Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХОЛДИНГА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХОЛДИНГА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скораева Елена Алексеевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Нарастающие задачи обеспечения безопасности перевозочных процессов актуализируют проблему совершенствования системы повышения компетентности персонала холдинга «Российские железные дороги» согласно технологическим и организационным изменениям в железнодорожной отрасли. Необходимость поиска эффективных построений образовательных моделей для специалистов железнодорожной компании нашла свое отражение в документах стратегического развития холдинга и проводимых педагогических исследованиях. Цель исследования. В статье изложены методы педагогического моделирования применительно к процессу повышения квалификации специалистов холдинга «РЖД». Предлагается теоретическое описание модели повышения квалификации, основанной на методологических подходах, способствующих достижению эффективности образовательного результата для специалистов-железнодорожников. Методология (материалы и методы). Рассмотрено изложенное в научной литературе понятие «педагогическое моделирование», используемое как средство проведения исследования. При обобщении изученных материалов предложено уточнение понятия «педагогическое моделирование», обозначены особенности его применения в исследовании. Проведенное педагогическое моделирование учитывает специфику обучающихся - специалистов железнодорожной отрасли, что оправдано при выборе методологических подходов, педагогических технологий, реализуемых при повышении квалификации железнодорожников. Результаты. Представлено теоретическое описание структурно-функциональной модели процесса повышения квалификации специалистов холдинга «РЖД», которое раскрывает содержание ее компонентов и методы реализации. Обосновано применение в модели методологических подходов: андрагогического, компетентностного, системного и акмеологического, оказывающих влияние на содержательное наполнение компонентов представленной модели. Акцентировано внимание на применении педагогических технологий при реализации модели, предполагающих эффективность повышения квалификации специалистов железнодорожного холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скораева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL DESCRIPTION OF THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL FOR ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS OF THE RUSSIAN RAILWAYS HOLDING

The research problem and the rationale for its relevance. The increasing tasks of ensuring the safety of transportation processes actualize the problem of improving the system of increasing the competence of the personnel of the Russian Railways holding, according to technological and organizational changes in the railway industry. The need to search for effective educational models for specialists of the railway company is reflected in the documents of the strategic development of the holding and the ongoing pedagogical research. The goal of research. The article describes the methods of pedagogical modeling in relation to the process of professional development of specialists of the Russian Railways holding. A theoretical description of the advanced training model based on methodological approaches that contribute to achieving the effectiveness of the educational result for railway specialists is proposed. Methodology. The concept of “pedagogical modeling”, described in the scientific literature, is considered, used as a means of conducting research. When summarizing the studied materials, a clarification of the concept of “pedagogical modeling” is proposed, the features of its application in the study are indicated. The conducted pedagogical modeling takes into account the specifics of students - specialists of the railway industry, which is justified when choosing methodological approaches, pedagogical technologies implemented during the professional development of railway workers. Results. A theoretical description of the structural and functional model of the professional development process of specialists of the Russian Railways holding is presented, which reveals the content of its components and methods of implementation. The application of methodological approaches in the model is justified: andragogical, competence-based, systemic and acmeological, which influence the content of the components of the presented model. Attention is focused on the application of pedagogical technologies in the implementation of the model, assuming the effectiveness of professional development of specialists of the railway holding.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХОЛДИНГА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 377.44:656.2

Теоретическое описание структурно-функциональной модели повышения квалификации специалистов холдинга «Российские железные дороги»

Е. А. Скораева

https://orcid.org/ 0000-0002-5445-8207 eskoraeva@usurt.ru

Theoretical description of the structural and functional model for advanced training of specialists of the Russian Railways holding

E. A. Skoraeva

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Нарастающие задачи обеспечения безопасности перевозочных процессов актуализируют проблему совершенствования системы повышения компетентности персонала холдинга «Российские железные дороги» согласно технологическим и организационным изменениям в железнодорожной отрасли.

Необходимость поиска эффективных построений образовательных моделей для специалистов железнодорожной компании нашла свое отражение в документах стратегического развития холдинга и проводимых педагогических исследованиях.

Цель исследования. В статье изложены методы педагогического моделирования применительно к процессу повышения квалификации специалистов холдинга «РЖД». Предлагается теоретическое описание модели повышения квалификации, основанной на методологических подходах, способствующих достижению эффективности образовательного результата для специалистов-железнодорожников. Методология (материалы и методы). Рассмотрено

изложенное в научной литературе понятие «педагогическое моделирование», используемое как средство проведения исследования. При обобщении изученных материалов предложено уточнение понятия «педагогическое моделирование», обозначены особенности его применения в исследовании.

Проведенное педагогическое моделирование учитывает специфику обучающихся - специалистов железнодорожной отрасли, что оправдано при выборе методологических подходов, педагогических технологий, реализуемых при повышении квалификации железнодорожников.

Результаты. Представлено теоретическое описание структурно-функциональной модели процесса повышения квалификации специалистов холдинга «РЖД», которое раскрывает содержание ее компонентов и методы реализации.

Обосновано применение в модели методологических подходов: андрагогического, компе-тентностного, системного и акмеологическо-го, оказывающих влияние на содержательное наполнение компонентов представленной модели. Акцентировано внимание на применении

педагогических технологий при реализации модели, предполагающих эффективность повышения квалификации специалистов железнодорожного холдинга.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The increasing tasks of ensuring the safety of transportation processes actualize the problem of improving the system of increasing the competence of the personnel of the Russian Railways holding, according to technological and organizational changes in the railway industry. The need to search for effective educational models for specialists of the railway company is reflected in the documents of the strategic development of the holding and the ongoing pedagogical research.

The goal of research. The article describes the methods of pedagogical modeling in relation to the process of professional development of specialists of the Russian Railways holding. A theoretical description of the advanced training model based on methodological approaches that contribute to achieving the effectiveness of the educational result for railway specialists is proposed.

Methodology. The concept of "pedagogical modeling", described in the scientific literature, is considered, used as a means of conducting research. When summarizing the studied materials, a clarification of the concept of "pedagogical modeling " is proposed, the features of its application in the study are indicated.

The conducted pedagogical modeling takes into account the specifics of students - specialists of the railway industry, which is justified when choosing methodological approaches, pedagogical technologies implemented during the professional development of railway workers.

Results. A theoretical description of the structural andfunctional model of the professional development process of specialists of the Russian Railways holding is presented, which reveals the content of its components and methods of implementation.

The application of methodological approaches in the model is justified: andragogical, competence-based, systemic and acmeological, which influence the content of the components of the presented model. Attention is focused on the application of pedagogical technologies in the implementation of the model, assuming the effectiveness of professional development of specialists of the railway holding.

Ключевые слова: педагогическое моделирование, повышение квалификации, методологические подходы, педагогические технологии.

Keywords: pedagogical modeling, advanced training, methodological approaches, pedagogical technologies.

Введение. Повышение конкурентоспособности и безопасности железнодорожных перевозок, обеспечение надежности железнодорожного трансфера заявлены в стратегии развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2030 года [1]. Поставленные задачи руководством компании одновременно акцентирует внимание на организации соответствующей подготовки и повышения квалификации специалистов-железнодорожников [2; 3], как наиболее многочисленной и квалифицированной категории работников отрасли, которые во многом определяют качество функционирования железнодорожного транспорта.

Повышение квалификации специалистов-железнодорожников призвано адаптировать их к изменяющимся условиям труда, нарастить уровень востребованных компетенций, что способствует осмыслению и актуализации существующей модели, предполагающей эффективное повышения квалификации специалистов железнодорожного холдинга, отвечающей образовательному запросу отрасли.

Недостатки процесса повышения квалификации специалистов отрасли, указанные в отчете для руководства холдинга «РЖД»[3], а также работы педагогов-исследователей [4; 5] указывают на статичность и порой отставание содержания образовательных программ от реалий современного производства, технологических преобразований и диверсификации железнодорожного транспорта. Указывается на недостаточность механизмов оценки качества программ повышения квалификации для железнодорожников [3; 4; 5].

Следовательно, возникает вопрос о сообразности модели повышения квалификации для специалистов отрасли и проведении исследований названной проблемы. Поиск адекватного совершенствования процесса обучения и повышения квалификации персонала ОАО «РЖД» рассматривается нами как обеспечение экономической устойчивости и повышение безопасности железнодорожного холдинга.

Обзор литературы. В научной педагогической литературе значительное внимание уделено педагогическому моделированию как способу педагогического исследования [4-9]. Приведем следующие суждения.

С. В. Коновалов и О. А. Козырева предлагают такую характеристику понятию: «Педагогическое моделирование в локальном смысле -метод научно-педагогического исследования, детализирующий и уточняющий возможность качественного выявления и решения задач развития как конструктов продуктивной педагогики и самоорганизации условий, педагогических средств развития личности и системы образования» [6, с. 58].

И. В. Непрокина указывает на следующие особенности моделирования: «...создаваемая на основе определенной системы взглядов и идей общая картина явления, которая с помощью творческой интуиции и настойчивого труда помогает понять, и описать то, что мы изучаем. Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, она является. результатом абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента» [7, с. 61].

О. А. Козырева, изучая методологию моделирования, определяет так: «Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т. е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. Моделирование создает возможность более глубокого познания сущности объекта исследования» [8, с. 375].

В контексте проводимого исследования мы склоняемся к тому, что моделирование педагогического процесса является педагогической творческой задачей, результат которой основан на педагогических исследованиях особенностей протекания образовательной деятельности. Педагог выстраивает, близкий к идеальному, образец организации образовательного процесса или конструктив, дополняя его после проведенных измерений и апробации, выбирая наиболее оптимальное сочетание подобранных компонентов.

Методология (материалы и методы). Нами проанализированы сущностные ориенти-

ры педагогического моделирования для развертывания методологии его проведения, представленные учеными в современной теории и практике.

К особенностям педагогического моделирования относим следующее:

- «целостность изучаемого процесса через понимание элементов модели и связей между отдельными ее элементами;

- изучение процесса как идеальной конструкции, при этом становится возможным выявить отрицательные последствия и ликвидировать или ослабить их до реального появления» [8, с. 375];

- отображение или наглядное представление изучаемого объекта основано на комбинации методов, средств, принципов, технологических решений, направленных на достижение образовательного результата;

- характер универсальности построения модели предполагает отсутствие ее привязки к конкретной педагогической ситуации и возможности ее трансформации;

- имеет характер творческой инициативы;

- закладываются элементы перспективы применения модели и ее перестроения в зависимости от цели образования.

Обобщая суждения ученых, мы предлагаем следующее уточнение понятия: педагогическое моделирование процесса повышения квалификации выступает как аппарат исследовательской системной работы педагога, выраженный в определенной форме и вбирающий в себя научные и педагогические подходы, методическое содержание, технологическое выполнение и управление обучением. Такая методологическая совокупность направлена на проработку процесса повышения квалификации, создание логически выверенной педагогической системы.

Таким образом, мы воспринимаем задачу проведения педагогического моделирования как задачу педагогического творчества. Методология моделирования процесса повышения квалификации для специалистов-железнодорожников проявляется в выявление проблемы и цели, изучении особенностей и закономерностей существующих педагогических решений, анализ процессуальных характеристик, сопоставление подходов, теории и практики, подбора методического и ресурсного

обеспечения для реализации педагогического процесса, методов его контроля, определение контекстного сопряжения компонентов модели в общей образовательной системе.

Результаты и их описание. Анализ исследований [3-9] позволяет провести теоретическое описание спроектированной модели повышения квалификации, направленной на развитие профессиональных компетенций специалистов железнодорожного холдинга согласно организационно-технологическим изменениям в отрасли.

Структурно-функциональная модель содержит компоненты: целевой, методологический, технолого-педагогический, компонент анализа и результата обучения. Каждый компонент модели несет функциональное назначение, а также подразумевает построение компонентов во взаимосвязи, образующей равновесную структуру.

Целевой компонент определяет цель модели, основанную на потребности в повышении уровня профессиональных компетенций специалистов-железнодорожников. Цель определена набором заявленных компетенций, востребованных с зависимости от преобразований технологий, нормативных требований и требований профессиональных стандартов для специалистов железнодорожного транспорта.

Изучая специфику профессиональной деятельности персонала компании «РЖД», в целевой компонент модели также включен элемент личностного профессионального развития специалиста-железнодорожника, поскольку у квалифицированного персонала компании проявляется устойчивое стремление к карьерному росту, повышению профессиональной ответственности и значения собственного труда.

Методологический компонент модели раскрывает научные подходы и их воздействие на организацию процесса повышения квалификации персонала отрасли. Компонент представлен методологическими подходами: андрагоги-ческим, компетентностным, системным и ак-меологическим.

Андрагогический подход, описанный в работах ученых С. И. Змеева [10], А. И. Кукуе-ва [11], М. Ноулза [12], определяет особенности обучения взрослого человека, регулируемые «наличием опыта профессиональной деятельности и способности подвергать критической

оценке содержание и методы обучения. Взрослый обучающийся осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью» [13, с. 19]. Обучающийся-специалист способен самостоятельно определить потребность в обучении для разрешения конкретных производственных ситуаций. «Задача обучающегося состоит в том, чтобы создать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами и критериями для определения потребности в обучении» [10, с. 23].

В практике повышения квалификации специалистов-железнодорожников адрагогиче-ский подход в образовательной программе ориентирует на увеличение доли практических занятий и самостоятельной работы, применение активных методов обучения: выполнение практико-ориентированных заданий в группах, обсуждение вопросов за «круглым столом», используя индивидуальный опыт профессиональной деятельности обучающихся как источник знаний.

Учеными В. И. Байденко [14], А. В. Хуторским [15], В. А. Чупиной [16] обоснованы современные теории компетентностного подхода. Анализ работ ученых позволяет определить, что компетентностный подход формирует результат образования и способность применять обучающимися при выполнении профессиональных задач знаний и умений на основе обработанной информации, контролировать качество своей работы [4]. Компетентностный подход предполагает способность действовать в новых производственных ситуациях, принимать самостоятельные решения для производственных задач. При этом личностные качества и способности рефлексии придают отдельным компетенциям специалиста характер наращивания компетентности в целом. Названный подход проявляется в разработке дескриптор-ного описания компетенций и содержания образовательной программы, ее дидактико-методического обеспечения согласно установленным компетенциям.

Системный подход в образовании рассмотрен в исследованиях Н. В. Кузьминой, И. В. Непроки-ной, С. С. Савельевой и подразумевает, что независимые составляющие педагогической системы рассматриваются во взаимосвязи друг с другом. Такими отдельными элементами выступают цель обучения, обучающийся и обу-

чающий, формы и средства педагогического процесса, методы их реализации и оценки. Элементы системы являются взаимосвязанными в общем конструктиве модели, дополняя и усиливая друг друга, поддерживают целостность процесса повышения квалификации, создают его приращение качества.

Акмеологический подход направлен на «оснащение субъекта деятельности знаниями и технологиями, ...обеспечивающими ему возможность успешной самореализации... При реализации данного подхода в процессе формирования профессиональной компетентности необходимо опираться на творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации» [17, с. 40]. Акмеоло-гический подход в процессе обучения ориентирует специалистов железнодорожного транспорта на повышение уровня собственной профессиональной и личностной зрелости, самоуправляемого обучения и творческой самореализации, повышает значение корпоративных ценностей.

В представленной модели положения акмеоло-гического подхода проявляются при выполнении практико-ориентированных заданий, а также при использовании в обучении методов организации самостоятельной работы и работы в группах. Становление личности-профессионала рассмотрено учеными Л. И. Клениной, Н. В. Кузьминой [18].

Методологические подходы определяют построение технолого-педагогического компонента модели, в котором сконцентрированы и развертываются нормативные требования, методы, средства при проектировании и разработке дополнительной профессиональной программы, методические материалы, педагогические техники и технологии обучения, электронные сервисы.

Технолого-педагогический компонент выполняет функцию проектирования содержания программы повышения квалификации, ее ресурсного обеспечения и техники ее реализации. Компонент включает в себя следующие блоки:

- блок «Выявление профессиональных компетенций и разложение на дескрипторы» (согласно стратегическим и корпоративным требованиям, а также профессиональным стандартам при их наличии);

- блок «Разработка программы повышения квалификации и ее дидактико-методическое обеспечение» (согласно требованиям к разработке программам дополнительного профессионального образования и профессиональной деятельности контингента обучающихся, выбору педагогических технологий);

- блок «Организация электронной информационно-образовательной среды» (согласно требованиям к электронным ресурсам обучающей системы).

К особенностям такой программы повышения квалификации для персонала железнодорожной компании следует отнести следующее: все содержание теоретического учебного материала и практических профессионально-ориентированных заданий, предполагающих формирование умений решения производственных проблем, направлено на выполнение профессиональных задач и обеспечение безопасности железнодорожного транспорта, имеющее устойчивое положение в системе ценностей холдинга «РЖД». Преимущественно используются активные формы обучения, основанные на оценке профессиональных ситуаций, которые возникают на предприятиях холдинга «РЖД», и поиске их конструктивных решений.

Комплект дидактико-методического обеспечения для реализации программы повышения квалификации составляют рабочая программа, содержание лекционного материала, презентации для проведения лекционных занятий, задания для практических работ, методические указания для выполнения практических работ, комплект практико-ориентированных кейс-заданий, обучающие инструкции, тестовые задания, вопросы для самостоятельного изучения, тематика круглого стола, темы исследовательских работ.

Особенностью программы повышения квалификации является использование методов активного обучения, включающих выполнение кейс-заданий, спроектированных с учетом специфики профессиональной деятельности обучающихся. В кейс-заданиях необходимо учитывать требования профессиональных стандартов к обобщенным трудовым функциям специалистов железнодорожного транспорта, что придает содержанию кейс-заданий опережающий характер подготовки.

При использовании средств электронной информационно-образовательной среды развитию подлежат компетенции в области информационных технологий и их применения, а также личностные качества специалистов железнодорожного транспорта, основанные на индивидуальных умениях использовать электронные образовательные ресурсы, что способствует самостоятельности обучения.

Компонент анализа и результата обучения образует траекторию управления качеством освоения образовательной программы и определения уровня развития профессиональных компетенций специалистов-железнодорожников. Компонент включает следующие составляющие:

- анализ уровня профессиональных компетенций контингента обучающихся и распределение на группы и/или подгруппы;

- организация образовательного процесса и взаимодействие с обучающимися;

- изучение информации «обратной связи» от обучающихся и заказчика повышения квалификации;

- анализ промежуточных результатов обучения и их оценка;

- корректировка дидактико-методического обеспечения программы повышения квалификации под выявленные потребности;

- организация самостоятельной работы обучающихся;

- выполнение контрольно-проверочных заданий, индивидуальных заданий и вариантов итоговой аттестации;

- определение уровня развития профессиональных компетенций обучающихся.

Результатом модели следует считать развитие профессиональных компетенций у специалистов железнодорожного транспорта в процессе повышения квалификации согласно поставленным профессиональным задачам.

Обсуждение. Конфигурация представленной модели подразумевает ее мобильное наполнение под изменяющиеся потребности отрасли, модель может быть подвергнута преобразованию в компонентах и связях между ними. Состав компонентов и их содержание отражает и корректируется в зависимости от нормативных требований и технологий производственных процессов, запроса на повышение уровня компетенций от заказчика обучения, а также поставленной образовательной цели.

При построении модели и выборе методологических оснований нами учитывался аспект взаимопроникновения профессиональных технологий железнодорожного транспорта и педагогики, что позволяет расширить объект исследования.

Принципы построения описанной модели обусловливают научность обоснования применяемых решений процесса повышения квалификации, наращивание качества повышения квалификации за счет проработки содержания программы обучения и технологий ее реализации. Цикличность модели поддерживается путем актуализации программы повышения квалификации и организации мониторинга ее освоения.

Заключение. Обобщая результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу, что «педагогическое моделирование является уникальным инструментом для интерпретаций существующих конструкций объектов исследования, направленных на их изучение и возможности совершенствования» [4, с. 266].

Анализ теории и практики в области педагогического моделирования, собственные изыскания позволили выявить особенности проведения данного метода исследования, в котором определены концептуальные позиции повышения квалификации специалистов холдинга «РЖД» с учетом методов и педагогических технологий для достижения установленного образовательного результата.

Применительно к проблематике исследования использована совокупность методологических подходов, которая позволяет обосновать структурно-функциональную модель повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта, направленную на развитие профессиональных компетенций: андрагогиче-ский подход проявляется в организации специальных условий реализации процесса обучения взрослого человека, способного критически оценить содержание учебного материала при сопоставлении с имеющимся опытом производственной деятельности; компетентностный подход позволяет выявить востребованные профессиональные компетенции специалиста железнодорожного транспорта для проектирования содержания программы повышения квалификации; системный подход предполагает, что элементы процесса повышения квалифика-

ции рассматриваются во взаимосвязи, дополняют и усиливают друг друга, обеспечивая тем самым логичность и последовательность процесса повышения квалификации; акмеологиче-ский подход ориентирует на проектирование системы профессионально ориентированных заданий, выполнение которых способствует восхождению уровня профессионально-личностной зрелости специалиста, его ответственности для достижения безопасности производственных процессов железнодорожного транспорта.

Представленная модель предполагает непрерывность образования специалистов холдинга, а также способствует индивидуализации образовательной траектории путем усиления доли самостоятельной работы и использования электронных сервисов обучения.

Библиографический список:

1. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. - URL: https:// cssrzd.ru/orders/2855 (дата обращения: 16.08.2020). - Текст : электронный.

2. Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», утверждена распоряжением от 08.12.2015 № 2855р. - URL: https: //ar2016.rzd.ru/ru/risk-management/traffic-safety/policy (дата обращения 25.11.2021). -Текст : электронный.

3. Система повышения квалификации руководителей и специалистов ОАО «РЖД». Отчет о результатах социологического исследования. Департамент управления персоналом. Москва, 2017. - URL: https://universitetrzd.ru/wp-con tent/uploads/2017/11/0tchet-o-rezultatah-raboty-Korporativnogo-universiteta-RZHD-za-2017-god. pdf (дата обращения: 12.11.2017). - Текст : электронный.

4. Скораева, Е. А. О современной модели повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта / Е. А. Скораева, О. В. Тарасюк. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. - Ялта : РИО ГПА, 2018. - № 61 (3). - С. 264-267.

5. Козырев, Н. А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования / Н. А. Козырев, О. А. Козырева. - Текст : электронный. // Со-

ЧИППКР0

временная педагогика. - 2015. - № 8. - URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791 (дата обращения: 07.12.2021).

6. Коновалов, С. В. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования / С. В. Коновалов, О. А. Козырева. -Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). - 2017. - № 1 (178). -С.58-63.

7. Непрокина, И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И. В. Непрокина. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. -2013. - № 7. - С. 61-64.

8. Козырева, О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога / О. А. Козырева. - Текст : непосредственный // Educational Technology&Society. -2008. - № 1. - С. 375-377.

9. Romantsev, G. M., Efanov, A. V., By-chkova, E. Y., Moiseev, A. V. Structural and Functional Model of Future Craftsmen Legal competence Generation during Professional Education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, V. 11, No. 17, рр. 9787-9802.

10. Змеев, С. И. Технология обучения взрослых / С. И. Змеев. - Москва : Академия, 2002. -127 с. - Текст : непосредственный.

11. Кукуев, А. И. Андрагогический подход в педагогике / А. И. Кукуев. - Ростов-на-Дону : ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 328 с. - Текст : непосредственный.

12. Knowles, M. S. Self-directed learning: A guide for learners and teachers. Englewood Cliffs : Prentice Hall/Cambridge, 1975. 135 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Кленина, Л. И. Цифровизации энергетики как стимул трансформации компетенций инженера / Л. И. Кленина. - Текст : непосредственный // Социальные новации и социальные науки. - 2022. - № 1 (6). - С. 148-160.

14. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компе-тентностного подхода / В. И. Байденко. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-14.

15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

16. Чупина, В. А. Рефлексивный метод и его роль в развитии профессионального мышления управленческих кадров / В. А. Чупина. - Текст : непосредственный // Образование и наука. -2010. - № 11 (79). - С. 12-22.

17. Савельева, С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза : монография. / C. С. Савельева. - Воскре-сенск : Изд-во «Позитив», 2012. - 220 с. -Текст : непосредственный.

18. Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. - Москва : Народное образование, 2002. - Текст : непосредственный.

References:

1. Development strategy of the Russian Railways holding for the period up to 2030 [Strategiya razvitiya holdinga RZHD na period do 2030 goda], Available at: https://ar2016.rzd.ru/ru/strategy/ development-strategy-2030 (accessed date: 08/16/2022).

2. The strategy of ensuring guaranteed safety and reliability of the transportation process in the Russian Railways. Holding, approved by Order No. 2855r dated 8.12.2015 [Strategiya obespeche-niya garantirovannoj bezopasnosti i nadezhnosti perevozochnogo processa v holdinge RZHD]. Available at: https://ar2016.rzd.ru/ru/risk-management/traffic-safety/policy (accessed date: 08/16/2022).

3. The system of advanced training for managers and specialists of Russian Railways. Report on the results of sociological research. Department of personnel management [Sistema povysheniya kvalifikacii rukovoditelej i specialistov OAO RZHD. Otchyot o rezul'tatah sociologicheskogo issledovaniya. Departament upravleniya person-alom.], Moscow, 2017. Available at: https:// universitetrzd.ru/wp-content/uploads/2017/11/0t chet-o-rezultatah-raboty-Korporativnogo-univer siteta-RZHD-za-2017-god.pdf (accessed date: 11/12/2017).

4. Skoraeva, E. A., Tarasyuk, O. V. The modern model of advanced training of railway transport specialists [O sovremennoj modeli povysheniya kvalifikacii specialistov zheleznodorozhnogo transporta], Problems of modern pedagogical education. Proceedings of scientific papers, 2018, No. 61 (3), pp. 264-267.

5. Kozyrev, N. A., Kozyreva, O. A. Pedagogical modeling as a product and method of scientific and pedagogical research [Pedagogicheskoe mod-elirovanie kak produkt i metod nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya], Modern Pedagogy, 2015, No. 8. Available at: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791 (accessed date: 12/07/2022).

6. Konovalov, S. V., Kozyreva, O. A. Pedagogical modeling in the constructs of modern education [Pedagogicheskoe modelirovanie v kon-struktah sovremennogo obrazovaniya], TSPU Bulletin, 2017, No. 1 (178), pp. 58-63.

7. Neprokina, I. V. Modeling method as a basis for pedagogical research [Metod modelirovaniya kak osnova pedagogicheskogo issledovaniya], Theory and practice of social development, 2013, No. 7, pp. 61-64.

8. Kozyreva, O. A. Methodology for modeling the professional competence of a teacher [Metod-ologiya modelirovaniya professional'noj kompe-tentnosti pedagoga], Educational Technology & Society, 2008, No. 1, pp. 375-377.

9. Romantsev, G. M., Efanov, A. V., By-chkova, E. Y., Moiseev, A. V. Structural and Functional Model of Future Craftsmen Legal competence Generation during Professional Education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, Vol. 11, No. (17), pp.9787-9802.

10. Zmeev, S.I. Technology of adult education [Tekhnologiya obucheniya vzroslyh], Academy Publishing Center, 2002. 127 p.

11. Kukuev, A. I. Andragogical approach in pedagogy [Andragogicheskij podhod v pedagog-ike], Rostov-on-Don, 2009. 328 p.

12. Knowles, M. S. Self-directed learning: A guide for learners and teachers. Englewood Cliffs: Prentice Hall/Cambridge, 1975. 135 p.

13. Klenina, L. I. Digitalization of the energy sector as a stimulus for the transformation of the engineer's competencies [Cifrovizacii energetiki kak stimul transformacii kompetencij inzhenera], Social Innovation and the Social Sciences, 2022, No. 1 (6), pp. 148-160.

14. Baidenko, V. I. Competences in professional education: towards mastering the competence approach [Kompetencii v professional'nom obra-zovanii: k osvoeniyu kompetentnostnogo pod-hoda], Higher Education in Russia, 2004, No. 11, pp.3-14.

15. Khutorskoy, A. V. Key competences as a component of personality-oriented education paradigm [Klyuchevye kompetencii kak kompo-nent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obra-zovaniya], Public Education, 2003, No. 2, pp.58-64.

16. Chupina, V. A. Reflexive method and its role in the development of professional thinking of managerial personnel [Refleksivnyj metod i ego rol' v razvitii professional'nogo myshleniya uprav-lencheskih kadrov], Education and Science, 2010, No. 11 (79), pp. 12-22.

17. Savelyeva, S. S. Pedagogical conditions of formation ofprofessional competence of the teacher in the educational process of higher educa-tion.monograph [Pedagogicheskie usloviya formi-rovaniya professional'noj kompetentnosti uchitelya v obrazovatel'nom processe vuza : monografiya], Voskresensk: Publishing house "Positive", 2012. 220 p.

18. Kuzmina, N. V. Methods of system pedagogical research: textbook [Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie], Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2002.

Образец для цитирования статьи:

Скораева, Е. А. Теоретическое описание структурно-функциональной модели повышения квалификации специалистов холдинга «Российские железные дороги» / Е. А. Скораева. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. -№ 3 (52). - С. 25-33.

Example for article citation:

Skoraeva, E. A. Theoretical description of the structural and functional model for advanced training of specialists of the Russian Railways holding [Teoreticheskoe opisanie strukturno-funkcionalnoj modeli povy'sheniya kvalifikacii specialistov xoldinga "Rossijskie zhelezny'e dorogi"], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 3 (52), pp. 25-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.