29. Bereznickiyj, S.V. Mifologiya i verovaniya orocheyj. - SPb., 1999.
30. Avrorin, V.A. Orochskie tekstih i slovarj / V.A. Avrorin, E.P. Lebedeva. - L., 1978.
31. Mifologicheskiyj slovarj. - M., 1991.
Статья поступила в редакцию 22.09.11
УДК 371.8
Leonov E.E. THEORETICAL JUDGEMENT OF OBRAZOVATELNO-COMMUNICATIVE MODELS AS INNOVATIVE FORM OF DEVELOPMENT OF EXPOSITION AND EXCURSION WORK AT INTERACTION IN SYSTEM: THE MUSEUM-SCHOOL THE MUSEUM-HIGH SCHOOL. In work the urgency of use of obrazovatelno-communicative models is registered in activity of museum establishments as innovative form of development of museums in modern conditions. On the basis of already existing models of museum communications, the author suggests to use the developed receptions of the story new by it and the display form, actual for their introduction in system: a museum-school a museum-high school.
Key words: school museums, models of museum communications, receptions of the story, the display form.
Е.Е. Леонов, методист Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной», г. Кемерово,
E-mail: [email protected], [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ: МУЗЕЙ - ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ - ВУЗ
В работе обоснована актуальность использования образовательно-коммуникативных моделей в деятельности музейных учреждений как инновационной формы развития музеев в современных условиях. На основе уже существующих моделей музейной коммуникации, автор предлагает использовать новые, им разработанные приёмы рассказа и формы показа, актуальные для внедрения в систему: музей - школьный музей - вуз.
Ключевые слова: школьные музеи, модели музейной коммуникации, приёмы рассказа, формы показа.
В настоящее время, в связи с постановлением правительства и программой патриотического воспитания молодёжи, где значительная роль отводится региональному аспекту, т.е. изучению своего края (краеведению), особенно возросла роль школьных музеев.
Школьный музей - явление уникальное. Музеи при школах возникли как элементы культурной и образовательной среды -своеобразная межпредметная среда, лестница при переходе от знаний теоретических к практическим. Школьный музей в первую очередь занимается изучением и хранением знаний по природе и истории родного края, изучением его специфических особенностей и черт. Такие музеи за короткое время стали распространяться и оформляться в систему педагогических знаний. Они получили признание как эффективных источников обучения, воспитания и развития всесторонне развитой личности [1, с. 232].
История российских школьных музеев насчитывает достаточно большой период. Первые российские школьные музеи начали появляться в XVIII веке. Одним из первых считается музей, открытый в 1782 году. Это был музей естественных произведений при городской школе в Иркутске [2].
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, педагогов, учащихся при поддержке родителей школы, а также энту-зиастов-специалистов в той или иной области. Они возникают во многом по форме социального заказа, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и во многом как результат собственной поисковой, собирательной и исследовательской деятельности. В музеях при школах учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Школьные музеи всегда являлись учебным подразделением и выступали как обособленная часть музейной сети и структурой музейного наследия страны. Собранные ими экспонаты входят в состав как музейного, так и архивного фонда Российской Федерации.
Несмотря на широкое развитие школьной сети музеев, как форма организации учебной и внеучебной деятельности они стали создаваться лишь в начале XXI века. Это произошло в тот момент, когда инновационный момент развития исторической составляющей музееведения в России потребовал оформления знаний в новую структуру, формирующую в себе предмет и объект рассказа, а также применение конструкторских форм теории и воплощение их в жизнь на практике. Не имея возможности использования компьютерных средств показа, зна-
ния стали использовать в виде наглядных представлений через школьный музей. Такое средство показа стало более эффективным, когда превратилось в структуру школьных музеев и обособившуюся музейную сеть. В этих условиях появляется сравнение коллекций и развития музеев. Появляются смотры школьных музеев, в подготовке к которым ученики с охотой принимают самое активное участие. Именно начало XXI века стало новым этапом развития школьных музеев, который условно можно назвать обучающимся. Это период, когда музеи создаются не только в учебных целях, но и сами учатся в процессе своего формирования, ищут наиболее верный этап продолжения своего оформления в целях воспитательного и культурно-просветительного учреждения.
Однако школы не могут развиваться в русле герметического развития, являясь закрытыми и создаваясь только для своих учеников. Музей - это место, открытое для всех и каждого. Но возникает вопрос - Как привлечь посетителя в музей своей школы? Ведь зачастую большинство школьных музеев являются краеведческими, а значит, по содержанию экспозиции похожи друг на друга. Тогда как открыть для потенциального посетителя свои коллекции, чтобы заинтересовать его и побудить прийти в тот или иной школьный музей?
Одним из таких путей является сотрудничество с музеями разных профилей и вузами города. Одной из форм такого сотрудничества является создание временных выставок в стенах школьного музея из запасников коллекций одного из музеев города, и затем оформление этой выставки в стенах одного из городских вузов, в котором она была бы наиболее актуальной и подходила по тематике.
Создание выставки не может, да и не должно отражать всех значений новой системы. При формировании такого сотрудничества необходимо отразить значение и сохранить партнёрство трёх институтов, а значит, создать новое средство взаимодействия, которое было бы актуально для всех её составляющих институтов и подчёркивало соединение теории и практики.
Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что необходимыми качествами, как важными эвристическими средствами обновления музейной теории и практики, в современных условиях обладает коммуникационный подход, который стал ведущим в современном музее. Это говорит о необходимости создания новых образовательно-коммуникативных моделей при взаимодействии музеев со школьными музеями и вузами. Новые модели, актуальные для «тройственного союза» необходимы с целью демонстрации социокультурной стороны подобных выставок.
На сегодняшний день разработано шесть основных коммуникативных моделей:
1) познавательная;
2) эстетическая;
3) знаковая;
4) диалоговая;
5) междисциплинарная;
6) информационно-коммуникативная [3].
Несмотря на то, что данные модели внедряются в музейной сфере, однако примеров практической реализации этого подхода в системе деятельности конкретных музейных учреждений пока еще очень мало. Для того, чтобы внедрить эти модели, необходимо время и условия по их введению в образовательную программу музея. Кроме этого, необходимы специалисты, которые будут использовать эти коммуникативные модели в своих экскурсиях. Главным является не только внедрение этих моделей, но и создание системы: музей - школьный музей - вуз, что было бы новым этапом развития музейного дела в нашей стране и объектом для изучения в дальнейшем.
Эффективность моделей музейной коммуникации при взаимодействии трёх учреждений очень высока. Учитывая школьный возраст и особенности вузовской подготовки, внедрение моделей при экспонировании временных выставок из коллекций государственного или ведомственного музея в школьном музее поможет более целостному восприятию экспонируемых предметов. Однако после экспонирования в школьном музее, выставка переезжает в вуз или вузовский музей, где экспонируется, учитывая внимание студенческой аудитории.
Экскурсионный текст по выставке меняется в зависимости от группы, но в итоге контрольный текст будет адаптирован под разновозрастную аудиторию.
При внедрении моделей в систему музей - школьный музей -вуз необходимо учитывать правильное соотношение методических приёмов рассказа и форм показа, которые являются важнейшей составляющей любой экскурсии. В данном случае они отличаются от принятых в музееведении следующих стандартов.
1. Приём диалога (или эвристический).
Беседа в форме вопросов-ответов. Для широкой детской аудитории вопросы обычно бывают прямыми, т.е. предполагающими ответ [4].
2. Приём эстетического рассказа.
Обращается особое внимание на эстетическую составляющую экспозиции.
3. Приём комплексного рассказа.
Применение этого метода в полном объёме: рассказ-выступление с выделением самых ярких и в то же время самых важных моментов.
4. Приём эмоционального воздействия.
Особенно актуален для детской аудитории, поскольку дети эмоциональны. В данном случае необходимо путём рассказа попытаться вызвать у них дополнительные эмоции, которые помогут запомнить материал.
5. Сочетание игрового метода и метода рассказа (т.е. комплексный подход).
Игра - важнейшее составляющее общения детей и взрослых. Игровой момент обязательно должен присутствовать и в экскурсии.
6. Приём акклиматизирования.
То есть плавного введения слушателя в суть диалога и рассказа. Необходимо постепенно подвести посетителя к содержанию экспозиции и её основной мысли [4].
7. Приём агогики.
Имеется в виду использование экскурсионного метода, когда идёт отклонение от установленного темпа экскурсии, чтобы заострить внимание на каком-либо особо важном факте или событии. В данном случае это актуально, поскольку изменение темпа поможет более целостному восприятию текста экскурсии и подчеркнёт ценность факта [4].
8. Приём алеаторики.
Экскурсионный метод. Это метод композиции, использующий элементы случайности как формообразующий фактор. В данном случае это вполне приемлемо, поскольку не всегда чёткое построение отвечает поставленным целям. Метод алеаторики облегчит экскурсию, особенно когда речь идет о фактическом материале. Так произойдёт переключение внимания на что-то другое, возможно даже не касающееся экспозиции и музейной тематики, а затем возвращение внимания посетителя к более значимым моментам выставки [4].
9. Приём мнемоники.
Это метод, в котором используется совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Т.е. через ассоциации познаётся фактический материал, который помогает осознать значение и суть экспозиции [4].
Кроме этого, особое значение имеют следующие формы показа.
1. Форма системного восприятия.
Весь материал показывается как единая система.
2. Форма создаваемого образа восприятия.
Необходимо вызвать у посетителей ассоциации при сопоставлении показываемого предмета с каким-то похожим материалом , простым и в тоже время понятным (особенно ребёнку).
3. Форма адаптации информации (т.е. учитывая разный возраст).
Предполагает конкретный вариативный для данной аудитории текстовый вариант.
4. Форма последовательного показа - «предмет-образ предмета».
5. Форма переходящего внимания (создаётся структура ассоциаций, с учётом которой переключается внимание аудитории) [5].
Мы считаем, что введение приёмов и форм моделей с учётом коммуникативных технологий поможет более целостному восприятию экскурсии и экскурсионного материала, особенно у широкой детской аудитории.
Однако, проблема взаимодействия трёх структур по-прежнему актуальна. Не всегда вызывает интерес сотрудничество со школьными музеями, несмотря на их возрастающую популярность. Хотя именно сотрудничество трёх структур является прекрасной формой инновационного развития в музейном деле, поскольку повысит статус не только учреждений, но и послужит прекрасной рекламой и стимулом к дальнейшей работе.
Библиографический список
1. Беззубова, О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры // Триумф музея: сб. ст. - СПб., 2005.
2. Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960.
3. Беззубова, О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного музейного пространства // Коммуникация и образование: сб. статей. -СПб., 2004.
4. Леонов, Е.Е. Внедрение новых коммуникативных моделей в культурно-образовательной деятельности вуза - школы - музея // Актуальные проблемы социокультурных исследований. - Кемерово, 2009. - Вып. 5.
5. Леонов, Е.Е. Создание новых образовательно-коммуникативных моделей при взаимодействии в системе «музей - школьный музей - вуз» // Школьный музей: пространство диалога и эксперимента: сб. материалов V открытой региональной научно-практической конф. 26—27 февраля, 2009 г. - Новосибирск, 2009.
Bibliography
1. Bezzubova, O.V. Nekotorihe aspektih teoreticheskogo osmihsleniya muzeya kak fenomena kuljturih // Triumf muzeya: sb. st. - SPb., 2005.
2. Ocherki istorii muzeyjnogo dela v Rossii. - M., 1960.
3. Bezzubova, O.V. Teoriya muzeyjnoyj kommunikacii kak modelj sovremennogo muzeyjnogo prostranstva // Kommunikaciya i obrazovanie: sb. stateyj. -SPb., 2004.
4. Leonov, E.E. Vnedrenie novihkh kommunikativnihkh modeleyj v kuljturno-obrazovateljnoyj deyateljnosti vuza - shkolih - muzeya // Aktualjnihe problemih sociokuljturnihkh issledovaniyj. - Kemerovo, 2009. - Vihp. 5.
5. Leonov, E.E. Sozdanie novihkh obrazovateljno-kommunikativnihkh modeleyj pri vzaimodeyjstvii v sisteme «muzeyj - shkoljnihyj muzeyj - vuz» // Shkoljnihy muzeyj: prostranstvo dialoga i ehksperimenta: sb. materialov V otkrihtoyj regionaljnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. 26—27 fevralya, 2009 g. - Novosibirsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 22.09.11