Существенная делокализация сопряженных л-систем хинондного и бензоидного колец при образовании внутримолекулярных и межмолекулярных водородных связей приводит к стабилизации сложной архитектуры супрамолекулярной системы. Межмолекулярное взаимодействие в молекулярных агломератах в жидкой и кристаллической фазах может существенно влиять на спектральные и оптические характеристики соединений этого класса.
ЛИТЕРАТУРА
1. M.W. Schmidt, K.K. Baldridge, J.A. Boatz, et al. J. Comput. Chem., 1993, 14, 1347-1363.
Харченко В.И., Алексейко Л.Н., Кравченко Н.А. - ДВГТУ Белолипцев А.Ю., Федоренко Е.В., Мирочник А.Г. - ИХ ДВО РАН
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ АГЛОМЕРАТОВ ТОЛУИЛАЦЕТОНАТА И АНИЗОИЛАЦЕТОНАТА ДИФТОРИДА БОРА МЕТОДАМИ КОМПЬЮТЕРНОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
2,2-дифторо-4-метилфенил-6-метил-1,3,2-диоксаборин (толуилацетонат дифторида бора) и 2,2-дифторо-4-метилоксифенил-6-метил-1,3,2-диоксаборин (анизоилацетонат дифторида бора) относятся к хелатным комплексам бора, характеризующимся интенсивной люминесценцией и являющимся перспективными для нелинейной оптики.
Теоретическое изучение люминесцентных свойств мономеров и агломератов этих соединений проведено методами компьютерного материаловедения - неэмпирическим квантово-химическим методом и методом теории функционала плотности в кластерном приближении с помощью программного комплекса GAM ESS [1].
Квантово-химическое моделирование молекулярных систем от мономеров до агломератов (рис.1) позволило изучить влияние межмолекулярного взаимодействия и более корректно интерпретировать люминесцентные спектральные характеристики рассматриваемых соединений.
Рис. 1. Модельная структура димера 2,2-дифторо-4-метилфенил-6-метил-1,3,2-диоксаборина
Проявляющаяся делокализация сопряженных тг-систем хелатного кольца и бензоидного кольца заместителя при образовании межмолекулярных водородных связей приводит к дополнительной стабилизации таких сложных молекулярных систем. Показано, что различные виды межмолекулярного взаимодействия в агломератах молекул, включая л-стекинг взаимодействие, могут существенно влиять на люминесцентно-спектральные свойства этих соединений, что, видимо, будет проявляться не только в кристаллическом состоянии вещества, но и в растворах.
ЛИТЕРАТУРА
1. M.W. Schmidt, K.K. Baldridge, J.A. Boatz et al. J. Comput. Chem., 1993, 14, 1347-1363.
Васильева Т.В., Елисеенко И.Л.
ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНОГО И УЧЕБНОГО СТИЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
В последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека, так как мы вступили в новый век - век глобализации, в технологический век. На первый план в практике обучения выдвинулись проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения. Технология обучения - это система научно обоснованных действий всех, но прежде всего активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения. Учение на протяжении всей жизни стало единственно возможным в современных условиях способом жизнедеятельности человека, условием для эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного бытия. В настоящее время требуется образование иного качества, чем раньше. Уходит в прошлое представление об образовании как об относительно непродолжительном и законченном процессе в начале жизни человека. Становятся всё более очевидными ограниченность и недостаточная эффективность тех форм и способов обучения, которые были разработаны великими педагогами прошлого, для решения задач, поставленных современной жизнью. Сейчас необходимы новые теоретические основания и иные приёмы обучения. Поиск наиболее эффективных и оптимальных форм Ии видов обученбия, а также решение практических задач по их освоению становятся одним из важнейших факторов, способствующих развитию всей образовательной сферы.
Огромное значение для организации эффективного обучения имеет выявление когнитивного и учебного стилей обучающихся. Любой преподаватель знает, что каждый обучающийся обучается, в частности, воспринимает информацию и овладевает ею, совершенно индивидуально, в зависимости от своих психофизиологических способностей и индивидуальных характеристик познавательной деятельности. Но не всякий преподаватель знает, что индивидуальные особенности восприятия и обработки (овладения) информации называются учебным стилем обучающегося, и что этот стиль теснейшим образом связан с когнитивным стилем, который представляет собой индивидуальные особенности познавательной деятельности человека.
Особенности познавательной деятельности связаны прежде всего с психическим типом личности. В частности, весьма важны отличия когнитивных стилей лиц, относящихся к экстравертам и интровертам (по классификации К. Юнга). Экстраверты воспринимают и осмысливают окружающий нас мир инициативно, в процессе активного взаимодействия с окружающей действительностью, импульсивно, с участием чувств. Интроверты делают это пассивно, рефлексивно, т.е. уделяя основное внимание своим внутренним ощущениям, мыслям. У экстравертов процесс познания осуществляется через конкретные действия, образы: от конкретного к абстрактному, от частного к общему. У интровертов процесс познания осуществляется от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от слова к образу, через глубокий анализ.