Научная статья на тему 'Теоретическое и экспериментальное обоснование тестов для оценки интеллектуальных качеств'

Теоретическое и экспериментальное обоснование тестов для оценки интеллектуальных качеств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
293
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / INTELLECTUAL QUALITIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / PSYCHOLOGICAL TESTS / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / MOTOR MEMORY / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / PROPERTIES OF ATTENTION / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / MOTOR TESTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костюнина Л. И.

Современный этап развития спорта требует поиска новых технологий, позволяющих эффективно решать проблемы психолого-педагогического контроля за ходом учебно-тренировочного процесса, разработки системы тестовых методик, контрольных испытаний. На основе проведенного эксперимента и полученных экспериментальных данных обосновывается целесообразность разработки двигательных тестов и контрольных физических упражнений для оценки уровня развития ведущих интеллектуальных качеств, адекватных содержанию спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and experimental substantiation of tests for intellectual qualities assessment

The current stage of sport's development requires a search for new technologies to effectively address the problems of the psycho-pedagogical monitoring of the training process, the development of test methods, testing. On the basis of the conducted experiment and the experimental data substantiates the feasibility of developing the motor control tests and physical exercises to evaluate the level of the leading intellectual qualities' development, adequate the maintenance of sports activity.

Текст научной работы на тему «Теоретическое и экспериментальное обоснование тестов для оценки интеллектуальных качеств»

УДК 796.01

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Л.И. Костюнина - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновск

THEORETICAL AND EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF TESTS FOR INTELLECTUAL QUALITIES ASSESSMENT

L.I. Kostyunina - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: интеллектуальные качества, психологические тесты, двигательная память, свойства внимания, мышление, двигательные тесты.

Аннотация. Современный этап развития спорта требует поиска новых технологий, позволяющих эффективно решать проблемы психолого-педагогического контроля за ходом учебно-тренировочного процесса, разработки системы тестовых методик, контрольных испытаний. На основе проведенного эксперимента и полученных экспериментальных данных обосновывается целесообразность разработки двигательных тестов и контрольных физических упражнений для оценки уровня развития ведущих интеллектуальных качеств, адекватных содержанию спортивной деятельности.

Key words: intellectual qualities, psychological tests, motor memory, the properties of attention, thinking,motor tests.

Summary. The current stage of sport's development requires a search for new technologies to effectively address the problems of the psycho-pedagogical monitoring of the training process, the development of test methods, testing. On the basis of the conducted experiment and the experimental data substantiates the feasibility of developing the motor control tests and physical exercises to evaluate the level of the leading intellectual qualities' development, adequate the maintenance of sports activity.

Спортивные достижения определяются многими факторами: уровнем физической, технико-тактической, интеллектуальной подготовки, развития морально-волевых качеств; состоянием материально-технической базы, профессионализмом тренера и др.

Одним из наименее разработанных направлений повышения эффективности спортивной подготовки атлетов в различных видах спорта является тестирование комплекса интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, двигательной и логической памяти, творческого мышления, аналитических способностей. Применение контрольных упражнений позволяет решить комплекс следующих задач:

• выявление достоинств и недостатков используемых средств обучения и тренировки;

• разработка индивидуальных программ спортивной подготовки;

• осуществление объективного контроля за содержанием учебно-тренировочных занятий;

• оценка уровня развития двигательно-координационных и интеллектуальных качеств и др.

В практике подготовки атлетов в различных видах спорта для измерения показателей сформированности внимания, памяти и других интеллектуальных качеств многие исследователи применяют психологические методики: корректурные таблицы С.А. Зубкова (1971); тест Г.Ю. Айзенка (1992); «Логичность» К. Левин (2000) и др.

Особенностью данных тестов является выполнение определенных мыслительных операций вне их связи с активной двигательной деятельностью. Констатируя факт выполнения психологического задания, исследователь дает ту или иную оценку проявления восприятия, мышления и других интеллектуальных качеств. При этом не устанавливается характер проявления видов мышления в процессе работы с корректурными таблицами С.А. Зубкова (1971) или с тестом Г.Ю. Айзенка (1992) и, например, при взаимодействии с противником на боксерском ринге.

Целью данной работы является теоретическое обоснование тестов для оценки уровня развития ведущих интеллектуальных качеств, адекватных содержанию спортивной деятельности.

Задачи: исследования:

- разработать тесты для оценки уровня развития ведущих интеллектуальных качеств.

- провести сравнительный анализ и экспериментально проверить целесообразность применения психологических и двигательных тестов в спортивной подготовке.

Контрольные упражнения в практике подготовки спортсменов применяются не только в качестве тестов для определения уровня физической и элементов технико-тактической подготовленности, но и как средство тренировки. Объективность тестов обеспечивается соответствием структурных компонентов моторного акта контрольного и основного двигательного действия. Соответствие может быть внешним (по форме при отсутствии сходных компонентов) и внутренним (различающимся по форме при одинаковых структурных элементах). Использование совокупных контрольных упражнений является наиболее надежным.

Для оценки уровня развития внимания при использовании корректурных таблиц (С. А. Зубков, 1971) или теста «Логичность» (К. Левин, 2000) высокие требования предъявляются к концентрации и устойчивости внимания при минимальном объеме и превалировании произвольного вида. В процессе двигательной деятельности, например, в беге на средние дистанции, существенно возрастает объем распределения внимания при значительном снижении его концентрации. В спортивной аэробике и в процессе взаимодействия с противником на ринге используются как непроизвольное, так и произвольное внимание при его объеме, меньшем по сравнению с бегом на дистанции, однако значительном большем, чем при применении психологических тестов. Существенно изменяются при этом и такие важные параметры внимания, как концентрация и устойчивость, способность к переключению и распределению. В боксе концентрация внимания на выполнении соперником основного атакующего приема позволяет своевременно уловить подготовительные действия, различать ложные и истинные движения, применить эффективную защиту. В отличие от психологических методик, где отсутствует необходимость перераспределения внимания, в спортивной деятельности, в частности боксе, данное качество обеспечивает возможность повышения контроля за ходом поединка; создает условия для реализации планируемой программы ведения боксерского поединка.

Анализ направленности и содержания психологических тестов и контрольных упражнений, применяемых в спортивной подготовке [4], свидетельствует о существенных различиях по решению поставленных задач и характеру мыслительной деятельности, что указывает на их принципиальное расхождение как по форме, так и по структурным компонентам выполняемых моторных актов. Психологические тесты используются вне непосредственной связи с двигательной деятельностью и по этой причине могут применяться в качестве дополняющих тестов, характеризующих индивидуальные

интеллектуальные способности спортсменов. Контрольные физические упражнения являются элементами технических приемов, что значительно увеличивает их результативность.

С целью экспериментальной проверки эффективности использования контрольных упражнений для оценки уровня развития интеллектуальных качеств (например, внимания) нами был проведен педагогический эксперимент с участием 62 спортсменов 14-16 лет из разных видов спорта; бегунов на средние дистанции, боксеров и атлетов, занимающихся спортивной аэробикой. Были организованы контрольная группа (КГ) 20 человек, I экспериментальная группа (ЭГ-1) - 22 человека и II экспериментальная группа (ЭГ-11) - 20 человек.

В ЭГ-1 для оценки исходного уровня ведущих интеллектуальных качеств и их развития применялись психологические тесты, во ЭГ-11 - использовались двигательные тесты, выступавшие одновременно средствами целенаправленного формирования внимания, двигательной памяти, мышления. В КГ, в начале и в конце педагогического эксперимента, развитие интеллектуальных качеств оценивались с помощью системы контрольных физических упражнений.

Результаты математико-статистической обработки исходных показателей развития ведущих интеллектуальных качеств: внимания, двигательной памяти, мышления не выявили существенных различий у спортсменов КГ, ЭГ-1, ЭГ-11 (р>0,05).

В КГ занятия проводились соответствии с программой, рекомендованной Федерацией соответствующего вида спорта. В ЭГ-1 в конце каждого месяца тренировочных занятий проводились психолого-педагогическое тестирование с использованием следующих методик: «Перепутанные линии» (С.В. Малиновский, 1971); «Корректурные таблицы» (С.А. Зубков, 1971), «Красно-черные таблицы» (В.И. Платонов, 1997); «Логичность» (К. Левин, 2000).

Во ЭГ-11 спортсмены на каждой тренировке выполняли ряд двигательных заданий, направленных на развитие внимания, двигательной памяти и мышления. Так, занимающиеся спортивной аэробикой, после просмотра видеоматериала с соревновательными, обучающими программами, должны были повторить увиденную танцевальную комбинацию или указанные тренером фрагменты композиции: выполнить то же количество моторных актов, расставить акценты, показать согласованность движений верхних и нижних конечностей; воспроизвести темпо-ритмовые, пространственно-временные и пространственно-силовые параметры; приемы выразительности, артистичности, индивидуальной оригинальности.

В боксе перед спортсменами ставилась учебная задача: после предварительного анализа, показанного тренером приема, найти более эффективный вариант его выполнения за счет индивидуализации (применить другую, более выгодную дистанцию; результативную защиту, оптимизировать двигательный ритм и т. д.).

В беге на средние дистанции спортсмены на каждом из заданных отрезков применяли различное соотношение длины и частоты бегового шага; использовали различный ритм двигательных действий; выполняли акцентированные движения руками с целью достижения оптимальной согласованности нижних и верхних конечностей; через заданные отрезки дистанции предпринимали ускорение.

В качестве критериев оценки уровня сформированности внимания, памяти, мышления использовались предложенные нами двигательные тесты, контрольные физические упражнения [1, 3]. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей общефизической подготовленности и сформированности ведущих интеллектуальных качеств. Результаты исследований показали, что улучшение произошло во всех группах: КГ, ЭГ-1 и ЭГ-11 при разных темпах прироста показателей.

Так, если в КГ у занимающихся спортивной аэробикой данные прыжка в длину с места возросли на 6,4%; в ЭГ-1 - на 8,3%; во ЭГ-11 - на 14,7%. Количество подтягиваний из

виса на перекладине в КГ увеличилось - на 5,9%; в ЭГ-1 - на 7,7%; во ЭГ-11 - на 11,0%. У

боксеров КГ результаты прыжка в длину с места улучшились - на 7,3%; в ЭГ-I - на 9,1%; во ЭГ-II - на 16,2%. Количество подтягиваний в КГ возросло - на 6,8%; в ЭГ-I - на 9,7%; во ЭГ-II - на 17,1%. Подобная тенденция была выявлена и у бегунов на средние дистанции.

Показатели уровня внимания у занимающихся спортивной аэробикой возросли в КГ с 2,86± 0,15 до 2,94± 0,19 балла; в ЭГ-I, соответственно, с 2,84± 0,18 до 2,97± 0,15 балла; во ЭГ-II - с 2,81± 0,09 до 3,72± 0,16 балла.

Уровень развития двигательной памяти в КГ возрос с 2,92± 0,14 до 3,07± 0,18 балла; в ЭГ-I, соответственно с 2,90± 0,19 до 3,11± 0,18 балла; во ЭГ-II - с 2,90±0,12 до 3,86±0,15 баллов. Показатели творческого мышления в КГ повысились с 2,94± 0,17 до 3,08± 0,15 балла; в ЭГ-I, соответственно, с 2,90± 0,16 до 3,12± 0,21 балла; во ЭГ-II - с 2,88± 0,14 до 3,78± 0,20 балла.

У боксеров динамика показателей сформированности внимания изменилась следующим образом: в КГ оценка возросла с 2,76± 0,17 до 2,84± 0,16 баллов; в ЭГ-I, соответственно с 2,72 ± 0,12 до 2,98±0,16 баллов; во ЭГ-II - с 2,74±0,14 до 3,46±0,15 баллов; уровень развития двигательной памяти увеличился в КГ - с 2,80± 0,14 до 2,92± 0,17 баллов; в ЭГ-I, соответственно с 2,78 ± 0,17 до 2,96± 0,20 баллов; во ЭГ-II - с 2,80± 0,19 до 3,54± 0,22 баллов. Показатели творческого мышления возросли в КГ с 2,88± 0,17 до 2,96± 0,17 балла; в ЭГ-I, соответственно с 2,86 ± 0,10 до 2,98± 0,15 баллов; во ЭГ-II - с 2,84± 0,20 балла, до 3,62± 0,22 балла.

У бегунов была выявлена сходная динамика показателей, характеризующих уровень развития ведущих интеллектуальных качеств.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что применение психологических тестов и методик для оценки внимания, памяти и мышления позволяет контролировать процесс формирования умственных способностей, отражающих степень тренированности под влиянием целенаправленной мышечной нагрузки. Однако использование контрольных упражнений и двигательных заданий дает возможность эффективно управлять развитием личностных качеств спортсмена, что способствует повышению результативности соревновательной деятельности.

Литература

1. Анисимова, Е.А. Формирование мышления средствами спортивной подготовки / Е.А. Анисимова, Л.И. Костюнина, И.С. Колесник // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8(66). - С. 3-7.

2. Зубков, С.А. Особенности внимания в ориентировании на местности / С.А. Зубков // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 2. - С. 26-28.

3. Костюнина, Л.И. Влияние двигательной памяти на результативность спортивной подготовки / Л.И. Костюнина, И.С. Колесник // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 4. - С. 66-68.

4. Королева, Т.П. Психолого-педагогический контроль генезиса специальных способностей учащихся школ спортивного резерва : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Т.П. Королева. - СПб., 2004. - 55 с.

5. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб. : Сенсор речь, 2000. - 368 с.

6. Малиновский, С.В. Исследование специальной интеллектуальной подготовленности спортсменов-учащихся ВУЗов / С.В. Малиновский // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 7. - С. 48-50.

7. Платонов, В.И. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.И. Платонов. -Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

Literature

1. Anisimova, E.A. The formation of thought by means of athletic training / E.A. Anisimova, L.I. Kostyunina, I.S. Kolesnik // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta. - 2010. - No. 8 (66). - P. 3-7.

2. Zubkov, S.A. Special attention in orienteering / S.A. Zubkov // Theory and Practice of Physical Culture. -1971. - No. 2. - P. 26-28.

3. Kostyunina, L.I. The influence of motor memory on sports training performance / L.I. Kostyunina, I.S. Kolesnik // Theory and Practice of Physical Culture. - 2010. - No. 4. - P. 66-68.

4. Korolyeva, T.P. Psychological and pedagogical control of the genesis of special abilities of students in schools of sports reserve : synopsis of a thesis ... Dr. of Psychological Sciences / T.P. Korolyeva. - SPb., 2004. - 55 p.

5. Levin, K. Field theory in social sciences / K. Levin. - SPb. : Sensor rech', 2000. - 368 p.

6. Malinovskiy, S.V. Investigation of special intellectual training of athletes-students of universities / S.V. Malinovskiy // Theory and Practice of Physical Culture. - 1971. - No. 7. - P. 48-50.

7. Platonov, V.I. General Theory of athletes' training in Olympic sport / V.I. Platonov. - Kiev : Olympic Literature, 1997. - 584 p.

Статья выполнена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20010-2011 годы) по теме: «Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи. № 1.2.10.

The paper was supported by the analytical departmental target program "Development of Scientific Potential of Higher Education (20010-2011 years) on" Physical Culture and Sport - a mean of physical, spiritual and moral development of pupils and students. № 1.2.10.

Статья поступила в редакцию 08.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.