Научная статья на тему 'О современной модели повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта'

О современной модели повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / PEDAGOGICAL MODEL / MODELING / MODEL COMPONENT / ADVANCED TRAINING / EDUCATIONAL PROGRAM / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скораева Елена Алексеевна, Тарасюк Ольга Вениаминовна

В статье приведены понятия в области педагогического моделирования и их толкование современными исследователями для обоснования использования данного метода изыскания. Представлено теоретическое описание предлагаемой содержательно-функциональной модели повышения квалификации для специалистов железнодорожного транспорта на основании выявленного социального заказа. Такой заказ обусловлен, прежде всего, потребностью в соответствии содержания образовательных программ для железнодорожников современным и перспективным транспортным технологиям. Определено назначение компонентов педагогической модели для достижения установленной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скораева Елена Алексеевна, Тарасюк Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MODERN MODEL OF ADVANCED TRAINING OF RAILWAY TRANSPORT SPECIALISTS

The article presents the concepts in the field of pedagogical modeling and their interpretation by modern researchers to justify the use of this research method. The theoretical description of the proposed content-functional model of advanced training for railway transport specialists based on the identified social order is presented. Such an order is primarily due to the need to match the content of educational programs for railway workers with modern and advanced transport technologies. The purpose of the components of the pedagogical model to achieve the stated goal is determined.

Текст научной работы на тему «О современной модели повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта»

4. Марков А.И. Информационные технологии в системе музыкального образования URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4140 (дата обращения 25.10.2018 г.).

5. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б., Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8

6. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 25.10.2018)

7. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования Вестник Мининского университета Том 6, № 2 (2018) URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2

8. Сизова О.А., Груздева М.Л. К вопросу о возможности использования средств информационных технологий в условиях музыкального образования // В сборнике: Неофит сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. 2018. С. 152-154.

9. Сизова О.А, Специфика профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях информатизации образования. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. с. 256-259.

10. Стариченко Б.Е. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Педагогическое образование в России. 2015. № 7

11. Юань Л., Пауэлл С. МООК и открытое образование: Значение для высшего образования. URL: https://open-education.net/services/mook-i-otkrytoe-obrazovanie-znachenie-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (дата обращения: 03.11.2018г.)

12. Юдина Т.Н. Цифровая экономика как результат промышленно-технологической революции // Философия хозяйства. - 2017. - №1(109). - С. 118-121.

Педагогика

УДК: 378.2

соискатель ученой степени кандидата наук Скораева Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, профессор Тарасюк Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

О СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. В статье приведены понятия в области педагогического моделирования и их толкование современными исследователями для обоснования использования данного метода изыскания. Представлено теоретическое описание предлагаемой содержательно-функциональной модели повышения квалификации для специалистов железнодорожного транспорта на основании выявленного социального заказа. Такой заказ обусловлен, прежде всего, потребностью в соответствии содержания образовательных программ для железнодорожников современным и перспективным транспортным технологиям. Определено назначение компонентов педагогической модели для достижения установленной цели.

Ключевые слова: педагогическая модель, моделирование, компонент модели, повышение квалификации, образовательная программа, железнодорожный транспорт.

Annotation. The article presents the concepts in the field of pedagogical modeling and their interpretation by modern researchers to justify the use of this research method. The theoretical description of the proposed content-functional model of advanced training for railway transport specialists based on the identified social order is presented. Such an order is primarily due to the need to match the content of educational programs for railway workers with modern and advanced transport technologies. The purpose of the components of the pedagogical model to achieve the stated goal is determined.

Keyword: pedagogical model, modeling, model component, advanced training, educational program, railway transport.

Введение. Железнодорожный транспорт, приоритетной задачей которого является безопасность высокотехнологичных транспортно-перевозочных процессов, не может функционировать эффективно без профессионально компетентных работников разных квалификационных уровней. Уровень их профессионального мастерства напрямую зависит от содержания образовательных программ повышения квалификации, используемых технологий обучения, диагностическом инструментарии результатов обучения. Темп технических инноваций на железнодорожном транспорте сегодня требует реализации принципа опережающей подготовки специалистов по образовательным программам повышения квалификации, то есть определяет высокую степень соответствия содержания таких программ современным и перспективным транспортным технологиям.

Все чаще возникает вопрос о сообразности существующей модели повышения квалификации для специалистов железнодорожного транспорта. На сегодняшний день, мы можем говорить о значительной статичности содержания образовательных программ повышения квалификации, обновление которых мало изменяется с течением времени, и не всегда отвечает востребованной подготовке работников, в ответ на возникающие вопросы технологического развития железнодорожной отрасли. Вносимые изменения в программы повышения квалификации по высокотехнологичным и перспективным направлениям в отрасли присутствуют преимущественно на уровне заявлений о возможностях и предполагаемых результатах модернизации железнодорожного производства.

Формирование цели статьи. Для организации эффективного обучения железнодорожников следует развивать исследования и использовать научные методы получения нового знания. Так, все более

проявляется необходимость в формировании педагогически обоснованной модели повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта, построенной на возможностях изменения и адаптации образовательных программ в зависимости от целей и диверсификации бизнеса железнодорожной отрасли.

Изложение основного материала статьи. Понятие модели и его интерпретация вызывает интерес отечественных ученых и исследователей, обусловленный расширением научного знания. Предлагаемые множественные теории представления о модели не противоречат друг другу, а, как правило, дополняются индивидуальным пониманием исследователей применительно к области их научного интереса и имеющегося опыта моделирования.

Так, «Модель (фр. modele от ит. modello от лат. modulus - мера, образец) - эталон, стандарт; устройство, воспроизводящее, имитирующее строение, функции действия какого-либо другого устройства (при испытаниях); образ, аналог, схема некоего фрагмента реальности, объекта культуры или познания -оригинала; интерпретация (в логике, математике). С гносеологической точки зрения модель - заместитель оригинала в познании, практике. Модель используется в случаях, когда требуется в наглядной форме представить, изучить свойства исследуемого объекта» [12, с. 281].

Родовое понятие «модель» в рамках педагогического исследования неразрывно связано с понятием педагогической модели и моделирования. Рассмотрим это понятие с точки зрения понимания исследователями.

Мы согласны с понятием, данным В.И. Михеевым, что под педагогической моделью следует понимать модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата, определен его смысл, дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности [9].

Под моделью в педагогической науке Непрокина И.В. представляет «...создаваемая на основе определенной системы взглядов и идей общая картина явления, которая с помощью творческой интуиции и настойчивого труда помогает понять, и описать то, что мы изучаем. Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, она является ... результатом абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента» [10, с. 61]. А сам метод моделирования Непрокина И.В. считает основой педагогического исследования и универсальной формой познания, а также инструментом формирования навыка проведения анализа и эксперимента.

Интерес вызывают работы Дахина А.Н. в области теории педагогического моделирования. Он дает более функциональное понятие: «Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм и формул, который будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимодействия и отношения между элементами этого объекта» [4, с. 22].

Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. Моделирование создает возможность более глубокого познания сущности объекта исследования [10]. Именно поэтому особый интерес для нас будет иметь моделирование применительно к педагогической деятельности.

Специфическими особенностями моделирования как метода являются:

- целостность изучения процесса, т.е. возможность увидеть не только элементы, но связи между ними;

- изучение процесса до его осуществления. При этом становится возможным выявить отрицательные последствия и ликвидировать или ослабить их до реального появления [7];

- универсальный характер модели, отсутствие «привязки» к одной конкретной ситуации;

- проведение анализа процесса через наглядное его представление и возможности трансформации модели.

В педагогике метод моделирования нашел отражение в трудах исследователей В.Г. Афанасьева [1], В.А. Веникова [3], И.Б. Новика [11], В.А. Штоффа [20] и др. Из работ названных ученых следует, что в профессиональной педагогике моделирование широко применяется, как один из методов научного познания. Данный метод открывает значительные возможности исследователей для конструктивного представления вариаций своих изысканий, позволяет проводить исследования педагогических объектов посредством моделирования понятийных, процессуальных, структурных характеристик.

Теоретическому описанию подлежит, выстраиваемая нами, содержательно-функциональная модель повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта.

Применительно к нашему исследованию, целью модели следует считать: повышение уровня профессиональной компетентности работников железнодорожного транспорта с учетом современных требований к качеству и безопасности транспортно-перевозочных процессов и их эксплуатации.

Поставленная цель предлагаемой модели является следствием социального заказа на совершенствование процесса повышения квалификации работников железнодорожного транспорта, определяемого, прежде всего, техническими инновациями железнодорожного производства, изменениями в условиях труда в соответствии с поставленными задачами перед отраслью, что определено в Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года [17].

Нормативные и распорядительные отраслевые документы совокупно выставляют требования обеспечения качества, надежности и безопасности транспортных процессов при управлении и эксплуатации на железнодорожных магистралях. Такие требования определены профессиональными стандартами в трудовых функциях работника и служат основанием для проектирования компетентностно-ориентированного содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК), определения критериев оценки профессиональной пригодности работников.

Изменяющиеся условия труда в формате развития транспортных технологий напрямую определяют потребность специалистов - железнодорожников в профессиональном развитии, повышении уровня компетенций для соответствия отраслевым задачам и профессиональным стандартам, а также самосовершенствовании и профессиональном самоопределении в структуре транспортного холдинга. В связи с этим возникает еще один аспект социального заказа - потребность личности в профессиональном развитии и карьерном росте. Необходимость повышения профессионально уровня предопределена Положением о дополнительном профессиональном и бизнес - образовании руководителей и специалистов холдинга «РЖД», а значит должна быть обеспечена образовательными программами повышения квалификации [13].

Согласно требованиям обозначенного социального заказа нами предлагаются концептуальные основы проектирования, разработки и реализации программ ДПП ПК, как определяющей конфигурации содержания образовательных программ для специалистов железнодорожного транспорта. Концептуальные основы поддерживаются методологическим, процессуально-педагогическим (технологическим) и аналитико-результативным компонентами модели.

Методологический компонент модели обусловлен системным, деятельностным и компетентностным подходами, применение которых обеспечивает качество проектируемого содержания ДПП ПК.

Системный подход в образовании означает, что самостоятельные компоненты педагогической системы рассматриваются во взаимосвязи с другими ее элементами: цели обучения, преподаватель и обучающийся как субъекты учебного процесса, методы, формы и средства управления педагогическим процессом. Системный подход представлен в исследованиях Ю. С. Тюнникова [18], посвященных политехнической подготовке рабочих. В его трудах указывается на необходимость базовых связей между элементами содержания и выделяются критерии объективности, универсальности, конкретности и целостности, которыми необходимо руководствоваться при проектировании содержания образовательных программ [14].

Деятельностный подход рассмотрен в трудах А. Н. Леонтьева [8], В. А. Сластенина [16], А. В. Хуторского [19] и др. Идея, заложенная в деятельностном подходе, заключается в приобретении новых знаний в процессе деятельности, т.е знания обучающимся не даются в готовом виде, они представлены в виде выполнения заданий через решение производственных задач и изучение технической литературы. Деятельностный подход позволяет формировать необходимые навыки и управлять деятельностью обучающихся при формировании профессиональных компетенций, создавая индивидуальные образовательные траектории при освоении учебного материала.

В работах Э. Ф. Зеера [5], И. А. Зимней [6], В. И. Байденко [2] описан компетентностный подход, который формирует результат образования как способность применять обучающимися при решении профессиональных задач обработанную ими информацию и умения. Компетентностный подход является, на сегодняшний день, парадигмой российского образования, основанном на технологии моделировании результатов образования и представленный в виде компетентностей и компетенций.

Методологический компонент оказывает управляющее действие на преобразование технологических аспектов, которые служат инструментарием практического воплощения при разработке и реализации ДПП ПК, и проявляются в следующем:

- выполнение установленных требований к процессу проектирования и реализации ДПП ПК;

- использование адекватных педагогических технологий;

- повышение уровня профессионально-педагогических компетенций преподавателей ДПП ПК в соответствии с изменениями содержания образовательных программ и уровнем технических инноваций железнодорожного транспорта;

- применение электронных образовательных сервисов в формате информационных коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Технологические аспекты образуют процессуально - педагогический компонент модели, в котором сосредоточены нормативные требования, методы, средства и ресурсы в контексте развертывания профессионально-педагогической деятельности для повышения квалификации железнодорожников.

Аналитико-результативным компонентом модели следует считать вертикаль «Управление качеством содержания ДПП ПК». Этот компонент модели призван синхронизировать выявленные тенденции развития железнодорожного производства и определение необходимых профессиональных компетенций работников, требующих повышения. Далее следует определение соответствия содержания ДПП ПК результатам анализа востребованных технологий безопасности и качества, современных и опережающих новаций для транспортной отрасли с возможностями к трансформации таких программ согласно «социальному заказу» [15]. Мониторинг и анализ качества ДПП ПК является неотъемлемым элементом управления содержанием и обновлением образовательных программ, применяемым к каждому компоненту модели.

Результат модели: слушатели программ ДПП ПК с высоким уровнем профессиональной компетентности. Названный результат реализации модели согласован с ее целью. Мы можем говорить, что обеспечение прослеживаемости требований безопасности и изменений в транспортных технологиях при соответствующем обновлении содержания образовательной программы придает устойчивое состояние предлагаемой модели и свойства регенерации. Модель имеет возможности для последующих перестроений в зависимости от поставленных педагогических целей и условий проектирования, разработки и реализации ДПП ПК.

Выводы. Моделирование является уникальным инструментом для интерпретаций существующих конструкций объектов исследований, направленных на их изучение и возможности совершенствования. Предлагаемая содержательно-функциональная модель повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта способствует решению задач технического развития отрасли и поддержания для этого необходимой компетентности ее работников.

Литература:

1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

2. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании : к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-14.

3. Веников, В. А. Некоторые методологические вопросы моделирования / В. А. Веников // Вопросы философии. - 1964. - № 11. - С. 32 - 42.

4. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ...неопределенность. // Стандарты и мониторинг. - 2002. - №4. - С. 22 - 26.

5. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер // Образование и наука: Изд. Урал. науч-образоват. центра РАО. - Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - № 3 (5). - С. 90-102.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-43.

7. Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога // Educational Technology&Society.- 2008. - №1. - С. 375-377.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - Москва : Издательство МГУ, 1982. - 584 с.

9. Михеев В. И. Методы измерения в педагогических исследованиях/ В. И. Михеев, А. Ю. Потапова.-М.: Издательский центр АПО, 2002. - 48 с.

10. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №7. - С. 61- 64.

11. Новик, И. Б. Моделирование сложных систем / И. Б. Новик. - Москва: Мысль, 2005. - 334 с.

12. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 281 с.

13. Распоряжение ОАО «РЖД» от 16 января 2012 г. № 42-р «Об утверждении Положения о дополнительном профессиональном и бизнес - образовании руководителей и специалистов холдинга «РЖД». [Электронный ресурс].Ц^: http://www.garant.ru (дата обращения: 16.10.2018).

14. Синкина, Е. А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Машиностроение» при изучении дисциплин профессионального цикла: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.08 / Синкина Елена Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 207 с.

15. Скораева, Е.А., Тарасюк, О.В. Основные направления совершенствования системы дополнительного профессионального образования специалистов железнодорожного транспорта / Скораева, Е.А., Тарасюк, О.В. // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24-25 апр. 2018 г. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. С. 594 - 597.

16. Сластенин В. А. Целостный педагогический процесс как объект педагогической деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. - Москва: 1997. - 187 с.

17. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd.ru (дата обращения 16.10.2018).

18. Тюнников Ю. С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля / Ю. С. Тюнников. - Москва: Высшая школа, 1991. - 169 с.

19. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

20. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.-Л. Изд-во Наука, 1966 - 304 с.

Педагогика

УДК: 796.92

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Скорохватова Галина Владимировна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Ансимова Злата Юрьевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Дядичева Маргарита Владимировна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. Статья раскрывает причины, характер и степень затруднений, возникающих при самостоятельном проведении занятий по лыжной подготовке у обучающихся в условиях учебной практики. На основании их анализа и опыта организации обучения в условиях учебной практики разработаны и представлены рекомендации по оптимизации учебного процесса с целью повышения методической подготовленности бакалавров к самостоятельному проведению практических занятий по лыжной подготовке.

Ключевые слова: оценка техники лыжных ходов; причины и степень затруднений проведения занятий на лыжах у обучающихся; анализ методической деятельности бакалавров, общая и моторная плотность занятий на лыжах.

Anrntation.The article reveals the causes, nature and degree of difficulties that arise during the independent conduct of ski training classes for students in conditions of internship training. Based on their analysis and experience of organizing education in conditions of internship training, recommendations on optimizing the educational process are developed and presented in order to improve the bachelors' methodical preparedness for independent conduct of practical training in ski training classes.

Keywords: evaluation of skiing techniques; causes and degree of difficulties of conducting ski lessons for students; analysis of methodical bachelor activities, general and motor density of ski training.

Введение. Реализация основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль физкультурное образование предусматривает формирование у обучающихся готовности использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Учитель физической культуры должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, соответствующей виду профессиональной деятельности.

Современная система образования выдвигает ряд требований к профессиональной подготовленности учителя физической культуры, к уровню сформированности его профессиональных компетенций, а, следовательно, и к процессу профессиональной подготовки будущих учителей [2].

По результатам исследований М.В. Дядичевой, З.Ю. Ансимовой (2018) в процессе обучения очень важно развивать у студентов мотив, обеспечивающий постоянный рост качества профессиональной деятельности. Составной частью такого мотива является осознание себя именно в преподавательской деятельности. Только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.