Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / УЧЕБНЫЙ МОТИВ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОЛОВЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ / EDUCATIONAL ACTIVITY / STUDENTS / MOTIVATION / MOTIVATIONAL SPHERE / EDUCATIONAL MOTIVE / AGE CHARACTERISTICS / SEXUAL AND GENDER DIFFERENCES / TEMPERAMENT / SUCCESS FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Анастасия Юрьевна, Бобрышов Сергей Викторович

Статья посвящена проблеме детерминационного проявления ряда индивидных характеристик личности - возраст школьников, их темперамент, пол, экстравертированность или интровертированность - в аспекте их воздействия на формирование и выраженность параметров учебных мотивов. Выявлены области мотивационной сферы обучающихся в подростковом возрасте, наиболее подверженные их влиянию. Раскрыты специфические проявления данных характеристик у школьников как значимых факторов, влияющих на мотивацию обучения, показано, каким образом они определяют модальность процессуальных и содержательных параметров учебной деятельности. Обосновывается, что выбор педагогом мотивов учебной деятельности для достижения наивысших результатов в ней должен базироваться на основании учета всего комплекса общих и особенных возрастных и половых особенностей обучающегося, ключевых проявлений его темперамента, отнесения к типу экстравертов или интровертов. Аргументируется, что при построении образовательного процесса требуется единый подход к установлению и оценке характера выраженности представленных факторов в их взаимодетерминации. Даны рекомендации по выбору способов их учета, контроля и адаптации под объективные требования мотивации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DETERMINATIONAL MANIFESTATIONS OF INDIVIDUAL PERSONALITY CHARACTERISTICS AS FACTORS THAT INFLUENCE THE MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ADOLESCENTS

The article is devoted to the problem of determination of the manifestation of a number of individual personality characteristics - the age of students, their temperament, gender, extroversion or introversion-in the aspect of their impact on the formation and expression of parameters of educational motives. The areas of motivational sphere of students in adolescence that are most affected by them are identified. The specific manifestations of these characteristics in schoolchildren as significant factors affecting the motivation of learning are revealed, it is shown how they determine the modality of procedural and content parameters of educational activity. It is proved that the teacher's choice of motives for educational activities to achieve the highest results in it should be based on the whole complex of General and specific age and gender characteristics of the student, key manifestations of his temperament, and attribution to the type of extroverts or introverts. It is argued that the construction of the educational process requires a unified approach to establishing and evaluating the nature of the expression of the presented factors in their inter-determination. Recommendations are given on the choice of ways to account for them, control them, and adapt them to the objective requirements of motivating educational activities.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

14. Никифоров Г. С. Проблема профессионального здоровья П Психология профессионального здоровья: учеб. пособие, - СПб., 2006. - 480 С

15. Ситников А.И. Акмеологический тренинг: теория методика психотехнологии. - 1995,

16. Шадриков В.Д, Психология деятельности и способности человека : учеб, пособие. - М., 1996. -320 с.

17.Казаков М. И., Лаптев А. А., Казаков М.Н. Комплекс педагогических условий формировании профессионального сознания будущих офицеров Ц Russian Journal of Education and Psychology. - 2015.

№9 (53). URL hilps://cyberleninka.ru/artic!e/n/ kompleks-pedagogicheskih-usloviy-formirovaniya-professionalnogo-soznaniya-buduschih-ofi tserov (дата обращения: 01.06,2020).

THE DETERMfNATIONAL MANIFESTATIONS OF INDIVIDUAL PERSONALITY CHARACTERISTICS AS FACTORS THAT INFLUENCE THE MOTIVA TTONOFEDUCA TIONA L ACTIVITIES OF ADOLESCENTS Egorova An astasia Yrievna, Postgraduate student

Bobryshov Sergey Viktorovich, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Senior Researcher

Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article is devoted to the problem of determination of the manifestation of a number of individual personality characteristics the age of students, their temperament, gender, extroversion or introversion-in the aspect of their impact on the formation and expression of parameters of educational motives. The areas of motivational sphere of students in adolescence that are most affected by them are identified. The specific manifestations of these characteristics in schoolchildren as significant factors affecting the motivation of learning are revealed, it is shown how they determine the modality of procedural and content parameters of educational activity, It is proved that the teacher's choice of motives for educational activities to achieve the highest results in it should he based on the whole complex of General and specific age and gender characteristics of the student, key manifestations of his temperament, and attribution to the type of extroverts or introverts. It is argued that the construction of the educational process requires a unified approach to establishing and evaluating the nature of the expression of the presented factors in their inter-determination. Recommendations are given on the choice of ways to account for them, control them, and adapt them to the objective requirements of motivating educational activities.

Keywords; educational activity; students; motivation; motivational sphere; educational motive; age characteristics; sexual and gender differences; temperament; success factors.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.50

ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена проблеме детерминационного проявления ряда индивид ных характеристик личности - возраст школьников, их темперамент, пол, экст-равертированность или интровертированность в аспекте их воздействия на формирование и выраженность параметров учебных мотивов. Выявлены области мотивационной сферы обучающихся в подростковом возрасте, наиболее подверженные их влиянию. Раскрыты специфические проявления данных характеристик у школьников как значимых факторов, влияющих на мотивацию обучения, показано, каким образом они определяют модальность процессуальных и содержательных параметров учебной деятельности, Обосновывается, что выбор педагогом мотивов учебной деятельности для достижения наивысших результатов в ней должен базироваться на основании учета всего комплекса общих и особенных возрастных и половых особенностей обучающегося, ключевых проявлений его темперамента, отнесения к типу экстравертов или интровертов. Аргументируется, что при построении образовательно-то процесса требуется единый подход к установлению и оценке характера выраженности представленных факторов в их взаимодетерминации. Даны рекомендации по выбору способов их учета, контроля и адаптации под объективные требования мотивации учебной деятельности. Ключевые слова: учебная деятельность; обучающиеся; мотивация; мотиваци-онная сфера;учебный мотив; возрастные особенности; половые и тендерные различия; темперамент; факторы успешности.

Исследования в области педагогической психологии позволяют утверждать, что одной из важнейших детерминант учебной деятель-

УДК 37.026.8 ВАК РФ 13.00.01

0 Егорова А,Ю., 2020 О Бобрышов СВ., 2020

ЕГОРОВА Анастасия Юрьевна, аспирант

БОБРЫ ШОВ Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник

кафедра Общей педагогики и образовательных техно логий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

264

посты, определяющих ее направленность, устойчивость и т.д. является соответствующая мотивация учащегося. Сама мотивация в общепсихологическом контексте предопределяется совокупностью разнородных факторов, значительную долю в которых составляют те или иные характеристики личности. Анализ современных научных источников показал, что в сущностно-содержательном и функциональном планах их рассмотрение базируется на различных подходах: с позиции лсихолого-пе-дагогических условий организации учебного процесса, с опорой на субъективные характеристики обучающихся и особенности их проявления в деятельности и многие другие. Соответственно психология и педагогика предлагают различные их типологии - социальные, генетические, организационные, исходя из факторов личностных амбиций и т.д. Само по себе это не является какой-то проблемой для науки и практики. Однако нередко педагоги оказываются приверженцами только какого-то одного из подходов (типологии) и рассматривают вопросы мотиваци-онного обеспечения учебной деятельности строго в его в рамках. Это приводит к тому, что ряд факторов, действительно оказывающих воздействие на мотивацию, но принадлежащих другой типологии, упускаются из виду, а некоторые не учитываются в полной мере.

Ряд исследователей (Е.П. Ильин, И.С. Кон, Л.Н. Надолинская, В.М. Русалов и др.) в качестве ведущих факторов, оказывающих влияние на мотивационные параметры успешности обучения, выделяют возрастные особенности школьников, их темперамент, пол, а также такую характеристику личности, как экстра ее ротированное^- интровертированность |6,150; 8,192; 10,30; 12,32]. При этом нередко ученые из различных представлений обосновывают исключительный вклад какого-то одного из обозначенных факторов в формирование и проявление мотивов. Однако очевидно, что в условиях реального учебного процесса каждый из них играет свою особую роль в единой системе равнозначных детерминант, оказывающих воздействие на успешность учебной деятельности.

Таким образом, следует зафиксировать наличие проблемы недостаточной изученности взаимосвязи и способов детерминационного проявления комплекса факторов, оказывающих влияние на формирование и выраженность учебных мотивов, описанных представителями различных психолого-педагогических научных школ. Требуется единый подход к уче-

ту качественных характеристик проявления каждого из факторов в их взаимодетерминации, что позволит более конструктивно подходить к выбору способов учета и контроля каждого них, даст возможность построения единой системы объективных требований, регулирующих учебную деятельность каждого обучающегося.

Общеизвестно, что изменения в сфере интересов обучающихся, которые приходятся на переходный возраст школьника, объясняются трансформациями, затрагивающими практически все основные структуры анатомии, физиологии и психологии подростка, катапиза-тором которых выступает его вступление в пубертатный период. Л.С. Выготский, давая оценку данному периоду, отмечает, как на первый взгляд воспринимается, - общее понижение, а порой даже полное отсутствие у подростка интересов [3,70]. Кроме того, согласно еще исследованиям П.Л. Загоровского (а его выводы по-прежнему актуальны и для современной психологии и педагогики), в сознании обучающегося в этот возрастной момент происходят резкие колебания и столкновения мотивационно-ценностных установок, что нередко приводит к переориентациям в отношениях, в любимых и предпочитаемых видах деятельности, в признании или отрицании авторитетов [5, 37]. Так, проведенный нами анализ повседневной практики позволяет отметить целый ряд специфических поведенческих и саморефлексивных проявлений у подростков, негативно влияющих на осуществление ими учебной деятельности. Особое внимание обратим на следующие проявления; восприятие окружающей действительности с изрядной долей недоверия, скептицизма и даже цинизма; некая замкнутость, обособленность, стремление не допускать в свой внутренний мир не только посторонних, но даже и многих друзей, склонность к отшельническому или бродяжническому образу жизни; переосмысление характера отношений с окружающими, наделение новыми индивидуально трактуемыми и переживаемыми смыслами таких понятий, как "дружба", "товарищество", "преданность", "любовь", "семья", "поступок"; формированием собственной, как правило диаметрально противоположной общепринятым нормам и принципам поведения точки зрения, готовность к её отстаиванию даже аморальными, а порой и противозаконными способами. Исследования показывают, что данные изменения существенно влияют на процессуальные и содержательные параметры формирования учебной дея-

тельиости, е которой одну из главных, при этом чрезвычайно трудных для подростка ролей начинает играть построение особых отношений в коллективе, а также поиск эффективного стиля взаимодействия с педагогом. Существенно, что подростки и старшеклассники начинают считать более значимым профессиональную составляющую авторитета учителя, его профессиональные знания и педагогический такт. Соответственно каждый педагог должен брать во внимание, что авторитет, данный ему занимаемой должностью, не может быть длительным, монументальным, если не подкреплен властью самой личности, определяемой любовью к своему делу, моральной чистоплотностью, дисциплинированностью, чуткостью, сопереживанием, умением владеть речью, эмоциями, мимикой и пр. Именно эти качества способствуют формированию готовности обучающего признать профессионализм педагога, допустить его право оценивать, командовать, наказывать [14, 640].

Вслед за Л.И. Божович, отметим и еще один важный момент, касающийся модальности подростковой мотивации: в характере построения мотивов значительную роль начинает играть наличие у обучающегося собственного идеала, возникновение у него своего авторского взгляда на стиль и направленность поведения и отношений при минимизирующем влиянии извне. Педагогу следует учитывать, что у обучающихся теперь присутствуют более развитые способности к самостоятельному целеполаганию (при этом принимаемая цель часто становится непоколебимой) и к определению алгоритма и структуры выполняемых задач; значительнее выражены качества долженствования, обязательности и совестливости в щепетильных вопросах, касающихся чести, достоинства и порядочности; набирает силу способность предъявить к себе достаточно объективные требования, что находит свое отражение в нравственном поведении [2,259]. Наряду с вышесказанным, следует не упускать из виду, что выбранный обучающимся идеал, как правило, неконкретен и часто меняется. То есть педагогу не стоит безоговорочно уповать на него в выстраивании своих педагогических действий. Задача педагога скорее заключается в направлении и координации усилий обучающегося в выборе этого идеала, беря во внимание эмоциональность подростков и преобладающую ориентацию на идеалы, относящиеся, скорее, к так называемым прототипам, т. е. идеалам типа "образец-обрз-зец" (к примеру - герой произведения). Прак-

тика показывает, что повышение успешности учебной деятельности гораздо эффективнее при доминировании идеалов более интеллек-туализированного уровня, обладающих совокупностью различных характеристик, таких как нормы поведения, личностные качества, желаемые черты характера и др. В то же время отметим, что постоянное стремление подростка к поддержке со стороны вызывает порой у него неадекватную изменчивость поведения и влечет за собой неустойчивость ряда мотивов, которая сохраняется вплоть до юношества. Ряд исследователей обращают внимание на преобладание у обучающихся данного возраста стремления утвердиться в собственных мнениях, взглядах и предпочтениях как "истине в последней инстанции", пренебрегая чувствами, мыслями и желаниями окружающих, что приводит к доминированию мотивов, выстроенных исключительно на основе ориентации на собственное "Я", и, в конечном итоге вызывает упрямство и самодурство [13, 81; 9, 27; 6,150].

Сказанное выше позволяет отметить, что в подростковом возрасте детерминационное влияние мотива на учебную деятельность усиливается. Подтверждением этого являются, в частности, работы Е.П. Ильина, в которых особо отмечается, что в этом периоде у обучающихся наблюдается более полное осознание своей мотивации и структуры мотива, что побуждает их к внутренней работе по аргументации своей деятельности и поступков, способствует предвидению последствий принятого решения [6,150]. Учет данного факта при построении учебной деятельности способствует более осознанному включению учащегося в учебную деятельность, развитию волевых качеств, направленных на преодоление трудностей в учебе, способности к рефлексии и самоконтролю, активному развитию своей субъектности.

Таким образом, выбор мотивов учебной деятельности для достижения наивысших результатов в ней должен базироваться, в том числе, и на основании учета возрастных особенностей обучающегося. А именно, для подросткового возраста важно учитывать; направленность идеалов, которым стремится следовать обучающийся; содержание взаимоотношений и статусное положение обучающегося в коллективе; благоприятность / неблагоприятность эмоционального фона, преобладающего в детском коллективе; степень выраженности проявлений долга и ответственности у обучающегося; доминанты нравственных ценностей и

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

266

жизненных целей обучающегося; круг интересов обучающегося; непринятие обучающимся критики и контроля; стремление обучающегося к субъектно-субъектному, равно партнерскому учебному сотрудничеству с учителем.

Следующий фактор, определяющий разнообразие проявлений мотивов в обеспечении успешности учебной деятельности, - это их зависимость от типа темперамента личности. Так, в исследовании М.Н. Айдаевой показано, что для сангвиников свойственна яркая выраженность мотивов с преобладанием ориентированных на взаимодействие обучающегося с социумом. Как правило, эти мотивы недостаточно устойчивы во времени и отличаются своей узконаправленностью. Формированию и проявлению мотивационной сферы холериков свойственно, преимущественно, внезапность возникновения и ослабления мотивов, их быстротечность и неустойчивость к внешним и внутренним факторам. Преобладание данного типа темперамента влечет за собой широкий размах мотивационных устремлений и отсутствие системности в спектральном построении мотивов, ориентированность в их выборе на социальную сферу жизни. Диаметрально противоположными характеристиками обладают параметры мотивов, присущие флегматикам. Представители данного типа темперамента отличаются вялотекущим процессом формирования мотивов, невосприимчивостью или слабой восприимчивостью к внешним факторам, постоянством, а также выделением из общего числа мотивов какого-то одного, наиболее значимого для конкретной личности, с последующим его позиционированием как ведущего, В подавляющем большинстве случаев аналогичные характеристики сферы мотивации присущи и меланхоликам. Среди существенных отличий отметим лишь ведущую роль негативно побуждающих факторов, которые чаще всего возникают при необходимости выполнения трудозатратной деятельности, не несущей в себе достаточной личностной значимости для обучающегося. Это так же объясняет и нестабильность мотивов обучающихся с меланхолической доминантой [1, 54]. Б то же время отметим тот факт, что проявление только одного из вышеперечисленных типов темперамента в чистом виде у людей, как правило, не встречается. На практике мы имеем дело со смешанными темпераментами. А соответственно, при построении задач обучения и воспитания следует уделять должное внимание работе по адаптации объективных требований учебной деятельности к преоб-

ладающему типу темперамента каждого обучающегося. Это направление работы, как показывает вышеприведенный материал, востребовано при формировании микрогрупп обучающихся; создании эмоционального фона в микрогруппах; определении наиболее комфортного темпа изучения материала; выдвижении оптимальных требований к выполнению учебных действий; установлении уровня сложности учебных задач; определении методов и форм контроля учебной деятельности; выборе способов рефлексии.

Некоторые различия в проявлении учебных мотивов обучающихся определяются и параметром экстрзвертированность - интро-вертированность. Это касается длительности и устойчивости мотивов, силы их детерминированности внешними обстоятельствами и внутриличностными причинами, социальной ориентированностью. Так, в исследованиях К.Г. Юнга показывается, что поступки экстраверта, как правило, обусловлены и объясняются влиянием внешних факторов, он чаще склонен действовать согласно требованиям и ожиданиям, которые на данный момент к нему предъявляет окружающая среда. У экстравертов наблюдается внушаемость, подверженность влиянию других лиц и самопожертвование. Соответственно важно, чтобы данное влияние было вовремя оказано педагогом и деятельность обучающегося была направлена в нужное русло. Но нужно учитывать и тот факт, что будучи увлекаемыми многообразными извне заданными интересами, им свойственно во все втягиваться, постоянно растрачивать себя. И, как следствие, им трудно длительное время концентрировать внимание на достижении какого-то одного результата, им свойственны распыленность в делах и склонность к незавершенности начатых процессов. Интроверты же в ситуациях, которые их непосредственно не касаются, замыкаются в себе с целью уберечься от воздействий и влияний окружающего социума, стремятся избежать неоправданных, с их точки зрения, трат энергии и жизненных сил. В своих действиях они часто стараются занять наиболее выгодную для них выжидательную позицию, ориентируясь прежде всего на тех, кто сильнее. [15,538]. Что касается направленности мотивов, то у экстравертов в большинстве случаев отмечается преобладание мотивов, отражающих взаимодействие обучающегося с обществом, а у интровертов - потребность в приобретении новых знаний.

Сказанное позволяет заключить, что при организации учебного процесса с целью по-

вышения успешности обучения необходимо принимать во внимание характер сформиро-ванности и силу проявления экстра- и интро-вертированных черт личности. В то же время нет никаких оснований утверждать, что какая-либо из этих характеристик дает преимущество в положительной динамике освоения знаний. При правильном выборе определенного вида учебной деятельности экстраверты и интроверты могут одинаково успешно достигнуть наивысших результатов. Задача - своевременно определить тип личности обучающегося и в соответствии с ним выстроить наиболее благоприятные для него режимы и алгоритмы учебной деятельности. В частности, экстра- и инт-ровертность могут быть учтены при выборе формы работы (групповая или индивидуальная); определении состава участников микрогруппы (смешанный или моносостав по типу личности); выборе темпа работы (высокий, наряженный, размеренный и др.); определении частоты проверочных контрольных точек.

Проявление учебной мотивации находится в прямой зависимости также от половых и тендерных признаков обучающихся. Как правило, их влияние преимущественно сказывается в ориентации мотивов на общественное мнение и позицию, занимаемую обучающимся в обществе, в количестве времени, затрачиваемом на их формирование, и в степени их проявления. Ученые и практики отмечают большие время- и трудозатратность формирования учебных мотивов у мальчиков, в отличие от девочек. Однако к завершению обучения диапазон, внутренние составляющие и четкость построения мотивационной сферы ярче развиты у мальчиков, чем у девочек. И если у мальчиков мотивация подчеркивает, прежде всего, тесную взаимосвязь с ответственностью, социальной смелостью, уверенностью в себе, то у девочек присутствует осознание значимости интеллектуального показателя [1% 232]. В.Д. Еремеева отмечает, что мотивация девочек в большинстве своем направлена на тщательное изучение материала, его качественную реализацию. Девочки в большей степени, чем мальчики, считают, что отметки зависят от уровня подготовки к уроку, и после получения низкой отметки анализируют приведшие к ней причины. Мальчики же в подростковом возрасте начинают руководствоваться субъективными параметрами своих проявлений в учебе; для них важна атмосфера учебного процесса, то, в какие отношения вступают его участники, как они выглядят в процессе ответа и др. [4,97]. Существуют

некоторые различия и в содержании познавательных мотивов. Это проявляется, прежде всего, в предпочитаемых учебных предметах. Как правило, мальчики предпочитают учебные предметы, связанные с физическими нагрузками либо носящие прикладной характер, такие как физическая культура и технология. Также для них характерны увлеченность приключениями, повышенная тяга к совершению подвигов, пониманию первопричин происходящего, что выражается в выборе исторических книг и приключенческих произведений и, как следствие, такого предмета, как история. По свидетельствам учителей, наименьший интерес у них вызывает изучение языков. Девочкам в подростковом возрасте чаще свойственен романтизм и мечтательность в поведении, отражение чего наблюдается в чтении художественной литературы и поэзии. Что касаемо учебных предметов, то чаще всего девочки склонны к выбору истории и литературы. Интерес к точным наукам (математика, физика), как правило, слабо выражен или не выражен вовсе [10,30].

Однако отметим, что фактор половых различий в мотивации учебной деятельности не является постоянно присутствующим в обучении в силу того, что лишь к концу обучения в школе различия между мальчиками и девочками становятся наиболее существенными [7, 68], Вышеперечисленные различия лишь указывают на необходимость или ситуационную целесообразность принятия их во внимание при построении учебного процесса. 8 частности, в подростковом возрасте это необходимо учитывать при формировании микрогрупп (избегать моногрупп по половому признаку); выборе форм и методов изпожения материала (учитывать склонности к гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам, наиболее продуктивные способы восприятия информации); выборе стиля учебного общения (придерживаться стиля общения в форме партнерских отношений, избегать излишнего давления и манипуляций); выборе форм и методов контроля и оценки (учитывать наиболее острую восприимчивость мальчиков к критике, чем девочек, избегать публичной негативной оценки деятельности мальчиков).

Однако стоит избегать полной ориентации на тендерный признак при осуществлении обучения.

Таким образом, рассмотрев специфику проявления мотивов какдетерминантов учебной деятельности, обратим внимание на то, что к обучающимся какого-то одного или другого

LH

s ^

о

LH

< et

LH

# * *

268

уровня подготовки могут относиться представители различных типов темперамента, пола, возраста и т.д. Это позволяет говорить о том, что все вышерассмотренные показатели являются важными, но не решающими факторами, определяющими конечный результат. Они в той или иной степени оказывают влияние на потенциальную быстроту, легкость выполнения заданий, на качество и объем усвоения материала, на способность следовать требованиям учителя, не отвлекаться на внешние обстоятельства, на интерес к тем или иным областям знаний, способность к логическим действиям, самоанализу и др. Отметим, что обучающиеся способны обладать разного рода мотивами или не обладать ими вообще, и основная задача педагога - не только определить природу этих мотивов, поддержать их в процессе учебной деятельности, но и в случае необходимости скорректировать, при недостаточной выраженности - усилить, а при их отсутствии - выработать новые.

Только учет совокупности всех рассмотренных факторов как единого комплекса позволяет сформировать или адаптировать в отношении каждого ученика и группы учащихся пространстводля успешной реализации учебной деятельности.

Литература:

1. Айдаева М.Н. Влияние типа темперамента на мотивацию выбора профессии // Интеллектуальный потенциал XXi сока: ступени познаниа - 2013. - №18. - С. 54-58

2. Божоеич Л.И., Благонадежна Л.В. (ред.) Изучений мотивации поведения детей и подростков. -М, : Педагогика. - 1972. - С, 259. [Электронный ресурс] URL: https://psycbojourrial.ru/books/2057-bozhovkh-l-i-izuchenie-motivacii-povedeniya-detey-i-podtostkov.html

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений: в 6-ти томах. - Г 5. - М.: Педагогика. 1983. - С. 368. [Электронный ресурс] URI г http s ://и п б и. рф /i та ges/ В i b l/SS V5. pd f

А. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девоч' КИ - два разных мира. НейponСИХОЛогии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб.: Тускарора, 2001,- С. 97.

5. Загоровский ПЛ. О так называемой негатив ной фазе в подростничестее // Педология. - Т. 1. -Вып. 1.- 1928.-С.37-40.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер. -2000.-С 150.

/. Камакина О.Ю. Половые различия учебной мотивации школьников в общеобразовательных учреждениях разного типа {Вопросы современ ной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения) // Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. №5. г. Екатерин бур г, 2018. - С. 68.

8. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М. : Просвещение. - С. 1980. - 192 с, [Электронный ре су рс ] IJ RL: h ttps: //s he ba. s pb. г u/s h ко ía /ps i h о 1 og ¡а -siar-1980.htm

9. Яичко А.Г. Типы акцентуаций характера и пси-хопатийу подростков. - М.: Апрель-Пресс,Эксмо. - 1999.-С. 27-34. [Электронный ресурс] URL: http:/ /chiidpsy.ru/lib/books/id/8371.php

10. Надолинская Л.Н. Влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. - 2004. - №5. - С. 30-35. [Электронный ресурс] URL: https://portalus.iu/modijles/shkola/rus_r eadme.php?subaction=5bcrwfiJl8dd=11932320778ardwe=1

196815145&startJrom=&ucat=S<

11. Общая психология : учебник / под общ. ред. проф. A.B. Карпова.-М.:Гардарики.-2004. -С.232.

12. Руса л ое В.М. Темперамент в структуре инди видуальности человека: Дифференциально-пси-хофизиологические и психологические исследования. - М. :ФГБУН Институт психологии РАН, 2012, -С 32-37.

13. Савонько Г.И. Изучение мотивации поведе ния детей и подростков : сборник экспериментальных исследований. - М.: Педагогика, 1972. -С. 81-111. [Электронный ресурс] URL: http:// psych íib.ru/i n с/а bsi d. p h p?absi d =9955.

14. Станкевич A.B., Горбачева СМ., Долматов В.П. [и др.] Авторитет педагога и его влияние в становлении личности обучающихся // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). -С. 640-642.

15. Юнг К,Г, Психологические типы // Академичес кый проект. - 2019. - С. 538 - 546. [Электронный ресурс] URL: https://www,klex.ru/1 bt

READINESS OF A MODERN COMPUTER SCIENCE TEACHER FOR fNNOVA TiON

Isaev Movladi Ssaevkh, Assistant of Department of Applied Mathematics and Computer Technology, Chechen State University, Grozny, Chechen Republic

The article examined the preparedness of a modern computer science teacher for innovation, its innovative culture. It is concluded that innovative culture, as part of professional activity, significantly affects the general culture of a future computer science teacher, relying on the country's cultural traditions and on the experience of successful innovative activities in other countries. The innovative susceptibility of the future teacher of computer science is one of the main requirements for the future professional, since susceptibility is the necessary condition for the success of ongoing changes in the system of higher education.

Keywords; computer science teacher; innovative activity; innovative culture.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.