УДК 316.6
Иманмухаметова Б.М. старший преподаватель кафедра математики, информатики и естествознания ГБОУВО «Ставропольский государственный
педагогический институт» филиал в г. Буденновске
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СИРОТ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
В статье рассматриваются теоретические аспекты социализации студентов - сирот в образовательной организации и основные социологические подходы к понятию "социализация ".
Ключевые слова: социализация, студенты-сироты, функционализм, концепция социализации личности, воспитательная работа
Imanmukhametova B.M., senior lecturer of mathematics, Informatics and natural Sciences
"The Stavropol state pedagogical Institute" in Budenovsk THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF ORPHANS IN CONTEMPORARY SOCIOLOGICAL
DISCOURSE
The article considers the theoretical aspects of socialization of orphans in the educational organization and the main sociological approaches to the concept of "socialization."
Key words: socialization, students-orphans, the functionalist concept of socialization, educational work
На протяжении многих лет феномен социализации активно изучают социологи разных стран. В рамках различных наук определения этого понятия отражает научную специфику исследований. В контексте анализа проблемы социализации в социологическом дискурсе отметим, что социология рассматривает этот процесс в макросистеме общества, в плане социального становления, существенно приуменьшая возможности социализации на микросистемном уровне. Она исследует их соотношение с социальной структурой общества, политической системой, общественными отношениями, причем акцент ставит на изучении общественных и государственных институтов социализации.
Термин «социализация» (от лат. socialis - общественный) означает «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психол. механизмов, соц. норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в
данном обществе». Термин «социализация» впервые встречается в философских и социологических работах в конце XIX века. В социологии этот термин был введен французским ученым Г. Тардом. В работе «Законы подражания» (1890) он применил это понятие для обозначения развития индивида.
Среди основных социологических подходов, в рамках которых исследовали этот феномен, можно выделить следующие.
Представители структурного функционализма (Г. Спенсер, Э Дюркгейм, А. Конт, К. Леви-Стросс, Г. Мертон, Т. Парсонс) изучали объективные индивидуальные особенности общества. Теоретические основы для исследования социализации были заложены английским философом Г. Спенсером в эволюционной теории общества. Концепция Г. Спенсера ближе по смыслу к функционализму, но она учитывает социальное приспособление к социальной реальности, что игнорируется в трудах Е. Дюркгейма.
Со временем получила распространение концепция социализации личности П. Бергера и Т. Лукмана, которая до сих пор является актуальной, полезной и цитируемой в научном понимании. По их мнению, ребенок только в последнюю очередь может выбирать себе значимых индивидов, особенно это показательно с родителями, ведь дети не выбирают их. П. Бергер и Т. Лукман рассматривают социализацию как социальное конструирование реальности, что является процессом, с помощью которого любая система знания становится социально признанной в качестве реальности. Эффективность социализации определяется тем, как индивид преодолевает уровень социального конструирования реальности.
В начале XX века произошло изменение трактовки понятия «социализация», согласно которому личность признавали активным участником процесса, возник так называемый «субъект-субъектный подход».
В то же время У. Томас и Ф. Знанецкий предложили тезис о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности человека. Согласно этому существует противоположный для рассмотренных ранее подход - феноменологический (Е. Гуссерль, Дж. Мид, А. Шюц, Е. Гоффман, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).
А вот Б. Скиннер, Дж. Уотсон (представители бихевиоризма и необихевиоризма) рассматривают социализацию как процесс социального научения. Личность находится в постоянном поиске необходимых для жизни знаний и правил поведения, без которых невозможно повышение социального статуса личности.
В то же время классики теории структурного функционализма Т. Парсонс и Р. Мертон считают, что социализация - это процесс своеобразной ролевой тренировки, в рамках которой формируются стереотипы и ритуалы поведения в
тех или иных ситуациях.
В рамках символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид) социализацию понимают как результат социального взаимодействия людей с окружающей средой, который предоставляет возможность индивиду усвоить совместный с обществом опыт освоения социальных действий.
Психологический подход (Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Колберг) рассматривает социализацию с точки зрения становления мышления личности, когнитивного развития.
К универсальным учениям о социализации можно отнести психологические концепции Э. Эриксона и Л. Колберга.
Э. Эриксон предложил ввести в обращение критерий психологического развития «Я», который связан с формированием основных ориентиров относительно себя и своего окружения. Социальное становление личности не завершается после достижения подросткового возраста, а продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Таким образом, Э. Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение ее жизни. Соответственно, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий - первые пять приходятся на детство, а остальные три соответствуют определенным периодам взрослой жизни. На каждой стадии возникает кризис, преодоление которого и является переходом из одной стадии к другой.
В молодом возрасте активнее происходит не только адаптация к условиям жизни, но и усвоение общественных норм и ценностей, что для этой категории людей является чрезвычайно важным. Установлено, что социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания и ценности, позволяющие ему функционировать, как равноправному члену общества. Нами выделены такие составляющие в структуре этого процесса, как: адаптация, которая рассматривается как активный процесс удовлетворения потребностей личностью, интериоризация, индивидуализация и самоидентификация.
Исследуя социальные последствия сиротства в России, можно прийти к выводу, что наличие в обществе такой категории лиц с сиротским прошлым является социальной проблемой. Преодолеть ее можно путем построения и использования моделей социального сопровождения в контексте инклюзивного обучения в образовательных учреждениях. Это способствует усвоению социальных норм и входит в структуру общего процесса социализации личности, который включает в себя: определение уровня социальной девиантности студентов-сирот как носителей социальной эксклюзии; изучение социальной среды, ведущих социальных норм среды; выявления уровня активности студентов-сирот в усвоении определенных социальных норм; разработку индивидуальных мероприятий, которые способствуют усвоению
социальных норм в обучении, общении, позитивном отношении к себе, к планам на будущее и тому подобное; включение сирот в эти виды деятельности на основе не только объект-субъектных, субъект-объектных, но и субъект-субъектных отношений; обеспечение гласности по вопросам усвоения и соблюдения сиротами социальных норм в случае их положительного усвоения. Однако, если вышеуказанные нормы не будут усвоены сиротой, произойдет обратный процесс с дезадаптивними признакам. Студенты-сироты составляют соответствующий процент молодежи, которая учится в ВУЗЕ и имеет специфические и отличные от других характерные черты, поэтому мы можем отделить их как социальную группу.
Использованные источники:
1. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Моск. филос. фонд, 1995. - 322 с.
2. Гордиенко Н.М. Социальные предпосылки усвоения личностью социальных норм. - Грани. - 2009. - №.5. - С. 100-105.
3. Эриксон Э. Юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М. : Просвещение, 1990. - 243 с.