Научная статья на тему 'Теоретический анализ проблемы влияния эмоциональной сферы на профессиональную деятельность личности'

Теоретический анализ проблемы влияния эмоциональной сферы на профессиональную деятельность личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3490
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ / ТЕОРИИ / ПОТРЕБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL ACTIVITY / EMOTIONAL SPHERE / EMOTIONS / FEELINGS / PSYCHICAL PROCESSES / EMOTIONAL RESPONSES / THEORIES / NEEDS / INDIVIDUAL / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова Мария Олеговна

Изучение эмоциональной сферы личности в настоящее время является одной из актуальных проблем психологической науки. Это обусловлено тем, что благодаря эмоциональным процессам устанавливается связь между восприятием хода событий и осуществляемой деятельностью, с одной стороны, и реагированием внутренних органических процессов на внешние события с другой. Эмоции играют важную роль в жизни человека и существенным образом влияют на его профессиональную деятельность. Необходимо отметить, что, несмотря на наличие множества научных трудов как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященных изучению эмоциональной сферы человека, до сих пор в психологии ощущается недостаток исследований, в которых предметом изучения являлась взаимосвязь эмоциональной сферы и профессиональной деятельности личности. Таким образом, можно констатировать отсутствие последовательного и тщательного подхода управления процессом формирования эмоциональной сферы будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF EMOTIONAL SPHERE’ S INFLUENCE ON THE INDIVIDUAL’ S PROFESSIONAL ACTIVITY

The study of the emotional sphere of an individual is currently one of the most topical issues within psychological science. This is based on the fact that emotional processes contribute to establishing the connection between the perception of the course of events and the actual activity on the one hand and the response of internal organic processes to external events on the other hand. Emotions play an important role in human life and have a significant influence on their professional activity. It should be noted that despite a great number of scientific works written by both foreign and Russian researchers, devoted to the the study of hu-man emotional sphere, there is still a visible lack of research in psychology on the subject matter of interconnection between the individual’ s emotional sphere and professional activity. Therefore, it can be stated that there is no consistent and thorough approach to managing the process of the formation of the emotional sphere of a future expert.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ проблемы влияния эмоциональной сферы на профессиональную деятельность личности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

THE THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF EMOTIONAL SPHERE'S INFLUENCE ON THE INDIVIDUAL'S PROFESSIONAL ACTIVITY

M.O. Акимова

M.O. Akimova

Профессиональная деятельность, эмоциональная сфера, эмоции, чувства, психические процессы, эмоциональные реакции, теории, потребности, личность, самоактуализация.

Изучение эмоциональной сферы личности в настоящее время является одной из актуальных проблем психологической науки. Это обусловлено тем, что благодаря эмоциональным процессам устанавливается связь между восприятием хода событий и осуществляемой деятельностью, с одной стороны, и реагированием внутренних органических процессов на внешние события - с другой. Эмоции играют важную роль в жизни человека и существенным образом влияют на его профессиональную деятельность. Необходимо отметить, что, несмотря на наличие множества научных трудов как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященных изучению эмоциональной сферы человека, до сих пор в психологии ощущается недостаток исследований, в которых предметом изучения являлась взаимосвязь эмоциональной сферы и профессиональной деятельности личности. Таким образом, можно констатировать отсутствие последовательного и тщательного подхода управления процессом формирования эмоциональной сферы будущего профессионала.

Professional activity\ emotional sphere, emotions, feelings, psychical processes, emotional responses, theories, needs, individual, self-actualization. The study of the emotional sphere of an individual is currently one of the most topical issues within psychological science. This is based on the fact that emotional processes contribute to establishing the connection between the perception of the course of events and the actual activity on the one hand and the response of internal organic processes to external events on the other hand. Emotions play an important role in human life and have a significant influence on their professional activity. It should be noted that despite a great number of scientific works written by both foreign and Russian researchers, devoted to the the study of human emotional sphere, there is still a visible lack of research in psychology on the subject matter of interconnection between the individual's emotional sphere and professional activity. Therefore, it can be stated that there is no consistent and thorough approach to managing the process of the formation of the emotional sphere of a future expert.

Известно, что любая деятельность человека, в том числе и профессиональная, сопровождается эмоциональными реакциями. В данном контексте Е.И. Рогов отмечал, что профессиональная деятельность является значимой для личности сферой интересов, так как в этой деятельности проявляются все возможности личности 'Фальковская, 2008, с. 119]. Кроме того, уровень значимости для человека профессиональной деятельности находит проявление именно в эмоциональных реакциях и переживаниях, которые свя-

заны с анализом личностью своих действии, поступков, поведения, мотивации и самой деятельности. Многочисленные авторы, исследовавшие роль эмоций в профессиональной сфере, отмечают эффективность положительно-эмоциональных переживаний в достижении успехов. Также учеными отмечается то, что эмоции и чувства являются побудителями познавательного интереса, что повышает умственную работу человека и положительно сказывается на его профессиональном, личностном росте, самоактуализации.

В разные периоды жизненного пути человек реализует свои способности в определенной профессиональной деятельности. Степень его успешности взаимосвязана с эмоциональной составляющей его личности. Эмоции дают возможность человеку не только оформить личностное отношение к осуществляемой деятельности, окружающей его действительности, но и сформировать отношение к самому себе. Здесь следует обратиться к идеям Я. Рейковского, который подчеркивал, что эмоциональный процесс возникает в качестве реакции человека на жизненно значимые воздействия и вызывает (в зависимости от своих особенностей и силы) различные изменения в протекании других психических процессов и в деятельности личности в целом. Именно поэтому особенности эмоциональной сферы человека обязательно находят проявление в его профессиональной деятельности. А для того чтобы понять, каким образом эмоциональная сфера субъекта связана с его профессиональной деятельностью, нам необходимо рассмотреть природу эмоций и проанализировать идеи ученых относительно данной проблемы.

Природа эмоций всегда привлекала внимание ученых разнообразием проявлений и оказанием влияния на социальные аспекты жизнедеятельности человека. Существуют различные точки зрения ученых на проявление эмоций в человеческой природе, оформленные в соответствующие теории. Так, И.Ф. Гербарт и В. Вундт развили интеллектуали-стическую теорию и утверждали, что органические проявления эмоций есть следствие психических явлений [Гурьев, 2014, с. 125]. Ч. Дарвин показал эмоции как ответ организма на внешнюю ситуацию [Шмырева, 2006, с. 129]. У. Джеймс и Г.Н. Лан-ге описывали эмоции как следствие определенных физиологических реакций организма [Чижова, 2014, с. 166]. У. Кеннон утверждал, что эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы, и в частности тала-муса [Федосина, 20116, с. 34]. Его последователь П. Бард, показал,чтоэмоциональныереакциивозни-кают при активизации гипоталамуса и центральных частей лимбической системы [Гурьев, 2014, с. 126]. В приведенных теориях эмоции рассматривают-

ся в трех аспектах: как следствие психических явлений, физиологических реакций организма, реакции центральной нервной системы.

В нашем исследовании при рассмотрении природы эмоций особое внимание уделяется психическим механизмам мышления, и с этой целью остановимся на когнитивных теориях эмоций. Так, например, в когнитивной концепции Р. Лазаруса центральное место занимает идея познавательной детерминации эмоций. Автор считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием проявления эмоций человека. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера и информационной теории эмоций П.В. Симонова особый акцент делается на взаимосвязи эмоций и профессиональной деятельности и их взаимовлиянии. По мнению Л. Фестингера, любая, в том числе и профессиональная, деятельность человека обусловлена совершением определенных действий и поступков, которые способствуют возникновению эмоций. С точки зрения последователей этой теории, совершаемые в ходе выполнения профессиональной деятельности поступки и действия будут вызывать у человека определенные эмоции, которые могут нести как положительные (при отсутствии препятствий на пути реализации плана действий), так и отрицательные (в случаях несовпадения ожидаемого и конечного результата) эмоции. Таким образом, возникающий диссонанс между ожидаемыми и реальными результатами профессиональной деятельности в качестве ответной реакции вызывает определенные эмоции, напрямую связанные с эффективностью когнитивной деятельности, перспективностью дальнейших планов и личностной активностью, направленной на их реализацию.

Исходя из теории П.В. Симонова, эмоции, возникающие при наличии потребности, являются отражением качественных и количественных характеристик актуализированных потребностей в соответствующих центрах мозга при выполнении профессиональной деятельности [Гурьев, 2014, с. 126]. В рамках нашего исследования мы рассматриваем влияние эмоциональной сферы на профессиональную деятельность, с одной стороны, и отражение качественных и количественных характери-

<

аз

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о

с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и

и

S

т

н

и

W PQ

стик при выполнении профессиональной деятельности - с другой. Действия и поступки, совершаемые в ходе выполнения профессиональной деятельности, ведут к возникновению эмоций, и наоборот, актуализированные потребности побуждают различные эмоции в профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности представляет собой довольно сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. Таким образом, мы полагаем, что связь познавательных процессов с эмоциями определяет успешность личности в профессиональной деятельности при определенных условиях, поскольку профессиональное мышление является важной стороной процесса профессионализации человека и предпосылкой его успешности.

Необходимо отметить, что личность обладает минимум двумя автономными системами психического отражения окружающей действительности, одной из которых является когнитивная сфера, позволяющая рационально познавать мир, а другая - эмоциональная, ориентирующая человека в мире посредством выборочного эмоционального отношения к объектам деятельности (в том числе и профессиональной), которая позволяет ему удовлетворять свои потребности. Отсюда следует, что эмоциональная сфера человека позволяет личности реализовывать целостное отношение к окружающей действительности и обеспечивает соответствие ее поведения потребностям.

Общие положения современной концепции эмоций высветлены в работах В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и других [Вы-ходцева, 2004, с. 115]. В исследованиях этих ученых рассматриваются основные свойства эмоций как специфических явлений психики человека, анализируются возрастные особенности эмоциональной сферы личности, индивидуальные и типичные проявления эмоций и другие. Также они пришли к выводу, что существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных психических процессов. На установление связи между познавательными процессами и эмоциями,

выполняющими оценивающую и побуждающую функции, акцентировал внимание В.К. Вилюнас, тем самым заявляя проблематику мотивации как причины различных форм поведения [Федосина, 2011а, с. 61]. Таким образом, мы можем говорить о признании отечественной психологией факта существования связи между эмоциональными и когнитивными процессами.

Что касается изучения природы эмоций и их проявления в различных сферах человеческой жизни, в том числе в профессиональной, то в современной психологии данная проблема рассматривалась довольно широко. В связи с этим возникло много теорий: когнитивно-физиологическая (С. Шехтер), теория дифференциальных эмоций (К. Изард), мотивационно-перцептивная (Р. Липер) и другие [Коврижкина, 2014, с. 240]. Следует отметить, что основания этих теорий в рассмотрении эмоций имеют отличительные особенности.

В контексте нашего исследования интересна идея С.Л. Рубинштейна, полагающего, что природа и функции эмоций определяются процессом деятельности человека, направленной на удовлетворение своих потребностей, и течением органических процессов, от которых зависит жизнь организма в целом. Придерживаясь точки зрения С.Л. Рубинштейна, мы определяем эмоции как отражение мозгом деятельности человека на основе направленности его личности на удовлетворение своих потребностей.

Согласно концепции С.Л. Рубинштейна, особенности эмоциональной сферы личности и ее эмоциональные состояния оказывают существенное влияние на все сферы жизни человека, особенно значимое влияние эмоциональная сфера оказывает на профессиональную деятельность человека. Действительно, в процессе выполнения человеком профессиональной деятельности у него в зависимости от успеха или неудачи возникают либо позитивные, либо негативные эмоциональные реакции, которые определяются соотношением между целью и результатом деятельности. Кроме того, эмоции выполняют особую роль в процессе формирования осознанной индивидом цели своей профессиональной деятельности, а эмоциональное отражение действительности

4.

ориентирует его в отношениях с окружающим миром. Именно эмоциональная сфера личности принимает активное участие в определении человеком целей своей деятельности и предполагаемых ее результатов.

Здесь следует также обратиться к исследованиям современных зарубежных ученых М. Зидне-ра, Дж. Мэттыоза и Р.Д. Робертса, которые отмечали наличие связи эмоциональной сферы человека (точнее, эмоционального интеллекта) с успешностью и продуктивностью профессиональной деятельности, объясняя это наличием ее влияния на способность личности соответствовать требованиям и успешно преодолевать давление окружающих. Авторами подчеркивается, что эмоционально умные люди более успешны в межличностных контактах с трудовым коллективом. Это в результате обеспечивает создание благоприятных условий для их профессиональной деятельности и повышает уровень удовлетворенности своей профессией, должностью и работой в целом.

Научная новизна заявленного исследования заключается в обобщении и систематизации трудов отечественных и зарубежных ученых в области эмоциональной сферы личности. На основе теоретического анализа структурировано понимание возникновения и влияния эмоциональных реакций применительно к профессиональной деятельности. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении научных знаний в области философии и психологии по проблеме развития чувств и эмоций, а также в поиске ответа на вопрос о роли эмоциональной сферы в профессиональной деятельности человека.

В рамках нашего исследования необходимо еще раз подчеркнуть, что профессиональная деятельность и эмоции личности являются взаимно детерминированными явлениями. Это обусловливается следующим: с одной стороны, профессиональная деятельность человека обеспечивает его субъективное благополучие, самооценку, материальную стабильность, социальный статус и является главным источником как позитивных, так и негативных эмоций, а с другой - эмоции представляют собой важные детерминанты поведения и профессиональных достижений личности, оказы-

вая влияние на продуктивность деятельности, благополучие человека, социально-психологический климат трудового коллектива и т.п. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера личности оказывает существенное влияние на когнитивные и мотивационные процессы профессиональной деятельности человека, что, в свою очередь, находит отражение в ее эффективности.

2.

3.

5.

Библиографический список

1. Выходцева В.Н. Динамика развития эмоциональной сферы ригидной личности в процессе групповой работы: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 186 с. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 41. С. 125-39.

Коврижкина Д.Г. Принципы обучения иностранных студентов выражению эмоций средствами русского языка // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 239-242 Фальковская, Л.П. Типологические особенности мотивационной сферы личности психологов образования: дис.... канд. психол. наук. Новосибирск, 2008.195 с. Федосина С.С. Концепт «эмоция» и его субконцепты в научных теориях эмоциональных явлений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011а. № 1 (5). С. 61-65.

Федосина С.С. Особенности значения понятия «эмоция» в научных теориях эмоциональных явлений // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей». СПб.: Изд-во НИИРР, 20116. № 1. С. 33-39.

Чижова К.И. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности // Вестник экономической интеграции. 2014. № 1. С. 166-170. Шмырева О.И. Развитие эмоциональной сферы личности как психолого-педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета им. Г.Р. Державина. Сер.: Гуманитарные науки. 2006. № 4 (44). С. 129-131,

6.

7.

8.

С

аз

Щ

УЗ

I

С

03

С

в

к

Щ

и

03

н

о

Рн

о ^ о о и к с Р

£

ы н К о

Рч

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

к

§

и

и

И V

К

ь

и

И

и

н

и

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.