УДК 625.74
О.Ю. Антоненко
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ ВОДИТЕЛЯ НА РИСК ПОПАДАНИЯ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
Красноярская государственная архитектурно-строительная академия (Красноярск)
Дороги всегда рассматривались как информационные каналы, по которым распространялась культура. Транспортно-эксплуатационный уровень современной автомобильной дороги определяется не только сочетанием, геометрических элементов трассы, количеством, полос движения, но и состоянием проезжей части, состоянием, обочин, инженерным, оборудованием, дороги, и. информативностью дорожного пространства. Информация, в дорожном движении является, той основой, без которой невозможно осуществление транспортного процесса. Информативность дорожного движения. рассматривается, как взаимосвязь элементов дороги, и. дорожного пространства, которая составляет, единую систему. Назовем, ее — информационное поле водителя.
Ключевые слова: информационные каналы, информативность пространства дороги, информационное поле водителя
INFORMATIVE FIELD INFLUENCE OF DRIVERS ON INCIDENT RISK OF ROAD-TRANSPORT TROUBLE
O.Yu. Antonenko
State architectural-building academy, Krasnoyarsk
Roads were always considered, as information, channels along which, culture was distributed. The transportoperational level of a modern highway is defined, not only by a combination of geometrical elements of a line, quantity of lines, but also by the status of carriageway, a status of roadside, the engineering equipment of the road and information, from road spaces. The information, of traffic is that basis without which realization, of the transport process is impossible. It is considered, as an interrelation, of the elements of road and road space which, make a uniform, system; we shall name it information, field, of the driver.
Key words: information channels, information from road spaces, information field of a driver
Транспортное средство является источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей из-за возможного вовлечения в дорожнотранспортное происшествие (ДТП), загрязнения окружающей среды вредными выбросами, транспортного дискомфорта.
По статистическим данным 70 — 80 % ДТП происходит в результате ошибок водителей [1]. Эти ошибки обусловлены различными внешними факторами — такими, как неудовлетворительная организация дорожного движения, техническая неисправность автомобилей, неблагоприятные погодные условия, на которые накладываются индивидуальные особенности водителей. Последние формируются под влиянием состояния общественной дисциплины, культуры населения, общественного мнения, религии, ценностных ориентаций и т.п. Их можно считать объективными постоянно действующими факторами, которые сложились исторически. Помимо этого существуют и временно действующие факторы — индивидуальные психофизиологические качества водителей, к которым относятся внимательность, быстрота реакции, подвижность, уравновешенность, эмоциональность, личный опыт, запас жизненных впечатлений, устойчивость к риску и др.
Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Внешняя среда представляет собой информационное поле, которое
формирует у водителя эмоциональное напряжение. Для оптимального протекания психических процессов необходим определенный уровень информационной нагрузки. Избыток или недостаток информации способствует развитию утомления. Имеет значение и характер поступающей информации.
Выбрать критерии оценки пространства, воспринимаемого водителем с точки зрения безопасности, можно с помощью метода экспертных оценок [2]. В его рамках был проведен анкетный опрос 54 водителей, разного возраста, профессий и стажа вождения, часто пользующимися федеральными дорогами Красноярского края. В специально разработанной анкете экспертам (водителям) предлагалось отметить факторы, которые в первую очередь, привлекают их внимание во время движения по дороге. При обработке анкеты факторы делились на две группы: значимые и малозначимые, внутри которых факторам присваивался одинаковый ранг, равный среднему арифметическому. Высший ранг определялся на основе средневзвешенных оценок.
Степень согласованности мнений экспертов по совокупности всех факторов оценивалась по коэффициенту конкордации (согласия) с соответствующим уровнем значимости. Областью его возможных значений является интервал от 0 до 1. При значении, равном 0,8, степень согласованности мнений экспертов считается хорошей. По присво-
енным экспертами каждому фактору рангам определялся коэффициент весомости.
Коэффициент конкордации составил 0,93. Оценка достоверности по критерию %2, показала, что с вероятностью 0,95 совпадение мнений экспертов не является случайным. Результаты анализа мнений экспертов представлены в таблице 1.
Полученные данные были сопоставлены с результатами анкетирования, проведенного украинскими специалистами в начале 80-х годов, которые представлены в таблице 2 [3].
Сравнение коэффициентов весомости показало, что водители в первую очередь обращают внимание на дорожные знаки, а растительные объекты не привлекают их внимания. Можно отметить также, что современные комплексы отдыха вызывают у водителей больший интерес, чем 25 лет назад, так как данный фактор переместился с 6 на 3 место по степени значимости.
Таким образом, в результате применения метода конкордации удалось оценить наиболее значимые и малозначимые факторы, отвлекающие внимание водителя.
Дорожные условия, оказывающие влияние на восприятие водителей, можно разделить на постоянные и переменные. К переменным дорожным условиям относятся встречные, обгоняющие и стоящие на обочине транспортные средства, а также
атмосферные условия и микроклимат в салоне автомобиля. Постоянными элементами дорожных условий являются искусственные сооружения, комплексы обслуживания и обустройства, геометрические элементы дороги и элементы ландшафта. Различные дорожные условия каждый водитель оценивает по-разному, исходя из личностных качеств и психофизиологического состояния в тот или иной момент. Так, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу более узкой, чем есть на самом деле, вследствие чего он может непроизвольно отклоняться в сторону осевой линии. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже или шире, чем в действительности, а также может возникнуть иллюзорное восприятие подъемов и спусков.
Анализ данных анкет опроса водителей, проведенного в 2005 году на участке автомобильной дороги федерального значения М-53, показал, что переменные дорожные условия оказывают наибольшее влияние на восприятие водителей (67,5 %). Среди постоянных элементов дорожных условий, которые составили 32,5 %, водители отдали приоритет искусственным сооружениям, комплексам обслуживания и комплексам обустройства (55 %), а геометрические элементы дороги и элементы ландшафта набрали 39 и 6 % соответственно.
Таблица 1
Результаты анализа мнений экспертов
№ Фактор Ранг Средневзвешенная оценка Коэффициент весомости
1 Дорожный знак 1 2,38 0,17
2 АЗС 2 3,0 0,16
3 Комплекс отдыха 3 4,25 0,13
4 Рекламный щит 5 5,5 0,10
5 Мост 5,5 0,10
6 Река 5,5 0,10
7 Объект, не упомянутый в анкете 7 6,75 0,07
8 Станция техобслуживания 9 7,38 0,06
9 Отдельно стоящее дерево 7,38 0,06
10 Яркие цветы 7,38 0,06
Таблица 2
Результаты анкетирования
№ Наименование показателя Коэффициент весомости
1 Ограждение проезжей части 0,25
2 Дорожные знаки 0,20
3 Разметка проезжей части 0,20
4 Пешеходные переходы 0,1
5 Тротуары, велодорожки 0,1
6 Беседки, площадки отдыха 0,05
7 Озеленение 0,05
8 Автопавильоны 0,05
При современных скоростях, развиваемых автомобилями, и возросшей интенсивности движения часто возникает необходимость в приеме и переработке водителем обширной информации, поступающей из внешней среды, вследствие чего повышается темп выполнения действий по управлению автомобилем. Информация поступает к водителю посредством ощущений. Под абсолютным порогом ощущений понимают минимальную величину раздражителя, действующего на органы чувств водителя [1]. Водитель вынужден воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. По степени активности восприятия различной информации различают два вида внимания: непроизвольное (не зависящее от воли водителя) и произвольное (направляемое волевым усилием). Именно произвольному вниманию принадлежит основная роль в деятельности водителя. Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые одновременно могут быть охвачены вниманием.
Данные психологов показывают, что человек способен воспринять и переработать не более 16 событий в секунду [4]. Если объем информации или сигналы поступают чаще и водитель не успевает отреагировать, то происходит пропуск нескольких этапов в процессе зрительного восприятия, недооценка важности сигнала, и, как следствие, водитель допускает ошибки при выборе режима движения.
Интенсивность внимания — это степень его напряжения при восприятии объекта. Чем больше интенсивность внимания, тем полнее и отчетливее восприятие объекта. Интенсивность внимания водителя не всегда одинакова, например, на перекрестке интенсивность внимания всегда будет больше, чем при обычном движении на прямом участке дороги.
В основе организации внимания водителей лежит умение в любой ситуации выделять главное и второстепенное. Для получения информации об объектах взгляд должен быть зафиксирован на них в течение 0,2 сек. и более. Продолжительность
фиксации взгляда зависит от значимости объекта, его видимости, скорости автомобиля.
Выявление значимых элементов пространства позволит использовать эти знания для вопросов организации движения и роста безопасности работ на автомобильных дорогах.
Мастерство управления автомобилем определяется наличием специальных знаний, умений, навыков. Можно выделить три группы навыков: сенсорные, мыслительные и двигательные. Примером сенсорных навыков являются восприятия расстояний, скорости движения автомобилей. Мыслительные навыки лежат в основе оценки дорожной обстановки и принятий соответствующих решений, двигательные навыки выявляются при управлении автомобилем.
Часто внимание водителей связывают со стажем работы (опытом), а безопасность с уровнем мастерства, который также зависит от опыта. Данные, приведенные группой авторов [5], эту зависимость не выявляют. На рис. 1 показано распределение числа ДТП с человеческими жертвами и материальным ущербом по возрасту владельцев водительских удостоверений.
Управление транспортным средством является эмоционально насыщенным видом человеческой деятельности. Помимо переживаний, свойственных каждому человеку, за рулем могут возникать выраженные эмоции, вызываемые такими явлениями, как:
• опасные аварийные ситуации на автомобильных дорогах;
• езда в условиях плохой видимости;
• ответственность за жизнь и здоровье пассажиров;
• неудовлетворительное состояние дороги;
• плохие метеорологические условия (туман, снег);
• необходимость резкого торможения или внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной обстановки [6].
Напряженность и ответственность труда водителя объясняется также необходимостью анализировать дорожную обстановку и принимать быстрые
30
25
20
15
10
5
I '.“ '—“-г-1——“т-
16-17 18-20 21-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65-84
Возраст
0
Щ Все владельцы удостоверений
□ Владельцы удостоверений с датой выдачи менее одного года назад
Рис. 1. Распределение числа ДТП по возрасту владельцев водительских удостоверений.
решения в сложных ситуациях: плотном потоке автотранспортных средств, утомлении, сонливости и т.д. Так, в частности, сонливость может быть вызвана утомлением, монотонностью движения, выполнением однообразной работы в течение длительного времени, снижением мышечного тонуса, высокой температурой воздуха в салоне и прочее.
ЛИТЕРАТУРА
1. ЗалугаВ.П. Знаки и указатели на автомобильных дорогах / В.П. Залуга, С.К. Кашкин. — М.: Транспорт, 1974. — 128 с.
2. Иванов В.Н. Основы безопасного вождения / В.Н. Иванов. — М.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2005. - 95 с.
3. Могила В.П. Предупреждение дорожнотранспортных происшествий на автомобильном транспорте. Изд. 2-е, перераб. и доп. / В.П. Могила, Л.Н. Давыдов, Ю.С. Конек. — М.: Транспорт, 1991. - 181 с.
4. Романов А.Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособие / А.Н. Романов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
5. Сиденко В.М. Управление качеством в дорожном строительстве / В.М. Сиденко, С.Ю. Ро-кас. — М.: Транспорт, 1981. — 252 с.
6. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании / Г.М. Добров, Ю.В. Ершов, Е.И. Левин, Л.П. Смирнов. — Киев: Наукова думка, 1974. — 160 с.