Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / мотивация учения / обучающийся / подростки / educational motivation / motivation for learning / student / adolescents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкович Наталья Сергеевна, Иванова Наталья Георгиевна

Мотивы и потребности являются неотъемлемой важнейшей чертой побуждения человека к действию, в том числе к учебной деятельности. Отсюда возникает понятие «учебная мотивация». Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы установили, что учебная мотивация в подростковом возрасте выступает актуальной проблемой, поскольку школьника невозможно успешно обучить, если для него это не представляет никакого интереса и важности. Кроме этого, на данный возраст приходится подростковый кризис, связанный с познанием подросткам себя как личности. Учебная мотивация в пубертатном периоде присутствует, хотя имеет при этом свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкович Наталья Сергеевна, Иванова Наталья Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY THEORETICAL REVIEW OF ADOLESCENTS’ EDUCATIONAL MOTIVATION PECULIARITIES

Motives and needs are an integral most important feature of a person's motivation for action, including learning activities. Hence the concept of "learning motivation" arises. Having analyzed the literature on the research problem, we found that educational motivation in adolescence is an urgent problem, since it is impossible to successfully teach a student if he is not of any interest and importance to him. In addition, there is an adolescent crisis associated with adolescents' cognition of themselves as a person at this age. Educational motivation in puberty is present, although it has its own characteristics.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ

МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Белкович Наталья Сергеевна.

Россия, г. Красноярск, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Институт социально-гуманитарных технологий, направление подготовки: 37.04.01 Психология, направленность (профиль) образовательной программы: Психологическое консультирование и психотерапия, студент-магистр, 2 курс, natasha_930317@mail.ru.

Иванова Наталья Георгиевна.

Россия, г. Красноярск ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доцент, кандидат психологических наук, natalya-i15@mail.ru.

Аннотация. Мотивы и потребности являются неотъемлемой важнейшей чертой побуждения человека к действию, в том числе к учебной деятельности. Отсюда возникает понятие «учебная мотивация». Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы установили, что учебная мотивация в подростковом возрасте выступает актуальной проблемой, поскольку школьника невозможно успешно обучить, если для него это не представляет никакого интереса и важности. Кроме этого, на данный возраст приходится подростковый кризис, связанный с познанием подросткам себя как личности. Учебная мотивация в пубертатном периоде присутствует, хотя имеет при этом свои особенности.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивация учения, обучающийся, подростки.

THE STUDY THEORETICAL REVIEW OF ADOLESCENTS' EDUCATIONAL MOTIVATION PECULIARITIES

Belkovich Natalia Sergeevna.

Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University, named after V.P. Astafieva ", Institute of Social and Humanitarian Technologies, direction of training: 37.04.01 Psychology, focus (profile) of the educational program: Psychological counseling and psychotherapy, Master's student, 2nd year, natasha_930317@mail.ru.

Ivanova Natalia Georgievna.

Russia, Krasnoyarsk Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva ", associate professor, candidate of psychological sciences, natalya-i15@mail.ru.

Abstract. Motives and needs are an integral most important feature of a person's motivation for action, including learning activities. Hence the concept of "learning motivation" arises. Having analyzed the literature on the research problem, we found that educational motivation in adolescence is an urgent problem, since it is impossible to successfully teach a student if he is not of any interest and importance to him. In addition, there is an adolescent crisis associated with adolescents' cognition of themselves as a person at this age. Educational motivation in puberty is present, although it has its own characteristics.

Key words: educational motivation, motivation for learning, student, adolescents.

Исследованием учебной мотивации занимались многие психологи: И. А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, А.И. Зиль, В.Г. Степанов, М.В. Матюхина, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Е.П. Ильин и др. [1].

Как указывает Е.П. Ильин, мотив является одним из ряда сложных психологических образований. Его должен простроить сам субъект. Данный «строительный материал» образуется в процессе ресоциализации и воспитания человека. В дальнейшем он будет использоваться им в качестве мотивации к той или иной деятельности [5, с. 47].

Мотивация представляет собой стремления, которые вызывают активность организма и назначают её направленность. Мотивация включает в себя потребности, инстинкты, установки, влечения, эмоции. Мотивация выступает центральным понятием, так как мотив является источником деятельности [6, с. 105].

Учебная мотивация (мотивация учения) - это динамическое явление. Она имеет возрастные особенности и изменяется в течение жизни человека. Обучающийся не может быть хорошо обучен, если он не чувствует потребности к знанию и учению. Таким образом, в первую очередь, перед образовательной организацией должна стоять задача сформировать и развить у школьника мотивацию к учению. Чтобы ученик был включён в работу, необходимо, ставить перед ним понятные ему для восприятия цели и задачи обучения. Кроме этого, они должны быть важны и актуальны, исходя из этого нашли отклик в его личностном переживании [8, с. 273].

Подростковый возраст - это жизненный период между детством и взрослостью. Данный возраст включает в себя младший (от 11 до 13 лет) и старший (от 13 до 16 лет) подростковый [7, с. 253].

В этом возрасте происходит физиологическая перестройка организма, с психологической точки зрения происходит переход на новую социальную позицию. Данный период оказывается сложным не только в пределах воспитания, но и в учёбе. Именно поэтому, зачастую, кажется, что происходит катастрофическое снижение учебной мотивации. Несмотря на то, что учебная

деятельность остаётся ведущей, она теряет свою привычную актуальность и приобретает новые смыслы [2; 3].

Статистически доказано, что между младшими и старшими подростками есть различия в уровнях мотивации и в видах мотивов. Исходя из ряда исследований последних лет (А.В. Горошева, Э.Р. Апозян, Е.П. Карцева и другие) можно сделать вывод, что в подростковом возрасте преобладают коммуникативные, эмоциональные, социальные мотивы [1; 3; 6].

Обучающиеся в пубертатном периоде имеют мотивы к мотивации учения, но, в первую очередь, она обусловлена удовлетворением тех или иных собственных актуальные целей - стать лидером или получить уважительный отклик окружающих. Учебная мотивация у подростков строится на стремлении удовлетворить потребности, которые связаны лидерством среди сверстников и актуальными влечениями [8].

Проанализировав научные статьи, в которых описывается проведение исследования учебной мотивации подростков и интерпретация результатов, можно сделать вывод, что полученные в ходе исследований данные, указывают на то, что фактический учебный процесс в большей степени побуждается внешними мотивами, по отношению к самой учебной деятельности мотивами. В виде таких мотивов предстаёт учеба, ради лидерства, учеба как вынужденный долг и стремление оказаться в центре внимания [4, с. 75].

Таким образом, из исследований последних лет, очевидно, что существуют особенности учебной мотивации подростков. В первую очередь, это обусловлено возрастными, физиологическими и психологическими аспектами. В возрасте пубертатного периода преобладают мотивы, которые основывается на желании удовлетворить потребность, связанную лидерством среди своих ровесников и с престижными устремлениями.

Библиографический список.

1. Апозян Э.Р. Проблема развития учебной мотивации в подростковом возрасте. // Актуальные научные исследования: от теории к практике: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, Молдавия, 26 ноября 2019 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. - Кишинев, Молдавия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. - С. 159-164.

2. Белкович Н.С., Иванова Н.Г. Теоретический обзор изучения проблемы мотивации к учебной деятельности у младших подростков. Психология и современный мир. Вып. 13. Субъект жизнедеятельности в современном обществе [Электронный ресурс]. Материалы заоч. Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 23 апреля 2020 г.) / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова; [сост. и отв. ред. Е.В. Казакова]. - Электронные текстовые данные. - Архангельск: САФУ, 2020. - С. 140-144.

3. Грошева А.В. Особенности учебной мотивации у подростков. // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2019: материалы международной студенческой

научно-практической конференции (Магнитогорск, 21-22 марта 2019 г.). -Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. - С. 900-904.

4. Зыль А.И. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности подростков. // Психология и педагогика образования будущего: Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Ярославль, 13 февраля 2017 / Под ред. Л.В. Байбородовой, Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. - С. 76-78.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Санкт- Петербург: Издательство: Питер, 2011. - 512 с.

6. Карцева Е.П., Бичерова Е.Н. Особенности мотивации учебной деятельности младших и старших подростков // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы III Международной научно-практической конференция (Брянск, 2021 апреля 2017 г.). - Брянск: Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2017. - С. 180-185.

7. Психология человека от рождения до смерти / [Аверин В.А. и др.]; под ред. А.А. Реана. - Москва: АСТ: Прайм, 2015. - 656 с.

8. Циркунова Н.И. Мотивы учения подростков с разным уровнем успеваемости. // Психологический Vademecum: Психологическая феноменология в образовательной среде: мультидисциплинарный подход: Сборник научных статей / Под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. - С. 272-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.