Научная статья на тему 'Оценка уровня мотивации и мотивационной доминанты школьников'

Оценка уровня мотивации и мотивационной доминанты школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1148
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATION / MOTIVATIONAL DOMINANT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / BASICS OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Говорухина Алена Анатольевна, Мальков Олег Алексеевич, Новоселова А.А.

Занятия внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности повышают уровень учебной мотивации школьников, усиливают заинтересованность предметом, кроме того мотивационной доминантой учащихся становится ориентация на приобретение знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Говорухина Алена Анатольевна, Мальков Олег Алексеевич, Новоселова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION LEVEL OF MOTIVATION AND MOTIVATION DOMINANTS OF SCHOOLCHILREN

Classes extracurricular activities on the basics of health and safety increase the level of schoolchild's learning motivation, enhance the interest of the subject, besides the motivation of students is becoming a dominant focus on knowledge acquisition.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня мотивации и мотивационной доминанты школьников»

YAK 37.013.32 ББК 74.200.58

A.A. ГОВОРУХИНА, O.A. МААЬКОВ, A.A. НОВОСЕАОВА

OUEHKA УРОВНЯ МОТИВАУИИ И МОТИВАУИОННОЙ ДОМИНАНТЫ ШКОЛЬНИКОВ

A.A. GOVORU KHINA, O.A. MALKOV, A.A. NOVOSELOVA

EVALUATION LEVEL OF MOTIVATION AND MOTIVATION DOMINANTS OF SCHOOLCHILREN

Занятия внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности повышают уровень учебной мотивации школьников, усиливают заинтересованность предметом, кроме того мотивационной доминантой учащихся становится ориентация на приобретение знаний.

Classes extracurricular activities on the basics of health and safety increase the level of schoolchild's learning motivation, enhance the interest of the subject, besides the motivation of students is becoming a dominant focus on knowledge acquisition.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная доминанта, внеурочная деятельность, основы безопасности жизнедеятельности.

Key words: motivation, motivational dominant, extracurricular activities, the basics of life safety.

Одним из важнейших условий улучшения качества образовательного процесса является осознание учеником мотивации к учению, к освоению новых способов деятельности,к приобретению нового знания. В настоящий момент приоритетной задачей для современного образовательного процесса является формирование активной, целеустремленной, высоко мотивированной и грамотной личности. Выпускники школ должны не только обладать достаточным запасом знаний, умений и навыков, но и быть способными к самообразованию, дальнейшему развитию и росту. Недооценивание роли мотивационной составляющей образовательного процесса наравне с содержательной и операционной, а также индивидуальных особенностей учащихся приводит к неоправданным и безрезультатным затратам усилий со стороны педагога [2, 4]. Становление учебных мотивов зависит от множества факторов, педагогических условий и структуры учебной деятельности, в которую вовлечен школьник. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.

Одним из педагогических условий формирования учебной мотивации является организация внеурочной деятельности. Внеурочная работа в сочетании с учебной деятельностью открывает широкие возможности не только для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников, но и для мотивации учащихся к освоению новых знаний, достижению высоких результатов в обучении [1]. Внеурочная работа по основам безопасности жизнедеятельности способствует развитию у учащихся активной гражданской позиции, и вносит большой вклад в успешную социализацию школьников.

Цель настоящего исследования: изучить уровень мотивации к изучению предмета ОБЖи возможность ее повышения средствами внеурочной деятельности.

Организация и методы исследования

Работа выполнена на кафедре медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогиче-

ского университета. В исследование были включены школьники, занимающиеся вМОУ ДОД «ЦДОД»внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности 4 дня в неделю (экспериментальная группа), а также обучающиеся в МБОУ СОШ №5 «Многопрофильная» (контроль) г. Нефтеюганска. Всего нами было обследовано 36 человек, обучающихся в 10 классе.

С целью повышения уровня достоверности все методики проводились анонимно. При заполнении анкет указывались только пол и возраст респондентов.

Уровень мотивации оценивали с помощью методики«Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы», разработанной А.М. Прихожан [5].

Данная методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основана на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева, как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлено А.Д. Андреевой. Настоящий вариант дополнен шкалой переживания, успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.

Методика состоит из сорока суждений, которые составляют 4 шкалы (по 10 суждений): познавательная активность, мотивация достижения, тревожность и гнев. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов. Нормативные значения по каждой шкале представлены в таблице 1.

Таблица 1

Нормативные показатели для каждой шкалы, определяющие уровень мотивации [5]

Шкала Уровень Половозрастные группы, интервал значений

10-11 лет 12-14 лет 15-17 лет

дев. мал. дев. мал. дев. юн.

Познавательная активность Высокий 31-40 28-40 28-40 27-40 29-40 31-40

Средний 21-26 22-27 21-27 19-26 18-28 21-29

Низкий 10-25 10-21 10-20 10-18 10-17 10-20

Тревожность Высокий 27-40 24-40 25-40 26-40 25-40 23-40

Средний 20-26 17-23 19-24 19-25 17-24 16-22

Низкий 10-19 10-16 10-18 10-18 10-16 10-15

Гнев Высокий 21-40 20-40 19-40 23-40 21-40 18-40

Средний 14-20 13-19 14-19 15-22 14-20 12-18

Низкий 10-13 10-12 10-13 10-14 10-13 10-11

Для определения уровня мотивации учения подсчитывается суммарный балл опросника. Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения [5]:

I уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень - резко отрицательное отношение к учению.

Для определения направленности мотивации учения старших школьников мы использовали методику Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой «Направленность на оценку», «Направленность на приобретение знаний» [3].

Анкета состоит из двух разделов: «Направленность на приобретение знаний», «Направленность на оценку», в каждом из которых представлено 12 утверждений.

В первом разделе дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву («а» или «б»), соответствующую выбранному ответу. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний. Направленность на приобретение знаний представляет собой стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности.

При обработке результатов второго раздела начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» - по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов. Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку. Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.

С целью выявления отношения учащихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» нами была выбрана методика «Изучение отношения к учебным предметам» (Г.Н. Казанцевой) [6].

Первый раздел анкеты составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй - причин предпочтительного отношения к ним. Учащимся было необходимо назвать из всех изучаемых в школе предметов самые любимые и нелюбимые, а затем выбрать причину таково отношения к предмету. На основе анализа ответов по двум разделам делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

С целью выявления уровня знаний учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» был проведен текущий контроль, который состоял из тестирования и ситуационных задач. Вопросы и задания текущего контроля, были подобраны с учетом возрастных особенностей школьников и соответствовали пройденным темам, согласно календарно-тематическому планированию предмета ОБЖ в 10 классе.

Для определения успеваемости школьников по Основам безопасности жизнедеятельности анализировали оценки за 1-3 четверти и определяли среднюю оценку.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное нами исследование позволило определить особенности мотивационной сферы учащихся 10-х классов, а именно уровень и характер учебной мотивации, мотивационную доминанту учебной деятельности, характер учебных предпочтений школьников (отнесение предмета ОБЖ к числу предпочитаемых либо непредпочитаемых учебных дисциплин), и причин отнесения предмета ОБЖ к тому или иному разряду.

Опросник, выявляющий уровень учебной мотивации, состоял из четырех шкал. Степень выраженности каждой шкалы вносила свой вклад в формировании общей мотивации учения. Показатели шкал, составляющих общий уровень учебной мотивации, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели шкал, составляющих общий уровень учебной мотивации учащихся, M±m

Показатель Девушки Юноши

Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа

Познавательная активность 31±0,91 26±0,37*** 33,38±1,71 29,33±0,76*

Мотивация достижения 35±4,11 29,09±1,48* 30,63±1,28 28,11±2,01

Тревожность 19,5±2,5 20,45±0,99 15,13±1,53 20±1,77

Гнев 14,38±1,84 16±1,26 12,63±0,92 17,44±2,23

Примечания: различия между экспериментальной группой и группой контроля статистически достоверны * - р<0,05; ** - р<0,005; *** - р<0,001.

Установлено, что обе группы обследуемых лиц, имели высокие значения по шкале «Познавательная активность» и «Мотивация достижения». Следует отметить, что значения отмеченных параметров в экспериментальной группе превышали аналогичные в группе контроля. Это свидетельствует о том, что учащиеся, занимающиеся внеурочной деятельностью по ОБЖ, характеризуются позитивным эмоциональным отношением к учению, и нацелены на получение высокого уровня знаний.

Полученные результаты по шкале «Познавательная активность» сопоставили с нормативными значениями, с учетом гендерных и возрастных особенностей, которые были ранее представлены в таблице 1.

Частота встречаемости различных уровней познавательной активности учащихся представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Частота встречаемости различных уровней познавательной активности учащихся (Д ЭГ - девушки экспериментальная группа; Д КГ - девушки контрольная группа; Ю ЭГ - юноши экспериментальная группа; КГ - юноши контрольная группа)

Распределение учащихся по уровню познавательной активности показало, что, как у девушек, так и у юношей, экспериментальной группы, наибольшее число лиц характеризовались высоким уровнем познавательной активности, в свою очередь, у школьников контрольной группы, преобладал средний

уровень познавательной активности. Низкий уровень по данной шкале выявлен у 11,2% обследуемых юношей и у 2% девушек контрольной группы.

С целью выявления отношения учащихся к процессу обучения мы определили уровень учебной мотивации школьников (рис. 2, 3).

Экспериментальная группа Контрольная группа

,- 1=0,64-0 р=0:522 -

— ^-0,518 р=01604--1

уровень

I--- 2^-0,271 р=0;78б —

■ 4-Й уровень

Рис. 2. Частота встречаемости различных уровней мотивации девушек,%

Обнаружено, что среди девушек обеих групп, наиболее часто встречались лица,имеющие 3-й (средний) уровень мотивации.

Экспериментальная группа

^ П КО--п 0-7Л

Контрольная группа

Я 4-й р=0:875

уровень

Рис. 3. Частота встречаемости различных уровней мотивации юношей, %

Однако частота встречаемости девушек с 1-м уровнем учебной мотивации была выше в экспериментальной группе. У учащихся с таким уровнем мотивации обнаруживается продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему.

В отличие от девушек, у юношей экспериментальной группы в чаще наблюдались лица, имеющие 1-й и 2-й уровни мотивации. При 2-м уровне наблюдается продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.

Установлено, что юноши, не занимающиеся внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности, имели сниженную мотивацию, характеризовались переживанием «школьной скуки», у них имело место отрицательное эмоциональное отношение к учению.

Таким образом, установлено, что учащиеся, занимающиеся внеурочной деятельностью по ОБЖ в МОУ ДОД «ЦДОД» имели высокий уровень учебной мотивации с выраженным преобладанием познавательной сферы и мотивации достижения.

С целью определения мотивационной доминанты учения у школьников, мы проанализировали результаты анкеты на выявления направленности процесса обучения учащимися 10-х классов (рис. 4, 5).

Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. 4. Распределение девушек по мотивационной доминанте изучения ОБЖ, %

Установлено, что все опрошенные девушки экспериментальной группы в процессе обучения ориентировались на приобретение знаний, в свою очередь, у 18,2% обследуемых представительниц контрольной группы наблюдалась ориентация на оценку.

Распределение юношей по направленности процесса обучения показало, 33,3% юношей контрольной группы характеризовались преобладанием направленности на получение высокой оценки, тогда как абсолютно все юноши экспериментальной группы были нацелены на получение высокого уровня знаний.

Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. 5. Распределение юношей по мотивационной доминанте изучения ОБЖ,%

Таким образом, установлено, что основной мотив учения школьников, занимающиеся внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности, был связан с получением знаний, тогда как в контрольной группе все же встречались лица, чьей доминирующей доминантой служила оценка по учебной дисциплине.

Для того, чтобы определить отношение учащихся 10-х классов к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» мы провели методику, направленную на выявление предпочитаемых и непредпочитаемых учебных предметов, а также причин, по которым школьники их распределяли в то или иную группу. Результаты представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Распределение учащихся по отношению к предмету ОБЖ,% (Д ЭГ - девушки экспериментальная группа; Д КГ - девушки контрольная группа; Ю ЭГ - юноши экспериментальная группа; КГ - юноши контрольная группа; ОБЖ «+» - ОБЖ в числе предпочитаемых предметов; ОБЖ «-» - ОБЖ в числе непредпочитаемых предметов)

Установлено, что 75% девушек и 62,5% юношей контрольной группы относят предмет ОБЖ к числу «любимых предметов». Наиболее встречающимися причинами включения предмета ОБЖ в список «любимых» были: предмет интересен, получаю удовольствие при изучении, нравится, как преподает учитель, предмет заставляет думать, помогает развивать будущую культуру, предмет занимательный, предмет нужно знать всем, предмет необходим для будущей профессии, интересны отдельные факты.

Необходимо отметить, что 9,1% девушек и 11,2% юношей определили предмет ОБЖ в группу «нелюбимых» дисциплин, что свидетельствует о низкой заинтересованности учащихся, не занимающихся внеурочной деятельностью, в освоении курса ОБЖ.

Чаще всего школьники аргументировали свой выбор следующими причинами: данный предмет не интересен, предмет не нужно знать всем, не получаю удовольствие при его изучении, не нравится как преподает учитель.

Таким образом, установлено, что занятия внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности способствуют большей заинтересованности школьников к изучению предмета ОБЖ, а также содействуют осознанию учащимися его роли, значимости и необходимости изучения.

Для того, чтобы определить влияние занятий внеурочной деятельностью на качественный показатель усвоения учебного материала по курсу ОБЖ, мы оценили уровень знаний и успеваемость учащихся 10 классов (рис. 7).

Рис. 7. Успеваемости учащихся 10-х классов по основам безопасности жизнедеятельности (Д ЭГ - девушки экспериментальная группа; Д КГ - девушки контрольная группа; Ю ЭГ - юноши экспериментальная группа; КГ - юноши контрольная группа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что в экспериментальной группе, учащиеся по ОБЖ чаще всего успевали на оценки «отлично» (87,5% девушек и 75% юношей) и «хорошо» (12,5% и 25% соответственно). В свою очередь, в контрольной группе школьников встречались лица имеющие среднюю оценку по ОБЖ «удовлетворительно» (27,3% девушки и 22,3% юноши).

Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности мы провели контрольный срез, состоящий из ситуационных задач и тестирования. Максимальной оценкой являлось 100%, которую школьники получали в случае правильного ответа на обе части контрольного среза. Анализируя результаты, мы распределили учащихся по уровню знаний по ОБЖ (рис. 8).

Рис. 8. Распределение учащихся по уровню знаний по ОБЖ, % (Д ЭГ - девушки экспериментальная группа; Д КГ - девушки контрольная группа; Ю ЭГ - юноши экспериментальная группа; КГ - юноши контрольная группа; ОБЖ «+» - ОБЖ в числе предпочитаемых предметов; ОБЖ «-» - ОБЖ в числе непредпочитаемых предметов)

Результаты показали, что уровень знаний школьников, занимающихся внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности, превышал 70%, тогда как уровень знаний учащихся контрольной группы, находился ниже 50%, что свидетельствует о низком уровне знаний по курсу ОБЖ.

Таким образом, установлено, что занятия внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности повышают уровень учебной мотивации школьников, усиливают заинтересованность предметом, кроме того мотивационной доминантой учащихся становится ориентация на приобретение знаний. Уровень знаний и успеваемость учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью по основам безопасности жизнедеятельности, были выше, чем у школьников контрольной группы.

Литература

1. Батяева, Т.А. Средства обучения ОБЖ - фундамент качественного образования [Текст] / Т.А. Батяева // Основы безопасности жизни. - 2011. - № 4. -С. 13-14.

2. Грачева, М.М. Индивидуализация формирования учеб ной мотивации школьников [Текст] / М.М. Грачева, А.К. Осин // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7. - С. 114-116.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. -512 с.

4. Мартемьянова, А.А. Мотивация: взгляд вчера и сегодня [Текст] / А.А. Мар-темьянова, А.К. Осин // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7. - С. 124-126.

5. Прихожан, A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога [Текст] / А.М. Прихожан // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. - М., 1988. - С. 110-118.

6. Психодиагностические методики. Диагностика детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psyoffice.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.