УДК 159 . 9
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-63-72
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Ю. В. Клепач, Т. В. Рубцова
Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж
Несмотря на большое число научных трудов по мотивации учебной деятельности, учителя по-прежнему сталкиваются с тем, что у школьников не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Особенно остро эта проблема наблюдается у учеников подросткового возраста.
В рамках проведенного исследования мотивации учебной деятельности проанализирована структура учебной мотивации подростков, их отношение к учению и учебным предметам, доводы в пользу выбора любимых и нелюбимых предметов, а также внешние и индивидуальные затруднения, с которыми сталкиваются подростки в учебной деятельности, и специфика личностной направленности в преодолении этих затруднений. Представлены результаты анализа как в целом по выборке (школьники восьмых классов), так и в половом аспекте (юноши и девушки) и их интерпретация.
Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, мотивы учебной деятельности, подростки.
Актуальность темы связана с необходимостью адаптации к новым образовательным стандартам, в которых определены необходимые компетенции педагогов-психологов (ФГОС ВО от 14 декабря 2015 года) [1]. Одной из важнейших является применение в учебном процессе современных методов психолого-педагогического взаимодействия, которые ориентированы на развитие и формирование интереса к учебной деятельности обучающихся.
Мотивация является одним из основных компонентов, входящих в структуру учебной деятельности и является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Процесс учебной деятельности в целом и ее мотивации интересовал многих ведущих отечественных педагогов и психологов.
Выделяют два типа мотивации: внешняя мотивация и внутренняя. Мотивация является внешней, если в основе действия, направленного на получение каких-либо ресурсов, лежит мотив, не связанный с самим действием. В противовес внешней мотивации рассматривается внутренняя мотивация к какой-либо деятельности как неотделимое от человека состояние радости, вдохновения, удовольствия и удовлетворения от своих действий. Внутренняя мотивация является результатом взаимодействия человека и его окружения и неразрывно связана с самой деятельностью [2].
При внутренней учебной мотивации в основе лежит познавательный интерес, связанный с изучаемым предметом, и получение знаний является целью деятельности учащегося, а не средством достижения других целей [3].
Применительно к учебной деятельности М. В. Матюхина выделяет следующие виды мотивов:
1. Мотивы, в основе которых заложен сам процесс учебной деятельности. В этом случае ученики стремятся узнать что-то новое, им интересно проникнуть в суть явлений и закономерностей изучаемого предмета. В процессе обучения ученики проявляют инициативу, интеллектуальную активность, преодолевают трудности при решении сложных задач.
2. Мотивы, находящиеся за рамками самой учебной деятельности. Такими мотивами могут быть:
- социальные мотивы (ответственность перед обществом, чувство долга перед родителями и учителями);
- мотивы, связанные с дальнейшим самоопределением в выборе будущей профессии и личностным развитием в результате обучения;
- индивидуальные мотивы как желание заслужить одобрение и занять достойное место среди друзей.
- мотивы избегания неприятностей, неодобрения со стороны учителей, родителей [4].
Если рассматривать особенности мотивации в подростковом возрасте, то для подростков характерно укрепление познавательных мотивов, стремление к решению сложных задач, которые выходят за рамки школьной программы, а также значимость знаний для будущей профессии и личностного развития [5].
Значительную роль также играет эмоциональная составляющая мотивации, которая во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми и отношений с учителями в процессе школьной деятельности. В подростковом возрасте доминирующую роль начинает играть самооценка, и если внешняя оценка и внутренняя оценка себя не совпадают, то возникающий конфликт может негативно отразиться на эмоциональной жизни подростка и, как следствие, на мотивации к обучению [6].
А. Н. Леонтьев отмечал, что в подростковом возрасте становится актуальной задача поиска смысла. А значит, часто подросток стремится расширить свои интересы, что может приводить к поверхностности и разбросанности в процессе учебной деятельности. К концу подросткового возраста у подростка складывается иерархия мотивов и, как правило, один или несколько мотивов становятся ведущими [7].
Современные исследования показывают, что внутренние мотивы учебной деятельности (познание, достижение, саморазвитие) связаны с академической успеваемостью. При этом поддержка и заинтересованность родителей и учителей вносит заметный вклад в выраженность внутренних мотивов подростков. Внешние личностные мотивы (мотив самоуважения и регуляции поведения) также являются значимыми и способствуют выбору продуктивных стратегий учебного поведения, а внешние межличностные мотивы (мотив уважения, чувства долга) не являются продуктивными и в итоге отрицательно сказываются на учебной и в дальнейшем на профессиональной мотивации [8].
Исследования Т. О. Гордеевой показывают, что в классах, в которых ведущим мотивом учения становится познавательный мотив, формируется положительное отношение школьников к обучению в школе. Источниками познавательной мотивации выступает удовлетворение в процессе обучения потребности в независимости, компетентности и принятии [9].
Стимуляция и развитие мотивации учебной деятельности зависят также от учебного материала, адекватных методов его подачи и организации обучения. Развитию мотивации учебной деятельности у школьников подросткового возраста способствует создание в процессе учебной деятельности ситуаций успеха. Эксперименты О. И. Ларионова показывали, что гуманистические стандарты обучения (создание доверительного общения, доброжелательного отношения, обоснование значимости личного вклада, умений, навыков) способствуют повышению уровня мотивации подростков [10].
Целью данного исследования являлось изучение особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования заключалась в следующем: существуют особенности мотивации учебной деятельности подростков, а именно:
1) ведущими мотивами учебной деятельности являются познавательные мотивы, мотивы достижения, внешние мотивы;
2) уровень учебной мотивации девушек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации юношей того же возраста; для девушек более значимыми являются эмоциональные мотивы и мотивы достижения, а для юношей - внешние мотивы.
Составлена батарея психодиагностических методик, направленных на изучение мотивации учебной деятельности подростков:
1) Методика диагностики структуры учебной мотивации школьников, разработанная М. В. Матюхиной [11];
2) Методика изучения отношения к учению и к учебным предметам, разработанная Г. Н. Казанцевой [12];
3) Методика исследования познавательных затруднений Н. П. Фетискина [11];
4) Методика изучения направленности на приобретение знаний, предложенная Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой [12].
Исследование проводилось на базе МБОУ гимназия имени Андрея Платонова г. Воронежа. В нем принимали участие школьники восьмых классов в количестве 31 человека (14-15 лет): 16 юношей и 15 девушек.
Для оценки структуры учебной мотивации подростков была предложена методика диагностики структуры учебной мотивации школьников, разработанная М. В. Матюхиной [11].
Эта методика дает возможность понять степень выраженности определенных мотивов к обучению:
- познавательные мотивы;
- коммуникативные мотивы;
- эмоциональные мотивы;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние мотивы (поощрения, наказания).
Мотив считается выраженным, если испытуемый набрал от 6 до 9 баллов. Полученные результаты можно увидеть на рис. 1-2.
Как видим, наиболее выраженными в структуре учебной мотивации являются познавательные мотивы (58 %), мотивы достижения (55 %) и внешние мотивы (52 %).
Выраженность познавательного мотива говорит о том, что подростки мотивированы на то, чтобы приобрести новые знания, учебные навыки, имеют интерес к учебному материалу, принципам и основным идеям учебного материала.
Выраженность мотива достижения означает, что подростки в процессе обучения ставят перед собой цели, включаются в их реализацию, выбирают средства для достижения поставленных целей.
Значительная выраженность внешних мотивов (поощрения, наказания) свидетельствует о том, что деятельность осуществляется в силу долга либо ради приобретения определенного положения среди сверстников, а возможно, из-за давления окружающих.
При этом если анализировать результаты выбора мотивов у юношей и девушек, то можно отметить, что в целом мотивация девушек выше по всем рассматриваемым видам мотивов, а выраженность мотивации к обучению у юношей составляет не более 50 % от общего числа испытуемых.
Следует отметить такие мотивы, как эмоциональные и внешние, по которым у юношей выраженность мотива составляет 19 и 38 %, а у девушек 40 и 67 % соответственно. Это говорит о том, что для девушек более важно получать знания в силу долга, обязанности, по-
нимания необходимости учиться, из-за давления окружающих, а также чтобы добиться похвалы. Также мотив достижения считается приоритетным для 67 % девушек и только для 44 % юношей, что свидетельствует о слабой выраженности данного значимого для подросткового возраста мотива у юношей.
ЧР
а^ X
2
01 >
о со
01 У
S ^
о
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
58
39
■Г
29
Ж
26
55
<г
52
Рис . 1. Результаты распределенияучебныхмотивов подростковвцелом по выборке, %
£
£
§
Ш к Л
с
и S
о
со
I-
о и
У S
с
о
SC
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
67
50
38 40
У9
□ Юноши □ Девушки
40
19
25 27
У
У О4 J" U У J*
/ / / «0 J / *
67
44
.«5е
67
38
& ✓
Рис . 2 . Результаты распределения учебных мотивов подростков в половом аспекте, %
Для исследования отношения к учению и учебным предметам была использована мето-дика,разработаннаяГ. Н.Казанцевой[12].
Методика позволяет выявить любимые и нелюбимые предметы в школе и узнать причины, по которым тот или иной предмет является любимым/нелюбимым. Также анализируются причины, по которым подросток учится в школе. Результаты исследования показали, что в качестве любимых предметов юноши чаще всего выбирают физкультуру, а девушки литературу, что говорит о том, что направленность в образовании юношей и девушек различается.
Подростки при выборе любимых и нелюбимых предметов ориентируются на следующие доводы:
- интересен/не интересен данный предмет;
- нравится/не нравится, как преподает учитель;
- предмет легко/трудно усваивается;
- предмет нужен/не нужен для будущей работы.
И совсем не ориентируются на такие доводы, как:
- родители считают/не считают этот предмет важным;
- предмет требует/не требует терпения;
- товарищи интересуются/не интересуются этим предметом;
- предмет способствует/не способствует развитию общей культуры;
- предмет влияет/не влияет на изменение знаний об окружающем мире;
- просто интересно/не интересно.
Можно сделать вывод, что подросткам важна личная заинтересованность в предмете, легкость в его освоении, необходимость предмета для будущей профессии, а также отношение учителей. Общие мотивы интереса к обучению, мнение родителей и друзей не являются приоритетными для выбора любимых/нелюбимых предметов.
Из анализа результатов тестирования общей мотивации к обучению было выявлено, что наиболее приоритетными мотивами являются: познавательные («хочу получать полные и глубокие знания», «для расширения умственного кругозора»), мотивы достижения («хочу быть грамотным», «хочу быть умным и эрудированным») и внешние мотивы («все учатся, и я тоже», «родители заставляют»), что подтверждает результаты исследования структуры учебной мотивации по методике В. В. Матюхиной (рис. 1-2).
Исследование показало, что доводы при выборе любимых/нелюбимых предметов, а также мотивы к учению не сильно различаются между юношами и девушками.
Для исследования познавательных затруднений была использована методика Н. П. Фе-тискина [11]. Методика позволяет проанализировать внешние (объективные) и индивидуальные затруднения, с которыми сталкивается подросток в учебной деятельности, а также специфику личностной направленности в преодолении затруднений.
Как видно из представленных на рис. 3 результатов, основными трудностями, с которыми сталкиваются подростки в учебной деятельности, являются: отсутствие свободы и самостоятельности (45 %); скучные уроки, нелюбимые предметы (29 %); отсутствие порядка и дисциплины (6 %); быстро устаю на уроке (6 %).
В половом аспекте (рис. 4) юноши в большей степени выделяют трудности, связанные с отсутствием свободы и самостоятельности (63 %), в то время как для девушек это не имеет преобладающего значения (27 %). Девушки выделяют такие трудности, как отсутствие порядка и дисциплины, а юноши не выбрали этот вариант.
Исследование внешних и внутренних затруднений показало, что основным внешним препятствием в учебной деятельности, по мнению самих подростков, является отсутствие свободы и самостоятельности. Это подтверждает то, что для подростков важно, чтобы к нему относились как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Индивидуальные затруднения связаны в основном с непониманием нового материала, а значит, подростки, возможно, стесняются признаться в своем непонимании из-за страха быть отвергнутыми, стремятся избежать критики.
В учебной деятельности подростки нуждаются в такой помощи, как:
- научиться правильно организовывать свой рабочий день (58 %);
- преодолеть трудности в учении (22 %);
- помощь в изучении трудных предметов (13 %) (рис. 5).
100 -|
90 -
80 -
X
-О 70 -
С1>
> 1- 60 -
п
с 50 -
о 40 -
m
<i> 30 -
т
с 20 -
< >
10 -
0 -
_45_
29
Отсутствие свободы и самостоятел ьности
Быстро устаю на уроке
Скучные уроки, Отсутствие порядка и
нелюбимые предметы дисциплины
Рис . 3 . Результаты исследования внешних(объективных)затрудненийподростковв учебной деятельности, %
100 -|
90 -
ч» 80 -
X -О S ® > 1— 70 -60 -
с 50 -
о m 40 -
О ф ZT 30 -
Ш 20 -
10 -0 -
-63-
27
31
27
-13-
J
□ Юноши
□ Девушки
Отсутствиепорядка Быстро устаю на уроке
и дисциплины
Отсутствие свободы и Скучные уроки, самостоятельности нелюбимые
предметы
Рис . 4 . Результаты исследованиявнешних (объективн вх)затруднений подрост ков в учебной деятельности в половом аспекте, %
с о
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
58
22
Хочу научиться правильно Хочу преодолеть трудности организовывать свой в учении
рабочий день
Нуждаюсь в помощи в изучении трудных предметов
Рис . 5 . Результаты исследованияспецификиличностнойнаправленностивпреодолении затруднений в учебной деятельности в целом по выборке, %
6
6
7
6
Юноши больше, чем девушки, нуждаются в том, чтобы преодолеть трудности в учении.
Таким образом, подавляющее большинство подростков хотели бы научиться правильно организовывать свой рабочий день, что говорит о снижении самодисциплины из-за «кризисного» периода развития подростков. Неустойчивость и широта интересов, появление новых внеклассных и внешкольных занятий могут приводить к тому, что у подростков снижается мотивация к обучению в школе.
Для исследования направленности на приобретение знаний была использована методика изучения направленности на приобретение знаний, предложенная Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой [12].
Опрос по методике направленности на приобретение знаний показал, что данная мотивация выражена менее чем у 50 % подростков. При этом у девушек она выше, чем у юношей (47 и 31 % соответственно) (рис. 6).
□ Юноши □ Девушки
100
X 80 .с
| 70
I 70
§ 50
§ 40
Ь
Ш 30
0
Направленность на приобретение знаний
Рис . 6 . Результаты исследования направленности на приобретение знаний в половом аспекте, %
Мы провели статистический анализ результатов исследования структуры учебной мотивации юношей и девушек для подтверждения гипотезы о том, что для девушек более значимыми являются эмоциональные мотивы и мотивы достижения, а для юношей внешние мотивы с помощью статистического и-критерия Манна-Уитни [13].
Статистическая обработка данных подтвердила достоверные различия выраженности мотивов достижения в обучении юношей и девушек. Мотивы достижения в обучении более выражены у девушек. По остальным параметрам статистически достоверных различий выраженности мотивов в обучении юношей и девушек нет.
По полученным результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. В учебной деятельности подростков наиболее выраженными являются следующие мотивы:
- познавательные мотивы;
- мотивы достижения;
- внешние мотивы (поощрения, наказания).
При этом в целом уровень мотивации учебной деятельности у девушек выше, чем у юношей. Для девушек также значимыми являются эмоциональные мотивы в обучении.
2. При выборе школьных предметов для подростков важен личный интерес к этим предметам, легкость их усвоения, симпатия к учителю и необходимость знаний для будущей работы и практически не важны такие доводы, как мнение родителей и друзей, чувст-
47
31
во долга, простое любопытство при изучении предмета. При этом направленность при выборе школьных предметов у юношей и девушек различается: юноши чаще выбирают в качестве любимого предмета физкультуру, а девушки литературу.
Исследование отношения к учению и учебным предметам подтверждает тот факт, что для подростков более важными являются внутренние личностные мотивы, чем социальные.
3. Основным внешним познавательным затруднением в процессе обучения испытуемые подростки отметили отсутствие свободы и самостоятельности. Это подтверждает то, что для подростков важно, чтобы к нему относились как ко взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Причем для юношей это более важно, чем для девушек.
Среди индивидуальных затруднений подростки выделили непонимание нового материала. Для преодоления затруднений в обучении подростки хотели бы научиться правильно организовывать свой рабочий день.
4. Степень мотивации на приобретение знаний в целом по всем испытуемым подросткам ниже среднего уровня, что говорит о том, что подростки не сильно заинтересованы в совершении действий, направленных на приобретение знаний, несмотря на более высокий показатель по познавательному мотиву в структуре мотивации.
5. Статистическая обработка данных частично подтвердила гипотезу данной работы в том, что для девушек, более чем для юношей, значимыми являются мотивы достижения.
Таким образом, наша гипотеза получила свое частичное подтверждение. Полученные результаты эмпирического исследования имеют практическую значимость и могут лечь в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения развития мотивации учебной деятельности и формирования профессиональной направленности подростков.
Список литературы
I. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» . URL: http://fgosvo . ru/news/3/1642 (дата обращения: 08. 04.2019) .
2 . Маркова А. К. , Матис Т . А. , Орлов А. Б . Формирование мотивации учения . М . : Просвещение, 1990 . 192 с .
3 . Талызина Н . Ф . Формирование познавательной деятельности учащихся . М . : Знание, 1983. 96 с .
4 . Гамезо М . В . , Матюхина М . В . , Михальчик Т. С . Возрастная и педагогическая психология . М . : Просвещение, 1984. 256 с .
5 . Маркова А. К. , Орлов А. Б. , Фридман Л . М . Мотивация учения и ее воспитание у школьников . М . : Педагогика, 1983. 64 с .
6 . Шамова Т. И . , Перминова Л . М . Мотивация как важнейший фактор управления учебным интересом // Химия в школе .
1993. № 2 . С.65-67 .
7 . Рубинштейн С . Л . Основы общей психологии . СПб . : Питер, 2002 . 720 с .
8 . Гижицкий В . В . Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успеваемости
старшеклассников: дис .... канд . психол . наук. М . , 2016 . 273 с .
9 Гордеева Т О Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис .... д-ра психол . наук. М . , 2013. 444 с .
10 Ларионов О И Развитие мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста: дис . канд психол наук Саратов, 2004 245 с
II. Фетискин Н . П . Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп . М . : Изд-во Института психотерапии, 2002 490 с
12 . Ильин Е . П . Мотивация и мотивы . СПб . : Питер, 2003. 512 с .
13 Сидоренко Е В Методы математической обработки в психологии СПб : Речь, 2003 350 с
Клепач Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет (ул. Ленина, 86, Воронеж, Россия, 394043). E-mail: [email protected]
Рубцова Татьяна Викторовна, магистрант, Воронежский государственный педагогический университет (ул. Ленина, 86, Воронеж, Россия, 394043). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.01.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-63-72
FEATURES OF MOTIVATION OF TEENAGERS' EDUCATIONAL ACTIVITY
Yu. V Klepach, T. V Rubtsova
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation
The relevance of the topic is associated with the need to adapt to new educational standards, which define the necessary competencies of teachers - psychologists. One of the most important is the use in the educational process of modern methods of psychological and pedagogical interaction, which are focused on the development and formation of interest in the educational activities of students.
Despite the large number of scientific papers on the motivation of educational activities, teachers are still faced with the fact that students have not formed the need for knowledge, there is no interest in learning. This problem is especially acute in teenage students.
The aim of the study was to study the features of motivation of educational activities in adolescence.
The hypothesis of the study was as follows: there are features of motivation of educational activity of adolescents, namely:
1) the leading motives of educational activity are: cognitive motives, achievement motives, external motives.
2) the level of educational motivation of adolescent girls is higher than the level of educational motivation of boys of the same age; for girls, emotional motives and motives of achievement are more important, and for boys, external motives.
In the framework of the study analyzed the structure of educational motivation of adolescents, their attitude to teaching and academic subjects, arguments in favor of the choice of favorite and unloved subjects, as well as external and individual difficulties faced by adolescents in educational activities and the specificity of personal orientation in overcoming these difficulties. The results of the analysis both in the whole sample (eighth grade students) and in the sexual aspect (boys and girls) and their interpretation are presented.
The results of the empirical study are of practical importance and can form the basis for the development of a program of psychological and pedagogical support for the development of motivation of educational activities and the formation of professional orientation of adolescents.
Keywords: motivation, educational activity, motives of educational activity, teenagers.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 "Psik-hologo-pedagogicheskoye obrazovaniye" [Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.02 "Psychological and pedagogical education"] (in Russian) . URL: http://fgosvo . ru/news/3/1642 (accessed 8 April 2019) .
2 . Markova A. K . , Matis T A. , Orlov A. B . Formirovaniye motivatsii ucheniya [The formation of learning motivation] . Moscow,
Prosveshcheniye Publ . , 1990 . 192 p . (in Russian) .
3 . Talyzina N . F. Formirovaniye poznavate'noy deyatel'nosti uchashchikhsya [Formation of cognitive activity of pupils] . Moscow,
Znaniye Publ . , 1983. 96 p . (in Russian) .
4 . Gamezo M . V. , Matyukhina M . V , Mikhal'chik T S . Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Age and educational psy-
chology] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1984. 256 p . (in Russian) .
5 . Markova A . K . , Orlov A. B . , Fridman L . M . Motivatsiya ucheniya i eye vospitaniye u shkol'nikov [Motivation of learning and its
education in schoolchildren] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1983. 64 p . (in Russian) .
6 . Shamova T I. , Perminova L . M . Motivatsiya kak vazhneyshiy faktor upravleniya uchebnym interesom [Motivation as the most
important factor of educational interest management] . Khimiya v shkole, 1993, no . 2, pp . 65-67 (in Russian) .
7 . Rubinshteyn S . L . Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General psychology] . Saint-Petersburg, Piter Publ . , 2002 .
720 p (in Russian)
8 . Gizhitskiy V V. Vnutrenniye i vneshniye motivy uchebnoy deyatel'nosti kak faktory akademicheskoy uspevaemosti starshe-
klassnikov. Dis. kand. psikhol. nauk [Internal and external motives of educational activity as factors of academic performance of high school students . Diss . cand . psychol . sci . ] . Moscow, 2016 . 273 p . (in Russian) .
9 . Gordeyeva T. O . Motivatsiya uchebnoy deyatel'nosti shkol'nikov i studentov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya. Dis.
dokt. psikhol. nauk [Motivation of educational activity of pupils and students: structure, mechanisms, conditions of development. Diss . doct. psychol . sci . ] . Moscow, 2013. 444 p . (in Russian) .
10 . Larionov O . I . Razvitiye motivatsii uchebnoy deyatel'nosti shkol'nikov podrostkovogo vozrasta. Dis. kand. psikhol. nauk [Devel-
opment of motivation of educational activity of schoolchildren of teenage age . Diss . cand . psychol . sci . ] . Saratov, 2004. 245 p . (in Russian)
11. Fetiskin N . P. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Social and psychological diagnostics of personality development and small groups] . Moscow, Izdatel'stvo Institute of Psychiatry Publ . , 2002 . 490 p . (in Russian) .
12 . Il'in E . P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives] . Saint-Petersburg, Piter Publ . , 2003. 512 p . (in Russian) .
13 . Sidorenko E . V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in psychology] . Saint-
Petersburg, Rech' Publ , 2003 350 p (in Russian)
Klepach Yu. V., Voronezh State Pedagogical University (ul. Lenina, 86, Voronezh, Russian Federation, 394043). E-mail: [email protected]
Rubtsova T. V., Voronezh State Pedagogical University (ul. Lenina, 86, Voronezh, Russian Federation, 394043). E-mail: [email protected]