Научная статья на тему 'Эпистолярное наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) из собрания Национального музея имени А. В. Анохина'

Эпистолярное наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) из собрания Национального музея имени А. В. Анохина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / КОЛЛЕКЦИИ / ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО / ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА / ЛИЧНАЯ ПЕРЕПИСКА / ВОЙНА / MUSEUMS / COLLECTIONS / EPISTOLARY HERITAGE / LETTERS FROM THE FRONT / SOURCE BASE / PERSONAL CORRESPONDENCE / WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полтева Т. И.

В работе анализируется эпистолярное наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) из собрания Национального музея имени А.В. Анохина (Республика Алтай) в соответствии с общепринятой в источниковедении классификацией. В ней приводятся примеры писем газетного жанра, писем в государственные и общественные учреждения и личной переписки на русском и алтайском языках. Письма военных лет отражают отношения между людьми, напряженную, полную драматизма атмосферу чувства солдат (ненависть к врагу, любовь к друзьям и семье, любовь к родному Алтаю).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Полтева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPISTOLARY HERITAGE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945) FROM THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM n.a. A.V. ANOKHIN

The article analyzes the epistolary heritage of the Great Patriotic War (1941-1945.) from the collection of the National Museum n.a. A.V. Anokhin (Altai Republic), in accordance with generally accepted classification of sources. The collection consists of letters addressed to newspapers and letters, written in the state and public institutions, and personal correspondence. The collection of letters that refer to the period of the Great Patriotic War, includes about 100 items that characterize participation of Oirot Autonomous Region in the war. The letters describe the history of human life in hard conditions and give an estimate of the military events. The military letters show the relationship between people, the atmosphere of drama and tension and feelings of the soldiers (enemys hatred, friends and familys love, love for the native Altai). The collection of the National Museum has letters written in both Russian and Altai languages.

Текст научной работы на тему «Эпистолярное наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) из собрания Национального музея имени А. В. Анохина»

чтобы понять их доброжелательность и искреннюю заботу о ближних. Также имеются категории туристов, которые разделяют жизненные принципы старообрядцев - «без излишеств». Такой вариант отдыха вполне может подойти семейным туристам, людям с высокой духовной культурой или желающим отстраниться от популярных и шумных развлечений и нетрезвых компаний. А по данным социологических опросов число потенциальных потребителей такого турпродукта постоянно растет.

Также проблемой является малоизвестность центров старообрядческой культуры. Многие из них сформировались сравнительно недавно и не имеют большой поддержки в продвижении информации о себе. Потенциальные потребители, в том числе организаторы туризма, просто не знают об их существовании и тех возможностях, которые они предлагают. Следовательно, решить эту проблему можно путем включения старообрядческой культуры в различные целевые программы и гранто-вые конкурсы, поддержки со стороны краевых и муниципальных органов власти, а также сотрудничеством с предприятиями туризма.

Еще одним направлением в популяризации наследия старообрядцев Алтайского края стало участие Алтайской государственной академии культуры и искусств в международной туристической выставке «Интурмаркет - 2014» в Москве. Выставочный стенд академии был стилизован под старообрядческую горницу с предметами быта староверов - прялка, бердо, пояса и рушники, посуда, печь с росписью, а сотрудники академии работали на стенде в традиционных старообрядческих костюмах, были организованы мастер-классы по плетению поясов, а также выступления творческих коллективов. Такой подход позволил привлечь сотни российских и зарубежных посетителей выставки, а также представителей турбизнеса, которые были заинтересованы в подобном тематическом турпродукте. Многие высказывались о том, что этот уголок выставки наиболее «живой» и пробуждает желание поближе познакомиться с исконной русской культурой [5].

Таким образом, можно говорить о необходимости разработки тематических турпродуктов с использованием наследия старообрядцев:

Библиографический список

• этнографические экспедиционные туры под руководством научных работников для специалистов, студентов, занимающихся данной тематикой;

• этнокультурные туры, включающие ознакомление с различными этносами и этническими группами, населяющими Алтайский край;

• этнографические экскурсии, в которых можно объединять посещение музеев и культурных центров с проведением мастер-классов, праздничных обрядов, дегустаций и «живым» общением с носителями культуры. Удачным примером такого подхода может стать появление «Этнографической деревни Алтая» [1];

• размещение в экопоселениях с приобщением к традиционному быту и устоям старообрядцев.

Примером экопоселения может стать возрождаемое село Анамас в Ельцовском районе, которое при поддержке директора группы компаний «Алтай-старовер» А. Холмогорова оформится как сельскохозяйственный производственный кооператив. Прием туристов в гостинице станет одним из направлений работы данного предприятия [6].

Для староверов возможности туризма могут стать и элементом экономического благосостояния за счет обслуживания туристов, и фактором возрождения и сохранения исконной культуры, и трансляцией своих духовных устоев на широкую аудиторию, и способом удержания молодежи в общине.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что культура старообрядчества представляет собой необходимую основу для развития востребованных инновационных видов туризма: историко-культурного, этнического, экологического и религиозно-паломнического. Именно поэтому в решении проблемы создания туристско-рекреационного комплекса в Алтайском крае территории с компактным проживанием староверов являются перспективной составляющей туристско-рекреационной зоны.

• Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, проект № 14-06-98003.

1. Щеглова, Т.К. «Этнографическая деревня Алтая» - туристско-экскурсионный комплекс историко-культурного наследия Алтая // Проблемы развития туризма в Алтайском крае: материалы научно-практич. конф. - Барнаул, 2007.

2. Куприянова, И.В. Старообрядцы Алтая в первой трети ХХ века: монография. - Барнаул, 2010.

3. Куприянова, И.В. Старообрядческая семья: религиозно-культурная доминанта // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№ 4(41).

4. Куприянова, И.В. Революция и гражданская война - годы политического самоопределения старообрядчества // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5.

5. Экспозиция АГАКИ на выставке «Интурмаркет-2014» [Э/р]. - Р/д: http://www.altgaki.org/news/2904-ekspozicziya-agaki-na-vystavke-linturmarket-2014r

6. Заброшенные села в Алтайском крае спасают фермеры и староверы / Д. Абалакин [Э/р]. - Р/д: http://barnaul.rusplt.ru/index/ zabroshenny_sela_v_altajskom_krae_spasajut_fermery_i_starovery.html

Bibliography

1. Theglova, T.K. «Ehtnograficheskaya derevnya Altaya» - turistsko-ehkskursionnihyj kompleks istoriko-kuljturnogo naslediya Altaya // Problemih razvitiya turizma v Altayjskom krae: materialih nauchno-praktich. konf. - Barnaul, 2007.

2. Kupriyanova, I.V. Staroobryadcih Altaya v pervoyj treti KhKh veka: monografiya. - Barnaul, 2010.

3. Kupriyanova, I.V. Staroobryadcheskaya semjya: religiozno-kuljturnaya dominanta // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).

4. Kupriyanova, I.V. Revolyuciya i grazhdanskaya voyjna - godih politicheskogo samoopredeleniya staroobryadchestva // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5.

5. Ehkspoziciya AGAKI na vihstavke «Inturmarket-2014» [Eh/r]. - R/d: http://www.altgaki.org/news/2904-ekspozicziya-agaki-na-vystavke-linturmarket-2014r

6. Zabroshennihe sela v Altayjskom krae spasayut fermerih i staroverih / D. Abalakin [Eh/r]. - R/d: http://barnaul.rusplt.ru/index/ zabroshenny_sela_v_altajskom_krae_spasajut_fermery_i_starovery.html

Статья поступила в редакцию 14.06.14

УДК 069.5

Polteva T.I. EPISTOLARY HERITAGE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945) FROM THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM n.a. A.V. ANOKHIN. The article analyzes the epistolary heritage of the Great Patriotic War (1941-1945.) from the collection of the National Museum n.a. A.V. Anokhin (Altai Republic), in accordance with generally accepted classification of sources. The collection consists of letters addressed to newspapers and letters, written in the state and public institutions, and personal correspondence. The collection of letters that refer to the period of the Great Patriotic War, includes about 100 items that characterize participation of Oirot Autonomous Region in the war. The letters describe the history of human life in hard conditions and give an estimate of the military events. The military letters show the relationship between people, the atmosphere of drama and tension and feelings of the

soldiers (enemy's hatred, friends' and family's love, love for the native Altai). The collection of the National Museum has letters written in both Russian and Altai languages.

Key words: museums, collections, epistolary heritage, letters from the front, source base, personal correspondence, war.

Т.И. Полтева, аспирант ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», зав. отделом истории

БУ РА «Национальный музей имени А.В. Анохина», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) ИЗ СОБРАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ А.В. АНОХИНА

В работе анализируется эпистолярное наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) из собрания Национального музея имени А.В. Анохина (Республика Алтай) в соответствии с общепринятой в источниковедении классификацией. В ней приводятся примеры писем газетного жанра, писем в государственные и общественные учреждения и личной переписки на русском и алтайском языках. Письма военных лет отражают отношения между людьми, напряженную, полную драматизма атмосферу, чувства солдат (ненависть к врагу, любовь к друзьям и семье, любовь к родному Алтаю).

Ключевые слова: музеи, коллекции, эпистолярное наследие, фронтовое письмо, источниковая база, личная переписка, война.

В 2015 г. будет широко отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). История Великой Отечественной войны относится к наиболее разработанным направлениям в советской и российской историографии. Актуальность исследования Великой Отечественной войны на базе материалов различных регионов Российской Федерации определяется возросшим интересом к проблемам локальной истории. Современное развитие исторических дисциплин характеризуется поиском качественно новых подходов к концепции исторического развития, к проблеме исторической фактографии, к формированию и изучению источниковой базы исследований.

Наряду с государственными архивами, основными фондодержателями историко-документального наследия являются музеи. За длительное время они сумели собрать, изучить, сохранить и представить коллекции, освещающие различные события Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Ценнейшим материалом по истории советского самосознания в военное время является эпистолярное наследие. Музеи уделяют особое внимание его изучению и популяризации посредством научно-исследовательской, экспозиционно-выста-вочной и культурно-образовательной деятельности. Проводится работа по публикации фронтовых писем в сборниках, периодических изданиях. Они цитируются при проведении различных мероприятий (экскурсий, лекций, музейных уроков, встреч и др.), используются в теле- и радиопередачах, размещаются в Интернете. Возрождение интереса к изучению индивидуального жизненного опыта участников боевых сражений через эпистолярное наследие способствует повышению общественной и научной значимости исследуемой проблемы и обуславливает ее актуальность.

Введение новых, ранее не использовавшихся источников (работа выполнена на основе материалов Бюджетного учреждения Республики Алтай «Национальный музей имени А.В. Анохина»), позволяет раскрыть тему с новых методологических позиций, обратить внимание на множество аспектов, связанных с участием различных социальных групп населения в военных действиях, и на отдельных примерах показать величие народного подвига. Автором в течение ряда лет была проделана работа по изучению данной коллекции.

Письма - уникальный вид исторических документов. Они представляют особую ценность для исследований. Письма -самое распространенное в советское время средство общения между людьми и между обществом и властью. По принятой в источниковедении классификации с точки зрения видовой принадлежности письма можно рассматривать как: газетный жанр (письма в газеты), разновидность делопроизводственных документов (письма в государственные и общественные учреждения), письма известным политическим деятелям, артистам, писателям, как разновидность эпистолярного жанра (личная переписка) [1, с. 641].

В Национальном музее имени А.В. Анохина представлены письма газетного жанра, письма в государственные и общественные учреждения и личная переписка.

В музейных фондах хранятся письма в газету «Красная Ойротия» из боевой части о подвиге гвардии капитана Н.Г. Проц-кого, совершившего во время боя таран немецкого танка, и М.И. Табакаева о «злодеяниях фашистов на территории Украины» [2, № 395]. Они были написаны с целью публикации в периодическом издании Ойротской автономной области (Республика Алтай). Из письма майора Нестачного «Просим поместить нашу статью о героическом подвиге Вашего земляка гвардии капитана Николая Гавриловича Процкого с фотографией... Правительство... наградила его высокой воинской наградой орден Суворова III ст. Один номер Вашей газеты просим выслать нам. для вручения гв. капитану Н.Г. Процкому» [3, с. 117, 121].

Письма, написанные коллективу Бело-Ануйской школы Усть-Канского аймака (района) В.И. Кречетовым, И.Я. Березневым, В.А. Михалевым, в Национальном музее представляют группу писем, адресованных в государственные и общественные учреждения. В.И. Кречетов пишет: «Товарищи! Я как бывший член вашего коллектива, пока, что немногим могу вас порадовать, но тем не менее у меня в армии есть кое-что положительное. Комсомольская организация, которой я руковожу, стала одной из передовых организаций нашего полка. При подведении итогов предоктябрьского соревнования я вышел отличником боевой и политической подготовки. За что командованием полка...был послан с некоторыми другими бойцами. в г. Ленинград» [3, с. 85]. Кречетов В.И. был награжден орденами Ал. Невского, Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны II ст., орденом Отечественной войны I ст., медалями «За героическую оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Значительную часть коллекции составляет личная переписка, где преобладают письма солдат с фронта своим родным, в первую очередь, матерям, женам, сестрам (письма семьи Ку-ранаковых, Петрушиных, И.М. Зайцева, И.М. Курносова, Г.Ф. То-зыякова, М.С. Табышкина, И.З. Шуклина).

Определенный интерес представляет коллекция писем семьи Петрушиных, которая была передана в музей в 1994 г. Письма относятся к 1941-1943 гг. Семья Петрушиных проживала на заимке Петрушинская (ныне Петрушин Лог) Чойского района. В фондах хранятся письма отца Петрушина Макария Емельяно-вича, сыновей: Петрушина Прокопия Макаровича, Петрушина Федора Макаровича, Петрушина Александра Макаровича, Петрушина Николая Макаровича. Трое представителей этой семьи погибли в боях: П.М. Петрушин (1941 г., река Марово Житомирской области [4, с. 229]), Ф.М. Петрушин (4 сентября 1941 г. Похоронен в г. Смоленске [4, с. 229]), Н.М. Петрушин (январь 1945 г., Румыния [4, с. 229]).

В письме, датированном 22 августа 1941 г., Ф.М. Петрушин сообщает: «Сейчас едем на Южный фронт. Уже проехали г. Омск. Там видели раненых, которые кое-что рассказали» [5, № 10102/ 5]. О чем могли рассказать раненые начала войны? Видимо о первых поражениях, о тяжелых кровопролитных боях, о больших потерях.

О готовности сражаться с врагом рассказывает письмо защитника г. Ленинграда Тозыякова Геннадия Федоровича: «спешу сообщить вам, что я нахожусь в батальоне выздоравливающих... Рана уже заживает, думаю, что скоро опять пойду в действующую армию громить немецких гадов, отомстить за свою кровь и за все злодеяния немецких оккупантов» [6, № 6464]. Тозыяков Геннадий Федорович родился в 1914 г. в с. Узнезя Элик-манарского аймака Ойротской автономной области. В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии был призван в мае 1941 г. После окончания Казанского танкового училища зачислен командиром танка в 3-й гвардейский механизированный корпус. Г.Ф. Тозыяков погиб в боях на территории Литвы, похоронен в местечке Гаудикий [6, № 6464].

Среди личной переписки определенную часть составляют письма, написанные девушкам, друзьям и знакомым (И.И. Митрофанов, А.П. Кайгородов, З.А. Шадрина, И. Заварзина, А.А. Заняткин).

О фронтовых буднях медицинских работников повествуют письма Заварзиной Ирины, которые она пишет Пановой Зое Ерофеевне. В фондах музея хранится два ее письма. «Зоя Е., Вы спрашиваете, сколько я вынесла раненых с поля боя? Откровенно говоря, точно не знаю, так как считать не приходится... Жизнь моя протекает в боевой обстановке, были такие случаи, что была от смерти на волосок» [7, № 5968].

Редкими в коллекциях музеев являются письма, написанные на фронт родными, знакомыми. Фронтовики часто в силу различных обстоятельств не могли сохранять письма близких людей. Письма же с фронта были связующей нитью между бойцами и членами их семей. Они часто перечитывались и бережно хранились. В фондах Национального музея имеются письма, написанные на фронт, в которых сообщается о жизни в тылу (А.А. Помарский, Г. Омельченко).

Изучение эпистолярной коллекции показало, что письма, сосредоточенные в Национальном музее имени А.В. Анохина, имеют разную степень сохранности. Часто они были написаны на бумаге плохого качества: тетрадный лист, кусок плаката, канцелярский бланк, реже почтовая открытка. Писались письма чернилами и перьевой ручкой, но чаще карандашом. На письмах имеется штамп «Просмотрено военной цензурой». Местами часть текста вымарана чернилами или тушью.

Важной задачей исследователя военных писем было воссоздание судьбы адресанта. Для этой цели привлекались различные источники: документы личных архивов, хранящихся в музее, воспоминания родственников, материалы «Книги Памяти», изданной в Республике Алтай и другие.

Авторы обладали разной степенью грамотности. Как правило, эти люди имели начальное образование. Чтобы сохранить историческую достоверность, показать дух времени, личность человека, цитаты из писем приведены в оригинале.

Коллекция состоит из писем, написанных на русском и алтайском языках. Письма, написанные на алтайском языке, принадлежат авторству Н.Г. Куранакова, Д.Г. Куранакова, М.С. Та-бышкина, Г.Н. Таштамышева, И.А. Идылова. Перевод был подготовлен научными сотрудниками БНУ РА «Научно-исследовательский институт алтаистики имени С.С. Суразакова» и научными сотрудниками БУ РА «Национальный музей имени А.В. Анохина».

В фонды музея поступила переписка семьи Куранаковых. Она состоит из 17 писем, которые были написаны с фронта Бо-яркиной (Куранаковой) Анисье Григорьевне в с. Актел Шебалин-ского района Ойротской автономной области. Автором 14 писем был Н.Г. Куранаков. Письма написаны на русском и алтайском языках.

Куранаков Николай Григорьевич родился в 1913 г. в с. Ак-тел Шебалинского аймака (района) Ойротской автономной области. Защитник г. Ленинграда, воевал на Волховском, Карельском, 2-м Белорусском фронтах, командир батальона 731-го полка 205-й орденов Ленина, Кутузова стрелковой дивизии, майор; демобилизован 20 марта 1946 г. Награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны I степ., орденом Отечественной войны II степ. [8 №№ 6020, 7320; 9, с. 154].

Библиографический список

Письмо от 8 декабря 1942 г. Н.Г. Куранаков написал на алтайском языке. Вот его примерный перевод: «Добрый день, дорогая мама, милая сестра! Как живете?.. Кровавая пуля врага многих моих друзей настигает, до меня не долетает. Шапка моя прострелена в 2 местах, шинель в 7 местах. Игла доктора ни разу не коснулась меня. Удивляюсь этому. Думая над этим, считаю, что это благопожелания отца, матери, благословения сестер оберегают меня... Хищных фашистов истребляю, не оставляя им выхода... Благодарю мою старую маму за мужественное воспитание, благословляю сестру, вырастившую меня на своих руках, выведшую меня в люди. Больше слов нет, живите в мире и согласии. Ждите моего возвращения» [10, № 10293/4].

Мысль Н.Г. Куранакова о связи с родной землей подтверждает письмо Таштамышева Георгия Николаевича, 1912 г.р., уроженца с. Улала (ныне г. Горно-Алтайск). 9 сентября 1941 г. он был призван в ряды РККА, гвардии рядовой отдельной разведывательной роты. Погиб в 1944 г., похоронен в с. Железна Стара (Польша) [3, с. 105]. Выдержка из его письма «...дом Таштамы-шевых далек, моя дорога трудна... Благопожелания отца и матери не забываю, помню... Когда домой вернусь не знаю... Силы мои на исходе... Жду, когда двое мужчин - братьев и двое сыновей за меня бороться придут. Очень сильно жду изо дня в день... Но сейчас я здоров... Что дальше будет не знаю... Когда получите письмо мое, сразу ответьте. Я жду. Всем... привет из Польши. 13.10. 1944 г.» [11, № 9548/1].

Таким образом, эпистолярное наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в фондах Национального музея имени А.В. Анохина представляет собой совокупность источников военной действительности: рассказывает о существовании человека в экстремальных условиях, отражает оценку военных событий отдельными людьми. Оно составляет около 100 единиц хранения, состоит из писем газетного жанра, писем в государственные и общественные учреждения и личной переписки.

В письмах содержится информация о военных лагерях, где проходили подготовку будущие солдаты и офицеры (г. Бийск, г. Новосибирск, г. Бердск Новосибирской области), о военных специальностях (минеры, минометчики, санинструкторы), о рационе питания, об обмундировании (М.Е. Петрушин, Ф.М. Петрушин). В письмах речь идет о боях, в которых принимали участие жители Ойротской автономной области (битва за Москву, оборона Ленинграда, Сталинградское сражение, освобождение Киева и т.д.), приводятся данные о награждениях (Г.Ф. Тозыяков, Ирина Заварзина) и другие сведения. Все письма отражают особенности взаимоотношения между людьми, драматизм и напряженность военного времени. Они передают чувства и эмоции участников военных действий (ненависть к врагу, любовь к своим родным и близким, к Горному Алтаю).

По приведенным выдержкам из писем можно судить о главных ценностях человеческой жизни. Пройдет время, и фронтовые письма будет транслироваться как живые свидетельства ветеранов, которые расскажут о духе военного времени, о подвиге, об отношении к большой и малой Родине.

Коллекция фронтовых писем регулярно используется Национальным музеем в своей деятельности. Она представлена в экспозиции «Горный Алтай в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)» (2012-2014 гг.), на выставках («Ради жизни на земле» (2000 г.), «Салют, Победа!» (2005 г.), «Солдаты Победы» (2010 г.), применяется в культурно-образовательной деятельности (лекция «Эпистолярное наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», встреча «Победители» (2007 г.), встреча «Сохраните память о былом», посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда (2014 г.). В 2005 г. вышел сборник «Адалар откон jолдор. Дороги, по которым прошли отцы» (Сборник писем и воспоминаний участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Деятельность БУ РА «Национальный музей имени А.В. Анохина» по документированию, сохранению и популяризации эпистолярного наследия Великой Отечественной войны, представленная в его собрании, актуальна для исследователей и посетителей музея.

1. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники Российской истории. / под ред. И.П. Данилевского, В.В. Кабанова, О.М. Меду-шевской, М.Ф. Румянцева. - М., 2000.

2. Национальный музей имени А.В. Анохина. - Фонды. - ВОВ. - Инв. № 395.

3. Адалар откон jолдор... Дороги, по которым прошли отцы. Письма и воспоминания участников Великой Отечественной войны 19411945 гг. - Горно-Алтайск, 2005.

4. Книга Памяти. - Горно-Алтайск, 1995. - Т. 3.

5. Национальный музей имени А.В Анохина. - Фонды. - ВОВ. - Инв. № 10102/1, 10102/2, 10102/4, 10102/5.

6. Национальный музей имени А.В. Анохина. - Фонды. - ВОВ. - Инв. № 6464.

7. Национальный музей имени А.В. Анохина. - Фонды. - ВОВ. - Инв. № 5968.

8. Национальный музей имени А В. Анохина. - Фонды. - ВОВ. - Инв. №№ 6020, 7320.

9. Они сражались за Родину. - Горно-Алтайск, 1995. - Т. 2.

10. Национальный музей имени А.В. Анохина. - Фонды. - ВОВ. № 10293/4.

11. Национальный музей имени А.В. Анохина. - Фонды. - ВОВ. № 9548/1.

12. Альтман, М.М. Организация собирания и использования документов личного происхождения о Великой Отечественной войне: из опыта работы ЦГА СССР и гос. архивов РФ: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2002 [Э/р]. - Р/д: http://www.dissercat.com/content/ organizatsiya-sobiraniya-i-ispolzovaniya-dokumentov-lichnogo-proiskhozhdeniya-o-velikoi-otec#ixzz2h22Ya7vO.

13. Полтева, Т.И. Коллекция фронтовых писем из фондов Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина // Билим. «Наука». - 2005. - Вып. 1.

14. Полтева, Т.И. У войны не женское лицо (по материалам фондов Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина) // Оставляю в наследство. - Горно-Алтайск, 2010.

15. Тадышева, Н.О. Дороги, по которым прошли отцы // Билим. «Наука». - 2005. - Вып. 1.

Bibliography

1. Istochnikovedenie. Teoriya. Istoriya. Metod. Istochniki Rossiyjskoyj istorii. / pod red. I.P. Danilevskogo, V.V. Kabanova, O.M. Medushevskoyj, M.F. Rumyanceva. - M., 2000.

2. Nacionaljnihyj muzeyj imeni A.V. Anokhina. - Fondih. - VOV. - Inv. № 395.

3. Adalar otkon joldor... Dorogi, po kotorihm proshli otcih... Pisjma i vospominaniya uchastnikov Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih 19411945 gg. - Gorno-Altayjsk, 2005.

4. Kniga Pamyati. - Gorno-Altayjsk, 1995. - T. 3.

5. Nacionaljnihyj muzeyj imeni A.V Anokhina. - Fondih. - VOV. - Inv. № 10102/1, 10102/2, 10102/4, 10102/5.

6. Nacionaljnihyj muzeyj imeni A.V. Anokhina. - Fondih. - VOV. - Inv. № 6464.

7. Nacionaljnihyj muzeyj imeni A.V. Anokhina. - Fondih. - VOV. - Inv. № 5968.

8. Nacionaljnihyj muzeyj imeni A V. Anokhina. - Fondih. - VOV. - Inv. №№ 6020, 7320.

9. Oni srazhalisj za Rodinu. - Gorno-Altayjsk, 1995. - T. 2.

10. Nacionaljnihyj muzeyj imeni A.V. Anokhina. - Fondih. - VOV. № 10293/4.

11. Nacionaljnihyj muzeyj imeni A.V. Anokhina. - Fondih. - VOV. № 9548/1.

12. Aljtman, M.M. Organizaciya sobiraniya i ispoljzovaniya dokumentov lichnogo proiskhozhdeniya o Velikoyj Otechestvennoyj voyjne: iz opihta rabotih CGA SSSR i gos. arkhivov rF: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2002 [Eh/r]. - R/d: http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-sobiraniya-i-ispolzovaniya-dokumentov-lichnogo-proiskhozhdeniya-o-velikoi-otec#ixzz2h22Ya7vO.

13. Polteva, T.I. Kollekciya frontovihkh pisem iz fondov Nacionaljnogo muzeya Respubliki Altayj im. A. V. Anokhina // Bilim. «Nauka». - 2005. -Vihp. 1.

14. Polteva, T.I. U voyjnih ne zhenskoe lico (po materialam fondov Nacionaljnogo muzeya Respubliki Altayj im. A. V. Anokhina) // Ostavlyayu v nasledstvo. - Gorno-Altayjsk, 2010.

15. Tadihsheva, N.O. Dorogi, po kotorihm proshli otcih // Bilim. «Nauka». - 2005. - Vihp. 1.

Статья поступила в редакцию 01.09.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.