Научная статья на тему 'Изменение семейно-брачных отношений и проблема устойчивости этнокультурных традиций'

Изменение семейно-брачных отношений и проблема устойчивости этнокультурных традиций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
FAMILY / TRADITIONS / GENERATIONS / FAMILY VALUES / SIBERIA / REGIONS / TUVA / KHAKASSIA / ALTAI / KALMYKIA / YAKUTIA / RAS SB / SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Галина Савитовна

В статье представлены результаты массовых социологических обследований, проведенных в 2005–2007 гг. сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН и посвященных изменениям во взглядах на семейно-брачные отношения: в Республиках Тыва, Хакасия, Алтай, Калмыкия и Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alteration of relations in marriage and problem of ethnocultural traditions’ fixity

Article reveals results of wide-scale sociological researches conducted in 2005-2007 by the staff of Ethnosocial research sector of Russian Academy of Sciences Siberian Branch Institute for Philosophy and Law. Researches were devoted to alteration in views for family and marriage relations in republics of Tyva, Khakassia, Altai, Kalmykia and Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Изменение семейно-брачных отношений и проблема устойчивости этнокультурных традиций»

В прошлом номере нашего журнала мы опубликовали обзор работы круглого стола «Социокультурный неотрадиционализм и устойчивое развитие регионов России», который состоялся в рамках Международной научно-практической конференции «Регионы для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации» (г. Новосибирск, 2527 марта 2010 года), а также опубликовали несколько текстов докладов. В этом номере публикуем также две статьи на основе сделанных докладов.

ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕННО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИИ И ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ

ТРАДИЦИИ

Г. С. Гончарова1

Аннотация: В статье представлены результаты массовых социологических обследований, проведенных в 2005 — 2007 гг. сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН и посвященных изменениям во взглядах на семейно-брачные отношения: в Республиках Тыва, Хакасия, Алтай, Калмыкия и Саха (Якутия).

Ключевые слова: семья, традиции, поколения, семейные ценности, Сибирь, регионы, Тува, Хакасия, Алтай, Калмыкия, Якутия, СО РАН, социология.

ALTERATION OF RELATIONS IN MARRIAGE AND PROBLEM OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS' FIXITY

G. S. Goncharova

Abstract: Article reveals results of wide-scale sociological researches conducted in 2005-2007 by the staff of Ethnosocial research sector of Russian Academy of Sciences Siberian Branch Institute for Philosophy and Law. Researches

1 Гончарова Галина Савитовна — научный сотрудник Института философии и права СО РАН, г. Новосибирск.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_7/2152-

goncharova.html

117

were devoted to alteration in views for family and marriage relations in republics of Tyva, Khakassia, Altai, Kalmykia and Sakha (Yakutia).

Keywords: family, traditions, generations, family values, Siberia, regions, Tuva, Khakassia, Altai, Kalmykia, Yakutia, RAS SB, sociology.

В современных условиях глобальных социокультурных изменений семья, оставаясь главным транслятором традиций, изменяется сама: меняется ее структура, а также характер взаимоотношений между супругами, между семейными поколениями. В то же время со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Трансформация традиционных семейных ценностей и отношений в семейно-брачной сфере, происходящая под действием научно-технического и социального прогресса, создает угрозу потери ценностей этнического самоопределения, разрушения традиций и нравственных устоев народов. В этих условиях устойчивость этнокультурных традиций в сфере семейно-брачных отношений, направленных на сохранение авторитета и целостности семьи, выступает опорой общества.

Анализ изменений ценностных ориентаций в сфере семейно-брачных отношений на фоне существующего демографического кризиса в России — актуальная научная задача, решение которой является фактором устойчивого развития страны и ее регионов, в особенности Сибири. Снижение рождаемости и брачности, увеличение доли незарегистрированных браков и числа рождений у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, — тенденции, обусловленные многими причинами объективного и субъективного характера, в том числе трансформацией ценностных ориентаций населения.

118

Данные текущей статистики показывают, что браки без регистрации получают все большее распространение среди населения, о чем косвенно свидетельствует увеличение количества детей, рожденных вне брака. Доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке в России, составляла 27,9% в 1999 г. и 29,2% в 2006 г. от общего числа родившихся, т.е увеличилась за рассматриваемый период на 1,3%. В республиках Сибири (кроме Республики Алтай) наблюдаем рост доли детей, рожденных вне брака, и она везде значительно выше средних по России. Так, доля детей, рожденных вне брака, от общего числа родившихся в Республике Тыва в 1999 г. и 2006 г. составляла 55,7 и 67,8% соответственно, в Республике Хакасия — 33,4 и 38,3% , в Республике Алтай — 36,6 и 34,1% и в Республике Саха (Якутия) — 32,2 и 39,2% (Демографический ежегодник, 2001: 150, 153, 157-158; Демографический ежегодник, 2007: 160, 162, 164-166).

Изменения во взглядах на семейно-брачные отношения изучались по материалам массовых социологических обследований в 2005 — 2007 гг., проведенных сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН: в Республиках Тыва, Хакасия, Алтай, Калмыкия и Саха (Якутия). Исследования проводились в рамках программы «Этносоциальные процессы в Сибири в системе цивилизационных взаимодействий: ценности, идеалы, стратегии социокультурной адаптации», реализуемой Институтом философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (ИФПР СО РАН) при сотрудничестве с коллегами из других регионов (руководитель программы — д.филос.н., проф. Ю. В. Попков). Работа осу-

119

ществлялась при финансовой поддержке РГНФ: грант № 07-03-92203a/G «Цивилизационные константы Внутренней Евразии: ценностные системы и мировоззренческие ориентиры» — совместный конкурс РГНФ и Министерства образования, науки и культуры МНР, рук. Ю. В. Попков, и грант № 08-06-00613а «Модели этнокультурной адаптации молодежи в условиях интенсификации промышленного освоения Севера (на примере Республики Саха (Якутия))», рук. д.пед.н. М. А. Абрамова.

Сравнение отношения к традиционным семейным ценностям у народов с их реальным демографическим поведением (с регистрируемостью браков, брачностью и детностью) в какой-то степени может свидетельствовать о дисбалансе, наблюдаемой в сфере семейно-брачных отношений. У нас нет текущей статистики по рождаемости у отдельных народов, но о различиях в уровнях рождаемости можно составить впечатление по среднему числу рожденных детей (на 1000 женщин) по материалам переписи населения. Так, значение этого показателя у женщин алтаек, тувинок, саха, хакасок и калмычек составляет соответственно 2070, 2033, 1989, 1922, 1892 (Рождаемость, 2005: 733, 801, 805, 807, 831). По материалам наших исследований доля женщин, считающих, что очень важно иметь детей, у алтаек, тувинок, саха, хакасок и калмычек составляет 75, 77, 92, 82, 95% соответственно. У четырех народов (кроме саха) наблюдаем закономерность, состоящую в том, что чем выше среднее число рожденных детей на 1000 женщин, тем меньше молодых женщин, считающих, что очень важно иметь детей. Так, алтайки при самом высоком показателе рождаемости (2070), по сравнению с другими народами из этой группы, имеют среди молодежи самую

120

низкую долю, считающих, что очень важно иметь детей (75%). Это может свидетельствовать о снижении потребности в детях у молодого поколения у всех народов тюрко-монгольской группы при более сильных изменениях традиционно высокой потребности иметь детей у алтайцев.

Сравнение уровней брачности (доли лиц, состоящих в браке) у всего населения с тем, насколько считается очень важным иметь мужа (жену) у молодого поколения, позволяет в какой-то степени сравнить существующее супружество с тем, насколько считается, что это очень важно, насколько оно соответствует ожиданиям.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., доля женщин, состоящих в браке, имеет следующие значения и располагается в порядке убывания таким образом: алтайки (57,68%), хакаски (53,34%), саха (50,76%), тувинки (50,69%), калмычки (50,03%) (Рождаемость, 2005). По материалам наших исследований доля молодых женщин, считающих, что очень важно иметь мужа, у алтаек, хакасок, саха, тувинок, калмычек составляет 41, 60, 66, 49, 75% соответственно.

Сравнивая долю лиц, состоящих в браке у всего населения, с долей лиц считающих, что «очень важно иметь мужа» у молодежи, видим, что у алтайских женщин брачность, будучи максимальной, по сравнению с другими народами, имеет минимальные значения в ценностных ориентациях. Аналогичная ситуация наблюдается у алтайских мужчин, при том, что значения доли состоящих в браке и ценность «очень важно иметь жену» у них выше по сравнению с женщинами-алтайками. Следует отметить, что у четырех народов, кроме тувинок, наблюдаем закономер-

121

ность: чем выше брачность, тем меньше считающих «очень важно иметь мужа» среди молодых женщин. Такое противоречие может быть связано частично с неудовлетворенностью существующими браками или с тем, что молодое поколение женщин в своем стремлении к независимости увеличило требования к браку вообще и к супругу в частности.

Сравнение доли лиц, состоящих в зарегистрированном браке у всего населения с долей лиц считающих, что «очень важно состоять в зарегистрированном браке» среди молодого поколения позволяет определить согласованность демографического поведения с ценностными ориентациями по поводу регистрации брака. Насколько традиции в поведении населения согласуются с их ценностью у молодежи.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., доля женщин, состоящих в зарегистрированном браке, у тувинок составляла 37,32%, у хакасок — 41,36%, у саха — 45,62%, у алтаек — 45,63%, у калмычек — 46,02% (Рождаемость, 2005).

По материалам наших исследований доля молодых женщин, считающих, что очень важно состоять в зарегистрированном браке, среди тувинок, хакасок, саха, алтаек, калмычек составляет 43, 57, 60, 36, 64% соответственно.

Сравнивая состояние в зарегистрированном браке с ценностью «очень важно состоять в зарегистрированном браке», видим, что у четырех народов (кроме алтайских женщин) наблюдается согласованность демографического поведения и мнения о ценности зарегистрированного брака, при увеличении доли реально состоящих в зарегистрированном браке наблюдаем, увеличение доли считающих зарегистрированный брак очень

122

важной ценностью. Однако у женщин-алтаек, при наименьшей доле считающих «очень важно состоять в зарегистрированном браке» (36%) практически самая высокая доля состоящих в зарегистрированном браке (45,63%). У мужчин-алтайцев аналогичная ситуация: при самой низкой доле считающих «очень важно состоять в зарегистрированном браке (45%) самая высокая доля состоящих в зарегистрированном браке 53,64% (Национальный состав..., 2004: 978, 1020, 1022, 1036).

Отход от традиций в сфере семейно-брачных отношений происходит у всех народов тюрко-монгольской группы, но у алтайцев этот процесс наиболее интенсивен.

Семья осуществляет связь поколений, транслируя материальные формы быта, собственнические отношения, обычаи, нравы, ценности и пр., и наряду с другими институтами социального развития предписывает организационные стороны жизни, задает траекторию развития народа. Все это осуществляется через систему ценностей, через отношение к материальным и идеальным ценностям, которые передаются из поколения в поколение в семьях и обществе в целом. Индикатором этого процесса в той или иной мере у этноса может быть сохранение традиций и верований, которые распространяются на многие стороны общественной и семейной жизни. В то же время под влиянием технического прогресса происходят существенные изменения ценностных ориентаций в сфере семейно-брачных отношений у всех народов. Степень этих изменений различна. На примере учащейся молодежи Республики Саха (Якутия) исследовалась роль семьи в передаче (сохранении) этнокультурных родильных, свадебных, похоронных обрядов и традиций детям.

123

Как трансляция этих традиций связана с этническим типом семьи и с отношением к религии? Рассмотрим четыре этнические группы учащейся молодежи: саха, русские, коренные малочисленные народы Севера и все другие национальности объединенные вместе.

Таблица 1

Влияние родителей на сохранение родильных, свадебных, похоронных обрядов и традиций у детей различных национальностей в Республике Саха

(Якутия), %.

Сохранение (соблюдение) традиций у детей и их родителей Национальность учащейся молодежи

саха (якуты) русские КМНС другие народы всего в Республике Саха (Якутия)

Сохранение традиций в двух поколениях 73 60 62 55 67

Не произошла передача традиций во втором поколении 6 11 5 9 8

Возрождение традиций во втором поколении 13 12 22 18 14

Отрицание традиций в двух поколениях 8 17 11 19 12

Всего 100 100 100 100 100

Как видим (Табл.1), во всех этнических группах в основном происходит трансляция традиций, сохранение их в двух поколениях — передача традиций от родителей к детям. Однако этот процесс неоднороден: в группе саха он протекает более интенсивно, чем у русских, коренных малочисленных народов Севера и в группе «другие народы». Наименьшую степень сохранения традиций наблюдаем в этнической группе «другие народы», представленной различными национальностями — в основном мигрантами, видимо, теряющими связь с этнической родиной, что в той или иной мере влияет на процесс сохранения тради-

124

ции. Следует отметить, что у них изначально меньше доля соблюдающих традиции в родительской семье: 64% против 79% у саха, 71% у русских и 67% у коренных малочисленных народов Севера. Однако среди них велика доля, желающих возродить традиции во втором поколении; таковых больше только у коренных малочисленных народов Севера.

Передача традиций, как и их существование в родительских семьях, четко зависит от типа брака родителей (этнически смешанный или однородный). В этнически однородных семьях у всех народов сохранение традиций в двух поколениях выше, чем в этнически смешанных семьях. Эти различия у саха составляют 10%, у русских — 7%, у коренных малочисленных народов Севера — 8% и у других народов — 23% (Табл. 2).

Таблица 2.

Трансляция традиций и этнический тип семьи родителей, %.

Соблюдение (сохранение) традиций у родителей и их детей Национальность учащейся молодежи

саха (якуты) русские КМНС другие народы

брак родителей

этниче- ски сме- шанный этнически однородный этниче- ски сме- шанный этнически однородный этниче- ски сме- шанный этнически однородный этниче- ски сме- шанный этнически однородный

Сохранение традиций в двух поколениях 64 74 55 62 58 66 44 67

Не произошла передача традиций во 2-ом поколении 10 5 5 12 5 4 7 12

125

Возрождение традиций во 2-ом поколении 13 13 15 11 24 20 25 10

Отрицание традиций в двух поколениях 13 8 25 15 13 10 24 11

Следует отметить, что отрицание традиции в двух поколениях проявляется в большей степени в этнически смешанных семьях, чем в этнически однородных: у саха на 5%, у русских на 10%, у коренных малочисленных народов Севера на 3% и у других народов на 13%.

Передача традиций в двух поколениях, как и их отрицание в двух поколениях — две стороны одного и того же процесса: воздействия родителей на модель поведения детей. В первом случае это трансляция традиций, а во втором — трансляция отсутствия традиций. Можно сделать вывод, что у саха и у коренных малочисленных народов Севера трансляция традиций в этнически однородных семьях выше, чем в этнически смешанных. У русских и у других национальностей трансляция отсутствия традиций выше в этнически смешанных семьях.

Возрождение традиций во втором поколении наблюдается во всех семьях, но у детей из этнически смешанных семей оно несколько выше. Возможно, это связано с влиянием времени, когда возрождение традиций, также как и веры, становится признаком осознания этнокультурной идентификации.

126

Соблюдение этнокультурных традиций, особенно связанных с родильными, свадебными и похоронными обрядами, как и их сохранение зависит от отношения к религии.

Сохранение традиций в двух поколениях наблюдается в большей степени среди верующих у всех народов, а отрицание традиций в двух поколениях — среди не верующих (Табл. 3).

Таблица 3.

Трансляция традиций семьей и отношение к религии, %.

Соблюдение (сохранение) традиций у родителей и их детей Национальность учащейся молодежи

саха русские КМНС другие народы

Отношение учащейся молодежи к религии

ве- рующи не верую- щие ве- рующи не верую- щие ве- рующи не верую- щие ве- рующи не верую- щие

Сохранение традиций в двух поколениях 76 71 68 44 72 57 67 38

Не произошла передача традиций во 2ом поколении 5 7 7 18 5 5 5 18

Возрождение традиций во 2-ом поколении 14 12 10 14 23 23 13 18

Отрицание традиций в двух поколениях 6 10 15 24 0 16 14 28

Различия в сохранении традиций в двух поколениях между верующими и не верующими у саха составляют 5%, у русских — 24%, у коренных малочисленных народов Севера — 15%, у других национальностей — 29%. Не произошла передача традиций млад-

127

шему поколению в большей степени среди неверующих у русских и у других национальностей (18%). Среди неверующих у всех народов процесс отрицания традиций в двух поколениях происходит более интенсивно. Следует отметить, среди всех национальностей наблюдается возрождение традиций во 2-ом поколении, как у верующих, так и у неверующих. Наиболее интенсивно он происходит у коренных малочисленных народов Севера.

Роль семьи в сохранении традиций распространяется не только на соблюдение обрядов, но и на формирование ценностных ориентаций, в сфере семейно-брачных отношений (иметь мужа (жену), состоять в зарегистрированном браке, иметь детей).

Таблица 4.

Отношение к традиционным семейным ценностям в зависимости соблюдения (сохранения) традиций на уровне двух поколений в семье, %.

Соблюдение (сохранение) традиций у родителей и их детей Национальность учащейся молодежи

саха русские КМНС другие народы

1. Считают, что очень важно иметь мужа (жену)

Сохранение традиций в двух поколениях 77 73 75 78

Не произошла передача традиций во 2-м поколении 70 65 53 78

Возрождение традиций во 2-м поколении 70 70 65 75

Отрицание традиций в двух поколениях 64 66 71 66

2. Считают, что очень важно состоять в зарегистрированном браке

Сохранение традиций в двух поколениях 65 53 62 62

Не произошла передача традиций во 2-м поколении 55 45 40 59

Возрождение традиций во 2-м поколении 63 40 63 64

Отрицание традиций в двух поколениях 50 43 71 41

128

3. Считают, что очень важно иметь детей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сохранение традиций в двух поколениях 93 86 87 87

Не произошла передача традиций во 2-м поколении 78 71 80 85

Возрождение традиций во 2-м поколении 91 82 85 89

Отрицание традиций в двух поколениях 83 71 88 79

Трансляция традиционных семейных ценностей (очень важно иметь мужа (жену); состоять в зарегистрированном браке; очень важно иметь детей) осуществляется семьей в большей мере через сохранение традиций в двух поколениях. Так, у всех национальностей, кроме входящих в группу «другие народы» наблюдаем, превышение доли лиц, считающих, что очень важно иметь мужа (жену) в семьях сохраняющих традиции в двух поколениях по сравнению с не сохраняющими их во втором поколении. У саха эти различия составляют 7%, у русских — 8%, у коренных малочисленных народов Севера — 22%.

Аналогичная ситуация среди лиц, считающих, что очень важно состоять в зарегистрированном браке. У всех народов доля лиц сохраняющих традиции в двух поколениях выше, чем у не сохраняющих во втором поколении: у саха различия составляют 10%, у русских — 8%, у КМНС — 22% у других народов — 3%.

Доля считающих, что очень важно иметь детей и сохраняющих традиций в двух поколениях также выше, чем у не сохраняющих во втором поколении. У всех народов (за исключением других национальностей) доля лиц сохраняющих традиции в двух поколениях выше, чем у не сохраняющих во втором поколении: у

129

саха различия составляют 15%, у русских — 15%, у КМНС — 7%. У других национальностей она остается на том же уровне.

Кроме того, следует отметить, что процент среди считающих очень важными традиционные семейные ценности и сохраняющих традиции в двух поколениях, как правило, выше по сравнению с теми, у которых происходит отрицание традиций в двух поколениях.

Так, доля считающих, что очень важно иметь мужа (жену) выше среди тех, у которых происходит сохранение традиций в двух поколениях по сравнению с лицами, отрицающими традиции в двух поколениях: у саха — на 13%, у русских — на 7%, у коренных малочисленных народов Севера — на 4%, у других национальностей — на 12%.

Основные выводы. 1. Отход от традиций в сфере семейнобрачных отношений происходит у всех народов тюркомонгольской группы, но у алтайцев этот процесс наиболее интенсивен и проявляется в несоответствии между демографическим поведением населения и ценностными ориентациями молодежи.

2. У всех народов Республики Саха (Якутия) происходит трансляция семейных ценностей через сохранение традиций в двух поколениях (родители — дети). Сохранение традиций наиболее интенсивно происходит у учащейся молодежи Республики Саха (Якутия) среди верующих и воспитывающихся в этнически однородных семьях. Таким образом, семья, являясь транслятором традиций, способствует сохранению и устойчивости семейных этнокультурных традиций в сфере семейно-брачных отношений.

130

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Демографический ежегодник России (2001) : Стат. сб. / Госкомстат России. М.

Демографический ежегодник России (2007) : Стат. сб. / Госкомстат России. М.

Рождаемость (2005). Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 12. Статистика России. М.

Национальный состав и владение языками, гражданство (2004). Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т.4. Книга 2 Статистика России. М.

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.