УДК 316.356.2(571.56)
Белолюбская Галина Степановна
Belolyubskaya Galina Stepanovna
кандидат политических наук, доцент кафедры всемирной истории и этнологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
PhD in Political Science, Assistant Professor, World History and Ethnology Department, North-Eastern Federal University
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЯКУТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
THE FEATURES OF FAMILY RELATIONS IN THE MODERN YAKUT SOCIETY
Аннотация:
Summary:
Семья как институт, выполняющий важнейшие функции воспроизводства, воспитания, социализации, передачи ценностей, норм и обычаев после-дующим поколениям, претерпевает значимые изменения в современном мире. В статье рассматриваются некоторые особенности современных трансформаций семейных отношений в якутском обществе - отношение к браку и семье, ожидания общества, значение семьи, перераспределение социальных ролей внутри семьи.
The family as an institution performing important functions of reproduction, education, socialization, transmission of values, norms and customs to the succeeding generations, is undergoing significant changes in the modern world. The article discusses some of the features of modern transformations of the family relations in the Yakut society: attitude to marriage and family, society's expectations, value of the family, redistribution of social roles within the family.
Ключевые слова:
семейные отношения, якутское общество, семья, родственные отношения, традиционное общество.
Keywords:
family relationships, Yakut society, family, kinship, traditional society.
Во все времена вступление в брак и создание семьи считалось главным условием существования человека. Согласно традиционным представлениям многих народов человек обретает целостность только после вступления в брак. Женатый человек - «полный» человек, который приобрел жизненно необходимые качества и получил соответствующее им и его социальному рангу «человеческое» имя [1, с. 56]. Но современный мир с его ускоренным ритмом жизни и ощущением постоянной гонки видоизменяет не только структуру семейных отношений, но и их смысл. Современным людям часто приходится делать выбор в пользу семьи или карьеры, жертвовать чем-то ради успехов в другой сфере. Кроме того, разрушаются многие нормы, регулирующие семейные отношения, стремительно теряющие свой смысл в новом пространстве.
Якутское общество подвержено тем же вызовам современного мира, но по-своему реагирует на изменения. Прежде всего нужно отметить, что в статье были использованы данные социологического опроса, проведенного в рамках проекта «Форсайт» Республики Саха (Якутия) весной 2013 г. и охватившего 2000 респондентов в 15 улусах и районах Якутии и г. Якутске. Всего в опросе приняли участие 84,4 % саха, 15,6 % представителей малочисленных народов Севера. Также свое отражение нашли данные интервью и наблюдений, полученные в ходе полевых исследований в Центральной Якутии летом 2014 г.
Вступление в брак и сегодня является крайне важным моментом в жизни якутского общества. На вопрос «Что позитивного несут брак и семья?» были получены следующие ответы: 22,4 % считают, что в семье легче достичь материального благополучия; 46,2 % уверены, что семья нужна для того, чтобы в ней рождались дети; 58,3 % утверждают, что семья позволяет обеспечить лучший уход, воспитать детей на должном уровне; 68,9 % уверены, что в семье находишь заботу и поддержку, любовь и сердечность. Интересно, что почти четверть опрошенных упоминает материальные преимущества семейной жизни. Еще в советское время о материальных плюсах семьи люди задумывались мало. Теперь же это одна из причин вступления в брак.
Был представлен также такой вариант ответа, как «семья формирует национальную идентичность», который отметили только 7,4 % респондентов. В то же время 19,1 % подчеркнули, что национальные традиции сохраняются благодаря семье. В целом варианты ответов, касающиеся сохранения этнической идентичности и национального самосознания, были менее популярны.
В любом случае по достижении человеком определенного возраста общество ожидает от него создания семьи. По данным опроса, 39,7 % респондентов вступили в брак в возрасте от 20 до 24 лет.
В случае если этого не происходит, то это становится предметом беспокойства со стороны родителей и родственников. Интересно, что человек без семьи воспринимается зачастую как человек, у которого есть много свободного времени и которому незачем тратить деньги. Иногда такое отношение проявляется в открытую, особенно со стороны начальства, когда, например, необходимо выполнить срочную работу сверх нормы.
Отношение к гражданскому браку у всех разное, от негативного до толерантного. Но если в молодой семье ожидается появление ребенка вне законного брака, то это превращается в проблему для родственников с обеих сторон, в большинстве случаев они будут настаивать на законном оформлении брака. Среди опрошенных в гражданском браке состоит всего 8,9 %. Из них 59,8 % отметили, что обязательно зарегистрируют брак в случае рождения ребенка.
Разводы воспринимаются в основном негативно. К примеру, согласно опросу, 63,3 % респондентов состоят в первом браке. Свое влияние оказало здесь и советское прошлое, когда разводы были практически недопустимы. В тех редких случаях, когда они случались, это вызывало общественное порицание.
Ведущий исследователь семейно-брачных отношений якутов в традиционные времена П.А. Слепцов отмечает, что в XVII в. господствующей формой семьи являлась малая индивидуальная семья, средняя численность которой составляла 3-5 человек. Обычно такая семья состояла из двух поколений кровных родственников: родителей и детей. В то же время у якутов существовала и другая форма семьи - неразделенная, включающая три поколения родственников: стариков-родителей, их женатых сыновей и внуков (8-10 человек). В основном неразделенная семья существовала у богатых якутов, таким образом, численность семьи была прямым образом связана с материальным благосостоянием [2, с. 60].
Сейчас ситуация выглядит с точностью наоборот. Именно сложная материально-финансовая ситуация не позволяет семьям жить по отдельности, поэтому повсеместно встречается тип семьи, когда родители живут вместе со своими взрослыми детьми и внуками. И только наиболее обеспеченная прослойка якутского общества может позволить себе покупку отдельного жилья для молодой семьи. То же самое относится к количеству детей. Согласно опросу, 35,6 % ответили, что хотели бы в идеале иметь троих детей при наличии необходимых материально-финансовых условий. 31,6 % отметили, что с учетом своих возможностей они могут позволить себе не более двоих детей.
Но то, о чем писал П.А. Слепцов, в полной мере относится к современным родственным отношениям. В новых условиях, когда серьезной проблемой является, например, покупка жилья или автомобиля, только семья / клан могут оказать необходимую финансовую поддержку. Причем чем ближе семья к источникам власти или денег, тем крепче ее родственные связи. Если в советское время в условиях социального равенства финансовая сторона отношений всегда была на втором плане, теперь она имеет важнейшее значение, и в зависимости от финансового положения семей меняются и их отношения. Согласно данным соцопроса, на вопрос «Если в Вашей семье бывают сложности, с чем они связаны?» 36,1 % ответили «материальные проблемы», 28,1 % - «семейные конфликты», 16,8 % - «жилищные проблемы», 15,1 % - «проблемы со здоровьем», 10,1 % назвали «проблемы с детьми». Материальные проблемы, таким образом, являются наиболее распространенными в современных семьях.
Еще одна тенденция последних 15 лет заключается в том, что сельская молодежь после переезда в город обычно заводит отношения и семью довольно рано, еще в студенческие годы. Учитывая, что на первом курсе основной массе студентов не более 17-18 лет, то к завершению университета (в 21-22 года) у многих уже имеются собственные семьи с детьми. Для многих молодых семей стало почти традицией отправлять своих малолетних детей на воспитание бабушкам и дедушкам в деревню. Пока молодая семья ищет свое место в городе, воспитанием детей занимаются их родители.
Вообще в большинстве случаев связь между родителями и их детьми в якутском обществе поддерживается на протяжении всей жизни. Более того, молодые семьи зачастую находятся в финансовой и материальной зависимости от своих родителей, которые оказывают поддержку детям так долго, насколько это будет возможно.
В ходе интервью многие респонденты говорили о такой особенности якутской семьи, как опека над детьми. Респондент М.Р. Иванов отмечает: «Особенность якутской семьи, по-моему, это рождение ребенка. Мы очень сильно "трясемся" над ребенком, вплоть до его женитьбы и даже дальше, то есть мы опекаем его до самой старости». «Главное отличие якутской семьи -это то, что с детьми долго возятся, - отмечал респондент О.А. Романов. - Дети уже взрослые, но не могут оторваться от родителей, которые сильно их опекают и контролируют. А они привыкают и до старости зависят от своих родителей. По-моему, ни у одного народа нет такого. Помню, со мной в армии служил один парень из Якутска, так мать постоянно ему деньги отправляла».
В целом в современных якутских семьях хорошо заметен переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, к нуклеарным семьям. Так, семьи родителей респондентов-представителей старшего поколения, как правило, включали в себя не только родителей и детей, но бабушек и дедушек, а также других родственников, которые проживали одной семьей. Сейчас же 47,1 % уверены, что устойчивости брака будет способствовать самостоятельное проживание молодых супругов (со вступлением в брак с момента рождения первенца).
Отдельно нужно остановиться на положении женщин в якутском обществе. По мнению многих исследователей, женщины в якутском обществе никогда не находились в подчиненном положении, для них не существовало каких-либо жестких предписаний по вопросу поведения в мужском коллективе. Р.И. Бравина отмечает, что якутка в традиционном обществе никогда не была рабыней мужчины, она воспринималась как партнер второго плана. Женщина - хозяйка дома - могла принимать гостей в отсутствие мужа, сидеть с ними за одним столом, участвовать в общественных праздниках и развлечениях. Муж, прежде чем принять решение по какому-нибудь хозяйственному вопросу, обязательно советовался со своей женой. Женщина должна была слушаться мужа, почитать его старших родственников, подчиняться и следовать традициям рода мужа [3, с. 71].
Как пишет П.А. Слепцов, «в истории встречаются случаи, когда женщина (чаще вдова) стояла во главе семьи и умело руководила своим хозяйством. В традиционном якутском обществе положение женщины имело двойственный характер» [4, с. 61].
Как ни странно, когда заводишь разговор с людьми об особенностях якутской семьи, все с уверенностью заявляют, что это прежде всего патриархальное общество, где главенствуют мужчины. Согласно опросу, 61,5 % респондентов считают главой семьи именно мужа.
Тем не менее у семей старшего поколения часто встречаются случаи, когда женщины забирают всю заработную плату своего мужа и выделяют ему на ежедневные нужды небольшую сумму. В таких семьях ни одно важное решение не принимается без согласия женщины. В то же время в большинстве якутских семей домашнее хозяйство ведет только жена. В ее обязанности входят готовка, уборка, стирка и т. д., при этом мужчина будет считать, что домашние дела ниже его достоинства. Нередки случаи, когда мужчины целенаправленно ищут себе жену, чтобы переложить на нее обязанности по ведению домашнего хозяйства.
В ходе полевых работ в селах Танда и Тюнгюлю в Центральной Якутии летом 2014 г. были сделаны следующие наблюдения. 13 июля 2014 г. наша команда посетила Тюнгюлюнскую СОШ с углубленным изучением отдельных предметов. По наблюдениям в Тюнгюлю пристальное внимание уделяют воспитанию семейных ценностей. В школе был создан специальный класс, где школьники изучают особенности якутской семьи, роль мужчины (отца) в семье. Класс богато украшен стендами с фотографиями образцовых семей. Отдельный стенд посвящен матерям-героиням, у которых 10 и более детей.
По сравнению с с. Тюнгюлю в с. Танда никто не занимается специальным изучением семейных традиций и их преподаванием в школе. На вопрос о том, какой должна быть якутская семья, ни один человек в Танде не дал прямого ответа. Создалось впечатление, что такая постановка вопроса чересчур прямолинейна (и, возможно, жители села никогда даже не задавались таким вопросом), и тандинцы либо отвечали уклончиво, либо отделывались пространными фразами. Например, жительница села А.П. Калининская сказала только, что она делала все, что женщина должна делать в семье. Другой житель Е. Аммосов дал пространный ответ, что дома - одна хозяйка - это его жена, и она занимается всем, что касается домашнего быта. Идея обучать детей в школе семейным ценностям представляется почти утопической в Танде, так как местные жители больше озабочены заработком средств для жизни, содержанием и уходом за скотом, состоянием тандинской дороги и реализацией производимой ими продовольственной продукции.
Во время интервью многие респонденты часто отмечали, что в настоящее время в сельской местности изменились отношения мужчин и женщин. Объясняли они это тем, что мужчины в большинстве своем остались без работы. И если для женщины работа может найтись в бюджетных предприятиях - в школах, дошкольных учреждениях, учреждениях культуры, администрации, фельдшерских пунктах, то мужской работы с гарантированной зарплатой как таковой в деревне нет. «Вот они от безделья и безвыходности пьянствуют. И женщина приходит к выводу, что она лучше проживет сама. Родит для себя ребенка, воспитает его. Зато не надо ходить за пьяным мужем, быть битой от него», - отмечают респонденты. «Понятно, что и в хозяйстве много мужской работы, но мужчине все это надоедает, ведь домашний труд неблагодарный. Правда, в последнее время люди все больше стали понимать, что жизнь зависит от них самих, и стали потихоньку приобщаться к делу, работают на лесопильне, строят дома».
В целом перемены одинаково наблюдаются везде - и в городе, и на селе. Причем хорошо заметно противоречие между традиционным пониманием семейных ценностей и их современной трактовкой. Если в традиционном мировосприятии все то, что расположено внутри двора,
находится в ведении женщины, а то, что находится за его пределами - в ведении мужчины, то современный мир как раз видоизменил до неузнаваемости внешний мир. Если внутреннее пространство осталось практически неизменным, то его внешняя составляющая, втянутая в гло-бализационные, новые социально-экономические отношения, приобрела иные смыслы и требования, ведущие к неизбежной трансформации семейных отношений и перераспределению социальных ролей в семье.
Ссылки:
1. Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса (на материале традиций саха). Новосибирск, 2005.
2. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX - начало ХХ вв.). Якутск, 1989.
3. Бравина Р.И. Указ. соч.
4. Слепцов П.А. Указ. соч.