Научная статья на тему 'Классификация культурно-образовательных программ в музеях: региональный аспект'

Классификация культурно-образовательных программ в музеях: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2468
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / CULTURAL / EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL PROGRAMS FOR MUSEUMS / REGIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова А. О., Оленина Г. В.

В работе обосновывается необходимость разработки таких программ, проектов, в которых заинтересованы посетители разного возраста социального статуса, профессиональной ориентации, проанализирован опыт российских музеев в области культурно-образовательной деятельности, описана классификация культурно-образовательных и музейно-педагогических программ, выявлены особенности каждой группы программ, особое внимание уделено региональному аспекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS IN MUSEUMS: A REGIONAL ASPECT

In the work the experience of a Russian museum in the field of cultural and educational activity is analyzed; a classification of cultural, educational, and pedagogical programs for museums is described; the research reveals features of each group of the programs and makes a special emphasis on a regional aspect.

Текст научной работы на тему «Классификация культурно-образовательных программ в музеях: региональный аспект»

ется даже особый разряд гуннских «колдунов», «призывающих» землю. Как пишет исследователь Маммаев М.М. «...змея воплощала водную стихию, выступала в качестве охранителя, олицетворяла плодородие, богатство, здоровье, считалась покровительницей дома, хранительницей достатка, но также ассоциировалась с враждебной силой» [2].

По представлению шорцев, татар, карачаево-балкарцев Мать Воды создана богом раньше, чем Хозяин Земли, их полномочия разделены, хотя цель у них общая. В жертву ей приносили коня рыжей масти, прося приумножить количество скота, повысить урожайность, даровать здоровье и благополучие тюркскому роду. Перевоплощение рыбы в змею, а после сбрасывания кожи в дракона «отождествляется с идеей перевоплощения бессмертия и вечности». В чувашских легендах рассказывается о чудовище-змее - Юху, которая сто лет живет как змея, тысячу лет, как дракон, а потом эволюционирует в прекрасную девушку. В башкирской мифологии «змея прожив до ста лет превращается в дракона» [3]. По представлениям карачаево-балкарского народа змеи, живущие вблизи водных источников, также перевоплощаются в драконов. В карачаево-балкарских сказках часто встречается сюжет о женитьбе героя на девушке - змее, у которой нет пупка, она лишает жителей селений воды, скота, в конце концов, от нее избавляются с помощью хитрости, обычно ее сжигали в доме без окон и дверей. И сегодня существует поговорка «Суу баш кескен сарубекча» дословно «Крокодил или дракон отрезавший голову воде». Сарубеки существа издревле враждебные людям, они преграждают русла рек, выпивают всю воду, требуют дани в виде девушек, которых тут же проглатывают. Но в тоже время они являются и покровителями воды и земли, что существует в представлениях большинства тюркских народов.

Многочисленные реминисценции эпохи первотворения мы обнаруживаем в тексте родового моления горам и водам, записанном у шорцев: «.Начало года повернулось, голова змеи загнулась.». Начало нового года понимается как поворот на новый виток, новый цикл (голова змеи загнулась). Упоминание змеи в молитвенных текстах шорцев может быть вызвано традицией тотемного почитания. Старинная карачаево-балкарская поговорка так же гласит: «Март гъурт кетмей, дерт къетмес» Пока

Библиографический список

не уйдет змей-червь (хвост года) он не закончится и не начнется новый, т.е. прежде всего, рыба-змея - это начало чего-либо. Рыбы, змеи, драконы символизируют вечность. Естественные циклы, их начало и конец. Змея расценивалась, как «гиперболизированное олицетворение реальной опасности» [4, с. 107]. По мнению информаторов, у карачаевцев и балкарцев змеи и драконы это тоже опасность, так при затмении луны карачаевцы считали, что их хочет проглотить джелмауз - дракон, люди должны шуметь, греметь, стрелять, что бы проснулись собаки и отогнали дракона от луны. Отношение к людям, занимающимся рыбной ловлей также неоднозначное, а чаще пренебрежительное. В исследуемый период рыбалкой занимался только тот, у кого не было скота, земли или же он был ленив, болен, нетрудоспособен, не социализирован. По мнению информатора, увлекающегося философией Древнего Востока: «Рыба - это великий мусорщик, который впитывает в себя не только отбросы жизнедеятельности человека, но и отбросы эмоциональные». Отсутствие голоса у рыб определяет запрет кормить ею детей, впрочем, запрет распространялся на птицу, и некоторые части крупного и мелкого рогатого скота, пока они не научатся говорить, иначе они долго будут немы. Немота как признак мира мертвых играет существенную роль в представлениях о рыбах, она связана как со смертью, так и с рождением. Рыба вызывает страх, брезгливость, заложенный в человеке инстинкт самосохранения заставляет неоднозначно относиться к блюдам, приготовленным из существ напоминающих червей (къурт), змей (джы-лан), чудовищ (джелмауз), драконов (сарубекъ). По сути, брезгливость - это защитная реакция, то есть обусловленная наличием некоей скрытой угрозы, некоем неосознаваемом страхе. Боязнь подвергнуться какой-либо опасности, особенно «записанной в инстинктивной области» как смертельная.

Однозначного мнения, почему рыбная пища не имеет в системе питания, конкретного местоположения нет. В неоднозначном отношении к рыбной пище, рыбакам, проявляется противоречивое понимание человеком своих глубинных духовных структур и их содержания, подобно двойственному положению в мифологии, эпосе, сказках и гимнах, пословицах и поговорках рыб, змей, драконов, действия и функции которых можно оценить, как положительно, так и отрицательно.

1. Алексеева, Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. - М., 1971.

2. Маммаев, М.М. Жертвоприношение Змея и скорпион в раннесредневековом прикладном искусстве Дагестана // Крупновские чтения: тезисы докладов. - Элиста, 1979.

3. Гордеев, Н.П. Змея в обрядово-религиозных системах различных народов // Этнографическое обозрение. - М. - 2002. - № 6.

4. Гаджиев Доисламские верования и обряды народов нагорного Дагестана. - М., 1991.

Bibliography

1. Alekseeva, E.P. Drevnyaya i srednevekovaya istoriya Karachaevo-Cherkesii. - M., 1971.

2. Mammaev, M.M. Zhertvoprinoshenie Zmeya i skorpion v rannesrednevekovom prikladnom iskusstve Dagestana // Krupnovskie chteniya: tezisih dokladov. - Ehlista, 1979.

3. Gordeev, N.P. Zmeya v obryadovo-religioznihkh sistemakh razlichnihkh narodov // Ehtnograficheskoe obozrenie. - M. - 2002. - № 6.

4. Gadzhiev Doislamskie verovaniya i obryadih narodov nagornogo Dagestana. - M., 1991.

Статья поступила в редакцию 24.07.14

УДК 069.1

YefremovaA.O., Olenina G.V. CLASSIFICATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS IN MUSEUMS: A REGIONAL ASPECT. In the work the experience of a Russian museum in the field of cultural and educational activity is analyzed; a classification of cultural, educational, and pedagogical programs for museums is described; the research reveals features of each group of the programs and makes a special emphasis on a regional aspect.

Key words: cultural and educational activity, cultural, educational and pedagogical programs for museums, regional features.

А.О. Ефремова, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected];

Г.В. Оленина, д-р пед. наук, профессор АГАКИ, E-mail: [email protected]

КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В МУЗЕЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В работе обосновывается необходимость разработки таких программ, проектов, в которых заинтересованы посетители разного возраста социального статуса, профессиональной ориентации, проанализирован опыт российских музеев в области культурно-образовательной деятельности, описана классификация культурно-

образовательных и музейно-педагогических программ, выявлены особенности каждой группы программ, особое внимание уделено региональному аспекту.

Ключевые слова: культурно-образовательная деятельность, культурно-образовательные и музейно-педагогические программы, региональные особенности.

Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы [1, с. 427]. Развитие культурно-образовательной деятельности на современном этапе, прежде всего, связано с изменением социальной роли музея и повышением эффективности взаимодействия музея и общества. Как отмечает Оленина Г.В., для социальной и культурной антропологии вещи (причем все вещи, включенные в конкретный социальный контекст) важны, прежде всего, как посредники, осуществляющие социальные связи, как промежуточные продукты реализации человеческих сил и способностей, намерений и ори-ентаций [2, с. 53]. В этом направлении важное значение имеют музейные экспонаты, которые являются проводниками и основой музейно-образовательных программ.

В ряде музеев проводятся социологические исследования, способствующие разработке таких программ, проектов, в которых заинтересованы посетители разного возраста социального статуса, профессиональной ориентации [1, с. 431].

Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика[1, с. 427]. Интерес к проблеме освещения в печати вопросов музейной педагогики возник в российской науке в конце 1980-х гг. [3]. Большой вклад в распространение музейно-педагогических знаний внесли ежегодные сборники научных трудов «Образовательная деятельность художественного музея» (с 1995 г.), которые издаются Российским научно-практическим центром (РНПЦ) на базе Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а также мультимедийные программы по истории искусства для музейной программы «Здравствуй, музей!» [4].

Первой московской публикацией стал сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев», вышедший в 1997 г. на кафедре музейного дела Московского институту переподготовки работников искусства, культуры и туризма Российской Федерации [5]. В 2001 г. было издано учебное пособие Б.А. Столярова и А.Г. Бойко «Концепция и программа эстетического воспитания молодёжи в условиях школы и музея»[6], разработанная в Российском центре музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. В 2003 г. Детский учебно-образовательный центр краеведения и музейной педагогике Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника опубликовал книгу «Культурно-образовательная деятельность музея: проблемы, поиск, опыт» [7], в которой представлены творческие разработки проектов, учебных программ по истории, краеведению и литературе, музейные уроки, занятия, игры. В 2005 г. было издано значительное количество научных, учебных и методических материалов в области образовательной деятельности в музее. К ним относятся сборники научных трудов «Образовательное пространство музея» [8], «Образовательная деятельность художественного музея» [9]. В 2006 г. эта проблема была рассмотрена в публикации «Музей и посетитель. Образовательный потенциал музейной экспозиции» [10] и материалах XXVIII Всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение» [11]. В 2007 г. были опубликованы методические пособия и тетради для творческих работ для программы «Здравствуй, музей!» [12]. Также с 2007 г. в журнале «Музей» ведётся постоянная рублика «Музейная педагогика».

Таким образом, в настоящее время ведётся активная издательская деятельность как научных трудов, так и учебно-методической литературы в области образовательной деятельности музеев, но наиболее издаваемая литература связанная с опытом конкретного музея.

Всё чаще в музейной терминологии встречается такое понятие, как программа, которое наиболее часто используется нашими зарубежными коллегами для обозначения музейного события, которое имеет длительную протяженность (до нескольких лет) и осуществляется через различные формы музейной коммуникации [13]. Характерной чертой деятельности современных музеев является налаживание прочных контактов со школами, колледжами и университетами. Этому способствует разработка культурно-образовательных (в том числе музейно-пе-дагогических) программ.

В настоящее время в музеях России действует большое количество программ. Сотрудники Российского центра музейной педагогики и детского творчества на базе Русского музея разработали многоуровневую образовательную программу «Здравствуй, музей!» (научный руководитель Б.А. Столяров) с целью создания системы взаимодействия музея, детского сада, школы и вуза, которая позволяет объединить усилия музейного педагога воспитателя дошкольного учреждения, школьного учителя, преподавателя высшей школы в деле воспитания эстетически развитой, обогащённой художественным опытом и знанием личности. Комплексная образовательная программа «Здравствуй, музей!» успешно реализуется более чем в двадцати регионах России и лежит в основе Программы художественного воспитания и образования детей и юношества в Русском музее, удостоенной Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года за произведения для детей и юношества [14].

Программа состоит из шести разделов. Первый раздел «Мы входим в мир прекрасного» направлен на работу с дошкольниками, поэтому материал это раздела построен на основе общепринятой государственной программы для детского сада и возможностях художественного музея, он формирует основы визуального мышления и эстетического восприятия на базе наблюдения как природных, так и музейных объектов, что способствует развитию мыслительных процессов, речи ребенка, формированию творческих начал как в практике изобразительной деятельности, так и в общении с детьми, родителями, педагогами. Второй раздел «Мир музея» разработан специально для детей младшего школьного возраста и состоит из трёх учебных курсов: для первого класса «Учись смотреть и видеть», для второго класса «Введение в музей», для третьего класса «Виды искусства». Занятия в рамках курсов предлагаются в учебное расписание и проводятся, как в школе, так и в музее по методики, использующей систему опорных вопросов и диалоговую форму. Третий раздел «Личность и изобразительное искусство» направлен на работу с детьми среднего школьного возраста и так же состоит из нескольких курсов: для 5 класса занятия проводятся в рамках курса «Язык изобразительного искусства», для 6-9 классов - «Рассказы о художниках», для 8-9 классов - «История изобразительного искусства» и «Архитектурно-художественное краеведения. Занятия направлены на стимулирование, интеграцию и оптимизацию двух взаимосвязанных процессов: самопознания, самоопределение развивающейся личности и ориентации школьника в пространству художественной культуры. Четвёртый раздел «Социальное творчество и художественная культура», состоящий из одного курса «Проблемы современной художественной культуры», разработан для 11 класса и построен на изучении старшеклассниками дисциплин гуманитарного и художественных циклов и подводит итог обучения по программе «Здравствуй, музей!» в средней школе, а также он направлен на формирование и развитие потребности учащегося найти свой место в пространстве культуры. Пятый раздел «Художественный музей в современном мире» разработан специально для студентов высших учебных заведений. Он состоит из одного курса «Пути развития отечественного искусства», который вводит в проблематику бытования современного художественного музея и знакомит с развитием отечественного искусства в контексте мировой художественной культуры. Занятия по курсу, рассчитанному на два года и ориентированному на формирование общей культуры студентов, проводятся на базе музея. Курс может быть адаптирован для последипломного образования педагогов и представителей других гуманитарных профессий. Материал шестого раздела «Шаг навстречу» состоит из одноимённого арт-терапевтического курса, который содержит не только практические рекомендации по организации арт-терапевти-ческой деятельности в художественном музее, но и важнейшие установки и принципы арт-терапии, как метода психологической практики, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей «с проблемами». Раздел содержит также методические материалы, необходимые специа-

листу, начинающему арт-терапевтическую практику, а также обучающий семинар-тренинг «Арт-терапия в художественном музее» цель которого - общая подготовка специалистов и волонтеров для работы в музейно-педагогических и просветительских отделах музеев [15].

Образовательную программу «Здравствуй, музей!» музеи нехудожественного профиля адаптировали под свою специфику. Например, образовательная программа в МУК «Шаховской районный историко-краеведческий музей» (Московская область), аудиторией которой являлись воспитанники дошкольных образовательных учреждений посёлка Шаховская. Для реализации программы музей и дошкольные учреждения разработали совместный план культурно-массовых мероприятий. В течение года дошкольники ежемесячно приходили в музей. За это время дошкольники познакомились с историей родного края и правилами поведения в музее, а также овладели начальными навыками восприятия образного языка музейной экспозиции. Сотрудники музея учили дошкольников выявлять предметы музейного значения в окружающем мире. В рамках программы помимо музейных уроков была проведена встреча с участником Великой Отечественной войны П.В. Сальниковым. Итоговым мероприятием стала викторина «Мы любим посещать музей», на которой были подведены итоги года и всем участникам программы были вручены памятные сувениры с логотипом Шаховского музея [16]. Образовательная программа «Здравствуй, музей!» реализующаяся на базе Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова отличается тем, что в ней входят тематические беседы, которые предполагают демонстрацию экспонатов из фондов музея («О чём поёт самовар?», «Где родился сарафан?», «Богатыри земли русской» и др.) и передвижные выставки («Весёлый светофорик», «Озорная спичка») [17].

Вторую группу составляют образовательных программ ис-торико-краеведческой направленности. Подобные циклы занятий отличаются тем, что они посвящены истории конкретного края, области или города, т.е. имеют чёткие территориальные границы. Примером подобных программ является экспериментальная музейная образовательная программа «Край, в котором ты живёшь», разработанная в и образовательная программа «История моей родины на предметах старины», действующая на базе Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова. Особенностью программы Калужского областного краеведческого музея является то, что тематика лекций, экскурсий и занятий в большинстве своём совпадает с различными разделами школьных общеобразовательных программ по биологии, истории, литературе и может быть использована как дополнительный материал при изучении многих тем. Перечень и последовательность тем могут быть изменены по выбору педагога. Периодичность проведения занятий также может варьироваться по его усмотрению.

Программа «История моей родины на предметах старины» отличается тем, что в неё входят не только лекции экскурсии («Музей и вещи», «Северная Мекка», «Из-за острова на стрежень.», «А ворон-то ещё летит.», «Жили-были», «Что это?»), но интерактивные беседы («Свидетели времён минувших», «Пока горит свеча», «В гостях у Марьи-искуссницы», «Деньга-денежка», «Как хлеб на стол пришёл», «В стране Динозаврии», «Рассказ каменного топора», «Пир на весь мир», «Буквы разные писать», «Дорого яичко к Христову Дню») и музейные праздники («Душа ль ты моя, Масленица!», «Аты-баты, шли солдаты», «И помнит мир спалённый.», «Праздник урожая», «У истории в гостях»). Музейный праздник «У истории в гостях» завершает программу. Активное участие в его подготовке принимают дети [17].

К третьей группе относятся образовательные программы экологической направленности. Особенностью этой группы является то, что входящие в неё циклы направлены на развитие экологического самосознания детей и подростков. Примером является программа «Экологическое краеведение» реализованная в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина. Она адаптирована для нескольких возрастных категорий: детей дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста, а также студентов профильных специальностей высших учебных заведений. Эта программа отличается от других этого группы тем, что музейные педагоги вводят такие понятия, как «приспособления к различным условиям жизни» (адаптация), «сообщества живых организмов», «соперничество» (конкуренция), «взаимовыгода» (симбиоз), «пищевые сети» [18].

Другой пример - это эколого-биологическая программа «Живая природа вокруг нас», разработанная в Тольяттинском краеведческом музее выделяется тем, что в её рамках школьники знакомятся не только с флорой и фауной Тольятти, но и особенностями комнатных растений, а также узнают о влиянии автомобилей на живую природу города. Завершается программа занятием «Стрекоза и муравей», на котором учащиеся узнают о насекомых своего региона [19]. Также отличительной чертой является то, что в музее действует зелёный сад, в котором и проводятся занятия.

Четвёртую группу составляют образовательные программы патриотического содержания. Патриотическое воспитание на материале истории войн - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических дат, героической борьбы, подвигах, талантах, нравственных качеств сынов Отечества, непримиримости к врагам России. Особенно сильно это восприятие через осознание причастности к данным событиям людей, живших или живущих рядом. С целью знакомства с героическим прошлым края в Ульяновском областном краеведческом музее им. И.А. Гончарова для детей среднего и старшего школьного возраста разработана образовательная программа «Героями не рождаются» состоящая из четырёх экскурсий («Гроза 12 года», «Время выбрало нас», «А она всё продолжает ждать», «Афганистан - наша память, Афганистан - наша боль»), восеми тематический бесед («Подвиги и муза храброго гусара», «Священная война», «Всё для фронта, Всё для победы!», «Их именами названы улицы города», «Плакаты Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Время выбрало нас», «У памятников грустные глаза.»), а так же выставки «Победители!». Наиболее значимым мероприятием программы было оформление стационарной выставки «Победители!», рассказывающую о трудовом вкладе ульяновцев в дело Победы и о боевом подвиге на фронтах Великой Отечественной войны. На ней были представлены мемориальные комплексы участников войны, образцы военной продукции предприятий области. Также сотрудники музея подготовили одноименную передвижную выставку, на которой были представлены копии документальных материалов военных лет, фотографии, плакаты, карты-схемы важнейших сражений. Каждый стенд сопровождался аннотациями об основных событиях Великой Отечественной войны, судьбах ульяновцев - участников боевых событий и тружеников тыла. В рамках губернаторской программы «Связь времён - связь поколений» в ознаменование 65-летия Победы выставка работала в учебных заведениях города и области [17].

Широко распространены в музеях России образовательные программы пятой группы - этнографического направления. В эту группу вошли циклы, посвящённые традиционной культуре населения России и сопредельных территорий. Здесь особое место занимает Российский этнографический музей, в собрании которого представлены памятники традиционной культуры более ста пятидесяти народов, что открывает широкие возможности для создания образовательных и рекреационных программ этнографического содержания [20].

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста действуют студия этнопедагогики «Солнышко» и «Этностудия». Обе программы представляют собой трёх годичный цикл. Особенность студии «Солнышко» в том, что программа занятий опирается на накопленный к трём годам личный опыт ребёнка, включающий его знания о природе и различных природных явления: изменениях в течение суток, наиболее ярких приметах наступления осени, зимы, весны и лета, характерном проведение животных и птиц в разное время года. В рамках «Этностудии» дети знакомятся с русской стариной, мифологическими и фольклорными сюжетами, миром дикой природой и крестьянской избой, детским народным календарём и традиционными занятиями, обычаями и обрядами народов. Каждое занятие обязательно включает в себя выполнение творческого задания (рисунок, аппликация, лепка из солёного теста, роспись по дереву и др.), тематически связанного с соответствующим разделом программы. Кроме музейного педагога, с детьми работают профессиональный художник, музыкант и мастера прикладного творчества, обучающие детей основам изобразительного искусства и различным видам художественного творчества. Лучшие рисунки и поделки демонстрируются на музейных и городских выставках.

Старшеклассникам, студентам, преподавателям, родителям и тем, кто каждый день общается с молодёжью, кому не безраз-

личные её проблемы адресована программа «Круг друзей». Занятия проходят на экспозиции «Русские конца XIX - начала XX вв.» и в детско-юношеском центре музея [21].

Для семейной аудитории в РЭМ действуют две программы: «Приглашаем в гости!» и «Крошка-Этнограф». «Приглашаем в гости!» представляет собой цикл занятий для родителей с детьми 5-10 лет и занятия представляют собой путешествия на берегах суровых северных морей, высоко в горах Кавказа, в пустынях Средней Азии и на празднике в русской деревне. На игровой площадке музея проводятся традиционные игры, в которых используются новоделы, с которыми дети могут играть. Завершается программа занятием-викториной «Что такое, кто такой?» на базе экспозиций РЭМ.

Семейный клуб «Крошка-Этнограф» создан для организации познавательного досуга всей семьи и представляет собой игровые и театрализованные занятия с музыкой и танцами, основной темой которых является события традиционного календаря. Например, в январе проводится занятие «Раз в крещенский вечерок», где раскрывается тема девичьих гаданий, нечистой, святой и крестной силы.

Сотрудники Российского этнографического музея также разработали этнопедагогическую программу для взрослых «Мамина школа», которая адресована молодым семьям, где ожидается появление ребёнка, но в то же время она будет полезна для любого человека, заинтересованного в получении знаний о традициях воспитания в народной культуре. «Мамина школа» основана на традициях народной педагогики и направлена на подготовку к материнству [22].

Программы этнографической направленности действуют не только в Российском этнографическом музее, но в других музеях России. Например, сотрудники Самарского областного исто-рико-краеведческого музея им. П.В. Алабина разработали об-

Библиографический список

разовательно-воспитательную программу для детей среднего школьного возраста «Путешествие в страну Этнографию». Особенность этого цикла в том, что в него входит курс занятий по занимательному музееведению, включающий знакомство с коллекциями, вводятся такие понятия, как «этнография» и «этнос». В рамках программы учащиеся также знакомятся с культурой и бытом народов Приволжья. Цикл рассчитан на три года и завершается «Музейным карнавалом», праздником на котором учащиеся поют песни, танцуют и участвуют в различных конкурсах, проводимых сотрудниками музея [18].

Таким образом, в настоящее время в России действуют образовательные программы пяти групп. Региональный аспект встречается во всех группах музейно-педагогических программ. Например, в программу «Здравствуй, музей!» (первая группа) Шаховского районного историко-краеведческого музея (Московская область) входит встреча с участником Великой Отечественной войны. Вторую группу составили программы краеведческой направленности, которые в каждом программном мероприятие содержат региональный компонент. Третья группа - программы экологической направленности, содержат в себя экологическое краеведение (например, в Самарском областном историко-кра-еведческом музее им. П.В. Алабина музейно-педагогическая программа так и называется «Экологическое краеведение»). Примером регионального аспекта в музейно-педагогических программах патриотической направленности является программа «Героями не рождаются» в Ульяновском областном краеведческом музее им. И.А. Гончарова, в которую входила беседа «Их именами названы улицы города».

Данная классификация культурно-образовательных и музей-но-педагогических программ разработана автором статьи и соответствует основным направлениям культуроохранных технологий социально-культурной деятельности.

1. Музейное дело России: учеб. пособ. / ред. М.Е. Каулен. - М., 2003.

2. Оленина, Г.В. Социально-культурные основания связей с общественностью в контексте антропологического подхода / Г.В. Оленина, В.И. Десятов (авторство не разделено) // Мир науки, культуры, образования. - 2007. - № 1(4).

3. Образовательная деятельность художественного музея: труды Рос. научно-практич. центра по проблемам музейной педагогики. -СПб., 2000. - Вып. 4.

4. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. для вузов по специальности «История» / под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. -М., 1988.

5. Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. творч. лаборат. «Музейная педагогика» каф. музейного дела Института переподготовки работников искусства, культуры и туризма Российской Федерации. - М., 1997.

6. Столяров, Б.А. Концепция и программа эстетического воспитания молодёжи в условиях взаимодействия школы и музея / Б.А. Столяров, А.Г. Бойко. - СПб., 2001.

7. Культурно-образовательная деятельность музея: проблемы, поиски, опыт / под ред. Е.М. Акулича. - Тобольск, 2003.

8. Образовательное пространство музея: материалы семин., посвящ. 15-летию Рос. центра музейной педагогике и детского творчества / под ред. Б.А. Столярова. - СПб., 2005.

9. Образовательная деятельность художественного музея / под ред. Б.А. Столярова. - СПб., 2005. - Вып. 8.

10. Музей и посетитель. Образовательный потенциал музейной экспозиции: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2006.

11. XXVIII Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение»: сб. материалов / под ред. Е.Г. Вансловой. - М., 2006.

12. Лузе, О.Р. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Раздел «Мир музея». Курс «Учись смотреть и видеть»: методич. пособ. для учителей нач. школы / О.Р. Лузе, Л.А. Гольтякова. - СПб., 2007.

13. Березовская, С.В. О роли музейной экспозиции в поиске новых форм взаимодействия музея и школы: экспонат - игра - театр // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции. - Томск, 2002.

14. Российский центр музейной педагогики и детского творчества [Э/р]. - Р/д: http://www.muzped.net/?main=hello_museum

15. Российский центр музейной педагогики и детского творчества [Э/р]. - Р/д: http://www.muzped.net/?main=hello_museum1

16. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» [Э/р]. - Р/д: http://www.shahovskya.ru

17. Образовательные программы Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова - новости музея [Э/р]. - Р/д: http:// www.uokm.ru/news.php?id=56

18. Музей им. П.В. Алабина / Абонементы и образовательные программы [Э/р]. - Р/д: http://www.alabin.ru/alaina/visitors/education/

19. Образовательные программы / Тольяттинский музей [Э/р]. - Э/р: http://tltmuseum.ru/index.php?option=com_content& view=category&layout=blog&id=82&Itemid=29

20. Российский этнографический музей: Посетителю: Музей - детям, родителям, педагогам [Э/р]. - Р/д: http://www.ethnomuseum.ru/section33/ 318.htm

21. Российский этнографический музей: Посетителю: Музей - детям, родителям, педагогам: Занятия для взрослых [Э/р]. - Р/д: http:// www.ethnomuseum.ru/section33/318/1639/6165.htm

22. Российский этнографический музей: Посетителю: Музей - детям, родителям, педагогам: Занятия для взрослых: Этнопедагогическая программа для взрослых «Мамина школа» - Мамина школа [Э/р]. - Р/д: http://www.ethnomuseum.ru/section33/318/1639/2121.htm

Bibliography

1. Muzeyjnoe delo Rossii: ucheb. posob. / red. M.E. Kaulen. - M., 2003.

2. Olenina, G.V. Socialjno-kuljturnihe osnovaniya svyazeyj s obthestvennostjyu v kontekste antropologicheskogo podkhoda / G.V. Olenina, V.I. Desyatov (avtorstvo ne razdeleno) // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2007. - № 1(4).

3. Obrazovateljnaya deyateljnostj khudozhestvennogo muzeya: trudih Ros. nauchno-praktich. centra po problemam muzeyjnoyj pedagogiki. -SPb., 2000. - Vihp. 4.

4. Muzeevedenie. Muzei istoricheskogo profilya: ucheb. dlya vuzov po specialjnosti «Istoriya» / pod red. K.G. Levihkina, V. Kherbsta. - M., 1988.

5. Kuljturno-obrazovateljnaya deyateljnostj muzeev: sb. tvorch. laborat. «Muzeyjnaya pedagogika» kaf. muzeyjnogo dela Instituta perepodgotovki rabotnikov iskusstva, kuljturih i turizma Rossiyjskoyj Federacii. - M., 1997.

6. Stolyarov, B.A. Koncepciya i programma ehsteticheskogo vospitaniya molodyozhi v usloviyakh vzaimodeyjstviya shkolih i muzeya / B.A. Stolyarov, A.G. Boyjko. - SPb., 2001.

7. Kuljturno-obrazovateljnaya deyateljnostj muzeya: problemih, poiski, opiht / pod red. E.M. Akulicha. - Toboljsk, 2003.

8. Obrazovateljnoe prostranstvo muzeya: materialih semin., posvyath. 15-letiyu Ros. centra muzeyjnoyj pedagogike i detskogo tvorchestva / pod red. B.A. Stolyarova. - SPb., 2005.

9. Obrazovateljnaya deyateljnostj khudozhestvennogo muzeya / pod red. B.A. Stolyarova. - SPb., 2005. - Vihp. 8.

10. Muzeyj i posetitelj. Obrazovateljnihyj potencial muzeyjnoyj ehkspozicii: tez. dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. - M., 2006.

11. XXVIII Vserossiyjskiyj seminar «Muzeyj i podrastayuthee pokolenie»: sb. materialov / pod red. E.G. Vanslovoyj. - M., 2006.

12. Luze, O.R. Muzeyjno-pedagogicheskaya programma «Zdravstvuyj, muzeyj!». Razdel «Mir muzeya». Kurs «Uchisj smotretj i videtj»: metodich. posob. dlya uchiteleyj nach. shkolih / O.R. Luze, L.A. Goljtyakova. - SPb., 2007.

13. Berezovskaya, S.V. O roli muzeyjnoyj ehkspozicii v poiske novihkh form vzaimodeyjstviya muzeya i shkolih: ehksponat - igra - teatr // Muzeyjnihe fondih i ehkspozicii v nauchno-obrazovateljnom processe: materialih Vserossiyjskoyj nauchnoyj konferencii. - Tomsk, 2002.

14. Rossiyjskiyj centr muzeyjnoyj pedagogiki i detskogo tvorchestva [Eh/r]. - R/d: http://www.muzped.net/?main=hello_museum

15. Rossiyjskiyj centr muzeyjnoyj pedagogiki i detskogo tvorchestva [Eh/r]. - R/d: http://www.muzped.net/?main=hello_museum1

16. Muzeyjno-pedagogicheskaya programma «Zdravstvuyj, muzeyj!» [Eh/r]. - R/d: http://www.shahovskya.ru

17. Obrazovateljnihe programmih Uljyanovskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya im. I.A. Goncharova - novosti muzeya [Eh/r]. - R/d: http:/ /www.uokm.ru/news.php?id=56

18. Muzeyj im. P.V. Alabina / Abonementih i obrazovateljnihe programmih [Eh/r]. - R/d: http://www.alabin.ru/alaina/visitors/education/

19. Obrazovateljnihe programmih / Toljyattinskiyj muzeyj [Eh/r]. - Eh/r: http://tltmuseum.ru/index.php?option=com_content& view=category&layout=blog&id=82&Itemid=29

20. Rossiyjskiyj ehtnograficheskiyj muzeyj: Posetitelyu: Muzeyj - detyam, roditelyam, pedagogam [Eh/r]. - R/d: http://www.ethnomuseum.ru/ section33/318.htm

21. Rossiyjskiyj ehtnograficheskiyj muzeyj: Posetitelyu: Muzeyj - detyam, roditelyam, pedagogam: Zanyatiya dlya vzroslihkh [Eh/r]. - R/d: http:// www.ethnomuseum.ru/section33/318/1639/6165.htm

22. Rossiyjskiyj ehtnograficheskiyj muzeyj: Posetitelyu: Muzeyj - detyam, roditelyam, pedagogam: Zanyatiya dlya vzroslihkh: Ehtnopedagogicheskaya programma dlya vzroslihkh «Mamina shkola» - Mamina shkola [Eh/r]. - R/d: http://www.ethnomuseum.ru/section33/ 318/1639/2121.htm

Статья поступила в редакцию 15.03.14

УДК 796.5

Bespalovа N.N., Yagovets V.S. INTEGRATION OF THE CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF OLD BELIEVERS OF THE ALTAI TERRITORY IN THE FIELD OF TOURISM. The work analyzes different works of researchers on history and geography of settlement of the Old Believers in the Altai region. The paper identifies the key features of the life and traditions of the Old Believers. The work indicates at modern cultural centers of the Old Believers in the Altai Krai and identifies the problem of their cultural heritage in the tourism sector. The authors propose a number of areas for inclusion of the Old Believers into programs with touristic services.

Key words: cultural and historical heritage, Old Believers, settling of Old Believers in the Altai Krai, centers of Old Believers' culture, integration of cultural heritage into tourism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Н. Беспалова, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected];

В.С. Яговец, доц. каф. социально-культурного сервиса и туризма АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СФЕРУ ТУРИЗМА*

На основе трудов различных авторов анализируется история и география расселения старообрядцев в Алтайском крае. Выявляются ключевые особенности быта и традиций староверов. Указываются современные центры старообрядческой культуры в Алтайском крае и определяются проблемы использования культурного наследия старообрядцев в сфере туризма. Предлагается ряд направлений взаимовыгодного включения старообрядческих центров в программы обслуживания туристов.

Ключевые слова: культурно-историческое наследие, старообрядцы, расселение староверов в Алтайском крае, центры старообрядческой культуры, интеграция культурного наследия в сферу туризма.

Вхождение территории Алтая в состав Российской империи и дальнейшее ее освоение переселенцами привело к формированию необычайно разнообразной культурной палитры. Можно назвать территорию Алтайского края местом встречи представителей всех историко-культурных групп русского населения -от коренных сибиряков или старожилов до региональных переселенцев из европейских губерний России (курян, тамбовцев, орловских, воронежских, туляков и т.д.) или «россейских» [1].

В настоящее время в Алтайском крае проживают представители более 80 народностей и этнических групп, нередко образуя зоны компактного расселения и сохраняя традиции и быт своих предков. Культурная самоидентичность и способность противостоять аккультурации - важнейшие цивилизационные функции таких диаспор, а поиск способов и моделей устойчивости самобытной культуры - приоритетные задачи исследователей и специалистов в данной сфере.

Особый колорит культурному сообществу Алтая придавали староверы, которые составляли значительную часть населения и являлись последователями различных согласий и толков «до-никоновской» веры. Значительная часть их появилась здесь

в поисках убежища, скрываясь от религиозных преследований. Сегодня сохранились места их компактного расселения, находящиеся на территории Алтайского края: Смоленский район (Со-лоновка), Солонешенский район (села Сибирячиха, Топольное, Карпово), Змеиногорский район (села Шемонаиха, Лосиха, Верх-Убинское и др.), Третьяковский район (села Староалейское, Екатерининское). Центры старообрядческой культуры можно найти и в крупных городах - Барнауле, Бийске, и на территории сельских районов - Алтайского, Залесовского, Заринского, Красногорского, Ребрихинского, Топчихинского и других [2].

Жизнь и быт староверов еще в XIX - начале XX вв. изучали многие исследователи: К.Ф. Ледебур, Ф.Ф. Болонев, Л.И. Снит-ко, М.В. Швецова, Г.Д. Гребенщиков, Н.К. Рерих. Интерес к этой теме возродился в начале XXI в. в работах К.Ю. Иванова, В.Н. Ильина, И.В. Куприяновой [3; 4], Р.П. Кучугановой, Т.К. Щегловой и других. Все они отмечали религиозность староверов, которая проявляется в чтении молитв и священных книг, сохранение себя в «древнем благочестии» и высокую грамотность населения. В их избах всегда наблюдалось большое количество икон, причем древних многостворчатых, которые вряд ли уда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.