УДК 796.422 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-20-26
Теоретическое обоснование значимости средств восстановления
организма в беге на 400 м
НазаренкоЛ.Д., Кузьмин АА., АнисимоваЕА.*
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
г. Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0002-6225-6819, ld [email protected] ORCID: [email protected] ORCID: 0000-0002-4455-3438 [email protected]*
Аннотация: Управление процессом спортивного мастерства в беге на 400 м является одной из наиболее актуальных проблем, так как она обусловлена необходимостью изменения основных параметров естественной локомоции для усвоения рациональной индивидуальной техники беговых шагов. Материалы. Знание закономерностей техники бега на данной дистанции обусловливает выбор средств и методов, направленность тренировочных воздействий на совершенствование параметров бегового шага, обеспечивающих высокую эффективность. С целью получения экспериментальных данных о количестве и частоте применения средств восстановления был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали 22 квалифицированных бегуна (II и I разряд, юноши 15-17 лет). В экспериментальной группе применялась разработанная нами методика совершенствования технической подготовки спортсменов в беге на 400 м с применением различных восстановительных мероприятий. Методы исследования. Анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования. Результаты. Установлен физиологический механизм восстановления организма, а также условия повышения результативности соревновательной деятельности в беге на 400 м. Процесс восстановления организма рассматривается как конструктивный, обусловленный увеличением энергетических возможностей работающих мышц; повышением объема пластических материалов, увеличением прочности костей; улучшением функциональных возможностей функциональных систем. В ходе педагогического эксперимента достоверно улучшились показатели технической подготовленности бегунов экспериментальной группы. Заключение. Методика совершенствования технической подготовки спортсменов в беге на 400 м с применением различных восстановительных мероприятий показала свою эффективность. Главным условием решения этой задачи явилось обеспечение оптимального соотношения использования средств тренировочного процесса и восстановления организма. Выбор различных средств восстановления определяется задачами спортивной подготовки и индивидуальными особенностями атлетов. Практическая значимость данного исследования обусловлена методической направленностью на совершенствование технической подготовки в беге на 400 м на основе использования средств восстановления.
Ключевые слова: квалифицированные бегуны на 400 м, средства восстановления, педагогический эксперимент.
Для цитирования: Назаренко Л.Д., Кузьмин А.А., Анисимова Е.А.* Теоретическое обоснование значимости средств восстановления организма в беге на 400 м. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 20-26. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-20-26
Theoretical substantiation of organism rehabilitation means importance in 400 meters running
Lyudmila D. Nazarenko, Andrey A. Kuzmin, Elena A. Anisimova*
I. N. Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0002-6225-6819, ld [email protected]
ORCID: [email protected]
ORCID: 0000-0002-4455-3438 [email protected]*
Abstract: Sportsmanship management in 400 meters running is one of the most urgent problems, as it is conditioned by the need for changing the basic parameters of natural locomotion for the rational individual technique of running steps mastering. Materials. Knowing the laws of running technique at this distance determines the choice of means and methods, the orientation of the training effects on the parameters of the running step improvement. They provide high efficiency. In order to obtain experimental data on the number and frequency of the rehabilitation means use we carried out the pedagogical experiment. 22 qualified runners (II and I categories, 15-17 year-old boys) took part in this experiment. In the experimental group we used created by us methodology of technical training improvement in athletes in 400 meters running taking various rehabilitation measures. Research methods. Information sources and scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, research results statistical handling. Results. We defined the physiological mechanism of organism recovery and the conditions for competitive activity effectiveness increase in 400 meters running. The process of organism rehabilitation is considered as constructive, conditioned by the energy capabilities of working muscles increase; by the volume of plastic materials, the strength of bones increase; functional capabilities of functional systems improvement. During the pedagogical experiment technical readiness indices of the runners from the experimental group significantly improved. Conclusion. The methodology of athletes' technical training improvement in 400 meters running taking different rehabilitation measures has shown its effectiveness. The main condition for this problem solution was an optimal ratio of the training process means use and organism recovery. Different rehabilitation means use is conditioned by the objectives of sports training and individual abilities of the athletes. Practical significance of this research is conditioned by the methodological orientation toward technical training improvement in 400 meters running on the basis of rehabilitation means use.
Keywords: qualified 400 meters runners, rehabilitation means, pedagogical experiment.
For citation: Lyudmila D. Nazarenko, Andrey A. Kuzmin, Elena A. Anisimova*. Theoretical substantiation of organism rehabilitation means importance in 400 meters running. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 20-26. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-20-26
АКТУАЛЬНОСТЬ
Повышение уровня физической и технической подготовленности в беге на средние дистанции является одной из центральных задач легкоатлетического бега. Исследования В.К. Бальсевича, 2000; В.Д. Кряжева, 2002; Е.А. Анисимовой, 2011, А.Н. Катенкова, 2020, и других специалистов показали, что результат в беге на 400 м определяется:
- быстротой двигательной реакции;
- скоростью выполнения одиночного движения;
- темпом моторных актов;
- сформированностью навыков ускорения.
Максимальная скорость бега реализуется при достижении оптимальных показателей скоростно-силового потенциала работающих мышц и проявлением индивидуального стиля бега. Современная система спортивной подготовки бегунов на 400 м ориентирована
на применение средств развития скоростных качеств атлетов как дополнительного компонента тренировочных занятий. По мнению многих ученых, значимость целенаправленного развития скоростных качеств существенно возрастает при коррекции структуры используемых упражнений специальными техническими устройствами, обеспечивающими обратную связь в системе «тренер-ученик» [6, 7, 9].
В соответствии с законами биомеханики результат в беге на 400 м обусловлен:
- временем реакции на сигнал судьи на
старте;
- скоростью стартового разгона;
- развитием максимальной скорости бега в первой половине дистанции;
- сохранением достигнутой скорости во второй ее части;
- скоростью беговых шагов на финише.
Целью исследования является
выявление физиологического механизма восстановления организма и условий повышения результативности соревновательной деятельности в беге на 400 м.
По данным Е.А. Анисимовой, 2011, существует достаточно высокая корреляционная взаимосвязь между временем двигательной реакции на старте и достигнутым результатом в ходе соревновательной деятельности. Это обусловлено генетическими предпосылками к скорости движений [8,10]. Величина ускорения на старте измеряется временем беговых шагов на отрезке дистанции от 1 до 30 м, что зависит от показателей скоростно-силовой подготовленности спортсмена. Проведенный кинематический анализ беговых упражнений показал, что скорость зависит от длины и частоты беговых шагов. Важными структурными компонентами бегового цикла является длительность взаимодействия спортсмена с опорой и время безопорной фазы. Время полета не зависит от скорости бега и у атлетов высокой квалификации составляет от 0,13 до 0,15 секунд. Продолжительность опоры снижается при возрастании максимальной скорости беговых шагов, составляя от 0,08 до 0,10 секунд [1, 8]. Продолжительность опоры зависит:
- от времени амортизации, при этом большую значимость приобретает угловая скорость вращения бедра в тазобедренном суставе;
- от времени отталкивания, величина которого зависит от угловой скорости разгибания колена.
Время реакции спортсмена на старте обусловливает его действия от момента выполнения команды «внимание» до начала первого бегового шага. Быстрота движений определяется межмышечной и внутримышечной координацией, а также сократительными способностями скелетных мышц и количеством содержащихся в них быстрых мышечных волокон. У спортсменов до двадцатилетнего возраста скорость бега увеличивается в диапазоне от 5,2 до 10,14 м/с со сменой периодов увеличения этих ориентиров до наступления некоторой стабилизации. Рациональная организация
тренировочного процесса позволяет, по мнению авторов, избежать остановки роста спортивных достижений, добиваясь их увеличения до 24-летнего возраста [6, 8]. Главным условием решения этой задачи является обеспечение оптимального соотношения средств тренировки и восстановления организма.
Увеличение показателей
тренированности достигается путем
интенсификации мышечной нагрузки. При значительном усложнении двигательных заданий происходят существенные изменения в центральной нервной системе: отделы головного мозга, работающие более активно; центры регуляции вегетативных функций, двигательные центры коры и подкорки спинного мозга в большей степени снабжаются кровью. Функции центральной нервной системы, выполняющие второстепенную роль при выполнении предельной тренировочной нагрузки, снижают свою активность. Истощение резервов организма второй очереди вынуждает спортсмена выполнять работу путем включения волевого потенциала. Однако недостаточное кровообращение приводит к гипоксии высших отделов головного мозга, что может вызвать состояние обморока как одного из способов защиты запаса физиологических резервов третьей очереди [9, 10,11,12,13]. Это подчеркивает значимость восстановления организма для сохранения его способности к выполнению более сложной тренировочной нагрузки. Физиологический механизм восстановления основан на следовых процессах, происходящих в центральной нервной системе, сущность которых исследована И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Следовые явления характеризуются фазными изменениями возбудимости. Оптимальные раздражения вызывают волну возбуждений, нивелирующих позитивные воздействия предыдущей волны.
Механизм следовых реакций в центральной нервной системе связан с представлениями о циркуляции импульсов в цепях нейронов, включая головной мозг. Целенаправленная, непрерывная тренировочная нагрузка обеспечивает
условия для суммирования следовых явлений. Это проявляется в функциональных, морфологических и структурных
преобразованиях работающих органов и мышц, способствующих повышению работоспособности атлета, росту его спортивного мастерства. Происходящие в организме процессы обусловили базовый принцип спортивной подготовки, заключающийся в непрерывности мышечной нагрузки, обеспечивающей повышение личных достижений бегуна.
Эффективность соревновательной
деятельности в беге на 400 метров определяется в значительной мере формированием навыков четкого восприятия и переработки сенсорной информации. В процессе анализа структуры беговых шагов, их частоты и длины, степени мышечного напряжения участвуют двигательный, зрительный и другие анализаторы, благодаря которым атлет оценивает степень прямолинейности бега, амплитуды колебательных движений телом в передне-заднем и боковом направлении; согласованности движений верхних и нижних конечностей и других параметров, определяющих скорость бега.
Механизм восстановления
функциональных систем и работающих мышц обусловливает необходимость выбора наиболее эффективных средств для их отдыха. Исследования З.М. Кузнецовой, 2017; В.Д. Кряжева, 2001 показали целесообразность замены ходьбы для решения задач восстановления мышц ног восстановительным бегом во время тренировочных занятий на высоте 800 м над уровнем моря на отрезках 100, 150, 200 м и т.д. Такой подход предусматривает увеличение внимания к повышению показателей развития скоростно-силовых и скоростных качеств. По мнению В.Д. Кряжева, 2002; В.С. Куракина, 2007, и др., одним из основополагающих условий роста спортивных достижений бегунов на 400 м является повышение экономичности их беговых шагов путем:
- более рациональной организации тренировочного процесса;
- выявления генетической предрасположенности атлета к бегу на данной дистанции;
- формирования индивидуального стиля бега, основанного на оптимальном сочетании длины и частоты беговых шагов, обусловленных соотношением длины верхних и нижних конечностей, туловища и других параметров;
- своевременной коррекции индивидуальной техники бега;
- выявления генетически обусловленных, индивидуальных особенностей бегуна, определяющих приемы коррекции техники его беговых шагов; восстановительных мероприятий (контрастного душа; кратковременных солнечных воздействий, легких пробежек по красивым природным ландшафтам и т.д.).
Увеличение скорости бега связано с навыками своевременного расслабления работающих мышц. Исследования О.И. Павловой, 2006, позволили установить зависимость быстроты расслабления мышц от морфологических особенностей спортсмена. Бегуны микросоматического типа добиваются лучших результатов на личностно-ориентированных тренировках.
Скоростно-силовой потенциал атлета в значительной степени определяется состоянием его опорно-двигательного аппарата. В связи с этим необходимо добиваться:
- соответствия темпа увеличения мышечной силы и скорости повышения ее показателей;
- совершенствования стартового компонента развития силы мышц в предварительной фазе моторного акта;
- формирования навыков управления скоростью расслабления работающих мышц с повышением спортивных результатов.
Эффективность системы спортивной подготовки бегунов на 400 м обусловлена:
- точностью стратегии, направленности тренировочного процесса;
- формированием индивидуального стиля беговых шагов путем реализации особенностей выполнения деталей техники: постановки ступней на беговую дорожку;
расположения частей и звеньев тела на старте, при стартовом разгоне, во время бега по дистанции и др.;
- рациональным соотношением развивающих, тренирующих и воспитательных воздействий.
Для спортсменов микросоматического типа на этапе предсоревновательной подготовки целесообразно уменьшение объема беговой нагрузки высокой интенсивности и упражнений силового характера при одновременном увеличении разнообразных одиночных и серийных прыжков: поочередно на правой и левой ноге; с двух на две ноги с продвижением вперед, тройного, пяти- и десятикратных прыжков, начиная от длины отрезка в 2030 метров, с постепенным увеличением до 100-120-150 м в зависимости от физической подготовленности бегунов. Прыжковые упражнения по ряду биомеханических параметров имеют структурное сходство с беговыми, которые проявляются:
- в режимах деятельности работающих
мышц;
- в зонах интенсивности выполняемой работы;
- в продолжительности воздействия мышечной нагрузки;
- в способах изменения характера тренировочной деятельности (прыжки по склону горы, по траве, неглубокой воде; по песку, с отягощениями и т.д.)
Бегуны с высокими показателями взрывной силы и низкой скоростью расслабления мышц в первой половине дистанции 400 м добиваются преимущества перед другими участниками забега, но у них быстрее наступает состояние утомления, и они постепенно снижают темп движений [5,10,11,12,13].
Более высокие спортивные достижения показывают атлеты с лучшими показателями частоты беговых шагов. Сохранение высокой скорости бега до финиша определяется интенсивностью восстановления АТФ. Оптимальная работоспособность спортсмена на протяжении всей соревновательной дистанции обеспечивается сформированностью
навыка расслабления работающих мышц. Исследования В.К. Бальсевича, 2000, показали, что бегуну на 400 м важно развивать не только анаэробные, но и аэробные возможности организма, без которых затягивается время восстановления и снижается образование кислородного долга. Это подчеркивает большую значимость одновременного использования тренировочных и восстановительных средств, соотношение которых обусловлено возрастом бегунов, уровнем их физической и технической подготовленности, опытом соревновательной деятельности.
Нами был проведен педагогический эксперимент с целью получения экспериментальных данных о количестве и частоте применения средств восстановления квалифицированными бегунами (II и I разряд) 15-17 лет на 400 м, в исследовании участвовали 22 атлета (юноши). Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 11 человек в каждой. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов, утвержденной федерацией легкой атлетики РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика совершенствования технической подготовки спортсменов в беге на 400 м с применением различных восстановительных мероприятий.
В ходе педагогического эксперимента необходимо было установить частоту применения различных средств восстановления на тренировочных занятиях. При решении этой задачи мы исходили из того, что существуют такие виды восстановления, которые необходимо включать в содержание каждой тренировки: к ним мы относим:
- бег по инерции (свободный бег), во время которого снимается значительная часть мышечного напряжения, поэтому целесообразно чередовать ускорения с бегом по инерции. Это позволяет формировать навыки управления скоростью беговых шагов;
- упражнения на расслабление мышц (после серии ускорений, прыжковых
упражнений, бега по соревновательной дистанции и т.д.);
- ежедневно, после каждого тренировочного занятия, самомассаж в течение 30-40 мнут.
Не реже одного раза в неделю использовались:
- активный отдых, предусматривающий нагрузку на неработающие при беге групп мышц (езда на велосипеде, плавание, бег на лыжах и коньках, спортивные игры и др.);
- двигательные переключения: тренировка в гористой местности с бегом в гору, под гору, спуск с горы зигзагообразным бегом, волнообразный бег, рисунок беговых шагов представляет волнообразную линию и т.д. Благодаря такому виду фартлека ходьба заменяется восстановительным бегом, что повышает эффективность тренировочного процесса.
Массаж как одно из наиболее эффективных средств восстановления проводился:
- сериями по 8-10-12 процедур перед началом ответственных соревнований;
- отдельными приемами при необходимости снять мышечное напряжение.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления уровня физической и технической подготовленности. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по данным видам спортивной подготовки (р>0,05) у бегунов КГ и ЭГ.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, позволившее выявить динамику показателей физической и технической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ. Сопоставительный анализ экспериментальных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах: контрольной и экспериментальной, при явном преимуществе бегунов ЭГ. Так, показатели физической подготовленности изменились следующим
образом. В КГ, при исходных данных в беге на 30 м с низкого старта 4,91±0,08 (с), к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 4,72±0,22, (р>0,05); в ЭГ, при исходных данных 4,87±0,32, результаты возросли до 4,31±0,39 (р<0,05). В КГ, при исходных данных прыжка в длину с места 2,60±0,15м, к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 2,69±0,13 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,57±0,11 м, к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 2,85±0,10 м (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей физической подготовленности бегунов ЭГ была выявлена и по другим тестам.
Показатели технической
подготовленности также улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, при явном преимуществе спортсменов ЭГ. Так, в КГ, при исходных данных в беге на 400 м 56,08±0,16 с, к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 54,90±0,11 (р>0,05); в ЭГ, при исходных данных 55,95±0,13 с, к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 51,30±0,14 с (р<0,05). В КГ, при исходных данных выполнения десятикратного прыжка 28,30±0,50 м, к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 29,80±0,16 м (р>0,05); в ЭГ, при исходных данных 28,50±0,16 м, к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 31,40±0,19 м (р<0,05). Подобная тенденция более значительного улучшения результатов бегунов ЭГ была выявлена и по другим тестам контрольных упражнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты
педагогического эксперимента показали, что одним из перспективных направлений совершенствования технической
подготовленности бегунов 15-17 лет на дистанцию 400 м является включение в содержание тренировочного процесса комплекса различных средств восстановления.
Выбор и частота их использования определяется физической и технической подготовленностью, возрастом спортсменов, их индивидуальными особенностями, а также задачами спортивной подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова Е.А. Повышение эффективности подготовки квалифицированных бегуний на 400 м на основе рационального взаимодействия с опорой. Автореф. дисс. ... к.п.н. Наб. Челны. 2011: 23.
2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физ. Культуры. 2000. 275.
3. Катенков А.Н. Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогического контроля индивидуальной техники бега на короткие дистанции. Автореф. дисс. .. к.п.н. Санкт-Петербург. 2020: 22.
4. Кряжев В.Д. Совершенствование беговых движений. М. Изд. ВНИИФК. 2002: 191.
5. Кузнецова З.М., Овчинников Ю.Д., Хорькова Л.В. Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин-боксеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы в физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 14-21. DOI: DOI 10.1452б/01_2017_177.
6. Медведев В.Н., Волошин И.Н. Управление подготовкой бегунов на 400 м с учетом их генетических особенностей. Теория и практика физической культуры. 2006; 6: 30-31.
7. Назаренко Л.Д., Чернышева А.В., Костюнина Л.И. Техническая подготовка в беге на средние дистанции на основе совершенствования двигательного ритма. Ульяновск: УлГТУ, 2013. 136 с.
8. Назаренко Л.Д. Физиология физических упражнений. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ И.Н. Ульянова». 2019: 262.
9. Назаренко Л.Д. Допинг в спорте. Теория и практика физической культуры. 2019: 104.
10. Назаренко Л.Д. Адаптационно-компенсаторные изменения при мышечной деятельности. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». 2021: 112.
11. Пьянзин А.И., Солоденов Е.В. Соразмерность параметров отталкивания в формировании модельных характеристик подготовленности квалифицированных спринтеров. Теория и практика физической культуры. 2008; 6: 46-50.
12. Fletcher J.R., Esau S.P., Macintosh B.R. Changes in tendon stiffness and running economy in highly trained distance runners. European Journal of Applied Physiology. 2010; 110(5): 1037-1046. DOI: 10.1007/s00421-010-1582-8.
13. Hunter I., Smith G.A. Preferred and optimal stride frequency, stiffness and economy: Changes with fatigue during a 1-h high-intensity run. European Journal of Applied Physiology. 2007; 100(6): 653-661. DOI: 10.1007/s00421-007-0456-1.
Статья поступила в редакцию: 20.07.2021
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии человека и основ медицинских знаний; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». 432071, Россия, г. Ульяновск, Площадь Ленина, д. 4/5 И [email protected]
Кузьмин Андрей Анатольевич - магистрант; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». 432071, Россия, г. Ульяновск, Площадь Ленина, д. 4/5 апИгес/ик.кттт@ yandex.ru
Анисимова Елена Александровна - старший преподаватель; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». 432071, Россия, г. Ульяновск, Площадь Ленина, д. 4/5 [email protected]