Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / УВЕРЕННОСТЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панчишена Р.И., Веденеева Е.В.

В статье рассматриваются результаты теоретического анализа взаимосвязи стиля родительского воспитания и уверенности в себе. Представлены точки зрения зарубежных и отечественных ученых по проблеме формирования уверенности в себе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ»

УДК 159.9

Р.И. Панчишена, Е.В. Веденеева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

В статье рассматриваются результаты теоретического анализа взаимосвязи стиля родительского воспитания и уверенности в себе. Представлены точки зрения зарубежных и отечественных ученых по проблеме формирования уверенности в себе

Ключевые слова: стиль родительского воспитания, становление личности, уверенность, самооценка.

В жизни каждого человека родители играют большую роль. Они дают ребенку первые образцы социального поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими.

Специалисты различных школ и направлений указывают на большую значимость семейного воспитания в становлении личности человека. Так, представители психоадинамического направления большое значение придавали раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. Детство интересовало З.Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации, сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже взрослого человека. О важности ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения подчеркивалось в дальнейшем в работах К. Юнга, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, В.Шутца, М. Кляйн, Э.Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии. Гуманистическое направление принято рассматривать в русле концепций Р. Дрейкурса, Р. Кемпбелла, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла, Р. Мэя и др. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. Принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. Воспитание рассматривается не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребёнка, но и как деятельность родителей, влияющую на состояние общества в целом.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в

семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

- уверенность в своих силах и самодостаточность;

- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

- способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Б. Ф. Скинер считал, что неуверенность в себе - результат научения и индивидуальной истории подкреплений и наказаний. Скиннер боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказания как неэффективное средство контроля поведения. Из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциального действия и потеря самоуважения и уверенности - это только некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания. Вместе с тем, Скиннер рекомендовал, «позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения» [4, с. 229-230].

М. Селигман объяснял неуверенность следствием влияния окружения и выученной беспомощностью. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной среды - на, то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести

© Панчишена Р.И., Веденеева Е.В., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 4(55). T.III.

разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая "выученная беспомощность" [3, с. 207-226].

А. Бандура отмечал, что новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий "слепок" образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка [2, с. 174].

Согласно теории К. Роджерса, в развитии личности важным является отношение к нему значимых людей, в первую очередь, родителей. «В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно функцианирующая личность» и «неприспособленная личность». Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей) [2, с.39].

A. Лазарус обращал внимание на существование у многих неуверенных в себе клиентов поведенческого дефицита, проявляющегося в полном или частичном отсутствии навыков социального контакта, предъявления требований, открытого выражения желаний и чувств, умения сказать «нет». С его точки зрения, уверенность - это способность индивида предъявлять претензии и добиваться их удовлетворения. Для этого необходимо позволять себе иметь эти претензии, осмеливаться их предъявлять во взаимодействии с другими людьми и обладать для этого соответствующими навыками.

Рита и Роджер Ульрих предложили определение уверенности, отражающее три аспекта: когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, проявляющиеся во взаимодействии с социальным окружением. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки) [3, с. 207-226].

B.Г. Ромек дал свое определение. Уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение [3, с. 207-226].

По мнению П.А. Рудика, уверенность представляет собой совокупность общих волевых качеств: решительность, смелость, инициативность и настойчивость.

Е. П. Ильин в своих работах определил уверенность как интеллектуальное чувство. Уверенность или неуверенность человека - это интеллектуальный процесс вероятностного прогнозирования того или иного события, достижения или недостижения цели, это вера в себя или потеря этой веры. Он может и не вызывать в человеке никаких эмоциональных переживаний, если прогнозируется событие, к которому он равнодушен. В случае значимой ситуации сам по себе вероятностный прогноз не обязательно сопровождается эмоцией. Уверенность в выполнении хорошо освоенного и привычного для человека действия дает ему основание для спокойствия, или для безбоязненного поведения, т.е. отсутствия эмоционального реагирования, а неуверенность вызывает беспокойство, тревогу, т.е. приводит к эмоциональному реагированию. Таким образом, человек «чувствует» (ощущает, воспринимает) возникающее в результате прогноза эмоциональное состояние, а не сам прогноз, т.е. уверенность или неуверенность в успехе [1, с. 200].

Сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит

навыков социального поведения) и когнитивные компоненты. Уверенность, проявляясь в различных сферах (общении, деятельности и т. п.), рассматривается как интегративно-личностное свойство, качество, психическое состояние, переживание, чувство, способность к самовыражению, как высокая стабильная самооценка и как принятие себя.

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что уверенность в себе формируется в человеке с раннего детства, с тех пор, как он начинает воспринимать себя как личность. Нравственные и поведенческие установки, которые приобретает ребенок в этот период, запоминаются и сохраняются, и многие люди используют их и при достижении ими биологической и социальной зрелости.

Библиографический список:

1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учеб. пособие / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

2. Психология личности: словарь-справочник / под ред.П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. - К.: Рута, 2001. -

320 с.

3. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. проф. В. А. Лабунской. -М.: Гардарики, 1999. - 397 с.

4. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с анг. С. Меленевской и Д. Викторовой. - 2 изд. -СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.

ПАНЧИШЕНА РАСИМА ИРАЛОВНА - магистрант факультета психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, Россия.

ВЕДЕНЕЕВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.