Общество: философия, история, культура. 2022. № 7. С. 94-98. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 7. P. 94-98.
Научная статья УДК 314.146(571.56) https://doi.org/10.24158/fik.2022.7.14
Отражение якутской семьи в переписных листах Первой всеобщей переписи населения 1897 г.
Александра Джулустановна Павлова1, Тамара Тимофеевна Курчатова2
■^Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия 1pavlovaaleksandra2000@gmail.com
2Kurchatova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001 -9387-7124
Аннотация. В материалах Первой всеобщей переписи населения 1897 г., как в зеркале, отразилась действительность Российской империи конца XIX в. В данной статье мы рассмотрим семейно-брач-ные отношения, показанные в материалах переписи по Якутской области. Мы имеем уникальную возможность изучить якутскую семью по первоисточнику - переписным листам, которые сохранились в Национальном архиве Республики Саха (Якутия). При сравнительной характеристике мы видим довольно значительные изменения, произошедшие в якутской семье. С социально-экономическим развитием якутского наслега появилась не только возможность, но и необходимость существования большой семьи. В одной семье проживали родители, несколько их детей со своими семьями. Стало характерно проживание в семье посторонних - мастеровых, работников с семьями. Традиционные нравы: разновозрастные супруги, детородность в пожилом возрасте, воспитание чужих детей - также оставались характерными для якутской семьи изучаемого периода. При выборе населенного пункта мы ориентировались на характерность населения для якутского общества конца XIX в. и изучили население 1 Хатылинского наслега Батурус-ского улуса Якутского округа.
Ключевые слова: перепись населения, переписной лист, семья, брак, род, воспитанник Для цитирования: Павлова А.Д., Курчатова Т.Т. Отражение якутской семьи в переписных листах Первой всеобщей переписи населения 1897 г. // Общество: философия, история, культура. 2022. № 7. С. 9498. https://doi.org/10.24158/fik.2022.7.14.
Original article
Yakut Family in the Census Forms of the First General Population Census in 1897
Alexandra D. Pavlova1, Tamara T. Kurchatova2
12M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 1pavlovaaleksandra2000@gmail.com,
2Kurchatova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001 -9387-7124
Abstract. The materials of the First General Population Census of 1897 reflect the reality of the Russian Empire at the end of the 19th century. In this article we consider family and marriage relations shown in the census materials for the Yakutsk region. We have a unique opportunity to study the Yakut family according to the original source - the census forms that have been preserved in the National Archives of the Republic of Sakha (Yakutia). With a comparative description, we see quite significant changes that have occurred in the Yakut family. The socioeconomic development of the Yakut nasleg brought not only the opportunity, but also the need for the existence of a large family. One family consisted of parents and several of their children with their families. It was typical for outsiders - artisans, workers and their families to live in a family. Traditional mores such as spouses of different ages, childbearing in old age, raising other people's children also remained characteristic of the Yakut family of the period under study. When choosing a settlement, we focused on the characteristic of the population for the Yakut society of the late 19th century. We studied the population of the 1st Khatylinsky nasleg of the Boturussky ulus of the Yakutsk district.
Keywords: population census, census form, family, marriage, clan, foster-child
For citation: Pavlova, A.D. & Kurchatova, D.D. (2022) Yakut Family in the Census Forms of the First General Population Census in 1897. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 94-98. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.7.14 (In Russian).
Семейно-брачные отношения коренных народов всегда становились объектом изучения исследователей. Так, основной вклад в изучение традиционной культуры якутов, в том числе и их семейно-брачных отношений, внесли члены научных экспедиций и политссыльные. В той или
© Павлова А.Д., Курчатова Т.Т., 2022
иной мере затрагивали основные аспекты якутской традиционной семьи И.Г. Георги, И.Ф. Стра-ленберг, Я.И. Линденау, Р.К. Маак, В.Л. Серошевский, Н.А. Виташевский1. В советской историографии можно выделить работы И.С. Гурвич (1955), К.Д. Уткина, Б.Н. Попова2. Таким образом, в историографии сложились черты традиционной якутской семьи. В своей статье мы ставим цель изучить семейно-брачные отношения якутской семьи по материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г. в Якутской области и провести сравнительную характеристику между традиционной семьей и семейными отношениями конца XIX в.
Источниковой базой настоящего исследования является архивный материал - переписные листы Первой всеобщей переписи населения 1897 г. в Якутской области. Переписной материал отложился в фонде 570-и (Переписной участок №2 Батурусского улуса) с 242 по 256 дело Национального архива Республики Саха (Якутия)3. Исследование осуществлено с применением описательного, сравнительного, статистического методов.
1 Хатылинский наслег Батурусского улуса Якутского округа в период Первой всеобщей переписи населения 1897 г. состоял из 4 родов: Захаровский, Улахан ага усовский, Согору ага усов-ский, Орто ага усовский. Они проживали в 15 местностях.
Далее в таблице мы покажем распределение населения по местностям, разбив его по возрастным категориям (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение населения 1 Хатылинского наслега по населенным пунктам4
Населенный пункт Возраст (0-9) Возраст (10-19) Возраст (20-59) Возраст (60 +) Всего
Захаровский род 10м+14ж 5м+8ж 20м+16ж 6м+6ж 41 м+44ж=85
Захаровский род 2м+0ж 0м+1ж 2м+2ж 0м+0ж 4м+3ж=7
Захаровский род 20м+19ж 8м+15ж 20м+20ж 2м+2ж 50м+56ж=106
Захаровский род, Улахан ага усовский род 18м+23ж 14м+18ж 30м+29ж 9м+8ж 71 м+78ж=149
Улахан, Согору ага Усовский род 11 м+20ж 14м+15ж 20м+19ж 8м+7ж 53м+61ж=114
Улахан, Согору ага Усовский род 5м+9ж 2м+7ж 13м+11ж 6м+5ж 26м+32ж=58
Улахан ага усовский, Захаровский род 13м+10ж 9м+13ж 22м+21ж 7м+5ж 51 м+49ж=100
Орто ага усовский рода 1м+0ж 1м+1ж 0м+0ж 1м+1ж 3м+2ж=5
Орто, Улахан ага усовские роды 23м+33ж 14м+19ж 31 м+38ж 14м+9ж 82м+99ж=181
Орто ага усовского рода 11м+19ж 17м+9ж 25м+21ж 5м+5ж 58м+54ж=112
Согору, Улахан, Орто ага усовские Захаровского родов 15м+19ж 3м+7ж 27м+22ж 2м+2ж 47м+50ж=97
Согору ага усовского рода 10м+12ж 4м+5ж 15м+14ж 2м+3ж 31 м+34ж=65
Согору ага усовского рода 16м+24ж 20м+10ж 19м+20ж 5м+4ж 60м+58ж=118
Согору ага усовского, Захаровского родов 15м+21ж 7 м+8ж 26м+19ж 1м+9ж 49м+57ж=106
Согору ага усовского рода 2м+8ж 0м+2ж 7м+9ж 2м+1ж 11 м+20ж=31
Итого 172м+231ж=403 118м+138ж=256 277м+261ж=538 70м+67ж=137 637м+697ж=1334
Таким образом, наибольшее количество жителей относится к экономически активному населению в возрасте 20-59 лет, причем с преобладанием мужского населения. Перспективность развития изучаемого наслега подтверждается наличием хороших показателей численности среди детей и подростков.
Далее дадим характеристику семейного положения населения наслега. Основная масса населения проживала в семье - 261 семья (так как 11 семей отсутствовали в период переписи, реально присутствовало 250 семей). Только 8 глав семей были отнесены к холостякам. Они про-
1 Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов... СПб., 1799. Кн. 2. С. 77; Штернберг Л.Я. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933; Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан, 1983; Маак Р.К. Вилюйский округ. 2-е изд. М., 1994; Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993; Виташевский Н.А. Брак и родство у якутов. Живая старина. СПб., 1909. Вып. 4. С. 38-54.
2 Попов Б.Н. Социалистические преобразования семейнобрачные. М., 1987; Уткин, К.Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект. Якутск, 1998.
3 Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС(Я)). Ф.570. Оп.1. Д. 242-256.
4 Таблица составлена по данным переписных листов НА РС(Я). Ф. 570. Оп. 1. Д. 242-256.
живали с родственниками. Так, Коркин Спиридон Ильич, холостой в 21 год жил с 53-летней матерью, с 14- и 8-летними сестрами и 14-летним братом. Он стал главой семьи вместо умершего отца1. В переписных листах мы видим холостыми глав семей в основном молодых людей от 19 до 25 лет. По якутской традиции после смерти отца власть переходила к старшему совершеннолетнему сыну, он же становился собственником семейного имущества (Слепцов, 1989: 66).
16 мужчин записаны как вдовцы, это мужчины в среднем 54 лет, но трое из них потеряли жену в 30 с небольшим лет. Женщины вдовами стали после 40 лет. Вдовцы и вдовы жили со своими детьми, многие уже с внуками.
Интересный факт: в переписных листах мы видим возраст супругов. Так, в 82 семьях, или 32,8 % от всех семей, один из супругов (чаще мужчина) был старше на 10 и более лет. Приведем примеры. Так, у 52-летнего Софронова Ивана Ноевича жене было 24 года. У них росли трое детей: сыну 4 года и дочерям 3 года и 1 месяц2. Разница в возрасте составила 28 лет. У 65-летнего Владимирова Степана Спиридоновича жене было 30 лет, помимо взрослых детей: 26-летнего сына и 13-летней дочери - в семье росли дочери 4 и 2 лет. Таким образом, это был второй брак хозяина3. Интересный момент мы видим в этом же роду, у 37-летнего Макарова Егора Нестеровича женой являлась 60-летняя женщина. Детей в семье, естественно, не было. С ними проживала мать хозя-ина76 лет4.
Материалы переписных листов показывают, что в изучаемом наслеге из 250 семей 101 семья (более 40 %) имела больше 5 членов семьи: в одном хозяйстве проживали братья со своими семьями или семья сына с престарелыми родителями. В то же время исследователи традиционной якутской семьи утверждали, что женатые родные братья имели каждый свой скот и имущество и жили врозь (Токарев,1945: 58). Р.И. Бравина также отмечала, что, когда молодой человек женился, по обычному праву якутов, отец обязан был наделить сына «долей», отделяя его из своей семьи (Бравина, 2005: 101). В XVII—XVI11 вв. развитие производительных сил, в частности, примитивные орудия труда скотоводов якутов, не позволяли содержать большое количество скота. Это приводило к существованию небольших семей. Тогда как в изучаемый период — конец XIX в. — косы-литовки постепенно вытесняли горбушу (якутская коса). Прогрессивность этого вытеснения отмечает в своей работе Г.П. Башарин (Башарин, 2012: 71). О появлении в улусах машин для уборки сена в массовом масштабе говорить не приходится, но исследователи отмечали, что в некоторых хозяйствах были конные косилки, грабли. Существование золотоносных приисков активизировало развитие скотоводства, на прииски для продажи увозили скот, мясомолочную продукцию. Увеличение численности населения Якутской области требовало и развития земледелия. Таким образом, развитие товарно-денежных отношений, предпринимательства требовало от якутской семьи увеличения содержания скота и развития земледелия, что в свою очередь предполагало увеличение численности семьи. Это видно по результатам переписи населения 1897 г.
Рассмотрим примеры. В семье 50-летнего Захарова Авкентия Дмитриевича и его 50-летней супруги было 4 детей (сыновья 18 и 11 лет, дочери 17 и 7 лет), с ними проживали 53-летний брат хозяина и еще двое взрослых родственников, а также в семье рос 15-летний воспитанник, кроме того, с ними жил 70-летний жилец с женой — всего 12 человек5. Следующий пример. В семье 66-летнего Захарова Евсея Спиридоновича и его 48-летней супруги росли 6 детей (3 сына —17, 15 и 10 лет и 2 дочери — 15 лет и 4 месяца). Также в переписной лист записаны 45-летний работник с женой 30 лет, еще одна взрослая женщина. С ними также проживала пожилая женщина. Еще пример: основу многочисленной семьи составляла семья хозяина Макарова Петра Назаровича (35 лет) и его жены (29 лет) и их детей: 3 сыновей 6, 4 и 3 лет. Также с ними жила семья 55-летнего брата с 42-летней женой с детьми: дочери 20, 11 и 6 лет и сыновья 15, 3 лет и 1 года; в семье жила 80-летняя мать братьев. Были записаны еще один взрослый мужчина и женщина6. Таким образом, в хозяйстве проживало 16 человек. Это прежде всего, рабочие руки 8 взрослых людей.
Вот еще пример большой семьи. Хозяин — 70-летний вдовец Дьячковский Константин, с ним проживала семья двоюродного брата (42 года), его жена (42 года), сыновья (15, 10, 9 лет, 3 года), дочери (16, 5 лет, 1 год). В семье жила работница 24 лет с 3-летней дочерью. В состав семьи также входила мать брата (62 года) и мужчина за 60 лет7.
Рассмотрим, сколько поколений семьи проживало в одном хозяйстве. В семье Потапова С.Т. и его жены (оба 60 лет) жили их дети: сын (21) с женой (19), их сын (1), т. е. внук хозяев.
1 НА РС(Я). Ф. 570. Оп. 1. Д. 242. Л. 2.
2 Там же. Д. 246. Л. 4.
3 Там же. Д. 248. Л. 2.
4 Там же.
5 Там же. Д. 244. Л. 5.
6 Там же. Д. 250. Л. 24.
7 Там же. Д. 246 Л. 16.
А также брат хозяина (46), воспитанница (8) и отец братьев 94 лет. Таким образом, семья состояла из 3 поколений (отец, дети, внук)1. Вот интересная по составу семья Макарова А.Г. (37 и 34), их дети - 2 сына (10, 8) и 3 дочери (8, 6, 3); с ними жили мачеха хозяина 80 лет и прабабушка хозяйки 78 лет, а также 50-летняя сестра жены2.
Каждая якутская семья стремилась иметь детей. Как пишет Р.И. Бравина, нормой жизни являлась прочная семья, для которой самой заветной мечтой было иметь как можно больше детей. Рождение семьи, появление новых членов: жена, новая родня, дети - это шаг к упрочению рода (Бравина, 2005: 73). С экономической точки зрения, чем больше было детей, тем устойчивее было хозяйство. В. Серошевский, изучая якутские семьи, отмечал, что якуты считали обилие детей за «божье благословение» (Серошевский, 1993: 509).
Итак, посмотрим, как обстояли дела в изучаемом наслеге с рождаемостью. В 82 семьях (32,8 % от всех семей) имелось больше трех детей. Дети от 0 до 9 лет - 403 ребенка, с большим преобладанием девочек. К подросткам мы отнесли людей от 10 до 19 лет, что составило 256 человек, где также преобладало женское население. Рассмотрим семьи с наибольшим количеством детей. В семье 48-летнего вдовца Назарова Ефима Константиновича было 5 сыновей (15, 13, 9, 7 лет, 2 года) и 2 дочери (15, 5 лет)3. У 43-летней вдовы Захаровой Татьяны Григорьевны росли 20-летний сын и 5 дочерей (17, 16, 13, 5 лет и 2 года)4. У семьи Захаровых, Николая Трофимовича (48 лет) и его жены (44 года) жили 3 сына (21, 20, 5 лет) и 4 дочери (15, 14, 13 лет, 3 года)5. В семье 53-летнего Федорова Ивана Пахомовича росли 5 сыновей (18, 16, 14, 12, 9 лет) и 3 дочери (7, 4, 3 года). Интересно отметить возраст родителей. Так, у 71-летнего Захарова Пахома Гаврильевича была 31-летняя жена и, помимо 18-летнего сына и 14-летней дочери, была 3-летняя дочь6.
Были в наслеге и семьи без детей. Так, Захаров Тихон Спиридонович (78 лет) жил с 64-летней супругой7. Дьячковский Константин Ильич, 53 лет, жил с 57-летней супругой8. Была и молодая бездетная семья: Макаров Афанасий (28) и его жена (18) жили с 70-летней матерью9. Блинов Егор Николаевич (40) и его жена (27) жили с братом мужа (44)10.
В большинстве бездетных и в семьях с детьми есть воспитанники. По якутской традиции дети, родители которых умерли, воспитывались у родственников. Бездетные семьи брали детей на воспитание, чаще у своих многодетных родственников. И, наконец, зажиточные семьи брали на воспитание детей, которых позже превращали в работников. В 1 Хатылинском наслеге из 250 семей в 57 семьях (22,8 % от всех семей) жили воспитанники. Приведем примеры. У семьи Захарова Владимира Парфеновича (45) и его жены (30) был один сын 2 лет и воспитанница 8 лет11. У Захарова Николая Варламовича (38) и его жены (36) долго не было детей, и они взяли на воспитание девочку 11 лет, позже у них родились свои 6 детей - сыновья (5, 3, 2 года) и дочери (8, 6, 5 лет)12. Пожилые супруги Петровы (72 и 70 лет) взяли на воспитание мальчика, которому в момент переписи исполнилось 23 года, и он был женат на девушке 21 года, а также воспитывали девочку 3 лет13. Бездетный А.А. Батарин (46) и его жена (36) воспитывали 3 детей (17, 16 лет и 1 месяц)14. Были случаи, когда супруги в возрасте брали на воспитание детей. Так, семья К.М. Абрамова (60 и 45) воспитывала девочку 16 лет и мальчика 11 лет15. Семья Т.В. Пахомова (56 и 50) воспитывала мальчиков 14 и 6 лет16.
По данным переписных листов, мы видим, что в наслеге проживали пожилые люди, которым было от 60 лет, таких мы насчитали 70 мужчин и 67 женщин. Самыми возрастными были 5 человек - от 90 лет, из них 4 женщины и 1 мужчина. Все они жили в семьях своих детей, родственников.
Первичный материал переписи 1897 г. - переписной лист - является одним из основных источников для характеристики семейно-брачных отношений якутов в конце XIX в. Мы выяснили,
1 НА РС(Я). Ф. 570. Оп. 1. Д.242. Л. 10.
2 Там же. Д. 250. Л. 13.
3 Там же. Д. 244. Л. 14.
4 Там же. Л. 17.
5 Там же. Д. 245. Л. 15.
6 Там же. Л.21.
7 Там же. Л. 7.
8 Там же. Д. 247. Л. 6.
9 Там же. Л. 10.
10 Там же. Д. 252. Л. 1.
11 Там же. Д. 245. Л. 1.
12 Там же. Л. 18.
13 Там же. Д. 246. Л. 3.
14 Там же. Д. 247. Л. 9.
15 Там же. Д. 251. Л. 14.
16 Там же. Д. 252. Л. 7.
что в конце XIX в. произошли довольно значительные изменения в якутской семье. В первую очередь, появилась экономическая необходимость существования большой семьи. В одной семье проживали родители, несколько их детей со своими семьями. Часто в семье стали проживать и совершенно посторонние люди - мастеровые, работники с семьями. Наряду с этим продолжали существовать некоторые традиционные отношения: разновозрастные супруги, детородность в пожилом возрасте, воспитание чужих детей. Таким образом, якутская семья в изучаемый нами период - это сочетание новых и традиционных отношений.
Список источников:
Башарин Г.П. Социально-экономические отношения в Якутии второй половины XIX - начала XX века: монография. Якутск, 2012. 375 с.
Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: на материале традиций саха. Новосибирск, 2005. 304 с.
Гурвич И.С. К вопросу об общественном строе якутов в XVII-XIX веках // Ученые записки ИЯЛИ ЯФ АН СССР. Якутск, 1955. Вып. 3. С. 3-17.
Серошевский В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993. 713 с.
Слепцов, П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов: XIX - начало XX в. Якутск, 1989. 160 с.
Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII-XVIII вв. Якутск: Якутское государственное изд-во, 1945. 409 с.
References:
Basharin, G.P. (2012) Socialno-ekonomicheskie otnosheniya v Yakutii vtoroy poloviny XIX- nachala XX veka [Socio-economic relations in Yakutia in the second half of the 19th - early 20h century]. Yakutsk: Sfera. (In Russian)
Bravina, R. I. (2005) Koncepciya zhizni i smerti v kulture etnosa: na materiale tradiciy saha [ The concept of life and death in the culture of the ethnos: based on the traditions of the Sakha]. Novosibirsk: Nauka. (In Russian)
Gurvich, I.S. (1955) K voprosu ob obshhestvennom stroe yakutov v XVII-XIX vekax [On social structure of the Yakuts in the XVII-XIX centuries]. Uchenye zapiski IYaLI YaF AN SSSR [Scientific notes of the IYALI YaF of the Academy of Sciences of the USSR]. Yakutsk. (3). 3-17. (In Russian)
Seroshevskiy, V.L. (1993) Yakuty: opyt etnograficheskogo issledovaniya. 2-e izd. [Yakuts: experience of ethnographic research]. Moscow. (In Russian)
Sleptsov, P.A. (1989) Tradicionnaya semya i obryadnost u yakutov: XIX- nachalo XX v. [Traditional family and rituals among the Yakuts: XIX- earlyXXcentury]. Yakutsk: Kn. izd-vo. (In Russian)
Tokarev, S.A. (1945) Obshhestvennyy stroy yakutov XVII-XVIII vv. [The social structure of the Yakuts in the 17th-18th centuries]. Yakutsk: Yakutskoe gosudarstvennoe izd-vo. (In Russian)
Информация об авторах А.Д. Павлова - студентка, исторический факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.
Т.Т. Курчатова - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии, исторический факультет, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=362416.
Information about the author A.D. Pavlova - Student, Faculty of History, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
T.T. Kurchatova - PhD in History, Docent, Associate Professor, World and National history, Ethnology and Archeology Department, Faculty of History, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=362416.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 12.07.2022.