Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на степень согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности спортсменов'

Факторы, влияющие на степень согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА / ВОСПРИЯТИЕ / ВНИМАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюнина Любовь Ивановна, Назаренко Людмила Дмитриевна

Современные модели учебно-тренировочного процесса не обеспечивают интегративного воздействия на личность с целью ее гармонизации, спортивная подготовка и интеллектуальное развитие осуществляются локально, без учета их тесной взаимосвязи и согласованности. Необходимо выявление и обоснование факторов, обеспечивающих реализацию педагогической технологии сопряженного развития двигательно-координационных и интеллектуальных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на степень согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности спортсменов»

УДК 796-05.072.2

Костюнина Любовь Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Ульяновского государственного педагогического университета, likostfcd.mail.ru, Ульяновск

Назаренко Людмила Дмитриевна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека Ульяновского государственного педагогического университета, [email protected], Ульяновск

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Kostyunina Lyubov Ivanovna

Associate professor Ph. department theoretical bases physical training Ulyanovsk state pedagogical university, [email protected], Ulyanovsk

Nazarenko Lyudmila Dmitrievna

The doctor ofpedagogical sciences, the professor, the manager of chair of anatomy, physiology and hygiene of the person, Ulyanovsk state pedagogical university, [email protected], Ulyanovsk

FACTORS WHICH INFLUENCE THE DEGREE OF THE COORDINATION OF THE ENGINE AND INTELLECTUAL ACTIVITY OF THE ATHLETES

Статья выполнена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы) по теме «Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи», № 1, 2, 10.

Решение проблемы повышения эффективности спортивной подготовки в различных видах спорта многие исследователи связывают с совершенствованием техники выполнения соревновательных упражнений, выбором рациональной тактики соревновательной деятельности, поиском новых методик обучения технике и тактике. Современные модели учебно-тренировочного процесса не обеспечивают интегративного воздействия на личность с целью ее гармонизации. Спортивная подготовка и интеллектуальное развитие осуществляются локально, без учета их тесной взаимосвязи и согласованности при воздействии на психо-эмоциональную, духовно-нравственную, мотивационную сферы занимающихся.

В современных психолого-педагогических исследованиях рассматривается значимость совершенствования компонентов познавательных про-322

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ СОГЛАСОВАННОСТИ...

цессов (внимания, восприятия, памяти, мышления) для прогрессирования спортивного мастерства. Однако до настоящего времени отсутствует целостный, методологически обоснованный подход, к системе спортивной подготовки на основе интеграции интеллектуальной и двигательной деятельности как перспективного направления, обеспечивающего сохранение физического и нравственного здоровья, обогащение духовного потенциала, повышение спортивного мастерства.

Цель данной работы: теоретическое и экспериментальное обоснование педагогической технологии сопряженного развития двигательно-координационных и интеллектуальных качеств.

Задачи:

1. Выявление факторов, влияющих на степень согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности.

2. Экспериментальная проверка значимости учета выявленных факторов на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.

В спорте всестороннее развитие атлетов трактуется с позиций достижения определенных показателей развития различных сторон спортивной подготовки: физической, технико-тактической, психологической и т. д. В тоже время, как отмечает В. К. Бальсевич [1], в параметрах личности современного спортсмена высокого класса произошли значительные изменения. У атлетов сформированы глубокие профессиональные знания в области теории и методики тренировки; способности «к аналитической деятельности, тонкой оценке многих параметров своего состояния не только на сенсорном, но и на интуитивном и логико-содержательном уровне».

Более ста лет назад П. Ф. Лесгафт [7] доказал, что умственное и физическое развитие ребенка неразрывно связаны между собой в едином процессе воспитания личности. Гармония физических и интеллектуальных качеств достигается достаточной двигательной активностью. В процессе овладения физическими упражнениями ребенок учится не только управлять своими движениями, основываясь на мышечных ощущениях, но также учится анализировать свои впечатления и ощущения, сравнивать их и объединять в единые представления и понятия. В современных исследованиях также отмечается, что применение разнообразных упражнений, в условиях повышенной двигательной активности и вариативности их использования, обеспечивает единство умственного и физического развития ребенка. Многими исследователями установлено, что под воздействием систематической, направленной мышечной нагрузки улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, стимулируется развитие интеллектуальных качеств. Освоение движений, решение двигательных задач способствуют более эффективному развитию всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания, мышления, интеллекта человека, являются катализатором мозговой активности. (В. К. Бальсевич, 2000, 2003; Е. Ф. Бородина, 1987; Т. П. Королева, 2003; Л. И. Лубышева,

1997, 2006 и др.). Тем не менее, как подчеркивает Е. В. Пискунова [9], В. Л. Столяров [10], и др. современные модели обучения и тренировки не обеспечивают целостного, интегративного воздействия на личность с целью ее гармоничного развития. Недооценка значимости данных материалов научных исследований приводит к неэкономичному использованию кине-зиологического потенциала, времени спортсменов и тренеров, замедлению роста спортивных результатов.

МЕТОДИКА

Содержание педагогической технологии сопряженного развития двигательно-координационных и интеллектуальных качеств направлено на совершенствование когнитивных способностей атлетов средствами избранного вида спорта. Анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, материалы собственных научных исследований показали, что важным структурным компонентом предложенной нами педагогической технологии являются факторы, влияющие на степень согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности, основные из них:

- уровень физической и технико-тактической подготовленности;

- показатели развития двигательно-координационных качеств;

- опыт соревновательной деятельности;

- характер взаимосвязи и взаимодействия двигательно-координационных и интеллектуальных качеств;

- последовательность усвоения двигательных действий;

- способность к экстраполяции физических упражнений.

Двигательные действия в различных видах спорта отличаются многообразием форм их выполнения в пространстве и во времени. Каждый вид спорта требует от спортсмена точного восприятия пространственно-временных отношений, зрительно-пространственного ориентирования. Качество усвоения техники соревновательных упражнений находится в прямой зависимости от уровня восприятия спортсменом их формы, внутренней структуры и характера взаимосвязи элементов двигательного акта. Целостное восприятие изучаемого двигательного действия, технического приема обеспечивается функцией зрительного анализатора, а также соотношением процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; обусловлено сенсорными, двигательными и речевыми механизмами. Способность к восприятию различных по составу двигательных действий формируется на основе четкой постановки конкретных задач с последующим анализом их реализации.

Методика обучения объективному восприятию предусматривает формирование навыка выявления основных и второстепенных особенностей усваиваемого двигательного действия; его структурных элементов и видов связи между ними; использование знакомых образов, сравнений с усвоенными ранее соревновательными упражнениями; выполнение системы двигательных заданий со словесным сопровождением.

Оптимальный уровень развития внимания для конкретного этапа спортивной подготовки позволяет спортсмену в нужный момент сосредоточить-

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ СОГЛАСОВАННОСТИ... ся на решении главной задачи, определить требуемое количество объектов, воспринимаемых достаточно четко; сохранить устойчивость и силу сосредоточения на главном раздражителе в течение требуемого времени. В спортивной деятельности требуется активизация всех видов внимания: сенсор-но-перцептивного, интеллектуального, двигательного.

Методика совершенствования внимания в спортивной деятельности включает в свое содержание постановку четко сформулированной цели, задач, при усвоении техники изучаемого двигательного действия; выполнение постепенно усложняющихся двигательных заданий, связанных с проявлением различных видов внимания, в сочетании с интеллектуальными задачами; использование разнообразных методов тренировки с установкой на развитие конкретного качества внимания (объема, концентрации, переключаемое™, устойчивости).

Высокие показатели развития двигательно-координационных качеств позволяют усваивать технику соревновательных упражнений на качественно новом уровне. С опытом соревновательной деятельности совершенствуются навыки объективной оценки общефизической, технико-тактической, психологической подготовки противника, выявления ведущих моральноволевых и нравственных качеств, особенностей протекания мыслительных процессов и на этой основе формируется способность прогнозировать результаты соревновательной деятельности на данном этапе. Выявление зависимости качества выступления спортсмена на состязаниях от уровня развития его интеллектуальных качеств позволяет внести существенные коррективы в программу спортивной подготовки.

Последовательность усвоения двигательных действий в значительной мере определяется способностью к точному восприятию структурного сходства элементов двигательного акта, на основе логического, оперативного, наглядно-действенного мышления сопровождающих процесс обучения технике двигательных действий и их выполнения в соревновательных условиях. Специфика указанных типов мышления заключается в их неразрывной, взаимовлияющей связи с восприятием. Важным фактором в механизме мышления спортсмена является структурирование, организация элементов, задач в единое целое, в соответствии с поставленной целью, что в целом обусловливает эффективность методики обучения соревновательным упражнениям. Достижение положительных значений логического мышления создает условия для выбора наиболее эффективных подготовительных и специальных упражнений и методов их использования с учетом индивидуальных особенностей атлетов.

Соответствующие показатели восприятия, внимания, двигательной памяти, логического и творческого мышления определяют способность к экстраполяции при усвоении новых элементов моторного акта, на основе изученных ранее. Анализ временных связей, возникающих при закреплении разнообразных вариантов двигательных действий, позволяет более успешно управлять экстраполяцией, расширить образовательно-развивающее

пространство, рассматривая его как педагогическое условие повышения тренированности и обеспечения разностороннего развития спортсмена.

Качество усвоения техники двигательных действий существенно зависит от уровня развития двигательно-координационных качеств, физической подготовленности. Между проявлением качественных сторон двигательной деятельности и физическим качествами существуют определенные взаимосвязи и взаимодействие. Так, оптимальный уровень мышечной силы, быстроты, выносливости является необходимым условием прироста ловкости, точности движений, равновесия и др. Сосредоточение внимания на данном факторе позволяет рационально спланировать учебно-тренировоч-ный процесс, сбалансировать различные средства для обеспечения разностороннего, гармоничного развития спортсмена, оптимизировать спортивную подготовку.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

С целью проверки целесообразности использования предложенной нами педагогической технологии был проведен педагогический эксперимент с участием 34 студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой (возраст 18-20 лет). Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 17 человек. Тестирование уровня общефизической подготовленности не выявило существенных различий у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). Исходный уровень показателей согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в КГ и ЭГ также не имел достоверных различий (р>0,05).

В КГ учебно-тренировочный процесс осуществлялся в соответствии с рабочей программой специализации «Оздоровительная аэробика», утвержденной кафедрой физического воспитания Ульяновского государственного технического университета. В ЭГ применялась предложенная нами педагогическая технология с учетом факторов, влияющих на степень согласованности показателей развития двигательно-координационных и интеллектуальных качеств.

Анализ данных экспериментального исследования показал, что улучшение результатов произошло в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако если в КГ повышение результатов обусловлено регулярным применением специальной мышечной нагрузки, направленной на решение комплекса образовательноинструктивных, оздоровительно-развивающих задач, то в ЭГ - применением педагогической технологии.

Так, в КГ показатели, характеризующие уровень развития двигательной памяти улучшились с 3,03±0,07 до 3,65±0,09 балла, (р>0,05), в ЭГ, соответственно с 3,01±0,07 до 4,41±0,04 балла, (р<0,05). Результаты тестирования оперативной памяти свидетельствуют о том, что экспериментальная группа характеризуется повышенным уровнем активизации внимания - количество ошибок в ЭГ уменьшилось с 14,5 до 8,3 (р<0,05), в КГ, соответственно с 14,8 до 11,8 (р>0,05); большим объемом оперативной памяти - в ЭГ прирост составил 24,9%, в КГ, соответственно 10,9 % (рис.1). Уровень развития

____________ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ СОГЛАСОВАННОСТИ..._______________

восприятия в КГ улучшился с 2,97±0,15 до 3,14 ±0,20 баллов, (р>0,05), в ЭГ, соответственно, с 2,93±0,19 до 3,76±0,22 баллов, (р<0,05). Студентки экспериментальной группы быстрее устанавливают оптимальную связь между процессом решения двигательной задачи и условиями, в которых они действуют. Эффективность оперативного мышления выражается в их возрастающем умении структурировать целостную двигательную ситуацию в ее динамике; в способности создавать новые дорожки шагов, более сложные комбинационные соединения, на основе изученных элементов базовой техники, с учетом характера музыкального сопровождения. По показателям, характеризующим оперативное мышление, прирост в ЭГ составил 17,7%, в КГ, соответственно, 12,6% [6].

■ Прирост КГ, в % □ Прирост ЭГ, в %

Двигательная

память

Объем

оперативной

памяти

Внимание Восприятие Оперативное мышление

Рисунок 1 - Динамика темпа прироста компонентов интеллектуальной деятельности студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой

Прирост показателей ведущих двигательно-координационных качеств в КГ и ЭГ группах также был неодинаковым. Уровень развития ритмичности в КГ увеличился с 3,22±0,25 до 3,47±0,18 балла (р>0,05), в ЭГ, соответственно, с 3,30±0,15 до 4,07±0,20 балла (р<0,05); показатели гибкости в КГ возросли с 3,12±0,16 до 3,29±0,24 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, с 3,14±0,19 до 4,02±0,20 балла (р<0,05). Аналогичная тенденция прослеживается и в динамике результатов развития ловкости, равновесия.

Аэробные упражнения различной направленности, интенсивности и координационной сложности способствуют развитию и совершенствованию интеллектуальных и двигательных возможностей занимающихся, оказывают дифференцированное воздействие на компоненты физической подготовленности студенток, что и подтверждается результатами педагогического эксперимента. Анализ динамики показателей уровня физической подготовленности занимающихся контрольной и экспериментальной группы показывает, что наибольший прирост наблюдается в упражнениях силовой на-

правленности (рис. 2). В экспериментальной группе значительно улучшились показатели, характеризующие скоростно-силовые качества, р<0,05; более высокие результаты были показаны студентками ЭГ в беге на 2000 м.

Рисунок 2 - Динамика показателей физической подготовленности, студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой

Примечание: 1- поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине;

2- сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 3 - прыжок в длину с места; 4 - бег 100 м;

5 - кросс 2000 м.

Выводы. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о взаимосвязи и взаимообусловленности интеллектуального и двигательного развития спортсменов в процессе занятий оздоровительной аэробикой, реализуемых с учетом факторов, обеспечивающих интегративный подход к организации учебно-тренировочного процесса. Теоретико-методологическое обоснование, разработка и реализация педагогических технологий сопряженного развития двигательно-координационных и интеллектуальных качеств в различных видов спорта в структуре многолетней подготовки является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки.

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) [Текст]/ В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999.-№ 4. - С. 21-26.

2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека [Текст]/ В. К. Бальсевич. - М: ТиПФК, 2000. - 275 с.

3. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе [Текст]/ В. К. Бальсевич - М.: НИЦ и ТиПФК и С, 2006. - 112 с. ил.

90, 0% 80,0%-70, 0%-60, 0% 50, 0% 40, 0% 30, 0% 20, 0% 10,0%-0, 0%-

33, 4%

28, 1%

63, 3%

81, 6%

яШШ

I й # н:

3, 8%

9, 4%

■ КГ □ ЭГ

2, 3%

4, 1 %

9, 5%

13,3%

_________ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..._____________

4. Бородина, Е. Ф. Интеллектуальные способности как фактор надежности спортивной деятельности [Текст]/ Е.Ф. Бородина // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Алма-Ата: КазИФК, 1987. - С. 136.

5. Королева, Т. П. Принципы анализа взаимосвязи интеллектуальной и моторной деятельности юных спортсменов [Текст]/ Т.П. Королева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №1- С. 35-37.

6. Костюнина, Л. И. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие оперативного мышления и памяти [Текст]/ Л. И. Костюнина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта - Чебоксары, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005.-С. 220-223.

7. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст]/ П. Ф. Лесгафт. - в 2 частях. Часть 1. - СПб. - 1901. С. 93-99.

8. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта, его пути освоения обществом и личностью [Текст]/ Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 6. - С. 10-15.

9. Пискунова, Е. В. Сопряженное развитие физических и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраст на мотивационной основе [Текст]: Автореферат ... дис. канд. пед. наук. / Е. В. Пискунова. - Нальчик, 2003. - С. 24.

10. Столяров, В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры [Текст]/ В. И. Столяров // Вопросы философии. - 1988. № 4. - С. 78-92.

УДК 371.012: 613.83

Лялюк Александр Викторович

Соискатель кафедры физики Кубанского государственного технологического университета, [email protected], Краснодар

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ КАК СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА

Ljaljuk Alexander Viktorovich

The competitor of chair of physics of the Kuban state technological university, fskn_lav@ mail.ru, Krasnodar

PEDAGOGICAL CONCEPT OF PREVENTIVE WORK AMONG SECONDARY SCHOOL PUPILS ON DRUGS CONSUMPTION PREVENTION AS THE SYSTEM STRUCTURE

Просматривая многочисленные материалы, освещающие обозначенную проблему с разных позиций, мы, к сожалению, обнаружили почти полное отсутствие в них сколько-нибудь системного изложения педагогической точки зрения на проблему вообще и на её частные аспекты. Велико число программ, постановлений, решений, которые по этому поводу принимаются руководством различных структур и различного уровня. Однако

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.