Научная статья на тему 'Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных исследованиях'

Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4509
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА / DIGITAL DEPENDENCY (ADDICTION) / INTERNET ADDICTION / DIGITAL DEVICES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Е. Е.

В статье анализируется понятие цифровой зависимости в зарубежных психолого-педагогических источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the concept of digital dependence in foreign psychological and pedagogical sources.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных исследованиях»

УДК 159.9.07 : 616.89 - 008.44 : 004.946

Е. Е. Карпова

Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях

В статье анализируется понятие цифровой зависимости в зарубежных психолого-педагогических источниках.

The article analyzes the concept of digital dependence in foreign psychological and pedagogical sources.

Ключевые слова: цифровая зависимость, интернет-зависимость, цифровые устройства.

Key words: digital dependency (addiction), Internet addiction, digital devices.

Использование цифровых устройств в жизни любого современного человека обычное явление. Высокотехнологичная среда создает условия для возникновения различного рода технологических аддикций.

В России существует большое количество исследований, по изучению феномена интернет-аддикции (В.В. Фролов, А.Е. Войскунский, В.Н. Дру-зин, В.А. Лоскутова), но современные реалии сталкивают нас с цифровой зависимостью, феномен которой изучается в основном зарубежными исследователями (США, Китай, Южная Корея, Индия, Германия).

С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. Цель интернет-провайдеров и поставщиков серверов в ответ на запросы современного общества создать непрерывную интернет-среду, чтобы ни один процесс, регулируемый цифровыми устройствами, не останавливался. Это способствует усилению интернет-аддикции и делает нас зависимыми от умных (smart) цифровых устройств, формирующих наш быт, социальное общение, профессиональную деятельность. Технические инновации необходимы любому развитому современному обществу, но приходится быть осмотрительными и осторожными, чтобы технологии не разрушили нашу жизнь. На сегодняшний день уже есть результаты исследований (М. Шпитцер, Н. Кардарас, В. Данкли, Бун Джи Ван), подтверждающих физиологические и психические изменения, которым подвержены не только взрослые, но особенно дети и подростки.

В 90-е гг. Айванг Голбдерг и Кимберли Янг ввели соответственно понятие и классификацию интернет-зависимости. А 18 мая 2013 г. Американская психиатрическая ассоциация признала интернет-зависимость новым психиатрическим заболеванием [5]. Начиная с 2013 г. мировое научное сообщество стало использовать новое понятие «цифровая зависимость» (М. Шпитцер, Н. Кардарас, П. Уайброу, А.О. Гершман).

© Карпова Е. Е., 2017

По данным AAP (Американская ассоциация педиатров) на 2013 г. ребенок в возрасте 8-10 лет тратит около восьми часов на общение с цифровыми устройствами. Подростки проводят у экранов до 11 часов в день [1]. Получается, что теперь диагностировать конкретную зависимость - от компьютера, от онлайн-игры, от киберкоммуникации - научно нецелесообразно. Ребенок может три часа в день работать на личном школьном лэптопе, затем час в день взаимодействовать с интерактивной доской, потом час в день играть в планшет, затем два часа смотреть телевизор, позже полтора часа слушать музыку в смартфоне и листать ленту в социальной сети. Весь день он взаимодействовал с разными цифровыми устройствами, и у него нельзя найти признаки зависимости от одного устройства или от Интернета. Но в результате такого цифрового «общения» может появиться цифровая зависимость.

От понимания разницы понятий цифровой зависимости и интернет-зависимости зависит дальнейшая профилактика. Отключение Интернета -ключевая концепция профилактики интернет-зависимости и лишь мера в профилактике цифровой зависимости.

Как и интернет-зависимость, цифровая зависимость связывается с нейрофизиологией, т. е. с функционированием головного мозга. Основываясь на результатах нейрофизиологических исследований или проводя свои собственные, врачи увязывают цифровую зависимости с ухудшением здоровья. Психологи устанавливают связи между чрезмерным использованием цифровых устройств и изменением личностных характеристик. В педагогике исследуется влияние цифровых устройств на академическую успеваемость.

Клинический психолог из Израиля Данни Шандор считает симптомом цифровой зависимости создание параллельной реальности с помощью цифровых устройств и, как следствие, ослабление связи с окружающими [11].

Доктор Николай Кардарас ( исполнительный директор реабилитационного центра Нью-Йорка) занимает радикальную позицию, заявляя, что цифровые устройства не только не помогают детям в учебе, но и мешают. По результатам клинических исследований светящиеся экраны цифровых устройств приводят к СДВГ, тревоге, депрессии, агрессии, психозу.

В своей книге «Glow Kids» (2016) Н. Кардарас опирается на недавние исследования мозга, которые показали, что чрезмерное воздействие экрана гаджета стимулирует мозг подобно кокаину [2].

Эту позицию поддерживает доктор Калифорнийского университета Питер Уайброу (Dr. Peter Whybrow). Он обращает внимание на то, что использование технологий может быть весьма выгодно, но опасность заключается в зависимости, которую он называет «электронным кокаином» [7].

Доктор Эндрю Доан (Dr. Andrew Doan), посвятивший много лет исследованию игромании, отмечает, что светящиеся (электронные) экраны вызывают «digital pharmakeia», т. е. цифровой наркотик (греч).

Социальные навыки детей снижаются из-за использования цифровых устройств. Способность понимать эмоции собеседника основа успешной коммуникации, а если ребенок использует ежедневно смартфон либо другие цифровые устройства, у него снижается чувствительность и теряется понимание чужих эмоций. Об этом свидетельствует эксперимент среди учащихся 5-6 классов в Южной Калифорнии [8]. Отсутствие навыков общения приводит к проблемам во взаимодействии с окружающими и заставляет ребенка искать способы общения в виртуальном мире, что еще больше способствует цифровой зависимости.

Попытку систематизировать многообразие эффектов от цифровых устройств предприняла Виктория Данкли, доктор медицинских наук, введя понятие «синдром электронного экрана» (Electronic Screen Syndrome -ESS). На основе своих исследований она доказала, что интерактивные электронные экраны влияют на нервную систему детей, вызывая СДВГ, стресс, расстройства привязанности [6]. Одним из симптомов ESS Данкли назвала снижение успеваемости.

Несмотря на эти исследования есть ученые, отрицающее явление цифровой зависимости. Немецкий психиатр и психотерапевт Ян Кальбит-цер считает взаимодействие с цифровыми устройствами закономерным этапом развития общества. Он не считает угрозу цифровой зависимости надуманной, но предлагает отличать грамотное использование гаджетов от бездумного [3]. Это замечание разумно в отношении взрослых людей, но дети, копирующее поведение своих родителей, очень просто попадают в ловушку. Выступая в своей книге «Цифровая паранойя» («Digitale Paranoia») за четкую терминологию в отношении Интернета, он сравнивает действие Интернета с действием сахара на организм человека, таким образом подчеркивая физиологическую основу зависимости.

Тристан Харрис, работавший в Google специалистом по дизайну приложений, приоткрыл завесу на цели всемирной компании максимизировать зависимость пользователей от приложений [3].

Врач из центра исследований мозга в Сеуле Byun Gi-won заявил Бун Джи Вон, что чрезмерное использование игровых устройств и смартфонов затрудняют развитие мозга [14].

Ученые Пенсильванского университета изучают цифровую зависимость как фактор снижения работоспособности сотрудников [9].

В то время как Я. Кальбитцер считает панику по поводу гаджетов паранойей, в Южной Корее открылись реабилитационные центры по лечению от цифрового слабоумия - последствием чрезмерного использования гаджетов.

Цифровое слабоумие (digital dementia) является прямым следствием цифровой зависимости и заключается в неумении решить ни одной жизненной задачи, не прибегая к гаджету. Любой вопрос порождает мысль: на каком сайте мне это искать? В Южной Корее, стране, где каждый ребенок владеет несколькими гаджетами одновременно, начали бить тревогу еще 20 лет назад. Но именно из Южной Кореи и пришел термин «цифровая деменция». По другой версии термин ввел М. Шпитцер, автор книги «Антимозг онлайн».

Деменция есть прогрессирующая потеря когнитивной (мыслительной) функции. Цифровая деменция, по Шпитцеру, есть чрезмерное использование цифровых устройств, приводящее к разрушению познавательных способностей [12]. Британский ученый Сьюзан Гриффилд (Susan Greenfield) присоединяется к этому мнению и утверждает, что дело касается не только памяти. Поскольку технологии становятся все более биологически интегрированными, они скоро станут не просто дополнением к мозгу, но заменят его [13].

Сама цифровая среда порождает такие новые понятия, как «цифровая детокскация», «цифровые отношения», «цифровые дети».

Для американцев явление цифровой детоксикации в лагере на природе - логическое продолжение рабочей недели с интенсивным взаимодействием с цифровыми устройствами. Участники лагерей, полностью отсоединенных от электронных устройств, в качестве симптомов цифрового расстройства отмечают снижение концентрации внимания, ослабление эмоциональной связи с собеседником, безразличие к реальному миру [10].

Таким образом, цифровая зависимость явление не надуманное, а уже прочно обосновавшееся в нашей жизни. Проведенный анализ современных научных психолого-педагогических работ показывает, что сам термин «цифровая зависимость» не дублирует понятие интернет-зависимости, а имеет в основе ту высокотехнологичную среду, в которой происходит механизм привыкания к виртуальному миру. Цифровую зависимость можно определить как навязчивое желание чрезмерно использовать цифровые устройства, что приводит к негативным последствиям в самочувствии, общении, учебной и профессиональной деятельности. На сегодняшний день большинство ученых как в России, так в мире используют понятие интер-нет-аддикции или интернет-зависимости.

Список источников

1. URL: http://nypost.com/2016/08/27/its-digital-heroin-how-screens-turn-kids-into-psychotic-junkies/

2. URL: http://time.com/4474496/screens-schools-hoax/

3. URL: http://ichip.ru/smartfony-kak-narkotik-sushhestvuet-li-zavisimost-ot-tekhniki.html

4. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer08.php

5. URL: https://www.psychologytoday.com/experts/victoria-l-dunckley-md

6. URL: https://www.universityofcalifornia.edu/news/modern-mismatch-brain-vs-culture

7. URL: Stuart Wolpert In our digital world, are young people losing the ability to read emotions?https://www.universityofcalifornia.edu/news/are-young-people-losing-ability-read-emotions

8. URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu/article/flipping-the-switch-who-is-re-sponsible-for-getting-employees-to-take-a-break/.

9. URL: https://www.oii.ox.ac.uk/blog/exploring-the-world-of-digital-detoxing/

10. URL: http://newsukraine.com.ua/news/544258-vyklyuchite-gadzhety-chto-takoe-cifrovaya-zavisimost-i-kak-eto-lechitsya/

11. URL: Spitzer M. (2012). Digitale demenz. München: Droemer, 7

12. URL: https://www.psychologytoday.com/blog/mind-change/201504/iphone-there-fore-i-am

13. URL: http://www.alzheimers.net/2013-11-12/overuse-of-technology-can-lead-to-digital-dementia/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.