© Михайловский П. В., Звигинцев Е. Е., 2009
МИХАйЛОВСКИй Петр Васильевич
Доктор экономических наук, профессор, директор Института управления, экономики и финансов
Уральская государственная сельскохозяйственная академия
620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42 Контактный телефон: (343) 371-07-52 e-mail: mihailovskiy_pv@usaca.ru
ЗВИГИНЦЕВ Евгений Евгеньевич
Ассистент Института управления, экономики и финансов
Уральская государственная сельскохозяйственная академия
620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42 Контактный телефон: (343) 371-07-52 e-mail: mihailovskiy_pv@usaca.ru
Особенности развития дорожного сервиса
Ключевые слова: сфера услуг; объекты дорожного сервиса; мотели; специфика размещения мотелей.
Аннотация. Рассматриваются региональные аспекты развития отраслей сферы услуг; приводится классификация мотелей в зависимости от специфики конкретных видов дорог с учетом технических, сервисных и стоимостных показателей.
Для потребителей транспортных, туристских и экскурсионных услуг при осуществлении поездок особое значение приобретает наличие таких видов услуг, как питание, размещение, некоторые бытовые услуги (при продолжительных поездках) или услуги объектов дорожного сервиса.
Для Свердловской области это становится особенно актуальным с учетом развития автомобильного туризма и высоких транспортных потоков на автомобильных дорогах. В соответствии с утвержденной постановлением Правительства Свердловской области «Схемой развития сети автомобильных дорог общего пользования Свердловской области на период до 2015 г.» протяженность территориальной сети автомобильных дорог должна к указанному сроку достичь 14,5 тыс. км [1].
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и т. д.) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог) [2].
Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги.
К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильных дорог и дорожных сооружений относятся: скорость; пропускная способность; непрерывность; удобство и безопасность движения; способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и общей массой, соответствующими категории дороги [Там же].
Объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований соответствующего федерального закона.
Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения [3].
Мотели в соответствии с законодательством РФ относятся к объектам дорожного сервиса. Их количество и расположение регулируется законодательно. Построенные мотели должны соответствовать целому ряду технических требований. Помимо технических требований, предъявляемых нормативными правовыми актами, существует необходимость специализации мотелей в зависимости от категории автомобильной дороги. Такая специализация должна быть основана на комплексном анализе потребностей потенциальных потребителей данного гостиничного продукта в тех или иных услугах, наличие которых бывает обусловлено, как правило, целями и продолжительностью поездки.
Классифицировать потребительские предпочтения можно с помощью выделения определенных типов дорог. В соответствии с Федеральным законом автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования: к первым относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц; ко вторым - автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд [Там же].
В подпрограмме «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», кроме того, присутствует следующее деление:
• автомобильные дороги общего пользования Федерального значения, входящие в состав международных транспортных коридоров;
• автомобильные дороги общего пользования федерального значения, не входящие в состав международных транспортных коридоров;
• платные автомагистрали и скоростные дороги федерального значения, входящие в состав международных транспортных коридоров;
• автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения.
Что касается строительства мотелей на указанных автомобильных дорогах, то для межмуниципальных автомобильных дорог и автомобильных дорог местного значения это нецелесообразно вследствие их низкой пропускной способности и низкого пассажиропотока. Кроме того, как правило, пассажиры, следующие по данным видам дорог, передвигаются на достаточно короткие расстояния и не испытывают потребности в услугах мотелей. Исключение составляют дороги, находящиеся в непосредственной близости от объектов туристского показа либо природных рекреационных ресурсов.
Таким образом, в основном мотели целесообразно строить на следующих типах автомобильных дорог:
• автомобильные дороги общего пользования федерального значения, входящие в состав международных транспортных коридоров;
• автомобильные дороги общего пользования федерального значения, не входящие в состав международных транспортных коридоров;
• платные автомагистрали и скоростные дороги федерального значения, входящие в состав международных транспортных коридоров;
• автомобильные дороги регионального значения.
Специфика строительства мотелей будет определяться потребностями участников дорожного движения на данном участке. Примерная специализация мотелей для указанных видов автомобильных дорог с учетом составленной схемы классификации мотелей приведена ниже (см. таблицу).
Как видно из таблицы, мотели, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, и на платных автомагистралях и скоростных дорогах федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, должны представлять собой полносервисные комплексы, рассчитанные на оказание широкого спектра услуг среднего и высокого уровня участникам дорожного движения, в том числе следующим из-за рубежа. Отличие заключается в расположении мотелей относительно дороги - на скоростных автомагистралях целесообразно строить мотели в стороне от дороги при наличии соответствующих указателей и дорожных знаков, характеризующих месторасположение мотелей.
Специфика мотелей, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, не входящих в состав международных транспортных коридоров, заключается в ориентировании на водителей, следующих на дальние расстояния в пределах Российской Федерации, заинтересованных в сервисе среднего уровня по доступным ценам.
Мотели, располагающиеся на автомобильных дорогах регионального уровня, должны ориентироваться в основном на транзитных туристов и водителей, следующих на относительно малые расстояния в пределах региона и, соответственно, предлагать ограниченный набор услуг по низким ценам.
Учитывая основные характеристики автомобильных дорог региона, можно спланировать размещение соответствующих объектов дорожного сервиса с наибольшей эффективностью как в техническом, экономическом, так и социальном аспекте.
Специализация мотелей в зависимости от вида автомобильных дорог
Признак Вид дороги
общего пользования федерального значения, входящие в состав международных транспортных коридоров общего пользования федерального значения, не входящие в состав международных транспортных коридоров платные автомагистрали и скоростные дороги федерального значения, входящие в состав международных транспортных коридоров регионального значения
1. Технические показатели
1.1. Вместимость Большие и крупнейшие Средние и большие Малые и средние Малые
1.2. Уровень комфорта 2-4-звездочные 2-3-звездочные 1-3-звездочные 1-2-звездочные
1.3. Близость к дороге В стороне Придорожные В стороне Придорожные
1.4. Целевая направленность Для водителей грузовых автотранспортных средств Для транзитных туристов
1.5. Место парковки Охраняемая автостоянка Охраняемая автостоянка/ гараж
1.6. Выход на автостоянку Из номера Через главный вход
2. Сервисные показатели
2.1. Организация питания На территории На территории / в близлежащих предприятиях
2.2. Режим эксплуатации Круглогодичные В зависимости от загрузки дороги
2.3. Длительность пребывания гостей Транзитные Транзитные / конечные
2.4. Уровень обслуживания Средний и высокий Средний Средний Низкий и средний
2.5. Дополнительные услуги Есть Возможны Есть Нет
2.6. Автосервис Есть Возможен Есть Возможен
2.7. Автозаправочная станция Есть Возможна Есть Возможна
2.8. Торговые точки Есть Возможны Есть Возможны
3. Стоимостные показатели
3.1. Уровень цен на услуги Средний и высокий Низкий и средний Средний и высокий Низкий
Источники
1. Областная газета. 2005. 16 авг.
2. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Режим доступа : http://www.mintrans.ru.
3. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2008 г.).