3 (96) - 2009
Поиск. Опыт. Решения
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ
а. А. лЫсочЕнко,
кандидат экономических наук, старший преподаватель Южный федеральный университет
Продовольственная безопасность — сложная и многоаспектная проблема, которая носит международный, национальный характер, затрагивая каждого человека, каждую социальную группу населения. Продовольственная безопасность является комплексным понятием, включающим, как минимум, три аспекта: количественный (степень реализации текущей потребности в продуктах сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности), качественный (удовлетворение потребности в качественных и безопасных для здоровья продуктах питания), социально-экономический (рост доходов населения, обеспечивающий доступ всех групп населения к продовольствию на уровне воспроизводственного жизнеобеспечения).
Проблема продовольственной безопасности должна рассматриваться не только в узком смысле, как проблема агропромышленного сектора, но и в широком смысле, как макроэкономическая проблема, связанная с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицей, финансовым кризисом и т.д. Продовольственная зависимость той или иной страны возникает прежде всего в результате низкой эффективности ее национального агропромышленного комплекса, но может наступить и при монокультурном экспорте, падении темпов экономического роста, обострении проблемы внешнего долга, при нестабильности курса национальной валюты, кризиса банковской системы.
Существуют особенности проявления проблемы продовольственной безопасности в эко-
номической системе рынка. Продовольственное потребление в отличие от других товаров, имеет точку насыщения. Человек может поглощать только определенное, в пределах, прежде всего, физиологических границ, количество продовольствия. Полное потребление продовольствия в пределах страны также имеет верхний предел, куда включается некоторое количество продовольствия, которое потрачено впустую или испорчено прежде, чем оно могло бы быть использовано.
Полная потребность продовольствия в национальном, региональном масштабе следует из простого уравнения:
Req = Pop х PFR х Diet х Щ где Req — полная потребность в продовольствии; Pop — население;
PFR — средняя на душу населения физиологическая норма потребления; Diet — диетический фактор; Eff — эффективность продовольственной системы: пищевые калории, произведенные для потребления, разделенные на фактически использованные калории. Количество продовольствия, потребляемого людьми, в значительной степени определяется экономическими факторами. Потребление продовольствия ограничено доходами населения. С повышением доходов люди имеют тенденцию потреблять большее количество продовольствия, изменяется состав продуктов, потребляемых в дневном рационе. Однако с ростом реального дохода населения потребление вторичных благ воз-
растает быстрее, чем благ первой необходимости. Основным показателем благосостояния страны является индекс Энгеля:
Э = (П/ПР) х 100, где П — денежные затраты на питание,
ПР — общая сумма потребительских расходов.
Чем ниже индекс Энгеля, т. е. чем ниже доля национального дохода, израсходованного на продукты питания, тем выше уровень жизни в стране.
Специфической чертой спроса на сельскохозяйственную продукцию является его неэластичность по цене и по доходу, т. е. потребители приобретают основные виды продовольствия независимо от роста или снижения цен на них практически в неизменных объемах. Посчитано, что в среднем коэффициент эластичности сельскохозяйственной продукции составляет 0,20-0,25.
Коэффициент эластичности по доходу сильно различается для различных продуктов питания. По фруктовым сокам, свежим овощам, йогурту — приближается к единице. По некоторым высокоэнергетическим продуктам, таким как хлеб, картофель, сахар, молоко — эластичность приближается к нулю.
Все эти специфические особенности потребления продуктов питания должны учитываться при разработке механизмов обеспечения продовольственной безопасности.
Исходя из того, что основой обеспечения продовольственной безопасности является внутреннее производство, можно представить объем сельскохозяйственной продукции (V) как функцию от затрат ряда факторов (земли — Z, капитала — K (инвестирование в основные производственные фонды), труда — L, научно-технического прогресса — Е, предпринимательской деятельности — А): V = F (Z, К, L, Е, А).
При этом учитываются как общие черты, так и особенности сельского хозяйства, в котором главным средством производства является земля, и экономический процесс воспроизводства сочетается с естественным ростом растений и животных, то есть имеет биологический характер. Учитываются также такие особенности сельского хозяйства, как сезонность производства, высокая зависимость от природно-климатических условий, использование для индивидуального воспроизводства в хозяйствах большей части продукта (кормов, семян и др.), чем в промышленности, развитие мобильных производственных процессов и связанная с этим
большая доля транспортных и энергетических средств в составе основных фондов, необходимость более высокой энерговооруженности труда в интенсивном сельском хозяйстве, переведенном на индустриальную основу, по сравнению с промышленностью.
Проблема продовольственной безопасности на рынке тесно связана с технологиями производства продовольствия, наличием информации о безопасности продукта. С точки зрения экономической теории благосостояния проблема безопасности и качества продуктов питания относится к зонам «провалов» продовольственного рынка, а, следовательно, их обеспечение — к числу общественных благ, поставляемых государством. Из-за асимметричности информации продукты питания с повышенным риском для здоровья вытесняют безопасное продовольствие.
Проблема безопасности и качества продовольствия относится к числу специфических черт функционирования аграрного рынка, обусловливающих его равновесие в парето-неэффективном состоянии. Это, в свою очередь, является экономической основой необходимости государственной политики вмешательства в аграрную сферу и возможности перераспределения финансовых ресурсов общества на ее развитие.
Оценка состояния продовольственной безопасности исходит из объективных критериев и методов ее количественного измерения на международном, внутриэкономическом (на уровне страны) уровнях, а также на уровне региона, социальной группы населения.
Существуют различные системы базовых критериев продовольственной безопасности. Так, на международном уровне ее оценка производится по двум критериям:
1) объемы переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов;
2) уровень мирового производства зерна в среднем на душу населения.
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации представлены три группы критериев, по которым должна проводиться оценка продовольственной безопасности на уровне страны. Это критерии в сфере потребления, производства и управления.
Система показателей для оценки обеспечения продовольственной безопасности включает: • уровень производства сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на душу
населения;
• уровень потребления основных видов продовольствия на душу населения;
• потребление продуктов питания по отдельным группам населения;
• фактическое и нормативное содержание питательных веществ в пищевом рационе населения;
• норма потребления питательных веществ на уровне прожиточного минимума; содержание в продуктах питания вредных для здоровья веществ;
• удельный вес импорта основных продуктов питания в товарных ресурсах;
• удельный вес экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объеме их производства;
• удельный вес забракованного импортного и отечественного продовольствия;
• размеры государственного резерва в части продовольствия для оказания государственной поддержки отраслям АПК, организациям, субъектам Российской Федерации в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
• удельный вес импортной сельскохозяйственной техники, оборудования, средств защиты растений на отечественном рынке;
• индикативные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции.
В современных условиях продовольственная безопасность приобретает глобальный характер, так как она пересекает границы отдельных государств и распространяется по всей планете. В мире около 35 международных учреждений осуществляют деятельность в различных областях, связанных с продовольственной безопасностью. Основная роль принадлежит международной организации по вопросам производства и торговли продовольствием — ФАО, объединяющая в настоящее время 190 государств мира.
Роль ФАО заключается в ряде факторов, в частности: в содействии в разработке и реализации национальных программ; наблюдении за выполнением сопутствующих политических обязательств; определении степени синергии между странами-донорами и другими странами-партнерами; привлечении технических экспертов ФАО и использовании их опыта.
В развитых государствах применяются два основных подхода к обеспечению продовольственной безопасности: первый — приоритет поддержки национального сельскохозяйственного товаропроиз-
водителя (страны ЕС); второй — равная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (США). Уровень поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в пересчете на 1 рубль произведенной продукции в странах ЕС составляет 32 коп, в США — 16, в России — 6 коп. Это способствует в странах ЕС и США смягчению влияния ценового скачка на мировом продовольственном рынке на величину инфляции.
Агарная политика на Западе строится на десятилетиями отработанных теоретических принципах, на большом опыте функционирования развитого, социально ориентированного рыночного хозяйства. Эти сложившиеся принципы защищают от всякого экспериментаторства и позволяют проводить стабильную аграрную политику.
В России, как в большинстве стран мира, продовольственная безопасность остается важным направлением в государственной политике, законотворческой деятельности, научных исследованиях. В сфере продовольственной безопасности соединяются ключевые проблемы проведения агропромышленной и социально-экономической политики, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, изменения его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения, платежеспособности населения, потребления качественных полноценных и безвредных для человека продуктов питания.
Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с преодолением макроэкономических, природно-климатических, социально-политических и международных торгово-политических рисков, которые могут ее значительно ослабить. Ее обеспечение связано с предотвращением внешних и внутренних угроз, которые, в конечном счете, ведут к уменьшению количества и ухудшению качества продовольствия. Поэтому задача государства состоит в создании таких условий, которые бы гарантировали равный доступ населения к продовольствию, его безопасность и высокое качество, продовольственную независимость страны, смягчение или ликвидацию разного рода рисков.
При этом для обеспечения экономической и физической доступности продовольствия всем группам населения нужен не только общий экономический рост и повышение доходов населения, переход агропромышленного комплекса на инновационный путь развития, но и адресная помощь гражданам, находящимся в зоне наибольшего
риска экономической недоступности основных продуктов питания.
Продовольственная безопасность страны может быть обеспечена за счет последовательного осуществления комплекса взаимосвязанных и скоординированных организационно-экономических, законодательных, административных и социальных мер на федеральном и региональных уровнях путем сочетания системы государственных мер с использованием внутренних резервов отраслей, предприятий и хозяйств агропромышленного комплекса на основе их адаптации к быстроменяющимся экономическим условиях хозяйствования, существенного повышения качества жизни и улучшения среды обитания сельских жителей.
Современная социально-экономическая и экологическая ситуация в экономике России позволяет оценить проблему продовольственной безопасности и определить угрозы в более оптимистичном аспекте, хотя нельзя не отметить ряд отрицательных моментов. К положительным тенденциям можно отнести динамику роста производства продукции сельского хозяйства, увеличение потребления основных продуктов питания на душу населения, наращивания мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и ряд других позитивных изменений. К негативным тенденциям относятся сохраняющийся диспаритет цен, непрерывный рост цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, мировой финансовый кризис, прирост уровня инфляции за счет розничных цен на продовольственные товары, высокий импорт продовольствия мясо-молочной продукции, ухудшающее состояние природно-экологического потенциала сельского хозяйства, а также повышение фактора риска потребления некачественных и опасных для здоровья человека продуктов питания.
Современная нормативно-правовая управленческая основа агропромышленного комплекса России позволяет говорить о создании дальнейших условий развития сельского хозяйства и возможности решения проблемы продовольственной безопасности. Однако сегодня отсутствует комплексная система управления продовольственной безопасностью на федеральном и региональном уровнях. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации — это основа для разработки правовых и нормативных документов, концепций и программ, в соответствии с которыми консолидируются усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
Вопрос о необходимости разработки и принятия базового Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» остается актуальным, так как необходима нормативно-правовая основа закрепления механизмов достижения продовольственной безопасности.
Сложность задачи — обеспечение продовольственной безопасности России — во многом определяется неравномерностью социально-экономического развитие ее регионов. Локализация ресурсообеспечения, производства и сбыта агро-продовольственной продукции на региональном уровне превращает продовольственную безопасность в сложную систему.
Продовольственная безопасность региона заключается в способности системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли продуктами питания обеспечить ими стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий в размерах потребления, отвечающих научно-обоснованным медицинским нормам. Продовольственная безопасность регионов базируется на рациональном территориальном разделении труда в сфере агропромышленного производства, рациональном сочетании в потреблении местной и привозной продукции, отсутствии каких-либо барьеров при межрегиональной торговле продовольствием.
Ведущая роль при решении проблемы продовольственной безопасности должна отводиться региональному менеджменту, организационно-экономический механизм которого должен включать следующие аспекты:
• самообеспеченность региона (наличие продовольствия в количестве и ассортименте, соответствующих численности населения и медицинским нормам потребления; создание страховых запасов продовольствия);
• гарантия качества продуктов питания и степень соответствия содержания в продуктах питания вредных для здоровья населения веществ предельно допустимому их значению;
• экономическая доступность продовольствия. Механизм обеспечения продовольственной
безопасности на уровне региона должен включать мероприятия, зависящие от потенциальных возможностей самого региона по производству, переработке сельскохозяйственной продукции, его близости к территориям, производящим недостаю-
щую продукцию для полного обеспечения данной местности в необходимом наборе продуктов.
Региональные мероприятия по развитию и повышению эффективности агропромышленного производства должны включать:
1) соблюдение зонально-отраслевых систем земледелия, сохранение и восстановление плодородия почв;
2) поддержку элитного семеноводства;
3) стимулирование роста производства высокоэнергетических культур;
4) поддержку садоводства и виноградарства;
5) внедрение энергосберегающих технологий;
6) укрепление материально-технической базы;
7) поддержку племенного животноводства;
8) снижение рисков в сельском хозяйстве;
9) повышение доступности краткосрочных и долгосрочных кредитов для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций (мероприятия по решению трудностей с получением кредитов организациями и предприятиями АПК в связи с финансовым кризисом: дефицит кредитных ресурсов и существенное их удорожание);
10) повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
11) комплекс мер по развитию кооперации и интеграции с сельскохозяйственными, перерабатывающими предприятиями АПК;
12) оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства.
Механизм обеспечения качества и безопасности продуктов питания на региональном уровне должен включать систему контроля безопасности пищи на всех стадиях ее производства и реализации; контроль за поступлением в почву веществ в процессе сельскохозяйственного производства.
Экономическая доступность продовольствия характеризуется возможностью приобретения различными группами населения продовольственных товаров на рынке при сложившемся уровне цен и доходов в размерах, заложенных в минимальной потребительской корзине. Кроме того, экономическая доступность продовольствия определяется возможностями сельского населения производить продукты для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве, а городского — на садово-огородных участках.
Механизм обеспечения экономической возможности доступа к продуктам питания на региональном уровне должен включать: мероприятия по повышению жизненного уровня населения (рост заработной платы, пенсий, пособий); формирование и развитие внутреннего рынка продовольствия (регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; развитие системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией); регулирование уровня закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие с учетом нормативной рентабельности их производства и стоимости продуктов питания минимальной потребительской корзины.
В заключение следует отметить, что активизация и повышение эффективности региональной аграрной и социальной политики являются необходимым условием обеспечения продовольственной безопасности как на уровне региона, так и на уровне страны. Становится актуальным принятие региональных нормативно-правовых актов, обеспечивающих продовольственную безопасность, а также проведение государственного мониторинга, прогнозирования и контроля за состоянием, перспективами достижения и поддержанием уровня продовольственной безопасности, который должен осуществляется органами исполнительной власти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. — М.: Изд-во «Экономика», 1992. Т. 2.
2. Степанова Н. Г. Продовольственная безопасность в процессе общественного воспроизводства. Диссертация кан. экон. наук. — М., 1998.
3. Ушачев И. Г. Обеспечение продовольственной безопасности России: проблемы и пути решения // Сборник материалов Междунар. конференции: «Проблемы обеспечения продовольственной безопасности: национальный и международные ас-пекты»/Международная промышленная академия, 28-29 октября 2008 г. - М. : Пищепромиздат, 2008.
4. Lysochenko A. A. Regional mechanism of food supply security // European journal of natural history, 2008. № 4.
5. Population, food, and nutrition //Journal: Population Bulletin. 1997. Feb.