В прошлом номере нашего журнала мы опубликовали обзор работы круглого стола «Социокультурный неотрадиционализм и устойчивое развитие регионов России», который состоялся в рамках Международной научно-практической конференции «Регионы для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации» (г. Новосибирск, 2527 марта 2010 года), а также опубликовали несколько текстов докладов. В этом номере публикуем также две статьи на основе сделанных докладов.
ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕННО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИИ И ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ
ТРАДИЦИИ
Г. С. Гончарова1
Аннотация: В статье представлены результаты массовых социологических обследований, проведенных в 2005 — 2007 гг. сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН и посвященных изменениям во взглядах на семейно-брачные отношения: в Республиках Тыва, Хакасия, Алтай, Калмыкия и Саха (Якутия).
Ключевые слова: семья, традиции, поколения, семейные ценности, Сибирь, регионы, Тува, Хакасия, Алтай, Калмыкия, Якутия, СО РАН, социология.
ALTERATION OF RELATIONS IN MARRIAGE AND PROBLEM OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS' FIXITY
G. S. Goncharova
Abstract: Article reveals results of wide-scale sociological researches conducted in 2005-2007 by the staff of Ethnosocial research sector of Russian Academy of Sciences Siberian Branch Institute for Philosophy and Law. Researches
1 Гончарова Галина Савитовна — научный сотрудник Института философии и права СО РАН, г. Новосибирск.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_7/2152-
goncharova.html
117
were devoted to alteration in views for family and marriage relations in republics of Tyva, Khakassia, Altai, Kalmykia and Sakha (Yakutia).
Keywords: family, traditions, generations, family values, Siberia, regions, Tuva, Khakassia, Altai, Kalmykia, Yakutia, RAS SB, sociology.
В современных условиях глобальных социокультурных изменений семья, оставаясь главным транслятором традиций, изменяется сама: меняется ее структура, а также характер взаимоотношений между супругами, между семейными поколениями. В то же время со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Трансформация традиционных семейных ценностей и отношений в семейно-брачной сфере, происходящая под действием научно-технического и социального прогресса, создает угрозу потери ценностей этнического самоопределения, разрушения традиций и нравственных устоев народов. В этих условиях устойчивость этнокультурных традиций в сфере семейно-брачных отношений, направленных на сохранение авторитета и целостности семьи, выступает опорой общества.
Анализ изменений ценностных ориентаций в сфере семейно-брачных отношений на фоне существующего демографического кризиса в России — актуальная научная задача, решение которой является фактором устойчивого развития страны и ее регионов, в особенности Сибири. Снижение рождаемости и брачности, увеличение доли незарегистрированных браков и числа рождений у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, — тенденции, обусловленные многими причинами объективного и субъективного характера, в том числе трансформацией ценностных ориентаций населения.
118
Данные текущей статистики показывают, что браки без регистрации получают все большее распространение среди населения, о чем косвенно свидетельствует увеличение количества детей, рожденных вне брака. Доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке в России, составляла 27,9% в 1999 г. и 29,2% в 2006 г. от общего числа родившихся, т.е увеличилась за рассматриваемый период на 1,3%. В республиках Сибири (кроме Республики Алтай) наблюдаем рост доли детей, рожденных вне брака, и она везде значительно выше средних по России. Так, доля детей, рожденных вне брака, от общего числа родившихся в Республике Тыва в 1999 г. и 2006 г. составляла 55,7 и 67,8% соответственно, в Республике Хакасия — 33,4 и 38,3% , в Республике Алтай — 36,6 и 34,1% и в Республике Саха (Якутия) — 32,2 и 39,2% (Демографический ежегодник, 2001: 150, 153, 157-158; Демографический ежегодник, 2007: 160, 162, 164-166).
Изменения во взглядах на семейно-брачные отношения изучались по материалам массовых социологических обследований в 2005 — 2007 гг., проведенных сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН: в Республиках Тыва, Хакасия, Алтай, Калмыкия и Саха (Якутия). Исследования проводились в рамках программы «Этносоциальные процессы в Сибири в системе цивилизационных взаимодействий: ценности, идеалы, стратегии социокультурной адаптации», реализуемой Институтом философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (ИФПР СО РАН) при сотрудничестве с коллегами из других регионов (руководитель программы — д.филос.н., проф. Ю. В. Попков). Работа осу-
119
ществлялась при финансовой поддержке РГНФ: грант № 07-03-92203a/G «Цивилизационные константы Внутренней Евразии: ценностные системы и мировоззренческие ориентиры» — совместный конкурс РГНФ и Министерства образования, науки и культуры МНР, рук. Ю. В. Попков, и грант № 08-06-00613а «Модели этнокультурной адаптации молодежи в условиях интенсификации промышленного освоения Севера (на примере Республики Саха (Якутия))», рук. д.пед.н. М. А. Абрамова.
Сравнение отношения к традиционным семейным ценностям у народов с их реальным демографическим поведением (с регистрируемостью браков, брачностью и детностью) в какой-то степени может свидетельствовать о дисбалансе, наблюдаемой в сфере семейно-брачных отношений. У нас нет текущей статистики по рождаемости у отдельных народов, но о различиях в уровнях рождаемости можно составить впечатление по среднему числу рожденных детей (на 1000 женщин) по материалам переписи населения. Так, значение этого показателя у женщин алтаек, тувинок, саха, хакасок и калмычек составляет соответственно 2070, 2033, 1989, 1922, 1892 (Рождаемость, 2005: 733, 801, 805, 807, 831). По материалам наших исследований доля женщин, считающих, что очень важно иметь детей, у алтаек, тувинок, саха, хакасок и калмычек составляет 75, 77, 92, 82, 95% соответственно. У четырех народов (кроме саха) наблюдаем закономерность, состоящую в том, что чем выше среднее число рожденных детей на 1000 женщин, тем меньше молодых женщин, считающих, что очень важно иметь детей. Так, алтайки при самом высоком показателе рождаемости (2070), по сравнению с другими народами из этой группы, имеют среди молодежи самую
120
низкую долю, считающих, что очень важно иметь детей (75%). Это может свидетельствовать о снижении потребности в детях у молодого поколения у всех народов тюрко-монгольской группы при более сильных изменениях традиционно высокой потребности иметь детей у алтайцев.
Сравнение уровней брачности (доли лиц, состоящих в браке) у всего населения с тем, насколько считается очень важным иметь мужа (жену) у молодого поколения, позволяет в какой-то степени сравнить существующее супружество с тем, насколько считается, что это очень важно, насколько оно соответствует ожиданиям.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., доля женщин, состоящих в браке, имеет следующие значения и располагается в порядке убывания таким образом: алтайки (57,68%), хакаски (53,34%), саха (50,76%), тувинки (50,69%), калмычки (50,03%) (Рождаемость, 2005). По материалам наших исследований доля молодых женщин, считающих, что очень важно иметь мужа, у алтаек, хакасок, саха, тувинок, калмычек составляет 41, 60, 66, 49, 75% соответственно.
Сравнивая долю лиц, состоящих в браке у всего населения, с долей лиц считающих, что «очень важно иметь мужа» у молодежи, видим, что у алтайских женщин брачность, будучи максимальной, по сравнению с другими народами, имеет минимальные значения в ценностных ориентациях. Аналогичная ситуация наблюдается у алтайских мужчин, при том, что значения доли состоящих в браке и ценность «очень важно иметь жену» у них выше по сравнению с женщинами-алтайками. Следует отметить, что у четырех народов, кроме тувинок, наблюдаем закономер-
121
ность: чем выше брачность, тем меньше считающих «очень важно иметь мужа» среди молодых женщин. Такое противоречие может быть связано частично с неудовлетворенностью существующими браками или с тем, что молодое поколение женщин в своем стремлении к независимости увеличило требования к браку вообще и к супругу в частности.
Сравнение доли лиц, состоящих в зарегистрированном браке у всего населения с долей лиц считающих, что «очень важно состоять в зарегистрированном браке» среди молодого поколения позволяет определить согласованность демографического поведения с ценностными ориентациями по поводу регистрации брака. Насколько традиции в поведении населения согласуются с их ценностью у молодежи.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., доля женщин, состоящих в зарегистрированном браке, у тувинок составляла 37,32%, у хакасок — 41,36%, у саха — 45,62%, у алтаек — 45,63%, у калмычек — 46,02% (Рождаемость, 2005).
По материалам наших исследований доля молодых женщин, считающих, что очень важно состоять в зарегистрированном браке, среди тувинок, хакасок, саха, алтаек, калмычек составляет 43, 57, 60, 36, 64% соответственно.
Сравнивая состояние в зарегистрированном браке с ценностью «очень важно состоять в зарегистрированном браке», видим, что у четырех народов (кроме алтайских женщин) наблюдается согласованность демографического поведения и мнения о ценности зарегистрированного брака, при увеличении доли реально состоящих в зарегистрированном браке наблюдаем, увеличение доли считающих зарегистрированный брак очень
122
важной ценностью. Однако у женщин-алтаек, при наименьшей доле считающих «очень важно состоять в зарегистрированном браке» (36%) практически самая высокая доля состоящих в зарегистрированном браке (45,63%). У мужчин-алтайцев аналогичная ситуация: при самой низкой доле считающих «очень важно состоять в зарегистрированном браке (45%) самая высокая доля состоящих в зарегистрированном браке 53,64% (Национальный состав..., 2004: 978, 1020, 1022, 1036).
Отход от традиций в сфере семейно-брачных отношений происходит у всех народов тюрко-монгольской группы, но у алтайцев этот процесс наиболее интенсивен.
Семья осуществляет связь поколений, транслируя материальные формы быта, собственнические отношения, обычаи, нравы, ценности и пр., и наряду с другими институтами социального развития предписывает организационные стороны жизни, задает траекторию развития народа. Все это осуществляется через систему ценностей, через отношение к материальным и идеальным ценностям, которые передаются из поколения в поколение в семьях и обществе в целом. Индикатором этого процесса в той или иной мере у этноса может быть сохранение традиций и верований, которые распространяются на многие стороны общественной и семейной жизни. В то же время под влиянием технического прогресса происходят существенные изменения ценностных ориентаций в сфере семейно-брачных отношений у всех народов. Степень этих изменений различна. На примере учащейся молодежи Республики Саха (Якутия) исследовалась роль семьи в передаче (сохранении) этнокультурных родильных, свадебных, похоронных обрядов и традиций детям.
123
Как трансляция этих традиций связана с этническим типом семьи и с отношением к религии? Рассмотрим четыре этнические группы учащейся молодежи: саха, русские, коренные малочисленные народы Севера и все другие национальности объединенные вместе.
Таблица 1
Влияние родителей на сохранение родильных, свадебных, похоронных обрядов и традиций у детей различных национальностей в Республике Саха
(Якутия), %.
Сохранение (соблюдение) традиций у детей и их родителей Национальность учащейся молодежи
саха (якуты) русские КМНС другие народы всего в Республике Саха (Якутия)
Сохранение традиций в двух поколениях 73 60 62 55 67
Не произошла передача традиций во втором поколении 6 11 5 9 8
Возрождение традиций во втором поколении 13 12 22 18 14
Отрицание традиций в двух поколениях 8 17 11 19 12
Всего 100 100 100 100 100
Как видим (Табл.1), во всех этнических группах в основном происходит трансляция традиций, сохранение их в двух поколениях — передача традиций от родителей к детям. Однако этот процесс неоднороден: в группе саха он протекает более интенсивно, чем у русских, коренных малочисленных народов Севера и в группе «другие народы». Наименьшую степень сохранения традиций наблюдаем в этнической группе «другие народы», представленной различными национальностями — в основном мигрантами, видимо, теряющими связь с этнической родиной, что в той или иной мере влияет на процесс сохранения тради-
124
ции. Следует отметить, что у них изначально меньше доля соблюдающих традиции в родительской семье: 64% против 79% у саха, 71% у русских и 67% у коренных малочисленных народов Севера. Однако среди них велика доля, желающих возродить традиции во втором поколении; таковых больше только у коренных малочисленных народов Севера.
Передача традиций, как и их существование в родительских семьях, четко зависит от типа брака родителей (этнически смешанный или однородный). В этнически однородных семьях у всех народов сохранение традиций в двух поколениях выше, чем в этнически смешанных семьях. Эти различия у саха составляют 10%, у русских — 7%, у коренных малочисленных народов Севера — 8% и у других народов — 23% (Табл. 2).
Таблица 2.
Трансляция традиций и этнический тип семьи родителей, %.
Соблюдение (сохранение) традиций у родителей и их детей Национальность учащейся молодежи
саха (якуты) русские КМНС другие народы
брак родителей
этниче- ски сме- шанный этнически однородный этниче- ски сме- шанный этнически однородный этниче- ски сме- шанный этнически однородный этниче- ски сме- шанный этнически однородный
Сохранение традиций в двух поколениях 64 74 55 62 58 66 44 67
Не произошла передача традиций во 2-ом поколении 10 5 5 12 5 4 7 12
125
Возрождение традиций во 2-ом поколении 13 13 15 11 24 20 25 10
Отрицание традиций в двух поколениях 13 8 25 15 13 10 24 11
Следует отметить, что отрицание традиции в двух поколениях проявляется в большей степени в этнически смешанных семьях, чем в этнически однородных: у саха на 5%, у русских на 10%, у коренных малочисленных народов Севера на 3% и у других народов на 13%.
Передача традиций в двух поколениях, как и их отрицание в двух поколениях — две стороны одного и того же процесса: воздействия родителей на модель поведения детей. В первом случае это трансляция традиций, а во втором — трансляция отсутствия традиций. Можно сделать вывод, что у саха и у коренных малочисленных народов Севера трансляция традиций в этнически однородных семьях выше, чем в этнически смешанных. У русских и у других национальностей трансляция отсутствия традиций выше в этнически смешанных семьях.
Возрождение традиций во втором поколении наблюдается во всех семьях, но у детей из этнически смешанных семей оно несколько выше. Возможно, это связано с влиянием времени, когда возрождение традиций, также как и веры, становится признаком осознания этнокультурной идентификации.
126
Соблюдение этнокультурных традиций, особенно связанных с родильными, свадебными и похоронными обрядами, как и их сохранение зависит от отношения к религии.
Сохранение традиций в двух поколениях наблюдается в большей степени среди верующих у всех народов, а отрицание традиций в двух поколениях — среди не верующих (Табл. 3).
Таблица 3.
Трансляция традиций семьей и отношение к религии, %.
Соблюдение (сохранение) традиций у родителей и их детей Национальность учащейся молодежи
саха русские КМНС другие народы
Отношение учащейся молодежи к религии
ве- рующи не верую- щие ве- рующи не верую- щие ве- рующи не верую- щие ве- рующи не верую- щие
Сохранение традиций в двух поколениях 76 71 68 44 72 57 67 38
Не произошла передача традиций во 2ом поколении 5 7 7 18 5 5 5 18
Возрождение традиций во 2-ом поколении 14 12 10 14 23 23 13 18
Отрицание традиций в двух поколениях 6 10 15 24 0 16 14 28
Различия в сохранении традиций в двух поколениях между верующими и не верующими у саха составляют 5%, у русских — 24%, у коренных малочисленных народов Севера — 15%, у других национальностей — 29%. Не произошла передача традиций млад-
127
шему поколению в большей степени среди неверующих у русских и у других национальностей (18%). Среди неверующих у всех народов процесс отрицания традиций в двух поколениях происходит более интенсивно. Следует отметить, среди всех национальностей наблюдается возрождение традиций во 2-ом поколении, как у верующих, так и у неверующих. Наиболее интенсивно он происходит у коренных малочисленных народов Севера.
Роль семьи в сохранении традиций распространяется не только на соблюдение обрядов, но и на формирование ценностных ориентаций, в сфере семейно-брачных отношений (иметь мужа (жену), состоять в зарегистрированном браке, иметь детей).
Таблица 4.
Отношение к традиционным семейным ценностям в зависимости соблюдения (сохранения) традиций на уровне двух поколений в семье, %.
Соблюдение (сохранение) традиций у родителей и их детей Национальность учащейся молодежи
саха русские КМНС другие народы
1. Считают, что очень важно иметь мужа (жену)
Сохранение традиций в двух поколениях 77 73 75 78
Не произошла передача традиций во 2-м поколении 70 65 53 78
Возрождение традиций во 2-м поколении 70 70 65 75
Отрицание традиций в двух поколениях 64 66 71 66
2. Считают, что очень важно состоять в зарегистрированном браке
Сохранение традиций в двух поколениях 65 53 62 62
Не произошла передача традиций во 2-м поколении 55 45 40 59
Возрождение традиций во 2-м поколении 63 40 63 64
Отрицание традиций в двух поколениях 50 43 71 41
128
3. Считают, что очень важно иметь детей
Сохранение традиций в двух поколениях 93 86 87 87
Не произошла передача традиций во 2-м поколении 78 71 80 85
Возрождение традиций во 2-м поколении 91 82 85 89
Отрицание традиций в двух поколениях 83 71 88 79
Трансляция традиционных семейных ценностей (очень важно иметь мужа (жену); состоять в зарегистрированном браке; очень важно иметь детей) осуществляется семьей в большей мере через сохранение традиций в двух поколениях. Так, у всех национальностей, кроме входящих в группу «другие народы» наблюдаем, превышение доли лиц, считающих, что очень важно иметь мужа (жену) в семьях сохраняющих традиции в двух поколениях по сравнению с не сохраняющими их во втором поколении. У саха эти различия составляют 7%, у русских — 8%, у коренных малочисленных народов Севера — 22%.
Аналогичная ситуация среди лиц, считающих, что очень важно состоять в зарегистрированном браке. У всех народов доля лиц сохраняющих традиции в двух поколениях выше, чем у не сохраняющих во втором поколении: у саха различия составляют 10%, у русских — 8%, у КМНС — 22% у других народов — 3%.
Доля считающих, что очень важно иметь детей и сохраняющих традиций в двух поколениях также выше, чем у не сохраняющих во втором поколении. У всех народов (за исключением других национальностей) доля лиц сохраняющих традиции в двух поколениях выше, чем у не сохраняющих во втором поколении: у
129
саха различия составляют 15%, у русских — 15%, у КМНС — 7%. У других национальностей она остается на том же уровне.
Кроме того, следует отметить, что процент среди считающих очень важными традиционные семейные ценности и сохраняющих традиции в двух поколениях, как правило, выше по сравнению с теми, у которых происходит отрицание традиций в двух поколениях.
Так, доля считающих, что очень важно иметь мужа (жену) выше среди тех, у которых происходит сохранение традиций в двух поколениях по сравнению с лицами, отрицающими традиции в двух поколениях: у саха — на 13%, у русских — на 7%, у коренных малочисленных народов Севера — на 4%, у других национальностей — на 12%.
Основные выводы. 1. Отход от традиций в сфере семейнобрачных отношений происходит у всех народов тюркомонгольской группы, но у алтайцев этот процесс наиболее интенсивен и проявляется в несоответствии между демографическим поведением населения и ценностными ориентациями молодежи.
2. У всех народов Республики Саха (Якутия) происходит трансляция семейных ценностей через сохранение традиций в двух поколениях (родители — дети). Сохранение традиций наиболее интенсивно происходит у учащейся молодежи Республики Саха (Якутия) среди верующих и воспитывающихся в этнически однородных семьях. Таким образом, семья, являясь транслятором традиций, способствует сохранению и устойчивости семейных этнокультурных традиций в сфере семейно-брачных отношений.
130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Демографический ежегодник России (2001) : Стат. сб. / Госкомстат России. М.
Демографический ежегодник России (2007) : Стат. сб. / Госкомстат России. М.
Рождаемость (2005). Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 12. Статистика России. М.
Национальный состав и владение языками, гражданство (2004). Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т.4. Книга 2 Статистика России. М.
131