Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ РУССКИХ И ЯКУТОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ РУССКИХ И ЯКУТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ / ЯКУТЫ / СЕМЕЙНАЯ СТРУКТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушаков В. Р.

Статья посвящена сравнительному анализу психологических характеристик и семейного устройства русских и якутов. В работе представлены основные аспекты семейной структуры русских и якутов, выделенные различными авторами. Проведен сравнительный анализ психологических характеристик семейных структур русских и якутов, указывающий на выраженные различия. По результатам анализа семьи русских в своей структуре тяготеют к малочисленности и автономии, а семьи якутов к многочисленности и общности ее членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF CULTURAL AND NATIONAL CHARACTERISTICS OF RUSSIAN AND YAKUT FAMILIES

The article is devoted to a comparative analysis of the psychological characteristics and family structure of Russians and Yakuts. The paper presents the main aspects of the family structure of Russians and Yakuts, highlighted by various authors. A comparative analysis of the psychological characteristics of Russian and Yakut family structures is carried out, indicating pronounced differences. According to the analysis, Russian families tend to be small and Autonomous in their structure, while Yakut families tend to be large and common in their membership.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ РУССКИХ И ЯКУТОВ»

УДК 159.99

Ушаков В.Р. студент

Тихоокеанский государственный медицинский университет

Россия, Владивосток научный руководитель: Люкшина Д.С. старший преподаватель кафедры ОПД Тихоокеанский государственный медицинский университет

Россия, Владивосток

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ РУССКИХ И ЯКУТОВ

Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу психологических характеристик и семейного устройства русских и якутов. В работе представлены основные аспекты семейной структуры русских и якутов, выделенные различными авторами. Проведен сравнительный анализ психологических характеристик семейных структур русских и якутов, указывающий на выраженные различия. По результатам анализа семьи русских в своей структуре тяготеют к малочисленности и автономии, а семьи якутов к многочисленности и общности ее членов.

Ключевые слова: русские, якуты, семейная структура, культурные особенности, национальные особенности, психологические характеристики.

Ushakov V.R. student

Pacific state medical University Russia, Vladivostok Scientific supervisor: Lyukshina D. S. senior lecturer of the Department of OPD Pacific state medical University Russia, Vladivostok

THEORETICAL ANALYSIS OF CULTURAL AND NATIONAL

CHARACTERISTICS OF RUSSIAN AND YAKUT FAMILIES

Abstract: The article is devoted to a comparative analysis of the psychological characteristics and family structure of Russians and Yakuts. The paper presents the main aspects of the family structure of Russians and Yakuts, highlighted by various authors. A comparative analysis of the psychological characteristics of Russian and Yakut family structures is carried out, indicating pronounced differences. According to the analysis, Russian families tend to be

small and Autonomous in their structure, while Yakut families tend to be large and common in their membership.

Keywords: Russian, Yakut, family structure, cultural characteristics, national characteristics, psychological characteristics.

Введение

Семья является одним из наиболее важных социальных институтов в жизни человека. Она формирует не только личность, но и образ того, какое место эта личность занимает в системной структуре. Семейная структура, в свою очередь, формирующаяся поколениями и уходящая корнями в национальные и культурные особенности тех или иных семей, формирует тем самым систему внутрисемейного взаимодействия. Данная система перенимается потомками и репрезентуется дальше формируя «семейные мифы», «семейные легенды» и т.д., которые оказывают непосредственное влияние на психику каждого из ее членов. Таким образом, рассматривая семейную структуру с точки зрения национальных и культурных особенностей мы можем проследить влияние сформированной семейной системы на личность.

Цель данной работы - проанализировать психологические характеристики семейного устройства русских и якутов.

Культурные и национальные особенности семей русских

В классическом понимании русская семья имеет патриархальное устройство, однако, не малую роль имела и хозяйка дома, которой подчинялась женская часть семьи [5]. Не сложно догадается, что такая семья имеет довольно большую численность и как следствие зависимость друг от друга и сплочённость. Современные семьи склонны сепарироваться, пусть и не в основной массе, и жить самостоятельно, самодостаточно [5]. Ввиду чего количество знакомых для ребенка родственников может, ограничивается бабушкой и дедушкой, особенно при отсутствии братьев или сестер.

При этом смена ролей в современных семьях можно обосновать утратой в большом количестве русских семей мужской ее части. Ввиду участия мужчин во Второй мировой войне, а также репрессий большинство семей остались без мужчин, и женщины были вынуждены принять на себя роль главы семьи.

Согласно подсчётам 2017 года Федеральной службы государственной статистики на 1000 человек населения России приходится 7,1 заключенных браков, и 4,2 разводов. За десятилетний период с 2007 по 2017 года среднеарифметическое количество браков на 1000 человек населения 9,03 с тенденцией к снижению количества заключаемых браков, среднеарифметическое количество разводов на данный период равняется 5,02 со сравнительно небольшой тенденцией к снижению. Из чего можно

заключить, что более чем 50% браков на территории России заканчиваются разводами [11].

Если касаться совместного проведения праздников, в русских семьях могут присутствовать совершенно полярные подходы. Для начала стоит отметить, что зачастую празднуются общегосударственные праздники, юбилеи и дни рождения. Характер празднования разнится, в одних семья приняты пышные застолья, на которые приглашаются все родственники, вплоть до того, что видятся эти родственники только на застольях. Другие, предпочитают или вовсе не праздновать или праздновать более скромно, семьей из трех-пяти человек, а то и меньше. Прохождение данных празднований разнится, то же застолье может проходить как шумное обсуждение всех со всеми, иные имеют более формальный характер такой, как прием пищи, где в спокойной обстановке с минимумом бесед употребляется все, что было выставлено на стол, а по завершении празднование заканчивается. Равно как и те семью, кто проводят праздники в узком кругу, могут иметь большую сплоченность, либо «праздновать» в разных комнатах.

Обращая внимание на семейные ценности для подавляющего большинства, важную роль играет наличие материального достатка, воспитание хороших детей и наличие хорошей семьи. Из наименее важных ценностей выделяются посмотреть мир, сделать карьеру и быть интеллектуалом [7]. Отсюда наглядно видно, что ценностные ориентиры в русских семьях направленны непосредственно на семью, коллектив, если его можно так назвать, а не на личность каждого ее члена. Исходя из вышесказанного, можно выделить, что наличие хорошего достатка необходимо в первую очередь для обеспечения нужд семьи, главным образом нужд детей. Вопрос в том, насколько долго может длиться необходимость обеспечения нужд детей, иными словами, когда может произойти сепарация и может ли она произойти в принципе. На этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку, различные факторы формируют различные ситуации, и в одних семья сепарация происходит рано, в других может не происходить вплоть до смерти старших родственников.

В исследовании Е.П. Яковлевой и Я.И. Григорьевой семья как социокультурный компонент в языковом сознании русских и якутов, при использовании ассоциативного эксперимента, наиболее выбираемые слова, имеющие отношение к семье, были «мама, любовь, родные» на момент исследования в 2016 г. и «моя, дом, большая, дети» на момент исследования 1999-2002 гг. [13]. Из результатов исследования наглядно видно, что масштабность семьи и чувство принадлежности к ней с течением незначительного промежутка времени разительно снизилось. Также, сместился фокус, при котором мать стала больше ассоциироваться с семьей, чем дети, и данное смешение приобрела более чувственный характер.

Отличительной национальной особенностью русских можно выделить «склонность к консервации сложившейся ситуации и доведения ее до состояния, при котором она стремится к спонтанному и не контролируемому саморазрушению» [8], иными словами доведение до крайности в попытке проигнорировать имеющиеся трудности. Данная черта является причиной нежелания или неумения планировать свои действия наперед [8]. Проводя параллели с системой воспитания можно заметить, что зачастую, данный процесс не обременен долгоиграющими планами и стратегиями по формированию личности ребенка. Напротив, воспитание, за неимением теоретического материала и ориентации на старшее поколение родственников приобретает интуитивный характер. Помимо прочего, руководством для обоих родителей, в процессе воспитания, являются их личностные особенности [4]. Опора на личный опыт и представления о марали и нравственности в моменты, требующие принятия решения, вероятно, выступают в качестве механизма действия или ориентира.

Культурные и национальные особенности семей якутов

В основной массе, семьи представителей данной национальности, согласно опросам, имеют патриархальную структуру, независимо от размера населенного пункта. Кроме того, подавляющее большинство якутов считают, что они являются частью рода, иными словами имеют принадлежность к родовому клану [6]. В некоторых семьях принадлежность к родовому клану может иметь функциональный характер, будь то родственник и имеющие занятость в различных сферах деятельности, к которым при необходимости можно обратится за помощью, либо ведение семейного бизнеса. Мнение младшего поколения, при выборе профессии, в данном случае может игнорироваться в угоду семейного блага.

Можно выделить направленность воспитания, выражающуюся в сохранении самобытности и традиций семейственности, взаимоподдержки, а также уважения к другим народам и национальностям [12,3]. Не смотря на изменяющуюся со временем систему ценностей этнические общества сохраняют свою традиционную систему ценностей [14].

Согласно подсчетам 2017 года Федеральной службы государственной статистики на 1000 человек населения Якутии приходится 7,1 заключенных браков, и 4,1 разводов. За десятилетний период с 2007 по 2017 года среднеарифметическое количество браков на 1000 человек населения 8,92 с не значительной тенденцией к снижению количества заключаемых браков вплоть до 2016 года, после которого количество заключаемых браков пошло вверх. Среднеарифметическое количество разводов на данный период равняется 5,02 со сравнительно небольшой тенденцией к снижению. Из чего можно выделить, что количество разводов на территории России в целом и на территории республики Саха Якутия в частности разнится не значительно, равно также, как и количество заключаемых браков [ 11].

В исследовании Е.П. Яковлевой и Я.И. Григорьевой семья как социокультурный компонент в языковом сознании русских и якутов, при использовании ассоциативного эксперимента, наиболее выбираемые слова, имеющие отношение к семье, были «счастье, любовь, родные, дом» на момент исследования в 2016 г. и «очаг, счастье, большая, дом, моя, дети, дружная» на момент исследования 1999-2002 гг. среди якутов, родной язык которых якутский. Среди Якутов, чей родной язык был русский на момент исследования 2016 г. наиболее вырожденными словами были «дом, любовь, родители», а на момент исследования 1999-2002 гг., «моя, папа, мама, я» [13]. Из данных можно выявиться, что традиционная направленность якутов, родной язык которых якутский, имеет выражение в семье как коллективной, однако с течением времени приобретает более чувственный, нежели коллективный характер.

Большую роль в якутской семье играет ребенок и забота о нем. «Мы очень сильно «трясемся» над ребенком вплоть до его женитьбы и даже дальше, то есть мы опекаем его до самой старости», прокомментировал свое мнение на тему воспитания респондент М.Р. Иванов [0]. Данный поход в воспитании формирует у детей зависимость от родителей и не дает им окончательно сепарироваться и жить самостоятельно. Что как один из факторов, находит свое проявление в совместном проживании родственников и формированию семейных кланов.

В соотношении роли женщины в якутском обществе относительно русского можно проследить некоторые различия. В традиционном якутском обществе женщина не имела регламентированной роли и не находилась в подчинительном положении со стороны мужчины. Мужчина, принимая решения, касающиеся хозяйства привлекал за советом жену, от женщины в свою очередь, требовалось слушать мужа, а также почитать и уважать его старших родственников [0]. Главенствующую же роль в семьях зачастую занимает мужчина [6].

Если обращается к понятиям «свой-чужой», как к принадлежности к какой-либо группе и противопоставления своей группы и иной, менее приемлемой, в исследовании Сидорова Т. Н. [9] было выявлено, что «своим» чаще считается родственник, друзья, коллеги и приверженцы той же религии, иными словами люди с которыми осуществляется частые социальные взаимодействия. «Чужие», в свою очередь, описываются как не вполне конкретные, а скорее абстрактные люди, которым приписывается особо неприемлемые черты, а именно: закрытые, высокомерные, лживые. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РУССКИХ И ЯКУТОВ Обращаясь к психологическим характеристикам русских и якутов, следует отметить у первых выраженную личностную автономию и индивидуальный выбор в вопросах принадлежности к какой-либо группе. У

вторых наблюдается взгляд на себя как на члена группы, принадлежность к которой определена родством и социальными условиями.

В отношении взгляда на внутрисемейную иерархию у русских наблюдается феномен «бытового матриархата», где в системе патриархального строя и главенства мужчины как «добытчика» и главы семьи наблюдается смещение в главенство женщины в вопросах быта. У якутов структура семьи выражается в однозначном патриархате, при этом роль женщины в семье не принижается.

В семейном взаимоотношении русские склонны к консервации конфликта и доведении его до аффективного состояния выражающегося в ссорах и не только, воспитание же детей происходит зачастую на основе личного жизненного опыта, с не частым или, в исключительных случаях, превалирующим включением в воспитание старших родственников, однако те в свою очередь подвержены той же тенденции опоры на личный опыт в воспитании. Якуты, поимо стремления к самобытности и сохранению своей культуры выражают семейное взаимоотношение в большей степени как единая структура. Обращаясь к воспитанию детей, помимо традиционности и центрированности на ребенке наблюдается частое взаимодействие старших родственников с родителями.

Образ семьи как чего-то интимного, малочисленного и направленного на «Я» ребенка у русских имеет высокую выраженность. Якуты, в свою очередь, ввиду распространённости кланового образа жизни видят семью как нечто большое и имеющее активное внутригрупповое взаимодействие.

К основной семейной ценностью русских можно отнести материальный достаток и воспитание «хорошего» ребенка, как не только достойного члена общества, но и перспективного в вопросах воспроизводства лично-семейного капитала. Ценности якутов в семье относят к младшим ее членам, а именно к детям, не только как забота о них, но и планирование бедующего с точки зрения внутригрупповых потребностей.

Обращаясь непосредственно к роди женщины и ее места в семейной структуре русских и якутов у первых наблюдается регламентированная роль женщины как «хранительницы домашнего очага». У вторых же роль женщины в семье не регламентирована, скорее она имею роль советника мужа в вопросах домашнего хозяйства, при этом присутствуют необходимые требования, завязанные на уважении к мужу и его старших родственников, у русских же в данном вопросе наблюдается большая свобода и сниженную директивность, не смотря на регламентированную роль в семье.

В вопросах принадлежности к семье и самоидентификацией с ней русские склонны к сниженному отождествлению себя с семьей, ориентируясь больше на индивидуализм. Семейственность и клановость якутов в данной позиции находит свое место в высоком уровне

самоидентификации себя со своей семьей, а также со своей социальной группой.

Таблица 1 - Сравнительный анализ психологических характеристик якутов и русских_

Авторы Психологические характеристики Авторы

Русские Якуты

Султаниязова Н.Ж. [10] Горизонтальный индивидуализм Горизонтальный коллективизм Бохан Т.Г., Терехина О.В., Бохан Н.А., Немцев А.В., Галажинская О.Н., Танабасова У.В. [2]

Патаповская О.М. [5] Бытовой матриархат Патриархальная структура семьи Попова Л.Н. [6]

Прасол А.Ф [8], Обухова Ю.В., Юзенкова Т.П. [4] Тенденция к консервации конфликта, а также воспитание детей на основе личного опыта Стремление к сохранению самобытности и традиций, воспитание детей с опорой на опыт старших поколений Фролова А.Н. [12], Елисеева Н.Д. [3]

Яковлева Е.П., Григорьева Я.И. [13] Семья как малочисленная «любящая» и «родная» структура Семья как «счастливая» и «дружная» структура Яковлева Е.П., Григорьева Я.И. [13]

Порохнюк Е.В. [7] Семейная ценность как материальный достаток и воспитание хороших детей Семейная ценность как забота о ребенке Белолюбская Г.С. [0]

Патаповская О.М. [5] Регламентированная роль женщины в семье Отсутствие регламентированной роди женщины в семье

Яковлева Е.П., Григорьева Я.И. [13] Масштабность семьи и чувство принадлежности к ней снижено Самоидентификация со своей социальной группой, общинность Сидорова Т.Н. [9]

Заключение

Проведенный анализ психологических характеристик, культурных и национальных особенностей семей русских и якутов демонстрирует различия в семейных структурах. Семьи русских более склоны к автономии ее членов, малочисленности и опорой, при воспитании, на личный опыт. Семьи якутов, в свою очередь, тяготеют к общности, коллективизму внутри семьи и учета опыта старших родственников в воспитании детей.

Выявленные семейные структуры оказывают влияние на личность, в случаи русских, делая их более самостоятельными, автономными и не идентифицирующими себя с окружающими. А в случаи якутов напротив, минимизируя индивидуализм проявляется преобладание идентификации себя не только с членами семьи, но и с членами общины, проще говоря земляками, на фоне этого самостоятельность и автономия не сходит на нет, однако разительно снижается в соотнесении в русскими.

Использованные источники: 1. Белолюбская Г.С. Особенности семейных отношений в современном якутском обществе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 32-35.

2. Бохан Т.Г., Терехина О.В., Бохан Н.А., Немцев А.В., Галажинская О.Н., Танабасова У.В. Проявления коллективизма-индивидуализма в контексте проблемы этнокультуральных факторов депрессии // Вестник КемГУ. 2016. № 4(68). С. 126-133.

3. Елисеева Н.Д. Исследования якутского менталитета в психологии и смежных науках // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 3 (79). С. 695-706.

4. Обухова Ю.В., Юзенкова Т.П. Содержание когнитивного компонента я -концепции родителей: национальный и половозрастной аспекты // Символ науки. 2015. № 6. С. 342-344.

5. Патаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. № 1(20). С. 110-138.

6. Попова Л.Н. Семья как носитель традиций и инноваций: опыт социального исследования в Якутии // Современные исследования -социальных проблем. Социология. 2012. № 11(19). С. 17-28.

7. Порохнюк Е.В. Эволюция семейных ценностей в процессе трансформации традиционной семьи в российском и восточном обществах: социологический анализ // Вестник АГТУ. 2013. № 1(55). С. 79-81.

8. Прасол А.Ф. О некоторых особенностях русского и японского этнокультурного типа // История. Исторические науки. Ежедневная Япония. 2007. № 36. С. 148-170.

9. Сидорова Т.Н. Психологические особенности этноконфессиональной идентичности саха — якутов // Психолог 2019г. № 6 С. 1-10.

10. Султаниязова Н.Ж. Соотношение характеристик субъективного и психологического благополучия и культурных измерений русских и казахов // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. С. 186-194.

11. Федеральная служба государственной статистики // rosstat.gov.ru URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2020)

12. Фролова А.Н. Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России: Социально-педагогический аспект: дис. Москва, 2004. 381 с.

13. Яковлева Е.П., Григорьева Я.И. Семья как социокультурный компонент в языковом сознании русских и якутов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Языкознание. 2017. № 11(77).: в 3-х ч. Ч. 2. С. 182-184.

14. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Пелех Ю.В., Маслова О.В., Сокольская М.В., Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р., Дагбаева С.Б., Неяскина Ю.Ю., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. Система ценностных ориентаций "поколения Z": социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.