Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование условий безопасности движения лесовозных автопоездов в автомобильных потоках'

Теоретическое обоснование условий безопасности движения лесовозных автопоездов в автомобильных потоках Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОПОЕЗД / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ / ПОТОК / РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Скрыпников А. В., Котляров Р. Н.

Проведены аналитические и статистические исследования на влияние качественных показателей автомобильной дороги на безопасность движения лесовозного транспорта. Выявлено, что оценка условий движения с позиций безопасности в местах размещения сооружений, обслуживающих автомобильные и пешеходные потоки является наиважнейшим фактором при проведении реконструкции дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование условий безопасности движения лесовозных автопоездов в автомобильных потоках»

УДК 630*377.45+656.13.08

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОПОЕЗДОВ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОТОКАХ А.В. Скрыпников, Р.Н. Котляров

ГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

Проведены аналитические и статистические исследования на влияние качественных показателей автомобильной дороги на безопасность движения лесовозного транспорта. Выявлено, что оценка условий движения с позиций безопасности в местах размещения сооружений, обслуживающих автомобильные и пешеходные потоки является наиважнейшим фактором при проведении реконструкции дорог.

Ключевые слова: лесовозный автопоезд, безопасность движения, качественные показатели автомобильной дороги, поток, реконструкция.

Обустройство дороги в широком смысле этого понятия предназначено для обеспечения удобного и безопасного движения; с точки зрения водителей это означает возможность перемещаться по дороге с желаемым режимом движения, без длительных задержек, без угрозы ДТП, с обеспеченной информацией о предстоящих условиях движения и возможность получить в случае необходимости отдых, питание, медицинскую и техническую помощь.

С точки зрения пассажиров это - быстрота передвижения, плавность движения, возможность быстрого и комфортабельного удовлетворения в дороге человеческих нужд, в том числе психофизиологического характера.

В целом, обустройство дороги должно быть таким, чтобы поездка доставляла человеку удовлетворение в широком смысле этого слова и гарантировала безопасность движения.

29 октября 2009 г. вышло соответст-

вующее постановление Правительства Российской Федерации № 860 О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить, что:

1. Автомобильные дороги общего пользо-

вания федерального, регионального, меж-муниципального и местного значения обустраиваются различными видами объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода таких автомобильных дорог, исходя из транспортно-

эксплуатационных характеристик и потребительских свойств этих дорог;

2. Объекты дорожного сервиса различного

вида могут объединяться в единые комплексы;

3. Размещение каждого вида объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги соответствующего класса и категории осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории с учетом минимально необходимых для обслуживания участников дорожного движения требований к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения,

объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно приложению № 1;

4. На объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, обеспечивается оказание минимально необходимых услуг в соответствии с требованиями к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог.

Таблица 1

Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми

в границах полос отвода автомобильных дорог

Класс (категория) автомобильной дороги Вид объекта дорожного сервиса Максимальное расстояние между объектами дорожного сервиса одного вида, км

1 2 3

Автомагистраль (¡А), мотель (кемпинг) 250

скоростная автомобильная дорога (1Б),

нескоростная автомобильная дорога (1В) пункт общественного питания 100

автозаправочная станция (включая моечный пункт, предприятие торговли) станция технического обслуживания площадка отдыха 100 100 50

1 2 3

Нескоростная автомобильная до- пункт общественного пи- 100

рога (II), тания

нескоростная автомобильная до- автозаправочная станция 100

рога (III) (включая моечный пункт, предприятие торговли)

станция технического обслуживания 100

площадка отдыха 50

Нескоростная автомобильная до- пункт общественного пи- 150

рога (IV) тания

автозаправочная станция (включая предприятие торговли) 150

станция технического обслуживания 150

площадка отдыха 75

Нескоростная автомобильная до- автозаправочная станция 300

рога(V) (включая предприятие торговли)

пункт общественного питания 300

Между тем анализ статистики дорожно-транспортных происшествий [1, 2, 3] указывает на то, что разные участки дороги имеют различную обеспеченность безопасности движения. Указанный анализ приводит нас к выводу, что наиболее опасными участками или местами дороги являются такие, на которых дорожное движение происходит с выполнением маневров и, в первую очередь, таких маневров, выполнение которых связано с пересечением автомобильных потоков. Это не только пересечения автомобильных дорог, это и въезды на дорогу с территорий разных сооружений, обслуживающих движение (площадки отдыха, площадки для остановки автомобилей, въезды с АЗС, со станций технического обслуживания автомобилей, с автобусных остановок, автостанций, автокранов). Это и съезды с доро-

ги к указанным сооружениям с выполнением левого поворота. Это и места передвижения людей через дорогу от сооружений или к сооружениям или пунктам, обслуживающим их. Это, наконец, и участки дороги, на которых происходят обгоны автомобилей. Особенно опасны такие участки при двухполосной проезжей части, когда обгоняющий автомобиль движется по пути встречного автомобиля.

На указанные места на дороге приходится каждое четвертое-пятое дорожнотранспортное происшествие от общего их числа. Непродуманное размещение сооружений обустройства дороги может не понизить, а повысить аварийность на дороге. При этом рост аварийности будет увеличиваться с ростом интенсивности движения в местах выполнения маневров.

Поэтому никакой проект обустройст-

ва автомобильной дороги нельзя считать приемлимым для реализации, если в нем отсутствует оценка условий движения с позиций его безопасности в местах размещения сооружений, обслуживающих автомобильные и пешеходные потоки.

При этом такая оценка должна быть научно обоснованной и способной давать научный прогноз уровня безопасности, она должна учитывать особенности поведения участников движения при выполнении маневра, она должна отражать физическую сущность процесса дорожного движения, она должна соответствовать именно той дорожно-транспортной ситуации, которая возникает при выполнении конкретного вида маневра и, наконец, она должна давать количественную характеристику уровня условий, безопасных для выполнения маневра.

Только при использовании такой оценки можно наиболее правильно запроектировать расположение сооружений обустройства дороги относительно автомобильной дороги или же предусмотреть такие элементы обустройства, которыми определится необходимый по условиям удобства и безопасности режим движения по дороге, только такого рода оценка пригодна для решения вопроса, где и когда на дороге потребуется введение практических мер по улучшению условий движения, т. е. материальные, денежные и трудовые затраты. Такого рода оценка дает также возможность назначить наиболее целесообразную меру для улучшения условий дви-УДК 630*232.211

жения на тех или иных участках дорог.

Исследования базируются на математическом моделировании дорожнотранспортных ситуаций. Под дорожнотранспортной ситуацией нами понимается вероятностное состояние места на дороге, в котором в случайный момент времени возникает необходимость в выполнении того или иного маневра.

Для описания ДТС в потоках применяются общие методы теории вероятностей. Используются характеристики и законы дорожного движения. Критериями оценки ДТС служат вероятностные показатели, определяемые аналитическим путем. Для выполнения вычисления их используется ЭВМ. Это дает, в конечном счете, возможность разработать такую методику оценки условий движения при разработке проекта обустройства дороги, которая будет простой и удобной в практических инженерных расчетах.

Библиографический список

1. Булатов А.И., Крулев Г.И., Предупреждение дорожно-транспортных происшествий / М.: Автотрансиздат, 1961.

2. Васильев А.П., Состояние дорог и безопасность движения автомобилей в сложных погодных условиях / М.: Транспорт, 1976 г.

3. Давыдов Л.Н., Могила В.П., Конек Ю.С., Предупреждение дорожнотранспортных происшествий на автомобильном транспорте / М.: Транспорт, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.