Проявляющаяся делокализация сопряженных тг-систем хелатного кольца и бензоидного кольца заместителя при образовании межмолекулярных водородных связей приводит к дополнительной стабилизации таких сложных молекулярных систем. Показано, что различные виды межмолекулярного взаимодействия в агломератах молекул, включая л-стекинг взаимодействие, могут существенно влиять на люминесцентно-спектральные свойства этих соединений, что, видимо, будет проявляться не только в кристаллическом состоянии вещества, но и в растворах.
ЛИТЕРАТУРА
1. M.W. Schmidt, К.К. Baldridge, J.A. Boatz et al. J. Comput. Chem., 1993, 14, 1347-1363.
Васильева Т.В., Елисеенко И.Л.
ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНОГО И УЧЕБНОГО СТИЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
В последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека, так как мы вступили в новый век - век глобализации, в технологический век. На первый план в практике обучения выдвинулись проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения. Технология обучения - это система научно обоснованных действий всех, но прежде всего активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения. Учение на протяжении всей жизни стало единственно возможным в современных условиях способом жизнедеятельности человека, условием для эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного бытия. В настоящее время требуется образование иного качества, чем раньше. Уходит в прошлое представление об образовании как об относительно непродолжительном и законченном процессе в начале жизни человека. Становятся всё более очевидными ограниченность и недостаточная эффективность тех форм и способов обучения, которые были разработаны великими педагогами прошлого, для решения задач, поставленных современной жизнью. Сейчас необходимы новые теоретические основания и иные приёмы обучения. Поиск наиболее эффективных и оптимальных форм Ии видов обученбия, а также решение практических задач по их освоению становятся одним из важнейших факторов, способствующих развитию всей образовательной сферы.
Огромное значение для организации эффективного обучения имеет выявление когнитивного и учебного стилей обучающихся. Любой преподаватель знает, что каждый обучающийся обучается, в частности, воспринимает информацию и овладевает ею, совершенно индивидуально, в зависимости от своих психофизиологических способностей и индивидуальных характеристик познавательной деятельности. Но не всякий преподаватель знает, что индивидуальные особенности восприятия и обработки (овладения) информации называются учебным стилем обучающегося, и что этот стиль теснейшим образом связан с когнитивным стилем, который представляет собой индивидуальные особенности познавательной деятельности человека.
Особенности познавательной деятельности связаны прежде всего с психическим типом личности. В частности, весьма важны отличия когнитивных стилей лиц, относящихся к экстравертам и интровертам (по классификации К. Юнга). Экстраверты воспринимают и осмысливают окружающий нас мир инициативно, в процессе активного взаимодействия с окружающей действительностью, импульсивно, с участием чувств. Интроверты делают это пассивно, рефлексивно, т.е. уделяя основное внимание своим внутренним ощущениям, мыслям. У экстравертов процесс познания осуществляется через конкретные действия, образы: от конкретного к абстрактному, от частного к общему. У интровертов процесс познания осуществляется от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от слова к образу, через глубокий анализ.
Возникает вопрос: «Как экстравертивные и интровертивные когнитивные стили влияют на учебные стили обучающихся?»
Для людей экстравертивного когнитивного стиля нужны источники с большим количеством наглядных материалов (иллюстраций, таблиц, схем, рисунков), формы обучения, предусматривающие лабораторные опыты, участие в дискуссиях и т.п., т.е. обучение этих людей более эффективно, если оно организовано на основе активной позиции обучающегося в восприятии и обработке информации.
Обучение людей интровертивного когнитивного стиля приносит более позитивные результаты, если построено с использованием печатных материалов, текстов, самостоятельных работ, индивидуальных творческих заданий и т.д., т.е. для интровертов более удобны такие формы обучения, которые позволяют им глубже осмысливать учебный материал, предоставляют возможность и время для обдумывания, рефлексии.
Проблеме учебных стилей уделяется большое внимание в практике обучения в США. В американской научной литературе существует несколько классификаций учебных стилей в зависимости от когнитивных стилей, темперамента, эмоциональных, мыслительных характеристик обучающихся.
Одной из самых распространённых классификационных систем является классификатор типов личности Майерса - Бриггса (Myers - Briggs Type Indicator).
В этой системе выделяются 4 дихотомических параметра, основанных на противопоставлении парных понятий, обозначающих различные социально-психологические характеристики обучающихся:
• экстравертивность - интровертивность (extravertion - introvertion);
• ощущения - интуиция (sensing - intuition);
• мышление - чувства (thinking - feeling);
• суждение - восприятие (judging - perception).
Данные дихотомии в классификаторе Майерса - Бриггса трактуются следующим образом.
Противопоставление «экстраверт - интроверт» помогает выяснить, на что направлено внимание обучающегося: на людей, предметы внешнего мира или же на идеи и понятия внутреннего мира.
Люди интровертивного склада черпают энергию в своём внутреннем мире идей, концепций и абстракций. Они могут быть достаточно общительны, но нуждаются в спокойствии для пополнения своей энергии. Интроверты жаждут постичь окружающий мир, они сосредоточены и склонны к рефлексии. Их девиз: всё приходит в своё время к тому, кто умеет ждать! Они обдумывают любую ситуацию, любое решение.
Источником энергии для экстравертов являются другие люди и предметы. Они предпочитают взаимодействовать с другими людьми, нацелены на действие. Экстраверты размышляют на бегу. Их девиз: зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Экстраверт жаждет выразить всё, что ему приходит в голову.
Каковы же особенности учебных стилей обучающихся, относящихся к тому или другому из рассмотренных типов?
Интроверты предпочитают систематизированное обучение, при котором получаемая ими информация была бы интегрирована в целое и взаимосвязана. С их точки зрения, настоящее знание -это взаимосвязанные части учебного материала, позволяющие достичь его глобального видения. Преподавателям надо обучать их, компонуя материал и устанавливая взаимосвязи между его частями.
Экстраверты учатся, обучая других. Они не уверены, что уяснили материал, до тех пор, пока не объяснят его себе и другим. Экстравертам нравится работать в группах. Наиболее подходящие методы обучения в таких группах - совместное и проблемное обучение.
Противопоставление «ощущения - интуиция» указывает на то, каким образом обучающийся воспринимает окружающий мир: при помощи непосредственного наблюдения или же посредством ощущений и воображения. Одни предпочитают опираться на свои 5 чувств, а другие больше доверяют «6-му» чувству - интуиции. Люди, полагающиеся на свои чувства, ориентируются на детали и факты. Те, которые доверяют интуиции, строят модели, устанавливают связи между имеющимися у них фактами и стремятся представить «общую картину». В процессе обучения люди,
полагающиеся на свои чувства, предпочитают хорошо организованные, линейно структурированные лекции и такие задания, которые основаны на систематическом получении инструкций.
Люди, полагающиеся на свою интуицию, предпочитают эвристические методы обучения, основанные на открытии. Для того чтобы понять предмет, им необходимо иметь общее представление или единую схему. Такие обучающиеся способны легко составлять достаточно точные концептуальные карты либо сопоставительные таблицы.
Противопоставление «мышление - чувства» указывает на то, каким образом обучающийся принимает решения: либо путём логических выводом, либо руководствуясь принципами
справедливости и общечеловеческими ценностями.
В первом случае обучающиеся предпочитают принимать беспристрастные решения на основе анализа, руководствуясь общими принципами и логикой. Во втором - сосредотачиваются на общечеловеческих ценностях. «Мыслители» высоко ценят правила честной игры: что может быть честнее и справедливее логического исхода к ситуации м принятия решения, основанного на объективных критериях?! «Чувствователи» высоко ценят гармонию. Делая выводы, они основываются на общечеловеческих ценностях и нуждах. Такие люди обладают даром убеждения и легко сглаживают любые разногласия.
«Мыслителям» должны быть ясны курс обучения, его цели и ожидаемые результаты. При этом цель должна быть определённой, направленной на действие, когнитивной, эмоциональной и психомоторной. «Мыслителям» необходимо знать, что они должны делать, чтобы овладеть учебным материалом.
«Чувствователи» предпочитают обучаться в небольших дружных группах.
Противопоставление «суждение - восприятие» помогает определить взгляд обучающегося на мир: как на чётко структурированную систему или как на нечто стихийное.
Люди, в процессе обучения основывающиеся преимущественно на суждениях, решения принимают быстро, иногда даже поспешно, они решительны и организованы. Они сосредотачиваются на выполнении задачи, их интересует суть проблемы. Они планируют свою работу и строго выполняют эти планы, сроки для них - святое.
«Восприимчивые» постоянно откладывают окончательное решение и затягивают сроки выполнения задания в поисках более полной информации. Они любознательны, спонтанны, адаптивны, берутся за несколько дел сразу, пытаются разобраться в каждом из них, но редко доводят что-либо до конца.
При обучении людей, склонных к быстрым суждениям, исключительно полезны все те формы, которые помогают спланировать процесс обучения и реализовать план, в частности интенсивные и исследовательские формы обучения. Преподавателю следует оказывать помощь таким обучающимся в их самосовершенствовании.
При обучении «восприимчивых» необходимо помогать им выполнять те задания, за которые они взялись, для чего следует разделить их на несколько подзадач и установить жёсткие сроки их выполнения.
Естественно, в реальной жизни не бывает людей только одного типа. В каждом из нас наличествует определённая комбинация психофизиологических особенностей. Поэтому и классификатор Майерса - Бриггса предусматривает 16 комбинаций указанных выше типов людей и особенностей их когнитивного и учебного стилей.
Как всякая схема и любая классификация, классификатор Майерса - Бриггса довольно условен. Он даёт лишь ориентацию в организации процесса обучения людей с различными психологическими, эмоциональными, когнитивными особенностями.
Главная идея этого классификатора заключается в том, что при обучении необходимо учитывать их когнитивный стиль, чтобы верно определить индивидуальные особенности организации процесса обучения, т.е. учебный стиль.
Особенностью технических университетов является то, что математические дисциплины изучаются на всех без исключения специальностях: и технических, и гуманитарных, и
математических. Не секрет, что гуманитариям математика даётся крайне тяжело. Она все даётся нелегко. Трудно приходится и преподавателям, т.к. им поручают вести математику одновременно на разных специальностях (например, авторы вели различные математические дисциплины на шести специальностях: «Прикладная математика», «Прикладная механика», «Менеджмент организаций», «Прикладная информатика в экономике», «Земельный кадастр», «Организация перевозок и
управление на транспорте» в рамках одного вуза одновременно в четырёх разных институтах), студенты на которых очень значительно различаются как своей первоначальной подготовкой по математике, так и психологическими типами личности. Здесь, пожалуй, можно встретить все возможные варианты. Поэтому актуальным является умение преподавателя выявить когнитивные и учебные стили обучающихся на различных специальностях, чтобы наиболее эффективным способом организовать обучение по достаточно трудным математическим дисциплинам.
Тарасова Е.С., Артеменко Т. Д. ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ
В предпринимательской деятельности под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов при появлении дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Или риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Одним из методов анализа рисков является вероятностный анализ.
Риск, связанный с проектом, характеризуется тремя факторами: событие, связанное с риском; вероятность рисков; сумма, подвергаемая риску. Чтобы количественно оценить риски, необходимо знать все возможные последствия принимаемого решения и вероятность последствий этого решения.
Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходят некоторые события. Частота при этом рассчитывается на основе фактических данных. Так, например, частота возникновения некоторого уровня потерь А в процессе реализации проекта может быть рассчитана по классической формуле:
/ (А)=п(А)/п,
где/- частота возникновения некоторого уровня потерь;
п(А) — число случаев наступления этого уровня потерь;
п - общее число случаев в статистической выборке, включающее как успешно осуществленные, так и неудавшиеся проекты.
При вероятностных оценках рисков в случае отсутствия достаточного объема информации для вычисления частот используются показатели субъективной вероятности, т. е. экспертные оценки.
Важными понятиями, применяющимися в вероятностном анализе рисков являются понятия альтернатива, состояния среды, исхода.
Альтернатива - это последовательность действий, направленных на решение некоторой проблемы.
Состояние среды - ситуация, на которую лицо, принимающее решение, не может оказывать влияние.
Исходы (возможные событиято) - возникают в случае, когда альтернатива реализуется в определенном состоянии среды. Это некая количественная оценка, показывающая последствия определенной альтернативы при определенном состоянии среды (например, величина прибыли, величина урожая и т. д.).
В условиях неопределенности выбор альтернативы может быть произведен на основе одного из трех критериев:
Критерий МАХ1МАХ (критерий оптимизма) - определяет альтернативу, которая
максимизирует максимальный результат для каждой альтернативы:
J = шах тах /к ;