УДК 316.356.2 СЕМЬЯ КАК НОСИТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЯКУТИИ
Попова Л.Н.
Статья, основанная на результатах комплексного социологического исследования, проведенного в Республике Саха (Якутия), раскрывает специфику взаимодействии традиционного и инновационного в семейнобрачных отношениях коренных народов Северо-Востока страны. В статье отражены причины конфликтности в процессе трансформации семейнобрачных отношений, изменения в распределении ролей, значимости семейных ценностей и степени принадлежности к расширенной семье.
Ключевые слова: традиционная семья, инновации, Республика Саха (Якутия), коренные народы.
FAMILY AS THE BEARER OF TRADITION AND INNOVATION: THE EXPERIENCE OF SOCIAL RESEARCH IN YAKUTIA
Popova L.N.
The article, based on the results of a comprehensive survey conducted in the Republic of Sakha (Yakutia), reveals the specific interaction of traditional and innovative in the conjugal relationship of indigenous peoples of the North-East of the country. The article describes the causes of conflict in the process of transformation of family relations, the changes in roles, the importance of family values and the degree of belonging to an extended family.
Keywords: traditional family, innovation, Republic of Sakha (Yakutia),
indigenous people.
Этническая специфика народа сохраняется и проявляется в языке, традициях, культуре, которые, прежде всего, аккумулируются в семье, получают в ней «стартовое» положение. Национальная семья - это сложившаяся в конкретно-исторической и природно-географической обстановке совокупность людей, для которых характерны общие относительно стабильные особенности культуры и психики, а также сознание своего единства и отличия от других таких же образований. [2, с.29] В этом смысле семья представляет собой такой фактор национальной жизни, который обеспечивает биологическое, физическое и духовное сохранение конкретного народа, его общность и целостность, преемственность поколений в котором закрепляется своеобразие нации, её отличие от других. По мнению авторитетного исследователя семейно-брачных отношений народов Северо-Востока России Б.Н. Попова, «семья выполняет функцию осознания бытия нации, не ограничиваясь её настоящим, но охватывая её прошлое и будущее» [3, с.76].
В октябре 2011 году группой социологов СВФУ им. М. К. Аммосова в 16 районах Республики Саха (Якутия) был проведен Комплексный социологический опрос с применением многоступенчатой типологической квотной стратификационной выборки. На первом этапе составления выборочной совокупности использовалась методика типологического отбора районов, учитывался критерий национального состава населения района. В выборку были отобраны четыре типа районов: мононациональные, якутские, в которых исторически проживают от 80 до 100 % представителей народа саха; русскоязычные территории, на которых сосредоточены, в основном, представители славян; районы, в которых проживает смешанное по национальному составу население и арктические, где живут и трудятся коренные малочисленные народы Севера (КМНС), а также саха и русские.
Опрос охватил 1982 человека, из них наибольшее количество в столице республики г. Якутске - 504 человека. Среди опрошенных 84,4% составили саха и 15,6% - представители КМНС. Возрастно-половой состав опрошенных соответствует возрастно-половому составу Республики Саха (Якутия), согласно данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) [1, с.15-16].
Гендерное соотношение составило 45,1% мужчин и 54,9% женщин. Были получены репрезентативные пропорции возрастных генераций: 28,3%
двадцатилетних (от 18 до 29 лет); 34,4% тридцатилетних (от 30 до 44 лет); 29% респондентов от 45 до 60 лет и 8,3% тех, кому 60 лет и выше. Стоит отметить, что согласно отчетам наших анкетеров, наибольшую сложность представлял поиск на предприятиях, в организациях мужчин в возрасте от 45 до 60 лет. В тоже время как женщины этой возрастной категории, напротив, являются активными работниками, несмотря на пенсионный и предпенсионный возраст. К сожалению, в республике на протяжении «эпохи реформ» наблюдается сверхсмертность мужчин: во-первых, от болезней системы кровообращения (коэффициент смертности по этой причине превышает аналогичный показатель у женщин в 1, 3 раза), во-вторых, от несчастных случаев, травм, отравлений, самоубийств и убийств.
В современном обществе распространены в основном три типа семьи: традиционная, где главой семьи является мужчина, эгалитарная, в которой все важные решения принимаются сообща и семья, где главой является тот супруг, который более успешно функционирует в обществе и, зачастую, имеет более высокий доход.
В качестве одной из гипотез исследования выдвигалась мысль о том, что первый тип семьи должен быть более распространённым в улусах, где в большей степени сохраняется традиционный уклад жизни и соответственно традиционная семья. О традиционализме якутской семьи свидетельствуют следующие данные: 61,5 % респондентов считают главой семьи мужа, 20,8% -жену (табл.1). При этом наблюдается парадоксальная разница между ответами
жителей города и села. Процент сельчан, признающих патриархальную семью, составляет - 54,2%, горожан - 66, 4 %. Женщину называют главой семьи 23 % жителей улусов и 18,1% жителей городов. Таким образом, наше предположение о сохранении традиционных семейно-брачных отношений в большей степени в сельской местности не подтвердилось. На наш взгляд, это различие объясняется, во-первых, теми социально-экономическими процессами, которые заметно изменили образ жизни села, затронув также сферу семейно-брачных отношений. Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что большая часть горожан - это выходцы из сельской местности, ставшие жителями города за последние 10-15 лет, когда резко активизировались миграционные процессы внутри республики. 46% опрошенных жителей г. Якутск являются уроженцами села, из них проживают в городе менее 10 лет - 29 %. В-третьих, мужчина, на наш взгляд, часто признаётся главой семьи формально, согласно сложившейся традиции.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Кого Вы считаете главой своей семьи?»
в зависимости от пола
Варианты ответов по всему массиву в зависимости от пола
мужской женский
мужа 61,5 70,9 53,6
жену 20,8 11,7 28,3
Родителя (ей) одного из супругов 6,1 5,1 6,8
взрослого ребенка 1,0 0,7 1,3
другой вариант 1,9 2,2 1,7
оба супруга 8,7 9,3 8,2
Всего: 100,0 100,0 100,0
Кроме того, представляет интерес различие в отношении к типу семьи у мужчин и женщин: признают главой семьи женщину - 28,3 % женщин и вдвое меньше (11,7 %) мужчин. Данный выбор объясняется, с одной стороны,
высоким уровнем образования женщин - якутянок и, соответственно, высоким уровнем их жизненных притязаний [1, с. 24-25], с другой стороны, тем, что 26,4 % всех опрошенных не состоят в браке на данный момент, 22,4 % никогда не состояли в браке, 8,9 % живут в гражданском браке, 6,6 % находятся в состоянии развода, 5,8 % - в состоянии вдовства. Из них большинство составляют женщины.
Эгалитарная семья, как один из главных результатов длительного процесса модернизации семейно-брачных отношений, представлена в нашем исследовании и сельской (11,3 %), и городской семьёй (7,9 %). Всего лишь 6% называют в качестве «главных» в семье родителей, более распространены властные отношения старшинства в сельской местности - 7,3 %, в городе выбор составил 5,7 %. Таким образом, можно говорить о том, процесс трансформации семейно-брачных отношений затрагивает как город, так и село.
Наличие многочисленных родственных связей и отношений, признание ценности родства является одним из признаков традиционной якутской семьи. Он сохраняется и в современных условиях, так, 63 % опрошенных признают себя частью рода, каждый второй имеет близкие отношения с родственниками, каждый третий дружественные (рис.1). Не общаются, но сохраняют связи 12,3 %, и лишь некоторые их не поддерживают.
Рисунок 1
70
60
50
40
30
20
10
0
63
Можете ли Вы назвать себя частью рода (членом родового клана)?
18,8
-52-
-41-
8,8
да, безусловно скорее да, чем скорее нет, чем нет, не могу затрудняюсь нет да назвать ответить
Среди назвавших себя частью рода, клана преобладают жители Таттинского, Сунтарского, Горного, Момского улусов, где в целом сохраняется мононациональность населения, минимальный процент национально-смешанных браков, приверженность национальным традициям. Ослабевают родственные связи в основном в тех улусах, которые характеризуются многонациональным составом, активными миграционными процессами, распространением двуязычия - это Мирнинский и Ленский улусы.
Отношение к семье и браку мы можем видеть по вопросу «Что позитивного несут брак и семья?» (табл.2). В ответах респондентов были затронуты процессы инкультурации поколений в семье. Каждый пятый респондент (19,1 %) подчеркнул сохранение национальных традиций и каждый седьмой (7,4 %) отметил формирование национальной идентичности именно в семье. 68,9% считает, что в семье находишь заботу и поддержку, любовь и сердечность; при этом не отмечается существенной разницы в определении этих семейных ценностей в ответах сельчан (67,2%) и горожан (71,7%).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Что позитивного, на Ваш взгляд, несут брак и семья?» в зависимости от типологии улусов
варианты ответов по всему массиву в зависимости от типологии улусов*
арктически е индустриал ьные интернацио нальные центральн ые
легче достичь материального благополучия 22,4 22,7 21,2 26,5 16,1
облегчает ведение многих повседневных дел (питание, стирка, шитье, ремонт дома и т.п.) 30,7 33,5 18,1 31,0 39,2
в браке рождаются дети 46,2 44,9 42,9 46,6 50,1
семья позволяет обеспечить лучший уход, воспитать детей на должном уровне 58,3 56,8 56,3 58,1 62,3
брак, семья прививают чувство семьянина детям 27,1 24,2 25,3 31,3 24,8
в семье находишь заботу и поддержку, любовь и сердечность 68,9 66,7 71,8 68,7 69,2
брак дает возможность вести регулярную половую жизнь 13,1 13,8 9,8 13,9 13,9
в семье сохраняются национальные традиции 19,1 18,9 17,8 19,2 20,6
в семье формируется национальная идентичность (чувство единства со своей нацией) 7,4 6,6 9,8 5,9 8,7
семья способствует адаптации индивида в социуме 11,4 10,0 14,5 14,3 5,0
официальный брак дает возможность получать помощь государства, кредиты и др. 9,1 11,0 6,7 8,2 10,9
другое 1,3 1,3 1,6 1,1 1,5
больше 100,0%
Не отличаются взгляды жителей села и города на обеспечение оптимальных условий для ухода за детьми и воспитания: 58,3% респондентов
считает, что только в семье является возможным обеспечение должного уровня. 46,2% уверены, что семья нужна для того, чтобы в ней рождались дети, 27% - что через семью детям прививается чувство семьянина, 11,4 %
респондентов отмечают роль семьи в адаптации личности к социуму.
Важными нам представляются вопросы, связанные с устойчивостью семейно-брачных отношений. Более прочным подавляющее большинство респондентов (82,5 %) считает брак, основанный на чувстве любви, и лишь 13,7% базой семьи называют расчёт. Таким образом, с точки зрения жителей республики, меркантильный, прагматичный подход особой роли для устойчивости семьи не играет. Однако, обыденный опыт показывает, что в семейной жизнедеятельности любви не всегда достаточно и существуют большие шансы для того, чтобы «лодка любви разбилась о быт», по крылатому выражению поэта В. Маяковского. Естественно, вопросы касались тех сложностей, с которыми сталкивается семья.
Конфликты в семье встречаются достаточно часто, по общему массиву они случаются в каждой третьей семье. Наиболее часто семейные конфликты отмечают респондентами Абыйского (39,4 %), Олёкминского (37,5 %), г. Якутск (35,2 %). В основе семейных конфликтов находятся материальные условия, супружеская неверность, алкоголизм, наркомания либо другая аддикция одного или обоих супругов, различные подходы к воспитанию детей и распределение домашних обязанностей, вопросы общения, проведения досуга и т.п. 36,1 % респондентов признаются, что главными проблемами в семье являются материальные, особенно это характеризует население, проживающее в таких улусах как Булунский и Таттинский, где данная проблема волнует каждого второго респондента, и одновременно этот выбор типичен для каждого третьего жителя города Якутск и ряда улусов - Анабарского, Абыйского, Алданского, Нерюнгриского.
Необходимо заметить, что одна из наиболее артикулированных в общественном дискурсе тем - насилие, в частности, в семье, не выделяется как
проблема. Всего 0,7 % респондентов признались в наличии каких-либо видов насильственных действий в собственной семье.
34,1 % респондентов выделяют существенную роль женщины в семье, считая, что создание материальных условий, позволяющих женщине полностью посвятить себя дому и детям, является важным условием повышения устойчивости семьи. Необходимо учитывать и тот факт, что социальные традиции российского общества, к сожалению, не способствуют тому, чтобы мужчина активно участвовал в процессе воспитания детей, и неудивительно, что основной груз в этом деле ложится на плечи женщины. Женщина постсоветского социума находится в двойственной жизненной позиции. С одной стороны, можно говорить о том, что женщина, занятая на работе, действительно, мало бывает дома, меньше времени уделяет воспитанию детей и заботе о членах семьи, с другой, наличие хорошего образования и профессиональной подготовки женщин создает для неё иные социальные ценности - карьера, власть, богатство и т.п. Кроме того, часто именно материальные и статусные атрибуты позволяют разрешить вопрос независимости женщины от мужчины в случае распада семьи. Как необходимое условие устойчивости семьи 11,1% предлагают заключение брачного контракта, 11,8 % - создание сети психологической службы семьи. Факторами стабильности брака 47,1% респондентов считает возможность самостоятельного проживания молодых супругов. С нашей точки зрения, данные факторы свидетельствуют об инновационности в сфере семейнобрачных отношений,
Таким образом, подтверждается мысль о том, что семья остаётся тем социальным институтом, который относится к наиболее устойчивой сфере этнического своеобразия народа. В тоже время проведённый опрос позволил выявить социально-демографическую трансформацию семьи у народов Якутии с сохранением специфики традиционной культуры семейно-брачных
отношений в различных сферах, в частности, в распределении ролей мужа и жены в семье и обществе.
Список литературы
1. Возрастно-половой состав населения Республики Саха (Якутия) по районам республики: Статистический сборник № 222/230. Часть II. Якутск, 2010. 95 с.
2. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: Традиции и инновации. Новосибирск: Наука, 1993. 260 с.
3. Попов Б. Н. Семейно-брачные отношения у народов Северо-Востока
СССР: сущность, специфика, структура и интернационализация //
Интернационализация духовной жизни народов Якутской АССР. Сб. научных трудов. Якутск, 1989. С.74-85.
References
1. Vozrastno-polovoi sostav naselenia Respublki Sakha (Yakutia) po raionam respubliki: Statisticheski sbornik№ 222/230. Part II. Yakutsk, 210. 95 p.
2. Popov B.N Semeinay kultura narodov Severo-Vostoka Rossii: Tradizii i innowazii. Novosibirsk: Nauka, 1993. 260 p.
3. Popov B.N Internacionalizaciya duhovnoi zhizni narodov Yakutskoy ASSR. Yakutsk, 1989. pp.74-85.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Попова Людмила Николаевна, доцент кафедры социологии и управления персоналом Финансово-экономического института, кандидат философских наук
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова пр. Ленина 1, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677700, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Popova Lyudmila Nikolaevna, Associate Professor of Sociology and Human Resources, Financial and Economic Institute, PhD.
North-Eastern Federal University
1, Lenina Ave., Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), 677700, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Винокурова Декабрина Михайловна, старший научный сотрудник, кандидат социологических наук, доцент.
Учреждение Российской академии наук Сибирского отделения Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера