Научная статья на тему 'Анализ методической деятельности бакалавров в условиях учебной практики по лыжной подготовке'

Анализ методической деятельности бакалавров в условиях учебной практики по лыжной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ / ПРИЧИНЫ И СТЕПЕНЬ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ЛЫЖАХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ / АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ / ОБЩАЯ И МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ ЗАНЯТИЙ НА ЛЫЖАХ / EVALUATION OF SKIING TECHNIQUES / CAUSES AND DEGREE OF DIFFICULTIES OF CONDUCTING SKI LESSONS FOR STUDENTS / ANALYSIS OF METHODICAL BACHELOR ACTIVITIES / GENERAL AND MOTOR DENSITY OF SKI TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорохватова Галина Владимировна, Ансимова Злата Юрьевна, Дядичева Маргарита Владимировна

Статья раскрывает причины, характер и степень затруднений, возникающих при самостоятельном проведении занятий по лыжной подготовке у обучающихся в условиях учебной практики. На основании их анализа и опыта организации обучения в условиях учебной практики разработаны и представлены рекомендации по оптимизации учебного процесса с целью повышения методической подготовленности бакалавров к самостоятельному проведению практических занятий по лыжной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скорохватова Галина Владимировна, Ансимова Злата Юрьевна, Дядичева Маргарита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE METHODICAL ACTIVITIES OF BACHELORS IN SKI TRAINING CLASSES IN CONDITIONS OF INTERNSHIP TRAINING

The article reveals the causes, nature and degree of difficulties that arise during the independent conduct of ski training classes for students in conditions of internship training. Based on their analysis and experience of organizing education in conditions of internship training, recommendations on optimizing the educational process are developed and presented in order to improve the bachelors' methodical preparedness for independent conduct of practical training in ski training classes.

Текст научной работы на тему «Анализ методической деятельности бакалавров в условиях учебной практики по лыжной подготовке»

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - Москва : Издательство МГУ, 1982. - 584 с.

9. Михеев В. И. Методы измерения в педагогических исследованиях/ В. И. Михеев, А. Ю. Потапова.-М.: Издательский центр АПО, 2002. - 48 с.

10. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №7. - С. 61- 64.

11. Новик, И. Б. Моделирование сложных систем / И. Б. Новик. - Москва: Мысль, 2005. - 334 с.

12. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 281 с.

13. Распоряжение ОАО «РЖД» от 16 января 2012 г. № 42-р «Об утверждении Положения о дополнительном профессиональном и бизнес - образовании руководителей и специалистов холдинга «РЖД». [Электронный ресурс].Ц^: http://www.garant.ru (дата обращения: 16.10.2018).

14. Синкина, Е. А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Машиностроение» при изучении дисциплин профессионального цикла: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.08 / Синкина Елена Александровна. - Екатеринбург, 2016. - 207 с.

15. Скораева, Е.А., Тарасюк, О.В. Основные направления совершенствования системы дополнительного профессионального образования специалистов железнодорожного транспорта / Скораева, Е.А., Тарасюк, О.В. // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24-25 апр. 2018 г. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. С. 594 - 597.

16. Сластенин В. А. Целостный педагогический процесс как объект педагогической деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. - Москва: 1997. - 187 с.

17. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd.ru (дата обращения 16.10.2018).

18. Тюнников Ю. С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля / Ю. С. Тюнников. - Москва: Высшая школа, 1991. - 169 с.

19. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

20. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.-Л. Изд-во Наука, 1966 - 304 с.

Педагогика

УДК: 796.92

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Скорохватова Галина Владимировна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Ансимова Злата Юрьевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики обучения физической культуре и спортивной подготовки Дядичева Маргарита Владимировна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. Статья раскрывает причины, характер и степень затруднений, возникающих при самостоятельном проведении занятий по лыжной подготовке у обучающихся в условиях учебной практики. На основании их анализа и опыта организации обучения в условиях учебной практики разработаны и представлены рекомендации по оптимизации учебного процесса с целью повышения методической подготовленности бакалавров к самостоятельному проведению практических занятий по лыжной подготовке.

Ключевые слова: оценка техники лыжных ходов; причины и степень затруднений проведения занятий на лыжах у обучающихся; анализ методической деятельности бакалавров, общая и моторная плотность занятий на лыжах.

Anrntation.The article reveals the causes, nature and degree of difficulties that arise during the independent conduct of ski training classes for students in conditions of internship training. Based on their analysis and experience of organizing education in conditions of internship training, recommendations on optimizing the educational process are developed and presented in order to improve the bachelors' methodical preparedness for independent conduct of practical training in ski training classes.

Keywords: evaluation of skiing techniques; causes and degree of difficulties of conducting ski lessons for students; analysis of methodical bachelor activities, general and motor density of ski training.

Введение. Реализация основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль физкультурное образование предусматривает формирование у обучающихся готовности использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Учитель физической культуры должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, соответствующей виду профессиональной деятельности.

Современная система образования выдвигает ряд требований к профессиональной подготовленности учителя физической культуры, к уровню сформированности его профессиональных компетенций, а, следовательно, и к процессу профессиональной подготовки будущих учителей [2].

По результатам исследований М.В. Дядичевой, З.Ю. Ансимовой (2018) в процессе обучения очень важно развивать у студентов мотив, обеспечивающий постоянный рост качества профессиональной деятельности. Составной частью такого мотива является осознание себя именно в преподавательской деятельности. Только

в этом случае оценка и самооценка успехов и неудач в овладении профессией приобретает личностный смысл и к формируемым знаниям, умениям и навыкам вырабатывается адекватное отношение [1].

На базе общей мотивации к учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) у обучающихся появляется определенное отношение к разным учебным дисциплинам [1].

В процессе обучения, независимо от своей спортивной специализации, обучающиеся приобретают знания, двигательные умения и навыки при освоении различных практических дисциплин: легкая атлетика, плавание, спортивные и подвижные игры, гимнастика, лыжная подготовка. Например, успешное овладение техникой передвижения на лыжах и методикой освоения лыжных ходов зависит от грамотно спланированного и построенного учебного процесса, а также и от методического мастерства педагога.

Изложение основного материала статьи. Методика обучения технике передвижения на лыжах имеет свои характерные особенности:

1) последовательность изучения техники передвижения на лыжах базируется на основных закономерностях обучения, умениях и навыках, общих для всех способов передвижения, и учета их влияния на формирование новых навыков;

2) для овладения специфическими движениями лыжника используется ряд подводящих упражнений и наиболее простые способы передвижения на лыжах с постепенным повышением координационной сложности;

3) решение задач обучения технике передвижения на лыжах осуществляется поэтапно с учетом сформированных двигательных умений.

В результате обучения технике передвижения на лыжах обучающиеся должны овладеть двигательным действием с соблюдением всех технических требований. Выявление степени освоения обучающимися способов передвижения на лыжах осуществляется на основе установленных оценочных баллов, предусматривающих определенный характер и количество ошибок при той или иной оценке (табл. 1).

Таблица 1

Критерии оценки лыжных ходов

Оценка Характеристика

Отлично «5» Точно соблюдены все технические требования к лыжному ходу, двигательные действия выполнены слитно, уверенно, свободно, в нужном ритме.

Хорошо «4» Лыжный ход выполнен в соответствии с предъявляемыми требованиями, слитно, свободно, но при этом допущено не более двух незначительных(мелких) ошибок.

Удовлетворительно «3» Лыжный ход выполнен в своей основе верно, но в цикле хода была допущена одна значительная или три незначительные ошибки.

Неудовлетворительно «2» При выполнении лыжного хода допущена грубая ошибка или число других ошибок больше трех.

Значимость ошибок определяется по их влиянию на скорость передвижения, на систему движений и структуру хода в целом [3].

1) Незначительные (мелкие) ошибки не оказывают заметного влияния на эффективность действий лыжника — скорость при их появлении не снижается или снижается незначительно, основные движения в цикле хода не нарушаются;

2) Значительные ошибки не вызывают изменений в системе движений, но заметно влияют на скорость передвижения;

3) Грубые ошибки нарушают систему движений в цикле хода, влекут за собой ряд других ошибок и значительно снижают скорость передвижения на лыжах.

Многолетний опыт работы в условиях учебной практики по лыжной подготовке с обучающимися различных спортивных специализаций показал, что необходимо учитывать специфику их основной соревновательной деятельности, уровень развития физических качеств, а также техническую и физическую подготовленность, так как все это может, как способствовать, так и затруднять формирование техники передвижения на лыжах.

Педагогические наблюдения, проводимые во время зимней учебной практики, показали, что обучающиеся, специализирующиеся в тяжелой атлетике, единоборствах и художественной гимнастике на занятиях по лыжной подготовке устают быстрее, чем учащиеся, специализирующиеся в конькобежном спорте, плавании и легкой атлетике. У обучающихся появляются признаки значительного утомления (покраснение, неточность в выполнении команд, снижение интереса к окружающему, усталое выражение лица).

Наряду с этим, было выявлено, что данным обучающимся требуется больше времени для освоения приёмов обращения с лыжным инвентарём и начального обучения способам передвижения на лыжах.

В этой связи особую актуальность приобретает анализ учебного процесса и поиск новых путей его оптимизации.

После увеличения учебного времени на начальное обучение технике передвижения на лыжах с включением подводящих упражнений, направленных на развитие «чувства лыж и снега», устойчивости (равновесия) при скольжении на лыжах, рационального отталкивания лыжами, палками и включением заданий в облегченных условиях (под уклон) у обучающихся достоверно улучшились оценки, выставляемые за технику выполнения лыжных ходов (табл. 2).

Таблица 2

Динамика результатов техники выполнения лыжных ходов

Спортивная специализация обучающихся Оценка

среднее арифметическое значение критерий Стьюдента

Х1 t р

Художественная гимнастика 3,25 3,75 0,04 р<0,05

Единоборства 3,37 3,87 0,04 р<0,05

Тяжелая атлетика 2,62 3,25 0,02 р<0,05

Волейбол 3,12 4,0 0,03 р<0,05

Конькобежный спорт 4,12 4,25 0,55 р>0,05

Легкая атлетика 4,37 4,5 0,64 р>0,05

Плавание 4,12 4,37 0,27 р>0,05

Данные результаты исследования свидетельствуют о том, что обучающиеся, имеющие спортивную специализацию в ациклических видах спорта, при увеличении учебного времени на начальное обучение успешно осваивают технику передвижения на лыжах, о чем свидетельствуют их достаточно высокие оценки за технику выполнения лыжных ходов.

Наряду с этим, следует отметить, что, обучающиеся, имеющие спортивную специализацию в циклических видах спорта изначально быстрее осваивают все технические требования к лыжным ходам, допуская лишь незначительные, мелкие ошибки, а при увеличении учебного времени на начальное обучение так же могут повысить свою оценку за технику.

По данным исследования, проведенного Г.В. Скорохватовой и Е.М. Чепаковым (2018) недостаточно хорошо освоенные лыжные ходы являются одной из причин возникновения затруднений при самостоятельном проведении обучающимися занятий по лыжной подготовке во время учебной практики. Неправильный показ двигательного действия, незнание фазовой структуры лыжных ходов приводят к ошибкам при обучении [4].

Следует отметить, что причины затруднений, возникающие при проведении обучающимися занятий по лыжной подготовке в условиях учебной практики, могут быть разного характера (рис 1). Из причин можно выделить:

1) информационные (знаниевые);

2) деятельностно-организационные;

3) личностные.

К информационным причинам относятся затруднения у обучающихся, связанные с недостаточным знанием программного материала по лыжной подготовке в общеобразовательной школе и терминологии, принятой в лыжном спорте.

Деятельностно-организационные причины связаны с затруднениями при разработке документов планирования, организации обучающихся при обучении способам передвижения на лыжах, показе, выборе места в ходе проведения занятия, определении и исправлении ошибок, а также подборе упражнений, направленных на исправление данных ошибок.

Личностные причины включают в себя: личный пример, манеру держаться перед группой и умение управлять ею.

Манера держаться перед группой Выбор места в ходе проведения занятия Владение голосом и интонацией Управление поведением занимающихся Определенней исправление ошибок Щ Организация учащихся Показ упражнений Объясн ени е упражн ений Подбор средств и методов Разработка документов планирования

% 0 20 40 60

■ Без затруднений & Незначительная т Средняя Сильная

Рисунок 1. Причины и степень затруднений при проведении занятий по лыжной подготовке

бакалаврами

Анализ методической деятельности обучающихся при проведении ими занятий на лыжах свидетельствует о том, что оценка, выставляемая экспертами-студентами завышена и не совсем объективна (рис. 2).

Оценка студен 1 а- чксперта (%)

•чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

ЧХ\Х\\Х\\Х\Х\Х\ ЧХХХХХХХХХХХХХ-.

чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ"

ччччччччччччччччччЧЧЧЧЧчччччч>

хчччччччччччччччччЧЧЧЧЧчччччч'

...............

.............................

::::::::::::::::::::::

Ч\\\\\\\\\\\\\\

О 20 40

Оценка гт ре 11 ода ватсл я {%)

10

9

К

7

6 5

ччччччч

хччччч^

2 Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 I

60 0

20

ЧШШШШШШШ]

И:!:!:!:!:!:!:!:!:!:!:

иииииииииии:

40

60

к оценка 3 ни оценка4 ^ оценка 5

1. 11оелсдоиатс."1ьностъ подбора упражнений, их соответствие задачам урока и возрастным особенностям занимающихся;

2. Качество объяснения упражнения;

3. Качество показа упражнений;

4. Организация учащихся для выполнения упражнений

5. Выбор места при объяснении и наблюдении за выполнением заданий;

6. Своевсмсннос предупреждение и исправление ошибок

7. Требовательность к выполнению упражнений;

8. Достаточная дозировка упражнений;

9. Полнота использования средств, методов и методических приемов;

10. Владением голосом и интонацией; ] !. Манера держаться перед группой

Рисунок 2. Сопоставление оценок студентов-экспертов и преподавателей

Преподавателями в оценке проведения обучающимися занятия на лыжах отмечено следующее: недостаточное знание методики организации и проведения занятий на открытом воздухе в зимнее время года, неспособность видеть ошибки при выполнении упражнений на лыжах, непродуманная организация и содержание урока, излишняя и малоэффективная словесная информация для обучающихся на занятии, нерациональное использование времени: многократное повторение команд и распоряжений, замечаний, повторений и объяснений, а также выявлена недостаточная полнота использования обучающимися средств и методов обучения при необходимости внесения изменений по ходу проведения занятия на лыжах и неуверенность в правильности действий во время проведения занятия на лыжах.

Вышеперечисленные причины снижают общую и моторную плотность занятий на лыжах, что недопустимо в связи с проведением занятий при низкой температуре воздуха.

Выводы:

1. Анализ методической деятельности бакалавров в условиях учебной практики по лыжной подготовке выявил недостаточный уровень их подготовленности. Для оптимизации учебного процесса обучающимся необходимо давать:

- рекомендации по подготовке к каждому занятию, примеры использования теоретического материала для решения практических задач;

- перечень учебно-методического материала и нормативных документов, подлежащих проработке и усвоению;

- критерии оценивания конспекта проведения занятия по лыжной подготовке и техники способов передвижения на лыжах;

- вопросы для самоконтроля, тестовый или программированный контроль знаний.

2. При освоении программного материала учебной практики (одинакового для всех обучающихся) необходимо учитывать особенности обучающихся, специализирующихся в различных видах спорта, и в связи с этим корректировать задания: подбор и объём подготовительных и подводящих упражнений; варьирование условий и продолжительности их выполнения при освоении техники лыжных ходов.

3. Практические занятия, проведенные обучающимися, должны анализироваться (степень и характер затруднений проведения занятий на лыжах; анализ методической деятельности обучающихся; хронометрия занятий - соотношение затрат времени на различные элементы учебно-воспитательной деятельности и выявление их целесообразности) как преподавателями, так и студентами-экспертами с позиций его достоинств и недостатков с целью совершенствования первых и устранения вторых.

Литература:

1. Дядичева М.В., Ансимова З.Ю. Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности будущих учителей физической культуры. / Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта. -СПб: издательский дом «Инкери», - 2018. С. 29-35.

2. Казацкая Л.В., Ананьева Л.Я., Габедова И.Б., Бурмистрова М.П. Педагогическая практика в общеобразовательных учреждениях студентов факультета физической культуры. - Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - 53 с.

3. Лыжный спорт: Учебник для вузов / Г.В. Скорохватова, В.В. Фарбей - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 623 с.

4. Скорохватова Г.В., Чепаков Е.М. Анализ педагогической деятельности и оценка затруднений студентов при проведении учебной практики. / Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, - 2018. С. 26-30.

Педагогика

УДК 371.7

старший преподаватель Снежницкая Валерия Валерьевна

Приволжский исследовательский медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Бурханова Ирина Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска оптимальных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса у детей младшего школьного возраста процессе использования на уроках физической культуры современных физкультурно-спортивных технологий спортивной борьбы карате. Представлены результаты констатирующего эксперимента по оценке показателей физического здоровья, а также физической подготовленности школьников младших классов и обоснована необходимость оптимизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре младших школьников. Разработано содержание учебно-воспитательного процесса по физической культуре обучающихся младших классов на основе обучения элементам карате.

Ключевые слова: физическая культура, младшие школьники, физическое здоровье, физическая подготовленность, элементы карате.

Annotation. The article deals with the problem of finding the best ways to optimize the educational process in children of primary school age during the use of modern physical culture lessons of sports technology wrestling karate. The article presents the results of ascertaining experiment to assess the indicators of physical health and physical fitness of primary school students and the need to optimize the educational process in physical culture of primary school children. The content of the educational process on physical culture of younger students on the basis of teaching karate elements is developed.

Keywords: physical education, younger students, physical health, physical fitness, elements of karate.

Введение. Проблемы здоровья молодого поколения на сегодняшний день находятся в области значимых интересов государства и общества. Политика государства в этом направлении считает возможным формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что смогло найти отражение в приоритетном национальном проекте «Здравоохранение» (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.). Наряду с позицией государства, направленной на сохранение здоровья школьников, в настоящее время продолжается интенсификация учебного процесса на всех уровнях образования. Значительно возросли эмоционально-психологические и функциональные нагрузки, особенно статического характера. Данная организация процесса образования оказывает негативное влияние на развитие ведущих систем и организма в целом и, как следствие, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей в процессе обучения в школе [3; 8].

ФГОС и программами по предмету «Физическая культура» предусмотрен существенный вариативный компонент. Исходя из этого, учителям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать содержание и процессуальный компонент физического воспитания, принимая во внимание индивидуальные особенности обучающихся, резервы обеспечения образовательного учреждения, традиции развития физической культуры в определенной [6]. Вместе с тем, недостаток у педагогов - практиков, которые почти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.