защиты прав потребителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
662
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / CONSUMER / LEGAL ANALYSIS / INSTITUTIONAL APPROACH / ECONOMIC THEORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Ю.А.

В данной статье автором делается попытка раскрыть теоретический генезис института защиты прав потребителей. Идет попытка сравнения внутригосударственного и международно-правового подхода к данному правовому феномену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузьмин Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and institutional analysis of the institute of consumer protection

In this article the author seeks to uncover the theoretical Genesis of the institution of consumer protection. There is an attempt of comparison of domestic and international legal approach to this legal phenomenon.

Текст научной работы на тему «Теоретико-институциональный анализ института защиты прав потребителей»

УДК 347.1.01:366.542

Ю. А. Кузьмин

Теоретико-институциональный анализ института защиты прав потребителей

В данной статье автором делается попытка раскрыть теоретический генезис института защиты прав потребителей. Идет попытка сравнения внутригосударственного и международно-правового подхода к данному правовому феномену.

In this article the author seeks to uncover the theoretical Genesis of the institution of consumer protection. There is an attempt of comparison of domestic and international legal approach to this legal phenomenon.

Ключевые слова: потребитель, правовой анализ, институциональный подход, экономическая теория.

Key words: consumer, legal analysis, institutional approach, economic theory.

В последнее двадцатилетие в нашей стране происходит активная реформация политического режима, которая неизбежно влияет на экономическую сферу общества. Переход к рыночной экономике, либерализация социальных институтов, секуляризация сознания граждан - все эти процессы являются постоянными детерминантами последних лет.

Четкая ориентация на потребителя как один из основных экономических законов нашего времени не может проходить без проведения активной политики по защите прав потребителей услуг. Природа данного феномена обусловлена, во-первых, экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как первый этап зарождения либеральной экономики переходного периода, без отлаженной системы взаимоотношений продавцов и потребителей, изменчивостью в социальной сфере, во-вторых, резко изменяющимися внешнеполитическими отношениями. Политический кризис последних лет, повлекший за собой целый блок финансовых санкций, и продовольственный кризис ставят в наиболее уязвимое положение именно конечного потребителя, который нуждается как в наиболее четко регламентированных нормотворческих функциях, так и в упрощении правозащитных функций государства в лице его компетентных органов.

© Кузьмин Ю. А., 2015

Следует заметить, что в Российской Федерации законодательно закреплены права и интересы потребителей, причем в строгом соответствии с международно-правовыми стандартами публичного права. В первую очередь это выражено в профильном федеральном нормативном акте «О защите прав потребителей», в котором были окончательно определены как и субъектный состав участников названных правоотношений, так и их основные права и обязанности.

Вместе с этим защита прав и интересов потребителей осуществляется путем досудебного урегулирования споров, а также федеральными судами общей юрисдикции с применением всех основных отраслей законодательства: гражданского, административного, уголовного. Непрерывная детерминация во всех сферах жизнедеятельности общества протекает в специфических социокультурных условиях, что вызывает необходимость обращения к историческому опыту, который выражен в правовых прецедентах и деловых обычаях прошлого.

Новые социально-экономические условия, в последние годы, характеризующиеся падением курса рубля как фактора падения цен на нефть, практически только региональными рыночными отношениями, существенным усложнением правоотношений, которые складываются на потребительском рынке, не могли не повлечь изменений в законодательстве, их регулирующем, а также в правореализационной практике.

В Российской Федерации сам феномен понятия «потребитель» зародился достаточно давно, но практически не употреблялся, а самое главное, не был законодательно закреплен до принятия Закона СССР от 22 мая 1991 г. «О защите прав потребителя». Если следовать логике этого нормативного акта, то вышеуказанный термин использовался в широком смысле и представлял собой трактовку сугубо экономической категории «потребитель». В соответствии с ним потребление разделялось на производительное и личное.

Примечательно, что сугубо экономические отношения потребления получали различную нормативно-правовую регламентацию: с одной стороны, производительное потребление осуществлялось в основном на базе частноправового договора поставки товаров; с другой, личное потребление обеспечивалось лишь договором купли-продажи. Так, в отраслевом законодательстве под потребителем понимается определенная организация или учреждение, которое приобретает продукцию или товары либо для дальнейшей реализации на рынке без переработки, либо для производственного потребления. Также достаточно примечательным примером будет являться еще одно определение понятия «потребитель», содержащееся в отраслевых ГОС-

100

Тах «Система выработки продукции и складировании его на производстве», где в качестве потребителя выступает объединение, министерство или ведомство, предприятие или организация, которые используют конкретную продукцию в соответствии с назначением.

Основы предпринимательского права также содержат термин "потребитель". Большинство авторов его интерпретируют, как любое лицо, приобретающее продукцию с целью ее потребления, здесь можно предположить что речь в этой дефиниции идет именно о производительном, а не о личном потребителе»1.

Необходимо подчеркнуть, что первый опыт принятия официального прискриптивного текста, целью которого было нормативно отрегулировать и закрепить официальное определение потребителя был явно неудачным. 12 февраля 1989 г. в свет вышел проект Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителя», данный нормативный акт четко закреплял, что потребитель - это «предприятие или гражданин, который использует продукцию для собственных производственных или личных нужд»2. В силу своего чересчур узкого подхода к проблематике, а также несоответствия данного закона международно-правовой практике, он был отклонен, и первое официальное определение потребителя было дано лишь в 1991 г., после принятия закона СССР «О защите прав потребителя».

Отметим, что до 1991 г. в Советском Союзе отсутствовало официальное определение понятия «потребитель». Однако это не определяет отсутствие указанного явления в практике. Анализ научной литературы доказал, что исследователи и практикующие юристы, а также экономисты применяли понятие «потребитель» в целях обозначения физических лиц, которые заключали договоры на оказание услуг, договоры купли-продажи, подряда, с гражданами либо организациями.

Примечательно, что дефиниция «потребитель» исходит из догматов экономической теории, в которой этот термин употреблялся, начиная с истоков его появления. Экономическая теория определяет статус и место потребителя на рынке, выявляет условия, при которых он осуществляет свою деятельность. Согласно экономической теории потребитель - это «лицо, или организация, потребляющие продукты чьего-либо производства или деятельности»3.

1 Андрейченко Т.Ю. Гражданское право: теория и практика. СПб.: Питер. 2008. 567 с.

2 Антонов В.В., Антонова Н.А., Толпыгин Г.А. Потребительское право. Споры, иски, претензии: учеб. пособие. М.: Книга-сервис, 2003. С. 86.

3 Бакетов Е.Л. Проблемы отечественного гражданского права. М.: МГУ, 2009. 234 с.

101

В XX в. термин «потребитель» применяется также в других сферах жизнедеятельности общества. Именно структура данной дефиниции, заимствованная из экономической теории, и породила споры современных цивилистов и экономистов.

Проблема вышеуказанных противоречий заключается в разных подходах на данный институт. Так, государство как политико-правовая суверенная организация публичной власти может защищать лишь гражданина, которым считается потребитель, а представители малого и среднего бизнеса, пусть даже без образования юридического лица, потребителями считаться не могут.

Многие теоретики и экономисты склонны относить к потребителям небольшие или мелкие предприятия, организованные либо индивидуальным предпринимателем, либо небольшой группой предпринимателей. Так, в Уставе защиты потребителей4, утвержденном Европейским советом в 1973 г. к потребителям были отнесены не только физические, но и юридические лица, которые приобретают товары и услуги в целях личного потребления. Но к числу таких юридических лиц устав относит лишь ассоциации и благотворительные фонды, объединения ремесленников, кустарей и небольшие предприятия. В 60-х гг. вышеуказанное понятие стало активно использоваться в зарубежном доктринальной литературе и практике. В ряде государств (Франция, Англия, США) сам термин «потребитель» используется в законодательстве без каких-либо дефиниций, в других - он введен в оборот устоявшейся прецедентной практикой и правовой доктриной.

Законодательство Великобритании отождествляет понятие потребителя с индивидами, покупающими товары или пользующиеся услугами для личных целей.

В узком смысле данный термин используется в законодательстве, имеющем своей целью защищать права потребителей от неправомерных действий его контрагентов-исполнителей, производителей, распространителей, а рассматривая данную дефиницию в широком смысле, мы сталкиваемся с фактором признания института прав потребителей как одного из элементов экономических правоотношений.

Именно США заложили основы развития и распространения движения в защиту прав потребителей. С 70-х гг. XX столетия зарождается движение «консьюмеризм», выступающее за права потребителей.

4 Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. 2003. № 7.

В 1939-1945 гг. консьюмеризм набирал силу во многих западноевропейских государствах.

В 70-х гг. ХХ в. в Великобритании было образовано несколько профильных правозащитных организаций, основной целью которых была помощь потребителям. В 1973 г. были созданы Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей. Позднее был учрежден особый орган, который осуществляет защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти -Национальный потребительский совет. Эта организация играет существенную роль в деле просвещения граждан по вопросам, касающимся потребительской тематики. Национальный потребительский совет каждый год проводит конгрессы потребительских организаций. В стране также ведется широкая просветительская деятельность с помощью средств массовой информации, созданы различные консультационные бюро, функции которых сводятся к устному консультированию граждан, а также выдаче письменных правовых заключений. «Вся их деятельность финансируется из бюджетов местных властей, а также добровольных пожертвований и частных финансовых вливаний юридических лиц»5.

В Германии функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу. Под руководством профильного министра функционирует Комитет по вопросам защиты прав потребителей. На муниципальном уровне осуществляют свою деятельность центры по защите прав потребителей, которые имеют свои филиалы во многих районах и позволяют потребителям получить различную консультационную и правовую помощь. Их бюджет формируется из субвенций и дотаций федерального центра. В стране приняли дополнения к законам, которые касаются продовольствия; на основе этого усилена инспекция продовольственных товаров.

В Швеции с 1974 г. введена категория уполномоченного по защите прав потребителей. Он назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Институт специализированного уполномоченного был впервые создан в 1810 г., и представлял собой аппарат, предусмотренный конституцией или актом законодательной власти и возглавляемый должностным лицом, которое несет ответственность перед народом государства в лице его законодательных органов, а также проводит расследования, выносит ре-

5 Митчелл Дж. Рамки для осуществления руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей в центральной и восточной Европе. Исследование, проведенное по заказу ООН. 2006.

комендации, призванные внести коррективы в действия. В течение многих десятилетий это было единичное явление в мире. На практике только после 50-х гг. XX в. мировое сообщество признало аппарат уполномоченного по правам потребителей.

На сегодняшний день во многих государствах мира институт уполномоченного стал незаменимой частью правовой системы.

В нашей стране согласно официальной статистике в Государственное управление по делам потребителей ежегодно обращается около 4 тыс. граждан. Однако лишь около 40 эпизодов поступают в третейский и федеральный суды. Этот факт говорит о чрезмерной результативности досудебного урегулирования споров путем переговоров, медиации, института уполномоченного по правам потребителей, который, в свою очередь, выступает консенсуанали-стом, который в короткий срок урегулирует споры между физическими лицами и производителями.

Рассмотрим институт прав потребителей именно с призмы экономических отношений в Советском Союзе. В 80-х гг. ХХ в. в стране стали зарождаться различные общественные образования, правозащитного толка. Эта тенденция привела к тому, что в 1992 г. А.С. Собчак создал организацию, непосредственно координирующую всю деятельность по защите прав, под названием Федерация потребителей. Позднее для развития межрегиональных связей данная структура была преобразована в международную неправительственную организацию, которая объединяла практически все правозащитные организации бывшего Советского Союза. Заседания координационного совета организации стали проходить регулярно и были основной площадкой для обсуждений спорных вопросов.

Конституционная обязанность государства реализуется посредством образования и развития системы охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, частью которой являются судебные, законодательные и исполнительные органы, реализующие меры по созданию условий реализации указанных прав и свобод, определяющие и применяющие в соответствующей своей деятельности четкие юридические процедуры.

Одним из важных направлений деятельности в решении имеющихся проблем защиты прав потребителей является отработка эффективных механизмов взаимодействия государственных органов и организаций по вопросам развития грамотности потребителей, формирование общей стратегии реализации комплекса взаимосвязанных правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленных на эффективное пресечение нарушений прав потребителей, совершенствование законодатель-

104

ства Российской Федерации в указанной сфере, механизма реализации потребительских прав граждан.

Потребительское образование в интересах потребителей может быть осуществлено только в рамках государственной политики, проводниками которой должны стать прежде всего органы образования, уполномоченные государственные органы, общественные потребительские объединения, средства массовой информации. При этом реализация государственной политики в сфере развития потребительской грамотности диктует необходимость мобилизации сил самого общества.

В указанных условиях очевидна необходимость разработки комплексной государственной программы по защите прав потребителей, предусматривающей решение в рамках единого замысла вопросов развития системы правового просвещения и информирования граждан, воспитания потребительской культуры населения.

Такой подход полностью корреспондируется с основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые были утверждены президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 28 апреля 2011 г. и определили принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Список литературы

1. Андрейченко Т.Ю. Гражданское право: теория и практика. - СПб.: Питер,

2008. - 567 с.

2. Антонов В.В., Антонова Н.А., Толпыгин Г.А. Потребительское право. Споры, иски, претензии: учеб. пособие. - М.: Книга-сервис, 2003. - С. 86.

3. Бакетов Е.Л. Проблемы отечественного гражданского права. - М.: МГУ,

2009. - 234 с.

4. Богдан В.В. Самозащита права как способ защиты прав потребителей в сфере торговли // Юрист. - 2013. - № 2.

5. Митчелл Дж. Рамки для осуществления руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей в центральной и восточной Европе. Исследование, проведенное по заказу ООН, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.