Научная статья на тему 'Концепция решения проблемы повышения спортивного мастерства'

Концепция решения проблемы повышения спортивного мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / SPORTS TRAINING / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / LOCOMOTORY MEMORY / ЛОГИЧЕСКОЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ВНИМАНИЕ / ATTENTION / MENTAL ACTIVITY / LOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л.Д., Костюнина Л.И.

Современные модели тренировочно-соревновательной деятельности не обеспечивают в достаточной степени интегративного воздействия на личность спортсмена. Спортивная деятельность детерминирована необходимостью концентрации и проявления интеллектуальных свойств спортсмена, развитие которых, как правило, осуществляется раздельно, что замедляет рост спортивных результатов. В статье показано, что стимулирование интенсивности и быстроты протекания мыслительных процессов, применение системы направленных двигательных заданий на развитие ведущих интеллектуальных качеств в спорте: восприятия, внимания, зрительной и двигательной памяти, логического и творческого мышления способствовало повышению уровня физической, технико-тактической и психологической подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF A SPORTSMAN'S SKILL ENHANCEMENT

Current conception of sports contest and training does not provide integrative influence on a sportsman properly. Attention focusing and intellectual abilities determine a sportsman's training, which processing, as a rule, is realized separately, that reduces sports achievements. It is shown in the article that intellectual process stimulation, and aimed locomotory exercises in development of intellectual abilities such as perception, attention, visual and locomotory memory, logical and creative thinking increased the level of physical, technique, and tactical training, psychological preparation.

Текст научной работы на тему «Концепция решения проблемы повышения спортивного мастерства»

УДК 796

КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Л.И. Костюнина - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновск

THE PROBLEM OF A SPORTSMAN'S SKILL ENHANCEMENT

L.D. Nazarenko - Doctor of Education, professor L.I. Kostyunina - Candidate of Education, associate professor Ulianovsky State Teachers' Training University by I.N. Ulianov

Ulianovsk

e-mail: likost@.mail.ru

Ключевые слова: спортивная подготовка, мыслительная деятельность, двигательная память, логическое, творческое мышление, внимание.

Аннотация: Современные модели тренировочно-соревновательной деятельности не обеспечивают в достаточной степени интегративного воздействия на личность спортсмена. Спортивная деятельность детерминирована необходимостью концентрации и проявления интеллектуальных свойств спортсмена, развитие которых, как правило, осуществляется раздельно, что замедляет рост спортивных результатов. В статье показано, что стимулирование интенсивности и быстроты протекания мыслительных процессов, применение системы направленных двигательных заданий на развитие ведущих интеллектуальных качеств в спорте: восприятия, внимания, зрительной и двигательной памяти, логического и творческого мышления способствовало повышению уровня физической, технико-тактической и психологической подготовки спортсменов.

Key words: sports training, mental activity, locomotory memory, logical thinking, creative thinking, attention.

Summary. Current conception of sports contest and training does not provide integrative influence on a sportsman properly. Attention focusing and intellectual abilities determine a sportsman's training, which processing, as a rule, is realized separately, that reduces sports achievements. It is shown in the article that intellectual process stimulation, and aimed locomotory exercises in development of intellectual abilities such as perception, attention, visual and locomoto-ry memory, logical and creative thinking increased the level of physical, technique, and tactical training, psychological preparation.

Актуальность проблемы повышения эффективности управления показателями соревновательной деятельности обусловлена имеющимися противоречиями между задачами, выдвинутыми необходимостью обеспечения достаточной результативности тренировочно-соревновательного процесса и условиями их реализации. Достижения в спорте существенно зависят от степени и характера согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности. Данные научных исследований свидетельствуют о влиянии мышечной нагрузки на положительную динамику восприятия, внимания, памяти, мышления [2]. В то же время по-

казатели мыслительных процессов влияют на эффективность целенаправленных моторных актов.

В результате сложной аналитико-синтетической деятельности в коре больших полушарий головного мозга устанавливаются соответствующие нервные связи между различными процессами и явлениями, детерминированными внешними раздражителями. Для спорта характерно проявление различных форм мыслительной деятельности, обусловленных сложной иерархией устанавливаемых взаимосвязей, результативное использование которых существенно влияет на уровень достижений. В зависимости от задач спортивной подготовки, уровня технического мастерства требуется достижение определенных показателей, характеризующие степень развития той или иной формы.

Спортивная деятельность представляет собой систему действий, направленных на достижение поставленной цели, эффективность которых определяется показателями сфор-мированности и развития восприятия, внимания, памяти, логического и оперативного мышления и т.д.; оптимальным сочетанием биологического и социального.

Реализация ведущего методологического тезиса о единстве сознания и деятельности; отношения к тренировочно-соревновательному процессу как фактору не только физического, но и интеллектуального развития обусловливает необходимость поиска более результативных способов управления целостной системой спортивной подготовки.

Современный подход к решению проблемы обеспечения роста спортивных достижений связан с поиском нетрадиционных направлений совершенствования потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, использованием пространства двигательной и интеллектуальной деятельности, уточнения их внутренних и внешних связей.

Рост спортивного мастерства связан с готовностью своевременного принятия оптимального для данной ситуации решения, влияющего на результативность соревновательной деятельности, что требует определенного уровня развития оперативного мышления. Однако уровень сформированности различных видов мышления зависит от характера восприятия; способности к концентрации и сохранения устойчивости внимания, его распределения и перераспределения и других свойств интеллекта.

Это обусловливает целесообразность применения системы тестов для объективной оценки основных проявлений мыслительных процессов. Анализ специальной литературы показал, что в различных видах спорта для выявления показателей внимания, памяти, мышления используются психологические тесты: «Логичность», «Выделение существенных признаков», «Исключение понятий» [1, 6 и др.].

Материалы наших многолетних исследований свидетельствуют о целесообразности применения парадигмы, основанной на рациональной согласованности мышечной и интеллектуальной деятельности, что обеспечивает выход на качественно новый уровень решения задач эффективного развития ведущих видов и форм мышления [4, 5, 9].

В данной концепции мы исходили из того, что применение специальных двигательных заданий, отражающих специфику конкретного вида спорта, обеспечит более высокий прирост показателей восприятия, различных видов внимания, зрительной и двигательной памяти, логического и образного мышления и будет способствовать установлению внутренних связей, обусловленных физиологическим механизмом мышечной деятельности и деятельности коры головного мозга.

Нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие спортсмены, специализирующиеся по различным видам спорта: 46 боксеров II и III разрядов; 48 волейболистов массовых разрядов; 34 занимающихся спортивной аэробикой. В контрольной группе развитие интеллектуальных качеств в процессе спортивной подготовки осуществлялась с применением методик и тестов из общей психологии: «Перепутанные линии» [7]; «Красно-черные таблицы» [8, 10 и др.].

В экспериментальной группе по каждому виду спорта для направленного формирования восприятия, различных видов внимания, зрительной и двигательной памяти, логического и творческого мышления применялись специальные физические упражнения, выполнение

которых было связано с увеличением показателей различных видов мыслительных процессов.

Так, с целью развития восприятия характера двигательного действия и его пространственно-временных и пространственно-силовых параметров в боксе (атакующий или защитный прием; подготовительное или обманное движение) занимающиеся выполняли физическое упражнение, показанное тренером в точном соответствии с его формой и содержанием. Для прироста показателей внимания спортсмены должны были воспроизвести направление, амплитуду, последовательность выполнения элементов двигательного акта; четко повторить исходное положение, расположение звеньев и частей тела в различных фазах заданного приема; темпо-ритмовые характеристики двигательных действий.

Система направленных физических упражнений стимулировала интенсивность и быстроту протекания мыслительных процессов. Соревновательная деятельность с характерной для нее высокой психической напряженностью предъявляет значительные нагрузки к высшим психическим функциям, и в первую очередь, ко всем видам мышления. Интенсивность и быстрота психических процессов являются ведущими показателями надежности выступления атлета на состязаниях.

В спортивных единоборствах, спортивных играх и других видах спорта одним из ведущих факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности, выступает быстрота мышления с ее способностью своевременно находить оптимальное решение и его эффективную реализацию. При этом следует учитывать, что мышление спортсмена со всеми его индивидуальными особенностями формируется в процессе тренировочно-соревновательной деятельности в соответствии с присущими ей закономерностями. Следовательно, развивать логическое и творческое мышление целесообразно специфическими средствами того или иного вида спорта.

В экспериментальной группе для результативного пробивания блока применялась серия двигательных заданий, выполнение которых формировало навыки распределения внимания на всех игроков команды противника, оценку их готовности к выполнению подготовительных действий при разных вариантах проведения атаки и направлении удара по мячу по наименее защищенному месту. Это способствовало совершенствованию логического внимания. Воспитание навыка объективной оценки скорости перемещения игроков по площадке создавало необходимые предпосылки для точного использования обманных движений, выбор которых определялся способностью к творческому мышлению.

Более тонкое согласование двигательной и интеллектуальной деятельности достигалось путем моделирования возможных вариантов действий противника в конкретной игровой ситуации. Проигрывание таких ситуаций стимулировало творческую активность спортсменов, укрепляло их уверенность в своих силах, повышало психическую устойчивость и надежность в условиях соревновательной деятельности.

После окончания педагогического эксперимента было установлено, что применение системы специальных двигательных заданий, направленных на развитие ведущих интеллектуальных качеств в спорте: восприятия, внимания, зрительной и двигательной памяти, логического и творческого мышления, способствовало повышению уровня физической, технико-тактической и психологической подготовки спортсменов.

Занимающиеся экспериментальной группы более заинтересованно по сравнению с контрольной относились к учебно-тренировочному процессу: принимали активное участие в разработке возможных моделей ведения боя соперником на ринге; поведения игроков команды противника на площадке; овладели навыками прогнозирования характера и направления двигательных действий противника по первым подготовительным движениям; отличались повышенной, работоспособностью, дисциплинированностью, ответственностью; готовностью к принятию самостоятельных решений.

Таким образом, обеспечение согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности является одним из перспективных направлений решения проблемы повышения спортивного мастерства. Его реализация открывает дополнительные возможности для эф-

фективного использования имеющихся резервов, позволяет существенно расширить пространство тренировочно-соревновательной деятельности для выявления индивидуального потенциала спортсмена.

Статья выполнена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010годы) по теме: «Физическая культура и спорт - средство физического» №1.2.10

Литература

1. Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности / Г.Ю. Айзенк. - М. : Педагогика-пресс, 1992. - 173 с.

2. Бородина, Е.Ф. Интеллектуальные способности как фактор надежности спортивной деятельности / Е.Ф. Бородина // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Алма-Ата : КазИФК, 1987. -C. 136.

3. Дмитриев, С.В. Диалектика становления нового качества в системах движений спортсмена / С.В. Дмитриев // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта : сб. науч. трудов / под ред. В.Б. Коренберга; МОГИФК. - Малаховка, 1991. - С. 61-69.

4. Каширин, В.А. Структурный подход к развитию ловкости у волейболистов / В.А. Каширин,

A.В. Бурцев, Л. Д. Назаренко. - Ульяновск, 2009. - 132 с.

5. Колесник, И.С. Личность боксера / И.С. Колесник. - М. : Теория и практика физической культуры, 2007. - 202 с.

6. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб. : Речь, 2000. - 368 с.

7. Малиновский, С. В. Исследование специальной интеллектуальной подготовленности спортсменов-учащихся высших учебных заведений / С.В. Малиновский // Теория и практика физической культуры. - 1971. -№ 7. - С. 48-50.

8. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов,

B. А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1990. - С. 57-59.

9. Петров, А.Г. Формирование индивидуального стиля боксера / А.Г. Петров, И. С. Колесник. - Ульяновск, 2009. - 202 с.

10. Платонов, В. И. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. И. Платонов. -Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с .

Literature

1. Ayzenk, G.Y. Test your abilities / G.Y. Ayzenk. - Moscow : Pedagogy-Press, 1992. - 173 p.

2. Borodina, E.F. Intellectual ability as a factor of the reliability of sporting activity / E.F. Borodina // Psychological support of training of athletes. - Alma-Ata : KazIFK, 1987. - P. 136.

3. Dmitriev, S.V. Dialectics of formation of a new quality in the systems movements of Athlete / S.V. Dmitriev // Policy questions of kinesiology of sports: Sat. scientific. proceedings / ed. V.B. Korenberg; MOGIFK. - Malakhovka, 1991. - P. 61-69.

4. Kashirin, V.A. Structural approach to the development of skill in volleyball / V.A. Kashirin, A.V. Burtsev, L.D. Nazarenko. - Ulyanovsk, 2009. - 132 p.

5. Kolesnik, I.S. Personality of boxer / I.S. Kolesnik. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2007. -

202 p.

6. Levin, K. Field theory in social sciences / K. Levin. - SPb. : Speech, 2000. - 368 p.

7. Malinowskiy, S.V. Investigation of special intellectual preparedness of athletes- university students / S.V. Malinowskiy // Theory and Practice of Physical Culture. - 1971. - № 7. - P. 48-50.

8. Methods of psychodiagnostics in sports: Tutorial / V.L. Marishchuk, Y.M. Bludov, V.A. Plahtienko, L.K. Serov. - 2 ed. - M. : Education, 1990. - P. 57-59.

9. Petrov, A.G. Formation of individual style boxer / A.G. Petrov, I.S. Kolesnik. - Ulyanovsk, 2009. - 202 p.

10. Platonov, V.I. General theory of training of athletes in Olympic sports / V.I. Platonov. - Kiev : Olympic Books, 1997. - 584 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.