6. Stolyarov, B.A. Koncepciya i programma ehsteticheskogo vospitaniya molodyozhi v usloviyakh vzaimodeyjstviya shkolih i muzeya / B.A. Stolyarov, A.G. Boyjko. - SPb., 2001.
7. Kuljturno-obrazovateljnaya deyateljnostj muzeya: problemih, poiski, opiht / pod red. E.M. Akulicha. - Toboljsk, 2003.
8. Obrazovateljnoe prostranstvo muzeya: materialih semin., posvyath. 15-letiyu Ros. centra muzeyjnoyj pedagogike i detskogo tvorchestva / pod red. B.A. Stolyarova. - SPb., 2005.
9. Obrazovateljnaya deyateljnostj khudozhestvennogo muzeya / pod red. B.A. Stolyarova. - SPb., 2005. - Vihp. 8.
10. Muzeyj i posetitelj. Obrazovateljnihyj potencial muzeyjnoyj ehkspozicii: tez. dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. - M., 2006.
11. XXVIII Vserossiyjskiyj seminar «Muzeyj i podrastayuthee pokolenie»: sb. materialov / pod red. E.G. Vanslovoyj. - M., 2006.
12. Luze, O.R. Muzeyjno-pedagogicheskaya programma «Zdravstvuyj, muzeyj!». Razdel «Mir muzeya». Kurs «Uchisj smotretj i videtj»: metodich. posob. dlya uchiteleyj nach. shkolih / O.R. Luze, L.A. Goljtyakova. - SPb., 2007.
13. Berezovskaya, S.V. O roli muzeyjnoyj ehkspozicii v poiske novihkh form vzaimodeyjstviya muzeya i shkolih: ehksponat - igra - teatr // Muzeyjnihe fondih i ehkspozicii v nauchno-obrazovateljnom processe: materialih Vserossiyjskoyj nauchnoyj konferencii. - Tomsk, 2002.
14. Rossiyjskiyj centr muzeyjnoyj pedagogiki i detskogo tvorchestva [Eh/r]. - R/d: http://www.muzped.net/?main=hello_museum
15. Rossiyjskiyj centr muzeyjnoyj pedagogiki i detskogo tvorchestva [Eh/r]. - R/d: http://www.muzped.net/?main=hello_museum1
16. Muzeyjno-pedagogicheskaya programma «Zdravstvuyj, muzeyj!» [Eh/r]. - R/d: http://www.shahovskya.ru
17. Obrazovateljnihe programmih Uljyanovskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya im. I.A. Goncharova - novosti muzeya [Eh/r]. - R/d: http:/ /www.uokm.ru/news.php?id=56
18. Muzeyj im. P.V. Alabina / Abonementih i obrazovateljnihe programmih [Eh/r]. - R/d: http://www.alabin.ru/alaina/visitors/education/
19. Obrazovateljnihe programmih / Toljyattinskiyj muzeyj [Eh/r]. - Eh/r: http://tltmuseum.ru/index.php?option=com_content& view=category&layout=blog&id=82&Itemid=29
20. Rossiyjskiyj ehtnograficheskiyj muzeyj: Posetitelyu: Muzeyj - detyam, roditelyam, pedagogam [Eh/r]. - R/d: http://www.ethnomuseum.ru/ section33/318.htm
21. Rossiyjskiyj ehtnograficheskiyj muzeyj: Posetitelyu: Muzeyj - detyam, roditelyam, pedagogam: Zanyatiya dlya vzroslihkh [Eh/r]. - R/d: http:// www.ethnomuseum.ru/section33/318/1639/6165.htm
22. Rossiyjskiyj ehtnograficheskiyj muzeyj: Posetitelyu: Muzeyj - detyam, roditelyam, pedagogam: Zanyatiya dlya vzroslihkh: Ehtnopedagogicheskaya programma dlya vzroslihkh «Mamina shkola» - Mamina shkola [Eh/r]. - R/d: http://www.ethnomuseum.ru/section33/ 318/1639/2121.htm
Статья поступила в редакцию 15.03.14
УДК 796.5
Bespalovа N.N., Yagovets V.S. INTEGRATION OF THE CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF OLD BELIEVERS OF THE ALTAI TERRITORY IN THE FIELD OF TOURISM. The work analyzes different works of researchers on history and geography of settlement of the Old Believers in the Altai region. The paper identifies the key features of the life and traditions of the Old Believers. The work indicates at modern cultural centers of the Old Believers in the Altai Krai and identifies the problem of their cultural heritage in the tourism sector. The authors propose a number of areas for inclusion of the Old Believers into programs with touristic services.
Key words: cultural and historical heritage, Old Believers, settling of Old Believers in the Altai Krai, centers of Old Believers' culture, integration of cultural heritage into tourism.
Н.Н. Беспалова, канд. пед. наук, доц. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
В.С. Яговец, доц. каф. социально-культурного сервиса и туризма АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СФЕРУ ТУРИЗМА*
На основе трудов различных авторов анализируется история и география расселения старообрядцев в Алтайском крае. Выявляются ключевые особенности быта и традиций староверов. Указываются современные центры старообрядческой культуры в Алтайском крае и определяются проблемы использования культурного наследия старообрядцев в сфере туризма. Предлагается ряд направлений взаимовыгодного включения старообрядческих центров в программы обслуживания туристов.
Ключевые слова: культурно-историческое наследие, старообрядцы, расселение староверов в Алтайском крае, центры старообрядческой культуры, интеграция культурного наследия в сферу туризма.
Вхождение территории Алтая в состав Российской империи и дальнейшее ее освоение переселенцами привело к формированию необычайно разнообразной культурной палитры. Можно назвать территорию Алтайского края местом встречи представителей всех историко-культурных групп русского населения -от коренных сибиряков или старожилов до региональных переселенцев из европейских губерний России (курян, тамбовцев, орловских, воронежских, туляков и т.д.) или «россейских» [1].
В настоящее время в Алтайском крае проживают представители более 80 народностей и этнических групп, нередко образуя зоны компактного расселения и сохраняя традиции и быт своих предков. Культурная самоидентичность и способность противостоять аккультурации - важнейшие цивилизационные функции таких диаспор, а поиск способов и моделей устойчивости самобытной культуры - приоритетные задачи исследователей и специалистов в данной сфере.
Особый колорит культурному сообществу Алтая придавали староверы, которые составляли значительную часть населения и являлись последователями различных согласий и толков «до-никоновской» веры. Значительная часть их появилась здесь
в поисках убежища, скрываясь от религиозных преследований. Сегодня сохранились места их компактного расселения, находящиеся на территории Алтайского края: Смоленский район (Со-лоновка), Солонешенский район (села Сибирячиха, Топольное, Карпово), Змеиногорский район (села Шемонаиха, Лосиха, Верх-Убинское и др.), Третьяковский район (села Староалейское, Екатерининское). Центры старообрядческой культуры можно найти и в крупных городах - Барнауле, Бийске, и на территории сельских районов - Алтайского, Залесовского, Заринского, Красногорского, Ребрихинского, Топчихинского и других [2].
Жизнь и быт староверов еще в XIX - начале XX вв. изучали многие исследователи: К.Ф. Ледебур, Ф.Ф. Болонев, Л.И. Снит-ко, М.В. Швецова, Г.Д. Гребенщиков, Н.К. Рерих. Интерес к этой теме возродился в начале XXI в. в работах К.Ю. Иванова, В.Н. Ильина, И.В. Куприяновой [3; 4], Р.П. Кучугановой, Т.К. Щегловой и других. Все они отмечали религиозность староверов, которая проявляется в чтении молитв и священных книг, сохранение себя в «древнем благочестии» и высокую грамотность населения. В их избах всегда наблюдалось большое количество икон, причем древних многостворчатых, которые вряд ли уда-
лось бы увидеть нам сегодня, потому что они варварски уничтожались во времена церковного раскола.
Староверы, бежавшие на Алтай, стремились уберечь от уничтожения и сохранить свои старинные обычаи, бытовой уклад, характерные для их духовной и материальной культуры особенности. Они являлись носителями народной культуры тех мест, выходцами которых они были, а, переселившись на новые места, становились хранителями этой культуры.
Роль старообрядчества в сохранении средневековой русской культуры настолько очевидна, что ее трудно переоценить, и это очень точно выразил известный писатель Валентин Распутин: «Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита Отечества на поле брани».
Культура старообрядцев уникальна и самобытна и может представлять интерес не только у ученых и исследователей, но и у обычных людей, кому дорога история наших предков. Однако важно учитывать то, что староверы очень замкнутый народ и достаточно тяжело идут на контакт с чужими людьми. Своеобразие и замкнутость их культуры обусловлены тем, что на протяжении многих веков они жили в полном затворничестве, оберегаясь от внешнего мира. Отсюда, кстати, и отношение ко всем людям, не принадлежащих к ним, как к «мирским» или «мирянам». Старообрядцы сохранили свою культуру практически в неизмененном виде, при этом большую роль сыграло жесткое соблюдение религиозных и бытовых норм и запретов. Исследователи до сих пор поражаются той способности, которая дала возможность в столь короткий промежуток времени сориентироваться в непривычной природной обстановке и успешно осваивать любую территорию.
Быт староверов был очень скромен, а условия жизни достаточно трудные, можно даже сказать, спартанские. Им приходилось не просто жить, а выживать, и во многом им помогало истовое желание сохранить свою культуру и, конечно же, их трудолюбие, благодаря которому они выжили в сложных условиях необжитых мест. Староверы, жившие среди лесов, отличались бережным отношением к природе, а она, в свою очередь, щедро отдавала им свои дары. Такому отношению ко всему живому стоит поучиться у наших предков.
Дошла до нашего времени, почти в неизменном виде, и строгая система запретов, призванных оградить себя от влияния внешнего духовного и материального мира. Так, например, старообрядцы старались ничего не покупать, а всю домашнюю утварь и орудия труда делали собственными руками. Главным же орудием труда обычно был топор, которым и валили деревья, и тесали плахи для будущего дома, и даже делали посуду. В отношении посуды бытовал строгий закон: каждому едоку отдельная чашка, за что их иногда называли «чашечниками». Староверы соблюдали «чистоту посуды»: отдельно для скота, для «приборки», для угощения «мирских». Существовал обычай выбрасывания посуды, из которой поел чужак, что, с нашей стороны, можно расценить как проявление неуважения, для них же это элементарная предосторожность, помогающая избежать всевозможных эпидемий. Строго были запрещены алкоголь, курение и бранные слова, которые, по их мнению, отдаляют от Бога. В некоторых местах до сих пор существуют запреты на гармонь и танцы, зато сохранилось пение духовных стихов и старинное пение по книгам.
У староверов еще в древности существовала выработанная система православного домостроительства, исключающая какое либо своеволие. Строгий порядок жизни, когда человек знал, в какой день пост, когда праздник, а когда пахать и сеять, не допуская суеты. Поэтому оставались силы и время на духовное и материальное «делание», на сохранение своей самобытности.
Переселенцы-староверы принесли с собой и особенности материальной культуры, связанные со строительством жилища. Так, благодаря им на Алтае до сих пор сохранилось расположение населенных пунктов по водным магистралям. Река при этом служила как хозяйственным подспорьем, так и средством передвижения. Традиция освоения новых мест путем продвижения по рекам на плотах, построенных из бревен собственных домов, долго сохранялась в среде староверов. По прибытии на место плоты разбирали и снова возводили из них дома. Для этих целей использовали исключительно «листвяг» (лиственницу),
который хорошо переносил испытание водой и мог простоять более ста лет. В домах была распространена роспись стен, потолков, печи и домашней утвари, выполненная в традициях русской орнаментальной культуры XVII века с присущим ей жизнелюбием. Наиболее часто встречались изображения растущих из намеченного контура вазона куста с цветами-кругами, розетками соцветий как знаками цветущей жизни и изображение птиц, обычно двух «пташек», являющихся символическим изображением счастливой семейной пары и прочного домашнего очага.
Одежда старообрядцев также сохраняет своеобразные черты старинной северно-русской народной культуры, которая состоит из рубахи, сарафанного комплекса и специфического головного убора. Женские рубахи шились из однотонной ткани, а декоративным элементом выступал узор растительного или геометрического происхождения, синего, зеленого и красного цветов, располагавшийся на вороте, рукавах и «оплечьях». Сарафаны же изготавливались из пестрой, крупноузорной или набивной ткани, поверх него надевали передник («запон») с рукавами, иногда доходящий спереди до горла, а сзади заканчивающийся у лопаток. Повседневным головным убором староверок был платок, который у замужних женщин повязывался поверх «шамшуры», которую не снимали даже на ночь, при этом не допускалось выпадение ни единой пряди волос из под платка (в таких случаях говорили: «Опростоволосилась»).
Особую роль, как в мужской, так и в женской одежде, играл пояс или опоясок, сплетенный из разноцветных шерстяных нитей, который служил своеобразным оберегом. Так, пояс, надетый при крещении на голое тело, носился до самой кончины. Пояс символизировал разделение на верхнее, связанное с Богом, и нижнее, низменное начало, он был богато украшен художественным орнаментом, где преобладали ромбы и кресты с крючьями. Потеря пояса считалось плохой приметой, потому что, по мнению старообрядцев, исчезала граница между божественным и низменным, отсюда и появление устойчивого выражения, обычно адресованного молодому поколению, «распоя-совшаяся молодежь».
Необходимо отметить, что люди, державшиеся основ старообрядческого учения, вероятно, имели ту внутреннюю свободу, которая позволяла им даже под жестким прессингом государственных и церковных властей, оставаться независимыми. Старообрядцы не переставали считать естественным жить по законам совести, не потеряли высокой нравственности, способности сочувствовать и помогать ближним. Фундаментальной основой их духовного учения были знание и вера, выражавшиеся одним понятием «древнее благочестие», в котором был аккумулирован опыт нравственной жизни предыдущих поколений и выражение общечеловеческих ценностей культуры.
Культура старообрядческих поселений, сохранившаяся до сегодняшнего дня вопреки и наперекор всему, представляет особый интерес и ценность и дает возможность наглядно продемонстрировать, подобно машине времени, живую историю наших предков, окунуться в уклад жизни, материальную и мировоззренческую «архаичную» культуру русского населения.
Однако, несмотря на определенный интерес к этой тематике, реальные возможности интеграции культурно-исторического наследия старообрядцев в сферу туризма на данный момент весьма ограничены. По результатам анализа культурных и этнографических туристских продуктов туроператоров Алтайского края можно сказать, что специализированных туров, посвященных старообрядческой тематике, на рынке не представлено. Более того, в программы туров по Алтаю посещение объектов старообрядческой культуры в виде экскурсий также не входит (исключение составляет музей старообрядчества в с. В. Уймон на территории Республики Алтай). Интересные для организации экскурсий экспозиции находятся в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая в Барнауле, в ДШИ «Традиция» в с.Власиха, в музее «Русская горница» в с.Топольное, в истори-ко-краеведческом музее Третьяковского района и др. Есть также примеры формирования небольших частных музеев подобной тематики на туркомплексах «Селена» в с. Ая и «Сибирское подворье» в с. Новотырышкино.
Проблемы интеграции культурного наследия старообрядцев в сферу туризма связаны во многом с их образом жизни и мировоззрением, подчас сознательным избеганием контактов с «мирянами». Такая на первый взгляд «негостеприимность» староверов может отпугнуть многих организаторов туризма. Однако, достаточно ближе познакомиться с бытом и традициями этих людей,
чтобы понять их доброжелательность и искреннюю заботу о ближних. Также имеются категории туристов, которые разделяют жизненные принципы старообрядцев - «без излишеств». Такой вариант отдыха вполне может подойти семейным туристам, людям с высокой духовной культурой или желающим отстраниться от популярных и шумных развлечений и нетрезвых компаний. А по данным социологических опросов число потенциальных потребителей такого турпродукта постоянно растет.
Также проблемой является малоизвестность центров старообрядческой культуры. Многие из них сформировались сравнительно недавно и не имеют большой поддержки в продвижении информации о себе. Потенциальные потребители, в том числе организаторы туризма, просто не знают об их существовании и тех возможностях, которые они предлагают. Следовательно, решить эту проблему можно путем включения старообрядческой культуры в различные целевые программы и гранто-вые конкурсы, поддержки со стороны краевых и муниципальных органов власти, а также сотрудничеством с предприятиями туризма.
Еще одним направлением в популяризации наследия старообрядцев Алтайского края стало участие Алтайской государственной академии культуры и искусств в международной туристической выставке «Интурмаркет - 2014» в Москве. Выставочный стенд академии был стилизован под старообрядческую горницу с предметами быта староверов - прялка, бердо, пояса и рушники, посуда, печь с росписью, а сотрудники академии работали на стенде в традиционных старообрядческих костюмах, были организованы мастер-классы по плетению поясов, а также выступления творческих коллективов. Такой подход позволил привлечь сотни российских и зарубежных посетителей выставки, а также представителей турбизнеса, которые были заинтересованы в подобном тематическом турпродукте. Многие высказывались о том, что этот уголок выставки наиболее «живой» и пробуждает желание поближе познакомиться с исконной русской культурой [5].
Таким образом, можно говорить о необходимости разработки тематических турпродуктов с использованием наследия старообрядцев:
Библиографический список
• этнографические экспедиционные туры под руководством научных работников для специалистов, студентов, занимающихся данной тематикой;
• этнокультурные туры, включающие ознакомление с различными этносами и этническими группами, населяющими Алтайский край;
• этнографические экскурсии, в которых можно объединять посещение музеев и культурных центров с проведением мастер-классов, праздничных обрядов, дегустаций и «живым» общением с носителями культуры. Удачным примером такого подхода может стать появление «Этнографической деревни Алтая» [1];
• размещение в экопоселениях с приобщением к традиционному быту и устоям старообрядцев.
Примером экопоселения может стать возрождаемое село Анамас в Ельцовском районе, которое при поддержке директора группы компаний «Алтай-старовер» А. Холмогорова оформится как сельскохозяйственный производственный кооператив. Прием туристов в гостинице станет одним из направлений работы данного предприятия [6].
Для староверов возможности туризма могут стать и элементом экономического благосостояния за счет обслуживания туристов, и фактором возрождения и сохранения исконной культуры, и трансляцией своих духовных устоев на широкую аудиторию, и способом удержания молодежи в общине.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что культура старообрядчества представляет собой необходимую основу для развития востребованных инновационных видов туризма: историко-культурного, этнического, экологического и религиозно-паломнического. Именно поэтому в решении проблемы создания туристско-рекреационного комплекса в Алтайском крае территории с компактным проживанием староверов являются перспективной составляющей туристско-рекреационной зоны.
• Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, проект № 14-06-98003.
1. Щеглова, Т.К. «Этнографическая деревня Алтая» - туристско-экскурсионный комплекс историко-культурного наследия Алтая // Проблемы развития туризма в Алтайском крае: материалы научно-практич. конф. - Барнаул, 2007.
2. Куприянова, И.В. Старообрядцы Алтая в первой трети ХХ века: монография. - Барнаул, 2010.
3. Куприянова, И.В. Старообрядческая семья: религиозно-культурная доминанта // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№ 4(41).
4. Куприянова, И.В. Революция и гражданская война - годы политического самоопределения старообрядчества // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5.
5. Экспозиция АГАКИ на выставке «Интурмаркет-2014» [Э/р]. - Р/д: http://www.altgaki.org/news/2904-ekspozicziya-agaki-na-vystavke-linturmarket-2014r
6. Заброшенные села в Алтайском крае спасают фермеры и староверы / Д. Абалакин [Э/р]. - Р/д: http://barnaul.rusplt.ru/index/ zabroshenny_sela_v_altajskom_krae_spasajut_fermery_i_starovery.html
Bibliography
1. Theglova, T.K. «Ehtnograficheskaya derevnya Altaya» - turistsko-ehkskursionnihyj kompleks istoriko-kuljturnogo naslediya Altaya // Problemih razvitiya turizma v Altayjskom krae: materialih nauchno-praktich. konf. - Barnaul, 2007.
2. Kupriyanova, I.V. Staroobryadcih Altaya v pervoyj treti KhKh veka: monografiya. - Barnaul, 2010.
3. Kupriyanova, I.V. Staroobryadcheskaya semjya: religiozno-kuljturnaya dominanta // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).
4. Kupriyanova, I.V. Revolyuciya i grazhdanskaya voyjna - godih politicheskogo samoopredeleniya staroobryadchestva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5.
5. Ehkspoziciya AGAKI na vihstavke «Inturmarket-2014» [Eh/r]. - R/d: http://www.altgaki.org/news/2904-ekspozicziya-agaki-na-vystavke-linturmarket-2014r
6. Zabroshennihe sela v Altayjskom krae spasayut fermerih i staroverih / D. Abalakin [Eh/r]. - R/d: http://barnaul.rusplt.ru/index/ zabroshenny_sela_v_altajskom_krae_spasajut_fermery_i_starovery.html
Статья поступила в редакцию 14.06.14
УДК 069.5
Polteva T.I. EPISTOLARY HERITAGE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945) FROM THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM n.a. A.V. ANOKHIN. The article analyzes the epistolary heritage of the Great Patriotic War (1941-1945.) from the collection of the National Museum n.a. A.V. Anokhin (Altai Republic), in accordance with generally accepted classification of sources. The collection consists of letters addressed to newspapers and letters, written in the state and public institutions, and personal correspondence. The collection of letters that refer to the period of the Great Patriotic War, includes about 100 items that characterize participation of Oirot Autonomous Region in the war. The letters describe the history of human life in hard conditions and give an estimate of the military events. The military letters show the relationship between people, the atmosphere of drama and tension and feelings of the